Научная статья на тему 'Востребованное образование'

Востребованное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востребованное образование»

И. БАТУЕВА, проректор по учебной работе Г. РОГАЛЕВА, проректор по воспитательной работе и социальной политике

В соответствии со стратегией развития в области академической политики в БГУ динамично расширяется спектр образовательных программ, который охватывает девять укрупненных групп специальностей: физико-математические науки; естественные науки; гуманитарные науки; социальные науки; образование и педагогика; здравоохранение; экономика и управление; геодезия и землеустройство; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника. Этот факт позволяет уверенно позиционировать Бурятский государственный университет какполноценный классический университет.

Подготовка специалистов по 50 специальностям и направлениям высшего и 7 специальностям среднего профессионального образования ведется на 12 факультетах, в трех институтах (математики и информатики, национально-гуманитарном, педагогическом) и трех филиалах в пос. Бохан (Иркутская область), пос. Агинское (Забайкальский край), г. Улан-Батор (Монголия).

Учебный процесс осуществляют более тысячи преподавателей, около 16% из них - доктора наук и профессора, 50% - кандидаты наук и доценты. До 30% преподавателей работают по совместительству, в основном это научные сотрудники институтов СО РАН.

Руководство институтов и факультетов хорошо понимает, что качество подготовки специалистов напрямую зависит от интеграции академической и вузовской науки, от грамотно выстроенной технологии реализации специализаций, и предпринимает соответствующие усилия в этом направлении. Так, студенты специальностей «Химия», «География» проходят обучение на старших курсах в лабораториях Байкальского института природопользования

Востребованное образование

СО РАН, будущие биологи - в Институте общей и экспериментальной биологии СО РАН, студенты восточного факультета - к примеру, в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, студенты-физики в зависимости от специализации - в лабораториях отдела физических проблем при Бурятском научном центре СО РАН или Института солнечно-земной физики Иркутского научного центра СО РАН, студенты специальности «Геология» с первого курса занимаются в стенах Геологического института СО РАН.

Происходящие в российском образовании концептуальные изменения обусловливают особое внимание к повышению квалификации вузовского преподавателя как в стенах родного университета, так и в других российских вузах. В БГУ успешно работает система внутривузовского повышения квалификации, дополнены и пересмотрены направления повышения квалификации, в частности их программная и содер-

жательная часть - в плане большего соответствия приоритетным задачам модернизации высшей школы. Благодаря тому, что учебный год в университете на протяжении нескольких лет начинается в 20-х числах августа, а осенний семестр и экзаменационная сессия завершаются до новогодних праздников, у преподавателей появляется возможность в январе заняться научно-исследовательской и учебно-методической работой. Повышение квалификации в БГУ проходят преподаватели вузов и колледжей, учителя общеобразовательных школ республики и соседних регионов - Иркутской области, Забайкальского края, Республики Тыва.

Университет успешно реализует систему непрерывного образования «школа - колледж - вуз ». Уже в течение семи лет функционирует университетский образовательный комплекс (УОК) Бурятского государственного университета, объединяющий более 25 образовательных учреждений различных уровней (школа, колледж, учреждения дополнительного образования). Созданию УОК предшествовала многолетняя история творческого содружества университета с Министерством образования и науки Республики Бурятия, местными администрациями, районными управлениями образования, школами республики, учителями и широкой родительской общественностью. Главной целью создания комплекса на базе БГУ явилось формирование единого образовательного пространства Байкальского региона для совершенствования качества образования.

Школы, входящие в УОК, являются центральным звеном в системе непрерывного образования, в них созданы условия для базового образования и подготовки учащихся к осознанному выбору профессиональной деятельности. В настоящее время в гимназических и профильных классах комплекса обучается более 2000 школьников, их подготовка ведется по ряду профилей - математическому, историко-правово-

му, химико-биологическому, лингвистическому, филологическому.

Более 100 ведущих профессоров, доцентов и старших преподавателей университета работают в образовательных учреждениях УОК, способствуя формированию у учащихся профессиональной направленности и повышению качества их подготовки. Важной особенностью функционирования общеобразовательной школы УОК является сотрудничество ее администрации, коллектива учителей с кафедрами Бурятского госуниверситета, которые осуществляют организационное, научное, научно-методическое руководство, принимают непосредственное участие в разработке учебных программ, готовят учебно-методические материалы. В рамках УОК проводятся предметные олимпиады среди учащихся, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы, организуются курсы повышения квалификации для учителей школ и средних профессиональных учреждений.

Потребности рынка труда обусловили создание университетского и юридического колледжей как структурных подразделений, в которых осуществляется подготовка студентов по семи программам среднего профессионального образования. Согласованные учебные планы и программы дают возможность выпускнику колледжа продолжить обучение по специальностям высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

В 2007 г. Республика Бурятия вошла в состав особых экономических зон турист-ско-рекреационного типа. Поэтому университет, располагая необходимым кадровым и научным потенциалом, внес в стратегию своего развития целенаправленную подго-товкукадров для обеспечения функционирования проектируемой зоны: инструкторов со знанием иностранных (европейских и восточных) языков и медицинским образованием, врачей со знанием иностранных языков, специалистов в области сервиса и туризма для горнолыжного и водного курортов и др.

В БГУ ведется подготовка по специальностям «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм », «Физкультура и спорт », «География», «История», «Менеджмент организации», Журналистика», в рамках которых реализуются более десятка программ специализаций, связанных с туристской деятельностью (спортивно-оздоровительный, историко-культурный и экологический туризм, страноведение и международный туризм, реклама, музееведение, менеджмент туризма и др.).

Традиционно высокий уровень подготовки демонстрируют наши выпускники филологических специальностей «Перевод и переводоведение», «Зарубежная филология» (английский, немецкий, французский языки), «Востоковедение, африканистика» (китайский, японский,корейский, монгольский, турецкий языки).

В университете ведется подготовка врачей по специальности «Лечебное дело », а также послевузовская подготовка по девяти специальностям интернатуры и трем -ординатуры. Уникальное научное направление медицинского факультета - «Оптимизация лечебно-профилактических технологий при распространенных болезнях на основе консолидации рационального опыта традиционной медицины и достижений современного здравоохранения ». В условиях создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа перспективным является направление спортивной медицины, в рамках которого сотрудниками и преподавателями медицинского факультета и факультета физической культуры, спорта и туризма ведутся интеграционные и междисциплинарные исследования.

В 2007/08 учебном году университет увеличил перечень специальностей данного направления, лицензировав следующие специальности высшего и среднего профессионального образования: «Реклама», «Гостиничный сервис», «Туризм», «Менеджмент». Также планируется расширение спектра программ дополнительного обра-

зования, повышения квалификации и переподготовки кадров особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (иностранные языки, менеджмент санаторно-курортного дела, туристско-гостиничный сервис и т.д.).

Принимая во внимание полиэтничность и мультикультурность населения Байкальского региона, университет посчитал необходимым начать обучение по специальности «Философия» со специализацией «Философия религий ». Для обеспечения учебного курса в качестве лекторов наряду с преподавателями университета приглашаются ведущие философы, культурологи, религиоведы республики, а также представители различных конфессий. Высокому качеству образовательного процесса по данной специальности способствует созданный при Научной библиотеке БГУ философс-ко-теологический центр, который не только предоставляет религиоведческую литературу, но и организует тематические лекции конкретно-исторического, философс-ко-онтологического, антропологического плана по отдельным конфессиональным объединениям, а также проводит круглые столы для студентов с участием предста-

вителей Национальных культурных центров республики. В настоящий момент в книжном фонде философско-теологичес-кого центра насчитывается свыше 11000 экземпляров книг, среди них 1243 экземпляра книг по православию из Московского Сретенского монастыря, 132 - по иудаизму, истории евреев в Бурятии, переданных в дар Еврейским общинным центром, 112 -подаренных Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера и др.

Следует отметить, что и в исторической ретроспективе, и в настоящее время Республика Бурятия являет собой «ворота» Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион. Пограничные связи с Монголией, исторически сложившиеся отношения с Китаем, широкие возможности экономических, научных, культурных и других контактов - все это способствует интенсивному развитию в БГУ факультета иностранных языков, где студенты изучают западноевропейские языки (английский, немецкий, французский), и восточного факультета. На сегодняшний день восточный факультет готовит специалистов-востоковедов широкого профиля, которые могут применять свои знания в различных сферах будущей трудовой деятельности. Каждый студент в процессе учебы по специальности «Востоковедение, африканистика» овладевает несколькими иностранными языками: двумя восточными и одним западноевропейским. В настоящее время на факультете преподается шесть восточных язы-ков:китайский,корейс-кий, монгольский, тибетский, турецкий и японский. Для совершенствования навыков студенты проходят стажировку в стране изучаемого языка.

Объем работы в области планирования,

организации и проведения учебного процесса в университете в последние годы значительно возрос. Изменяется структура вуза, реализуются десятки программ основного и дополнительного образования, многообразными становятся формы обучения, расширяется география образовательной деятельности, вводятся новые учебные площади и т.д. В таких условиях университет начал широко применять средства автоматизации для учета и анализа своей деятельности, что, несомненно, является важным шагом в организации системы менеджмента качества. На протяжении пяти лет успешно работает автоматизированная подсистема «Учебный процесс», на основе которой формируются рабочие планы учебных групп всех форм обучения, рассчитываются объемы учебной нагрузки кафедр университета. С помощью подсистемы «Расписание» диспетчерская служба составляет расписание занятий и экзаменов, которое теперь доступно и на сайте университета.

С начала текущего учебного года начато внедрение автоматизированной системы «Университет». Ее работа требует полной формализации многих процедур. Сегодня введены в действие подсистемы «Студент» и «Успеваемость», обеспечивающие автоматизированный учет успеваемости студентов на всех курсах. Итоги прохождения

межсессионного контроля и экзаменационной сессии можно оперативно получить как по отдельной группе, так и по курсу, специальности, факультету, по вузу в целом.

Для контроля усвоения студентом знаний наряду с традиционными методами используется федеральный Интернет-экзамен, на многих факультетах применяется балльно-рейтинговая система оценка знаний. Внедряются инновационные формы обучения, информационные технологии, активные методы с применением программных продуктов и т.д.

Современное развитие телекоммуникационных технологий, широкое использование Интернет-портала, электронной почты, высокотехнологичного программного обеспечения позволяет организовать виртуальную образовательную среду.

В связи с высокой подвижностью рынка труда сегодня востребованными становятся люди, способные мобильно менять профессию, готовые к самообразованию, саморазвитию. В 2007 г. университет начал осуществлять подготовку специалистов по юриспруденции, государственному и муниципальному управлению, дошкольной психологии на базе высшего профессионального образования с применением ИКТ. Созданная в БГУ лаборатория дистанционного обучения обеспечивает технологическую и методическую организацию учебного процесса в сертифицированной информационно-образовательной среде Hecadem (www.hecadem.bsu.ru). Использование дистанционных образовательных технологий позволяет вести непрерывный набор на программу, оказывать опПпе-поддержку самообразовательной деятельности, обмениваться опытом со всеми участниками обучения, в любой момент тестировать свои знания, формировать индивидуальную (персональную) образовательную траекторию, использовать корпоративный банк знаний и др.

В качестве дальнейших шагов университет планирует осуществить комплексную программу Интернет-образования и повы-

шения квалификации преподавателей в системе дистанционного обучения.

Особое значение данные вопросы приобретают в настоящий момент, когда принято решение о переходе к уровневой системе профессиональной подготовки в рос-сийскихвузах, направленное на сближение образовательных систем в Европе и предполагающее осмысление и решение проблем совместимости учебных планов, образовательных структур и практики преподавания на основе компетентностного подхода. В этой связи в университете ведется активная работа учебно-методических комиссий факультетов/ институтов по реализации новых подходов к разработке образовательных программ, содержания учебных программ и материалов. При формировании системы ключевых компетенций, а также элементов системы обеспечения и контроля качества необходимо участие студентов и работодателей, поэтому большие надежды вуз возлагает на Ассоциацию выпускников БГУ-БГПИ и созданный не так давно Центр по трудоустройству выпускников, который будет осуществлять тесное взаимодействие с учреждениями, предприятиями и структурами работодателей региона.

Бурятский госуниверситет продолжает укреплять систему целевой подготовки кадров для образования и здравоохранения региона, ежегодно проводя распределение своих выпускников с приглашением представителей городских и районных управлений образования, министерства образования и науки Республики Бурятия, главных врачей лечебно-профилактических учреждений и других заинтересованных лиц и организаций.

Ряды выпускников БГУ-БГПИ насчитывают почти 50 тысяч высококвалифицированных специалистов, среди которых академики, министры, деятели культуры с мировой известностью, руководители предприятий и работники различныхотраслей промышленности Сибири и Дальнего Востока.

Успешная деятельность наших выпускников, на наш взгляд, берет начало в сту-

денческой жизни. Используя богатый опыт и традиции педагогического вуза, университет совершенствует воспитательную деятельность, направленную на максимальное удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном и физическом совершенствовании. Продолжается поиск инновационных форм развития творческих способностей студентов, способов их самореализации и самоопределения, актуально создание системы морального и материального поощрения наиболее активных студентов, формирования лидерских моделей поведения. Координация усилий института кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе и федерации студенческого самоуправления дает положительные результаты, подтверждаемые отзывами работодателей о наших выпускниках.

Сегодня БГУ, осуществляя непрерывное

и опережающее воспроизводство кадрового потенциала для Байкальского региона, по праву занимает ведущие позиции на рынке образовательных услуг в республике. Это стало возможным благодаря глубокому убеждению всех членов коллектива в том, что образовательная деятельность современных университетов направлена на формирование целостной личности, интегрированной в современное общество и нацеленной на совершенствование этого общества.

А. БУЛДАЕВ, проректор по научно-исследовательской работе

В соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологии и техники, определенными Правительством РФ, научные школы БГУ ведут исследования в таких областях, как нанотехнологии и новые материалы, биоразнообразие и экология, информационно-телекоммуникационные системы, интеграция традиционной (тибетской) и западной медицины, востоковедение, новые образовательные технологии. Поскольку современные трансформации высшей школы приводят к системным изменениям в организации и управлении

Научно-инновационная деятельность

вузом, помимо традиционных структур, занимающихся научными разработками, создаются инновационные научно-исследовательские и аналитические лаборатории, опытно-конструкторские предприятия и подразделения, обеспечивающие работу университета как единого комплекса.

В университете продолжается процесс интеграции академической и вузовской науки, который проявляется не только в организации совместных кафедр, исследовательских проектов и научно-поисковых экспедиций, но и в создании научно-образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.