Научная статья на тему 'Университет Байкальской Азии в современных условиях (к 80-летию бгпи-бгу, 1932-2012 гг. )'

Университет Байкальской Азии в современных условиях (к 80-летию бгпи-бгу, 1932-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ / HIGHER EDUCATION / BURYAT STATE UNIVERSITY / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмыков С. В.

В статье освещается история становления и развития старейшего высшего учебного заведения в республике. Дается анализ кадрового состава и научного потенциала, основных подразделений и материально-технической базы учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The university of Baikalian Asia in modem conditions (to the 80 th anniversary of BSPIBSU, 1932-2012)

The article is devoted to the history of formation and development of the oldest higher educational institution in the republic. The staff structure and scientific potential, the main subdivisions and material and technical basis of the educational institution have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Университет Байкальской Азии в современных условиях (к 80-летию бгпи-бгу, 1932-2012 гг. )»

УДК 378.4(571.54)

© С.В. Калмыков

Университет Байкальской Азии в современных условиях (к 80-летию БГПИ-БГУ, 1932-2012 гг.)

В статье освещается история становления и развития старейшего высшего учебного заведения в республике. Дается анализ кадрового состава и научного потенциала, основных подразделений и материально-технической базы учебного заведения.

Ключевые слова: высшая школа, Бурятский государственный университет, история.

S.V. Kalmykov

The university of Baikalian Asia in modem conditions (to the 80th anniversary of BSPI- BSU, 1932-2012)

The article is devoted to the history of formation and development of the oldest higher educational institution in the republic. The staff structure and scientific potential, the main subdivisions and material and technical basis of the educational institution have been analyzed.

Keywords: higher education, Buryat State University, history.

Современные процессы интеграции науки и образования заставляют по-новому осмыслить традиции университетского образования в России. Первые светские научные и образовательные институты - Петербургская академия наук, Академический университет (1724) и Московский университет - были организованы в соответствии с лучшими моделями европейской науки и высшей школы. У их истоков стояли выдающиеся европейские интеллектуалы.

Высшее образование в Сибири и на Дальнем Востоке имеет свою уникальную историю. В уездном дореволюционном городе Верхне-удинск (с 1934 г. - Улан-Удэ) в 1905-1906 гг. размещался Восточный институт, открытый во Владивостоке в 1898 г. Второе высшее учебное заведение за Уралом (после Томского университета) имело отделения: китайско-японское, китайско-корейское, китайско-монгольское, китайско-маньчжурское. Обучение было рассчитано на четыре года. Обязательными предметами были богословие, география, этнография, английский язык и язык изучаемой страны, политическая организация и государственное устройство России, европейских стран, Кореи, Японии, политическая экономика и коммерческая география, международное право, счетоводство, товароведение. Директором института был назначен выдающийся востоковед Дмитрий Матвеевич Позднеев. Главной задачей Института являлась подготовка кадров для административной, торгово-промышленной, военно-политической

деятельности России на Дальнем Востоке. Таким образом, Верхнеудинск стал третьим за Уралом вузовским городом.

Впервые вопрос об открытии высшего учебного заведения в советской республике поднял Морхоз Петрович Хабаев - заведующий бурят-

монгольским отделением при педагогическом факультете Иркутского государственного университета. Вскоре вышло постановление бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) от 16 октября 1930 г. «Об организации в Верхнеудинске бурят-монгольского вуза», в котором отмечалась необходимость организации агропедагоги-ческого института в городе [1, л.15]. 10 января 1932 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял заключительное постановление «Об открытии Бурят-Монгольского агропединститута в г. Верхнеудинске» [1, л.35].

Официальное открытие первого высшего учебного заведения в Бурятии произошло 10 февраля 1932 г. На торжественном заседании Ученого совета выступил директор М.П. Хабаев: «...мы сегодня с вами, с трудящимися Бурят-Монголии и со всем советским народом, приветствуем это историческое решение.» [5, с.27]. Было создано первое высшее учебное заведение Бурятии - педагогический институт, что имело большое значение для развития системы образования, науки и культуры региона.

Базой нового высшего учебного заведения стало бурят-монгольское отделение Иркутского педагогического института, переведенное в Верхнеудинск в конце января 1932 г. Профессорско-преподавательский состав пополнился за счет высококвалифицированных специалистов, прибывших из Иркутска, - проф. Н. Н. Козьмин и М.П. Алексеев, доц. В.П. Денисов, А.М. Ремизов, и.о. доц. В.Д. Кудрявцев и М.В. Широков-ский [5, с.29].

В Бурят-Монгольском пединституте было открыто четыре отделения: физико-математическое, естествознания, литературно-лингвистическое и историко-экономическое (в 1933 г. из-за небольшого количества студентов передано Ир-

кутскому пединституту), в состав вошли также четыре общеинститутские кафедры: педагогики, диамата и ленинизма, политической экономии, бурят-монгольского языка. Первым проректором института стал доцент В. Д. Кудрявцев, впоследствии видный ученый, доктор педагогических наук, военруком - генерал-майор в отставке А. П. Фальк, помощником директора по АХЧ - А. Г. Тангасов, врачом и преподавателем школьной гигиены - А.О. Назаров, работавший одновременно наркомом здравоохранения республики. В течение 3-4 лет пединститут пополнялся новыми преподавателями, прибывшими из Москвы, Иркутска и других городов. На кафедры были приглашены Б. Барадин, В.Т. Ветров, П.Т. Шеретов, В.А. Святогор, В.Ф. Аханя-нов, А.М. Убугунов, Н.П. Егунов, Н.Е. Левский,

А.В. Маковский и др. В 1932 г. в институте было 22 преподавателя, в 1938 г. - 33, в 1941 г. - 42 [2, с.4-5].

В институте началась подготовка преподавателей для средних школ и техникумов по физике, математике, биологии, русскому языку и литературе. Обучение было определено в четыре года. Первый набор студентов состоялся осенью

1932 г. и составил 146 человек, в их число вошли выпускники средних школ, техникумов и учителя-практики, не имевшие педагогического образования.

Первый выпуск педагогов с высшим образованием состоялся летом 1932 г. - 15 третьекурсников бывшего бурят-монгольского отделения Иркутского пединститута. В 1936 г. в пединституте - первый выпуск студентов, преподавателей русского языка и биологии в количестве 34 чел.

В 1932-1935 гг. велась разработка структуры учебного процесса: ежегодно менялись учебные планы и программы, разрабатывались формы самостоятельной работы студентов, производственная практика стала частью учебного процесса. С 1935 г. вузы страны, и наш институт в том числе, стали работать по единым учебным планам, разработанным управлением подготовки учителей Наркомпроса РСФСР и утвержденным Всесоюзным комитетом по делам высшей школы.

Великая Отечественная война изменила работу института. Обновился состав преподавателей, сократилось число студентов. Обучение стало трехгодичным, начало учебного года было перенесено с 1 сентября на 1 октября. Один учебный корпус был переоборудован в эвакогоспиталь, поэтому учебные занятия проводились в две смены. Несмотря на трудности военного времени, численность студентов выросла с

515 в 1942 г. до 816 в 1945 г. В первую годовщину победы 42 работника и студента были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [5, с.63].

В послевоенные годы укрепилась учебноматериальная база пединститута. Преподавательский состав пополнился такими высококвалифицированными специалистами, как В.А. Абрамов, Д.Д. Амоголонов, И.А. Асалханов, А.В. Булгадаев, А.А. Дуринов, И.Л. Дульбинов, С.Е. Зенин, И.В. Измайлов, Б.С. Содномов, В.П. Тю-шев, Г.И. Упхонов, П.Ш. Хаглеев, П.И. Хайду -ков и др. В 1947 г. за успехи в подготовке кадров и активную научно-исследовательскую деятельность институту было присвоено имя первого бурятского ученого, известного востоковеда Д. Банзарова.

Важнейшими задачами вуза по-прежнему оставались подбор и подготовка кадров. В конце 1960-х гг. произошли качественные изменения в составе преподавателей: из 250 человек профессорско-преподавательского коллектива 8 были докторами и 88 - кандидатами наук. Первыми докторами наук, профессорами стали Н.П. Егунов (1968), Е.Е. Тармаханов, Д.Б. Улымжиев, М П. Хамаганов (1969), Н И. Иванов (1970). Затем защитили докторские диссертации Ц.Ц. Цы-дыпов, О.А. Нечаева, Ф.Н. Гаханов, В.И. Затеев.

В 1980 г. доля дипломированных преподавателей института составляла 41%. Поэтому ректорат стал активно направлять преподавателей в целевую аспирантуру в ведущие вузы и отраслевые академические институты страны. В середине 80-х гг. 90% аспирантов БГПИ обучалось в Москве и Ленинграде [4, с.231]. Уже к 1985 г. из 335 преподавателей института 173 имели степени и звания, что составило 51,6 % [4, с.233]. Среди педагогических вузов Сибири и Дальнего Востока БГПИ имел лучший показатель по преподавателям высшей квалификации (докторов наук, профессоров).

В 1990 г. в институте была открыта аспирантура по четырем специальностям, преподаватели активно занимались научными исследованиями в различных областях, ими подготовлен ряд крупных монографий, сборников статей и т.д. Конференции, проводимые на базе института, имели не только республиканский, но и региональный и международный уровень.

Социально-экономические преобразования в стране обусловили перестройку работы вузов, пединститута в частности. Перед учебными заведениями возникла задача обеспечения стабильного функционирования, касавшаяся глав-

ным образом финансирования образования. Традиционные схемы организации образовательного процесса сдерживали развитие вуза, поэтому решался вопрос об открытии классического университета.

В сентябре 1995 г. на базе БГПИ и Бурятского филиала Новосибирского госуниверситета был создан Бурятский государственный университет. Новый статус позволил, во-первых, расширить перечень специальностей, во-вторых, возможности наращивания своего исследовательского потенциала, как за счет собственных ресурсов, так и за счет привлечения академических организаций; в-третьих, выполнять функции поддержания интеллектуального климата в обществе.

На сегодняшний день Бурятский государственный университет предоставляет широкий спектр возможностей для личностного и профессионального развития. За годы своего существования вуз подготовил более 40 тысяч специалистов. В университете реализуются основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (программы бакалавриата; подготовки специалиста; магистратуры), программы послевузовского профессионального образования, ведется обучение в интернатуре, ординатуре и докторантуре. Число направлений подготовки (специальностей), по которым в Бурятском государственном университете реализуются основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования, превышает 100. Подготовка кадров в системе послевузовского профессионального образования ведется по 50 специальностям докторантуры и аспирантуры и 19 специальностям клинической ординатуры и интернатуры.

Сегодня более 10 000 студентов обучается на 12 факультетах, 3 институтах, колледже, 2 филиалах (п. Бохан Иркутской области, пгт. Агинское Забайкальского края). На 78 кафедрах, 14 из которых созданы совместно с институтами и отделами научных центров СО РАН, работает свыше 1000 преподавателей, в т.ч. 180 докторов наук, профессоров, из них 9 действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий России (РАН, РАО, РАМН), более 30 академиков общественных академий России, 575 кандидатов наук, доцентов.

Бурятский государственный университет является одним из крупнейших научнообразовательных центров Сибири и Дальнего Востока. В университете действует более 30 совместных с академическими учреждениями науч-

но-исследовательских и научно-образовательных центров, лабораторий и кафедр.

Научные исследования сконцентрированы по 5 приоритетным направлениям развития: «Прогнозная характеристика азиатско-

тихоокеанского вектора развития России», «Инновационные технологии сохранения и укрепления здоровья на основе развития интегративной медицины», «Природная среда и условия устойчивого развития Байкальского региона», «Физико-химические и геологические исследования в Байкальском регионе», «Формирование личности в поликультурном регионе».

В университете действует 11 докторских диссертационных советов по 19 научным специальностям, три из которых объединены с научными институтами Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. За три последних года в диссертационных советах защищено свыше 30 докторских и 250 кандидатских диссертаций.

Ежегодно преподаватели и сотрудники публикуют около 70 монографий и 150 статей в зарубежных и российских рецензируемых изданиях. «Вестник Бурятского государственного университета» входит в Перечень российских рецензируемых научных журналов.

В 2006 г. в сотрудничестве с Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН создан Центр стратегических востоковедных исследований. Основная тематика научных разработок - междисциплинарная реконструкция исторического прошлого народов АТР, выявление закономерностей и специфики современного развития стран, осмысление проблем глобализации в аспекте взаимодействия культур.

Для успешного развития политического, экономического, научного и культурного взаимодействия со странами АТР и уровня проработки правовой базы международного сотрудничества создан Центр правового обеспечения взаимодействия Российской Федерации со странами АТР под руководством проф. Ю.И. Скуратова совместно с Московским государственным социальным университетом и Уральской государственной юридической академией.

В 2002 г. совместно с Институтом динамики систем и теории управления СО РАН и Бурятским научным центром СО РАН организован Научно-образовательный и инновационный центр системных исследований и автоматизации под руководством академика РАН С.Н. Васильева. Основными задачами центра являются комплексная поддержка развития и использования математических и информационных исследований в системе образования и науки региона.

Под руководством академика РАН Г.А. Жеребцова при БГУ создана и успешно функционирует кафедра космической физики. На базе университета действует уникальная совместная астрофизическая лаборатория, позволяющая использовать возможности солнечных радиотелескопов и радиотелескопа «Квазар», расположенного в Тункинском районе Республики Бурятия.

БГУ имеет развитые научно-образовательные связи с учебными и академическими учреждениями в Европе (Германия, Австрия, Голландия, Франция, Польша, Швеция, Венгрия и др.) и Азии (Монголия, Китай, Корея, Япония). Университет входит в глобальные научные сети Eurasia Pacific, Asia Network, имеет опыт работы по международным грантовым программам.

Программа стратегического развития БГУ включает проект создания Байкальского научнообразовательного и инновационного центра на основе государственно-частного партнерства в пос. Горячинск Прибайкальского района Республики Бурятия. Основной целью центра является разработка научно обоснованных подходов к решению актуальных проблем развития экономики региона.

Бурятский государственный университет обладает богатым опытом сотрудничества с зарубежными партнерами. Главным залогом этого является качество обучения и научных исследований.

Соглашения о сотрудничестве в области обучения и науки связывают университет с образовательными и научно-исследовательскими центрами Монголии, КНР, Кореи, Японии, Турции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Франции, США.

В рамках соглашений ежегодно осуществляется обмен студентами для прохождения языковых и страноведческих стажировок. Бурятский государственный университет активно привлекает иностранных преподавателей как носителей языка и высококвалифицированных специалистов для повышения уровня языковой и страноведческой компетенции студентов и преподавателей.

Для студентов Бурятского государственного университета на протяжении длительного времени работают различные стипендиальные программы: им. Гете (Германия) - с 1992 г.; DAAD (Германия) - с 1992 г.; PAD (Германия) - с 1997 г.; «Germanistische Institutspartnerschaft» (Германия) - с 2004 г.; UNINET (Австрия) - с 2007 г.; Австрийской службы академических обменов (Австрия) - с 2002 г.; Университета Внутренней Монголии (Китай) и Педагогического университета Внутренней Монголии (Ки-

тай) для студентов, специализирующихся на изучении китайского и монгольского языков.

БГУ является участником ряда глобальных научных сетей, имеет опыт работы по международным грантовым программам ТАСК, ТЕМРШ, БААБ, ШЕЧЕТ, Фулбрайт и др. С 2005 г. университет является полноправным членом в международной сети «Университет Арктики», с 2006 г. - международной сети университетов ИКШЕТ Еига81а-Ра8Шс (Австрия), занимающихся исследованиями стран Центральной и Восточной Азии. В университете работает представительство Германской службы академических обменов (БААБ), при котором совместно с Центром евразийского сотрудничества и факультетом иностранных языков осуществляются программы мобильности молодых ученых, стажировки и назначаются стипендии на защиту ученой степени Phd в университетах Германии и т. д.

Большой общественный резонанс в регионе вызвало открытие Института Конфуция на базе Бурятского государственного университета. Заключено более 20 договоров с образовательными и исследовательскими центрами Китайской Народной Республики, Монголии, Республики Корея, Японии. Все это позволило усилить подготовку с ориентацией на историю, философию и филологию стран Востока и Запада.

Сегодня при университете созданы и успешно функционируют признанные в России и за рубежом научные школы. Университет располагает современной лабораторной и приборной базой, в нем работают ученые с мировым именем. Бурятский государственный университет успешно сотрудничает с ведущими вузами (Московским, Новосибирским, Томским, Сибирским, Иркутским, Читинским, Северо-

Восточным государственными университетами) и академическими учреждениями (Бурятским, Иркутским, Новосибирским, Якутским научными центрами СО РАН, институтами Дальневосточного и Уральского отделений РАН), имеет развитые культурные и научно-образовательные связи с учебными и академическими учреждениями в Европе (Германии, Австрии, Голландии, Франции, Польше, Швеции, Венгрии и др.) и Азии (Монголии, Китае, Корее, Японии и др.) [3, с.5].

Бурятский государственный университет -многопрофильный, образовательный, научноисследовательский и культурно-просветительский комплекс, успешно выполняющий задачу подготовки квалифицированных, конкурентноспособных специалистов.

Литература

1. ГАРБ. Ф. 250. Оп. 1. Д. 494. Л.15-35

2. Калмыков С. В. Бурятский государственный университет: история и современность // Вестник Бурятского университета. Сер.4: История. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2002. Вып. 4.

3. Калмыков С.В. Исследовательский университет Байкальской Азии. - Новосибирск: Наука, 2010.

4. Осинский И.И. Альма-матер. - Улан-Удэ, 1999.

5. Хабаев М.П. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. - Улан-Удэ, 1983.

УДК 378.4

© А.А. Буркина, К. Б-М. Митупов Исторический факультет БГУ в год восьмидесятилетия

A.A. Burkina K.-B.M. Mitupov BSU Department of History in the eightieth years

Исторический факультет является старейшим факультетом Бурятского государственного университета. 10 февраля 1932 г. в Бурят-

Монгольском агропединституте было открыто четыре отделения: физико-математическое, естествознания, литературно-лингвистическое и историко-экономическое. Заведующим кафедрой истории стал профессор Н.И. Козьмин. В

1933 г. на историко-экономическое отделение был сделан первый набор - 25 студентов. Через год отделение было переведено в Иркутский университет. В 1937 г. отделение было вновь открыто, и уже в 1940/41 учеб. г. осуществлен первый выпуск 10 студентов-историков. В 1942 г. на отделении была создана кафедра истории Отечества, заведующим был назначен кандидат исторических наук С.Н. Чеботарев, членами кафедры были Никифор Петрович Егу-нов, Вениамин Павлович Тюшев, Николай Дор-жиевич Шулунов, Бимба Доржиевич Цибиков и Мэри Лазаревна Абрамсон.

В 1955 г. исторический и филологический факультеты были объединены в историкофилологический факультет, который уже спустя почти 30 лет, в 1987 г. вновь был разделен на исторический и филологический. Первым деканом факультета стал кандидат исторических наук, доцент Н.П. Егунов. В разные годы деканами факультета были назначены: кандидат филологических наук, доцент А.А. Белоусов, кандидаты исторических наук, доценты В.П. Тюшев, М.П. Хабаев, кандидаты филологических наук, доценты С.Ш. Чагдуров, В.Б. Махатов, кандидат исторических наук, доцент В.В. Морохоев, кандидат филологических наук, доцент С.Ж. Балда-нов, кандидат исторических наук, доцент

В.М. Пыкин, доктор исторических наук, доцент

В.Ц Ганжуров, кандидаты исторических наук, доценты А.В. Голых, Ю.П. Шагдуров, кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Цыренова, доктор исторических наук, профессор

К. Б-М. Митупов.

За 80-летний период своего существования исторический факультет достиг многого: здесь работают высококвалифицированные специалисты, налажены стабильные связи с ведущими научными центрами, на факультете издаются научные журналы, зарекомендовавшие себя в академической среде, успешно работает 2 диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по истории и политологии, социологии и философии.

Исторический факультет - один из старейших факультетов в системе гуманитарного блока Бурятского государственного университета. Он является системообразующим центром исторического образования в республике. В связи с возросшими требованиями к высшей школе на историческом факультете в последние годы вводятся новые специальности. С 1997 г. ведется подготовка по специальности «регионоведение», с 1999 г. - по направлению «политология», а с 2009 и 2011 гг. - по специальностям «философия» и «социология» соответственно.

Сегодня исторический факультет перешел на многоуровневую систему образования, что потребовало от коллектива значительных усилий и еще раз подтвердило высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава. Образовательный процесс на факультете включает широкую сферу подготовки специалистов - бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов, а также программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.