В.А. Бочарников, И.В. Стерликов, В.П. Балыкин
Влияние адсорбционной очистки на свойства отработанного моторного масла
Показана возможность применения отбеливающей глины для адсорбционной очистки отработанного моторного масла. Способ позволяет практически полностью удалить из отработанного масла ас-фальтено-смолистые вещества. Установлена возможность применения метода тонкослойной хроматографии для контроля содержания ас-фальтено-смолистых и полициклических соединений в процессе очистки масла.
Ежегодно во всем мире в биосферу попадает около 6 млн т нефтепродуктов, более 50% которых составляют отработанные смазочные материалы.
Загрязнение окружающей среды экологически опасными компонентами отработанных смазочных материалов приобретает глобальный характер. Загрязнение атмосферы происходит в результате испарения и, главным образом, сжигания отработанных смазочных материалов.
Актуальность проблемы экологически безопасного использования отработанных смазочных материалов не вызывает сомнений и с экономической точки зрения. Один из способов предотвращения загрязнения окружающей среды - максимальное вовлечение отработанных смазочных материалов в переработку. Из 100 т нефтяного сырья можно получить около 10 т свежих масел, а из 100 т отработанных масел - 60-80 т регенерированных продуктов, не уступающих по качеству свежим маслам [1; 2].
ГЛ с» /" с» с»
Задача данной работы заключалась в изучении изменений свойств отработан-
с» с» с» с»
ного масла в результате адсорбционной очистки местной отбеливающей глиной.
Очистку проводили по следующей схеме: отстаивание, адсорбция, центрифугирование, фильтрование.
Глину, использовавшуюся для адсорбции, измельчали и высушивали в печи при температуре 120 °С. Затем растирали ее небольшими порциями в фарфоровой ступке. После этого глина была разделена на фракции просеиванием через сита на
0,25 мм и 0,071 мм. Для процесса адсорбции применялись фракции + 0 + - 0,071 мм и + 0,071 - - 0,25 мм.
Таблица 1
Свойства используемой глины
Свойство Проба 1 Проба 2
Размер частиц, мм Плотность р, г/см3 Удельная поверхность, см2/г, * +0 - - 0,071 2,70 2944 +0,071 - - 0,25 2,60 2080
* Удельная поверхность, определенная по газопроницаемости.
Адсорбционную очистку масла осуществляли по следующей методике. В термостойкий стакан емкостью 900 мл помещали навеску отработанного моторного масла массой 600 г. В масло добавляли 30 г приготовленной глины. Процесс адсорбционной очистки проводили в течение двух часов при температуре 120 °С при постоянном перемешивании.
После адсорбции провели центрифугирование для удаления твердых включений. Для этого масло, нагретое до 80 °С, декантировали и заливали в стаканы центрифуги на 3/4 объема. При центрифугировании использовали скорость вращения 3000 оборотов в минуту. Процесс проводили в течение 60 минут. Расчет размера частиц, оказывающихся устойчивыми при данном режиме центрифугирования произвели по формуле
9П 1п(х2 / Х1)
2(Р-Р0 )®2т где г - размер частиц, мм;
П - вязкость масла при данной температуре, мм2/с; п = 20 мм2/с, х - расстояние от частицы до оси вращения; р - плотность частиц глины, г/см , берется из табл. 1;
33
р0 - плотность масла, г/см , р0 = 0,890 г/см ; ю - угловая скорость, ю = 629,7 рад/с; т - время оседания, с, т = 3600 с [3].
При данном режиме центрифугирования осаждаются частицы размером более 12,5 мкм.
После окончания центрифугирования масло декантировали в колбу.
Из каждой пробы отбирали часть масла и отфильтровывали. Для фильтрования масло разогрели до 80 °С. Фильтрование проводили в колбу через стеклянную воронку. В качестве фильтра использовали плотное сукно. Использование бумажного фильтра для фильтрации масла затруднено из-за забивания пор бумаги мелкодисперсной глиной. Параллельно для определения чистящей способности фильтра профильтровали исходное отработанное масло.
Для определения состава и свойств масла использовали методы ГОСТа [4], а также метод криоскопии для определения среднечисловой молекулярной массы и тонкослойную хроматографию для качественного определения групп веществ. При криоскопии использовали 10% раствор масла в бензоле. Для анализа состава масла использовали тонкослойную хроматографию на силикагелевой пластинке. При хроматографировании использовали 0,2% раствор масла в гексане. Хроматографирование осуществляли в закрытой камере в элюирующей смеси ССІ4 : С6Н6 (2 : 1). Пластинки облучали светом УФ-спектрального диапазона и обрабатывали парами йода. Определяли значения коэффициента распределения (Я^.
Использование в процессе очистки глины необходимо для удаления асфальтосмолистых веществ и полициклических соединений. Об адсорбции из масла ас-фальто-смолистых веществ и полициклических соединений свидетельствовало исчезновение пятен на хроматограмме.
Результаты исследований физико-химических свойств моторных масел до и после очистки
Масло М-10-Г 2
отработанное очищенное
Показатель по ГОСТ нефильт- рованное про- нефильт] эованное профильтрованное
фильтро- ванное проба 1 проба 2 проба 1 проба 2
Плотность при 20 °С, г/см3 не более 0,905 0,888 0,888 0,890 0,890 0,889 0,889
Среднечисловая молекулярная масса, г/моль* 300-600 400 400 420 420 420 420
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с 11,0±0,5 7,0 7,0 9,0 9,0 9,0 9,0
Температура вспышки в открытом тигле, °С не ниже 200 162 162 186 186 186 186
Температура застывания, °С не выше -25 -26 -26 -34 -35 -35 -35
Водородный показатель (pH) 7,9 7,8 7,6 7,5 7,6 7,5
Щелочное число, мг КОН/г не менее 6,0 3,9 3,9 3,4 3,5 3,5 3,5
Кислотное число, мг КОН/г — 2,6 2,6 1,2 1,3 1,2 1,3
Нерастворимый в бензине остаток, % Несгораемый остаток, % не более 0,015 0,38 0,35 0,28 0,27 0,13 0,12
- 0,11 0,10 0,20 0,16 0,09 0,08
Содержание воды Следы Следы Следы Отс. Отс. Отс. Отс.
Значения Я/ 0,96 0,95 0,95 0,93 0,93 0,93 0,93
- 0,65-0,60 0,65-0,60 - - - -
- 0,27-0,40 0,27-0,40 - - - -
0,07 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
* В ГОСТе не регламентируется
Как видно из табл. 2, на хроматограмме исходного масла наблюдалось несколько размытых пятен. Более тяжелые асфальто-смолистые вещества и полицик-лические соединения продвигались при хроматографировании медленнее, и их присутствие обусловливало наличие пятен в средней части хроматограммы со значениями 0,27-0,40 и 0,60-0,65. Предельные углеводороды значительно слабее адсорбировались на селикагеле, и им соответствовали пятна с коэффициентом распределения 0,90-0,95. В очищенном масле оставались пятна в конце хроматограммы, соответствующие предельным углеводородам, а также слабые пятна с 0,05 в начале хроматограммы, соответствующие, вероятно, некоторым присадкам. Пятна в средней части хроматограмм отсутствовали, что может свидетельствовать об удалении асфальто-смолистых, непредельных и ароматических соединений [5; 6].
Как видно из табл. 2, также произошло понижение температуры застывания на 8-10 °С. Связано это, вероятно, также с адсорбцией асфальто-смолистых соединений. В литературных источниках имеются сведения о нейтрализации действия де-прессорных присадок, снижающих температуру текучести, при значительном содержании асфальто-смолистых веществ. Их удаление из масла привело к восстановлению действия депрессорных присадок и понижению температуры застывания, хотя в результате отгона горючего она должна была повыситься [7; 8].
В результате проведенной очистки произошло увеличение температуры вспышки на 14 °С. Низкая температура вспышки в отработанном масле обусловлена наличием в нем горючего, которое может попадать из двигателя, и низкомолекулярных веществ, которые образуются в масле в ходе работы в результате воздействия высоких температур. Проведение процесса очистки при температуре 120 °С привело к отгону из масла горючего и воды. Отгон горючего привел также к увеличению вязкости при 100 °С с 7 до 9 мм /с.
Удаление из масла одновременно наиболее легких и тяжелых веществ привело к тому, что среднечисловая молекулярная масса мало изменилась (табл. 2).
В результате очистки произошло уменьшение в 2-2,5 раза кислотного числа. Уменьшение кислотного числа обусловлено адсорбцией асфальтогеновых и оксикислот. Снижение содержания кислот в масле на 1,4 мгКОН/г хотя и существенно, но недостаточно для восстановления масла до требуемых параметров (табл. 2).
Из табл. 2 следует, что произошло снижение щелочного числа с 3,9 до 3,4-3,6. Значение щелочного числа обусловлено наличием антиокислительных и других присадок. Некоторые антиокислительные присадки содержат в своем составе нафтеновые кольца, за счет которых, вероятно, произошла адсорбция этих присадок.
После адсорбции и центрифугирования общее содержание механических примесей уменьшилось, но содержание несгораемых примесей увеличилось. Это можно объяснить тем, что после адсорбции и центрифугирования органические примеси были адсорбированы и остались в осадке. В то же время глина не была полностью осаждена в результате центрифугирования, так как частицы меньше 12,5 мкм оказались при данном режиме очистки седиментационно устойчивыми. Но после фильтрования очищенного масла содержание механических примесей снизилось в 1,5-2 раза. После фильтрования через плотное сукно большая часть глинистых частиц осталась на фильтре. Фильтрация же масла через такой же фильтр без предварительной очистки глиной привела лишь к небольшому уменьшению
шению примесей. Это свидетельствует о том, что использование фильтрации для очистки масла недостаточно.
Удельная поверхность фракции глины + 0^-0,071 мм близка по величине к удельной поверхности фракции +0,071 ^-0,25 мм (табл. 1). Степень очистки для обеих фракций одинакова(табл. 2). Таким образом, можно предположить, что для эффективной очистки масла достаточно использовать фракцию +0,071 ^-0,25 мм. Использование для очистки фракции +0 ^ -0,071 мм нецелесообразно, так как свойства масла оказались такими же, как и при использовании фракции + 0,071 ^ -0,25 мм, а удаление глины затруднено из-за большей седиментационной устойчивости и трудностей фильтрования.
Выводы
1. Показана возможность использования местных образцов отбеливающей глины для адсорбционной очистки отработанного моторного масла.
2. Показана равноценность очистки фракциями глины + 0 ^ - 0,071 мм и + 0,071 ^ -0,25 мм. Использование мелкой фракции (+0^-0,071 мм) нецелесообразно из-за трудности ее удаления после адсорбции.
3. Установлено, что данный способ очистки позволяет полностью удалять асфальто-смолистые вещества.
4. Показана возможность использования метода тонкослойной хроматографии для контроля содержания асфальто-смолистых и полициклических соединений в процессе очистки масла.
Список литературы
1. Евдокимов А.Ю., Джамалов А. А., Лашхи В.Л. // Химия и технология топлива и масел. 1992. №11. С. 26-29.
2. Рыбаков К.В., Коваленко В.П. и др. Сбор и очистка отработавших масел. М.: Химия, 1988. С. 15-16.
3. Воюцкий С.С. Курс коллоидной химии. М.: Химия, 1975. С. 79.
4. Нефтепродукты: Метод определения плотности: ГОСТ 18481-81; Метод определения кинематической и расчет динамической вязкости: ГОСТ 33-82; Температура вспышки и воспламенения в открытом тигле: ГОСТ 4333-87; Температура текучести и застывания нефтепродуктов: ГОСТ 20287-91; Число нейтрализации (кислотное и щелочное числа) потенциометрическим титрованием: ГОСТ 11362-96; Нерастворимые осадки для масел моторных отработанных: ГОСТ 20684-75; Наличие воды в маслах и смазках: ГОСТ 1547-84; Масла моторные для автотракторных дизелей: ГОСТ 8581-78. Екатеринбург: Изд-во стандартов, 1996.
5. Кибардин С.А., Макаров К.А. Тонкослойная хроматография в органической химии. М.: Химия, 1978. С. 392-396.
6. Миндияров Х.Г., Каракуц В.Н., Теляшев Г.Г., Нигматуллин Р.Г., Багаутдинов Д.Т. // Химия и технология топлива и масел. 1994. №11-12. С. 18.
7. Фремель Т.В., Зубова М.А., Юнович М.Э., Митусова Т.Н. // Химия и технология топлива и масел. 1993. №8. С. 36-37.
8. Тертерян Р. А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990.
С. 156-157.