Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В МАССОВЫЙ СПОРТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА", "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА", "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"'

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В МАССОВЫЙ СПОРТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА", "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА", "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшов И.В.

В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны, укрепление и сохранение здоровья школьников, студентов, работников организаций и предприятий через здоровьеобучение и вовлечение в массовый спорт. Для здоровьеобучения и вовлечения в массовый спорт школьников, студентов, работников учреждений, предприятий разработана и применяется трилогия учебных изданий «Организация деятельности школьного спортивного клуба», «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе». В результате применения трилогии учебных изданий и организации на их основе в общеобразовательных школах - школьных спортивных клубов, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования - студенческих спортивных клубов, в учреждениях и предприятиях - спортивных клубов в трудовых коллективах эффективно осуществляется вовлечение 100% школьников, студентов, работников учреждений и предприятий в массовый спорт (независимо от уровня физической подготовленности) и их здоровьеобучение (с формированием научного мировоззрения по вопросам здоровья и здорового образа жизни на основе современных знаний и практик, грамотности по соблюдению 8 элементов ЗОЖ), что способствует, укреплению и сохранению здоровья школьников, студентов, работников учреждений и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В МАССОВЫЙ СПОРТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА", "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА", "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"»

рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает удачные работы, поощряет всех детей.

© Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., 2021

УДК 373(075); 378(075); 796/799

Меньшов И.В.

канд. пед. наук г. Чита, РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕОБУЧЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ В МАССОВЫЙ СПОРТ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ТРИЛОГИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ: «ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА», «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА», «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Аннотация

В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны, укрепление и сохранение здоровья школьников, студентов, работников организаций и предприятий через здоровьеобучение и вовлечение в массовый спорт.

Для здоровьеобучения и вовлечения в массовый спорт школьников, студентов, работников учреждений, предприятий разработана и применяется трилогия учебных изданий «Организация деятельности школьного спортивного клуба», «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе».

В результате применения трилогии учебных изданий и организации на их основе в общеобразовательных школах - школьных спортивных клубов, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования - студенческих спортивных клубов, в учреждениях и предприятиях -спортивных клубов в трудовых коллективах эффективно осуществляется вовлечение 100% школьников, студентов, работников учреждений и предприятий в массовый спорт (независимо от уровня физической подготовленности) и их здоровьеобучение (с формированием научного мировоззрения по вопросам здоровья и здорового образа жизни на основе современных знаний и практик, грамотности по соблюдению 8 элементов ЗОЖ), что способствует, укреплению и сохранению здоровья школьников, студентов, работников учреждений и предприятий.

Ключевые слова:

Школьники, студенты, трудовые коллективы, здоровье, спортивный клуб.

В современных условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны через укрепление и сохранение здоровья школьников, студентов, работников организаций и предприятий на основе вовлечения их в массовый спорт и здоровьеобучение.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств для здоровьеобучения и вовлечения в массовый спорт школьников, студентов, работников учреждений, предприятий является спортивный клуб.

На снимке: трилогия учебных изданий «Организация деятельности школьного спортивного клуба», «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», «Организация деятельности

спортивного клуба в трудовом колллективе».

Для организации спортивных клубов на основе современной нормативно-правой, организационно-структурной и учебно-методической базы разработана и применяется трилогии учебных изданий «Организация деятельности школьного спортивного клуба», «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе».

Разработанная трилогия учебных изданий составляет систему вовлечения в массовый спорт и здоровьеобучения школьников, студентов, работников учреждений, предприятий через организацию

¡.Учебное издание «Организация деятельности школьного спортивного клуба».

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности школьного спортивного клуба» предназначено для организации деятельности спортивного клуба в образовательных организациях системы общего образования с целью формирования здорового образа жизни среди школьников, вовлечения их в массовый спорт.

Учебное издание «Организация деятельности школьного спортивного клуба» построено в соответствии со стандартами по физической культуре для общеобразовательных организаций.

Вовлечение школьников 1-11 классов (независимо от уровня физической подготовленности) в массовый спорт через организацию деятельности школьного спортивного клуба на основе данного издания осуществляется через участие обучающихся в спартакиадах.

Проведение спартакиад осуществляется в формате спортивных учебных игр. Школьники, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе, принимают участие только в видах спорта, которые не предъявляют повышенных требований к основным системам организма.

Организация здоровьеобучения школьников 1-11 классов через деятельность школьного спортивного клуба на основе данного идания включает проведение занятий по 8 правилам/элементам здорового образа жизни.

При этом, каждому из 8 правил/элементов ЗОЖ соответствует свой «Друг здоровья»: распорядок дня и «Друг здоровья Распоряделкин», закаливание и «Друг здоровья Закалялкин», отсутствие вредных привычек и «Друг здоровья Невредилкин», личная гигиена и «Друг здоровья Умывалкин», межличностное общение и «Друг здоровья Общалкин», психическая саморегуляция и «Друг здоровья Настроелкин», правильное питание и «Друг здоровья Питалкин», двигательная активность и «Друг здоровья

V11VJJ 1I1LI11LI1.V W/iJ,

Движелкин».

По каждому правилу/элементу ЗОЖ в учебном издании представлена характеристика, практические советы, валеоафоризмы (афоризмы, пословицы, поговорки о здоровье, здоровом образе жизни), учебные картинки (валеокартинки) и стихотворения (валеостихотворения), контрольные вопросы.

Организация деятельности школьного спортивного клуба на основе данного издания позволяет вовлечь 100% школьников 1-11 классов в массовый спорт (независимо от уровня физической подготовленности) и здоровьеобучение (с формированием научного мировоззрения по вопросам здоровья и здорового образа жизни на основе современных знаний и практик, грамотности по соблюдению 8 правил/элементов ЗОЖ), способствует, укреплению и сохранению здоровья обучающихся на основе собственных усилий.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности школьного спортивного клуба» является победителем в номинации «Лучшее издание по физической культуре и спорту» общероссийского конкурса «Университетская книга - 2016», который состоялся на базе Новосибирского государственного педагогического университета, что подтверждает высокий научно-практический статус учебно-методических материалов издания по организации эффективной деятельности школьного спортивного клуба.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности школьного спортивного клуба» рекомендовано для обучения руководящего состава общеобразовательных организаций с целью формирования культуры здоровья школьников, вовлечения обучающихся в массовый спорт через организацию деятельности школьного спортивного клуба.

Рецензентами учебно-методического пособия «Организация деятельности школьного спортивного клуба» являются: Н.П. Абаскалова - доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственнного педагогического университета, Т.К. Клименко - доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственнного университета.

2. Учебное издание «Организация деятельности студенческого спортивного клуба».

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности

студенческого спортивного клуба» предназначено для организации деятельности спортивного клуба в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования с целью формирования культуры здоровья студентов, вовлечения обучающихся в массовый спорт.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности студенческого спортивного клуба» подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к формированию общих и профессиональных компетенций студентов системы профессионального образования. Учебное издание «Организация деятельности студенческого спортивного клуба» построено в соответствии со стандартами по физической культуре для образовательных организаций системы профессионального образования.

Вовлечение студентов (независимо от уровня физической подготовленности) в массовый спорт через организацию деятельности студенческого спортивного клуба на основе данного идания осуществляется через участие обучающихся в спартакиадах и «Лиги чемпионов студенческих спортивных клубов региона».

Проведение спартакиад осуществляется в формате спортивных учебных игр. Студенты, которые

по состоянию здоровья отнесены к специальном медицинском группе, принимают участие только в видах спорта, которые не предъявляют повышенных требований к основным системам организма.

Победители спартакиад в образовательных организациях принимают участие в «Лиги чемпионов студенческих спортивных клубов региона» и включает 3 этапа: локальный, муниципальный, региональный.

Здоровьеобучение студентов через деятельность школьного спортивного клуба на основе данного издания осуществляется через изучение и освоение 8 элементов здорового образа жизни.

По каждому из 8 элементов здорового образа жизни: режиму учебы, труда и отдыха, закаливанию, отсутствию вредных привычек, личной гигиене, межличностному общению, психической саморегуляции, рациональному (правильному) питанию, двигательной акти представлены валеоафоризмы, характеристики, практические способы применения, контрольные вопросы.

Организация деятельности студенческого спортивного клуба на основе данного издания позволяет вовлечь 100% обучающихся в массовый спорт (независимо от уровня физической подготовленности) и здоровьеобучение (с формированием научного мировоззрения по вопросам здоровья и здорового образа жизни на основе современных знаний и практик, грамотности по соблюдению 8 элементов ЗОЖ), способствует укреплению и сохранению здоровья студентов на основе собственных усилий.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности студенческого спортивного клуба» рекомендовано для обучения руководящего состава образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с целью формирования культуры здоровья студентов, вовлечения обучающихся в массовый спорт через организацию деятельности студенческого спортивного клуба.

Рецензенты учебно-методического пособия «Организация деятельности студенческого спортивного клуба»: Н.П. Абаскалова - доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственнного педагогического университета; В.В. Полукаров - доктор педагогических наук, профессор, Т.К. Клименко - доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственнного университета.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности студенческого спортивного клуба» является победителем в номинации «Лучшее издание по физической культуре и спорту» общероссийского конкурса «Университетская книга - 2016», который состоялся на базе Новосибирского государственного педагогического университета, что подтверждает высокий научно-практический статус учебно-методических материалов издания по организации эффективной деятельности студенческого спортивного клуба.

3. Учебное издание

«Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе».

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности

спортивного клуба в трудовом коллективе» предназначено для организации деятельности спортивного клуба в трудовых коллективах учреждений, предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с целью приобщения работников к здоровому образу жизни, вовлечения их в массовый спорт.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе» рекомендовано для обучения руководящего состава учреждений, предприятий, руководства и членов профсоюзных организаций, руководителей спортивных клубов организации деятельности спортивного клуба в трудовых коллективах учреждений, предприятий независимо от

И.В. Меньшов

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Учебно-методическое пособие

---

организационно-правовых форм и форм собственности с целью приобщения работников к здоровому образу жизни, вовлечения их в массовый спорт.

Нормативно-правовая база организации деятельности спортивных клубов в учреждениях, предприятиях определена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 июня 2014 года № 375н «О внесении изменений в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», в котором (согласно п. 32 данного приказа) для работодателей определено создание и развитие спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы и формирования среди них здорового образа жизни.

Вовлечение работников учреждений, предприятий (независимо от уровня физической подготовленности) в массовый спорт через организацию деятельности спортивного клуба на основе данного издания осуществляется через участие в спартакиадах и «Лиги чемпионов спортивных клубов трудовых коллективов региона». Победители спартакиад спортивных клубов в трудовых коллективах принимают участие в «Лиги чемпионов спортивных клубов трудовых коллективов региона».

Здоровьеобучение работников учреждений, предприятий через организацию деятельности спортивного клуба на основе данного издания осуществляется на основе 8 элементов здорового образа жизни: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, рациональное (правильное) питание, двигательная активность.

Изучение и освоение 8 элементов здорового образа жизни на основе материалов учебно-методического пособия осуществляется через разнообразные валеоупражнения по составлению индивидуального плана оздоровительного занятия, суточного рациона, навыков применения конструктивных стратегий поведения, средств психической саморегуляции и др.

Учебно-методическое пособие «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе» является дипломантом V / международного конкурса «Университетская книга-2017» на базе Новосибирского государственного педагогического университета по направлению «Здоровье и безопасность» в номинации «Лучшее издание по физической культуре и спорту», что подтверждает высокий научно-практический статус учебно-методических материалов издания по организации эффективной деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе.

Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе на основе данного издания позволяет вовлечь каждого работника учреждения, предприятия в массовый спорт (независимо от уровня физической подготовленности) и здоровьеобучение (с формированием научного мировоззрения по вопросам здоровья и здорового образа жизни на основе современных знаний и практик, грамотности по соблюдению 8 элементов ЗОЖ), способствует укреплению и сохранению здоровья на основе собственных усилий.

Вовлечение в массовый спорт и здоровьеобучение школьников, студентов, работников учреждений, предприятий для укрепления и сохранения здоровья является важной государственной задачей и применение трилогии учебных изданий значительно повышает эффективность ее решения.

Трилогия учебных изданий по организации спортивных клубов: «Организация деятельности школьного спортивного клуба», «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе» имеет важное межотраслевое значение, способствует эффективному решению комплекса задач в:

- образовании (здоровьеобучение школьников, студентов, работников учреждений, предприятий навыкам соблюдения 8 правил/элементов здорового образа жизни для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий);

- психологии (предотвращение нездорового поведения среди школьников, студентов, работников учреждений, предприятий, профилактика различных психических и эмоциональных расстройств,

укрепление и сохранение психического здоровья);

- медицине (приобщение школьников, студентов, работников учреждений, предприятий к здоровому образу жизни, который имеет определяющее значение для укрепления и сохранения здоровья, способствует предупреждению и профилактике заболеваний, что яляется одной из задач медицины);

- культуре (формирование культуры здоровья среди школьников, студентов, работников учреждений, предприятий, стержнем которой является здоровый образ жизни);

- физической культуре (приобщение школьников, студентов, работников учреждений, предприятий к массовому спорту, активной физкультурно-спортивной деятельности как основы важнейшего правила/элемента здорового образа жизни - двигательной активности).

Спортивные клубы являются основой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения РФ, вовлечения в массовый спорт, пропаганды и формирования культуры здоровья, стержнем которой является здоровый образ жизни.

Представленная трилогия учебных изданий позволяет объединить в единое целое спортивную клубную деятельность для школьников 1-11 классов, студентов высших и средних профессиональных образовательных организаций, работников трудовых коллективов учреждений и предприятий с целью укрепления и сохранения здоровья на основе современной нормативно-правовой, организационно-структурной и учебно-методической базы

В целом, системная организациях спортивных клубов на основе трилогии учебных изданий «Организация деятельности школьного спортивного клуба», «Организация деятельности студенческого спортивного клуба», «Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе»: в общеобразовательных школах - школьных спортивных клубов, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования - студенческих спортивных клубов, в учреждениях и предприятиях -спортивных клубов в трудовых коллективах позволяет вовлечь 100% школьников, студентов, работников учреждений, предприятий в массовый спорт (независимо от уровня физической подготовленности) и здоровьеобучение для укрепления и сохранения здоровья. Список использованной литературы:

1.Классные часы «Здоровый образ жизни школьников 1-4 классов»: учеб.- метод. пособие/И. В. Меньшов. - Чита: 2021. - 70 с.

2.Классные часы «Здоровый образ жизни школьников 5-8 классов»: учеб.- метод. пособие/И. В. Меньшов. - Чита: 2021. - 108 с.

3.Классные часы «Здоровый образ жизни школьников 9-11 классов»: учеб.- метод. пособие/И. В. Меньшов. - Чита: 2021.-119 с.

4.Классные часы «Культура здоровья студентов»: учеб.- метод. пособие/И. В. Меньшов. - Чита, ЗабГК,2021. - 175 с.

5.Методика преподавания учебной дисциплины «Культура здоровья студентов»: учеб.- метод. пособие/И. В. Меньшов.- Чита,ЗабГК, 2016. - 288с.

6.Методические рекомендации по организации школьным спортивным клубом конкурсов на лучшую организацию спортивно-оздоровительной работы среди 1-11 классов: учеб.- метод. пособие/И. В. Меньшов. - Чита: 2021.-80 с.

7.Организация деятельности спортивных клубов в системе профессионального образования для массового спорта и здоровьеобучения студентов (на основе практики «Студенческого спортивного клубного движения профессиональных образовательных организаций Забайкальского края»): учеб.-метод. пособие / И.В. Меньшов - Чита, ЗабГК, 2021. - 100 с.

8.Организация деятельности спортивного клуба в трудовом коллективе: учеб.-метод. пособие /И. В. Меньшов -Чита: 2017. - 244 с.

9.Организация деятельности школьного спортивного клуба: учеб.-метод. пособие / И.В. Меньшов -Чита: ЗабГУ, 2015. - 241 с.

10.0рганизация деятельности студенческого спортивного клуба: учеб.-метод. пособие / И.В. Меньшов -Чита: ЗабГУ, 2015. - 205 с.

©Меньшов И.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.