Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ЗДАНИЯ С УЧЁТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ЗДАНИЯ С УЧЁТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
461
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ЗДАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Баликоев А.А., Гаджиев У.М., Зайнудинов Ш.К., Баликоева М.С.

Восстановление исторического здания-это не только реставрация его внешнего вида, но и наполнение исторических пространств актуальной функцией, потому что здание полноценно существует не в виде стен, а во всей совокупности социальных процессов, происходящих внутри и вокруг него. Современная реставрация памятников архитектуры-это комплекс мероприятий по восстановлению, отделке и декорированию интерьеров и экстерьеров зданий. Важным на данный момент является детальная фиксация аутентичных фрагментов и обеспечение их защиты от дальнейшего разрушения. Для этого нужно выбирать современные методы и средства консервации, учитывая особенности определенного здания. Длительная и не всегда качественная эксплуатация исторических зданий, внешние природные факторы, определенные характеристики строительных материалов приводят к аварийному состоянию их конструкций. Чтобы вернуть технические характеристики сооружению, застройщики проводят частичную или полную реконструкцию зданий. Основные причины, обуславливающие разрушение зданий-памятников, подразделяются на внутренние, присущие самому зданию, и внешние, связанные с его эксплуатацией. К внутренним причинам разрушений памятников архитектуры относят недостатки конструктивных решений, в том числе решения системы оснований и конструкций фундаментов, ошибки при проведении работ, качества строительных материалов и конструкций. К внешним причинам разрушений памятников архитектуры относится старение строительных материалов от природно-климатического воздействия на внешнюю оболочку зданий, негативное влияние человеческой деятельности на состояние здания в результате его неправильной эксплуатации, влияние стихии и военных разрушений. Выбор современных технологий реставрации архитектурных памятников обуславливается состоянием объектов, установленным в ходе проведения натурных обследований; причинами, приводящими к аварийному состоянию здания и перспективами дальнейшего использования здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF THE ARCHITECTURAL APPEARANCE OF THE BUILDING TAKING INTO ACCOUNT THE HISTORICAL PAST

The restoration of a historical building is not only the restoration of its appearance, but also the filling of historical spaces with an actual function, because the building fully exists not in the form of walls, but in the totality of social processes taking place inside and around it. Modern restoration of architectural monuments is a complex of measures for the restoration, decoration and decoration of interiors and exteriors of buildings. What is important at the moment is the detailed fixation of authentic fragments and ensuring their protection from further destruction. To do this, you need to choose modern methods and means of conservation, taking into account the features of a particular building. Long-term and not always high-quality operation of historical buildings, external natural factors, certain characteristics of building materials lead to an emergency condition of their structures. In order to return the technical characteristics of the structure, developers carry out partial or complete reconstruction of buildings. The main reasons for the destruction of monument buildings are divided into internal, inherent in the building itself, and external, related to its operation. The internal causes of the destruction of architectural monuments include the shortcomings of design solutions, including solutions to the system of foundations and foundation structures, errors during work, the quality of building materials and structures. The external causes of the destruction of architectural monuments include the aging of building materials from the natural and climatic effects on the outer shell of buildings, the negative impact of human activity on the condition of the building as a result of its improper operation, the influence of the elements and military destruction. The choice of modern technologies for the restoration of architectural monuments is determined by the condition of the objects established during the field surveys; the reasons leading to the emergency condition of the building and the prospects for further use of the building.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ЗДАНИЯ С УЧЁТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО»

Восстановление архитектурного облика здания с учётом исторического прошлого

Баликоев Алан Арсенович

кандидат экономических наук, доц., кафедра архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», Aabalikoev1@mail.ru

Гаджиев Уллубий Магомедмаксумович

магистрант, кафедра архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»

Зайнудинов Шамиль Камилович

магистрант, кафедра архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский

горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»

Баликоева Маргарита Сергеевна

кандидат экономических наук, доц., кафедра теоретической и прикладной механики, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горнометаллургический институт (государственный технологический университет)

Восстановление исторического здания-это не только реставрация его внешнего вида, но и наполнение исторических пространств актуальной функцией, потому что здание полноценно существует не в виде стен, а во всей совокупности социальных процессов, происходящих внутри и вокруг него. Современная реставрация памятников архитектуры-это комплекс мероприятий по восстановлению, отделке и декорированию интерьеров и экстерьеров зданий. Важным на данный момент является детальная фиксация аутентичных фрагментов и обеспечение их защиты от дальнейшего разрушения. Для этого нужно выбирать современные методы и средства консервации, учитывая особенности определенного здания.

Длительная и не всегда качественная эксплуатация исторических зданий, внешние природные факторы, определенные характеристики строительных материалов приводят к аварийному состоянию их конструкций. Чтобы вернуть технические характеристики сооружению, застройщики проводят частичную или полную реконструкцию зданий.

Основные причины, обуславливающие разрушение зданий-памятников, подразделяются на внутренние, присущие самому зданию, и внешние, связанные с его эксплуатацией. К внутренним причинам разрушений памятников архитектуры относят недостатки конструктивных решений, в том числе решения системы оснований и конструкций фундаментов, ошибки при проведении работ, качества строительных материалов и конструкций. К внешним причинам разрушений памятников архитектуры относится старение строительных материалов от природно-климатического воздействия на внешнюю оболочку зданий, негативное влияние человеческой деятельности на состояние здания в результате его неправильной эксплуатации, влияние стихии и военных разрушений. Выбор современных технологий реставрации архитектурных памятников обуславливается состоянием объектов, установленным в ходе проведения натурных обследований; причинами, приводящими к аварийному состоянию здания и перспективами дальнейшего использования здания.

Ключевые слова: архитектурный облик, здание, историческое прошлое, исследование.

Реставрация памятников архитектуры до начала XIX в. совпадает с развитием в искусстве стиля романтизма. Эпоха романтизма привела реставраторов к осознанию художественной ценности памятников архитектуры, необходимости сохранения их историко-архитектурного значения путем восстановления старинного облика.

Однако, недостаточное развитие в то время истории архитектуры, искусствоведения, а также отсутствие научных исследований привела к тому, что архитекторы произвольно восстанавливали дома, подражая стилям прошлого. Таким образом, в реставрации архитектурных памятников эпохи романтизма главным был метод «компиляции». По мнению современных специалистов, реставрационные работы, выполненные в период романтизма, нанесли большой ущерб памятникам архитектуры [3-5].

Реставраторы-стилисты, стремясь к "единству и чистоте стиля", часто не останавливались даже перед уничтожением целых фасадов или же частей зданий.

Основным методом стилистических реставраций памятников архитектуры был так называемый синтетический метод, а ввиду того, что конечная цель - воссоздание памятников в завершенном виде, его также называют методом целевой реставрации.

При синтетическом методе широко использовались аналоги, которые были образцами для восстановления утраченных или даже еще не построенных частей домов. Такой реставрационный прием имеет существенный недостаток-он неизбежно превращает памятник архитектуры в типовое шаблонное сооружение. Необходимо отметить, что стилистические реставрации нанесли огромный ущерб памятникам архитектуры. Однако есть и положительное значение этой эпохи-в это время сформировались предпосылки, которые обеспечили научный подход к методам и приемам реставрации памятников архитектуры.

В конце Х1Х-начале XX в. на смену стилистическим реставрациям пришла археологическая, или же аналитическая. Основой нового археологического метода реставрации становится детальное и методически последовательное исследование памятников в натуре подобно изучению археологических объектов.

Этот период характеризуется развитием археологии, которая превратилась в систематическую научную дисциплину. Важным стимулом для изменений подхода к реставрации памятников стали также коренные изменения в архитектуре начала XX в., которые отвечали социальным запросам и техническому уровню эпохи.

Выявление и реализация новых функций в памятниках архитектуры требует ряда взаимосвязанных задач, а именно:

- исследование архитектурного объекта в натуре;

- выявление нового содержания архитектурного комплекса или его отдельных частей;

- разработка проекта реставрации памятника архитектуры;

- разработка проекта приспособления памятника архитектуры;

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

со см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

- реализация проектов реставрации и приспособления памятника в натуре.

Положительное решение этих задач при условии физического и морального сохранения памятников архитектуры возможно в случае качественного выполнения первых двух этапов и предпроектного обследования и выявления новых функций памятников архитектуры. От качественного научно-правдивого историко-архитектур-ного облика реставрированного памятника зависит будущая функция объекта. Ошибки, которые случаются во время реставрации памятников, исправлять на этапе приспособления сооружений к новым функциям практически довольно трудно.

Для повышения качества приспособления памятников архитектуры к современным потребностям к рассмотрению проектов следует привлекать общественность и проводить заседания творческих секций союзов архитекторов, художников. К тому же, рассмотрение необходимо проводить как в начале разработки проектной документации, так и после завершения. Фактически такой творческий анализ проектов является их экспертизой.

Реализация проектов реставрации и приспособления имеет важное значение. Необходимо заметить, что реставрацию и приспособление памятников архитектуры для современных функций целесообразно проводить комплексно.

В связи с этим, автор считает целесообразным рекомендовать следующее:

- проекты реставрации и приспособления целесообразно дополнять технологической картой начала и завершения работ;

- конструкционные и строительные материалы в проектах целесообразно выбирать приближенными к имеющимся в памятке, учитывая сырьевую базу региона;

- реализация проектов должна осуществляться при архитектурно-строительном контроле;

- принятие к эксплуатации памятников архитектуры необходимо осуществить с участием проектировщиков, подрядчиков и заказчика.

Указанные рекомендации взаимосвязаны, дополняют друг друга, но решающая роль принадлежит органам охраны памятников архитектуры.

В научной литературе длительное время предпочтение отдается концепции, согласно которой реставрация рассматривается как единый и однородный процесс, принципы которого и являются научной теорией реставрации. Творческое развитие научных принципов реставрации и приспособления памятников привели к возникновению в начале 70-х годов теории «дискретной реставрации». Дискретная методика-это реставрационный процесс, разделенный на отдельные звенья со своими видами и методами реставрационных мероприятий [7].

Сочетание различных методов реставрации памятников дает возможность приспосабливать старинные сооружения для современных нужд с помощью одного из рекомендуемых методов: комплексно, поэтапно, макетированием.

Предложенная методика приспособления памятников архитектуры дает возможность осуществлять полную реставрацию старинных сооружений, которые сохранились, реставрацию отдельных объектов в разрушенных комплексах, консервацию разрушенных памятников или их восстановление.

Как свидетельствует опыт, в одних случаях реставрационные работы выполняются как самостоятельные

изолированные процессы, а в других - как отдельные виды реставрации, объединяющиеся в едином процессе как его составляющие. Это и является основанием считать реставрационные работы дискретными. Теория дискретной реставрации в наше время стала основной, поскольку всесторонне учитывает обстоятельства и требования применения различных видов реставрации.

Наука реставрации, которая является сложной по содержанию, поскольку в сфере своей практической деятельности она синтезирует знания многих научных дисциплин. Она, по сути, является междисциплинарной и охватывает помимо архитектуры и строительства такие научные дисциплины как археология, история, культурология, искусствоведение, физика, химия, материаловедение, эстетика и как другие современные науки специализируется не на накоплениях научных знаний, а на проблемах [10,11,12].

Любой объект архитектуры и градостроительства теоретически рассматривается по крайней мере в трех аспектах: функциональном, эстетическом и аксиологическом. В функциональном, потому что каждый объект архитектуры и градостроительства имеет определенное функциональное назначение (жилое, общественное, производственное и т.д.). В эстетическом - потому что каждый архитектурный объект находится в поле зрения субъектов его зрительного восприятия и производит определенные эмоциональные переживания: положительные, отрицательные или равнодушие. В аксиологическом аспекте каждый архитектурный объект рассматривается как определенная целостность с точки зрения утилитарной (экономической), общественной, культурной, сакральной и наконец научной ценности.

Каждое сооружение имеет большую социальную и экономическую стоимость. Некоторые из них представляют собой также историко-культурную и научную ценность как памятники местного, национального или даже всемирного значения. Именно это определяет специфические меры по ее содержанию и восстановлению - от капитального ремонта, реконструкции до реставрации. Учитывая высокую стоимость работ по реставрации памятника, сложность процессов, оборудования, кадрового потенциала, необходимых для выполнения строительных работ по содержанию памятника архитектуры в надлежащем состоянии. важно четко определить предмет охраны. Это может быть сооружение в целом или ее отдельные компоненты - фасады, интерьеры, или даже отдельные элементы их отделки. Содержание конструктивных элементов в том случае если они не представляют собой предмета охраны как объекта науки и строительной техники, может осуществляться общестроительными средствами с применением современных эффективных технологий. В случае памятников архитектуры эпохи античности, Средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма, модерна и других стилей, при возведении которых применялись методы и технологии, которые представляют свои сутки, к сохранению и укреплению несущих конструкций могут применяться только методы научной реставрации с максимальным сохранением аутентичности материалов и конструкций и с минимальным вмешательством современных элементов [1,7,10,11].

Следует отметить, что научная реставрация в начале Хх в. сводилась лишь к реставрации культовых и репрезентативных дворцовых сооружений, тогда как сейчас реставрации подлежат памятки различного

функционального назначения. Впрочем, несмотря на то, что это был лишь процесс становления реставрации, однако те принципы, которые были начаты в начале ХХ в., - необходимость основательных натурных и архитектурно-археологических обследований, выполнение архитектурно-археологических обмеров, привлечение аналогов, утверждение проектов реставрации на заседаниях специализированных научных комиссий, - легли в основу российской реставрационной школы. Многие проблемы современной реставрации в России связаны именно с ограничением перечня типов зданий, которые в начале ХХ в. считались памятниками, поскольку такое ограничение приводило к разрушению и непрофессиональным ремонтам других типов сооружений - например, некоторых видов общественных, жилых, промышленных, инженерных зданий [1,7,10,11]. На эти типы зданий провозглашенный принцип сохранения и восстановления первоначального вида не распространялся, и даже на выдающихся памятниках не всегда проводилась комплексная реставрация.

Задачи, которые решаются российскими реставраторами в современных условиях, намного сложнее, тем более что сейчас накоплен большой пласт специальной реставрационной информации относительно причин аварийности зданий и методов ее ликвидации, реставрационные методики все время совершенствуются и пополняются новыми технологиями [10].

Важная проблема, которая связана с реставрацией памятников, - это максимальное соблюдение основ консервации, то есть минимального вмешательства в первооснову памятника [1,2,3,7]. Реставрационные методики, применяемые на объекте, должны максимально сохранять аутентичность памятника, нужно по возможности сохранять первоначальные материалы и конструкции, а в случае необходимости применять те новые методики и материалы, которые не наносят вреда старым частям здания и могут образовать со старыми материалами и конструкциями надежную статическую строительную систему [10].

Таким образом, выбору реставрационных материалов и технологий предшествуют тщательные архивные, архитектурно-археологические, натурные, инженерно-геологические, химико-петрографические и технологические исследования, которые призваны предоставить максимально исчерпывающую профессиональную информацию о состоянии и материалах аутентичных частей здания, методы строительства по состоянию на разные периоды [10]. На основе комплекса этих исследований возможно спрогнозировать, как повлияет проведение реставрационных работ и применение определенных материалов и конструкций на состояние памятника [10].

Системный подход в отличие от комплексного подхода, изучающего объект от отдельного к общему (метод индукции), рассматривает объект архитектуры как системную целостность, как явление, исследуемое от общего к отдельному (дедуктивный метод).

На предыдущих стадиях развития реставрационной науки в области архитектуры, которые определялись исследованием отдельных фактов и факторов разрушения объектов архитектуры (природных, антропогенных) впоследствии, с накоплением огромного количества разрозненных данных возникла проблема осмысления всего массива информации об отечественном и зарубежном опыте реставрации памятников, больших дости-

жений в этой сфере, и досадных ошибок, которые привели не к улучшению состояния сооружений, а к их искажению и даже разрушению вследствие «реставрационных» мероприятий.

Методы исследования реставрации объектов архитектуры во многом совпадают с общенаучными методами. Выбор методов определяется комплексом процедур и задачами исследования. Традиционно привлекаются метод исторического анализа, метод сравнительного анализа, иконографический, графоаналитический методы и другие. В значительной степени всеми этими методами в реставрационной науке пользуются при проведении натурных обследований памятника с обработкой первоначальных материалов (что предшествует проведению реставрационно-восстановительных работ), комплексных архитектурно-археологических и инженерно-геологических обследованиях памятника и прилегающей к нему территории. Кроме этого, в качестве базовых источников для обоснования состава и содержания реставрационных работ (особенно в случае частичного или полного разрушения объекта, или многочисленных перестроек и потери подлинности) выступают архивные иконографические и письменные источники [8].

Исторический метод рассматривает состояние объектов архитектуры, их формирование и развитие, изменения, вникающие в исторической последовательности.

Иконографический метод традиционно привлекают в реставрации. Его широкое применение предполагает анализ разнообразных графических и живописных изображений - от летописных изображений, пользоваться которыми можно лишь с определенной долей условности, старинных картин и гравюр до обмерных чертежей, чертежей зондажей, проектных чертежей и натурных зарисовок.

Несмотря на широкое распространение, перечисленные и им подобные методы объективно не имели возможности решать задачи исследования объектов архитектуры с достаточной степенью достоверности и полноты. Причиной тому было недостаточно корректное и методически взвешенное определение объекта и предмета деятельности, в частности в сфере реставрации.

Применение этих традиционных научных методов позволяет решать отдельные поставленные задачи. Наиболее эффективно они действуют в случае исследования отдельной достопримечательности, ансамбля (комплекса) или группы связанных между собой достопримечательностей. Однако ограничение исследования только традиционными научными подходами не дает возможности получить полную обобщенную картину возникновения, становления и развития реставрационной деятельности.

Отдельно следует уметь проанализировать практику воспроизведения выдающихся сооружений, отношение к которой до сих пор вызывает споры в обществе, сравнить между собой практики воспроизведения конкретных объектов. Поставленные задачи требуют привлечения принципиально новых научных методов, которые бы позволили создать обобщенную целостную картину деятельности общества в сфере реставрации в России.

Методологическим принципом, объединившим перечисленные методы исследования, оказался системный подход, который рассматривает явления не вообще, а распределяет их на почве принципов - целостности, который предлагает рассматривать физические объекты

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м

Сл>

fO

es о es

о ш m

X

<

m О X X

или процессы как целое, разделяемое на составляющие, и принцип определяющих признаков, который говорит о том, что для решения определенных задач (проблем) должны быть определены именно определяющие - главные признаки - критерии, по которым выполняются процедуры структурирования объектов, в частности объектов архитектуры [10].

Системный подход, возникший в 60-е годы прошлого века в сфере биологии, сразу же получил признание в физике, химии, биохимии, медицине, психологии и др., В начале 70-х годов вошел в градостроительную и архитектурную науку. Методология системного подхода общей теории больших сложных систем стала основным средством анализа слабо структурированных объектов, к которым относятся и архитектурно-реставрационная наука, продемонстрировавшая свою эффективность в последние десятилетия. В ряде случаев системный анализ является едва ли не единственным способом структурирования и выработки алгоритмов решения научных и практических проблем градостроительства и архитектуры и в сфере реставрационной деятельности.

С точки зрения системного подхода, общей теории систем реставрационная наука относится к категории слабоструктурированных, а это значит, что дальнейшее ее развитие невозможно без применения методов системно-структурного анализа, формализованного определения объектов исследования, процессов принятия решений, направленных на восстановление памятников архитектуры и градостроительства.

Структурировать проблему или физический объект возможно путем представления их как отделенной от внешнего мира целостности, которая в зависимости от задач исследования может быть расчленена на составляющие-компоненты, которые связаны между собой системой связей, определяющих их функциональную, морфологическую и информационную структуру.

На принципах системного анализа построена методология формализованного представления явления в целом и отдельных объектов архитектуры как систем, имеющих иерархическую структуру и состоящих из взаимосвязанных частей. Анализ структуры системы начинается с их расчленения на составляющие - целостные компоненты, которые в свою очередь расчленяются на более мелкие составляющие и так до первичных (неделимых) элементов [11].

Это необходимо потому, что с объектом архитектуры, который к тому же представляет собой историко-культурную, научную или материальную ценность - объектом реставрации или воспроизводства невозможно обращаться как с неделимым целым. Все действия по комплексу строительных работ направлены не на здание в целом, а на его отдельные компоненты и конечные элементы, которые в совокупности представляют собой целостный объект архитектуры. Иными словами, объект архитектуры имеет свойства многоцелевого назначения и соответственно может быть рассмотрен в различных аспектах [12].

Являясь носителем главной функции-утилитарной, то есть ее основного назначения каждое сооружение может быть рассмотрено (и рассматривается) как: объект архитектуры, объект строительной техники, конструктивная система, совокупность строительных материалов, объект культуры, истории, науки, объект реставрации, воссоздания, реконструкции, капитального ремонта, реституции и прочее.

Каждый аспект отражает точку взгляда на объект и соответственно характер комплекса действий по отношению к объекту: исследовательских, строительных, реставрационных, художественных студий и прочее.

Каждая задача определяет собственную структуру-декомпозицию объекта архитектуры.

Например, для восстановления несущей способности здания в целом необходимо выявить причины потери его несущей способности и совокупность факторов, которые вызывают разрушительное воздействие в отношении определенных частей здания: основания и фундаменты, несущие стены, колонны, фахверки, своды, крыши и тому подобное. Не следует анализировать техническое состояние здания целиком, а покомпонентно (поэлементно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иначе говоря, объект исследования, в данном случае объект реставрации, должен быть представлен в виде системы. Составление описания объекта реставрации как системы-это составление модели, которая отображает группу свойств системы.

Литература

1. Гришина M. П. Прошлое, настоящее и будущее садов и парков г Казани // Архитектура. Науки о Земле. Экология: сб. тр. аспирантов, магистрантов и соискателей. Н. Новгород: ННГАСУ. 2013. С. 39-43

2. Дмитриева А. О. Многоаспектная гибкость архитектуры современных производственных предприятий // Сборник статей «Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ», Москва: Изд-во МАРХИ. 2021. Вып.1. C. 211-214. DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0047

3. Дмитриева А. О. Принципы объемно-планировочной организации новейших производственных объектов // Architecture and modern information technologies, 2019. № 2 (47). С. 135-149

4. Загоскин Н. П. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 2003. 164 с.

5. Курбатов Ю.И. Условия формирования полноценной конфигурации архитектурной формы // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 4 (63). С. 23-25.

6. Литвиненко Н. С., Лучкова В. И. Интеграция принципов систем модулей и пропорций с информационно-пространственной оптимизацией объектов архитектуры // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. — 2015. — Т. 1. — С. 209-214.

7. Научные основы обогащения дендрофлоры малолесных регионов хозяйственно ценными растениями /

A. В. Семенютина, А. Ш. Хужахметова, А. А. Долгих, В.

B. Сапронов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2021. - Т. 12. - № 2. - С. 35-51. - DOI 10.25726/v1064-3614-5462-o.

8. Оразымбетова Г.Ж., Атакузиев Т.А. Влияние кремнефтористого натрия на реакционно-способноеть при обжиге портландцементной сырьевой смеси, состоящей из мергеля и рисовой лузги //Композиционные материалы, 2005. -№2. -С.11-14.

9. Пименова Е. В., Шумейко В. И. Трансформация в архитектуре уникальных общественных зданий // Инженерный вестник Дона. — 2016. — № 4 (43). — С. 196-207.

10. Пирожков Д.С., Малыгин А.С. Мусоро-перераба-тывающий комплекс как элемент для формирования комфортной жилой среды // Региональные архитектурно-художественные школы. 2011. №1. С. 111-112.

11. Сазыкина Е. В. Пути развития современного производства России и их влияние на практику архитектурного проектирования // Architecture and modern information technologies. 2016. №1(34). С. 1-10.

12. Супранович В.М. Основные задачи преобразования промышленных территорий городов, включающих объекты культурного наследия // Сборник статей. М: МАРХИ, 2018. С. 122-123.

13. Фатеева И. М., Белкина Т. Л. Традиции и новации в архитектуре современного храма // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 6. — С. 248-251.

14. Semenyutina, A. V., & Lazarev, S. E. (2019). Diagnostic characteristics of representatives of the genus robinia l. by generative indicators in introduction populations. World Ecology Journal, 9(2), 64-94. https://doi.org/10.25726/worldjournals.pro/WEJ.2019.2.4

Restoration of the architectural appearance of the building taking into

account the historical past Balikoev A.A., Gadzhiev U.M., Zainudinov Sh.K., Balikoeva M.S.

North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological

University) JEL classification: L61, L74, R53

The restoration of a historical building is not only the restoration of its appearance, but also the filling of historical spaces with an actual function, because the building fully exists not in the form of walls, but in the totality of social processes taking place inside and around it. Modern restoration of architectural monuments is a complex of measures for the restoration, decoration and decoration of interiors and exteriors of buildings. What is important at the moment is the detailed fixation of authentic fragments and ensuring their protection from further destruction. To do this, you need to choose modern methods and means of conservation, taking into account the features of a particular building.

Long-term and not always high-quality operation of historical buildings, external natural factors, certain characteristics of building materials lead to an emergency condition of their structures. In order to return the technical characteristics of the structure, developers carry out partial or complete reconstruction of buildings.

The main reasons for the destruction of monument buildings are divided into internal, inherent in the building itself, and external, related to its operation. The internal causes of the destruction of architectural monuments include the shortcomings of design solutions, including solutions to the system of foundations and foundation structures, errors during work, the quality of building materials and structures. The external causes of the destruction of architectural monuments include the aging of building materials from the natural and climatic effects on the outer shell of buildings, the negative impact of human activity on the condition of the building as a result of its improper operation, the influence of the elements and military destruction. The choice of modern technologies for the restoration of architectural monuments is determined by the condition of the objects established during the field surveys; the reasons leading to the emergency condition of the building and the prospects for further use of the building.

Keywords: architectural appearance, building, historical past, research.

References

1. Grishina M. P. Past, present and future of gardens and parks in Kazan //

Architecture. Earth Sciences. Ecology: Sat. tr. graduate students, undergraduates and applicants. Nizhny Novgorod: NNGASU. 2013. S. 39-43

2. Dmitrieva A. O. Multi-aspect flexibility of the architecture of modern

industrial enterprises // Collection of articles "Science, education and experimental design. Proceedings of the Moscow Architectural Institute, Moscow: Publishing House of the Moscow Architectural Institute. 2021. Issue 1. C. 211-214. DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0047

3. Dmitrieva A. O. Principles of space-planning organization of the latest

production facilities // Architecture and modern information technologies, 2019. No. 2 (47). pp. 135-149

4. Zagoskin N. P. Essays on the city of Kazan and Kazan life in the 40s.

Kazan: Kaz. state un-ta, 2003. 164 p.

5. Kurbatov Yu.I. Conditions for the formation of a full-fledged configuration

of an architectural form // Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. 2017. No. 4 (63). pp. 23-25.

6. Litvinenko N. S., Luchkova V. I. Integration of the principles of systems of

modules and proportions with information-spatial optimization of architectural objects // New ideas of the new century: materials of the international. scientific conf. FAD TOGU. - 2015. - T. 1. - S. 209-214.

7. Semenyutina A. V., Khuzhakhmetova A. Sh., Dolgikh A. A., Sapronov V.

V. Scientific bases for enrichment of the dendroflora of sparsely forested regions with economically valuable plants // Nauka. Thought: electronic periodical. - 2021. - T. 12. - No. 2. - S. 35-51. - DOI 10.25726/v1064-3614-5462-o.

8. Orazymbetova G.Zh., Atakuziev T.A. Influence of sodium silicofluoride on

the reactivity during firing of Portland cement raw mix consisting of marl and rice husk //Composite materials, 2005. -№2. -S.11-14.

9. Pimenova E. V., Shumeyko V. I. Transformation in the architecture of

unique public buildings // Engineering Bulletin of the Don. - 2016. - No. 4 (43). — S. 196-207.

10. Pirozhkov D.S., Malygin A.S. Garbage processing complex as an element for the formation of a comfortable living environment // Regional architectural and art schools. 2011. №1. pp. 111-112.

11. Sazykina E. V. Ways of development of modern production in Russia and their influence on the practice of architectural design // Architecture and modern information technologies. 2016. No. 1 (34). pp. 1-10.

12. Supranovich V.M. The main objectives of the transformation of industrial territories of cities, including objects of cultural heritage // Collection of articles. M: MARCHI, 2018. S. 122-123.

13. Fateeva I. M., Belkina T. L. Traditions and innovations in the architecture of the modern temple // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2015. - No. 6. -S. 248-251.

14. Semenyutina, A. V., & Lazarev, S. E. (2019). Diagnostic characteristics of

representatives of the genus robinia l. by generative indicators in introduction populations. World Ecology Journal, 9(2), 64-94. https://doi.org/10.25726/worldjournals.pro/WEJ.2019.2.4

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О M

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.