Научная статья на тему 'Исторический факультет БГУ в год восьмидесятилетия'

Исторический факультет БГУ в год восьмидесятилетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический факультет БГУ в год восьмидесятилетия»

Литература

1. ГАРБ. Ф. 250. Оп. 1. Д. 494. Л.15-35

2. Калмыков С.В. Бурятский государственный университет: история и современность // Вестник Бурятского университета. Сер.4: История. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2002. Вып. 4.

3. Калмыков С.В. Исследовательский университет Байкальской Азии. - Новосибирск: Наука, 2010.

4. Осинский И.И. Альма-матер. - Улан-Удэ, 1999.

5. Хабаев М.П. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. - Улан-Удэ, 1983.

УДК 378.4

© А.А. Буркина, К. Б-М. Митупов Исторический факультет БГУ в год восьмидесятилетия

A.A. Burkina K.-B.M. Mitupov BSU Department of History in the eightieth years

Исторический факультет является старейшим факультетом Бурятского государственного университета. 10 февраля 1932 г. в Бурят-

Монгольском агропединституте было открыто четыре отделения: физико-математическое, естествознания, литературно-лингвистическое и историко-экономическое. Заведующим кафедрой истории стал профессор Н.И. Козьмин. В 1933 г. на историко-экономическое отделение был сделан первый набор - 25 студентов. Через год отделение было переведено в Иркутский университет. В 1937 г. отделение было вновь открыто, и уже в 1940/41 учеб. г. осуществлен первый выпуск 10 студентов-историков. В 1942 г. на отделении была создана кафедра истории Отечества, заведующим был назначен кандидат исторических наук С.Н. Чеботарев, членами кафедры были Никифор Петрович Егу-нов, Вениамин Павлович Тюшев, Николай Дор-жиевич Шулунов, Бимба Доржиевич Цибиков и Мэри Лазаревна Абрамсон.

В 1955 г. исторический и филологический факультеты были объединены в историкофилологический факультет, который уже спустя почти 30 лет, в 1987 г. вновь был разделен на исторический и филологический. Первым деканом факультета стал кандидат исторических наук, доцент Н.П. Егунов. В разные годы деканами факультета были назначены: кандидат филологических наук, доцент А.А. Белоусов, кандидаты исторических наук, доценты В.П. Тюшев, М.П. Хабаев, кандидаты филологических наук, доценты С.Ш. Чагдуров, В.Б. Махатов, кандидат исторических наук, доцент В.В. Морохоев, кандидат филологических наук, доцент С.Ж. Балда-нов, кандидат исторических наук, доцент В.М. Пыкин, доктор исторических наук, доцент

В.Ц Ганжуров, кандидаты исторических наук, доценты А.В. Голых, Ю.П. Шагдуров, кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Цыренова, доктор исторических наук, профессор

К. Б-М. Митупов.

За 80-летний период своего существования исторический факультет достиг многого: здесь работают высококвалифицированные специалисты, налажены стабильные связи с ведущими научными центрами, на факультете издаются научные журналы, зарекомендовавшие себя в академической среде, успешно работает 2 диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по истории и политологии, социологии и философии.

Исторический факультет - один из старейших факультетов в системе гуманитарного блока Бурятского государственного университета. Он является системообразующим центром исторического образования в республике. В связи с возросшими требованиями к высшей школе на историческом факультете в последние годы вводятся новые специальности. С 1997 г. ведется подготовка по специальности «регионоведение», с 1999 г. - по направлению «политология», а с 2009 и 2011 гг. - по специальностям «философия» и «социология» соответственно.

Сегодня исторический факультет перешел на многоуровневую систему образования, что потребовало от коллектива значительных усилий и еще раз подтвердило высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава. Образовательный процесс на факультете включает широкую сферу подготовки специалистов - бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов, а также программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации

через Институт непрерывного образования (директор М.Г. Цыренова - ведущий преподаватель кафедры истории Отечества).

Факультет располагает уникальными возможностями для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных нестандартно решать сложные задачи в различных сферах социальной политики, гуманитарных наук, культуры, образования и менеджмента. За один только 2011/12 учеб. г. защитили докторские диссертации С.В. Васильева, М.И. Добрынина, В.В. Номогоева ТВ. Паликова, Е.Н. Палхаева. Кроме того, защитили кандидатские диссертации Е.Л. Бадмацыренова, Н.С. Баранова, М.С. Новолодская, А.И. Дарханова, С.З. Ахмадулина, В.В. Калашникова, А.А. Шестаков и др.

Исторический факультет БГУ - это не только учебный, но и научно-исследовательский центр. Этому способствует высокий профессиональный уровень коллектива факультета, где на пяти кафедрах работает 65 преподавателей из них 27 докторов и 37 кандидатов наук, известных своими исследованиями в стране и за рубежом. Ученые факультета публикуют результаты научных разработок в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных российских университетских центрах, а также в США, Индии, Китае, Монголии, Южной Корее, Польше и т.д.

В 2011 г. факультет успешно прошел процедуру государственной аттестации и аккредитации. Научно-образовательный процесс на факультете обеспечивают 5 кафедр: всеобщей истории; истории Отечества; истории Бурятии; философии; политологии и социологии. Исторический факультет БГУ одновременно ведет подготовку по специальностям «политология», «история», «социология», «философия», включающим обязательное изучение двух иностранных языков. В связи с научным направлением по изучению истории и культуры Внутренней Азии студенты-историки осваивают китайский и монгольский языки до 4-го курса, что позволит им работать с историческими источниками.

В современном мире информатизация и глобализация стали основными факторами, кардинально влияющими на развитие общества и системы образования. В связи с этим формы организации получения и обновления знаний на историческом факультете значительно усовершенствованы. Реальными шагами в решении проблем создания перспективной системы образования совместно с отделом дистанционных технологий в образовании являются: формирование единой образовательной информационной сре-

ды; использование открытых форм обучения; обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и техникотехнологическим ресурсам. В технологическом плане проводятся работы по интеграции компьютерных телекоммуникационных сетей, научнометодического обеспечению учебного процесса и научных исследований, основанных на применении современных средств автоматизации. Особенно активно эти работы осуществляются в рамках комплексных свободных программ, таких как ГЕКАДЕМ, ЧАТ, МОДУЛ, СКАЙП, для студентов Агинского и Боханского филиалов. Новейшие программы применяются в осуществлении межрегиональных научных и научнопрактических он-лайн конференциях. В результате у нас сформировалась и продолжает развиваться система научно-образовательного про-вайдинга, различных форм дистанционного обучения. Подтверждением этому служат разработанные, постоянно обновляемые и успешно применяемые ГЕКАДЕМ-курсы, преимущественно с использованием кейс-технологии, мультимедийные учебные средства, обучающие программы, электронные учебники, в том числе и для средней школы.

Разработано в программе ГЕКАДЕМ 54 базовых учебных курса по специальности «история», 28 курсов по специальности «политология», 36 -по направлению подготовки «социология», 42 -по специальности «философия».

В рамках эксперимента Минобразования России по дистанционному обучению (преимущественно с использованием кейс-технологии ДО) коллектив ИФ одним из первых участвовал в детальной проработке и внедрении на практике принципов работы с авторами - разработчиками курсов (А. Д. Дашиева, Е.А. Высотина, В. Д. Ду-гаров, О.Н. Полянская, О.А. Убеева) преподава-телями-консультантами (тьюторами); организации взаимоотношений базовых учебных заведений с их региональными учебными центрами. Стремление объединить учебно-методические разработки с новейшими информационными технологиями вызвано прагматичной целью -сформировать перспективное образовательное пространство, доступное для всех, вне территориальной зависимости.

Современный уровень подготовки историков, социологов, политологов и философов обеспечивается также за счет контактов с ведущими российскими и иностранными научнообразовательными центрами. Наш факультет поддерживает прямые связи с университетами

Польши, Германии и Монголии. Студенты, аспиранты и преподаватели факультета стажируются за рубежом. Так, в сентябре-ноябре 2010 г. состоялась научная стажировка О.Н. Полянской при Польской академии наук (ПАН). Научная командировка позволила изучить документы архивов ПАН в Варшаве и Кракове и подготовить ряд статей, выявляющих польскую составляющую в истории российской научной школы монголоведения. В рамках долгосрочного договора о сотрудничестве с представителями Хэн-тэйского аймака Монголии организован и проведен научно-практический семинар «Жизнь диаспоры в устной истории».

В рейтинге научной деятельности институтов, факультетов БГУ исторический факультет занимает первое место за последние 5 лет. Кафедры факультета по рейтингу научной деятельности за последнее время стабильно входят в первую двадцатку 77 кафедр университета. По мнению НИЧ БГУ, «среди факультетов и институтов бесспорным лидером за весь период является исторический факультет, который значительно опережает другие структуры по количеству опубликованных работ...».

Традиционным направлением научно-

исследовательской деятельности коллектива кафедры всеобщей истории является изучение истории, культуры, историографии Монголии, а также анализ проблем международных отношений во Внутренней Азии и соседствующих стран.

Одним из интереснейших международных интеграционных проектов стала организация и проведение в Восточной Сибири и Монголии систематической международной конференции «Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири». Университет возглавил десятистороннее соглашение с Восточно-Сибирской государственной академией образования (г. Иркутск), Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (г. Улан-Удэ), Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (г. Чита), Институтом археологии Академии наук Монголии (г. Улан-Батор), Иркутским государственным университетом (г. Иркутск), Иркутским государственным техническим университетом (г. Иркутск), Монгольским государственным университетом, Национальным музеем Монголии, Улан-Баторским государственным университетом (г. Улан-Батор) В рамках данного соглашения работают более 140 ученых из России, Монголии, Японии, Германии, Канады, Австралии, Венгрии.

Результаты конференции позволили осуществить обмен новейшими результатами полевых и лабораторных исследований, определить направления деятельности в области изучения древней истории и палеоэкологии Прибайкалья, Забайкалья и Центральной Азии, поднять на более высокий уровень интеграцию вузовской и академической науки в рамках России, Монголии и стран-участниц археологических и палеогеографических исследований во Внутренней Азии.

Перспективное направление патриотического воспитания, осуществляемое кафедрой истории Отечества, - сотрудничество с Ассоциацией жертв политических репрессий. В рамках этого сотрудничества была опубликована «Книга памяти жертв политических репрессий в Бурятии» в 5 томах, подготовлен к изданию 6-й том, сту-дентами-историками защищено 5 дипломных работ на основе документов Архива УФСБ по РБ.

Научная деятельность кафедр нашла отражение в издании востребованных учебнометодических пособий и монографий. Весомым достижением является издание новых учебников по истории. Принципиально то, что помимо университетских учебников специалистами кафедр подготовлена серия учебников и учебных материалов для средней школы «История Бурятии», «Хрестоматия по истории Бурятии», «Рабочая тетрадь по истории Бурятии». Грантодер-жателями научно-исследовательских проектов РГНФ являются преподаватели кафедры всеобщей истории и кафедры истории Бурятии: д-р ист. наук Д.Д. Амоголонова, д-р ист. наук А.Д. Цыбиктаров, канд. ист. наук А.З. Бадмаев, д-р ист. наук, проф. Т.Е. Санжиева. Важнейшим направлением деятельности факультета является вовлечение в научно-исследовательскую работу студентов. Ежегодно проводится студенческая научно-практическая конференция, издаются сборники тезисов студенческих работ. Студенты старших курсов участвуют в работе различных региональных и всероссийских научных конференций, зачастую наиболее активные имеют ежегодно около 10 публикаций. Студенты факультета в течение ряда лет занимаются обработкой археологических материалов, полученных в результате полевых работ. Среди них О.Н. Горковенко, Ю. Брянская, Свиридова, Н. Ефимов.

Студенты исторического факультета принимают активное участие в различных научных конференциях, круглых столах, конкурсах как внутривузовского, так и всероссийского уровня.

Преимущества исторического образования в БГУ:

• сильная академическая школа: 26 профессоров - членов различных академий, 37 доцентов;

• огромные потенциальные возможности для научной деятельности (ежегодно 10-15 выпускников получают приглашения в аспирантуру);

• обширное поле применения полученных знаний в органах государственного местного управления, в политических и общественных организациях, в школах и вузах, в коммерческих структурах;

• ежегодные практики в учебных заведениях, в том числе археологическая, музейная и архивная;

• развитая система студенческого самоуправления;

• надежная теоретическая и методическая база по воспитательной работе;

• студенты исторического факультета не только обладают фундаментальными знаниями в области всемирной и отечественной истории,

археологии, музееведения и других родственных наук, но и имеют прекрасную подготовку к воспитательной работе с детьми и молодежью;

• возможность участия в археологических и этнографических экспедициях;

• минимальная стоимость обучения сочетается с высоким качеством образования.

Сохраняя верность своим традициям, исторический факультет успешно развивается, создавая фундаментальную основу для дальнейшего наращивания своего потенциала.

Мы чтим память основателей и созидателей нашего факультета, определивших принципы и приоритеты в его развитии на многие годы вперед.

Мы гордимся выпускниками факультета - их более 9 тысяч, и все они своим вдохновенным и творческим трудом приумножили славу отечественной науки и образования, а также своей Alma Mater - Бурятского государственного университета.

УДК 378

© ЕЕ Тармаханов

SO лет историческому факультету БГПИ-БГУ

Статья старейшего преподавателя, участника Великой Отечественной войны, с 1953 г. работающего на историческом факультете, Е.Е. Тармаханова представляет собой воспоминания автора о развитии одного из первых подразделений БГПИ с 1932 г. по настоящее время.

Ключевые слова: Бурятский агропединститут, БГПИ, БГУ, исторический факультет, историческое образование.

E.E. Tarmahanov

80 years of historical faculty of BSU-BSPI

The article is written by E.E.Tarmahanov, the oldest teacher, the participant of the Great Patriotic War. He has been working at the historical faculty since 1953, and the article is the author's recollections concerning the development of one of the first departments of BSPI from 1932 through the present time.

Keywords: Buryat agropedinstitut, BSPI, BSU, historical faculty, historical education.

До 1932 г. в Бурятии не было ни одного высшего учебного заведения. В дореволюционное время высшее образование имели лишь немногие из бурят - Д. Банзаров, Г. Цыбиков, Ц. Жам-сарано, М.Н. Богданов. На бурят-монгольском отделении при Иркутском университете высшее образование одними из первых получили буряты П.Т. Хаптаев, А.И. Балдунников, Д.А. Аба-шеев, Т.В. Баханов, Г.И. Упхонов и др.

На основе бурят-монгольского отделения Иркутского университета открылся высший педагогический институт в г. Верхнеудинск, что явилось реализацией ленинской национальной политики по повышению культуры на окраинах

России. Большую роль в открытии Бурятского агропединститута сыграли преподаватели ИГУ Морхоз Петрович Хабаев, Николай Николаевич Козьмин, автор ряда работ по истории Бурятии и Сибири. Первонально в пединституте было открыто два отделения: историческое и физикоматематическое. Первым директором института стал молодой Морхоз Петрович Хабаев. Всестороннюю помощь ему в организации учебного процесса в высшем учебном заведении и систематизации деятельности оказывал Н.Н. Козь-мин, читавший лекции по истории СССР на историческом отделении. Однако в 1934 г. в связи отъездом в Иркутск Н.Н. Козьмина историче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.