Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 50-55. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 12. P. 50-55.
Научная статья
УДК 612.681(1-11:1-15)
https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.6
Восток и запад: технологии продуктивного долголетия
Елена Владимировна Власова1, Александр Раухатович Хайрулин2, Олеся Николаевна Браславец3
123Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6013-3142 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5851-7465 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0709-5650
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ различных способов продления и улучшения качества жизни, сохранения профессиональной активности и повышения работоспособности. Для этого способы были объединены авторами, в зависимости от ценностей, которые они презентуют, в несколько групп, а именно: социальные, физиологические и духовные. Сравнение осуществляется на основании разделения на восточный и западный подходы к функционированию человеческого организма. Западное мировоззрение представлено концепциями постчеловека и биохакинга, а на примере дыхательных практик цигун показана эффективность восточных оздоровительных практик в увеличении ресурса организма человека. Делаются выводы о необходимости сочетания достижений медицины, психологии и средств физической культуры, базируясь на фундаменте межкультурного синтеза западных и восточных достижений в этих областях.
Ключевые слова: продуктивное долголетие, здоровье, качество жизни, тело человека, цигун, биоха-кинг, совершенствование, ценности здорового образа жизни
Для цитирования: Власова Е.В., Хайрулин А.Р., Браславец О.Н. Восток и запад: технологии продуктивного долголетия // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 50-55. https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.6.
Original article
East and West: productive longevity technologies
Elena V. Vlasova1, Alexander R. Khairulin2, Olesya N. Braslavets3
123Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000 0002 6013 3142 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5851-7465 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0709-5650
Abstract. The article provides a comparative analysis of various methods of extending and improving the quality of life, maintaining professional activity and increasing efficiency. The authors combined the methods according to the values they present into several groups, namely: social, physiological and spiritual. The comparison is carried out on the basis of the division into Eastern and Western approaches to the functioning of the human body. The Western worldview is represented by the concepts of posthuman and biohacking, and the effectiveness of Eastern wellness practices in increasing the resource of the human body is shown by the example of qigong breathing practices. It was concluded that it is necessary to combine the achievements of medicine, psychology and means of physical culture based on the foundation of the intercultural synthesis of Western and Eastern achievements in these areas.
Keywords: productive longevity, health, quality of life, the human body, qigong, biohacking, improvement, values of a healthy lifestyle
For citation: Vlasova, E.V., Khairulin, A.R., Braslavets, O.N. (2021) East and West: productive longevity technologies. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 50-55. Available from: doi:10.24158/fik.2021.12.6 (In Russian).
Введение. По прогнозам ВОЗ, к 2050 г. каждый второй житель планеты перешагнет 60-летний возраст. Это результат «старения наций», увеличения в составе народонаселения людей зрелого и пожилого возраста - одной из усугубляющихся глобальных демографических тенденций современности. Для того чтобы рост продолжительности жизни не превратился для общества в проблему содержания огромной армии иждивенцев, необходимо уже сейчас решать вопрос о том, как поддерживать активность и качество жизни людей, живущих в среднем почти в два раза дольше, чем, например, в XVIII веке. Программы антиэйдж-терапии и социальной адаптации пожилых, безусловно, нужны, но они не ориентированы на сохранение трудоспособности, а, следовательно, и
социальной полезности старшего поколения. Поэтому сегодня так востребованы идеи и технологии, позволяющие сохранить качество жизни и профессиональную активность в условиях увеличения ее продолжительности, распознать истинные потребности человеческого организма, гармонизировать природу и цивилизацию (Колосицына и др., 2016). Также актуально применение подобных технологий в течение жизни, поскольку повышение работоспособности в условиях современной техногенной цивилизации и ухудшающейся экологии является не менее важной задачей.
Ценности здорового образа жизни, стремление как можно дольше сохранять активность и продуктивность необычайно популярны в современном обществе. Вопросы здоровья все больше волнуют не только государственные структуры, но и конкретного индивида. Медицинская, социологическая и философская мысль все чаще обращается к этому феномену, который получил очень разноплановое развитие. А в научно-популярном разделе литературы уже много лет не иссякает поток всевозможных систем и рецептов различной степени обоснованности, обещающих последователям долгие и активные годы жизни. Казалось бы, все возможное на этом поприще сказано и изучено, осталось только воплотить это в жизнь. Однако, во-первых, стоит отметить, что эмпирическая эффективность многих методик не может считаться в достаточной степени доказанной, во-вторых, такая гетерогенность и различный уровень научной обоснованности затрудняют ориентацию и выбор, а в-третьих, встает вопрос о доступности средств достижения продуктивного долголетия.
Кроме того, возникает необходимость философского анализа развивающегося дискурса долголетия и раздвигания пределов физических возможностей человека, поскольку он затрагивает такие извечные философские проблемы как жизнь, смерть, благо. Как предлагаемые средства продления жизни повлияют на ценности современного общества? Не поставит ли это человека перед проблемой смысла и ценности жизни или, напротив, раскроет новые горизонты и перспективы как для личности, так и для общества?
Цель исследования: в данной статье авторы попытались упорядочить существующий дискурс, а также провести сравнительный анализ различных подходов к достижению продуктивного долголетия в условиях техногенной цивилизации с позиции западного и восточного мировоззрений.
Материалы и методы. Долголетие - социально-биологическое явление, характеризующееся доживаемостью человека до высоких возрастных рубежей. Согласно решению, принятому на Всесоюзном симпозиуме геронтологов в Ленинграде (1962) и на Европейском семинаре ВОЗ в Киеве (1963), отсчет долгожительства ведется с 90 лет, в некоторых статистических и геронто-логических исследованиях со 100 лет. В современной российской науке возраст долгожительства принято отсчитывать с 80 лет (Большая Медицинская Энциклопедия, 1977; Palmore, 1969).
Согласно новейшему философскому словарю, подход - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии программы в организации жизни и деятельности людей. Исходя из такой постановки вопроса, все существующие подходы к активному долголетию нами были объединены в три группы:
1) социальные - образ жизни и вредные привычки, семейное положение, привычка работать, травматизм, превентивная медицина «большой четверки» (диабет; сердечно-сосудистые заболевания; болезнь Альцгеймера; онкология) и т. д.;
2) физиологические - генетическая предрасположенность, правильное питание, повышение и сохранение иммунитета, дыхательные практики, закаливание, фармакология и т. д.;
3) духовные (психологические) подходы включают в себя философию оптимизма, психосоматический подход, физическую и ментальную активность, цигун и другие и восточные практики.
Кроме того, существует исторически сложившееся культурно-национальное различие в трактовке вопросов здоровья и долголетия, которое ярко видно в разнице западного и восточного подходов.
Западный подход в основном концентрируется на физиологических аспектах жизнедеятельности организма и социальных факторах, на него влияющих. Он реализуется через множество междисциплинарных концепций, которые трудно объединить в целостную систему, однако, перечисляя такие направления как персонифицированная медицина, биохакинг, концепция постчеловека, самосохранительное поведение и т. д., все же можно выделить нечто общее. Все эти направления объединяет то, что здоровье рассматривается как средство, позволяющее достигнуть главных целей - повышения продуктивности и активного долголетия. При этом используются самые разнообразные методы и достижения науки и техники, начиная от средств народной медицины, заканчивая генетическим тестированием и вживлением в человеческий организм различных устройств (Саритас, 2013; Пальцев, 2016; Crossley, 2005).
Не случайно именно на почве западной культуры и мировоззрения родился биохакинг как квинтэссенция западной философско-антропологической трактовки природы человека. Биохакинг позиционируется как системный подход к биологии человека, цель которого - концентрироваться на всех аспектах жизнедеятельности. Это течение зародилось в Кремниевой долине и его основателем считается американский физик Роб Карлсон. Биохакинг пока нельзя отнести к научной парадигме, однако он получил широкий отклик и популярность среди людей, поскольку идеи, лежащие в его основе, затрагивают сокровенные мечты о здоровом долголетии почти каждого современного человека, живущего по правилам техногенной цивилизации (Петров, 2019). Биохакинг объединяет в себе множество медицинских и оздоровительных практик, призванных продлить молодость человеческого организма с помощью управления такими показателями как физические нагрузки, сон, питание, процесс мышления и эмоциональное состояние.
При этом биохакинг использует системный подход: предполагается составление индивидуальной программы образа жизни строго под конкретного человека, на основании медицинских анализов и измерений различных показателей здоровья. К примеру, специалист финансовой сферы Станислав Скакун контролирует более 700 таких биомаркеров, отражающих персональные риски (Соколова, 2019). При коррекции работы организма большое значение придается биологически активным добавкам, которые не только должны восполнить дефицит в организме необходимых веществ и повысить устойчивость к заболеваниям, но и предупредить развитие возможных патологий. Также уделяется большое внимание составу питания и качеству употребляемых продуктов. Для измерения показателей функционирования организма широко используются различные га-джеты: измерение фаз сна, шагомеры, контроль чСс и так далее. Для работы с эмоциями используются не только фармакологические препараты, но и работа с психологом. Кроме того, многие последователи этого направления говорят об определенных ценностях, позволяющих регулировать социальные взаимоотношения и сексуальную сферу, что позволяет избежать потенциально стрессовых ситуаций. Таким образом, мы видим, что данная концепция действительно формирует определенный образ жизни, затрагивая все ее сферы и, в той или иной степени, может применяться практически на любом уровне материального достатка или социального положения.
Также можно вспомнить и такое направление как трансгуманизм с его концепцией грядущего постчеловечества. Трансгуманизм идет еще дальше и предлагает радикальные пути продления жизни с помощью результатов передовых достижений информатики, биотехнологии, медицины, генной инженерии, нанонауки. Предполагается, что природа человека будет модифицирована настолько, что он уже не будет являться человеком в привычном нам смысле слова. Процессы киборгизации человеческого организма с каждым годом продвигаются все дальше, вторгаясь во все более тонкие биологические механизмы (Соколовский, 2018; Фадеева, 2019; Фукуяма, 2004).
Как бы то ни было, все эти подходы объединяет одно - установление полного тотального контроля над процессами, происходящими в организме, грубое вмешательство в них, что на уровне человеческого индивида может привести к серьезным проблемам в физическом, психологическом и ценностном планах. Необоснованное одновременное использование большого количества биологически активных добавок и других препаратов может вылиться в полипрагмазию, то есть привести к снижению их эффективности и невозможности разобраться, какой эффект соответствует определенному препарату или их сочетанию. В свою очередь идея самосовершенствования телесной оболочки может стать навязчивой и завести ее обладателя слишком далеко. С каждым годом все больше людей обращается за психотерапевтической помощью с проблемами дисморфофобического спектра и разной степенью неудовлетворенности своим телом. Вместе с этим исследователи отмечают все большую прагматизацию сферы телесности человека и развитие утилитарного, «пользовательского» подхода к своей телесной оболочке. Тело больше не храм, а только лишь средство достижения социального успеха (Saritas, 2019). Ценности жизни, здоровья, телесной целостности требуют переосмысления в связи с новыми ориентирами и достижениями современной науки и технологии.
Восточный подход традиционно акцентирует духовные и энергетические ресурсы человека, не обходя стороной физиологические и социальные стороны его жизнедеятельности. И это представляется особенно важным в условиях преобладания медикаментозных методов поддержания здоровья. Огромное значение приобретают методы и формы профилактики, не связанные напрямую с приемом лекарств. На Востоке это - боевые искусства, йога, цигун, различные техники релаксации и виды массажа, рефлексотерапия, арома- и фитотерапия.
Даосские методики совершенствования тела и духа могут и сегодня послужить человечеству; сверхзадача даосов - вернуть человеку ощущение своей истинной природы - чрезвычайно плодотворна. Научная позиция предполагает понимание того, что достижение бессмертия принципиально невозможно, но активное долголетие и повышение эффективности профессиональной деятельности - то, к которому стремятся и современные ученые, - вполне реальная вещь.
Восточный подход хорош пониманием человека как целостного существа. Вторая его существенная особенность - работа с энергией, которая, в частности, гармонизируется с помощью дыхательных практик (Хайрулин, 2003). Немногие восточные способы имеют рациональное обоснование, но эффект от них очевиден. Например, цигун - одна из базовых дыхательных техник -широко используется в лечебно-профилактических целях не только в Китае.
Если обратиться к китайским хроникам периода VI II—VI веков до н. э., то становится очевидным тот факт, что уже в начале III тысячелетия до н. э. появляются зачатки физической культуры, получившие дальнейшее развитие в долине Хуанхэ и Янцзы. В хрониках часто ссылаются на книгу «Кунфу» (прим. 2 698 год до н. э.), которая содержала в себе множество телесных практик, связанных с совершенствованием тела и его движений посредством упражнений, танцев, массажа и др. Путь, описанный в этом древнем документе, сочетает в себе аспекты восточной медицины и оздоровительных практик, боевого искусства, астрологии, алхимии, философии (Малявин, 2001: 87). Таким образом, мы видим, что восточные оздоровительные системы основаны на целом комплексе социокультурных направлений Востока. Здесь в центре внимания не отдельные функции или системы организма, а весь он целиком, причем не только с физической, но и с нравственной, духовной стороны. Именно на такой всесторонности и основана восточная концепция здоровья и совершенствования человека.
Отличительной чертой этих систем является непосредственная связь сознания медитирующего с Природой. Такая связь должна осуществляться в процессе как статической медитации, так и динамической. Расслабленная концентрация, характерная для медитации, сродная дремоте или состоянию неглубокого транса, способствует расфокусировке взгляда, погружению во внутренний мир и отстранению от внешнего. Исследования с помощью электроэнцефалографии показывают, что меняется характер биоэлектрической активности мозга, начинают преобладать а-ритмы, характерные для умственного и физического покоя. Дыхательным практикам цигун присуще слияние дыхания с движением. Синхронизируя дыхание с мышечной активностью, подчиненной определенному ритму и поддерживаемой с помощью движений рук, цигунист достигает преобладания фазы выдоха над фазой вдоха. Это способствует установлению наилучшего баланса углекислого газа и кислорода в организме. Благодаря глубокому медленному дыханию в сочетании с мышечной деятельностью, оптимизируются энергозатраты организма в соответствии с его запросами. Кроме того, регуляция дыхания позволяет улучшать кровообращение, поскольку легочный кровоток тесно связан с величиной сердечного выброса и управляется на уровне механизмов сердечно-сосудистой системы.
С точки зрения физиологии дыхательные практики способствуют не только понижению уровня эмоционального напряжения, но и стабилизируют такие пластические константы как артериальное давление и адаптивные возможности организма. Однако наиболее существенные изменения связаны с симпатической и парасимпатической регуляцией, а также с влиянием на вегетативные функции организма. Такая регуляция становится возможной за счет изменения работы гипоталамуса, отвечающего за эмоциональные, поведенческие, гомеостатические реакции организма и за счет способности его нейронов вырабатывать пептиды, нейромедиаторы и др., что, в свою очередь, запускает необходимые гуморальные и нервные процессы (Власова, 2004).
Исследования показали, что дыхательные упражнения по системе цигун способствуют поддержанию кислотно-основного состояния организма и его электролитного баланса (Власова и др., 2014) за счёт повышения мышечной нагрузки, более активного процесса обмена веществ, в результате которых накапливаются кислые продукты обмена и усиленно выводятся соли из организма. Сочетание дыхательных практик с физической нагрузкой, релаксацией, массажами и ароматерапией улучшает самочувствие, адаптивные возможности организма, повышает стрес-соустойчивость. У человека улучшается здоровье, эффективность труда, оптимизируются энергозатраты и процессы восстановления, что в целом свидетельствует об улучшении продуктивности и повышении качества жизни.
Выводы. Увеличение продолжительности жизни ставит перед мировой общественностью задачу по сохранению здоровья и социальной активности каждого человека. Такая задача может быть решена, например, с помощью персонализированной медицины, высокотехнологического здравоохранения и технологий здоровьесбережения. И здесь особое внимание стоит уделить профилактике активного долголетия, которого невозможно достичь только за счёт новых открытий в медицине. Успехи генетики и эпигенетики старения помогают выявлять новые показатели, важные для замедления неблагоприятных возрастных изменений и, безусловно, способствуют раннему выявлению и мониторингу таких рисков. Однако сама по себе диагностика, которая лежит в основе персонализированной медицины, не приведет к улучшению качества жизни без выработки привычек здорового образа жизни. Эти привычки не могут возникнуть сами по себе, их
формирование предполагает специфический ценностный фундамент, способствующий выстраиванию определенного образа жизни, нацеленного на сохранение и приумножение здоровья. К сожалению, западное мировоззрение, как уже было упомянуто, тяготеет к утилитарному пониманию тела человека, что является недостаточной мотивацией на пути к здоровью. Западный человек больше склонен прибегать к медицинским и фармакологическим методам, предпочитает «съесть таблетку от головной боли», а не использовать меры профилактики изо дня в день, чтобы не допустить этого состояния. Восточный подход в этом плане может многому научить представителя западной культуры. Духовное совершенствование, лежащее в основе телесных практик Востока, предполагает отношение к телу как к ценности, как к части Природы, не отрывает его от окружающего мира ни в физическом, ни в энергетическом, ни в ментальном планах. Такой целостный взгляд на природу человека способствует формированию ценностей здорового образа жизни на уровне культуры и создает прочный фундамент для активного долголетия как стратегического аспекта жизни человека.
В западной культуре такой эффект возможен только в том случае, если медицина, психология, философия и физическая культура объединят свои усилия в борьбе за здоровье людей, когда будут пропагандироваться и внедряться наиболее перспективные западные и восточные здоровьесберегающие технологии, помогающие поддерживать здоровье и трудоспособность населения в любом возрасте. Более эффективной представляется реализация этих задач на основании стремления к комплексному духовному и физическому совершенствованию человека, чем на основании взлома биологического кода и попыток установить над ним контроль.
Список литературы:
Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ) / под ред. Б.В. Петровского, 3-е издание. Т. 7. 1977. 548 с.
Власова Е.В. Дыхательные практики Востока с точки зрения европейской науки // Новые идеи в философии природы и научном познании: Сб. научных трудов. Вып. 2. Екатеринбург, 2004. С. 310-313.
Власова Е.В., Лелекова Р.П. Использование телесных практик Востока для профилактики здоровья и повышения качества жизни // Академическая наука - проблемы и достижения. Материалы III международной научно-практической конференции, 20-21 февраля 2014 г. Москва, 2014. С. 237-240.
Колосицына М.Г., Хоркина Н.А. Государственная политика активного долголетия: о чем свидетельствует мировой опыт // Демографическое обозрение. 2016. Т.3. № 4. С. 27-46.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001. 632 с.
Пальцев А.И. Персонализированная медицина и стратегия активного долголетия // ЭКО. 2016. № 11 (509). С. 69-78.
Петров К.А. Биохакинг: do-it-yourself или serious science? // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе: Труды II Всероссийской научной конференции. Н. Новгород, 2019. С. 340-342. https://doi.org/10.24411/9999-036A-2019-00122.
Саритас О. Технологии совершенствования человека: перспективы и вызовы // Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 6-13.
Соколова Е.К. Повестка биохакинга в рунете // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе: Труды II Всероссийской научной конференции. Н. Новгород, 2019. С. 343-345. https://doi.org/10.24411/9999-036A-2019-00123.
Соколовский С.В. Тела и технологии сквозь призму техноантропологии // Антропологический форум. 2018. № 38. С 99-121. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2018-14-38-99-121.
Фадеева Т.Е. Телесность в парадигме трансгуманизма и постфордизма // Артикульт. 2019. №2 (34). С. 6-17. https://doi .org/10.28995/2227-6165-2019-2-6-17.
Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с.
Хайрулин А.Р. Путь воина как школа жизни // Философия и наука: Материалы второй межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Екатеринбург, 2003. С. 176-179.
Crossley N. Mapping reflexive body techniques: On body modification and maintenance // Body & Society. 2005. Vol. 11 (1). Р. 1-35. https://doi.org/10.1177/1357034X05049848.
Palmore E. Physical, mental and social factors in predicting longevity // The Gerontologist. 1969. Vol. 9. P. 103-108.
Saritas O. Emerging technologies, trends and wild cards in human enhancement // Emerging Technologies for Economic Development. 2019. P. 243-259. https://doi.org/10.1007/978-3-030-04370-4_11.
References:
Crossley, N. (2005) Mapping reflexive body techniques: On body modification and maintenance. Body & Society. (11:1). 135. Available from: https://doi.org/10.1177/1357034X05049848
Fadeeva, T.E. (2019) Corporeality in the paradigm of transhumanism and postfordism. Articult. (2). 6-17. Available from: https://doi.org/10.28995/2227-6165-2019-2-6-17. (In Russian)
Fukuyama, F. (2004) Nashe postchelovecheskoe budushchee: Posledstviya biotekhnologicheskoi revolyutsii [Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution]. Moscow: Izdatelstvo AST. (In Russian)
Khairulin, A.R. (2003) Put voina kak shkola zhizni [The path of the warrior as a school of life]. Filosofiya i nauka: Materialy vtoroi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii aspirantov i soiskatelei [Philosophy and Science: Proceedings of the second interuniversity scientific-practical conference of graduate students and applicants]. Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg. 176-179. (In Russian)
Kolosicyna, M.G., Horkina, N.A. (2016) Public policies of active ageing: evidence from the world experience. Demographic review. (4). 27-46. (In Russian)
Malyavin, V.V. (2001) Kitaiskaya tsivilizatsiya [Chinese civilization]. Moscow: "AST Publishing House". (In Russian)
Palmore, E. (1969) Physical, mental and social factors in predicting longevity. The Gerontologist. (9). 103-108.
Paltsev, A.I. (2016) Personalized medicine and active aging strategy. ECO. (11). 69-78. (In Russian)
Petrov, K.A. (2019) Biohacking: do-it-yourself or serious science? Revolyutsiya i evolyutsiya: modeli razvitiya v nauke, kul-ture, obshchestve [Revolution and evolution: development models in science, culture, society]. N. Novgorod: Krasnaya lastochka. 340-342. (In Russian)
Petrovsky, B.V. (ed.) (1977) Bolshaya Meditsinskaya Entsiklopediya [Great Medical Encyclopedia]. 3rd edition. Vol. 7 (In Russian) Saritas, O. (2019) Emerging technologies, trends and wild cards in human enhancement. Emerging Technologies for Economic Development. 243-259. Available from: https://doi.org/10.1007/978-3-030-04370-4_11.
Saritas, O. (2013) Tekhnologii sovershenstvovaniya cheloveka: perspektivy i vyzovy [Technologies of human improvement: prospects and challenges]. Forsajt. (1). 6-13. (In Russian)
Sokolova, E.K. (2019) Biohacking agenda in the Runet. Revolyutsiya i evolyutsiya: modeli razvitiya v nauke, kulture, obshchestve [Revolution and evolution: development models in science, culture, society]. N. Novgorod: Krasnaya lastochka. 343-345. (In Russian) Sokolovskiy, S.V. (2018) Bodies and technologies through the prism of techno-anthropology. Antropologicheskij forum [Forum for anthropology and culture]. (38). 99-121. Available from: https://doi.org/10.31250/1815-8870-2018-14-38-99-121. (In Russian)
Vlasova, E.V. (2004) Dykhatelnye praktiki Vostoka s tochki zreniya evropeiskoi nauki [Breathing practices of the East from the point of view of European science]. Novye idei v filosofii prirody i nauchnom poznanii [New ideas in the philosophy of nature and scientific knowledge: Collection of research papers]. (2). 310-313. (In Russian)
Vlasova, E.V., Lelekova, R.P. (2014) Ispolzovanie telesnykh praktik Vostoka dlya profilaktiki zdorovya i povysheniya kachestva zhizni [Using Eastern body practices for preventive health care and improving the quality of life]. Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya [Academic Science - Problems and Achievements. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, February 20-21]. Moscow, CreateSpace, USA. 237-240. (In Russian)
Информация об авторах Е.В. Власова - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного медицинского университета, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=687725.
А.Р. Хайрулин - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры Уральского государственного медицинского университета, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=843104.
О.Н. Браславец - старший преподаватель кафедры физической культуры Уральского государственного медицинского университета, Екатеринбург, Россия.
Information about the authors E.V. Vlasova - PhD, Associate Professor Head of the Philosophy Department, Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=687725.
A.R. Khairulin - PhD in Education Science, Associate Professor, Head of the Physical Culture Department, Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=843104.
O.N. Braslavets - Senior Lecturer, Physical Culture Department, Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 09.12.2021.