Научная статья на тему 'Восток и национальное самосознание в публицистике С. Айни'

Восток и национальное самосознание в публицистике С. Айни Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ. СРЕДНЯЯ АЗИЯ / НАУЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВОСТОК / ЗАПАД / ИССЛЕДОВАНИЕ / NATIONAL IDEAS / EDUCATOR. CENTRAL ASIA / SCIENTIFIC WORKS / SOVIET GOVERNMENT / EAST / WEST / RESEARCH / ГОЯҳОИ МИЛЛӣ / РАВШАНФИКР / ОСИЁИ МИЁНА / АСАРҳОИ ИЛМӣ / ҳУКУМАТИ ШӯРАВӣ / ШАРқ / ҒАРБ / ТАҳқИқОТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафарзода Эхсон

Статья посвящена творчеству великого советского таджикского писателя, ученого и общественного деятеля. Основной акцент автор делает на вопросы национального самосознания, над которыми работал С. Айни и которые так явно проявляются практически во всем его научном и публицистическом творчестве. Глубоко раскрыты статьи, посвященные теме Востока и советского правительства, а также определена основная направленность идей ученого, главным образом, выраженная в пропаганде дружбы и объединения народов мира в общей борьбе за свободу и счастье человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

East and national consciousness in publicism S. Aini

Article is devoted to works of the great Soviet Tajik writer, scientist and public figure. The author places the main emphasis on questions of national consciousness on which S. Ayni worked and which are so obviously shown practically in all his scientific and publicistic creativity. Articles devoted to a subject of the East and the Soviet government are deeply opened and also the main orientation of the ideas of the scientist, mainly, expressed in promotion of friendship and association of people of the world in the general fight for freedom and happiness of mankind is defined.

Текст научной работы на тему «Восток и национальное самосознание в публицистике С. Айни»

УДК 8Т Э.САФАРЗОДА

ББК 83.3

ВОСТОК И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ПУБЛИЦИСТИКЕ С. АЙНИ

Можно без сомнения утверждать о том, что истоки национальных идей Садриддина Айни обнаруживаются в самом начале его деятельности и в период, когда он получил первое представление об обществе и общественной ситуации по произведениям Ахмада Дониша, из газет и журналов, стал прилагать усилия во благо народов, в том числе таджикского народа. Самым первым шагом и благородной инициативой Садриддина Айни в плане защиты национальных интересов стало учреждение новометодных школ и обучение грамоте населения.

Следует отметить, что если Ахмад Дониш раскрыл факторы экономического упадка Бухарского эмирата, предсказал необходимость и предпосылки для построения нового общества, то Садриддин Айни, в свою очередь, "показал культурное и практическое значение деятельности Дониша в "Ёддоштхо" (Воспоминания) посредством образа Мулло Амона, что соответствует реальной действительности".

На плечи просветителей того периода, в числе которых был и Садриддин Айни, была возложена огромная и ответственная миссия - определение места и значимости народности и национальности под названием "таджики", которая должна иметь собственное государство, иметь обозначение на географической карте мира или же кануть в лету истории. Выдающийся таджикский учёный М. Шакури отмечает, что тогдашние руководители Бухарской народной республики прилагали все усилия, чтобы таджиков не существовало вовсе. На тот период, таджикский народ, полуграмотный, по простонародному "не умевший распознать, кто враг, а кто друг", был безучастен к происходящему вокруг, был равнодушен по отношению к своей судьбе. Садриддин Айни и его последователи возложили на себя миссию разбудить "спящий в умиротворении" несведущий народ и твердить миру, особенно советскому правительству, о том факте, что в Средней Азии должен существовать народ по имени "таджики" и страна под названием "Таджикистан", познакомить мир с величайшим наследием и культурой таджикского народа.

Тема национального самосознания наблюдается во всех направлениях творческой деятельности Садриддина Айни. Примечательно, что в каждой из его статей, посвященных различным темам повседневной жизни, он старался либо прямо, либо как-то косвенно коснуться темы национального самосознания. В каждом произведении, будь оно научной или литературной направленности, вопрос национальных интересов таджикского народа был всегда для него приоритетным. Следует отметить, что в произведениях, написанных накануне революции и в первые годы революции, автором охватываются интересы всех мусульман ( в числе которых и таджики), но уже в последующем, после провокации пантуркистов, Садриддин Айни напрямую, без оговорок и общностей, начал непосредственно упоминать имя таджиков и защищать интересы именно таджикского народа.

Борьба Садриддина Айни за укрепление национального единства таджиков и пробуждение в них чувства национального самосознания отождествляется с борьбой на поле боя, ведь "каждое его научное произведение (равно как и художественное), начиная с "Образцов таджикской литературы" и заканчивая "Мирзо Абдулкодир Бедил" были полем его незримой битвы. Пантуркистам и нигилистам, ведущим неустанную борьбу с научными произведениями Айни, приходилось иметь дело с одним воином во поле, сопротивляющимся мощной и разрушающей силе"(4,109).

В части из произведений Садриддин Айни поднимает вопросы таджикского языка, литературы и нового алфавита, вопросы определения такой народности, как таджики. В других произведениях Айни старается провести сравнение советской власти с другими государствами в различных аспектах, и эта тенденция прослеживается более ясно в первом периоде публицистической деятельности С. Айни. В статьях "Проблема Востока", "Положение Ирана", "Советское правительство Туркестана и проблема Востока", "Восстань, Восток угнетённый, пришло восточное войско", " Международная революция, страны Туркии, Индии и Афганистана" и в других, в которых речь идет о международном положении, серии статей о таджикском народе, его истории и культуре, таджикском языке и литературе Садриддин Айни уделяет особое внимание вопросам национального самосознания и самоидентичности.

Сайдриддин Айни в статьях, посвященных вопросам Востока, глубоко анализирует основные факторы экспансии азиатских стран западными колонизаторами и раскрывает их

"закулисные игры". Это особенно прослеживается в статье под названием "Проблема Востока", где в первой части Садриддин Айни совершает исторический экскурс по восточным и западным странам, знакомит читателя с "жизненными устоями этих двух частей мира", и далее рассматривает вопросы цели и способов захвата восточных стран западными капиталистами.

"Как западные просветители достигли высот в науке, искусстве и ремесле, разработали рудники, проникли в недра гор и воспользовались всеми природными силами..., также западные капиталисты хотя и убеждали: "Мы благоустроим Восток, распространим на Востоке науку и культуру, воспитаем народ Востока и тому подобное...", однако их целью является грабеж восточного достояния и порабощение народа Востока, его зверская эксплуатация во благо себе..."(4,109).

Автор статьи отмечает, что хотя западные капиталисты внешне сплочены и едины при разграблении достояния Востока, в действительности же между ними существует острые разногласия и борьба, так как каждый стремится получить большую выгоду, чем другие. Это схоже с базарными торговцами, спекулянтами, которые вроде объединились и союзничают, но "цель их - обман друг друга и подлость, как бы получить больше покупателей и больше выгоды, чем другие". Можно наблюдать, что публицист мастерски и общедоступно показал западных капиталистов в образе торговцев-спекулянтов и посредством этого раскрыл основные черты империалистов.

В указанной статье мы можем видеть еще одно образное сравнение: в Восток-немощный больной и капиталисты-бессовестные и рвущихся к богатству наследники, оно в полной мере раскрывает лицемерие и двуличность западных колонизаторов.

"Народ Востока, - пишет он, - был схож с больным, находящимся при смерти, вокруг которого собрались жадные наследники, ждущие его издыхания и получения большой доли в наследство" (4,110).

... Как и бессовестные наследники у смертного одра больного лицемерно говорят утешительные слова, а в действительности просят у Бога его скорой смерти, также и западные капиталисты сидят у постели Востока, лицемерно утешают, к примеру такими словами: "Вашей независимости ничего не грозит, ваши политические и национальные права защищены международными законами; мы не заримся на вашу страну, а лишь хотим развить вашу страну экономически, коммерчески, культурно, урегулировать ваши расходы и доходы, хотим открыть двери науки и просвещения вашему населению...", а на самом деле хотят последнего вздоха этого бедняги и получить его имущество"(4,110).

Таким образом, Садриддин Айни срывает лживую маску с лица корыстолюбивых капиталистов-разорителей и показывает их истинный облик читателям очень чётко и ясно, что и в современный период не потеряло своей актуальности.

В целой серии статей, освещающих вопросы международного положения, Садриддин Айни уделил пристальное внимание вопросам политической и социальной ситуации стран Востока и истории освободительной борьбы в восточных странах, влияния Октябрьской революции на восточный мир и развитие революционного движения.

В отношении советского правительства автор отмечает, что по вопросу Востока в отличие от империалистических государств, оно действительно хочет освобождения Востока, поможет и окажет поддержку населению Востока, восставшему за собственное освобождение. В связи с этим, "спасителям Востока необходимо воспользоваться этим моментом, связаться с советским правительством. Получить необходимые инструкции и повсюду создать организации и общества, разъяснить народу Востока истинную цель западных капиталистов, чтобы уничтожить врага, пока он не уничтожил его".

В подобных статьях автор на основе газетных известий и сведений телеграфных агенств показывает развитие антиимпериалистического движения населения Востока, а также приводит сведения о национально-освободительной борьбе народов Турции, Афганистана, Ирана, Индии, Китая, а также арабских и других азиатских стран. Автор особо отмечает те восточные страны, в борьбе за свою независимость, получили право на существование как свободная нация. К примеру, Айни пишет про народ Афганистана, который в беспощадной борьбе сбросил ярмо английских колонизаторов и получил свободу и независимость:

"Когда, иранское государство, имеющее шеститысячелетнюю историю, плясало под дудку Англии, Хивинское ханство и бухарский эмир мечтали о смерти Николая и хотели вместо него заступничество английского государства, тщетно лизали губы при виде луны в мечтах о простокваше, или же еще не успев закончиться дождю, хотели убрать стоки", Афганистан при правлении "амира Амонуллохона дерзким, революционным порывом объявил независимость,

одним ударом меча добился и своей цели и также протянул руку дружбы российскому государству, действительному союзнику Востока"(4,110).

По сведениям исследователей и при анализе нескольких статей, политическая публицистика С. Айни по вопросам Востока охватывает следующие темы:

- революционное пробуждение Востока;

- пробуждение Востока и следование курсу Советской России;

- проблема борьбы между Востоком и Западом, империалистические замашки Запада;

- использование колонизаторами фактора насилия и обмана в отношении Востока. Статьи С. Айни по вопросу Востока в основном написаны в жанре газетных статей и

обозрения , на основании источников турецкой и персидской периодики, изданной за пределами Средней Азии.

Другой темой, встречающейся в статьях С. Айни, посвященных Востоку, является укрепление дружбы и союза между народами.

Садриддин Айни особо отмечает важность и значимость взаимосвязеи народов Востока и Запада в борьбе против империализма. Он призывает народы Востока и Запада помогать и содействовать друг другу в борьбе за свои права и свободы, восстать против угнетения и рабства. К примеру, Садриддин Айни в статье, озаглавленной "Трудящиеся Востока и Запада, соединяйтесь!" отмечает:

"Когда, такие могущественные государства борются и находятся в конфронтации с миром Востока, если трудящиеся этих стран выйдут одним мощным порывом на поле битвы, для разрушения старого мира не потребуется много времени...

Итог сказанного: для наступления революции и свободы всего мира, трудящиеся Востока и Запада, объединяйтесь"(4,111).

По вышеприведенным заключениям можно сделать вывод, что в статьях Садриддина Айни, посвященных проблемам Востока, пропаганда дружбы и объединения народов мира в общей борьбе за свободу и счастье человечества значится среди важнейших тем, вопрос национального самосознания и самоидентичности, национального единения является одной из идейных основ его публицистики.

В заключении следует отметить, что тема "Айни и национальное самосознание" стало предметом исследования айниведов только в период перестройки (1985). В исследованиях и статьях М. Шукурова, С. Табарова, А. Махмадаминова, Х. Асозода, М. Абдуллох, И. Усмонова, М. Имомова изучены некоторые аспекты данной тематики, но в аспекте национальных ценностей независимого таджикского общества данная проблема требует нового, широкомасштабного исследования.

ЛЕТЕРАТУРА:

1. Абдуллаев, М. Таджикская публицистика и национальная идентичность / М. Абдуллаев. -Душанбе, 2014. - 309 с.

2. Азимов, А. Публицистика и современность. / А. Азимов. - Душанбе: Шарки озод, 2004. - 42 с.

3. Азимов, А. Газета и миссия самосознания. / А. Азимов. - Душанбе: Шаврки озод, 2015. - 152 с.

4. Айни, С. И настало время пера. Часть 1 / С. Айни. - Душанбе: Ирфон, 1977. - 478 с.

5. Айни, С. И настало время пера. Часть 2 / С. Айни. - Душанбе: Ирфон, 1978. - 464 с.

6. Айни, С. Созвезда революции / С. Айни. - Душанбе: Ирфон, 1974. - 264 с.

7. Асозода, Х. Действительность, политика и Айни / Х. Асозода. - Душанбе: Шучоиён, 2010. -208 с.

8. Муродов, М. От времён до времён / М. Муродов. - Душанбе: Шуджоиён, 2010. - 248 с.

REFERENCES:

1. Abdullaev, M. Tajik journalism and national identity / M. Abdullaev. - Dushanbe, 2014.-309 p.

2. Azimov, A. Publicism and modernity. / A. Azimov. - Dushanbe: Sharqi Ozod, 2004. - 42 p.

3. Azimov, A. Newspaper and the mission of self-consciousness. / A. Azimov. - Dushanbe: Shavrki ozod,2015. - 152 p.

4. Aini, S. And it is time to pen. Part 1 / S. Aini. - Dushanbe: Irfon, 1977. - 478 p.

5. Aini, S. And it is time to pen. Part 2 / S. Aini. - Dushanbe: Irfon, 1978. - 464 p.

6. Aini, S. Star of the Revolution / S. Aini. - Dushanbe: Irfon, 1974. - 264 p.

7. Asozoda, H. Reality, Politics, and Aini / H. Azozoda. - Dushanbe: Schuchoyon, 2010. - 208 p.

8. Murodov, M. From times to times / M. Murodov. - Dushanbe: Shujoion, 2010. - 248 p.

Шарц ва масъалщои худшиносии милли дар публитсистикаи С. Айни Вожа^ои калиди: гояцои милли, равшанфикр, Осиёи Миёна, асарцои тми, цукумати шурави, Шарц, Гарб, таццицот

Мацола ба баррасии масъалаи шарц ва худшиносии милли дар осори публисистии адиби бузург, олим ва ходими цамъиятии шуравии тоцик С.Айни ихтисос дода шудааст. Цайд мешавад, ки масъалацои худогоции милли, ки дар тамоми осори устод С. Айни ба мушоцида мерасанд, аммо ин масъала бештар дар асарцои публисистии устод ба таври густарда баён шудааст. Муаллиф мацолацои ба мавзуи Шарц ва цукумати шуроцо бахшидашудаи устод С.Айниро дациц тацлил намуда, инчунин самтцои асосии гоявии чунин осор, ки асосан ба таргиби дусти ва иттифоци халццои цацон дар мубориза бацри озоди ва хушбахтии инсоният равона гардидаанд, муайян кардааст.

Восток и национальное самосознание в публицистике С. Айни

Ключевые слова: национальные идеи, просветитель. Средняя Азия, научные произведения, советское правительство, Восток, Запад, исследование Статья посвящена творчеству великого советского таджикского писателя, ученого и общественного деятеля. Основной акцент автор делает на вопросы национального самосознания, над которыми работал С. Айни и которые так явно проявляются практически во всем его научном и публицистическом творчестве. Глубоко раскрыты статьи, посвященные теме Востока и советского правительства, а также определена основная направленность идей ученого, главным образом, выраженная в пропаганде дружбы и объединения народов мира в общей борьбе за свободу и счастье человечества.

East and national consciousness inpublicism S. Aini

Keywords: national ideas, educator. Central Asia, scientific works, Soviet government, East, West, research

Article is devoted to works of the great Soviet Tajik writer, scientist and public figure. The author places the main emphasis on questions of national consciousness on which S. Ayni worked and which are so obviously shown practically in all his scientific andpublicistic creativity. Articles devoted to a subject of the East and the Soviet government are deeply opened and also the main orientation of the ideas of the scientist, mainly, expressed in promotion of friendship and association of people of the world in the general fight for freedom and happiness of mankind is defined.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Сафарзода Э^сон, аспиранти кафедраи журналистикаи байналхалции Донишгоци миллии Тоцикистон(Цумцурии Тоцикистон, ш Душанбе), E-mail: ehson.89@mail.ru. Сведения об автора:

Сафарзода Эхсон, аспирант кафедры международной журналистики Таджикского национального университета (Республика Таджикистан, г. Душанбе ),E-mail: ehson.89@mail. ru. Information about the author:

Safarzoda Ehson, a graduate student in the department of international journalism at the Tajik National University. (Tajikistan Republic, Dushanbe) E-mail: ehson.89@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.