Научная статья на тему 'Восточный полигон РЖД как пример региональной интеграции на Дальнем Востоке'

Восточный полигон РЖД как пример региональной интеграции на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3837
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ / EASTERN LANDFILL / TRANSPORT ACCESSIBILITY / FREIGHT TRANSPORT / INTERNATIONAL TRANSIT / INFRASTRUCTURE / MOVEMENT OF TRAINS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баженов Ю., Денежкин А.

В статье анализируется развитие проекта Восточный полигон, реализуемого ОАО «РЖД» совместно с компаниями-партнерами. Приводится описание деталей проекта и его влияние на развитие Дальнего Востока. Показана динамика перевозок по Дальневосточной железной дороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAST LANDFILL RAILWAYS AS AN EXAMPLE OF REGIONAL INTEGRATION IN THE FAR EAST

The article analyzes the development of the project "Eastern polygon", implemented by JSC "Russian Railways" together with partner companies. The details of the project and its impact on the development of the Far East are described. The dynamics of transportation on the far Eastern railway is shown.

Текст научной работы на тему «Восточный полигон РЖД как пример региональной интеграции на Дальнем Востоке»

УДК 656

Ю. БАЖЕНОВ,

кандидат географических наук, доцент кафедры международных отношений и геополитики транспорта Российского университета транспорта (МИИТ)

e-mail: eldorado3@mail.ru

А. ДЕНЕЖКИН,

магистрант кафедры международных отношений и геополитики транспорта Российского университета транспорта (МИИТ)

Ключевые слова:

Восточный полигон, транспортная доступность, грузовые перевозки, международный транзит, инфраструктура, движение поездов

YU. BAZHENOV,

candidate of geographical Sciences, associate Professor of international relations and geopolitics of transport Russian University of transport (MIIT)

A. DENEZHKIN,

master's student of the Department of international relations and geopolitics of transport Russian University of transport (MIIT)

Key words:

Eastern landfill, transport accessibility, freight transport, international transit, infrastructure, the movement of trains

ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН РЖД КАК ПРИМЕР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В статье анализируется развитие проекта Восточный полигон, реализуемого ОАО «РЖД» совместно с компаниями-партнерами. Приводится описание деталей проекта и его влияние на развитие Дальнего Востока. Показана динамика перевозок по Дальневосточной железной дороге.

EAST LANDFILL RAILWAYS AS AN EXAMPLE OF REGIONAL INTEGRATION IN THE FAR EAST

The article analyzes the development of the project «Eastern polygon», implemented by JSC «Russian Railways» together with partner companies. The details of the project and its impact on the development of the Far East are described. The dynamics of transportation on the far Eastern railway is shown.

В последние годы развитию Дальнего Востока России, особенно инфраструктурным проектам, реализуемым в Дальневосточном федеральном округе, уделяется значительное внимание со стороны руководства Российской Федерации. Один из приоритетов — развитие транспортной инфраструктуры.

По результатам экспертного опроса, среди транспортных проектов Министерство транспорта выделяет следующие:

— реконструкция БАМа и Транссиба - 308 (44,57%);

— строительство перехода на Сахалин - 96 (13,89%);

— работы на автодорогах «Амур», «Уссури», «Восток» — 82 (11,87%);

— развитие подходов к портам Ва-нино и Совгавань — 52 (7,53%);

— создание связи Транссиба и Транскорейской магистрали — 36 (5,21%);

— строительства нового моста через Амур — 35 (5,07%);

— развитие авиаузлов, в том числе Хабаровска — 35 (5,07%);

— другое — 47 (6,80%) [3].

Как видно, почти половина опрошенных отдали предпочтение проекту,

который получил название «Восточный полигон». Это глобальный проект, в котором кроме железнодорожного монополиста принимают участие другие крупные компании России и ряда зарубежных стран. Его задачи — комплексная модернизация БАМа и Транссиба, которая увеличит пропускную способность железнодорожной сети. Модернизация инфраструктуры — только первый этап программы комплексного развития Дальнего Востока. Дальнейшие шаги:

— развитие добывающих и перерабатывающих производств, непосредственно зависящих от развития железнодорожной инфраструктуры;

— развитие транзитных перевозок и создание мощной логистической инфраструктуры;

— создание новых инновационных производств;

— создание не менее 40 тыс. рабочих мест в регионе;

— коренная модернизация социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, спорт).

При успешной реализации этого проекта Россия сможет совершить прорыв в международном разделении

труда и стать ведущей мировой транспортной державой.

В результате реализации проекта ожидаются следующие экономические эффекты:

— повысится транспортная доступность дальневосточных регионов: ускорятся и упростятся поездки по стране, а также туризм в страны Европы и Азии;

— на Дальнем Востоке будет решена жилищная проблема, в том числе «ликвидировано как класс» ветхое и аварийное жилье;

— произойдет выравнивание уровня и качества жизни регионов. Жителям Дальнего Востока больше не нужно будет в поисках лучшей жизни переезжать в европейскую часть России. А если все-таки возникнет необходимость такого переезда, его станет возможным осуществить с минимальными потерями времени и денег;

— будет проведена коренная модернизация социальной инфраструктуры. Как следствие, у жителей Дальнего Востока отпадет необходимость ездить в Москву или Санкт-Петербург для получения квалифицированных медицинских или образовательных услуг, большинство из них можно будет получить в родном городе или областном/краевом центре;

— улучшится снабжение регионов Дальнего Востока, в том числе его отдаленных пунктов, товарами первой необходимости и повышенного спроса.

«Восточный полигон» позволит решить наиболее острые проблемы в развитии инфраструктуры региона, в результате чего:

— исчезнут существующие трудности с грузовыми и пассажирскими перевозками, будет сокращено время доставки грузов, снизится стоимость грузоперевозок, повысится транспортная доступность региона;

— будет дан импульс развитию существующих и созданию новых производств в Восточной Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке;

— вырастет привлекательность реализации инвестиционных проектов в регионе [2].

Таким образом, проект Восточный полигон призван дать старт коренным изменениям в жизни Дальнего Востока и превращения его в конечном итоге в процветающий, комфортный для жизни край.

Восточный полигон расположен в границах четырех железных дорог — Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Он обслуживает транспортные потребности 14 субъектов Российской Федерации и обеспечивает транзит для всей страны. Эксплуатационная длина железных дорог составляет более 17 тыс. км. Полигон имеет 810 железнодорожных станций.

В 2012 г. в Иркутске был создан первый на сети Центр управления тяговыми ресурсами. Его положительный опыт работы в значительной степени помог переходу на полигонные принципы управления перевозочным процессом. В 2013 г. появился Центр оперативного управления. В 2015 г. заработал технологический координационный совет Восточного полигона. Однако отправной точкой стало создание Центра управления

перевозками Восточного полигона. Он открылся в 2016 г. и объединил в себе все процессы и усилия в организации движения поездов на четырех железных дорогах. Структура регулирует тяговые ресурсы, вагонный парк, планирует проведение ремонта и модернизацию инфраструктуры.

В июне 2017 г. в Иркутск перевели диспетчерский центр Забайкальской дирекции управления движением. Также в рамках проекта создан Центр управления содержанием инфраструктуры, Восточная дирекция по эксплуатации путевых машин.

Все эти шаги позволяют постепенно переходить от региональных принципов управления к полигонному планированию и организации движения поездов. Внедряются современные технические решения и постепенно устраняются барьерные места. Параллельно с созданием органов управления реализуется программа развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона на БАМе и Транссибе [5].

Одна из целей проекта — увеличить пропускную способность БАМа в 2 раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки. Для этого строится около 500 км вторых путей, 85 мостов, разъезды, тяговые подстанции, линии автоблокировки и контактные сети, реконструируются станции. В марте 2018 г. завершена сбойка второго Байкальского тоннеля, в 2019 г. по нему должен пройти первый поезд. Реализация всего комплекса мероприятий позволит увеличить объем перевозок к 2020 г. более чем на 50 млрд тонно-километров нетто [5].

С апреля 2017 г. на нескольких участках Транссиба, расположенных в границах полигона, началась опытная эксплуатация технологии движения соединенных поездов с увеличением веса поезда до 12 600 т.

Большое внимание уделяется обновлению локомотивного парка. Только в 2017 г. на дорогах появилось 50 новых электровозов и 52 тепловоза. А еще Восточный полигон стал площадкой для запуска более мощных локомотивов. На участке Таксимо — Тында прошли испытания двух новых тепловозов, которые способны перевозить до 7100 т [5].

Проект Восточный полигон нацелен прежде всего на обслуживание транзитных грузопотоков в направлении Восток — Запад. Таким образом, он будет представлять транспортный коридор, который обеспечит взаимодействие экономик Европы и Азии. В последнее время наблюдается рост грузопотока в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Полигонные технологии призваны устранить дефицит возможностей железнодорожной инфраструктуры. Магистрали должны быть готовы к кратному увеличению грузопотоков.

В последующем проект Восточный полигон может стать основой для формирования еще целого ряда международных транспортных коридоров, даже таких, казалось бы, пока фантастических проектов, как например, Азиатско-Североамериканской магистрали (АСАМ) или трансконтинентальной магистрали Европа — Россия — Азия — Америка (ЕРАА) [6].

Так или иначе, реализация проекта Восточный полигон, позволит упро-

чить позиции страны на рынках стран АТР, наладить международную кооперацию и взаимовыгодное сотрудничество в экономической, военной и культурной сферах. Южная Корея и Китай уже ведут подготовку к интеграции своих магистралей с российскими [4].

В Японии под эгидой правительства группы компаний «Хитачи», концерна «Мицубиши» и других крупных компаний для участия в проекте организован подготовительный комитет, который возглавил Е. Ямагучи. Сейчас комитет занимается технико-экономическим обоснованием проекта и подготовкой необходимой документации. Также проекты интеграции железнодорожных узлов просчитываются в Южной Корее и Китае.

Экономический фундамент Восточного полигона зиждется на развитии производств Сибири и Дальнего Востока. Главным образом это металлургия, горнодобывающая и лесная промышленность, а также сопутствующая им энергетика.

Таким образом, Восточный полигон, будучи изначально увязан с планами промышленников, сможет избежать проблем, аналогичных тем, которые возникли при эксплуатации БАМа, когда магистраль была признана убыточной и ее фактически «разрезали» по ст. Хани, разделив между Дальневосточной и Восточно-Сибирской дорогами. Эксплуатация Восточного полигона, как в части сырьевых компаний, так и в части транзита, должна, в общем стать рентабельной и приносить прибыль [4].

Из крупных игроков рынка, интересы которых связаны с реализацией

Восточного полигона имеют такие компании, как «Роснефть» (строительство Восточного нефтехимического комплекса), «Металлоинвест» (разработка Удоканского медного месторождения), группа Evraz (Таежный ГОК), СУЭК (увеличение мощности ОАО «Ургал уголь»). Эти проекты находятся в достаточно высокой степени готовности.

В перспективе вхождение в регион УК «Колмар», «Норникеля», корпорации «Металлы Восточной Сибири», «Сибуглемета», «Кузбассресурсуголь», ГМК «Тимир», ОАО «Рубикон», ООО «ТЕПК» и других. Общая стоимость проектов, реализация которых либо уже началась, либо находится на стадии подготовки, оценивается Мин-востокразвития в 2,3 трлн руб. [3].

Тенденции российской экономики последних лет связаны с ростом экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как результат, с 2008 г. железнодорожные перевозки экспортных грузов в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока возросли в 1,6 раза и по итогам 2017 г. превысили 150 млн т. Дальневосточная железная дорога работает в условиях постоянного роста грузооборота, и чтобы ликвидировать дефицит провозной способности, необходимо вкладывать серьезные инвестиции в инфраструктуру, причем делать это на опережение [2].

По итогам 2017 г. среднесуточная выгрузка на Дальневосточной железной дороге составляла более 5,5 тыс. вагонов, тогда как 10 лет назад она едва превышала 3,9 тыс. Увеличение объемов главным образом затронуло

припортовые станции, которые в последнее время активно работают с угольной продукцией. Специфика магистрали в том, что 76% от всей ее выгрузки приходится на экспорт. И нынешний характер перевозок зависит от растущего спроса на российский уголь на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Как ожидается, в 2019 году объем экспорта твердого топлива в страны АТР составит более 5 млрд долл.

Угольная продукция остается стратегической номенклатурой груза, с которой работает дорога. В 2017 г. в адрес Дальневосточной магистрали на сети РЖД погружено 47 млн т твердого топлива — на 6,5% больше уровня января — июня 2016 г. Это коррелируется с динамикой общего грузооборота ДВЖД, который за 6 месяцев достиг 101,2 млрд тарифных тонно-километров, на 6,2% превысив прошлогодний результат (рис. 1).

Без финансовых вливаний в инфраструктуру нынешний результат был бы невозможен. В целях повышения пропускной и провозной способностей с 2013 г. реализуется проект модернизации БАМа и Транссиба. На развитие железных дорог Восточного полигона до 2020 г. запланировано 562 млрд руб., из них в границах ДВЖД предусматривается к освоению 236 млрд руб., или 42% от общего объема инвестиций (рис. 2).

Результатом первого этапа модернизации Восточного полигона станет обеспечение дополнительного роста перевозок на 66,5 млн т относительно уровня пятилетней давности. С 2013 г. за счет капиталовложений дорога в среднем ежегодно увеличивает провозную способность на 7—10%, что и позволяет наращивать грузопоток в направлении морских портов. Появляются новые раздельные пункты и реконструируются действующие

Рис. 1. Среднесуточная выгрузка на Дальневосточной железной дороге

Рис. 2. Инвестиционная программа Дальневосточной железной дороги

(с 2013 по 2016 г. на магистрали введены в эксплуатацию 37 станций и разъездов), строятся вторые пути, а также обновляются искусственные сооружения [4].

Особое внимание уделено одному из наиболее востребованных направлений для экспортеров угля — однопутной линии Комсомольск — Ванино. Когда начинался первый этап программы развития Восточного полигона, а до этого здесь реализо-вывался проект строительства обходного участка Оунэ — Высокогорная с прокладкой нового Кузнецовского тоннеля, согласно графику было запланировано ежесуточное движение 12 пар поездов, сегодня оно составляет уже 26 пар, настолько инфраструктура приросла по провозным способностям. Но работа по усилению не закончена, она сегодня развернута на участке Волочаевка — Комсомольск, где реконструируются станции с удлинением приемоотправочных путей под прием поездов длиной 71 условный вагон. В этом году будут сданы после реконструкции несколько раздельных

пунктов. По итогам 2017 г. пропускная способность участка Волочаевка — Комсомольск увеличилась с 21 до 24 пар поездов [5].

Работы ведутся и на других направлениях БАМа. На линии Хани — Тында в ближайшие годы построят 11 новых разъездов, которые дадут возможность перевозить значительно больше грузов. Одновременно там возводятся вторые пути на ряде лимитирующих перегонов. На другой линии Тында — Штурм первой ласточкой реконструкции стал разъезд Мохортов, открывшийся в прошлом году и названный по имени первого начальника ГлавБАМстроя.

На этом же участке заработают еще два именных разъезда — Побожий и Федосеев, в честь известных изыскателей, работавших в зоне БАМа.

Нельзя не сказать и о реконструкции узловой станции Тында. Сейчас там восстанавливается сортировочная горка средней мощности, закрытая из-за спада перевозок в 1999 г., укладываются дополнительные станционные пути. Также будет заменена система

устройств электрической централизации и электроснабжения [7].

Дополнительно на 66 млн т в год (относительно уровня 2012 г.) будет увеличена провозная способность Дальневосточной железной дороги к 2020 г. в направлении морских портов. В том числе на 11 млн т за счет использования тяжеловесных поездов и инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 т и на 55 млн т за счет собственно развития Транссиба и БАМа.

Эксперты прогнозируют устойчивый рост объема экспортных перевозок. Согласно данным Института экономики и развития транспорта, подтвержденным администрациями субъектов Российской Федерации, суммарный объем передачи и выгрузки грузов на Дальнем Востоке к 2025 г. превысит 300 млн т в год.

Одно из направлений, которое требует первоочередного развития, проинформировал А. Шило, расположено на Транссибе. Это участок Уссурийск— Смоляниново — Находка. Сегодня почти половина подвижного состава, принимаемого Дальневосточной дорогой по стыковой станции Архара, следует в Находкинском направлении, т.е. в среднем 2,1 из 4,3 тыс. вагонов в сутки. Ввод новых и развитие существующих перегрузочных мощностей в портах Находка и Восточный, отмечают железнодорожники, приведет к сверхнормативной загрузке Транссиба без сохранения технологических и технических резервов.

Для обеспечения растущих перевозок угля планируется увеличить весовые нормы грузовых поездов — с нынешних 6300 т до 7100 т. Однако

вождение составов такой массы на участке Смоляниново — Красноармейский, который проходит через несколько перевалов, возможно при выполнении ряда условий. В первую очередь нужна реконструкция железнодорожного полотна, где много кривых малого радиуса, с устранением сложного плана пути [4].

Еще одно решение — строительство новой трассы в обход перевальных перегонов, что позволит уйти от крутых уклонов.

В этом случае можно беспрепятственно пропускать поезда повышенного веса. Естественно, это поможет уйти от многих затрат, в том числе связанных с регулярной сменой рельсов и других элементов верхнего строения пути в результате интенсивного износа в контакте колесо-рельс. Снимется большая нагрузка на устройства электроснабжения, тяговые подстанции. И главное, это поможет уйти от использования кратной тяги подталкивающих локомотивов.

Новым проектом развития Уссурийск — Смоляниново — Находка предусматривается помимо возведения обходов реконструкция ряда станций, модернизация пути и земляного полотна, обновление объектов энергетики, техническое перевооружение устройств автоматической блокировки, строительство пункта технического обслуживания локомотивов на станции Находка — Восточная. Все это потребует значительных вложений — по предварительным оценкам, 132 млрд руб. Но реализация данного проекта позволит обеспечить перспективный объем перевозок до 162 млн т в год.

В настоящее время АО «Восточный порт» завершает строительство третьего перегрузочного комплекса на 20 млн т угля в год. Другой проект в одноименном порту связан с планами ФКУ «Ространсмодернизация» по строительству четвертого районного парка, причальных сооружений и пути примыкания к станции Находка — Восточная. Комплекс также будет перерабатывать 20 млн т груза. Таким образом, при существующем грузопотоке ежегодные перевозки в адрес порта Восточный смогут превысить 60—65 млн т, не считая потребностей грузополучателей Находки [3].

Реконструкцией планируется охватить другие участки Транссиба. Ежегодная провозная способность инфраструктуры по станции Архара к окончанию первого этапа программы Восточного полигона достигает 125,7 млн т. Очевидно, что этих мощностей недостаточно, если только на Находкинский транспортный узел пойдет 162 млн т.

Поэтому в качестве предложений формируется перечень мер по развитию инфраструктуры Транссиба. В числе крупных объектов — реконструкция тоннеля под рекой Амур у Хабаровска и сортировочных систем станций Хабаровск-2, Уссурийск, строительство третьего главного пути на участке Архара — Тунгусский и перегоне Хабаровск-1 — Хабаровск-2. Кроме того, предлагается модернизировать 23 станции плюс перегонные пути на 75 участках, более полусотни мостов, 8 тяговых подстанций и т. д. На эти мероприятия нужно около 400 млрд руб.

Глобальный проект «Восточный полигон» даст новый импульс развитию Сибири и Дальнего Востока. Первый этап реализации «Восточного коридора» — это как раз «расшивка узких мест» БАМа и Транссиба, что первым делом позволит увеличить грузопоток из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток, где сосредоточено 85% разведанных запасов полезных ископаемых.

«Восточный полигон» объединит 5 крупнейших кластеров в Сибири и на Дальнем Востоке — горно-металлургический, лесной, энергетический, перерабатывающей промышленности и инноваций. Предполагается также за счет тяжеловесного движения увеличить провозную мощность дополнительно на 20—39,3 млн т в год к уже утвержденному объему за счет угля Кузбасса.

Стоимость второго этапа развития «Восточного полигона», по оценкам Института экономики и развития транспорта, составляет 464,7 млрд руб. Ожидается, что 433,2 млрд руб. должно выделить государство, а 31,5 млрд рублей — собственные средства РЖД [7].

Столь значительные средства потребовали инвестиционного и технологического аудита. Стоимость аудита по трем проектам — «Комплексная реконструкция участка Междуреченск — Тайшет», «Комплексная реконструкция восточной части БАМа» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона» — превысила 70 млн руб. Анализом каждого проекта занимался консорциум представителей инвестиционных

банков, технических консультантов и компаний «большой четверки». В число аудиторов вошли, в частности, представители Deloitte Doeutsche Bahn, Сбербанк, CIB, Ernst&Young, «ВТБ Капитал», «Ренессанс капитал» и некоторые российские проектные организации.

Только 12 объектов промышленности, которые находятся в высокой степени проработки смогут, по расчетам Минвостокразвития, принести 614,3 млрд руб. в бюджет в среднесрочной перспективе. Помимо увеличения налоговых поступлений, эффект для экономики только от развития железнодорожной инфра-

структуры, по расчетам аудиторов, Восточного полигона оценивается в 260 млрд руб.

Инвестиционный, технический аудит проекта «Восточный полигон» позволит оптимизировать его и получить максимальный социально-экономический эффект. Впрочем, рассчитать максимальный эффект вряд ли кто-либо сейчас возьмется. Реконструкция БАМа и Транссиба наряду с развитием портов и дальнейшей интеграцией российских железных дорог с дорогами азиатских стран открывает безграничные перспективы для экономики России на десятилетия, а то и на столетия вперед.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Байкало-Амурская магистраль [Электронный ресурс]. URL: http://rzd.company/ Мех^р/Байкало-Амурская_магастраль

[Bajkalo-Amurskaya magistral' [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rzd.company/index. php/Bajkalo-Amurskaya_magistral']

2. БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности [Электронный ресурс]. URL: http://eurasiancenter.ru/infrastructureexperts/20150505/1004085409.html

[BAM i Transsib rabotayut na predele propusknoj sposobnosti [EHlektronnyj resurs]. URL: http://eurasiancenter.ru/infrastructureexperts/20150505/1004085409.html]

3. Восточный полигон [Электронный ресурс]. URL: http://www.gudok.ru/sujet/ eastern_polygon/

[Vostochnyj poligon [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.gudok.ru/sujet/eastern_ polygon/]

4. Зачем России новый БАМ? // Комсомольская правда. Федеральный выпуск. 2016. 27 сентября.

[Zachem Rossii novyj BAM? // Komsomol'skaya pravda. Federal'nyj vypusk. 2016. 27 sentyabrya]

5. Развитие восточного полигона // Железная дорога. История, терминология, новости развития. [Электронный ресурс]. URL: http://rly.su/ru/content/развитие-вос-точного-полигона

[Razvitie vostochnogo poligona // ZHeleznaya doroga. Istoriya, terminologiya, novosti razvitiya. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rly.su/ru/content/razvitie-vostochnogo-poligona]

6. Трансконтинентальная магистраль Евразия — Америка через Берингов пролив // Forum International. 2007. № 7.

[Transkontinental'naya magistral' Evraziya — Amerika cherez Beringov proliv // Forum International. 2007. № 7.]

7. Транссиб и БАМ — русская дорога в прекрасное далеко [Электронный ресурс]. URL: http://sivilink.ru/transsib-i-bam-russkaya-doroga-v-prekrasnoe-daleko/

[Transsib i BAM — russkaya doroga v prekrasnoe daleko [EHlektronnyj resurs]. URL: http://sivilink.ru/transsib-i-bam-russkaya-doroga-v-prekrasnoe-daleko/]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.