Научная статья на тему 'Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977-1978): шаг от разрядки к новому витку «Холодной войны»'

Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977-1978): шаг от разрядки к новому витку «Холодной войны» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
635
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФИОПИЯ / СОМАЛИ / ОГАДЕН / КОНФЛИКТ НА АФРИКАНСКОМ РОГЕ / "РАЗРЯДКА" / ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / КУБА / ОПЕРАЦИЯ "ПРОТЕСТ В БАРАГУА" / ОБОСТРЕНИЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" / ETHIOPIA / SOMALIA / OGADEN / THE CONFLICT IN THE HORN OF AFRICA / "DISCHARGE" / EXTERNAL INTERFERENCE / CUBA / THE OPERATION "PROTEST IN BARAGUá" / A NEW ROUND OF THE COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бородаев Владимир Алексеевич

В статье анализируются международные аспекты конфликта на Африканском Роге, мотивы и цели, побудившие руководство Кубы принять в нем участие. Рассмотрены позиции, намерения, потенциал ключевых участников конфликта, показаны предыстория и основные вехи событий 1977-1978 гг. в связи с вовлечением в противостояние США и их союзников, с одной стороны, а также Кубы и СССР, с другой. Автор показал, что причины вмешательства сверхдержав вписывались в логику развития биполярного противостояния и в целом диктовались заданными ею принципами «реальной политики». В тоже время кубинское руководство, находясь по одну сторону «баррикад» с Советским Союзом, опиралось на собственные идеи солидарности с развивающимися странами, избравшими путь революционных преобразований и ставших жертвой агрессии. Одновременно вовлечение Кубы в противостояние сверхдержав использовалось Вашингтоном в качестве дополнительного повода для постепенного разворота от «разрядки» к новому витку «холодной войны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involving of Cuba in the struggle of superpowers in the Horn of Africa: a step from detente to a new round of “cold war”

This article analyses the international aspects of the conflict in the Horn of Africa, the motives and objectives that prompted the Cuban authorities to take part in these events. The paper discusses the position, intentions, the potential of the key participants in the conflict, shows the background and the main milestones of events of 1977-1978 in connection with involvement in the confrontation the United States and its allies, on the one hand, as well as Cuba and the Soviet Union on the other. The author has shown that the reasons for the intervention of the superpowers fit into the logic of the development of bipolar confrontation and generally were dictated by principles of “realpolitic”, it set forth. At the same time the Cuban leadership, being on the same side of the “fence” with the Soviet Union was based on his own ideas of solidarity with developing countries, who chose the path of revolutionary transformations and became a victim of aggression. At the same time the involvement of Cuba in the confrontation between the superpowers was used by Washington as an additional reason for the gradual reversal of the “discharge” for a new round of “cold war”.

Текст научной работы на тему «Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977-1978): шаг от разрядки к новому витку «Холодной войны»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 3

В.А. Бородаев

(доктор ист. наук, профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ВОВЛЕЧЕНИЕ КУБЫ В БОРЬБУ СВЕРХДЕРЖАВ НА АФРИКАНСКОМ РОГЕ (1977-1978): ШАГ ОТ РАЗРЯДКИ К НОВОМУ ВИТКУ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»**

В статье анализируются международные аспекты конфликта на Африканском Роге, мотивы и цели, побудившие руководство Кубы принять в нем участие. Рассмотрены позиции, намерения, потенциал ключевых участников конфликта, показаны предыстория и основные вехи событий 1977—1978 гг. в связи с вовлечением в противостояние США и их союзников, с одной стороны, а также Кубы и СССР, с другой. Автор показал, что причины вмешательства сверхдержав вписывались в логику развития биполярного противостояния и в целом диктовались заданными ею принципами «реальной политики». В тоже время кубинское руководство, находясь по одну сторону «баррикад» с Советским Союзом, опиралось на собственные идеи солидарности с развивающимися странами, избравшими путь революционных преобразований и ставших жертвой агрессии. Одновременно вовлечение Кубы в противостояние сверхдержав использовалось Вашингтоном в качестве дополнительного повода для постепенного разворота от «разрядки» к новому витку «холодной войны».

Ключевые слова: Эфиопия, Сомали, Огаден, конфликт на Африканском Роге, «разрядка», внешнее вмешательство, Куба, операция «Протест в Барагуа», обострение «холодной войны».

This article analyses the international aspects of the conflict in the Horn of Africa, the motives and objectives that prompted the Cuban authorities to take part in these events. The paper discusses the position, intentions, the potential of the key participants in the conflict, shows the background and the main milestones of events of 1977—1978 in connection with involvement in the confrontation the United States and its allies, on the one hand, as well as Cuba and the Soviet Union on the other. The author has shown that the reasons for the intervention of the superpowers fit into the logic of the development of bipolar confrontation and generally were dictated by principles of "realpolitic", it set forth. At the same time the Cuban leadership, being on the same side of the "fence" with the Soviet Union was based on his own ideas of solidarity with developing countries, who chose the path of revolutionary transformations and became a victim of aggression. At the same time the involvement of Cuba in the confrontation between the superpowers was used by Washington as an additional reason for the gradual reversal of the "discharge" for a new round of "cold war".

* Бородаев Владимир Алексеевич, e-mail: vladimir.a.borodaev@gmail.com

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363.

Key words: Ethiopia, Somalia, Ogaden, the conflict in the Horn of Africa, "discharge", external interference, Cuba, the operation "Protest in Baraguá", a new round of the Cold War.

* * *

Настоящая статья продолжает серию проводимых на базе МГУ имени М.В. Ломоносова при финансовой поддержке РГНФ исследований, посвященных различным инструментам, использовавшимся западными державами, в первую очередь США, в эпоху «холодной войны» для осуществления вмешательства во внутренние дела в различных регионах планеты1. В данной статье рассмотрен один из эпизодов внешнего вмешательства на Африканском Роге, роль Кубы в этом конфликте, а также отношения между его основными участниками. В отечественной историографии в подобном контексте проблема не рассматривалась, а те немногочисленные работы, в которых показана война в Огадене, были посвящены преимущественно военным аспектам участия в ней кубинских войск и советников из СССР, а также поставкам вооружений2. Тем не менее, даже те единичные работы, которые были опубликованы, заложили первоначальную основу для научного изучения этого комплекса событий.

В зарубежной историографии также были лишь упомянуты отдельные вехи внешнего вмешательства на Африканском Роге и освещены эпизоды противостояния самих Сомали и Эфиопии3. Един-

1 См.: Бородаев В.А. Вмешательство США в дела Кубы в условиях подъема антиимпериалистической борьбы и победы революции. 1946—1959 годы // Новая и новейшая история. 2015. № 6. С. 109—128; Бородаев В.А. Первая ангольская война (1975—1976): интернационализация внутреннего конфликта в условиях «холодной войны» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. № 4; Глазунова Е.Н. К вопросу о соотношении внутренних и внешних факторов в государственном перевороте в Иране 1953 года // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2015. Т. 7. № 3. С. 169—207; Глазунова Е.Н. США и государственный переворот в Гватемале // Дипломатическая служба. 2015. № 6. С. 51—68; Хлебникова Л.Р. Военная интервенция в Ливан 1958 года в контексте американо-израильских отношений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2015. № 3. С. 208-232.

2 Альварес Мола В., Бекаревич А.Д., Бородаев В.А., Буснего Родригес Э, Кусов В.И. и др. Мужество и братство. М., 1982; Корольков А.В. Москва + Гавана = Огаден // Родина. 2010. № 3; Поляков А. Эритрея-Эфиопия. Логика бессмысленной войны // Азия и Африка сегодня. 2000. № 1.

3 Alzugaray C., Berthaut R., López Segrera F., Menéndez L, Mesa Delmonte L, Ramírez M.A. De Eisenhower a Reagan. La Habana, 1987; Ramírez Cañedo E., Moralez Domínguez E. De la confrontación a los intentos de normalización. La politica de los Estados Unidos hacia Cuba. La Habana, 2014; Cuban internationalism in Sub-Saharan Africa / Ed. by S. Díaz-Briquets. Pittsburgh: Duquesne Univ. Press, 1989; Revolutionary politics: The new demands for orderliness // Cuba. Internal and international affairs / Ed.

ственным исключением можно считать небольшие разделы в двух работах Пьеро Глейхесеса, профессора истории Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хоп-кинса в Балтиморе (штат Мэриленд, США), который попытался взглянуть на проблему в рамках противостояния Гаваны, Вашингтона и Претории в борьбе за Юг Африки. Также необходимо упомянуть работы исследовательницы из Университета Северной Каролины Д. Джексон, которая собрала разнообразный материал о событиях на Африканском Роге и сосредоточилась на политике администрации Дж. Картера в условиях обострения «холодной войны»4.

В этих условиях представляется актуальной задача восполнить существующий в историографии пробел и сосредоточиться на анализе малоизвестных факторов, способствовавших интернационализации локального конфликта. Документы государственных органов США и СССР, рассекреченные в последние годы, а также не вводившиеся ранее в научный оборот материалы кубинских архивов позволяют раскрыть процесс втягивания в конфликт двух тогдашних сверхдержав, а также Кубы. При этом автор считает, что оценивать цели и мотивы кубинского вмешательства, мысля исключительно логикой Realpolitic, неправомерно. Для подлинного их понимания необходимо взглянуть на произошедшее с позиций революционного интернационализма, принципами которого руководствовались лидеры Острова Свободы.

В статье применена методология многоуровневого анализа, позволяющая изучать взаимовлияние изменений на национальном,

региональном и глобальном уровнях.

* * *

Разрядка международной напряженности в определенном смысле ослабила революционный запал советского руководства в первой половине 1970-х гг. Тогда же по инициативе американской правящей элиты была создана Трехсторонняя комиссия, своеобразный «мозговой трест» наиболее развитых капиталистических стран, где

by J.I. Domlnguez. Beverly Hills; London; New Delhi, 1982; Westad O.A. The Global Cold War Third World. Third World Interventions and the Making of Our Times. Cambridge Univ. Press, New York, 2005.1

4 Gleijeses P. La epopeya cubana. La Habana, 2009; Idem. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria y la lucha por el sur de Africa (1976—1991). T. 1—2. La Habana, 2015; Jackson D.R. Jimmy Carter and the Horn of Africa: Cold War Policy in Etiopia and Somalia. North Carolina, 2007; Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Détente. ANNAIS. AAPSS, 632, November 2010.

доминировали США5. Гибкая политика, по мнению западных аналитиков, позволила «Соединенным Штатам под руководством Никсона (1968—1974) и Киссинджера одержать две важные победы: изгнать Советы из Египта и, что было гораздо важнее, неофициально втянуть Китай в антисоветский блок. Однако новая волна революций, направленная на свержение консервативных режимов, мировым защитником которых провозгласили себя США, вновь предоставила СССР шанс перехватить инициативу. Когда рухнувшая португальская империя в Африке... перешла под власть коммунистов, а революция, свергнувшая императора Эфиопии, сориентировалась на восток, когда быстро растущий советский военно-морской флот получил новые базы по обе стороны Индийского океана, когда был свергнут шах Ирана, настроение, близкое к истерии, охватило американский народ и правительство»6. К этому следует добавить «вьетнамский синдром», который поразил США после их катастрофического провала во Второй Индокитайской войне, завершившейся в 1975 г.

Однако Москва отнюдь не стремилась «перехватывать инициативу». Советское руководство с огромным пиететом относилось к разрядке и крайне критически воспринимало просьбы и призывы своих более радикально настроенных партнеров осуществить любые действия, которые могли быть расценены как военное вмешательство в тот или иной региональный конфликт7. Тем не менее реальная жизнь заставляла вносить коррективы в «сдержанную» советскую политику на международной арене. Панорама событий менялась, как в калейдоскопе. Один инцидент даже в периферий-

5 Выступая в начале 1972 г. на международных финансовых форумах Chase Manhattan в Лондоне, Брюсселе, Монреале и Париже, Дэвид Рокфеллер, возглавлявший в то время влиятельный частный «Совет по международным отношениям», предложил создать Международную комиссию по вопросам мира и процветания, которая позже получила название Трехсторонняя комиссия. По мнению Рокфеллера, организация была призвана «оказывать помощь правительствам стран-участниц (США, Европы и Японии), предоставляя им взвешенные суждения». Официально Трехсторонняя комиссия была создана в июле 1973 г. Членами комиссии стали Дэвид Рокфеллер — президент комиссии, Збигнев Бжезинский (профессор Колумбийского университета, специалист по международным делам и советник Рокфеллера) — исполнительный директор комиссии, Дж. Картер, ставший в январе 1977 г. президентом США. В его администрации из числа членов комиссии были вице-президент У. Мондейл, госсекретарь С. Вэнс, министр обороны Х. Браун, представитель США в ООН Э. Янг и еще около двадцати высокопоставленных сотрудников, включая упомянутого выше, З. Бжезинского.

6 Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914—1991). М., 2004. С. 266.

7 См. об этом: Бородаев В.А. Первая ангольская война (1975—1976): интернационализация внутреннего конфликта в условиях «холодной войны» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. № 4.

ной стране мог вызвать мощную цепную реакцию, круто изменив мозаичный рисунок на политической арене, с большими и труднопредсказуемыми последствиями.

Каждый конфликт имеет свою предысторию. На излете 1969 г., 21 октября, в Сомали в результате военного переворота к власти пришел генерал Мохаммед Сиад Барре, являвшийся уроженцем эфиопского Огадена. Последнее обстоятельство не имело бы особого значения, если бы не получило внешнеполитического продолжения. Возглавляемая им хунта выдвинула идею создания Великого Сомали. Предполагалось объединить в его границах все группы сомалийского этноса, проживавшего на пустынных просторах Африканского Рога8. М.С. Барре с самого начала своего правления стал вести пропаганду против Эфиопии, обвиняя императора Хайле Селасие I в проведении «черного колониализма». Он активно поддерживал не только сомалийских сепаратистов в соседней стране, но и повстанческие движения в Эритрее и районах проживания народности тиграи.

Поскольку Эфиопию в то время активно поддерживали США и другие западные страны, обучавшие и снабжавшие оружием ее армию, то М.С. Барре решил сделать ставку на «советский блок». Сомали было провозглашено Демократической Республикой. Ее руководство объявило, что в стране будет создано «общество, основанное на труде и социальной справедливости». В 1970 г. М.С. Барре объявил, что Сомали пойдет по пути социалистического развития. Была создана правящая Социалистическая революционная партия. В основу ее идеологии были положены концепция развития общин на основе принципа самоуправления, марксизм-ленинизм и ислам. При поддержке СССР в 1970—1975 гг. в Сомали были проведены глубокие социальные преобразования, значительно улучшившие экономическое положение страны, начала создаваться современная армия9. В Бербере на берегу Аденского залива в 200 милях от Баб-эль-Мандебского пролива, открывающего выход из Красного моря в Индийский океан, разместилась крупная советская военно-морская и военно-воздушная база. Начиная с 1974 г. она могла принимать атомные подводные лодки. База располагала хорошо защищенным глубоководным портом и крупнейшей в Африке взлетно-посадочной полосой — 4140 м, предназначавшейся для советской военно-морской авиации10. Это стало для СССР своеобраз-

8 Frankel B. The Cold War, 1945—1991: Leaders and other important figures in the Soviet Union, Eastern Europe, China, and the Third World. Gale Research, 1992. P. 306.

9 Mohamed Haji Mukhtar. Historical dictionary of Somalia. The Scarecrow Press, 2003. P. 157-159.

10 Судан, Эритрея, Эфиопия, Джибути, Сомали. Атлас мира. М., 2010. С. 150-151.

ной компенсацией за утрату в 1972 г. позиций в Египте. Если раньше в случае необходимости он мог контролировать вход в Красное море с севера в районе Суэцкого канала, то теперь появилась возможность осуществлять это с юга, у Баб-эль-Мандебского пролива.

Революция в Эфиопии, произошедшая в 1974 г., коренным образом изменила ситуацию в регионе. Эфиопия с начала 1970-х гг. находилась в сложном положении. В стране разразился тяжелейший социально-экономический и этнополитический кризис, сопровождавшийся голодом, который унес по официальным оценкам 200 тыс. человеческих жизней. Недовольство большинства народа, доведенного до полного обнищания, неспособность монархического режима справиться с назревшим в стране кризисом подвигли наиболее организованную часть тогдашнего эфиопского общества — армию — к решительным действиям. 12 сентября 1974 г. монархия была свергнута. К власти пришел Временный военный административный совета (ВВАС), который взял на себя функции главного органа власти в стране11. Им была проведена глубокая аграрная реформа, уничтожившая феодализм. Одновременно был нанесен удар по крупному капиталу: национализированы 72 крупные местные и иностранные компании, 13 страховых компаний, ряд банков и доходных домов12.

В условиях ослабления центральной власти, социальной нестабильности в стране начался стремительный рост сепаратизма. Правительственным войскам приходилось сражаться с различными сепаратистскими вооруженными формированиями в труднодоступной горной местности. После свержения императора появились контрреволюционные вооруженные монархистские формирования. Страна не могла обойтись без иностранной помощи. До революции оружие и снаряжение поставляли в основном США, Эфиопия была одним из главных получателей американской боевой техники в Африке. Военная помощь Соединенных Штатов Эфиопии в послевоенный период составляла 82% всех затрат Вашингтона в Африке. Это позволило создать неплохо оснащенную, хотя и немногочисленную по масштабам страны, 40-тысячную армию13.

11 Ягья В.С. Эфиопия в новейшее время. М., 1978. С. 263—265.

12 Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 24.

13 Lockyer A. Opposing Foreign Intervention's Impact on the Course of Civil Wars: the Ethiopian-Ogaden Civil War, 1976—1980 // Refereed paper presented at the Australasian Political Studies Association Conference University of Newcastle, 25—27 September 2006. P. 6; http://hiswar.net/wars-and-battles/180-vojna-somali-i-efiopii-v-1977-1978gg-i-uchastie-v-nej-sssr-pervyj-etap-boevykh-dejstvij-yanv-1977g-okt-1977g (12.12.2016).

Однако США вскоре после свержения императора прекратили льготные военные поставки (поправка Кларка, принятая Сенатом в декабре 1975 г.). Военное сотрудничество с Эфиопией было поставлено на коммерческую основу. Аддис-Абеба согласилась платить за американское оружие. В 1975 г. был подписан договор о закупках вооружений на 250 млн долларов. В 1976 г. США отправили Эфиопии часть вооружений, в том числе несколько самолетов «Фантом». Но видя все более очевидный дрейф страны влево, американцы начали приостанавливать свои поставки. Новое руководство Эфиопии стало искать иные источники снабжения. Тогдашний заместитель ВВАС Менгисту Хайле Мариам тайно посетил Москву и смог заключить 14 декабря 1976 г. военное соглашение с советским руководством. В обмен он обещал прекратить отношения с США14.

Приход к власти в 1974 г. военного революционного режима и его резкий поворот влево после смены руководства ВВАС в феврале 1977 г. стал важным фактором, изменившим место Эфиопии в системе взаимоотношений двухполюсного мира15. Подполковник Менгисту Хайле Мариам возглавил страну 11 февраля 1977 г., через три недели после прихода к власти в США президента Джеймса Эрла Картера16.

Вначале создавалось впечатление, что на Африканском Роге появилась еще одна дружественная СССР страна, которая наряду с близко расположенным Южным Йеменом могла стать частью блока просоветских государств. Предлагалась даже идея конфедерации Эфиопии, Сомали и Южного Йемена, чтобы снять этническую проблему в Огадене. Но непреодолимым препятствием на пути к ней стал национальный вопрос, подогреваемый извне. США увидели в нем ключевой фактор, который позволял не допустить развития событий, которые могли бы укрепить геополитические позиции СССР в регионе, хоть немного, но изменить баланс сил в пользу Москвы17.

Администрация Дж. Картера придавала большое стратегическое значение Африканскому Рогу и Эфиопии как наиболее важной

14 Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Dátente. P. 40.

15 Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. Memorandum of Conversation between Soviet Acting Charge d'affaires in Ethiopia S. Sinitsyn and Political Counselor of the U.S. Embassy in Ethiopia, Herbert Malin, 9 May 1977.

16 Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Dátente. P. 30.

Джеймс Эрл (Джимми) Картер-младший — 39-й президент США от Демократической партии. Находился в должности президента один срок: с 20 января 1977 г. по 20 января 1981 г.

17 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 24.

стране, с которой США традиционно поддерживали отношения. Американский президент настаивал на продолжении усилий по «выдавливанию» советского присутствия в регионе. При этом он рассчитывал на поддержку других стран НАТО18.

После провозглашения Эфиопией курса на социализм новая администрации США начала сворачивать экономические связи с Аддис-Абебой. Ближайшей задачей, судя по логике советника президента по национальной безопасности З. Бжезинского, специалиста по многоходовым комбинациям на «великой шахматной доске», являлась смена режима в Аддис-Абебе. 24 февраля 1977 г., госсекретарь США Сайрус Вэнс довел до подкомитета Сената по ассигнованию зарубежных операций, что администрация Картера, решила уменьшить объем помощи Эфиопии, потому что в этой стране «права человека подвергались грубым нарушениям»19. Президентский кабинет начал делать акцент на права человека и подчеркивал важность этого фактора для своей внешней политики. Любопытно, что до того, как Эфиопия переориентировалась с Запада на Восток, американские власти не замечали там никаких проблем с правами человека. Збигнев Бжезинский очень тепло отзывался о бывшем императоре как борце против фашизма и ре-форматоре20.

В апреле 1977 г. США объявили о полном прекращении военной помощи Эфиопии и всевозможными намеками давали понять М. Сиаду Барре, что в случае вооруженного конфликта в Огадене они будут на стороне Сомали. Вскоре Сомали начало получать от США и их союзников «оборонительное оружие»21. В ответ Аддис-Абеба также начала сворачивать отношения с США, Англией и ФРГ, которые стали активно поддерживать контрреволюционные и сепаратистские организации, действовавшие в Эфиопии22.

В складывавшейся ситуации новый эфиопский лидер сразу обратился за помощью к СССР и Кубе23. Для этого у него были ве-

18 Jackson D.R. The Ogaden War and the Demise of D tente. P. 30.

19 Ibid. P. 25.

20 Jackson D.R. Jimmy Carter and the Horn of Africa: Cold War Policy in Etiopia and Somalia. North Carolina, 2007. P. 41.

21 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado de Cuba. Documentos desclasificados — Carter — EEUU — Cuba: Reunión del Comité Especial de Coordinación 2 de marzo de 1978. Confidencial. Hora y lugar: 12:50 — 2:15 p.m., Sala de Situación de la Casa Blanca. Asunto: Cuerno de África.

22 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 26.

23 Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. Memorandum of Conversation between Soviet Ambassador in Ethiopia A.P. Ratanov and Cuban Ambassador in Ethiopia Jose Peres Novoa, 10 February 1977.

ские основания. Стремительно назревал конфликт между двумя африканскими странами «социалистической ориентации», подогревавшийся госдепом США24. Ф. Кастро, как один из лидеров Движения неприсоединения, предпринял попытку примирить стороны. 14—16 марта он побывал с визитом в Аддис-Абебе, где провел переговоры с главой страны Менгисту Хайле Мариамом, попытался понять суть территориального спора и собственными глазами взглянуть на революционные преобразования, осуществлявшиеся в этой древней стране. В поисках компромисса Ф. Кастро тогда же посетил Сомали, где совещался с М. Сиадом Барре. Затем, при поддержке советской стороны, он принял участие в организации переговоров лидеров Эфиопии и Сомали в столице Народной Демократической Республики Йемен Адене25. Стороны в общем плане согласились на создание конфедерации. Такой шаг был призван снять территориальные споры. Однако М. Сиад Барре сразу сделал ряд оговорок и потребовал проведения референдума в Огадене и Эритрее26. Одновременно он не прекращал оказание поддержки сепаратистским организациям, действовавшим в упомянутых регионах соседней страны.

В апреле в Эфиопии по просьбе ее руководства была создана Кубинская военная миссия. Задача последней состояла в подготовке и оказании содействия в формировании народного ополчения по образцу кубинской рабоче-крестьянской милиции27. Это было призвано компенсировать малочисленность регулярной армии. По сообщениям госдепартамента США, количество кубинских военных советников в Эфиопии возросло с мая по октябрь 1977 г. с 50 человек до 40028.

В начале мая 1977 г. в Москву с официальным визитом прибыл Менгисту Хайле Мариам. Руководителями СССР и Эфиопии была подписана Декларация об основах дружественных взаимоотношений и сотрудничества между двумя странами29. Новый договор о поставках вооружений был заключен на сумму 400 млн дол-

24 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 29.

25 Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. Soviet Foreign Ministry and CPSU CC International Department, Background Report on the Somali-Ethiopian Conflict, 3 April 1978.

26 Granma. 1977. 15—29 de marzo.

27 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 26.

28 http://hiswar.net/wars-and-battles/180-vojna-somali-i-efiopii-v-1977-1978gg-i-uchas-tie-v-nej-sssr-pervyj-etap-boevykh-dejstvij-yanv-1977g-okt-1977g (12.12.2016).

29 Известия. 1977. 7 мая.

ларов и подразумевал поставки более современных вооружений, чем после подписания соглашения от 14 декабря 1976 г. В обмен на военную помощь эфиопский лидер обещал предоставить СССР в качестве военно-морской базы эфиопский порт Массауа. Советский Союз начал поставлять в Эфиопию боевую технику сразу после заключения договора30.

Сомалийские власти в свою очередь предпринимали усилия для того, чтобы убедить советское правительство в справедливости своей политики в отношении Эфиопии. Не отрицая революционного характера нового эфиопского режима, сомалийское руководство постепенно демагогически начало использовать в переговорах с СССР некоторые из положений провозглашенной администрацией Дж. Картера «правозащитной дипломатии». Находившийся в конце мая — начале июня в Москве с неофициальным визитом вице-президент Сомали М. Али Самантар во время переговоров с советским министром иностранных дел А.А. Громыко, на встречах с генеральным секретарем ЦК КПСС Брежневым и заведующим международным отделом ЦК КПСС Б.Н. Пономаревым сделал акцент на нарушение прав национальных меньшинств в Эфиопии, в частности сомалийцев в Огадене. Таким образом, апеллируя к советскому руководству в терминах, взятых на вооружение правящей администрацией США, он одновременно посылал своеобразный сигнал Вашингтону, показывая, что Сомали готово в случае «непонимания» со стороны СССР, обратить свой призыв к его главному геополитическому противнику31. После холодного приема в Москве сомалийское руководство встало на путь разрыва связей с Советским Союзом и «наведения мостов» с США.

23 июля 1977 г. Сомали развернуло полномасштабную военную агрессию против Эфиопии с целью отторжения от нее провинции Огаден. М. Сиад Барре принял решение о вторжении на территорию Эфиопии, будучи вдохновлен сигналами, которые подавала ему администрация президента Дж. Картера. Эксперт по Африканскому Рогу из Совета Национальной Безопасности, бывший сотрудник ЦРУ в Эфиопии Пол Хенце писал советнику президента З. Бже-зинскому: «Окончательное решение о вторжении похоже было принято только... после того, как сомалийцы пришли к выводу,

30 http://hiswar.net/wais-and-battles/180-vojna-somali-i-efiopii-v-1977-1978gg-i-uchastie-v-nej-sssr-pervyj-etap-boevykh-dejstvij-yanv-1977g-okt-1977g (15.12.2016); Westad O.A. The Global Cold War Third World. Third World Interventions and the Making of Our Times. Cambridge Univ. Press, New York, 2005. P. 250-287.

31 Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. Report from CPSU CC to SED CC, Information about the Visit to the Soviet Union of Somalia Vice President Samantar, late May — early June 1977.

что они могут с уверенностью рассчитывать на получение американской военной помощи»32. Это было сделано несмотря на предупреждение Сайруса Вэнса, который убеждал Дж. Картера в целесообразности воздержаться от оказания помощи Сомали. По мнению госсекретаря военная помощь Могадишо с большой вероятностью подтолкнет М. Сиада Барре к вторжению в Огаден и тем самым даст повод для советского и кубинского вмешательства в конфликт, так же как это случилось с вторжением ЮАР в Анголу в 1975 г.33

Сомалийским войскам, отмобилизованным и подготовленным в течение нескольких лет с помощью советских военных советников, имевшим на вооружении большое количество бронетехники, тяжелой артиллерии и боевых самолетов, уже к концу августа 1977 г. удалось далеко продвинуться вглубь эфиопской территории и перерезать единственную железную дорогу, связывавшую Аддис-Абебу с морским портом на Красном море. Государственный секретарь США Сайрус Вэнс в беседе с министром иностранных дел КНР Хуан Хуа заявил: «Думаю, что сомалийцы одержат победу.. Установят контроль над Огаденом»34.

В августе Менгисту Хайле Мариам вновь обратился к Кубе с просьбой о направлении кубинских воинских частей в Эфиопию для отражения сомалийской агрессии. Ф. Кастро ответил отказом. Кубинский руководитель в телеграмме от 16 августа 1977 г., направленной главе кубинской военной миссии в Эфиопии генералу Арнальдо Очоа, объяснял это невозможностью такого небольшого государства как Куба, с ограниченными ресурсами, вести боевые действия одновременно в двух крупных странах Африки — Анголе и Эфиопии. При этом Ф. Кастро подчеркнул: «Ты не можешь себе представить, с какой душевной болью дается мне каждый подобный отказ»35.

Другой важной причиной, из-за которой кубинский лидер воздерживался в первые месяцы после начала сомалийской агрессии посылать кубинские войска в Эфиопию, была попытка американцев после прихода к власти Дж. Картера нормализовать отношения между Вашингтоном и Гаваной. 8 марта 1977 г. советник по Латинской Америке Совета национальной безопасности США Ро-

32 Цит. по: Gleijeses P. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria y la lucha por el sur de Africa (1976-1991). T. 1. P. 66.

33 Ramírez Cañedo E. Moralez Domínguez E. De la confrontación a los intentos de normalización. La politica de los Estados Unidos hacia Cuba. La Habana, 2014. P. 190.

34 Цит. по: Gleijeses P. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria y la lucha por el sur de Africa (1976-1991). T. 1. P. 67.

35 El Archivo de la Secretaría de Información Para la Defensa (SID-FAR), Fondo del Centro de Estudios Militares de las FAR (CEMI). Cable de F. Castro a A. Ochoa. La Habana, 16 de Agosto de 1977.

берт Пастор в меморандуме З. Бжезинскому сформулировал главные задачи, которые должна была решить новая администрация в отношениях с Кубой. «Снизить зависимость Кубы от СССР; стимулировать Кубу к прекращению вмешательства за рубежом; продемонстрировать "третьему миру" способность Соединенных Штатов терпимо относиться к режимам, имеющим иную идеологию или политическую систему; улучшить положение с правами человека на Кубе; получить компенсацию за конфискованную после Кубинской революции североамериканскую собственность»36.

9 марта 1977 г. состоялось заседание Комитета политического анализа (Policy Review Committee — PRC), который должен был выработать новую линию в отношении Кубы. Предложения Р. Пастора были положены в основу рекомендаций президенту. На их основе Дж. Картер 15 марта подписал «Президентскую директиву/ NSG-6». В ней, помимо пунктов, упомянутых в меморандуме Р. Пастора, ставились задачи нормализации отношений с Кубой с перспективой налаживания экономических связей и полного восстановления дипломатических отношений. На начальном этапе предполагалось открыть Секцию интересов США в Гаване при посольстве Швейцарии37.

Один за другим следовали визиты американских конгрессменов на Кубу, шли переговоры о снятии ограничений, наложенных экономическим эмбарго. Дж. Картер запретил ЦРУ организацию террористических актов против острова и полеты самолетов-разведчиков в кубинском воздушном пространстве, при этом постоянно муссировал вопрос о необходимости вывода кубинских войск из Анголы и сокращения ее военного присутствия в Африке. Одним из ярких событий политики нормализации двусторонних отношений стало открытие 1 сентября 1977 г. дипломатических миссий — Секций интересов США при посольстве Швейцарии в Гаване и Кубы при посольстве Чехословакии в Вашингтоне. Американское представительство в Гаване возглавил Л. Франклин Лейн, а кубинское в Вашингтоне — Р. Санчес Пароди, оба — опытные дипломаты. Состав Секций интересов обеих стран насчитывал по десять человек38.

36 Memorándum de Robert A. Pastor a Zbigniew Brzezinski, 8 de marzo de 1977. The Carter Administration. Policy toward Cuba. 1977—1981 // La biblioteca del ISRI. Documentos desclasificados.

37 Presidential Directive / NSG-6, March 15, 1977. The White House, Washington. 7797356. Unclassified. The Carter Administration. Policy toward Cuba. 1977-1981 // El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado de Cuba. Documentos desclasificados - Carter - EEUU - Cuba, copias.

38 Alzugaray C., Berthaut R., López Segrera F., Menéndez L., Mesa Delmonte L., Ramirez M.A. De Eisenhower a Reagan. La Habana, 1987. P. 254.

Между тем события на Африканском Роге стремительно развивались. В течение сентября—октября сомалийцы овладели практически всем Огаденом. Эфиопия охарактеризовала действия Сомали как акт вооруженной агрессии и уже 8 сентября 1977 г. разорвала дипломатические отношения с этой страной39. Значительная часть эфиопской армии была скованна боевыми действиями в Эритрее и в других частях страны, где действовали антиправительственные вооруженные формирования, что усложняло защиту страны от внешней агрессии. В самом конце октября М. Хайле Мариам посетил Москву, где проинформировал советское руководство о реальном положении дел на всех фронтах и отказе Могадишо идти на мирное разрешение вопроса об Огадене. СССР тогда же официально заявил об осуждении сомалийской агрессии и прекращении поставок оружия Могадишо. В ответ М. Сиад Барре 13 ноября разорвал Договор о дружбе и сотрудничестве с СССР, подписанный в 1974 г., потребовал вывода военных и гражданских советников и возвращения базы в Бербере. Сразу после этого США и другие страны НАТО открыто стали оказывать военную помощь Сомали, о чем 15 ноября официально заявил пресс-секретарь госдепартамента Ходдинг Картер40. Одновременно Соединенные Штаты Америки еще более активно начали перебрасывать оружие противникам революционного режима в Эфиопии через прозападные исламские страны, в первую очередь Саудовскую Аравию, Иран, Пакистан, Египет и Судан. В американских СМИ развернулась мощная кампания по дискредитации СССР и других социалистических стран, выступивших в поддержку жертвы агрессии41.

19 января 1978 г. было опубликовано «Заявление ТАСС», в котором разъяснялась позиция Советского Союза во время конфликта: «В последние дни в иностранной прессе распространяются сообщения и заявления официальных лиц, ...которые в заведомо искаженном виде представляют причины возникновения и нынешнего развития вооруженного конфликта между Сомали и Эфиопией. Распускаются слухи, о готовящемся. вторжении эфиопских войск на территорию Сомали. ТАСС уполномочен заявить, что все эти измышления совершенно беспочвенны и цель их очевидна: попытавшись извратить действительное положение дел, прикрыть тем

39 Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. Soviet Foreign Ministry and CPSU CC International Department, Background Report on the Somali-Ethiopian Conflict. 3 April 1978.

40 Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Détente. P. 29.

41 Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. Soviet Embassy in Ethiopia, background report on "Ethiopia's Relations with Western Countries". August 1978.

самым вынашиваемые кое-кем на Западе замыслы своего собственного вмешательства в сомалийско-эфиопский конфликт.

Правда же состоит в том, что Советский Союз со своей стороны сделал все возможное для того, чтобы не допустить возникновения вооруженного конфликта между Сомали и Эфиопией. Когда, однако, руководители Сомали вопреки здравому смыслу и усилиям истинных друзей сомалийского народа начали военные действия против Эфиопии и сомалийские войска вторглись на ее территорию, Советский Союз, как и всегда в таких случаях, встал на сторону жертвы агрессии. По просьбе правительства Эфиопии он оказывает ей соответствующую материально-техническую помощь в отражении агрессии»42.

22 ноября 1977 г. сомалийские войска начали осаду одного из крупных городов Эфиопии Хараре, взятие которого открывало путь на Аддис-Абебу. Ситуация становилась критической. 25 ноября после очередной просьбы эфиопского руководства Ф. Кастро, как Верховный главнокомандующий Кубы, принял решение направить войска в Эфиопию для отражения сомалийской агрессии. Операция получила кодовое название «Протест в Барагуа»43. Если за два года до этого кубинцы по собственной инициативе, в ответ на просьбу Агостиньо Нето, оказали помощь Анголе вопреки позиции советского руководства, опасавшегося испортить отношения с США, то в случае с Эфиопией позиции Москвы и Гаваны были заранее согласованы. Через два дня после заявления кубинского лидера Л.И. Брежнев направил Фиделю Кастро послание, в котором выразил свое полное согласие с его политикой. «Нам очень приятно сознавать, что наше видение событий в Эфиопии совпадает с Вашим, и мы выражаем Вам нашу самую искреннюю признательность за Ваше своевременное решение оказать интернациональную помощь Социалистической Эфиопии»44.

По кубинским данным, которые несколько расходятся с американскими, в декабре 1977 г. — январе 1978 г. в Эфиопии было около 900 кубинских солдат и офицеров и 300 советников, к марту их число выросло до 12 тыс. Именно в марте 1978 г. совместными усилиями эфиопской армии и кубинского экспедиционного кор-

42 Известия. 1978. 19 января.

43 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: \fersi n resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 24.

44 El Archivo de la Secretaría de Información Para la Defensa (SID-FAR), Fondo del Centro de Estudios Militares de las FAR (CEMI). Mensaje de L. Brezhnev a F. Castro, 27 de noviembre de 1977.

пуса сомалийские войска были разгромлены и изгнаны с территории Эфиопии. Огаден был освобожден45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успех этой операции во многом был обеспечен массированными поставками оружия и боеприпасов из СССР, использованием советской военно-транспортной и гражданской авиации, создавшей воздушный мост с Аддис-Абебой, начиная с 26 ноября 1977 г. Для боевого обеспечения Эфиопии Советский Союз использовал также военные и транспортные суда. Важную роль в достижении победы над Сомали сыграло участие представителей советского Генерального штаба в стратегическом планировании военной кампании в Огадене46.

Правительство Кубы согласилось использовать свои войска только для защиты Эфиопии от внешней агрессии. Оно категорически отвергло предложения по использованию их в гражданской войне, которая несколько лет продолжалась в этой стране. Забегая вперед, следует отметить, что Кубинская военная миссия завершила свою деятельность в Эфиопии в сентябре 1989 г. За годы пребывания ограниченного кубинского воинского контингента в этой стране 41 тыс. 730 кубинских солдат и офицеров приняли участие в ее защите47.

«Левые правительства молодых африканских государств, — по мнению Э. Хобсбаума, — с самого начала контролировались США, особенно успешно в Центральной и Южной Африке, где США могли действовать совместно c грозным режимом апартеида (в ЮАР). Менее успешными были действия США на Африканском Роге. (В обеих этих регионах русские получали неоценимую помощь кубинского экспедиционного корпуса, что служило подтверждением поддержки Фиделем Кастро революций в странах третьего мира, а также его дружбы с СССР.)»48

То обстоятельство, что Москва и Гавана достигли согласия в отношении сотрудничества в Эфиопии, отнюдь не означало, что кубинцы действовали как подчиненные СССР. Кубинское руководство, находясь по одну сторону «баррикад» с Советским Союзом, опиралось на собственные идеи солидарности с развивающимися странами, избравшими путь революционных преобразований. В слу-

45 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (1963— 1991). P. 24.

46 Porter B. The USSR in Third World Conflicts: Soviet Arms and Diplomacy in Local War, 1945-1980. Cambridge Univ. Press, 1984. P. 200-201.

47 El Arcivo del Centro de estudios militares de las FAR. Documento: Vfersión resumida de las misiones internacionalistas cumplidas por Cuba en el Continente Africano (19631991). P. 27, 35-36.

48 Хобсбаум Э. Указ. соч. С. 269.

чае с Эфиопией Гавана пришла на помощь такой стране, ставшей жертвой агрессии. Пожалуй, ключ к пониманию кубинской мотивации дал З. Бжезинский, который сказал Дж. Картеру: «Кастро был очень впечатлен эфиопами. Он понял, что сомалийцы, которые настаивали на своих старых территориальных требованиях к Эфиопии, скорее ирредентисты, чем социалисты»49.

Сегодня мы знаем, что внутренняя политика М. Хайле Мариама закончилась катастрофой режима в 1991 г. Однако это произошло после перестройки в СССР, распада «советского блока» в 1989— 1991 гг. и прекращения помощи Эфиопии бывшим социалистическим лагерем при усилившейся поддержке противостоявших режиму сил со стороны США и их союзников. Но в 1977 г. это совсем не представлялось очевидным и неизбежным. Глубокие социально-экономические преобразования в Эфиопии позволяли надеяться на успех тогдашнего революционного режима в модернизации страны и построения общества социальной справедливости.

Втягивание Кубы в противостояние сверхдержав использовалось Вашингтоном в качестве дополнительного повода для постепенного нагнетания антикоммунистической истерии и разворота от разрядки к обострению «холодной войны». Администрация президента Дж. Картера провозгласила тезис, что советское и кубинское участие в конфликте на Африканском Роге представляет собой грубое нарушение политики детанта и неоправданное вмешательство в африканские дела50. Эти обвинения не имели под собой международно-правового обоснования. Сомали нарушило ключевой принцип устава Организации африканского единства — неприкосновенность границ, унаследованных во время обретения независимости. Без соблюдения этого принципа поддержание мира в Африке было бы невозможно. Не случайно даже эксперт по африканским делам, член Трехсторонней комиссии Питер Тарнофф в аналитической записке советнику президента З. Бжезинскому отмечал, что Советский Союз и Куба «имеют в своем активе соблюдение международного права и симпатии со стороны Эфиопии; они помогают африканской стране защитить свою территориальную целостность и противостоять агрессии»51.

Много лет спустя, в декабре 2007 г. правительство Эфиопии, возглавляемое людьми, которые в 1991 г. свергли Менгисту Хайле Мариама, воздвигли в Аддис-Абебе монумент кубино-эфиопской

49 Цнт. no: Gleijeses P. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria... T. 1. P. 68.

50 Gleijeses P. La epopeya cubana. P. 47.

51 Цнт. no: Ibidem.

дружбы. Памятник был сооружен, отмечалось нынешними руководителями страны, «чтобы воздать долг памяти 163 кубинским солдатам, которые отдали свои жизни во время войны 1977—1978 годов с Сомали»52. Как подчеркнул на торжественной церемонии открытия монумента президент страны Джирма Уольдэ-Гийоргис Лука: «Кубинские герои погибли, чтобы защитить суверенитет Эфиопии. Память о них в Эфиопии будет жить в веках»53.

В январе 1978 г., когда США уже располагали надежной информацией о переброске кубинских войск в Эфиопию, они начали разворачивать кампанию по осуждению советского и кубинского вмешательства. Было оказано сильное давление на африканские страны с целью их присоединения к американской политике в отношении Африканского Рога. Однако она не встретила поддержки у большинства африканских государств54.

В то время, когда кубинцы приняли участие в боях за освобождение Огадена, отношения между США и Москвой были достаточно напряженными. В данном случае администрация Дж. Картера, практически пыталась повторить сценарий, который не удался предыдущей администрации в Анголе. Нужна была «победоносная война» против распространения советского влияния, осуществленная чужими руками, которая стала бы для Вашингтона не столько геополитической, сколько «моральной компенсацией» за поражение во Вьетнаме. Однако разгром сомалийцев, поддержанных администрацией Дж. Картера, привел к очередному провалу американской политики в «третьем мире». США искали направление, где они могли бы ответить своему геополитическому противнику. Они увидели его в поддержке этнических антиправительственных движений в Анголе и Эфиопии, а также в кампании обвинений Москвы и Гаваны в торпедировании разрядки.

На совещаниях, проводившихся администрацией Дж. Картера, со стороны ряда высокопоставленных лиц, среди которых особой воинственностью выделялся З. Бжезинский, высказывались предложения шантажировать СССР возможностью ужесточения позиции США на переговорах об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые велись с начала мая 1977 г. в Женеве. Наиболее конструктивную позицию занимал Сайрус Вэнс, который постоянно предостерегал от опрометчивых, провокационных шагов. Он твердо придерживался точки зрения, что недопустимо

52 The Ethiopian Herald. Addis Ababa, 18.12.2007.

53 Ibid. 19.12.2007.

54 Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Détente. P. 28.

связывать вопрос об ОСВ с какими-либо иными проблемами. Однако он часто оказывался в меньшинстве55.

Одним из наиболее характерных в этом плане стало совещание Специального координационного комитета США, состоявшееся 2 марта 1978 г. в Белом доме. На нем обсуждались возможности реализации политики по противодействию распространения советского влияния. Советник президента по международным делам Девид Лоуренс Арон (David Laurence Aaron) предложил обсуждать этот вопрос не только в контексте событий на Африканском Роге, но также проанализировать ситуацию на Юге Африки. На совещании была поставлена задача усиления военной и политической поддержки антиправительственных вооруженных сил УНИТА, во главе с Дж. Савимби, в Анголе. Его изначально поддерживал режим апартеида в ЮАР. В дискуссии по этому поводу госсекретарь С. Вэнс спрашивал З. Бжезинского, наиболее активно настаивавшего на увеличении помощи Дж. Савимби: «Зачем надо предпринимать действия, которые со всей очевидностью повышают возможность увеличения там численности кубинских войск?» Советник президента по национальной безопасности парировал: «Исключительно для того, чтобы увеличить число кубинских потерь и цену за их участие»56.

В конечном итоге линия на развязывание нового этапа гражданской войны в Анголе получила поддержку большинства деятелей администрации Дж. Картера и начала активно проводиться с конца 1970-х гг. Ее главной целью было заставить Кубу ввязаться в гражданскую войну в этой стране, заставить ее заплатить за свой интернационализм большой кровью и предотвратить кубинское вмешательство на стороне других леворадикальных режимов в Африке. Это было призвано также подорвать советское влияние в Африке. Гавана, вопреки ожиданиям Вашингтона, действовала по своему собственному сценарию: не участвуя в гражданской войне, она помогала защите Анголы от прямых актов внешней агрессии ЮАР и Заира. Одновременно кубинцы, опираясь на советское военно-техническое содействие, помогли Анголе создать достаточно боеспособную армию, которая в конечном итоге смогла решить внутренние проблемы. Борьба США за Южную Африку будет продолжаться до начала 1990-х гг. и завершится уже после распада СССР. Однако Гавана здесь переиграет Вашингтон и внесет

55 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado de Cuba. Documentos desclasificados — Carter — EEUU — Cuba: Reunión del Comité Especial de Coordinación 2 de marzo de 1978. Confidencial. Hora y lugar: 12:50 — 2:15 p.m., Sala de Situación de la Casa Blanca. Asunto: Cuerno de África.

56 Ibidem.

неоценимый вклад в освобождение стран Юга Африки и крушение режима апартеида в ЮАР. Однако это уже предмет отдельного исследования.

Президент Дж. Картер, взявший на вооружение доктрину «правозащитной дипломатии», которая была в первую очередь направлена против СССР и его союзников, после Огадена даже заговорил о второй «холодной войне» и всячески подчеркивал «моральное превосходство» внешней политики США и на совещаниях допускал возможность использования давления на СССР на переговорах по ОСВ. З. Бжезинский публично озвучивал тезис о том, что действия СССР и Кубы на Африканском Роге означают конец разрядки57. В целом отношения США с СССР и Кубой в результате этих событий ухудшились. США и СССР предпринимали усилия для наращивания своей мощи и изменения геополитического баланса в свою пользу.

Тем не менее, на новом витке «холодной войны», несмотря на обострение международной напряженности, СССР и США старались не переходить условную «критическую линию» стратегического равновесия и продолжали конструктивный диалог. Обе стороны предпринимали тогда усилия по достижению урегулирования ближневосточного вопроса. Последний нашел свое отражение в «Совместном советско-американском заявлении по Ближнему Востоку (2 октября 1977 г.)»58. С мая 1977 г. шли переговоры об ограничении стратегических вооружений. Они успешно завершились 18 июня 1979 г. в Вене подписанием Л.И. Брежневым и Дж. Картером Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2)59.

Одновременно геополитические амбиции правящих элит обоих полюсов силы являлись источником появления новых «гордиевых узлов» и конфликтов разной интенсивности в различных регионах планеты. Напряжение в противостоянии Вашингтона и Москвы росло достаточно стремительно и проявлялось в самых разных сферах. Запад, пройдя через кризис 1970-х — начала 1980-х гг. предложил неоконсервативный ответ на вызов эпохи. Начался его переход от индустриального к постиндустриальному обществу. В самом конце 1970 гг. решительные и продуманные экономические реформы начались в Китае, который пытался балансировать между двумя полюсами. Советский блок, напротив, постепенно скаты-

57 Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Détente. P. 26.

58 СССР и ближневосточное урегулирование 1967-1988 гг. М., 1988. С. 266-267.

59 Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений // http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-2.txt (9.12.2016).

вался к «застою». Это грозило его внутренним ослаблением и кризисом. Время, отпущенное историей для ответа на брошенный европейскому социализму вызов, стремительно уходило в небытие.

Список литературы

1. Альварес Мола В., Бекаревич А.Д., Бородаев В.А. и др. Мужество и братство. М., 1982.

2. Бородаев В.А. Первая ангольская война (1975—1976): интернационализация внутреннего конфликта в условиях «холодной войны» II Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. № 4.

3. Корольков А.В. Москва + Гавана = Огаден II Родина. 2010. № 3.

4. Поляков А. Эритрея—Эфиопия. Логика бессмысленной войны II Азия и Африка сегодня. 2000. № 1.

5. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914—1991). М., 2004.

6. Alzugaray C, Berthaut R., López, Segrera F., Menéndez L., Mesa Delmonte L., Ramírez, M.A. De Eisenhower a Reagan. La Habana, 1987.

7. Cuban internationalism in Sub-Saharan Africa I Ed. by S. Díaz-Briquets. Pittsburgh: Duquesne Univ. Press, 1989.

8. Domínguez, J.I. Revolutionary politics: The new demands for orderliness II Cuba. Internal and international affairs I Ed. by J.I. Domínguez. Beverly Hills; London; New Delhi, 1982.

9. Gleijeses P. La epopeya cubana. La Habana, 2009.

10. Gleijeses P. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria y la lucha por el sur de Africa (1976-1991). T. 1-2. La Habana, 2015.

11. Jackson D.R. Jimmy Carter and the Horn of Africa: Cold War Policy in Etiopia and Somalia. North Carolina, 2007.

12. Jackson D.R. The Ogaden War and Demise of Détente. ANNAIS. AAPSS, 632, November 2010.

13. Porter B. The USSR in Third World Conflicts: Soviet Arms and Diplomacy in Local War, 1945-1980. Cambridge Univ. Press, 1984.

14. Ramírez, Cañedo E, Moralez Domínguez, E. De la confrontación a los intentos de normalización. La politica de los Estados Unidos hacia Cuba. La Habana, 2014.

15. Westad O.A. The Global Cold War Third World. Third World Interventions and the Making of Our Times. Cambridge Univ. Press, New York, 2005.

Поступила в редакцию 11 января 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.