Научная статья на тему 'Восточная Германия: 30 лет после падения Берлинской стены'

Восточная Германия: 30 лет после падения Берлинской стены Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1168
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГДР / Э. ХОНЕККЕР / ФРГ / БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА / ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ / Г. КОЛЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВОСТОЧНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ / ПАКТ СОЛИДАРНОСТИ / "ОСТАЛЬГИЯ" / "ОССИ" / "ВЕССИ" / GDR / E. HONECKER / FRG / BERLIN WALL / GERMAN REUNIFICATION / H. KOHL / TRANSFORMATION / EASTERN FEDERAL STATES / SOLIDARITY PACT / "OSTALGIE" / "OSSI" / "WESSI"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаншиева Лариса

В статье рассматриваются системные изменения в ГДР, предшествовавшие объединению Германии, и последующее развитие восточных федеральных земель в составе ФРГ. Проанализированы основные причины краха ГДР, особенности социально-экономической и политической трансформации Восточной Германии на протяжении 30 лет. Приводятся статистические данные о финансовых затратах на объединительный процесс, социально-экономические показатели развития в восточных землях Германии, характеризуется политическая активность восточных немцев и их политические предпочтения. Сформулированы современные задачи выравнивания различий в развитии востока и запада страны. Рассматривается вопрос о будущем Восточной Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточная Германия: 30 лет после падения Берлинской стены»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ: 30 ЛЕТ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

Лариса Шаншиева,

заведующая Сектором Восточной Европы ИНИОНРАН

Аннотация. В статье рассматриваются системные изменения в ГДР, предшествовавшие объединению Германии, и последующее развитие восточных федеральных земель в составе ФРГ. Проанализированы основные причины краха ГДР, особенности социально-экономической и политической трансформации Восточной Германии на протяжении 30 лет.

Приводятся статистические данные о финансовых затратах на объединительный процесс, социально-экономические показатели развития в восточных землях Германии, характеризуется политическая активность восточных немцев и их политические предпочтения. Сформулированы современные задачи выравнивания различий в развитии востока и запада страны. Рассматривается вопрос о будущем Восточной Германии.

Ключевые слова: ГДР; Э. Хонеккер; ФРГ; Берлинская стена; объединение Германии; Г. Коль; трансформация; восточные федеральные земли; Пакт солидарности; «остальгия»; «осси»; «весси».

Keywords: GDR; E. Honecker; FRG; Berlin Wall; German reunification; H. Kohl; transformation; eastern federal states; Solidarity pact; «Ostalgie»; «ossi»; «wessi».

В 2019 г. исполняется 30 лет с момента слома Берлинской стены - символа разделительной линии Запада и Востока в ХХ веке, границы между двумя германскими государствами на протяжении 40 лет. Сегодняшний взгляд на события того времени не только высвечивает по-новому некоторые факты истории, но позволяет глубже понять процессы трансформации в Восточной Германии и увидеть перспективы ее развития в составе объединенного германского государства.

Падение Берлинской стены кардинальным образом ускорило крах Германской Демократической Республики и последующее объединение ГДР и ФРГ. После открытия границы между Западным и Восточным Берлином события развивались столь стремительно, что скорое заключение Договора об объединении Германии стало в определенной степени неожиданным не только для сторонних наблюдателей, но и для самих немцев. Последовавшая за этим трансформация Восточной Германии в составе единого германского государства продемонстрировала воплощение в жизнь той модели будущего, которая была принята бывшей ГДР при заключении Договора об объединении Германии в 1990 г.

Сегодня некоторые факты, обстоятельства и решения, предшествовавшие объединению, «потеря-

лись» во времени или просто забыты. Вместе с тем мирная революция в ГДР осенью 1989 г. и уникальный опыт смены общественно-политической системы отличались своими особенностями и динамикой, что во многом обусловило столь быстрое объединение двух германских государств.

От идеи демократизации общества к потере государственности

Безусловно, перестройка в СССР, а также «бархатные» революции в странах Восточной Европы осенью 1989 г. оказали непосредственное влияние на рост общественных протестов в ГДР, на смену режима - отстранение от власти старой гвардии во главе с Эрихом Хонеккером и приход более молодых политиков к управлению страной. Далее, за очень короткий срок - с октября 1989 г. по январь 1990 г. - прошел процесс делигитимации политического руководства ГДР и всех государственных институтов.

В тот начальный период преобразований основными требованиями к властям со стороны населения были предоставление гражданских свобод и демократизация общественно-политической жизни, в том числе снятие запрета для граждан ГДР на контакты с родственниками, проживающими в ФРГ. Несмотря на все социально-экономические достижения восточногерманского государства за 40 лет существования, в обществе сохранялись серьезные проблемы. Прежде всего, это выражалось в ограничении гражданских свобод, диктатуре правящей Социалистической единой партии Германии (СЕПГ)1, вездесущем контроле над частной жизнью граждан со стороны органов государственной безопасности («штази»).

С учетом этих обстоятельств становится понятно, почему открытие Венгрией границы с Австрией 11 сентября 1989 г. вызвало массовый отъезд восточных немцев через Венгрию в западном направлении - в Австрию и ФРГ. Венгерское посольство не справлялось с наплывом людей, пересекающих границу Венгрии с ГДР, ситуация приобретала неконтролируемый характер. В результате власти ГДР приняли решение открыть пограничные пункты

1 Притом что формально политическая система ГДР была многопартийной. - Прим. авт.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

между Восточным и Западным Берлином, что фактически позволило восточным немцам свободно выезжать в Западную Германию. Это послужило первым толчком к политическим переменам и трансформации общества.

Управлять начавшимися процессами демократизации бурлящего общества в условиях открытой границы было чрезвычайно сложно. На низшем, муниципальном уровне стали стихийно проводиться круглые столы, по сути, ставшие формой общественного диалога о будущем пути развития страны. В декабре 1989 г. был созван центральный круглый стол (ЦКС), объединивший наиболее активные политические силы ГДР, который взял на себя функции правительства. В тот период руководство страны не ставило вопрос об объединении с ФРГ. Основной задачей ЦКС была разработка проекта новой конституции ГДР, вокруг которого разгорелись жаркие споры. Стало понятно, что транзитное общество и его активная часть раскололись на две группы интересов и преследовали две противоположные цели. Одни силы боролись за обновление ГДР как суверенного немецкого социалистического государства, другие - за объединение с ФРГ. Политические лидеры новых партий и гражданских движений искали способы обновления общества вплоть до выработки и принятия новой конституции. В политическом отношении это была короткая, но довольно результативная фаза демократизации, когда в течение полугода авторитарное восточногерманское государство стало свободным, демократическим, правовым. К сожалению, сохранить его в таком виде не удалось по ряду причин.

С одной стороны, у новых политических партий и их лидеров не было достаточного опыта деятельности в условиях свободной, конкурентной борьбы за власть. К тому же значительная часть восточногерманских граждан, недовольная прежним всепроникающим диктатом власти СЕПГ и ограничениями в гражданских свободах, была очарована перспективой перехода к более высоким стандартам жизни в развитом европейском демократическом государстве, восстановлению разорванных родственных связей. С другой стороны, «политические зубры» из Западной Германии (прежде всего, председатель ХДС и канцлер ФРГ Гельмут Коль) начали активную наступательную кампанию за объединение Германии по всем направлениям.

Центральный круглый стол ГДР, проработавший три месяца, не выполнил ни парламентских, ни правительственных функций, он лишь подготовил первые демократические выборы в условиях кризиса власти. На следующий день после выборов в Народную палату ГДР (30 мая 1990 г.) новые законодатели приняли решение удалить из всех общественных зданий государственную эмблему ГДР. Соответствующее распоряжение было отправлено во все посольства в зарубежных странах. Таким образом, на высшем законодательном уров-

не обозначилась линия на ликвидацию в тот момент формально еще существовавшего немецкого социалистического государства и его переход под юрисдикцию Федеративной Республики Германии.

Наряду с этим власти Западной Германии предприняли ряд важных шагов по реализации проекта объединения. Летом 1990 г. по инициативе западной стороны был заключен валютный, экономический и социальный союз между двумя германскими государствами. Фактически это стало началом краха ГДР и подготовительной мерой к ее фактическому поглощению. В соответствии с принятым решением на территории ГДР вводилась марка ФРГ, обмен денег производился по курсу один к одному. Согласно экономическим условиям названного союза ГДР получила возможность выхода на европейские и мировые рынки. Социальная составляющая союза предусматривала введение на территории Восточной Германии западногерманской системы социального обеспечения и социального страхования. В соответствии с этим правительство ФРГ выделило из бюджетных средств значительные суммы на пенсии по старости, пособия по безработице, медицинское обслуживание восточных немцев. К тому моменту институты государственной власти ГДР были фактически парализованы, и для населения было очень важно получить новые финансовые возможности и социальные перспективы.

Как показало последующее развитие, валютный и экономический союз не смог изменить структуру экономики ГДР и обеспечить ее рост. Но он создал благоприятные условия для развития рыночной среды, к чему не были готовы восточные немцы, а хлынувший с запада поток товаров высокого качества привел к резкому снижению производства и сбыта восточногерманской продукции. В определенном смысле население ГДР само подрывало экономику своего государства, отдавая предпочтение западногерманским товарам.

Характерно, что в тот период многие немецкие политики и ученые предвидели будущие сложности срастания двух государств, хотя и имеющих общие исторические корни и общий язык, но в момент объединения - различные общественно-политические системы. В частности, известный немецкий философ и социолог Юрген Хабермас не одобрял объединение Германии на основе Конституции ФРГ: «Отказ от осознанного акта принятия новой конституции препятствовал тому, чтобы объединение стало общим проектом. Вместо этого был принят вариант будущего в форме прошлого»1.

Одной из основных причин краха ГДР было состояние политической элиты того времени - партийно-государственной номенклатуры СЕПГ. После объединения с ФРГ значительная часть бывшей элиты ГДР утратила свои позиции, и лишь небольшое число ее представителей сумело встроиться в элит-

1 ^^ по: Schroeder W. Neue Akzente in der Sozialpolitik // Neue Gesellschaft. - Bonn, 2004. - N 3. - S. 29.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ные слои новой, большой Германии1 (наиболее яркий пример - политическая карьера Ангелы Меркель). В результате прежние номенклатурные кадры Восточной Германии были удалены из процессов государственного управления, а лидирующие позиции во всех сферах управления обществом захватила политическая и экономическая элита Западной Германии. Это касалось всех сфер занятости населения. Приватизированное государственное имущество ГДР перешло в руки западногерманских предпринимателей, в научно-исследовательских институтах и учебных заведениях практически весь состав штатных работников был заменен на кадры из Западной Германии. Тем самым восточногерманские квалифицированные специалисты зачастую оказывались безработными.

В сложившейся ситуации от восточных немцев требовались постоянные сверхусилия по адаптации к новым законам, системам управления, социального страхования и образования. Для дальнейшего экономического переустройства Восточной Германии было создано Попечительское ведомство, которое решало вопросы о приватизации предприятий ГДР и их последующей продаже по минимальной условной цене. Естественно, они попадали в собственность западногерманским предпринимателям, имевшим опыт работы в условиях рынка и располагавшим необходимыми финансами, необходимыми для развития производств.

Трансформация восточных федеральных земель

После юридического оформления факта присоединения Восточной Германии к ФРГ началось осуществление масштабного проекта под названием Подъем Востока. Для поддержки экономики в новых федеральных землях туда были направлены миллиардные инвестиции. По оценке Института экономических исследований в г. Галле (!ЖН), сумма трансферта за период с 1991 г. по 2009 г. составила 1,4 биллиона евро. Значительная часть этих средств была направлена в социальную сферу. С целью пополнения необходимых для восстановления хозяйства бывшей ГДР средств между федеральным правительством и новыми землями был заключен Пакт солидарности, в соответствии с которым финансовая помощь должна была поступать с 1995 по 2004 г. Основная часть этих средств образовывалась из налога на солидарность (4%), который платили жители Западной Германии. Предполагалось, что направляемая в соответствии с этим Пактом сумма в 94,5 млрд евро позволит выровнять в указанный срок социально-экономические различия между старыми и новыми федеральными землями.

Несмотря на это первые 15 лет после объединения были отмечены стагнацией, Германия стала терять статус одной из самых благополучных стран Евросоюза. По мнению специалистов, никогда еще в истории индустриального мира одна территория государства не находилась в такой зависимости от другой, как это сложилось в отношениях между Восточной и Западной Германией. Трансформация восточных земель после объединения проходила с большими сложностями, и прогнозируемых результатов достичь не удалось. Поэтому на период с 1 января 2005 г. по 2019 г. был заключен Пакт солидарности II, предусматривающий выделение дополнительных средств - 156 млрд евро. Одновременно правительством ФРГ было принято решение о том, что с 2020 г. финансовые отношения между федерацией и восточными землями должны будут строиться по-новому2.

В ходе выравнивания уровней развития на востоке и западе Германии продолжали сохраняться ощутимые различия по разным показателям. Наряду с высоким уровнем безработицы и развалом промышленности восточным немцам мешало в первую очередь то, что руководящие позиции на предприятиях и в организациях были переданы исключительно западным немцам. Заданные параметры и нормативный характер преобразований сковывали инициативу восточных немцев. В то же время квалифицированная, образованная молодежь переезжала с востока на запад страны. И отрицательный баланс миграции из восточных земель явно свидетельствовал о негативном характере процесса объединения.

Были и другие факторы, осложнявшие «срастание» Восточной и Западной Германии - прежде всего, это «стена в головах» - ментальные различия восточных и западных немцев. Эта проблема оказалась настолько серьезной, что в обиход прочно вошли понятия «осси» и «весси». В повседневной жизни это проявлялось как повсеместное превосходство западных немцев («весси») над восточными («осси»). Это относилось как к неравенству во владении собственностью, так и в меньшей оплате труда и даже более продолжительном рабочем дне. Именно сохраняющийся долгие годы разрыв в уровне зарплат служил источником недовольства и социальной напряженности. Дополнительным осложняющим ситуацию фактором была низкая экономическая привлекательность восточногерманских предприятий, их технологическое и структурное отставание и соответственно низкая производительность труда.

Затянувшийся период адаптации восточных немцев в новом обществе, массовая безработица, разочарование от несбывшихся надежд способствовали росту ностальгии по социалистическому прошлому, где была гарантирована стабильная работа,

1 Подробнее см.: Смена элиты в Восточной Германии (1990-е годы) // Политические элиты в Центральной и Восточной Европе (проблемы переходного периода) / Авт. колл.: Т.Г. Биткова и др. Отв. ред. Л.Н. Шаншиева. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - С. 66-81.

2 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2018 /Hrsg. von Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi). - Berlin. - 2018. - S. 18.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

широкие возможности получения бесплатного образования, медицинского обслуживания и разного рода социальной помощи. Эти настроения, получившие определение «остальгия» и сохраняющиеся частично до сих пор, породили возвращение в повседневную жизнь «осси» всевозможных атрибутов прошлой жизни, создание мини-музеев ГДР, торговлю предметами быта той эпохи и пр.

И сегодня новые восточные земли во многом сохраняют различия по своим макроэкономическим показателям. Те регионы и города, где были расположены успешные ранее предприятия (например, завод по производству оптических приборов в г. Йене и др.), сумели адаптироваться и более эффективно работать в новых условиях. Но таких немного. В основном на территории востока расположено мелкое производство либо филиалы крупных фирм, сосредоточенных на западе. С учетом этого федеральное правительство преследует цель выровнять структурные отставания отдельных регионов на пространстве всей Германии, чтобы создать повсюду равноценные условия жизни.

Опросы показывают, что среди восточных и западных немцев по истечении 30 лет сохраняются отличия во взглядах на демократию и рыночную экономику. Согласно репрезентативному опросу, проведенному Институтом демоскопии (г. Аллен-бах), лишь 42% опрошенных жителей восточных земель считают демократию лучшей формой государственного устройства. В западных землях демократию позитивно оценивают 77% респондентов1. Объяснение этому эксперты находят по большей части в личных биографиях восточных немцев. Опыт жизни в ГДР и последующий слом карьеры, отсутствие профессионального роста, социальные трудности переустройства сделали восточных немцев более скептически настроенными по отношению к демократии.

Продолжают сохраняться различия как в политических предпочтениях, так и в политической активности. Как правило, избирательная активность в новых федеральных землях ниже, чем в старых. Данные по участию в земельных выборах показывают, что первые места занимают западные федеральные земли: Гессен (73% в 2013 г.), Баден-Вюртемберг (70% в 2016 г.), Рейнланд-Пфальц (70% в 2016 г.), Бавария (64% в 2013 г.). Во всех пяти новых землях, за исключением Саксонии-Анхальт, доля участия была ниже 55%.

Социально-экономические трудности, сокращение населения в восточных землях, сохраняющийся разрыв в уровне зарплат и в целом уровне жизни на востоке и западе Германии создают благоприятную почву для протестных настроений и

усиления влияния радикальных политических сил. С этим связывается растущая поддержка партии Альтернатива для Германии (АдГ) в восточных землях. Там, согласно опросам, в 2018 г. АдГ стала самой влиятельной политической силой. Безусловно, негативное влияние на устойчивое развитие Восточной Германии оказал и миграционный кризис 2015-2016 гг.

Радикалы из организации «Братья-мусульмане»2 также расширяют свое влияние на востоке Германии. По словам руководителя Отдела по защите конституции федеральной земли Саксония Г. Майер-Плата, исламисты скупают недвижимость и открывают мечети, где ведут пропаганду, вовлекая в свои ряды прибывающих с Ближнего Востока беженцев. «Братья» активно приобретают помещения в Лейпциге, Дрездене, Баутцене, Гёрлице и других горо-дах3. Мини-мечети появляются иногда в обычных квартирах. По данным министерства внутренних дел ФРГ, «Братья-мусульмане» успешно заполняют вакуум, образовавшийся в Восточной Германии в результате миграции рабочих рук оттуда в более богатую западную часть страны.

О некоторых итогах и будущем

За прошедшие 30 лет правительство ФРГ проводило последовательную политику выравнивания социальных, экономических, политических и культурных условий жизни людей в объединенном государстве. Переломным в развитии восточных федеральных земель стал 2005 г., поскольку с этого времени наметился экономический подъем, снижение уровня безработицы, ощутимое сокращение разрыва в оплате труда на востоке и на западе и пр.

Обстоятельное подведение итогов «срастания» Восточной и Западной Германии было сделано в конце 2018 г. на заседании бундестага, где с отчетом выступил уполномоченный правительства по восточным федеральным землям - Кристиан Хирте. По его оценке, в целом процесс трансформации Восточной Германии был успешным, хотя не все необходимые личностные, индивидуальные перемены в жизни восточногерманского населения могли быть реализованы. Но уже можно говорить о том, что «Восточная Германия вышла из длинной тени ГДР-овского прошлого».

Позитивные изменения произошли на рынке труда. Если в 1999 г. безработица в Восточной Германии была свыше 17%, то в 2017 г. в среднем снизилась до 7,6% (для сравнения в Западной Германии - 5,3%)4. И все же заметные различия еще продолжают сохраняться. Рост экономики в вос-

1 https://www.dw.com/de/ostdeutsche-sehen-demokratie-skeptischer/a-47204467. Следует обратить внимание на то, что статистические данные по этим показателям при опросах разными социологическими центрами показывают большие отличия. - Прим. авт.

В России признана террористической организацией. -Прим. авт.

3 https://www.fondsk.ru/news/2017/02/05/islamskie-radikaly-osvaivajut-vostochnye-zemli-germanii-43505.html

4 Bericht... S. 10.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

точных землях (1,9%) оказался ниже, чем в западных (2,3%). Хотя в новых землях рост заработной платы в 2017 г. был выше, чем в среднем по Германии (2,3%), но у восточных немцев она составляла около 98% от западного уровня.

Несмотря на все успехи, отметил в своем отчете К. Хирте, наблюдается высокий уровень недовольства и обеспокоенности населения. По его мнению, правительство в Берлине должно дать четкий сигнал обществу, что оно намерено и дальше уделять внимание развитию восточной части страны. При этом планы на будущее касаются не только структурного и экономического развития. Одной из важных задач является укрепление сплоченности и солидарности (Zusammenhalt) общества, их сохранения на длительный период.

Как представляется, в последние годы обозначились новые акценты в политике правительства ФРГ по отношению к Восточной Германии. Сегодня признается, что ранее в ходе объединения недостаточно учитывались интересы восточных

немцев, их опыт мирной революции 1989 г. и демократических перемен, стремление сохранить свою идентичность и притязания на равноправное положение в объединенной Германии. Были допущены ошибки, одной из которых был не оправданный трансфер элит с запада на восток.

На ближайшее будущее федеральное правительство определило задачу проработки истории ГДР и СЕПГ с целью корректировки понимания их роли в трансформации общества того периода. Также будет усилено внимание к вопросам политики памяти и изучению истории общего отечества (Heimat) западных и восточных немцев. «В обозримом будущем ключевое значение для полного завершения германского единения имеет задача достижения обеспеченной и безопасной жизни для всех граждан ФРГ - и на западе, и на востоке»1. Таким образом, тема востока и запада Германии не исчерпала себя. Предстоит работа не только по выравниванию социально-экономических показателей, но и по осмыслению опыта объединения.

1 Bericht... S. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.