Научная статья на тему 'Реформы на Кубе в условиях ухудшения отношений с США'

Реформы на Кубе в условиях ухудшения отношений с США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1924
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
КУБА / США / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / РАЗВИТИЕ / КОНФЛИКТ / ОБЩЕСТВО / CUBA / USA / ECONOMY / POLICY / CONSTITUTIONAL REFORM / DEVELOPMENT / CONFLICT / SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кодзоев Магомед Абдул-Мажитович

В статье дается анализ происходящих на Кубе внутриполитических и социально-экономических реформ. Особое внимание уделяется ключевым новшествам, отраженным в проекте новой конституции страны от 2018 года. Учитывая огромное историческое значение конституционной реформы, совершена попытка выявить основные факторы, побудившие Гавану пойти на изменение Основного закона, которое происходит на фоне усиливающегося давления со стороны Вашингтона, оказывающего существенный негативный эффект на экономическое развитие Кубы. Это заставляет руководство страны предпринимать экстренные меры для стабилизации экономики и повышения доверия граждан к власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS IN CUBA DURING ITS DETERIORATION OF RELATIONS WITH THE UNITED STATES

The article analyzes the domestic political and socio-economic reforms taking place in Cuba. Special attention is paid to the key innovations reflected in the draft new Constitution of the country from 2018. Given the great historical significance of the constitutional reform, an attempt has been made to identify the main factors that prompted Havana to change the Basic law, which is taking place against the backdrop of increasing pressure from Washington, which has a significant negative effect on the economic development of Cuba. This forces the country's leadership to take urgent measures to stabilize the economy and increase citizens ' confidence in the government.

Текст научной работы на тему «Реформы на Кубе в условиях ухудшения отношений с США»

М.А-М. Кодзоев

РЕФОРМЫ НА КУБЕ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С США

Аннотация

В статье дается анализ происходящих на Кубе внутриполитических и социально-экономических реформ. Особое внимание уделяется ключевым новшествам, отраженным в проекте новой конституции страны от 2018 года. Учитывая огромное историческое значение конституционной реформы, совершена попытка выявить основные факторы, побудившие Гавану пойти на изменение Основного закона, которое происходит на фоне усиливающегося давления со стороны Вашингтона, оказывающего существенный негативный эффект на экономическое развитие Кубы. Это заставляет руководство страны предпринимать экстренные меры для стабилизации экономики и повышения доверия граждан к власти.

Ключевые слова:

Куба, США, экономика, политика, конституционная реформа, развитие, конфликт, общество.

M. Kodzoev

REFORMS IN CUBA DURING ITS DETERIORATION OF RELATIONS WITH THE UNITED STATES

Abstract

The article analyzes the domestic political and socio-economic reforms taking place in Cuba. Special attention is paid to the key innovations reflected in the draft new Constitution of the country from 2018. Given the great historical significance of the constitutional reform, an attempt has been made to identify the main factors that prompted Havana to change the Basic law, which is taking place against the backdrop of increasing pressure from Washington, which has a significant negative effect on the economic development of Cuba. This forces the country's leadership to take urgent measures to stabilize the economy and increase citizens ' confidence in the government.

Key words:

Cuba, USA, economy, policy, constitutional reform, development, conflict, society.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ №17-37-01019 «Кризис левых режимов в Латинской Америке: политические и экономические последствия для России»

С тех пор как в 1991 году распался Советский Союз, а вместе с ним исчез его геополитический блок, Куба находилась в весьма уязвимом положении. Соединенные Штаты, могущество которых значительно возросло, продолжали давить на латиноамериканскую страну санкциями, обретшими в конце века экстратерриториальный характер. Остров оказался наедине с новыми вызовами и угрозами, так как в постбиполярном мире было трудно найти замену бывшему ближайшему союзнику - СССР. В этих условиях кубинскому руководству часто приходилось идти на нестандартные для себя решения. Гавана искала поддержки извне, не забывая принимать экстренные меры по

улучшению национальной экономической системы. Независимо от того, насколько эффективными были действия правительства страны, она все же смогла выдержать тяжелейший для себя этап первой половины 90-х гг., получивший название «особый период в мирное время».

Однако перманентное накопление проблем и противоречий во внутренней жизни и внешней политике увеличивает риск того, что в определенный момент действующее руководство не справится с ними. Это чревато падением существующего политического строя. В конце первого десятилетия XXI в. правительство Кубы начало проводить масштабные реформы. Если их реализация принесет ожидаемые плоды, возможно, латиноамериканская страна избавится от хронической уязвимости своего положения. В 2018 г. процесс преобразований все еще продолжался.

Общая картина перемен

С 2008 г. на Кубе начались масштабные комплексные преобразования, характеризовавшиеся некоторой либерализацией жизни общества. Они были закреплены и дополнены решениями VI и VII съездов компартии, созванных в 2011 и 2016 гг., соответственно. Расширился частный сектор экономики, было разрешено нанимать рабочую силу, покупать и продавать движимое и недвижимое имущество, появились новые виды совместных предприятий, были отменены выездные визы для граждан и др. [4, с. 27]. 2018 год ознаменовался тем, что несколько поменялась и внутриполитическая обстановка. В марте состоялись выборы в Национальную ассамблею народной власти (Asamblea Nacional del Poder Popular, ANPP). В апреле Рауль Кастро, правивший два пятилетних срока подряд, уступил место главы государства Мигелю Диасу-Канелю, как и предписывали новые правила, провозглашенные на VI съезде компартии. Одновременно был обновлен и омоложен состав Государственного Совета и Совета министров.

Покидая высшие государственные должности, Р. Кастро сообщил, что действующая конституция страны, принятая в 1976 г., перестала отвечать духу времени и что он намерен инициировать конституционную реформу [35]. В июне 2018 г. он возглавил специальную комиссию в составе тридцати трех депутатов ANPP, перед которой стояла задача выработать новый Основной закон. Месяц спустя парламент одобрил предварительный проект конституции и уже осенью он был вынесен на всенародные дебаты. В обсуждении текста участвовали как граждане, проживающие на территории страны, так и те, кто

находились за рубежом. На собраниях, устроенных в дипломатических учреждениях Гаваны, свое мнение и замечания по содержанию выразили кубинцы из ста государств мира (это право было предоставлено даже тем, кто не имеет кубинского гражданства - в знак национального единства) [14].

В отличие от поправок, которые вносились в конституцию в 1978, 1992 и 2002 гг., реформа 2018 г. подразумевает аннулирование или изменение большого числа статей Основного закона. Поэтому официально она называется «полной конституционной реформой», а не частичной [18]. Она предполагает ряд нововведений: ввести пост президента и вице-президента, а также премьер-министра; упразднить провинциальные ассамблеи народной власти и заменить их правительствами и учредить пост губернатора провинции; признать право частной собственности; право на однополые браки; установить презумпцию невиновности граждан и др. [41].

В предложенном проекте главная задача кубинского государства обозначена как «построение социализма», а не коммунизма, как это предписывалось Конституцией 1976 г. [41]. Это вызвало дискуссии вокруг того, какова степень радикальности осуществляемых реформ. Вопрос о том, не означают ли они «реставрацию капитализма» на Кубе, поднимался во время обсуждений перед VII съездом компартии. Р. Кастро в отчетном докладе заверил, что эти опасения безосновательны [11]. По его словам, действующее руководство последовательно продолжает курс, заложенный Фиделем Кастро. Подтверждая это, М. Диас-Канель конституционная реформа означает «усиление главных постулатов Революции» - заявил он [17].

Со словами Р. Кастро и М. Диаса-Канеля трудно не согласиться, ведь отречение от принципов, декларировавшихся социалистической властью на протяжении многих десятилетий, означало бы признание своего поражения. Корректировка внутренней политики и экономики в соответствии с объективно существующими условиями вовсе не значит, что базовые принципы Кубинской революции требуют радикального пересмотра. В преамбуле новой конституции говорится, что кубинский народ полон решимости «продолжать триумфальную Революцию Монкады, Гранмы, Сьерры и Хирона», «бороться за полную национальную независимость, установить революционную власть, реализовать демократические изменения и начать построение социализма» [33, р. 7]. По сути, такая формулировка подтверждает, что ее дух соответствует традиционным политическим идеалам Гаваны.

Еще одним новшеством проекта конституции 2018 г. является признание частной собственности, наряду с государственной (Часть II, статья 21). Фактически она была легализована еще в 1990-е гг. и официально узаконена в «Направлениях экономической и социальной политики партии и революции» VI съезда компартии. При этом отмечалось, что в негосударственных формах управления «не допускается концентрация богатств» [25, р. 3]. В 2010 г. на Кубе было около 150 тыс. самозанятых, в 2018 г. их число приблизилось к 600 тыс. (13% от всей рабочей силы страны) [15]. Проект новой конституции лишь закрепил на самом высоком юридическом уровне уже несколько десятилетий существовавшую форму собственности. С этим согласен и профессор Университета Техаса Артуро Лопес Леви. Ученый при этом добавил, что данная реформа «увеличит спрос на последующие преобразования», имея в виду, что появление новых форм собственности усложнит экономическую систему и создаст необходимость дальнейших перемен [15]. Справедливости ради следует отметить, что кубинское руководство внимательно следит за тем, чтобы этот процесс не выходил из-под контроля и не привел к неизбежности радикальных решений, таких как «шоковая терапия» и др. [11]. Легализация индивидуальной трудовой деятельности уже привела к разрыву в доходах среди граждан [2, с. 9]. Так что этот немаловажный фактор, создающий угрозу возникновения разочарованности среди населения, скорее всего, также будет учитываться правительством.

Между тем, Р. Кастро еще в 2016 г. в присутствии Ф. Кастро заявил, что «индивидуальная трудовая деятельность и... малые и частные микропредприятия не являются ни антисоциалистическими, ни контрреволюционными» [11]. К вопросу частного сектора экономики правительство Кубы подходит внимательно, не отступаясь от главного принципа: «от каждого - по его способностям, каждому - по его труду». Подтверждается превалирование государственной собственности [11]. Вполне вероятно, что руководство собирается в некоторой степени повторить путь Вьетнама, где при сохранении сильной власти правительства внутренняя экономика получила некоторую свободу [6].

Также проект вводит пост президента республики. После революции 1959 г. около шести месяцев эту должность занимал Мануэль Уррутия. Но уже в июле он был смещен, а главой государства стал Освальдо Дортикос. Однако принятая в 1976 г. конституция упразднила пост президента. С тех пор лидер революции Ф. Кастро являлся одновременно председателем Госсовета, Совета министров и первым секретарем ЦК компартии.

Заняв в 2008 г. все три высшие должности, Р. Кастро передал в 2018 г. пост председателя Госсовета и Совета министров М. Диасу-Канелю, сохранив за собой до 2021 г. место первого секретаря ЦК компартии. При этом он заявил, что самым важным для него в тот момент было «показать пример» своим поступком, то есть заложить начало систематической ротации власти [12]. Следующий глава государства, пробыв в должности два пятилетних срока подряд и передавая полномочия преемнику, должен сохранить за собой (с согласия ANPP) место первого секретаря партии в течение трех лет до очередного съезда. Это, по мнению Р.Кастро, обеспечит «безопасную» преемственность [12].

Важно, что, согласно предлагаемому проекту, функции президента и главы правительства должны быть разделены. Теперь один и тот же государственный деятель не может одновременно являться членом обоих органов [36]. При этом за ANPP остаются полномочия конституционного и политического контроля в стране, а Коммунистическая партия сохраняет статус единственной законной [36]. Это закрепляет за ЦК партии большие полномочия, роль регулятора внутренней и внешней политики, дает ему преимущества перед исполнительной властью.

О причинах, побудивших Р. Кастро разделить полномочия высшей исполнительной власти между разными лицами, можно лишь догадываться. Однако, фактически, это переносит «центр тяжести» государственной власти в пользу парламента, которому отводится функция контроля за конституционностью принимаемых президентом решений. Можно предположить, что данной мерой уходящий национальный лидер совершил попытку закрепить правила постоянной ротации высших должностных лиц страны.

В кубинском обществе нет единого мнения относительно порядка избрания главы государства. По действующему законодательству и согласно предложенному проекту конституции он должен избираться решением большинства депутатов ANPP. Кандидатура должна выдвигаться из числа самих парламентариев (Часть VI , ст. 101). Между тем, еще в феврале 2015 г. кубинское издание «Juventud Rebelde» провело онлайн-интервью с участием членов Национальной избирательной комиссии (Comisión Electoral Nacional, CEN), на котором все желающие могли задать интересующие их вопросы. Несколько участников выразили свое недовольство тем, что лидер Кубы избирается не прямым голосованием [13]. В сентябре 2018 г. на одном из собраний в Санть-

яго-де-Куба, где обсуждалась конституционная реформа, один из активистов также открыто выступил за введение прямых выборов президента [32].

В определенном смысле ответом на подобный запрос общества стало заявление председателя АЫРР Эстебана Ласо, сделанное 19 сентября 2018 г. Политик сказал, что первоочередной задачей законодателей после проведения конституционной реформы станет подготовка нового закона о выборах [28]. Следует полагать, что руководство постарается найти решение, устраивающее кубинское общество. Нельзя исключать, что поменяются и правила избрания президента. С другой стороны, возможно, выборы главы государства останутся непрямыми, а новый закон лишь подтвердит ограничение его нахождения у власти двумя сроками подряд, а также возрастной ценз для высших должностных лиц (60 лет для членов ЦК и 70 лет - для руководящих должностей в партии).

Еще одним положением конституционной реформы является упразднение провинциальных ассамблей народной власти. Они будут заменены местными правительствами под руководством губернаторов. По словам члена консультативной группы по конституционной реформе на Кубе Махелы Феррари, эти изменения являются частичной проекцией локальных экспериментальных реформ в провинциях Артемиса и Майябеке, начавшихся в 2011 г. [36]. Их суть заключалась в разделении функций органов власти, оптимизации их работы. Главная цель состояла в улучшении экономического положения в данных провинциях. В результате за шесть лет производство сельхозпродукции в Артемисе увеличилось на 80% [39]. Успешность этого эксперимента стала причиной его продления решением очередного съезда компартии в 2016 г. [31]. М. Феррари также добавила: «опыт показал, насколько важно, чтобы местные власти принимали самостоятельные решения, не дожидаясь указаний сверху, по определению приоритетов и главных проблем» [36]. Предполагается, что провинции получат большую автономию и свободу действий. Таким образом, кубинское руководство совершило шаг в сторону децентрализации государственной власти в пользу эффективности и мобильности местной. Следует полагать, что положительные результаты данного эксперимента в дальнейшем будут способствовать углублению преобразований и совершенствованию в этом направлении.

Помимо существенных новшеств, предложенных этим документом, вызывает интерес сама практика массовых обсуждений мер, принимаемых правительством. Как и в 2007 г., когда руководство страны представило на суд

общественности ряд новых постановлений*, проект новой конституции прошел ту же процедуру, главная цель которой заключалась в его легитимация. Вовлечение в этот процесс как можно более широких слоев общества является, с одной стороны, мерой предосторожности, а с другой - способом более тесного взаимодействия власти с гражданами страны. Опыт «перестройки» в СССР показал, что в процессе масштабных реформ может возрастать степень недовольства среди населения. Поэтому руководство Кубы, определенно, нуждается в консолидированной поддержке кубинцев, дабы избежать возможных негативных для себя последствий.

В последние десять лет политическая система, существующая на Кубе, стала более транспарентной. По заявлениям, сделанным Р. Кастро на VII съезде компартии, понятно, что существует намерение двигаться в сторону «глубоко демократических» изменений. Бывший глава государства также говорил, что сама Коммунистическая партия, играющая важнейшую роль в политической жизни страны, «обязана в постоянном режиме совершенствовать нашу [кубинскую - К.М.] демократию» [11]. При этом еще в 2016 г. Р. Кастро утверждал: «Мы не боимся различных мнений и разногласий, потому что только откровенная и честная дискуссия среди революционеров приведет нас к достижению лучших решений» [11]. Видимо, всенародные дебаты, инициированные правительством, являются примером (или попыткой) реализации такого подхода.

Есть и другие свидетельства, указывающие на то, что принцип плюрализма мнений был воспринят в Гаване, как практически значимый и необходимый атрибут политической системы. Этой теме в сентябре 2018 г. в своем интервью венесуэльскому каналу «Те^иг» много внимания уделил и М. Диас-Канель. Он отметил, что кубинская пресса, «которая всегда очень профессионально защищала Революцию», иной раз допускала чрезвычайно много «похвал» в адрес правительства, в результате чего было трудно «отразить некоторые темы повестки дня» [43]. В связи с этим планируется обновить систему взаимодействия власти с населением. Предполагается вовлекать граждан в процесс принятия решений посредством социальных сетей. Одновременно, по словам М. Диаса-Канеля, руководство страны также должно эффективно доносить до общественности свою точку зрения [43].

О реальных намерениях и закулисных решениях кубинского руководства трудно рассуждать, поскольку не существует достоверных источников, позволяющих сделать более или менее обоснованные выводы. Однако пуб-

личные заявления государственных деятелей высшего уровня также о многом говорят. Ведь будучи последней инстанцией в системе принятия решений, обладая значительным политическим авторитетом и властью, их слова, так или иначе, все равно создают некий импульс, посылаемый в общество. Опытный политик Р. Кастро, скорее всего, понимает, что его слова о готовности двигаться в сторону демократических изменений могут вызвать искренние надежды у многих граждан страны. Не было бы никакого смысла искусственно их создавать, если бы правительство не собиралось на деле реализовывать публично объявленный курс в сторону преобразований. Тем более это справедливо, если учитывать то, в каком сложном положении сейчас находится сама Куба. Соответственно, в данном случае есть смысл довериться приведенным выше заявлениям.

Проект новой конституции, несомненно, является новаторским для Кубы. Практика всенародных дебатов и обсуждений также является мерой, способной, с одной стороны, обеспечить более эффективное управление страной, а с другой - повысить доверие граждан к правительству. Однако некоторые общественные организации и отдельные граждане в стране и за ее пределами не поддержали конституционную реформу. Например, кубинский оппозиционер Ариана Лопес Роке публично сожгла текст нового основного закона, призвав «не обманываться» и «не участвовать» в его обсуждении. По сообщению ТВ-Марти (США), активистка была арестована через несколько часов после случившегося [21]. Бойкотировать реформы также призвали лидер оппозиционного Патриотического объединения Кубы (Union Patriótica de Cuba) Хосе Даниэль Феррер, координатор Объединенного форума против тоталитаризма (Foro Antitotalitatio Unido) Гильермо Фариньяс, и представитель Национального фронта гражданского сопротивления (Frente Nacional del Resistencia Cívica) Хорхе Луис Гарсиа Перес [30]. Роса Мария Пайа (дочь известного оппозиционера Освальдо Пайа) в интервью изданию «El País» обвинила кубинские власти в попытке «увековечить свой режим» и призвала усилить международное давление на Гавану [23]. Журналист Осмел Рамирес Альварес опубликовал статью, в который выразил сомнения в том, что конституционная реформа меняет ситуацию во внутренней политике, которую он охарактеризовал как «авторитарный социализм» [34].

Однако позже в определенной степени оппозиция поменяла свою точку зрения. Если поначалу многие ее представители призывали бойкотировать обсуждения новой конституции, то уже в сентябре 2018 г. ряд оппозиционных

организаций выступили с инициативой «Cuba Decide». Одна из ее лидеров Роса Мария Пайа призвала принимать активное участие в дебатах и требовать отмены всех статей обсуждаемого проекта. Ее поддержали Патриотическое объединение Кубы, Демократическое движение (Movimiento Democracia), а также Кубино-американский национальный фонд (Cuban-American National Foundation) и Дамы в белом (Damas de Blanco) [29]. Следовательно, сам по себе механизм народных дебатов был признан оппозицией, пусть и в целях продолжения борьбы с действующим руководством страны.

Эти дебаты говорят о том, что правительство Кубы с большим вниманием относится к мнению широких слоев общества, пытается реагировать на замечания со стороны граждан, тем самым совершенствуя государственную, политическую, социальную и экономическую систему страны. В то же время в осуществляемых реформах проглядывает намерение закрепить верховенство закона в стране и заложить традицию систематической ротации власти. Однако возникает вопрос: что конкретно привело к необходимости изменений? Почему Гавана именно сейчас начала столь значительные и в некоторой степени опасные преобразования?

Необходимость и своевременность реформ

Первым и самым главным катализатором преобразований, осуществляемых на Кубе, является внутриполитическая и внутриэкономическая ситуация. Согласно некоторым кубинским исследователям, поворотным моментом во внутренней политике стал 2005 год, когда Ф. Кастро публично объявил об опасностях, нависших над революцией. Особенно он выделил раздувшуюся бюрократию и коррупцию в ее рядах [8, p. 159]. Р. Кастро развил эту тему, и 26 июля 2007 г., выступая в г. Камагуэй, обозначил многочисленные проблемы и сложности в экономике и социальной жизни. «Все, начиная от чиновника и заканчивая простым рабочим, должны с точностью выявить и глубоко проанализировать каждую из них» - подытожил он [8, p. 160]. Таким образом, было заложено начало всеобщим дискуссиям в кубинском обществе, которые проходили в сентябре и октябре (более 5 млн участников). Граждане открыто выражали недовольство низким уровнем оплаты труда, малой производительностью сельхоз индустрии, излишней централизацией власти и ненужными ограничениями, недостатком жилых домов и т.д. [8, p. 161]. На тот момент 40% пахотных земель не использовалось, сельхозпродукция была на 60-80% импортной. Цены на продукты питания были высокими, а зарплаты низкими

[8, р. 161-162]. Бюджетный дефицит [24] и внешний государственный долг [16] росли. В феврале 2008 г. в интернете появилось видео, на котором запечатлена встреча председателя АЫРР Рикардо Аларкона со студентами, один из которых спросил: почему рабочим платят так мало и почему гражданам запрещено селиться в туристических отелях? Американский исследователь Марк Салливан писал, что этот случай демонстрирует уровень социальной напряженности того времени и сделал вывод, что кубинское правительство учитывало риски народного недовольства, когда принимало решение о переменах [42].

На VI съезде компартии в 2011 г. была обнародована всеобъемлющая стратегия проведения внутренних реформ. Среди обозначенных мер были повышение производительности сельхозсектора, привлечение иностранных инвестиций, избавление от бинарной валюты и др. [4, с. 27-38]. Однако на следующем VII съезде в 2016 г. было объявлено, что, несмотря на заметные успехи, первая пятилетка (2011-2016 гг.) преобразований не оказалась достаточно результативной.

В экономическом развитии Кубы также есть серьезные проблемы. Несмотря на то, что ежегодный рост ВВП страны с 2011 по 2015 г. оставался положительным (в 2015 г. он был равен 4,4%), в 2016 г. этот показатель опустился до отметки - 0,9% [4, с. 34]. В 2017 г., как завил в своем выступлении бывший министр экономики и планирования Рикардо Кабрисас, рост ВВП составил 1,6%. Причем, по словам чиновника, в следующем году его уровень планировалось повысить до 2% [19]. В первом полугодии 2018 г. экономический рост составил 1,1%. В соответствии с прогнозами правительства, Кубе необходимо повысить показатель роста ВВП до 7% в год для того, чтобы полностью оправиться от негативных последствий, вызванных потерей внешних партнеров - СССР и, в последние годы находящейся в кризисе, Венесуэлы [20]. Для достижения этой цели государству необходимо продолжать развитие туризма (одна из самых динамично развивающихся отраслей), частного сектора, привлекать иностранные инвестиции и др.

Существующие трудности, связанные с экономическим положением в стране, делают весьма актуальными начатые реформы. Однако внешнеполитическая и внешнеэкономическая ситуация также играет значительную роль. В первую очередь, речь идет о торговых отношениях с Венесуэлой, которая на протяжении длительного времени оставалась главным внешнеэкономическим партнером Кубы. С тех пор, как обстановка в южноамериканской стране дес-

табилизировалась, товарооборот с этой страной снизился с 7,3 млрд. конвертируемых песо в 2014 г. до 2,2 млрд. в 2016 г. [5, с. 56]. Венесуэльская нефть, ранее поставлявшаяся в объемах 100 тыс. баррелей в сутки и обеспечивавшая около 70% энергетических нужд острова, в 2018 г. упала в количестве до 49 тыс. баррелей [1]. При этом прогнозы по политической обстановке в Венесуэле на сегодняшний день не вызывают оптимизма [7, с. 49-50]. Сокращающаяся на фоне острого социально-экономического кризиса, добыча нефти, а также ухудшающаяся внутриполитическая обстановка повышает риск потери основного внешнеторгового партнера Гаваны.

Кроме того, существенное влияние на внутренние дела Кубы оказывают действия Соединенных Штатов. В пору президентства Барака Обамы два государства начали частичную нормализацию отношений, что сопровождалось расширением экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия. Однако сменивший его Дональд Трамп ужесточил политику в отношении соседней страны, приостановив сближение с ней. Продолжается торгово-экономическое эмбарго (на острове его принято называть блокадой), которое М. Диас-Канель назвал «главным препятствием для развития страны, сильно мешающим благополучию кубинцев и кубинок, а также внутриэкономической и социальной жизни» [43]. Гавана и прежде многократно заявляла, что ущерб, причиняемый санкциями со стороны США, крайне негативно сказывается на возможностях Кубы. Как сообщил, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2015 г., министр иностранных дел Бруно Род-ригес, за прошедшие полвека из-за блокады страна потеряла свыше 120 млрд долларов, «что является огромной потерей для столь маленькой экономики, как наша» [40].

Д. Трамп, с которым с самого начала его президентства сблизились ан-тикастровски настроенные группы влияния в США [3, с. 12], усилил давление на Кубу. 16 июня 2017 г. он выступил с торжественной речью в Майами, где заявил, что намерен отменить политику Б. Обамы в отношении Кубы. Обрушившись с критикой на правительство Гаваны, он заявил, что «Америка будет поддерживать кубинский народ в его борьбе за свободу» [37].

Объявив о начале новой стратегии, Д. Трамп подписал «Президентский меморандум по ужесточению политики США в отношении Кубы». Были ужесточены правила посещения страны американскими гражданами. Запрещались одиночные поездки по линии культурно-образовательных обменов. Также указывалось на необходимость поддерживать стратегию санкций, «вклю-

чая противодействие призывам в ООН отменить политику эмбарго». Документ гарантировал «поддержку кубинскому народу» путем внедрения интернет-услуг, свободной прессы и т.д. [27].

Меморандум предписывал госдепартаменту в течение 30 дней составить список компаний, контролируемых министерством обороны и другими специальными службами карибского государства. Помимо Министерства революционных вооруженных сил и МВД в этот список вошли: пять холдинговых госкорпораций, включая крупнейшую Grupo de Administración Empresarial S.A. (GAESA), Corporacion CIMEX S.A. (CIMEX), Union de Industria Militar (UIM), туристические Grupo de Turismo Gaviota (Gaviota) и Compania Turistica Habaguanex S.A.. Эти компании, несомненно, играли важную роль в экономике Кубы, управляя 72 организациями и предприятиями, работающими в различных сферах экономики, включая зону Мариэль, владея 84 отелями по всему острову, 27 из которых - в Гаване [26]. Вместе с тем объявленные Трампом меры мало что поменяли в сложившихся к этому времени отношениях двух стран. И при Обаме под запретом находились индивидуальные туристические поездки на остров американских граждан, и также было запрещено сотрудничество с компаниями, подконтрольными кубинским силовым структурам [22, p. 39]. Фактически объявленные Трампом меры затронули в большей степени интересы американских граждан и предпринимателей чем кубинских. Неудивительно, что сразу после подписания меморандума, Б. Родригес назвал произошедшее «гротескным спектаклем» [10].

Также ужесточилась риторика Белого дома в отношении соседней страны на наднациональном уровне. Это было ярко продемонстрировано столкновением представителей двух государств на Саммите Америк в Лиме (Перу), который состоялся в апреле 2018 г. Выступая на первом пленарном заседании, вице-президент США Майкл Пенс обвинил кубинское правительство, которое назвал «устаревшим коммунистическим режимом», в том, что оно «продолжает грабить собственный народ и ущемлять элементарные права» своих граждан [38]. По его словам, Куба всегда стремилась распространять свою «провалившуюся идеологию» на другие страны, а также поддерживала «коррумпированную диктатуру» в Венесуэле [38]. Он заверил, что администрация Трампа предприняла «решительные меры, чтобы встать на сторону кубинского народа и противодействовать его угнетателям» [38]. «США больше не будут финансировать военные, охранные и разведывательные службы Кубы, являющиеся ядром этого деспотического режима», - добавил вице-президент

[38]. На подобные выпады делегация от Гаваны со своей стороны дала жесткий и воинственный ответ. Б. Родригес сказал, что Латинская Америка до сих пор является жертвой американского «империализма», который «руководствуется Доктриной Монро в деле осуществления своей гегемонии» [9].

Кубинское руководство испытывает на себе «мягкое» наступление, чередующееся с жесткими дипломатическими выпадами со стороны США, главной целью которого остается свержение действующего правительства изнутри. В таких обстоятельствах «ахиллесовой пятой» Кубы является тяжелое экономическое положение, низкий уровень жизни людей, несовершенство государственной системы и внутренней политики. Недовольство граждан и фрустрация среди населения может усугубиться. Вкупе с остальными факторами, это создает весьма опасную ситуацию, которая на современном этапе, судя по всему, побуждает Гавану искать пути выхода из нее. Скорее всего, именно этот поиск новых решений в конечном итоге и обусловливает характер происходящих на острове реформ.

В конце второго десятилетия XXI в. действующее руководство Кубы занимается разработкой качественно новой стратегии во внутренней политике. Действия правительства характеризуются осторожностью и учетом мнения населения страны. Столкнувшись с ухудшающимися показателями национального развития, Гавана перешла к экспериментальной разработке синтетической модели государства, соединяющего в себе черты социалистической (плановой) и рыночной экономики. Оставляя страну в наследство поколению людей, родившихся после революции 1959 г. и не пользующихся столь высоким авторитетом в обществе, Р. Кастро и его ближайшее окружение, видимо, понимает необходимость укрепления политических институтов. Они также находятся в поиске методов сохранения однопартийной системы, стараясь при этом выработать культуру публичной и открытой критики руководства. Свободная полемика среди граждан и в прессе была признана как эффективный инструмент взаимодействия власти и народа. От успешности начатых преобразований зависит дальнейшая судьба страны. Грубые просчеты или нерешительность в деле их реализации может привести к крайне нежелательным для действующего правительства последствиям. Разумеется, вновь обострившиеся отношения с Вашингтоном серьезно усугубляют положение и увеличивают риски для латиноамериканской страны.

Литература

1. Венесуэла временно возобновила поставки средней нефти на Кубу. Не от хорошей жизни // Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/view/175069-Venesuela-vremenno-vozobnovila-postavki-sredney-nefti-na-Kubu.-Ne-ot-horoshey-zhizni (дата обращения 16.06.2018).

2. Ивановский З.В. Социальные сдвиги и политические процессы // Куба накануне смены поколений. Серия «Саммит» / Отв. ред. Давыдов В.М. М.: ИЛА РАН, 2017.

3. Калашников Н.В., Кодзоев М.А-М. Куба-США.: зигзаг нормализации отношений // Латинская Америка. 2018. №7.

4. Кодзоев М.А-М. Влияние реформ Рауля Кастро на жизнь кубинского общества // Латинская Америка. 2017. № 11.

5. Николаева Л.Б. Внешнеэкономические партнеры // Куба накануне смены поколений. Серия «Саммит». / Отв. ред. Давыдов В.М. М.: ИЛА РАН, 2017.

6. «Новой революции не будет»: что ждёт Кубу после Фиделя Кастро // Russia Today. URL: https://russian.rt.com/world/article/336017-kuba-posle-kastro-ocenki (дата обращения 16.11.2018).

7. Семенов В.Л. Финал «боливарианского проекта»? // Латинская Америка. 2017. №1.

8. August A. Cuba y sus vecinos. Democracia en movimiento. La Habana: Editorial de ciencias sociales, 2014.

9. Bruno Rodríguez en Cumbre de las Américas: "Cuba no aceptará amenazas ni chantajes de Estados Unidos". Cubadebate.cu. 14 de Abril, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/04/14/bruno-rodriguez-en-cumbre-de-las-americas-cuba-no-aceptara-amenazas-ni-chantajes-de-estados-unidos/#.Wvs1aqSFPIX (дата обращения 16.06.2018).

10. Bruno Rodríguez ofrece conferencia de prensa: Cuba no realizará concesiones (+ Video). Cubadebate.cu. 19 de Junio, 2017. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2017/06/19/minuto-a-minuto-conferencia-de-prensa-de-bruno-rodriguez-en-viena/#.Wl0I58vJz58 (дата обращения 17.06.2018).

11. Castro Ruz R. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista Cuba. Cubadebate. 17 de Abril, 2016. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/ (дата обращения 17.06.2018).

12. Castro Ruz R. La Revolución es la obra más hermosa que hemos hecho. Cubadebate. 20 de Abril, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2018/04/20/discurso-de-raul-castro-ruz/#.W65OtXszbIU (дата обращения 17.06.2018).

13. Concluyó entrevista on-line sobre el sistema electoral cubano. Juventud Rebelde. 28 de Febrero, 2015. URL: http://www.juventudrebelde.cu/cuba/2015-02-28/concluyo-entrevista-on-line-sobre-el-sistema-electoral-cubano (дата обращения 20.06.2018).

14. Cubanos residentes en cien países han participado en debate del Proyecto de Constitución. Cubadebate. 19 de Septiembre, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2018/09/19/cubanos-residentes-en-cien-paises-han-participado-en-debate-del-proyecto-de-constitucion/ (дата обращения 18.06.2018).

15. De Llano P. Cuba admitirá la propiedad privada en su Constitución. El País. 18 de Julio, 2018. URL: https://elpais.com/internacional/2018/07/17/america/1531858538_862054.htm

l (дата обращения 21.06.2018).

16. Deuda externa. ForesightCuba. URL: http://foresightcuba.com/deudaexterna/ (дата обращения 21.06.2018).

17. Díaz-Canel: Cuba nunca renunciará a la Revolución y no aceptamos imposiciones de EE.UU. Telesur. 16 de Septiembre, 2018. URL: https://www.telesurtv.net/news/entrevista-diaz-canel-cuba-telesur-20180916-0024.html (дата обращения 22.06.2018).

18. Diez puntos claves de la actual Reforma Constitucional en Cuba. Juventud Rebelde. 4 de Julio, 2018. URL: http://www.juventudrebelde.cu/cuba/2018-07-04/diez-puntos-clave-de-la-actual-reforma-constitucional-en-cuba (дата обращения 22.06.2018).

19. Economía cubana crece 1,6 por ciento durante el 2017 (+Informe). Cubadebate. 21 de Diciembre, 2017. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2017/12/21/economia-cubana-crece-16-por-ciento-durante-el-2017/#.W7i7Y3szbIU (дата обращения 22.06.2018).

20. Frank M. Cuba economic growth weak, president says, as lawmakers approve new constitution. Reuters. July 23, 2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-cuba-assembly-economy/cuba-economic-growth-weak-president-says-as-lawmakers-approve-new-constitution-idUSKBN1KC0X5 (дата обращения 24.06.2018).

21. Joven prende fuego al proyecto de Constitución en un parque de Placetas. Martinoticias. 20 de Sepriembre, 2018. URL: https://www.radiotelevisionmarti.com/a/joven-prende-fuego-proyecto-constitucion-parque-placetas/210743.html (дата обращения 24.06.2018).

22. Kaláshnikov N.V., Kodzoev M. A.-M. De Obama a Trump: transformación de las relaciones entre Cuba y Estados Unidos en la etapa actual // Iberoamérica. Num. 1, 2018 (enero-marzo), Moscú.

23. La reforma constitucional en Cuba es puro teatro castrista. El País. 2 de Agosto, 2018. URL: https://elpais.com/internacional/2018/08/02/estados_unidos/1533167708_5837 20.html (дата обращения 24.06.2018).

24. Ley del Presupuesto del Estado para el año 2005. Asamblea Nacional del Poder Popular. URL: http://www.parlamentocubano.cu/index.php/documento/3566/ (дата обращения: 25.06.2018).

25. Lineamientos de la Política Económica y Social del Partido y la Revolución para el período 2016-2021. URL: http://www.granma.cu/file/pdf/gaceta/Lineamientos%202016-2021%20Versi%C3%B3n%20Final.pdf (дата обращения 25.06.2018).

26. List of Restricted Entities and Subentities Associated With Cuba. State Department. URL: https://www.state.gov/e/eb/tfs/spi/cuba/cubarestrictedlist/275331.htm (дата обращения 26.06.2018).

27. National Security Presidential Memorandum on Strengthening the Policy of the United States toward Cuba. Federal Register // The Daily Journal of the United States Government. October 20, 2017. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2017/10/20/2017-

22928/strengthening-the-policy-of-the-united-states-toward-cuba (дата обращения 26.06.2018).

28. Nueva Ley Electoral será próxima tarea del Parlamento cubano. Cubadebate. 19 de Septiembre, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2018/09/19/nueva-ley-electoral-sera-proxima-tarea-del-parlamento-cubano/#.W7ImJ3szbIU (дата обращения 26.06.2018).

29. Oposición cubana convoca en Miami "a presentar propuestas" a la Constituyente. Diario de Las Americas. 4 de Septiembre, 2018. URL: https://www.diariolasamericas.com/america-latina/oposicion-cubana-convoca-miami-a-presentar-propuestas-la-constituyente-n4161634 (дата обращения 26.06.2018).

30. Organizaciones opositoras piden al pueblo rechazar reforma constitucional. Martinoticias. 20 de Sepriembre, 2018. Video at: https://www.radiotelevisionmarti.com/a/organizaciones-opositoras-piden-al-pueblo-rechazar-reforma-constitucional/210778.html (дата обращения 26.06.2018).

31. Parlamento cubano decide prorrogar experimento de las provincias de Artemisa y Mayabeque hasta que finalice la actual legislatura. Granma. 27 de Diciembre, 2016. URL: http://www.granma.cu/cuba/2016-12-27/parlamento-cubano-decide-prorrogar-experimento-de-las-provincias-de-artemisa-y-mayabeque-hasta-que-finalice-la-actual-legislatura-27-12-2016-16-12-54 (дата обращения 27.06.2018).

32. Piden en asamblea sobre reforma que presidente de Cuba se elija con voto directo. Radio Television Martí. 25 de Septiembre, 2018. URL: https://www.radiotelevisionmarti.com/a/piden-en-asamblea-sobre-reforma-que-presidente-de-cuba-se-elija-con-voto-directo/211085.html (дата обращения 28.06.2018).

33. Proyecto de Constitución de la República de Cuba. Preámbulo. La Habana: Empresa de artes gráficas Federico Engels. 2018.

34. Ramirez Alvarez О. The Constitutional Reforms Cuba Needs. Havana Times. June 13, 2018. URL: https://havanatimes.org/?p=134610 (дата обращения 4.06.2018).

35. Raúl Castro: El Partido Comunista continuará apoyando al nuevo Presidente. Granma. 19 de Abril, 2018. URL: http://www.granma.cu/elecciones-en-cuba-2017-2018/2018-04-19/raul-castro-la-proxima-constitucion-de-cuba-no-contendra-cambios-en-el-objetivo-estrategico-del-partido-19-04-2018-13-04-43 (дата обращения 4.06.2018).

36. Reforma Constitucional en Cuba: Cambios en la estructura del Estado (+ Infografías). Cubadebate. 28 de Agosto, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/08/28/reforma-constitucional-en-cuba-cambios-en-la-estructura-del-estado-infografias/#.W7ImnHszbIU (дата обращения 6.06.2018).

37. Remarks by President Trump on the Policy of the United States towards Cuba. White House. June 16, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-policy-united-states-towards-cuba/ (дата обращения 6.06.2018).

38. Remarks by Vice President Pence at First Plenary Session of the Summit of the Americas. White House. April 15, 2018. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-by-vice-president-

pence-at-first-plenary-session-of-the-summit-of-the-americas/ (дата обращения 15.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Resultados y perspectivas, experimento en Artemisa (Audios y Video). Radio Rebelde. 3 de Enero, 2018. URL: http://www.radiorebelde.cu/noticia/resultados-perspectivas-experimento-artemisa-audios-video-20180301/ (дата обращения 15.06.2018).

40. Rodríguez Parrilla B. Discurso en ONU: Mientras el bloqueo persista, seguiremos presentando el proyecto de resolución. Cubadebate. 27 de Octubre, 2015. URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2015/10/27/discurso-en-onu-mientras-el-bloqueo-persista-seguiremos-presentando-el-proyecto-de-resolucion/#.W7t6NnszbIU (дата обращения 15.06.2018).

41. Sesin C. With Significant Constitutional Changes, Cuba's Leaders Aim for their System's Survival. NBC News. Electronic edition. July 24, 2018. URL: https://www.nbcnews.com/news/latino/significant-constitutional-changes-cuba-s-leaders-aim-their-system-s-n893641 (дата обращения 16.06.2018).

42. Sullivan M.P. CRS Report for Congress. Cuba: Issues for the 110th Congress. Congressional Research Service. September 24, 2008. URL: http://fas.org/sgp/crs/row/RL33819.pdf (дата обращения 16.06.2017).

43. Transcripción de la entrevista concedida por el Presidente cubano Miguel Díaz-Canel a Telesur. Cubadebate. 19 de Septiembre, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/09/19/transcripcion-de-la-entrevista-concedida-por-el-presidente-cubano-miguel-diaz-canel-a-telesur/ (дата обращения 16.06.2018).

References

1. Venesuehla vremenno vozobnovila postavki srednej nefti na Kubu. Ne ot horoshej zhizni // Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/view/175069-Venesuela-vremenno-vozobnovila-postavki-sredney-nefti-na-Kubu.-Ne-ot-horoshey-zhizni (data obrashcheniya 16.06.2018).

2. Ivanovskij Z.V. Social'nye sdvigi i politicheskie processy // Kuba nakanune smeny pokolenij. Seriya «Sammit» / Otv. red. Davydov V.M. M.: ILA RAN, 2017.

3. Kalashnikov N.V., Kodzoev M.A-M. Kuba-SSHA.: zigzag normalizacii otnoshenij // Latinskaya Amerika. 2018. №7.

4. Kodzoev M.A-M. Vliyanie reform Raulya Kastro na zhizn' kubinskogo obshchestva // Latinskaya Amerika. 2017. № 11.

5. Nikolaeva L.B. Vneshneehkonomicheskie partnery // Kuba nakanune smeny pokolenij. Seriya «Sammit». / Otv. red. Davydov V.M. M.: ILA RAN, 2017.

6. «Novoj revolyucii ne budet»: chto zhdyot Kubu posle Fidelya Kastro // Russia Today. URL: https://russian.rt.com/world/article/336017-kuba-posle-kastro-ocenki (data obrashcheniya 16.11.2018).

7. Semenov V.L. Final «bolivarianskogo proekta»? // Latinskaya Amerika. 2017. №1.

8. August A. Cuba y sus vecinos. Democracia en movimiento. La Habana: Editorial de ciencias sociales, 2014.

9. Bruno Rodríguez en Cumbre de las Américas: "Cuba no aceptará amenazas ni chantajes de Estados Unidos". Cubadebate.cu. 14 de Abril, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/04/14/bruno-rodriguez-en-

cumbre-de-las-americas-cuba-no-aceptara-amenazas-ni-chantajes-de-estados-unidos/#.Wvs1aqSFPIX (data obrashcheniya 16.06.2018).

10. Bruno Rodríguez ofrece conferencia de prensa: Cuba no realizará concesiones (+ Video). Cubadebate.cu. 19 de Junio, 2017. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2017/06/19/minuto-a-minuto-conferencia-de-prensa-de-bruno-rodriguez-en-viena/#.Wl0I58vJz58 (data obrashcheniya 17.06.2018).

11. Castro Ruz R. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista Cuba. Cubadebate. 17 de Abril, 2016. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/ (data obrashcheniya 17.06.2018).

12. Castro Ruz R. La Revolución es la obra más hermosa que hemos hecho. Cubadebate. 20 de Abril, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2018/04/20/discurso-de-raul-castro-ruz/#.W65OtXszbIU (data obrashcheniya 17.06.2018).

13. Concluyó entrevista on-line sobre el sistema electoral cubano. Juventud Rebelde. 28 de Febrero, 2015. URL: http://www.juventudrebelde.cu/cuba/2015-02-28/concluyo-entrevista-on-line-sobre-el-sistema-electoral-cubano (data obrashcheniya 20.06.2018).

14. Cubanos residentes en cien países han participado en debate del Proyecto de Constitución. Cubadebate. 19 de Septiembre, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2018/09/19/cubanos-residentes-en-cien-paises-han-participado-en-debate-del-proyecto-de-constitucion/ (data obrashcheniya 18.06.2018).

15. De Llano P. Cuba admitirá la propiedad privada en su Constitución. El País. 18 de Julio, 2018. URL: https://elpais.com/internacional/2018/07/17/america/1531858538_862054.htm

l (data obrashcheniya 21.06.2018).

16. Deuda externa. ForesightCuba. URL: http://foresightcuba.com/deudaexterna/ (data obrashcheniya 21.06.2018).

17. Díaz-Canel: Cuba nunca renunciará a la Revolución y no aceptamos imposiciones de EE.UU. Telesur. 16 de Septiembre, 2018. URL: https://www.telesurtv.net/news/entrevista-diaz-canel-cuba-telesur-20180916-0024.html (data obrashcheniya 22.06.2018).

18. Diez puntos claves de la actual Reforma Constitucional en Cuba. Juventud Rebelde. 4 de Julio, 2018. URL: http://www.juventudrebelde.cu/cuba/2018-07-04/diez-puntos-clave-de-la-actual-reforma-constitucional-en-cuba (data obrashcheniya 22.06.2018).

19. Economía cubana crece 1,6 por ciento durante el 2017 (+Informe). Cubadebate. 21 de Diciembre, 2017. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2017/12/21/economia-cubana-crece-16-por-ciento-durante-el-2017/#.W7i7Y3szbIU (data obrashcheniya 22.06.2018).

20. Frank M. Cuba economic growth weak, president says, as lawmakers approve new constitution. Reuters. July 23, 2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-cuba-assembly-economy/cuba-economic-growth-weak-president-says-as-lawmakers-approve-new-constitution-idUSKBN1KC0X5 (data obrashcheniya 24.06.2018).

21. Joven prende fuego al proyecto de Constitución en un parque de Placetas. Martinoticias. 20 de Sepriembre, 2018. URL:

https://www.radiotelevisionmarti.com/a/joven-prende-fuego-proyecto-constitucion-parque-placetas/210743.html (data obrashcheniya 24.06.2018).

22. Kaláshnikov N.V., Kodzoev M. A.-M. De Obama a Trump: transformación de las relaciones entre Cuba y Estados Unidos en la etapa actual // Iberoamérica. Num. 1, 2018 (enero-marzo), Moscú.

23. La reforma constitucional en Cuba es puro teatro castrista. El País. 2 de Agosto, 2018. URL: https://elpais.com/internacional/2018/08/02/estados_unidos/1533167708_5837 20.html (data obrashcheniya 24.06.2018).

24. Ley del Presupuesto del Estado para el año 2005. Asamblea Nacional del Poder Popular. URL: http://www.parlamentocubano.cu/index.php/documento/3566/ (data obrashcheniya: 25.06.2018).

25. Lineamientos de la Política Económica y Social del Partido y la Revolución para el período 2016-2021. URL: http://www.granma.cu/file/pdf/gaceta/Lineamientos%202016-2021%20Versi%C3%B3n%20Final.pdf (data obrashcheniya 25.06.2018).

26. List of Restricted Entities and Subentities Associated With Cuba. State Department. URL: https://www.state.goV/e/eb/tfs/spi/cuba/cubarestrictedlist/275331.htm (data obrashcheniya 26.06.2018).

27. National Security Presidential Memorandum on Strengthening the Policy of the United States toward Cuba. Federal Register // The Daily Journal of the United States Government. October 20, 2017. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2017/10/20/2017-22928/strengthening-the-policy-of-the-united-states-toward-cuba (data obrashcheniya 26.06.2018).

28. Nueva Ley Electoral será próxima tarea del Parlamento cubano. Cubadebate. 19 de Septiembre, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2018/09/19/nueva-ley-electoral-sera-proxima-tarea-del-parlamento-cubano/#.W7ImJ3szbIU (data obrashcheniya 26.06.2018).

29. Oposición cubana convoca en Miami "a presentar propuestas" a la Constituyente. Diario de Las Americas. 4 de Septiembre, 2018. URL: https://www.diariolasamericas.com/america-latina/oposicion-cubana-convoca-miami-a-presentar-propuestas-la-constituyente-n4161634 (data obrashcheniya 26.06.2018).

30. Organizaciones opositoras piden al pueblo rechazar reforma constitucional. Martinoticias. 20 de Sepriembre, 2018. Video at: https://www.radiotelevisionmarti.com/a/organizaciones-opositoras-piden-al-pueblo-rechazar-reforma-constitucional/210778.html (data obrashcheniya 26.06.2018).

31. Parlamento cubano decide prorrogar experimento de las provincias de Artemisa y Mayabeque hasta que finalice la actual legislatura. Granma. 27 de Diciembre, 2016. URL: http://www.granma.cu/cuba/2016-12-27/parlamento-cubano-decide-prorrogar-experimento-de-las-provincias-de-artemisa-y-mayabeque-hasta-que-finalice-la-actual-legislatura-27-12-2016-16-12-54 (data obrashcheniya 27.06.2018).

32. Piden en asamblea sobre reforma que presidente de Cuba se elija con voto directo. Radio Television Martí. 25 de Septiembre, 2018. URL:

https://www.radiotelevisionmarti.com/a/piden-en-asamblea-sobre-reforma-que-presidente-de-cuba-se-elija-con-voto-directo/211085.html (data obrashcheniya 28.06.2018).

33. Proyecto de Constitución de la República de Cuba. Preámbulo. La Habana: Empresa de artes gráficas Federico Engels. 2018.

34. Ramirez Alvarez O. The Constitutional Reforms Cuba Needs. Havana Times. June 13, 2018. URL: https://havanatimes.org/?p=134610 (data obra-shcheniya 4.06.2018).

35. Raúl Castro: El Partido Comunista continuará apoyando al nuevo Presidente. Granma. 19 de Abril, 2018. URL: http://www.granma.cu/elecciones-en-cuba-2017-2018/2018-04-19/raul-castro-la-proxima-constitucion-de-cuba-no-contendra-cambios-en-el-objetivo-estrategico-del-partido-19-04-2018-13-04-43 (data obrashcheniya 4.06.2018).

36. Reforma Constitucional en Cuba: Cambios en la estructura del Estado (+ Infografías). Cubadebate. 28 de Agosto, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/08/28/reforma-constitucional-en-cuba-cambios-en-la-estructura-del-estado-infografias/#.W7ImnHszbIU (data obrashcheniya 6.06.2018).

37. Remarks by President Trump on the Policy of the United States towards Cuba. White House. June 16, 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-policy-united-states-towards-cuba/ (data obrashcheniya 6.06.2018).

38. Remarks by Vice President Pence at First Plenary Session of the Summit of the Americas. White House. April 15, 2018. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-by-vice-president-pence-at-first-plenary-session-of-the-summit-of-the-americas/ (data obrashcheniya 15.06.2018).

39. Resultados y perspectivas, experimento en Artemisa (Audios y Video). Radio Rebelde. 3 de Enero, 2018. URL: http://www.radiorebelde.cu/noticia/resultados-perspectivas-experimento-artemisa-audios-video-20180301/ (data obrashcheniya 15.06.2018).

40. Rodríguez Parrilla B. Discurso en ONU: Mientras el bloqueo persista, seguiremos presentando el proyecto de resolución. Cubadebate. 27 de Octubre, 2015. URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2015/10/27/discurso-en-onu-mientras-el-bloqueo-persista-seguiremos-presentando-el-proyecto-de-resolucion/#.W7t6NnszbIU (data obrashcheniya 15.06.2018).

41. Sesin C. With Significant Constitutional Changes, Cuba's Leaders Aim for their System's Survival. NBC News. Electronic edition. July 24, 2018. URL: https://www.nbcnews.com/news/latino/significant-constitutional-changes-cuba-s-leaders-aim-their-system-s-n893641 (data obrashcheniya 16.06.2018).

42. Sullivan M.P. CRS Report for Congress. Cuba: Issues for the 110th Congress. Congressional Research Service. September 24, 2008. URL: http://fas.org/sgp/crs/row/RL33819.pdf (data obrashcheniya 16.06.2017).

43. Transcripción de la entrevista concedida por el Presidente cubano Miguel Díaz-Canel a Telesur. Cubadebate. 19 de Septiembre, 2018. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/09/19/transcripcion-de-la-entrevista-concedida-por-el-presidente-cubano-miguel-diaz-canel-a-telesur/ (data obrashcheniya 16.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.