М.В. Жуков, В.Н. Чижов
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ОТРАБОТАННОГО МОТОРНОГО МАСЛА С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В последние годы острота проблемы обеспечения нефтепродуктами почти повсеместно снята- Исчезли многокилометровые очереди автомобилей на АЗС, почти всегда имеется широкий выбор нефтепродуктов. в т.ч. и зарубежного производства. Даже на селе снизилась потребность в нефтепродуктах, во-первых, из-за сокращения машинно-тракторного парка и во-вторых, из-за уменьшения объемов механизированных работ, вызванных в свою очередь внедрением энергосберегающих технологий в растениеводстве.
Но несмотря па это проблема снабжения нефтепродуктами сельской глубинки до сих пор не решена. Особо это касается моторного масла. В дореформенный период отработанное моторное масло сдавалось на ЦНБ и отправлялось на нефтеперерабатывающий завод для регенерации. Организации нсфгсснаба обеспечивали централизованный сбор отработанных нефтепродуктов и осуществляли их переработку.
Сегодня осуществить сбор и доставку отработанных масел на эти предприятия из-за высоких железнодорожных тарифов экономически не выгодно. Если бы финансово это было оправдано, то повсеместно были бы организованы пункты сдачи отработанных масел (по примеру сбора лома цветных металлов).
Кроме того, предприятия, использующие вторсырье, имеют льготное налогообложение по причине снижения экологической вредности производств, но это положение не затрагивает нефтяного комплекса. Мало того, за использование дополнительных ресурсов (которыми являются отработанные масла) нефтепереработка облагается дополнительным налогом, в связи с чем это мероприятие для крупных монополистов экономически не выгодно.
Для сельскохозяйственных предприятий возникла проблема утилизации отработки, а с ней и экологический вопрос.
Дело в том, что в условиях перехода к рыночным отношениям к агропромышленному комплексу представляются особые экологические требования. Начиная с 1993 года каждое сельскохозяйственное предприятие должно иметь свой экологический паспорт, в котором отмечаются предельно допустимые выбросы по конкретным видам ресурсов и дается характеристика экологической ситуации хозяйства. Согласно этому паспорту моторное масло должно быть собрано после использования и сдано в установленном порядке. В том случае, если количество отпущенного моторного масла превышает размер возврата после использования, то предприятие платит штраф за каждый килограмм невозвращенного моторного масла.
Такая правовая база должна была бы навести порядок в сфере использования нефтепродуктов. По рынок вносит свои коррективы. И если сбор цветных металлов экономически выгоден, то их собирают повсеместно, а если сбор отработанных нефтепродуктов неэффективен, то их из хозяйств не вывозят, ч ем более что каналы реализации нефтепродуктов, выдача товарных креди тов значительно расширились. Поставками масел занимаются посреднические и коммерческие организации.
Расширение форм собственности привело к изменению инфраструктуры АПК, проведенная приватизация и реформы привели к созданию крестьянских, фермерских хозяйств. Экономическая политика, направленная на разукрупнение производства во всех сферах привела к созданию мини-пекарен, мини-заводов, мини-цехов. Их появление и жизнеспособность объясняется незначительными
капиталовложениями, гибкостью таких производств, а также низкими транспортными расходами и качественной, конкурентоспособной продукцией.
В связи с этим в ряде технических центров стали исследоваться и создаваться компактные, малогабаритные установки для очистки смазочных масел.
Очистка отработанного моторного масла применяется для ресурсосбережения во многих странах. Вопросом ресурсосберегающих технологий восстановления свойств отработавших смазочных масел в периодической и научной литературе в последнее время уделяется достаточно много внимания. Исследова-ниями установлено, что после удаления загрязнения из трансмиссионного и моторного масла (используемого в гидросистеме и трансмиссии) его эксплуатационные свойства восстанавливаются, и оно может использоваться повторно.
Решение этой задачи сдерживается из-за отсутствия эффективной технологии восстановления свойств отработанных смазочных масел с небольшим объемом сбора в глубинных, крестьянских хозяйствах, небольших сельскохозяйственных кооперативах и товариществах, а также из-за отсутствия простого и надежного малогабаритного оборудования для очистки масла от загрязнений и воды.
Ежегодно в хозяйствах края расходуется около 20000 т дизельного масла, из которого 40% сливается при ТО и ремонте и, как правило, не регенерируется. В связи с этим повторно используемое, неочищенное масло наносит непоправимый вред элементам гидросистем машин, ускоряя их износ в 2-5 раз.
Экономическая целесообразность восстановления свойств отработавших моторных масел очевидна.
Если из 100 т нефтяного сырья получают 14 т масла и смазок, то из такого же количества отработавших масел до 80 т регенерированных, не уступающих практически по качеству новым.
Известные серийные промышленные технологии регенерации отработавших масел основаны на физических, физико-химических и химических методах очистки.
Разрабатываемые и предлагаемые “холодные" технологии очистки от существующих отличаются тем, что для упрощения процесса выбираются в основном физические методы очистки, а температурный режим восстановления свойств отработавших масел изменен и снижен с 300°С до 90°С.
Очистить масу\о можно различными методами и способами, а вот восстановить его первоначальные свойства возможно
Эксплуата-
ционные
материалы
Отработавшее масло
Технич.
средства.
ї=300°С
Отбели-
вающая
глина
Специ-
альная
ткань
Фильт
Серная
кисло-
Очищенное ос ветленное мае-
вальная
Рис. 1. Существующая технологическая схема “горячей” очистки моторного масла
Блок осветления (углеграфит.) 1=200°С
/ Отработав- \ Технические И Очищенное VI
1 шее масло р средства [І масло ]
V / 1=90°С V і
Очищенное ос ветленное масло + присадки свежее
Ультразвуковая
обработка
Рис. 2. Существующая технологическая схема “холодной” очистки моторных масел
только в случае добавки присадок или разбавления его свежим моторным маслом.
Добавление присадок в очищенное моторное масло затруднено по следующим причинам:
- сложно оценить остаток невырабо-танных присадок;
- высока цена присадок, и они в большинстве являются импортными;
- добавление в моторное масло присадок способствует его быстрому обводнению, т.к. присадки хорошо растворяют воду;
- технически сложной является опе-
рация дозировки присадок и большая их номенклатура.
Большинство исследований рассматривают процессы очистки загрязненного моторного масла по элементам и идут по пути упрощения технологического процесса, но очистку сложного химического соединения, имеющего множество загрязнителей, нельзя упрощать, необходим комплексный подход.
Предложенная технологическая схема очистки отработанного моторного масла имеет ряд новых элементов и нетрадиционных подходов, а именно:
-очистка более полная и многокомпонентная, при которой удаляются химические, а не только механические примеси;
- в процессе очистки используются отходы (электролит из АКБ, известь, опилки);
- температура процесса не 300!,С, а в три раза ниже, что снижает энергоемкость процесса;
- магнитная обработка упрощает процесс коагуляции;
- ультразвуковая обработка помогает смешиванию очищенного и чистого моторного масла при купажировании на молекулярном уровне.
Возможны варианты технологических схем очистки и регенерации масла в зависимости от целевого назначения и характера восстановленного масла.
Литература
1. Коваленко В.II. Загрязнения и очистка нефтепродуктов и масел. - М.: Химия, 1978.
2. Большаков Г.Ф. Восстановление и контроль качества нефтепродуктов. - Л.: Недра, 1974.-318 с.
3. Шашкин П.И., Брай И.В. Регенерация отработанных нефтяных масел. - М.: Химия, 1970. - 304 с.
А.К. Кисленко, МЛ. Лрхилаев, П.Д. Веретенников
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
По данным Государственной инспекции труда, в Алтайском крае за 2002 год зарегистрировано 213 тяжелых несчастных случаев, 21 групповой (12 смертельных и 23 тяжелых) несчастный случай и 8! несчастный случай со смертельным исходом. В общей сложности тяжелые т равмы получили 236 работников, погибло на производстве 93 человека, из них 5 женщин и 1 подросток. Трое подростков до 18 лет получили тяжелые травмы.
Для сравнения: в 2001 г. в Алтайском крае было зарегистрировано 187 тяжелых несчастных случаев, 18 групповых (11 смертельных и 14 тяжелых) несчастных случаев и 97 - со смертельным исходом. В общей сложности тяжелые травмы получил 201 работник, погибло на производстве 108 человек.
Таким образом, в 2002 г. по сравнению с 2001 произошло снижение производ-ствешюго травматизма со смертельным исходом на 14%, но наблюдается рост производственного травматизма с тяжелым исходом на 15%.
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по отраслям представлено на рисунке 1.
Уровень травматизма со смертельным исходом в сельском хозяйстве за 2001 год составил 42,5% от общего числа случаев, в 2002 году - 40%.
К сожалению, статистика по несчастным случаям со смертельным исходом за предыдущие годы была такая же неутешительная. На рисунке 2 представлены данные за 1996-2002 годы.
Такой высокий уровень травматизма к сельском хозяйстве характерен не только для Алтайского края, но и для всей территории РФ.
По данным Всероссийского научно-исследовательского института охраны труда, по уровню травматизма сельское хозяйство стабильно находится на третьем месте после угольной и лесной промышленности.
Наиболее опасными остаются профессии тракториста-машиниста, водителя, электрогазосварщика, электрика, рабочих но уходу за животными.
Анализ причин несчастных случаев показывает, что около 80% их происходит в результате недост аточной организаторской работы. К таким причинам, прежде всего, относятся: