УДК 316.728(470.63) ББК 60.564(2Рос-4Ста) С 47
Е.А. Слатвинская,
аспирант, младший научный сотрудник Пятигорского государственного научноисследовательского института курортологии Федерального медико-биологического агентства, г. Пятигорск, e-mail: [email protected]
В.Ф. Репс,
доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Туризм» института сервиса и технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технологичесукий университет», г. Пятигорск, тел.: 8-905-492-34-33, email: valentina. reps@rambler. ru
Востребованность рекреационных услуг как фактор развития туризма в регионе Кавказские Минеральные Воды
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены региональные особенности и факторы развития рекреационного туризма в регионе Кавказские Минеральные Воды, изучены уровни развития и востребованность рекреационных услуг региона в современных общественных условиях.
Ключевые слова: социокультурный потенциал, рекреационные услуги, рекреативность, эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды.
E.A. Slatvinskaya,
Post-graduate student, junior researcher of Pyatigorsk State Research Institute of Balneology, Federal Medical Biological Agency, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]
V.F. Reps,
Doctor of Biology, Associate Professor, Head of Turizm Department, Institute of Service and Technologies, Bbranch of Federal Public Budgetary Educational Institution of Higher Education “The Don State Universityof Technology ”, Pyatigorsk, ph.: 8-905-492-34-33, e-mail: valentina.reps@rambler. ru
Demand of recreational services as a factor of tourism development in the Caucasus Mineralnye Vody region
Abstract. The paper discusses the regional features and factors of development of recreational tourism in the Caucasus Mineralnye Vody region, levels of development and a demand of recreational services of the region in modern public conditions.
Keywords: sociocultural potential, recreational services, recreation, the Caucasus Mineralnye Vody ecologic-resort region.
Актуальность исследования определена стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются межкультурная коммуникация, интеграция и регионализация. Выдвижение здоровья человека в число первоочередных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает необходимость соответствующих научных исследований, прежде всего, в социологии.
Социологические исследования свободного времени традиционно рассматривают досуг в связи с трудовой деятельностью, с другими социальными элементами, институтами и
отношениями. Реально действующая сфера рекреативности как область видового разнообразия отдыха помогает восстановить силы и трудоспособность человека, а соответственно - психофизиологические ресурсы общества. Рекреативность содействует рациональному использованию свободного времени человека, обогащает социальноэкономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество. Говоря о социальном характере массового отдыха в целом, следует подчеркнуть, что главная его социальная функция - воспроизводящая, позволяющая обновить силы и внутренние ресурсы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении повседневных бытовых обязанностей.
Привлечение к масштабной рекреативности позволяет человеку совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов. Интересные маршруты, разнообразная тематика экскурсий (исторические, архитектурные, этнографические) расширяют кругозор, развивают интеллект, формируют эстетический вкус, помогают лучше осознать реальную картину мира.
Регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ) отличается от подобных рекреационных территорий России тем, что он изначально был создан как курортный регион и в 2013 году исполняется 210 лет с момента подписания Указа Александром I о курортном районе. В 1863 году в Пятигорске С.А.Смирновым организовано Первое Русское бальнеологическое общество, а в 1920 году основан первый в стране институт бальнеологии. Исторически сложившийся потенциал региона для развития системы оздоровления населения России определяет специфику формирования социокультурного содержания досуговой деятельности отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах.
Современный социум находится в состоянии постоянной трансформации, вслед за которой изменяется ценностная система людей. Социокультурный потенциал рекреационного региона также подвержен динамическим трансформациям. Регион Кавказские Минеральные Воды как старейший эколого-курортный регион России модифицировался в социально-экономическом и культурно-историческом поле, вслед изменялись и эффективность туризма, реализуемого на этом пространстве и структура рекреационных услуг в рамках лечебного и рекреационного туризма.
Следует отметить, что статичные факторы развития туризма в регионе КМВ, а именно совокупность природно-географических и культурно-исторических факторов, имеют непреходящие, неизменные значения. Тогда как динамичные факторы - демографические, социально-экономические, материально-технические и политические условия модифицируются.
С целью определения социокультурного потенциала и анализа востребованности основных рекреационных услуг региона КМВ нами было проведено пилотажное социологическое исследование. Для реализации поставленной цели потребовалось осуществление следующих задач:
1) выявить основные факторы, влияющие на выбор туристом места отдыха и основного набора услуг;
2) определить уровень развития и востребованность рекреационных услуг КМВ в современных общественных условиях.
Опрос проводился среди отдыхающих в городах-курортах рекреационного комплекса КМВ - Пятигорске и Ессентуках, в которых хорошо представлена туристская отрасль. Всего было опрошено 200 отдыхающих, по 100 человек в каждом городе.
Материалы и методы: В качестве опросного метода нами было выбрано анкетирование как самый информативный, объективный и распространенный способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Анкета включала закрытые и полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых, но с учетом индивидуальных особенностей респондентов.
Анализ полученных данных показал, что основная доля отдыхающих из центральных регионов европейской части России и из Ростовской области и Ставропольского края, причем следует отметить, что в различных санаториях этих городов доля отдыхающих из этих регионов разная. Предпочтения отдыхающих складываются на основе ассортимента и качества лечебного сервиса. Например, в санатории «Ленинские скалы» города Пятигорска отдыхают из ближайших к региону территорий: Ростовская область, Ставропольский край, Калмыкия. Тогда как в санатории «Металлург» города Ессентуки основной контингент отдыхающих из Челябинской области.
В результате применения методов простой группировки и классификации были получены следующие данные: в опросе приняли участие 67 % женщин и 33 % мужчин. Их возраст в основном составлял от 30 до 49 лет (64,4 %), респондентов в возрасте старше 50 лет было значительно меньше (25,4%) и группа от 20 до 29 - 10,2%.
Проведенные нами исследования показали, что различные социально-
демографические группы в зависимости от возраста и материального положения склонны отдавать приоритет тем или иным видам туризма. Основная цель посещения региона КМВ у более 60% отдыхающих - сохранение и восстановление здоровья. Познавательный туризм был целью для 25% отдыхающих, около 15 % посетили КМВ по социальным путевкам (рис. 1).
Это говорит о том, что важнейшей специализацией курорта здесь продолжает оставаться санаторно-курортное лечение, которое является привычной частью национальной культуры.
Следует отметить, что социальные услуги - специфические формы общественной жизнедеятельности, подвид экономического, культурного, досугово-рекреационного
воспроизводства жизненных ресурсов. Это форма человеческой деятельности, обращенная к человеку и проявляющаяся в заботе о нем. Данная форма занимает достаточно большую долю предоставляемых услуг санаторно-курортными учреждениями региона.
Востребованные виды туризма в санаторно-курортном
кластере Кавказских Минеральных Вод
1 ЕГО/ ш оздоровительным
1 э /о туризм
■ познавательный туризм
25% ^
60% А
Рисунок 1. Востребованные виды туризма в санаторно-курортном кластере Кавказских Минеральных Вод.
Повышение уровня доходов и образования населения детерминирует реализацию социокультурных потребностей в изучении быта и культурного наследия различных регионов, что также способствует развитию туризма.
Необходимо отметить, что все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные условия развития туризма. Совокупность тех или иных факторов определяет модель поведения человека в свободное время, а следовательно, и характер поведения потребителей туристских услуг. Это проявляется, в частности, в предпочтении географии туризма, видов
туризма.
Согласно проведенным опросам, с каждым годом все большая часть отдыхающих отдает предпочтение посещению соседних с регионом субъектов СКФО с познавательными целями, при этом отмечая, что познавательный туризм является лишь частью оздоровительного.
Любая деятельность, которую организует человек, имеет определенную функцию или несколько функций.
Осмысления теоретических положений П. Сорокина (триада личность - общество -культура) позволило предположить и рассмотреть в свете этого туризм как явление культуры, позволившее выделить нам еще иные социокультурные функции: адаптивную;
человекотворческую; информационно-коммуникативную; побудительную и рекреационную.
Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием социокультурной инфраструктуры рекреационной сферы (предприятия общепита, розничная торговля, наличие условий для культурно-досуговой деятельности, занятий активным туризмом).
Существует несколько типов рекреационного поведения, каждому из которых соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха. Они учитывают интенсивность, временную смену, степень взаимодействия с природными факторами, изменение условий образа и качества жизни. Рекреационные типы поведения отличаются также по энергоемкости. Энергоемкими видами рекреации являются различные виды экстремального, приключенческого, экологического, пешего и конного туризма. Эти направления активной рекреационной деятельности все более востребованы в регионе КМВ, тем более что интенсивно развивается инфрастуктура: специализированные магазины спортивной одежды, туристские клубы, клубы по интересам, специальные треккинговые программы, рафтинг туры, конные туры в предложениях туристских фирм региона.
В результате исследования нами были получены данные, что около 20 % отдыхающих возрастной группы от 20 до 39 лет готовы включить в структуру своей досуговой деятельности в регионе КМВ энергоемкие рекреационные услуги.
Исследование показывает, что велика доля отдыхающих, которые приезжают в регион КМВ с целью развлечения.
□ Туристские услуги
□ Анимационный сервис
□ Спортивнооздоровительные услуги
□ SPA-услуги
Рисунок 2. Востребованность дополнительных (рекреационных) услуг отдыхающими санаториев КМВ.
Необходимо при этом отметить, что туристские и анимационные услуги не различались по популярности у различных возрастных групп, при этом наибольший интерес вызвал блок услуг, относящийся к спа-комплексу. Менее всего привлекли внимание отдыхающих спортивно-оздоровительные услуги, причем практически не влиял возрастной аспект.
Сеть культурных предприятий, по мнению отдыхающих, имеет невысокий уровень развития. Хотя организационные структуры курорта стремятся создать своеобразную специфическую среду для отдыхающих. Музеи, выставки, кинотеатры, организация концертных мероприятий, по мнению отдыхающих, развиты лучше, чем театры, библиотеки, дома культуры.
Выводы: Данные нашего исследования показывают, что города-курорты имеют в целом средний уровень качества предлагаемых услуг. Большая часть респондентов (66 %) считает уровень услуг достаточно хорошим, хотя не отрицает желательность их улучшения. 11,8% отдыхающих отмечают низкое качество предоставляемых услуг, и это в основном отдыхающие из ближайших регионов: Ростовская область, Ставропольский край, Калмыкия. Возможно это связано с тем, что данный контингент приезжает отдыхать в основном по социальным путевкам.
Исследование Сущенко Е.Н., 2006 [1] показывает противоположные результаты. 83,3% отдыхающих полностью либо частично реализуют свои ожидания от отдыха на курорте КМВ, и их в основном устраивает качество услуг по благоустройству региона. Причиной таких данных, считает автор, может служить низкая требовательность отдыхающих к качеству услуг. На современном этапе отмечается тенденция повышения требований отдыхающих к качеству рекреационных услуг и соответствию ее стоимости.
Таким образом, в настоящее время, когда возможность лечения на традиционных курортах России вновь появляется у большой группы населения России [2], необходимо расширять ассортимент предлагаемых рекреационных услуг и улучшать их качество, особенно для программ «Мать и дитя», ставших так популярными в регионе КМВ.
Богатая ресурсная база, рекреационная специализация и хорошая транспортная доступность выступают локализующими факторами курорта. Вместе с тем, удовлетворенность отдыхом в этих районах низка, что показали исследования Н.А. Щитовой [3]. Причинами этого отмечались невысокий уровень обслуживания, бедность рекреационной инфраструктуры. «Сказывается многолетняя рекреационная эксплуатация этой территории, вследствие чего возникает некая «усталость восприятия», а людям необходимы новые впечатления». Следует отметить, что в современных условиях причины относительно низкого качества рекреационных услуг мало изменились.
В последние годы ситуация заметно меняется в лучшую сторону и курорт имеет высокий уровень востребованности в современных российских условиях.
Качество предлагаемых услуг в целом в регионе оценивается достаточно высоко, отмечается хороший уровень познавательного, лечебного и экологического видов туризма. Отдыхающие удовлетворены качеством услуг по благоустройству региона. Основное направление повышения востребованности рекреационных услуг в регионе КМВ - развитие туристской инфраструктуры территории.
Примечания:
1. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере КМВ): дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2006. 166 с.
2. Достижения и проблемы Кавказских курортов: ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http : //www.ratanews . ru/ (дата обращения: 20.12.2012).
3. Щитова Н.А. Рекреационные потребности населения курортных городов // Проблемы использования рекреационных ресурсов на курортах Кавказских Минеральных Вод: сб. ст. М., 1985. С. 156-159.
References:
1. Sushchenko E.N. Tourism as the sphere of realization of leisure values in modern Russian society (based on the CMV): Diss. for the Candidate of Sociology degree. Stavropol, 2006. 166 pp.
2. Achievements and problems of the Caucasian resorts: daily electronic newspaper of the Russian union of the tourist industry. URL: http://www.ratanews.ru/ (address date: 20.12.2012).
3. Shchitova N.A. Recreational requirements of the population of resorts // Problems of recreational resources use in the resorts of the Caucasus Mineralnye Vody region: coll. of articles, 1985. P. 156-159.