Научная статья на тему 'Проблемы отходов на железнодорожном транспорте'

Проблемы отходов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
2245
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы отходов на железнодорожном транспорте»

ПРОБЛЕМЫ ОТХОДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

А.С. Самофалова, студентка, А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., Воронежский государственный технический институт, г. Воронеж

Железнодорожный транспорт - отрасль, где образуется достаточно большое количество отходов, в том числе и опасных. Отходы железнодорожного транспорта могут содержать нефтепродукты, токсичные химические соединения, органические соединения, тяжелые металлы, отработавшие люминесцентные лампы электрического освещения, отходы лаков и красок, загрязненные маслами и смазками ветошь и грунт с территорий предприятий. К наиболее опасным относятся шламы из очистных сооружений гальванических участков, отходы из химчисток рабочей одежды, плавающие нефтепродукты и нефтешламы.

Цель работы: рассмотреть проблему снижения негативного воздействия транспортной сферы на окружающую среду на основе функционирования механизма избавления от отработанных масел.

В локомотивных и вагонных депо отходы образуются в процессах ремонта и обслуживания подвижного состава: при механической и термической обработке металлических и полимерных изделий, нанесении лакокрасочных и гальванических покрытий, при сварке и наплавке, в смазочных операциях, на аккумуляторных участках, на шпалопропиточных заводах (на участках пропитки шпал), токсичные отходы связаны с применением масляных антисептиков [1].

На предприятиях по производству консистентных смазок и регенерации масел токсичные отходы образуются на всех этапах производственного процесса. На объектах грузовой работы токсичные отходы образуются от пыления цемента, удобрений, извести и других химических грузов в процессе проведении погрузочно-разгрузочных работ [2].

Железнодорожный транспорт, как и большинство других отраслей, пока не в состоянии переработать все собственные отходы. Большая часть образующихся на предприятиях отрасли отходов вывозится на санкционированные полигоны и свалки, частично сжигаются, частично регенерируются (старая смазка, нефтепродукты) или утилизируются (отработавшие люминесцентные лампы, древесные отходы). Однако сохраняется тенденция накапливания части отходов на территориях предприятий.

На железнодорожном транспорте начали осуществлять меры по использованию производственных отходов. Внедряются технологии регенерации отработанных масел и смазок, регенерации и повторного использования электролита аккумуляторных батарей, трихлорэтилена - растворителя в машинах химической чистки рабочей одежды. Около 20 % отработанных масел собирают и подвергают регенерации, при которой производится их очистка от механических примесей. Восстановление свойств современных моторных масел крайне целесообразно. Масла могут содержать до десяти видов различных дорогостоящих присадок, улучшающих их эксплуатационные свойства. Присадки при работе двигателей расходуются мало. Возможность повторно использовать

присадки значительно увеличивает ценность этого вида отходов. Отходы масел, регенерация которых нецелесообразна, сжигают в котельных для получения тепла [2].

В работе проведен анализ объемов потребления смазочных материалов в 2012 году структурными подразделениями ОАО РЖД. В связи с тем, что объемы потребления смазочных материалов зависят от объемов емкостных систем и от количества отработанных моточасов, для одной машины общий объем использованных масел определялся из соотношения (1):

т

¿-1

где Н - коэффициент, характеризующий объемы доливаемых масел в зависимости от наработки машины; К1 - коэффициент, учитывающий повторные испытания после устранения дефектов при подготовке техники к эксплуатации; К2 - коэффициент, учитывающий потери масел при заправке; у - удельный вес масла; V - емкость ьго агрегата техники, заполняемая до уровня, указанного в руководстве по эксплуатации и уходу за машинами; i = 1....т - количество заполняемых маслом емкостей в технике.

Следовательно, количество потребляемых масел по подразделению определялось по формуле (2):

т п ¿-1)-1

где j = 1,.., п - количество техники.

Произведенные расчеты потребления масел структурами ОАО РЖД в 3 квартале 2012 г. показали потребность в гидравлических маслах - 30 % от общего объема потребления, трансмиссионных маслах - 24 %, в компрессорных маслах -23 %. Анализируя объемы использования моторных масел можно заметить значительное потребление моторных масел марки М-14В2 (40 %) и М-14Г2ЦС (38,54 %), в меньшей степени наблюдалось потребление масел марок М-14 Д2Л (16,85 %), М-10 ДМ (1,75 %) и М-8 Г 2 К (0,5 %).

Далее на основании потребности в свежих, товарных маслах проведен прогнозный расчет объемов возникновения отработанных масел в результате эксплуатации железнодорожной техники и определена величина потенциального ресурса - объем масел, которые можно повторно использовать, применив механизмы регенерации (табл.).

Таблица

Объемы масел, ^ потребляемых ОАО РЖД в 3 квартале ^ 2012 г.

Наименование Объемы свежих Объемы Объемы масел при

потребляемых масел товарных масел, т отработанных масел, т регенерации, т

Масло моторное М-8Г2К 43,93 35,144 21,0864

Масло моторноеМ-10Г2К 222,73 178,184 106,9104

Масло моторное М-14В2 3775,04 3020,032 1812,019

Масло моторное М-14Г2ЦС 3635,93 2908,744 1745,246

Масло моторное М14Д2Л 1589,37 1271,496 762,8976

Масло моторное для автотракторных дизелей М-10ДМ 165,13 132,104 79,2624

Итого 9432,13 7545,704 4527,422

Таким образом, в результате анализа объемов использования масел ОАО РЖД в 1-3 квартале 2012 года была определена общая потребность в маслах, которая составляет 936484,4 кг. Так как в процессе эксплуатации железнодорожной техники 80 % свежих масел перейдет в категорию отработанных, то накопится 749187,5 кг отработанных масел. При условии организации сбора и регенерации отработанных масел возможно повторное использование восстановленных масел, количество которых за 1 -3 кварталы 2012 г. составит 449512,5 кг.

Анализируя информационный массив научных исследований в области регенерации масел можно заметить наличие большого количества технических решений, которые обеспечивают организацию и осуществление механизма внутрихозяйственной регенерации отработанных масел. Регенерационное оборудование может функционировать в стационарном режиме (установка УМС -4МВ) и в передвижном режиме (установки МРУ-2, ПМУ-66 М). Однако, несмотря на явные успехи и совершенствование современных способов регенерации отработанного масла, существенным препятствием остаётся высокая стоимость процесса. Поэтому, проблема снижения негативного воздействия транспортной сферы на окружающую среду на основе функционирования механизма избавления от отработанных масел остается актуальной.

Список использованной литературы

1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей природной среды Российской Федерации в 2011 году». М, 2011. - 351 с.

2. Маколова Л.В. Эколого-экономическая оценка и формирование механизма рационального природопользования в агропромышленном комплексе [текст]: монограф. / Л.В. Маколова. - Ростов н/Д.: МОСАП, 2011. - С. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.