Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на востребованность рекреационных услуг в регионе Кавказских Минеральных вод'

Факторы, влияющие на востребованность рекреационных услуг в регионе Кавказских Минеральных вод Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / RECREATIONAL TOURISM / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / SPA TREATMENT / КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ / CAUCASIAN MINERAL WATERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефименко Н.В., Слатвинская Екатерина Алексеевна, Гайдамака И.И., Демченко А.П., Кайсинова А.С.

Цель исследования: изучение динамики ценностных ориентаций отдыхающих для выявления факторов, влияющих на востребованность рекреационных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Материал и методы. В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, которое проводилось в 2010-2015 гг. среди отдыхающих рекреационного комплекса КМВ анонимно по темам «Удовлетворенность качеством оказываемых услуг» и «Исследование социальных аспектов туризма». Анкеты включали закрытые и полузакрытые вопросы. Результаты. Основная цель посещения региона КМВ у более 80% отдыхающих санаторно-курортное лечение и оздоровление, т. е. в системе ценностей это забота о здоровье. Только около 15% посещают регион с прочими целями. Это говорит о том, что важнейшей специализацией региона КМВ остается санаторно-курортное лечение, которое является исторически сложившимся направлением организации досуговой деятельности для жителей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ефименко Н.В., Слатвинская Екатерина Алексеевна, Гайдамака И.И., Демченко А.П., Кайсинова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE DEMAND FOR RECREATIONAL SERVICES IN THE CAUCASIAN MINERAL WATERS REGION

Objective: to study the dynamics of the value orientations of tourists to identify the factors influencing the demand for recreational services in the region of the Caucasian Mineral Waters (CMW). Materials and methods. A method of questioning was chosen for the survey, which was conducted anonymously in 2010-2015 years among holidaymakers of the CMW recreational complex on the following topics: «Satisfaction with the services quality» and «Study of the tourism social aspects». The questionnaires included closed and semi-closed questions. Results. The main purpose of the visit to the CMW region at more than 80% of holidaymakers is a spa treatment and rehabilitation, that is, in the system of values is a concern for health. And only about 15% of visits to the region have other purpose. This suggests that the main specialization of the region of the CMW continues to be a spa treatment, which is a historically prevailing direction of the leisure activities organization for the residents of Russia.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на востребованность рекреационных услуг в регионе Кавказских Минеральных вод»

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-4-200-203 Оригинальные исследования

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 614.87:615.838(470.63)

Ефименко Н.В.1, Слатвинская Е.А.1, Гайдамака И.И.2, Демченко А.П.3, Кайсинова А.С.1, Репс В.Ф.1

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

1ФГБУ «Пятигорский государственный НИИ курортологии» ФМБА, 357500, Пятигорск, Россия;

2ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, 355017, Ставрополь,

Россия;

3ООО «Санаторий «Металлург», 357600, Ессентуки, Россия

Цель исследования: изучение динамики ценностных ориентаций отдыхающих для выявления факторов, влияющих на востребованность рекреационных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Материал и методы. В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, которое проводилось в 2010-2015 гг. среди отдыхающих рекреационного комплекса КМВ анонимно по темам «Удовлетворенность качеством оказываемых услуг» и «Исследование социальных аспектов туризма». Анкеты включали закрытые и полузакрытые вопросы.

Результаты. Основная цель посещения региона КМВ у более 80% отдыхающих - санаторно-курортное лечение и оздоровление, т. е. в системе ценностей это забота о здоровье. Только около 15% посещают регион с прочими целями. Это говорит о том, что важнейшей специализацией региона КМВ остается санаторно-курортное лечение, которое является исторически сложившимся направлением организации досуговой деятельности для жителей России.

Ключевые слова: рекреационный туризм; санаторно-курортное лечение; Кавказские Минеральные Воды.

Для цитирования: Ефименко Н.В., Слатвинская Е.А., Гайдамака И.И., Демченко А.П., Кайсинова А.С., Репс В.Ф. Факторы, влияющие на востребованность рекреационных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2017; 1б (4): 200-203. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-4-200-203

Для корреспонденции: Слатвинская Екатерина Алексеевна, канд. социол. наук, мл. науч. сотр.к ученой части ФГБУ «Пятигорский государственный НИИ курортологии» ФМБА, 357500, Пятигорск. E-mail: orgotdel@gniik.ru

Efimenko N.V.1, Slatvinskaya E.A.1, Gaydamaka I.I.2, Demchenko A.P.3, Kaysinova A.S.1, Reps V.F.1 FACTORS AFFECTING THE DEMAND FOR RECREATIONAL SERVICES IN THE CAUCASIAN MINERAL WATERS REGION

'Federal state budgetary institution «Pyatigorsk State Research Institute of Balneology», Federal Medical and Biological Agency, 357500, Pyatigorsk, Russia;

2Federal state budgetary educational institution of professional education «Stavropol State Medical University», Russian Ministry of Healthcare, 355017, Stavropol, Russia 3Sanatorium «Metallurg» Ltd., 357600, Essentuki, Russia

Objective: to study the dynamics of the value orientations of tourists to identify the factors influencing the demand for recreational services in the region of the Caucasian Mineral Waters (CMW). Materials and methods. A method of questioning was chosen for the survey, which was conducted anonymously in 2010-2015 years among holidaymakers of the CMW recreational complex on the following topics: «Satisfaction with the services quality» and «Study of the tourism social aspects». The questionnaires included closed and semi-closed questions.

Results. The main purpose of the visit to the CMW region at more than 80% of holidaymakers is a spa treatment and rehabilitation, that is, in the system of values is a concern for health. And only about 15% of visits to the region have other purpose. This suggests that the main specialization of the region of the CMW continues to be a spa treatment, which is a historically prevailing direction of the leisure activities organization for the residents of Russia.

Keywords: recreational tourism, spa treatment, the Caucasian Mineral Waters.

For citation: Efimenko N.V., Slatvinskaya E.A., Gaydamaka I.I., Demchenko A.P., Kaysinova A.S., Reps V.F. Factors affecting the demand for recreational services in the Caucasian Mineral Waters Region. Fizioterapiya, Bal'neologiya i Re-abilitatsiya (Russian Journal of the Physical Therapy, Balneotherapy and Rehabilitation). 2017; 16 (4): 200-203. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-4-200-203

For correspondence: Slatvinskaya Ekaterina Alekseevna, Candidate of Social Sciences, Research Associate, Federal state budgetary institution «Pyatigorsk State Research Institute of Balneology», Federal Medical and Biological Agency, 357500, Pyatigorsk. E-mail: orgotdel@gniik.ru.

Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 3 March 2017 Accepted 24 May 2017

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-4-200-203 Оriginal investigations

Актуальность исследования определена наметившейся в последние годы тенденцией трансформации курортных зон в рекреационные. При этом медицинская ценность курортов искусственно принижается, медицинские услуги вытесняются досуговыми, развлекательными [1, 2]. Эта особенность типична для многих западных стран, где курорт приравнивается к зоне отдыха какого-либо региона, но в самостоятельный регион не выделяется. Следует отметить, что регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ) изначально был создан как курортный, поэтому сегодня предпринимаются попытки сделать более разнообразной программу пребывания там отдыхающих, более гибкими сроки лечения, разрабатывая и внедряя новые стандарты курортного обслуживания, при этом необходимо сохранить оздоровительную функцию курортов как основную [3-5]. Официальное существование КМВ как курортного региона началось с указа Александра I от 24 апреля 1803 г., которым было утверждено положение о КМВ и подписан рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства». В 1863 г. в Пятигорске С.А. Смирновым организовано Первое Русское бальнеологическое общество, а в 1920 г. основан первый в стране институт бальнеологии [6-8]. Исторически сложившийся потенциал региона для развития системы оздоровления населения России определяет специфику формирования социокультурного содержания досуговой деятельности отдыхающих на КМВ. Регион традиционно является одним из крупнейших санаторно-курортных и лечебных центров не только России, но и республик, входивших в состав СССР, здесь сосредоточено свыше 130 лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений.

Трудно отделить рекреацию от оздоровления или лечения. Скорее, можно говорить об оздоровительной рекреации или лечебном отдыхе. Отдых как лечение -это отдельная проблема, которая затрагивает социологические аспекты. Другая немаловажная проблема - это операционализация понятия «лечебный туризм». Следует отметить многообразие понимания содержания этого направления туризма. В специальной литературе встречаются следующие определения: лечебный, оздоровительный, рекреационный туризм [9]. В курортных местностях ранее развивалось всем достаточно понятное направление - санаторно-курортное лечение. Новые требования времени привели к дальнейшей диверсификации оздоровительных услуг, вследствие чего появились новые оздоровительные, спортивно-оздоровительные центры, спа- и велнес-отели. В свою очередь это привело к разнообразию как определений видов туризма, так и мотивов путешествий, их смешению.

В последние годы появились исследования различных проблем функционирования курортных комплексов с учётом региональных особенностей. Проводимые в этой области исследования имеют в первую очередь экономическую направленность, и практически нет работ, в которых туристская и санаторно-курортная сфера изучалась бы с точки зрения социологии. Таким обра-

зом, заявленный ракурс рассмотрения туризма на КМВ в литературе представлен не в комплексном виде, а лишь его различные аспекты отражены в отдельных работах. Туристско-рекреационный комплекс КМВ требует целенаправленного изучения своего потенциала, его возможностей в реализации досуговых ценностей населения [10, 11].

Цель исследования - изучение динамики ценностных ориентаций отдыхающих для выявления факторов, влияющих на востребованность рекреационных услуг в регионе КМВ.

Материал и методы

В качестве опросного метода нами было выбрано анкетирование как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. В целях получения наиболее достоверной информации анкетирование проводилось анонимно по темам «Удовлетворённость качеством оказываемых услуг» и «Исследование социальных аспектов туризма». Анкеты включали закрытые и полузакрытые вопросы: закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов; полузакрытые варианты ответов дали возможность также разделить мнения опрашиваемых, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов. Кроме того, проводилось тестирование по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, направленное на изучение ценностно-мотивационной сферы человека.

Исследования проводились в 2010-2015 гг. среди отдыхающих рекреационного комплекса КМВ на основе информированного добровольного согласия. Обработка и интерпретация данных осуществлялись методами математической статистики, группировки, типологизации, классификации и ранжирования с применением языка программирования в R-системе.

Результаты и обсуждение

Проведен анализ рекреационного туризма как составляющей системы ценностей отдыхающих региона КМВ на основе анкетирования и данных статистических отчётов санатория «Металлург» (Ессентуки) за период с 01.07.2012 по 30.06.2015.

В ходе исследования потребностей отдыхающих региона КМВ было выяснено, что по приоритетности потребностей выделяется следующая иерархия: семья -трудовая деятельность - образование - досуг - туризм. Как мы видим, у респондентов преобладают потребности, которые являются основополагающими в любом обществе: семья - трудовая деятельность - образование. В иерархии потребностей досугу было отведено предпоследнее место в современных социокультурных реалиях. При этом половина отдыхающих (50%) на вопрос, будет ли их досуг активным или пассивным, ответили, что это зависит от сложившихся обстоятельств.

При выборе санатория отдыхающие ориентируются на мнение друзей и знакомых, чьи ожидания относительно отдыха максимально совпадают. На вопрос о том, чем они руководствуются при выборе санатория,

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-4-200-203 Оригинальные исследования

Расстановка ценностных ориентаций как жизненных принципов по порядку значимости

Ценностные ориентации, % Порядок значимости ценностных ориентаций как руководящего жизненного принципа Прямое ранжирование

I II III IV V VI VII VIII IX потребностей отдыхающих

Здоровье (физическое и психическое) 72,2 11,1 16,7 0 0 0 0 0 0 1

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 11,1 33,3 11,1 11,1 0 11,1 16,7 0 5,6 2

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 0 0 27,8 22,2 16,7 5,6 5,6 5,6 16,7 3

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 0 22,2 0 33,3 16,7 5,6 11,1 11,1 5,6 4

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 5,6 0 11,1 16,7 22,2 16,7 5,6 5,6 16,7 5

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 0 5,6 22,2 5,6 0 33,3 27,8 5,6 0 6

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 5,6 11,1 0 16,7 11,1 11,1 22,2 16,7 5,6 7

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 0 5,6 0 11,1 0 11,1 0 38,9 33,3 8

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 11,1 5,6 11,1 11,1 16,7 0 11,1 11,1 22,2 9

треть опрошенных сообщили, что при приобретении путёвки они ориентируются на отзывы друзей, знакомых о совершенном путешествии (35%). Следующее место разделяют между собой два фактора: климатические условия места отдыха и реклама в СМИ (17%), после них следуют финансовые возможности (14%) и желание познакомиться с определенным курортным регионом (12%). Пятым по значению фактором, влияющим на приобретение путёвок, явились рекомендации туристической фирмы (6%). Эти данные свидетельствуют о том, что определяющим фактором успешного отдыха будет совпадение ожиданий и качества предоставляемой рекреационной услуги в месте отдыха.

Развитие рекреационного туризма связано с возникновением определённых общественных потребностей в здоровом образе жизни и формировании личности в современных социально-экономических условиях.

При прямом ранжировании списка ценностей респондентам был предложен набор терминальных ценностей, их задача заключалась в присвоении каждой рангового номера по порядку значимости как принципа, которого они придерживаются в своей жизни. Результаты данного опроса представлены в таблице.

Таким образом, среди терминальных ценностей потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей отдыхающих на курорте КМВ (72,2%). Это свидетельствует о том, что приоритетным для курортов этого региона по-прежнему остается оздоровительный вид рекреационного туризма, предполагающий профилактику заболеваний и восстановление сил. Этому способствует уникальное сочетание природно-климатических и культурно-исторических ресурсов региона. Второй по значимости отмечена полнота и эмоциональная насыщенность жизни (33,3%). На 3-м месте - возможность расширения сво-

его образования и интеллектуальное развитие (27,8%). На 4-м - материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений (22,2%). Следовательно, преобладание в системе жизненных ценностей заботы о здоровье обеспечит, с нашей точки зрения, востребованность рекреационных услуг КМВ в ближайшие годы.

Таким образом, основная цель посещения региона КМВ более чем у 80% отдыхающих - санаторно-курортное лечение и оздоровление, т. е. в системе ценностей это забота о здоровье. Только около 15% посещают регион с прочими целями. Это говорит о том, что важнейшей специализацией региона КМВ остается санаторно-курортное лечение, которое является исторически сложившимся направлением организации до-суговой деятельности для жителей России.

Заключение

На основе социологического исследования востребованности рекреационных услуг, предоставляемых на базе санаторно-курортного комплекса региона КМВ, установлено, что наиболее востребованным остается комплекс лечебно-профилактических услуг. Отмечен высокий уровень востребованности рекреационных услуг, связанных с реализацией досуговых потребностей в познании и отдыхе, - экскурсионные услуги, развлекательные мероприятия. При этом, несмотря на удовлетворённость отдыхом большинства рекреантов, качество предлагаемых услуг значительно отстает от некоторых российских и европейских стандартов. Комплексный подход к развитию социокультурного потенциала региона КМВ предполагает сочетание развития максимально возможного спектра рекреационных услуг лечебно-профилактических учреждений региона с совершенствованием качества туристско-рекреационного обслуживания.

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-4-200-203

Оriginal investigations

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боряк В.П., Денисова С.В. Рекреационное пространство санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод. Курортная медицина. 2015; (2): 199-201.

2. Кошель М.С., Ефименко Н.В., Габриэльян Н.В., Парфейников С.А., Скулкова Р.С. Основные вопросы совершенствования рекреационного комплекса Ставропольского края и Республики Армения. Курортная медицина. 2014; (3): 73-8.

3. Поволоцкая Н.П., Слепых В.В., Ефименко Н.В., Жерлицина Л.И., Сенник И.А., Урвачёва Е.Е., Кириленко А.А., Кортунова З.В. Динамика рекреационных ландшафтов на курортах Кавказских Минеральных Вод. Курортная медицина. 2014; (3): 9-20.

4. Поволоцкая Н.П., Истошин Н.Г., Гранберг И.Г., Ефименко Н.В., Жерлицина Л.И., Кириленко А.А., Сенник И.А., Слепых В.В. К вопросу об оценке биоклиматических ресурсов горных курортов Юга России. Курортное дело, туризм и рекреация. 2008; 2(4): 57-68.

5. Гайдамака И.И. Коррекция адаптационно-компенсаторных механизмов гомеостаза больных с позиций системного подхода на курортном этапе реабилитации: дис. ... докт. мед. наук. Пятигорск; 2010: 301.

6. Зольникова Ю.Ф. Формирование и развитие курортов Кавказских Минеральных вод в XIX в. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». 2012; (2): 69-71.

7. Краснокутская Л.И., Глухов А.Н. Истоки и становление реабилитационной зоны на базе Терских минеральных вод. Курортная медицина. 2013; (2): 98-108.

8. Уйба В.В., Полозков И.М., Ефименко Н.В. Пятигорскому государственному научно-исследовательскому институту курортологии ФМБА России - 95 лет. Курортная медицина. 2015; (2): 4-8.

9. Квартальнов В.А. Туризм: учебное пособие. М.: Финансы и статистика; 2002.

10. Репс В.Ф. Рекреационная деятельность в регионе Кавказские Минеральные Воды: проблемы и перспективы. Курортная медицина. 2012; (3): 57-60.

11. Слатвинская Е.А., Репс В.Ф. Социокультурные особенности становления и развития региона Кавказские Минеральные Воды как курортной местности. Курортная медицина. 2013; (3): 100-5.

REFERENCES

1. Boryak V.P., Denisova S.V. Recreational space of spa facilities of the Caucasian Mineral Waters. Kurortnaya meditsina. 2015; (2): 199-201. (in Russian)

2. Koshel' M.S., Efimenko N.V., Gabrielyan N.V., Parfeynikov S.A., Skulkova R.S. The main issues of improving the recreational complex of the Stavropol Territory and the Republic of Armenia Kurortnaya meditsina. 2014; (3): 73-8. (in Russian)

3. Povolotskaya N.P., Slepykh V.V., Efimenko N.V., Zherlitsina L.I., Sennik I.A., Urvacheva E.E., Kirilenko A.A., Kortunova Z.V. Dynamics of recreational landscape in the resorts of Caucasian Mineral Waters. Kurortnaya meditsina. 2014; (3): 9-20. (in Russian)

4. Povolotskaya N.P., Istoshin N.G., Granberg I.G., Efimenko N.V., Zherlitsina L.I., Kirilenko A.A., Sennik I.A., Slepykh V.V. On the estimation of bioclimatic resources of mountain resorts in the South of Russia. Kurortnoe delo, turizm i rekreaciya. 2008; 2(4): 57-68. (in Russian)

5. Gaydamaka I.I. Correction of adaptive-compensatory mechanisms of homeostasis in patients with systemic approach positions on the resort stage of rehabilitation: Diss. Doct. med. sci. [Korrektsiya adaptatsionno-kompensatornykh mekhanizmov gomeostaza bol'nykh s poziciy sistemnogo podhoda na kurortnom etape reabilitatsii: dis. ... dokt. med. nauk]. Pyatigorsk; 2010. (in Russian)

6. Zolnikova Yu.F. Formation and development of resorts of the Caucasian Mineral Waters in the XIX century. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Estestvennye nauki». 2012; (2): 69-71. (in Russian)

7. Krasnokutskaya L.I., Glukhov A.N. The origins and formation rehabilitation on the basis of area Tersk mineral waters. Kurortnaya meditsina. 2013; (2): 98-108. (in Russian)

8. Uyba V.V., Polozkov I.M., Efimenko N.V. Pyatigorsk State Scientific and Research Institute of Balneology of FMBA of Russia is 95 years old. Kurortnaya meditsina. 2015: (2); 4-8. (in Russian)

9. Kvartalnov V.A. Tourism: a tutorial [Turizm: uchebnoe posobie]. Moscow: Finansy i statistika; 2002. (in Russian)

10. Reps V.F. Recreational activities in the region Caucasian Mineral Waters: problems and prospects. Kurortnaya meditsina. 2012; (3): 57-60. (in Russian)

11. Slatvinskaya E.A., Reps V.F. Socio-cultural features of formation and development of the region Caucasian Mineral Waters as a resort area. Kurortnaya meditsina. 2013; (3): 100-5. (in Russian)

Поступила 03.03.17 Принята в печать 24.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.