Научная статья на тему 'Восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека'

Восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2337
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП / ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихшабеков Ш. Ю., Гусейнов Г. Р.

Статья посвящена проблеме эффективности использования восточных систем физического воспитания в формировании физического здоровья, нравственных принципов и традиций гармоничного сочетания духовного и физического в становлении детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шихшабеков Ш. Ю., Гусейнов Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточные системы физического воспитания как составная часть гармонического совершенствования человека»

ВОСТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ш.Ю. Шихшабеков

ДГПУ, г. Махачкала, Г.Р. Гусейнов

ДГУ, г. Махачкала

Статья посвящена проблеме эффективности использования восточных систем физического воспитания в формировании физического здоровья, нравственных принципов и традиций гармоничного сочетания духовного и физического в становлении детей и подростков.

Ключевые слова: Система физического воспитания, оздоровительный эффект, нравственный принцип, гармоническое совершенствование.

Восточные системы физического воспитания, к которым в первую очередь относятся цигун, УШУ, йога, айкидо, дзюдо, эффективно формируют как физическое (соматическое) здоровье человека, так и благотворно воздействуют на его психику и формирование нравственных принципов. Оздоровительные эффекты указанных систем не вызывают сомнений у специалистов, и используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [7].

В современной научной и научно-популярной литературе встречаются упоминания об использовании ряда восточных систем физического воспитания в формировании физического становления детей и подростков. Так, система дзюдо[6,12] входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии. В этой стране уроки физического воспитания подразделяются на занятия гимнастикой, вождение машин, легкой атлетикой, игры в шары, танцы, плавание, теорию физического воспитания и борьбу дзюдо. Как отмечают специалисты, тренировка в этом виде спорта позволяет добиваться формирования дисциплинированности учащихся, учит взаимоуважению, воспитывает чувство справедливости, а также способствует становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы воспитывают выдержку, волю, все основные двигательные качества учащихся. Особенно необходимо отметить использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Эти два компонента являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, эти упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.

Китайская система УШУ в общем виде представляет собой широкий комплекс психофизических методов воспитания личности на основе традиционных философских доктрин, методик ведения боя, врачевания, диетологии, ритмологии и морально-этических принципов. Продуманная система, китайских школ УШУ обеспечивала поддержание традиции гармонического сочетания духовного и физического[ 8 ]. Основное отличие УШУ от обычного рукопашного боя или спортивного единоборства заключается в том, что передаются не только конкретные технические приемы, но и, самое главное, духовные основы и моральные принципы. В Китае сформировался кодекс "Боевой морали"- удэ. Каждая школа имела свои законы поведения. Так, закон боевой морали знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств в Китае - формулировал основную цель занятий УШУ как свободу от агрессии, укрепление тела и духа.

Основной задачей системы Цигун [3] является управление жизненным тонусом отдельных частей тела, в том числе и внутренних органов. Реальное воплощение эффекта тренировки по системе цигун можно наблюдать у мастеров высокого уровня: лечение "биополем" различных заболеваний, разбивание твердых предметов ладонью и др. Цигун тесно связан с системой дыхания, поскольку без этого невозможно выполнить ни одно из упражнений цигун.

Система всестороннего совершенствования тела и духа - йога Патанджали наиболее известна двумя своими частями: системой укрепления телесного здоровья - хатха-йога, и системой дыхательных упражнений - пранаямой [10,11]. Раздел хатха-йога (или асана) - это не просто гимнастика для тела. Выполнение всех поз требует соответствующего психического настроя, концентрации внимания. С практикой в асанах (позах) приходит умение сосредоточиться, необходимое на следующих этапах совершенствования в йоге. Пранаяма - в широком смысле является энергетической основой системы. При занятиях пранаямой активизируется весь дыхательный аппарат человека. Научившись управлять своим дыханием, человек получает возможность контролировать свои чувства и эмоции. На основе дыхательных упражнений йоги разработаны многочисленные системы оздоровления, сочетающие в себе выполнение физических упражнений с дыханием в определенном ритме.

Краткое перечисление восточных систем физического воспитания человека показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического, нравственного характера. Особенно важно использовать полученные наработки для детей и подростков с их неокрепшим организмом, несформировавшейся психикой и нравственностью. Однако попытки найти сколько-нибудь адекватно адаптированную к условиям учебнопедагогического процесса общеобразовательной школы восточную систему физического воспитания не привели к положительному результату. Разработанные упражнения рассчитаны на использование их взрослым человеком, и не всегда учитывают возрастные особенности организма учащихся общеобразовательной школы. Многие упражнения восточных систем не пригодны в условиях современной общеобразовательной школы из-за их сугубо боевой направленности, или их влияния на еще не сформировавшиеся системы ребенка. Все это делает насущным исследования по использованию элементов, доступных учащимся соответствующего возраста, входящих в арсенал восточных систем физического воспитания и оздоровления.

Вместе с тем, изучение программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, публикаций по различным проблемам физического воспитания учащихся показало следующее: структура систем физического воспитания школьников в разных странах мира отличается незначительно, основой всех систем физического воспитания является урочная форма занятий, акцент делается на развитие двигательных качеств и освоение двигательных навыков. Цели физического воспитания в основном направлены на увеличение двигательного потенциала и частично затрагивают воспитание коллективизма, взаимопомощи, смелости. Формированию нравственных качеств внимание практически не уделяется. Практически отсутствуют полностью элементы восточных систем физического воспитания, имеющие оздоровительную направленность [1,4].

Из вышесказанного можно заключить, что восточные системы физического воспитания являются мощным средством гармонического совершенствования человека. Под данным термином объединены многочисленные направления и стили единоборств. В рамках данного феномена мировой культуры разработаны уникальные приемы воспитания практически всех навыков, позволяющих формировать гармонически развитую личность. Связь с законами природы, уважение к личности окружающих сопутствуют в этих системах умению физически защитить себя и окружающих от негативных воздействий внешней среды.

Литература

1. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. Обзорная информация (Сост. Бондаревский Е.Я., Жарова Л. Б. Станиславская Е. Г., Якубова М.Е.). - М., 1986.-20с.

2. Айкидо (пер. с яп.). Тамура С., Хисамори Т. - М., 1990.-12 с.

3. Введение в цигун (по материалам книги М.Такахаши и С. Брауна «Дыхание для здоровья») авторизованный перевод Ю.Ю.Ягунова - МЦ «Розек» -М., 1990.-37с.

4. Воробьев Н.Е. Современное состояние и основные тенденции развития педагогических теорий физического воспитания в США и ФРГ. - М.:ВНИИФК, 1988.-24с.

5. Воронин Б. Хатха йога: Что мы можем взять для себя? // Наука и жизнь, 1980.-55-57с.

6. Дзюдо (пер. с яп.) Иваи Т., Кавамура Т., Канэко С. И др. - М.: Ф и С, 1980.-117с.

7. Денейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М., Ф и С. 1986.-64с.

8. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая.- М.: Молодая гвардия, 1990.-80с.

9. Попов Г. В., Сагоян О.А., Диденко В.В. Ушу. Путь к здоровью и гармонии. - М.: Интерпринт., 1900.-128с.

10. Рамачарака Й. Хатха йога. Спб., 1915. -98с.

11. Рамачарака Й. Наука о дыхании. Спб., -1916. -94с.

12. Сабиров Ю. А. Укран М.Л. Физическое воспитание в Японии // Теория и практика физического воспитания. -№12, 1977. - с. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.