[
УРОКИ МЕНЕДЖМЕНТА
УДК 631.155
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЬНОВОДСТВА - НЕОТЛОЖНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
П.А. ПОРФИРОВ, соискатель В.С. КРЫЛОВ, кандидат экономических наук, научный сотрудник
Всероссийский НИИ экономики Россельхозакаде-мии, Россия, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35/2, корп. 3
E-mail: krilovagro@mail.ru
Резюме. С начала 90-х гг. прошлого столетия определилась устойчивая тенденция сокращения посевных площадей льна в льносеющих регионах, уменьшения выпуска льняных тканей, с одновременным ростом импорта льносырья и готовых изделий. К1993 г. посевы этой культуры сократились с 526 тыс. га в 80-е гг. до 263 тыс. га, или в 2 раза. С целью стабилизации положения в 1993 г. была принята федеральная программа «Возрождение российского льна». Однако ее выполнение не было обеспечено ни материальными, ни финансовыми ресурсами. В результате в 1996 г. выращивание льна впервые в истории России стало убыточным. Аналогичная судьба постигла принятую в декабре 1996 г. федеральную целевую программу «Развитие льняного комплекса России на 1996-2000гг.». Сегоднядлявосстановления льноводства необходимо разработать, принять, профинансировать и реализовать соответствующую государственную программу надолгосрочный период с последующей корректировкой и продлением. В этом документе целесообразно определить такие основные направления и меры, каксоздание на правительственном уровне органа, реализующего политику государства независимо от ведомственной подчинённости составляющих льняного комплекса; прекращение банкротства предприятий и объявление моратория на взимание налогов с оставшихся и вновь создаваемых льноводческих хозяйств; обеспечение государственных спецпотребителей льнопродукции (Министерство обороны, Министерство внутреннихдел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др.), в первую очередь, за счет отечественного сырья и изделий из него; временное введение государственных гарантийных цен для льнотоваропроизводителей, заключивших договоры на поставку льноволокна для федеральных нужд, с выплатой 25% стоимости до весеннего сева и 25% после его проведения и др. Ключевые слова: льноводство, льняной комплекс, льняное волокно, экспорт, изделия изо льна, текстиль, льняное масло, льнозаводы, текстильная промышленность, кооперация.
Исторически сложилось так, что Россия всегда была крупнейшим мировым поставщиком льна на мировой рынок, его основным производителем и потребителем. Лён заслуженно носил называние исконно русской культуры, был национальной гордостью и визитной карточкой страны. В начале прошлого столетия из 1,5 млн га мировых посевных площадей льна и 700 тыс. т производства льноволокна больше половины приходилось на Россию.
Основные площади посевов льна всегда располагались в Нечерноземной зоне Центральной России, где, как известно, возможности для получения высоких устойчивых урожаев зерновых и других культур невелики. Занимая в льносеющих регионах 6...8% пашни, эта культура давала до 70% денежных доходов растениеводства. Не меньшее значение она имеет для районов Сибири и Алтая, где лен получил распространение в годы столыпинских реформ.
В условиях, когда бывшие среднеазиатские республики стали самостоятельными государствами, широко использовавшийся ранее хлопок стал малодоступен для перерабатывающих предприятий Российской Федерации, поэтому лен на сегодняшний день практически единственный возобновляемый источник натурального целлюлозного сырья, какдля текстильной промышленности, так и для других отраслей, в том числе оборонного комплекса. В связи с этим его стратегическое значение существенно возрастает, а увеличение производства льна становится неотложной задачей.
Однако с начала 90-х гг. прошлого столетия определилась устойчивая тенденция сокращения посевных площадей этой культуры в льносеющих регионах, уменьшения выпуска льняных тканей, с одновременным ростом импорта льносырья и готовых изделий. К 1993 г. посевы льна сократились с 526 тыс. га в 80-е гг. до 263 тыс. га, или в 2 раза. С целью стабилизации положения в 1993 г. была принята федеральная программа «Возрождение российского льна». Однако ее выполнение не было обеспечено ни материальными, ни финансовыми ресурсами. В результате в 1996 г. выращивание льна впервые в истории России стало убыточным.
В декабре 1996 г. утвердили новую федеральную целевую программу «Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 гг.». В соответствии с этим документом производство льноволокна к 2000 г. планировали довести до 155 тыс. т, площадь посевов - до 300 тыс. га (фактически в 2000 г. высевали около 100 тыс. га), производство льняных и смесовых тканей - до 550 млн м2 (факт - в 5 раз меньше). Из федерального бюджета программа была профинансирована всего на 13 %. В последующие годы программы по льну на таком уровне не принимали, а на поддержку его производства выделяли только незначительные дотации из федерального бюджета.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусматривается довести производства льноволокна до 72 тыс. т, что почти в 2 раза меньше уровня дореформенного периода. Причем даже его достижение остается под вопросом. Так, в 2014 г. ожидается производство только 35 тыс. т волокна вместо запланированных 54,7 тыс. т (см. табл.).
Разрушение льняного комплекса России происходило в основном под воздействием тех же причин и факторов, которые привели к глубокому экономическому и финансовому кризису практически всех отраслей экономики и особенно агропромышленного производства. Однако льняной комплекс по ряду специфических причин оказался в числе первых по глубине падения производства, экономического и финансового неблагополучия, банкротства и разрушения.
Всвязи с огромной ролью льноводства в развитии экономики страны, особенно льносеющих регионов Нечерноземной зоны и Сибири, его восстановление необходимо признать одной из важнейших нацио-
Таблица. Посевные площади и производство льна-долгунца 1981-2014 гг.
Показатель Годы
19811985 19861990 19911995 19962000 2000 (по программе) 20012005 20062010 2011 2012 2013 2014
прогноз Госпрограмма
Посевная пло-
щадь, тыс. га 526 481 328 117 300 113 71 55,5 57,2 55,3 50 72
Валовой сбор,
тыс. т 152 124 102 38 155 53 45 43,2 46,1 39,0 35 54,7
УРОКИ МЕНЕДЖМЕНТА
нальных задач. Для этого необходимо разработать, принять, профинансировать и реализовать государственную программу развития льняного комплекса на долгосрочный период с последующей корректировкой и продлением. С учётом вступление страны в ВТО, ее стержневой основой должно стать повышение конкурентоспособности льняной продукции на основе широкой и глубокой кооперации и интеграции, модернизации техники и технологий по всей цепочке от возделывания льна до получения готовых изделий с использованием последних мировых достижений.
В этом документе, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные направления и меры.
Для успешного развития льняного комплекса, различные сферы которого находятся в ведении разных министерств и ведомств, требуется единая согласованная политика. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о создании на правительственном уровне органа, который проводил бы в жизнь политику государства независимо от ведомственной подчинённости составляющих льняного комплекса.
Из-за экстремальных условий, сложившихся в льносеющих регионах, следует прекратить банкротство (после которого, как правило, происходит ликвидация производства) предприятий, объявить мораторий на взимание налогов с оставшихся и вновь создаваемых льноводческих хозяйств.
Обеспечение государственных спецпотребителей льнопродукции (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др.) необходимо осуществлять в первую очередь за счет отечественного сырья и изделий из него.
Кроме того, требуется выработать и реализовать на правительственном уровне конкретные меры по увеличению экспорта продукции льняного комплекса.
С учётом рыночных условий, вхождения России в ВТО и необратимых процессов уничтожения отрасли целесообразно временное введение государственных гарантийных цен для льнотоваропроизводителей, заключивших договоры на поставку льноволокна для федеральных нужд, с выплатой 25% стоимости до весеннего сева и 25% после его проведения.
Для улучшения технической оснащенности, замены устаревших технологий, машин и оборудования следует предусмотреть выделение долгосрочных
субсидируемых кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям, льнозаводам и предприятиям текстильной промышленности.
Необходимо создать благоприятный таможенный режим для импорта новейшего технологического оборудования, приобретаемого с целью переоснащения предприятий льняного комплекса, аналоги которого не производят в Российской Федерации. Разработать программу восстановления отечественного машиностроения по выпуску техники и технологий для льняного комплекса.
Кроме того, требуется ускорить принятие и реализацию программы по развитию льняного комплекса Союзного государства.
Восстановление и распространение льноводства на Дальнем Востоке и в Сибири позволит успешнее осуществлять намеченные планы по развитию указанных регионов.
Необходимо подчеркнуть, что для вывода льняного комплекса из глубокого кризисного состояния требуется принятие не отдельных мер, а решение всего комплекса отдельных взаимозависимых и взаимосвязанных проблем и вопросов, накопившихся вследствие так называемых реформ. Их ненадлежащее или неполное устранение может привести к срыву всей программы и необоснованному расходу денежных средств и материальных ресурсов.
Результаты восстановления и развития льняного комплекса благоприятно отразятся не только на отдельных отраслях. Это позволит намного успешнее решать задачи объявленных национальных программ и доктрин, остановит разрушение и обезлюдивание сельской местности центральной части России, а также многих регионов Сибири. По экспертным оценкам восстановление производства льна позволит в 2-3 раза увеличить ВВП в отраслях льняного комплекса, обеспечит создание сотен тысяч новых рабочих мест, снизит расходы на выплаты по безработице, увеличит доходную часть бюджета, уменьшит социальную напряженность в обществе. По тем же оценкам возмещение значительных первоначальных затрат, прежде всего бюджета, на восстановление льноводства окупится в кратчайшие сроки. Уже через два-три года казна не только вернет вложения, но и получит дополнительные поступления. Несоизмеримо глобальное влияние и синергетический эффект такой программы на ускоренное возрождение огромных депрессивных, можно сказать заброшенных, территорий страны.
Литература.
1. А.В. Чаянов. Избранные труды. М.: «Колос»,1993. 590с.
2. Крылов В.С. Льняной комплекс России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. №12.
3. Поздняков Б.А. Повышение эффективности льноводства. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. 220 с.
4. Ганиева И.А., Ижмулкина Е.А., Шамин А.Е. Разработка инструментов для управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (101). С. 116-119.
RESTORATION OF FLAX PRODUCTION IS AN URGENT NATIONAL TASK P.A. Porfirov, V.S. Krylov
All-Russian Research Institute of Economics of RAAS, Moscow, Khoroshevskoe highway, 35/2, 3 Summary. From the beginning of the nineties of the past century the stable tendency was determined to the decrease of areas under flax in flax-sowing regions, to the reduction of flaxen cloths output with simultaneous increase in the import of flax raw material and final products. By 1993 the area under this culture reduced from 526 thousand ha in the 80's to 263 thousand ha, or 2 times. To stabilize the situation the federal program "The Revival of Russian Flax" was accepted in 1993. However its realization was provided neither with material nor with financial resources. As a result, in 1996 the flax production became unprofitable for the first time in the history of Russia. The same fate overtook the accepted in December 1996 federal target program "Development of flax complex in Russia for 1996-2000". Today to restore flax production it is necessary to develop, accept, finance and realize the appropriate state program for the long-term period with the subsequent correction and prolongation. In this document it is expedient to determine such main directions and steps as creation at the governmental level of the agency, which realizes the state policy independent of the department subordination of flax complex components; ending of enterprises bankruptcy and declaration of moratorium to the tax collection from the remained and newly created flax-cultivation farms; to organize the provision of state special consumers of flax production (Ministry of Defense, Ministry of Internal Affairs, Emergency Situation Ministry, Ministry of Health, etc.) first of all due to the domestic raw material and products made of it; temporarily impose state guarantee prices for flax producers, that conclude a treaty to the delivery of flax fibers for federal needs, with the payment of 25 % cost before spring sowing and 25 % after it, etc. Keywords: flax production, flax complex, flax fiber, export, flax products, textiles, flax oil, flax plants, textile industry, cooperation.