[3, С. 210]. Действительно, русские часто жалуются и пеняют на судьбу. Например, у нас есть такие фразеологизмы: быть в руках судьбы; судьба сыграла (со мной) злую шутку и т.д.
Но, несмотря на все это, нельзя сказать, что русским людям свойственно пассивное отношение к жизни. Под влиянием тех или иных проявлений английской культуры, россияне постепенно становятся все более активными, и поэтому, на наш взгляд, Т.В. Ларина относит русскую культуру к одному из переходных типов.
Выводы. Таким образом, проведённый нами сравнительный анализ английской и русской культур выявил основные различия, которые лежат в основе коммуникативных ценностей их представителей, а также указал на некоторые особенности поведения представителей этих двух народов. На наш взгляд, коммуникативные неудачи возникают в случае, когда говорящие совершают различные ошибки на интуитивном уровне, опираясь на нормы и традиции своей культуры. Поэтому для преодоления коммуникативных сбоев, нужно тщательно подходить к изучению культурных различий народов, населяющих ту или иную страну.
Список литературы:
1. Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур. Пер. с англ. - М.: Р. Валент, 2003. - 191 с.
2. Ларина Т.В. Англичане и русские: язык, культура, коммуникация - М.: Языки славянской культуры, 2013. -357с.
3. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 224 с.
4. Холл, Э. Т. и Холл, М. Р. Понимание культурных различий: немцы, французы и американцы. - Ярмут, Мэн: Межкультурная пресса, 1990.
УДК 339.138
ВОВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ОВЗ К СПОРТИВНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Платонова Айше Вадимовна,
кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Асеев Сергей Сергеевич, студент
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье первоочередно были рассмотрены теоретические основы социальной рекламы, а также ее специфика в сфере спорта. Проанализирована реклама социальной направленности и выделены факторы формирования освещенности социально-значимых вопросов в сфере спорта.
Ключевые слова: социальная реклама; спорт; ОВЗ.
Annotation. The article primarily considered the theoretical foundations of social advertising, as well as its specificity in the field of sports. The advertising of a social orientation is analyzed and the factors of formation of the coverage of socially significant issues in the field of sports are highlighted.
Key words: social advertisement; sport; HIA.
Постановка проблемы. Социальная реклама в России в становится все более значимой, серьёзной, злободневной, она призывает остановиться и задуматься над серьёзными жизненными проблемами, вырабатывает
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.
This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.
поведенческие установки людей, способствует корреляции взглядов, особенно молодого поколения, на те или иные вещи, стимулирует совершать нравственные поступки [1].
Социальная реклама направлена также на мобилизацию внимания к событийным мероприятиям в общественной жизни страны: событиям общероссийского и международного уровня, культурным, спортивным мероприятиям, мероприятиям, направленным на информирование о борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, безопасности жизнедеятельности, профилактики здоровья и здорового образа жизни [8].
Становясь частью рыночной экономики, физическая культура и спорт не могут не подчиняться законам предпринимательской деятельности, одной из важнейших составных частей которой выступает реклама — информация о потребительских свойствах физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг с целью их реализации и создания спроса на них [5].
Изложение основного материала. В российском физкультурно-спортивном движении отсутствует четкое представление о различиях между пропагандой и социальной рекламой спорта, что нередко ведет к смешению этих понятий и замене одного понятия другим. Это существенно снижает возможности эффективного использования рекламы спорта. С другой стороны, понятие «спортивная реклама» нередко отождествляется с коммерческой рекламой в спорте. В результате реклама активного образа жизни и спорта не получает режима наибольшего благоприятствования, на который она вправе рассчитывать. Кроме того, как уже отмечалось выше, рекламная деятельность пока еще не стала одним из источников финансирования спорта [10].
В связи с этим представляется актуальной задача изучения использования социальной рекламы в спорте, разграничения коммерческой и спортивной рекламы в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, что, в конечном итоге, должно способствовать не только сохранению традиционных ценностей спорта, но и вовлечению населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, использованию рекламно-спон сорской и лицензионной деятельности в качестве одного из источников их финансирования [4].
В спорте и спортивной индустрии социальная реклама применяется постоянно. Для успешного ведения информационной политики и популяризации спортивного образа жизни, социальная реклама выступает необходимым элементом. Для реализации на практике поставленных задач целесообразно применение социальной рекламы. Наиболее часто применяется реклама классического вида: реклама на радио, реклама на телевидении, реклама в журналах и газетах [6].
Социальная реклама активно используется в спортивной области, так как в ней сформирована потребность в распространении информации в различных социальных группах и слоях общества для привлечения аудитории к спортивной деятельности и улучшения здоровья нации, что является целью государственной политики [2].
На данный момент социальная реклама является одним из эффективных инструментов привлечения лиц с ОВЗ к занятиям спортом и активному здоровому образу жизни. Существует множество различных социальных роликов данной тематики. Проанализируем некоторые из них:
«Проблемы детей - инвалидов, в том числе девочек инвалидов». В данном ролике мы можем наблюдать за детьми, играющими в футбол. Они веселятся, и в процессе игры мяч вылетает за пределы поля. Рядом проходящая девочка принимает пас и возвращает мяч в игру, забивая гол. Мальчики приглашают её играть с ними, но она не понимает, так как она оказывается глухонемой. Сопровождающий её друг, на языке жестов объясняет ей, что мальчики зовут её играть с ними, но она стесняется. Друг ей говорит, о том, что её ничего стесняться ведь она хорошо играет. И она идёт играть с ребятами. Ролик заканчивается слоганом: «У каждой мечты есть своё будущее». Заказчиком выступил проект «Доступная среда». Данный ролик с помощью аудиовизуальных средств эффективно передаёт главную мысль и привлекает внимание к проблемам детей с ОВЗ.
Рисунок 1. Кадр из социального ролика: «Проблемы детей - инвалидов, в том числе девочек инвалидов»
Социальная реклама «Чемпион»: в данном социальном ролике мы можем увидеть, как молодой человек занимается спортом, с помощью монтажных склеек и общего аудиовизуального стиля видео, мы можем понять с какой самоотдачей и энергией он тренируется. В финальной части ролика мы видим, как он проплывает пятьдесят метров и вылезает из бассейна. Мы понимаем, что у спортсмена отсутствуют ноги, ролик заканчивается слоганом «Ты преодолеешь всё». Данный социальный ролик эффективно мотивирует не только здоровых людей, а также лиц с ОВЗ к спортивному образу жизни.
Выводы. Таким образом, рассмотрев примеры социальных роликов, мы можем сделать вывод о том, что социальная реклама направленная на привлечение внимания общественности к спортивному образу жизни и проблемам спортсменов с ОВЗ достаточно распространена и имеет высокий уровень эффективности. Частый выход в информационном поле такого рода роликов способствует наиболее острому поднятию в обществе данной проблемы [7].
В настоящее время потребность общества в социальной рекламе спортивной направленности выросла, и она все активнее выходит в виртуальное пространство. Это обстоятельство предполагает поиск путей наиболее эффективного применения социальной рекламы спортивной направленности, чему в значительной мере может способствовать ее научное осмысление [3].
Список литературы:
1. Виноградов А. П. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. -М., 1996.
2. Галкин В. В., Сысоев В. И. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры,- Воронеж, 2003. - 252 с.
3. Горунович А. Н. Социальная реклама в России: проблемы и перспективы // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. -2014.-№3,- С. 69-74.
4. Гуськов С. И. Спортивный маркетинг,- К.: Олимпийская литература, 1995. - 296 с.
5. Дормидонтова Л. С. Пропаганда физической культуры и спорта в коллективе физической культуры. - Омск,
6. Ривз, Р. Реальность в рекламе [Электронный ресурс] / Р. Ривз. Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/79411/ го8зег-11У2-геа1по81 угек1ате.рЬр свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения 17.03.2022).
7. Спорт и образ жизни / Сб. статей. - М.: Физкультура и спорт, 1979. -278 с.
8. Тренды развития социальной рекламы. [Электронный ресурс]/ Электронные данные. - Режим доступа: http://wwwZlsoc.ru/ (дата обращения 15.03.2022).
9. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2004.
Рисунок 2. Кадр из социального ролика: «Чемпион»
1988.