Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РЕНОВАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / ФОРМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Баликоев А.А., Гаджиев У.М.

Необходимо рассмотреть ряд вопросов научной теории реставрации, которые имеют непосредственное отношение к проблеме приспособления и реабилитации зданий. Первая из проблем, которые должны быть решены -сопряжена с трудностями субъективно-психологического порядка. Разработка унифицированной и психологически приемлемой для всех профессиональной терминологии. Прежде всего, необходимо раскрыть понятия «ценные исторические здания» и «реабилитация, как один из видов реставрационной деятельности», поскольку они являются объектом и предметом исследования. Важно понять, в чем заключается особенность ценных исторических зданий как объекта реставрационной деятельности. Сегодня основным объектом реставрационной деятельности для архитектора-реставратора является памятник архитектуры-объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен в реестр недвижимых памятников. Такой термин вызывает определенные проблемы. Хотя, формально, определение вполне соответствует международной практике. Например, в International Existing Building Code памятник (Historical building) - это любое здание или сооружение, которое занесено в государственный или национальный реестр исторических мест термин имеет формальную окраску и не дает представления об объекте, поскольку до внесения в список ни одно здание не является памятником. В литературе случается большое количество определений памятника. Постараемся выделить, в чем заключается суть этого понятия. Характерным примером является такое определение. Памятником архитектуры надо считать объекты, аутентичная форма и материальная субстанция которых в комплексе с историческим окружением представляют историческую, научную, художественную или какую-либо другую культурную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Баликоев А.А., Гаджиев У.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INNOVATIVE ARCHITECTURAL FORMS IN TOURIST CLUSTERS

It is necessary to consider a number of issues of the scientific theory of restoration, which are directly related to the problem of adaptation and rehabilitation of buildings. The first of the problems that must be solved is associated with difficulties of a subjective psychological order. Development of a unified and psychologically acceptable professional terminology for all. First of all, it is necessary to reveal the concepts of "valuable historical buildings" and "rehabilitation as one of the types of restoration activities", since they are the object and subject of research. It is important to understand what is the peculiarity of valuable historical buildings as an object of restoration activity. Today, the main object of restoration activity for an architect-restorer is an architectural monument-an object of cultural heritage of national or local significance, which is listed in the register of immovable monuments. Such a term causes certain problems. Although, formally, the definition is quite consistent with international practice. For example, in the International Existing Building Code, a monument (Historical building) is any building or structure that is listed in the state or National Register of Historic Places, the term has a formal coloring and does not give an idea of the object, since no building is a monument before being listed. There are a large number of definitions of the monument in the literature. Let's try to highlight what the essence of this concept is. A typical example is this definition. Architectural monuments should be considered objects whose authentic form and material substance, in combination with the historical environment, represent historical, scientific, artistic or any other cultural value.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ»

Формирование инновационных архитектурных форм в туристических кластерах

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

Баликоев Арсен Анатольевич

доктор экономических наук, доц., кафедра архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», aabalikoev@mail.ru

Гаджиев Уллубий Магомедмаксумович

магистрант, кафедра архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский

горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», proekt198526@mail.ru

Необходимо рассмотреть ряд вопросов научной теории реставрации, которые имеют непосредственное отношение к проблеме приспособления и реабилитации зданий. Первая из проблем, которые должны быть решены -сопряжена с трудностями субъективно-психологического порядка. Разработка унифицированной и психологически приемлемой для всех профессиональной терминологии. Прежде всего, необходимо раскрыть понятия «ценные исторические здания» и «реабилитация, как один из видов реставрационной деятельности», поскольку они являются объектом и предметом исследования. Важно понять, в чем заключается особенность ценных исторических зданий как объекта реставрационной деятельности. Сегодня основным объектом реставрационной деятельности для архитектора-реставратора является памятник архитектуры-объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен в реестр недвижимых памятников. Такой термин вызывает определенные проблемы. Хотя, формально, определение вполне соответствует международной практике. Например, в International Existing Building Code памятник (Historical building) - это любое здание или сооружение, которое занесено в государственный или национальный реестр исторических мест термин имеет формальную окраску и не дает представления об объекте, поскольку до внесения в список ни одно здание не является памятником. В литературе случается большое количество определений памятника. Постараемся выделить, в чем заключается суть этого понятия. Характерным примером является такое определение. Памятником архитектуры надо считать объекты, аутентичная форма и материальная субстанция которых в комплексе с историческим окружением представляют историческую, научную, художественную или какую-либо другую культурную ценность.

Ключевые слова: кластер, реновация, инновация, архитектура, форма.

Введение. Мы будем рассматривать памятник архитектуры как объект культурного наследия. - это сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно-антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной мысли и сохранили свою аутентичность. Аутентичность, так же, - признак памятника, заключающийся в достоверности его замысла, материалов (субстанций) и технологий. Следовательно, объектом исследования является сооружение, которое несет в себе определенную культурную ценность. Объектом нашего исследования являются ценные исторические здания, то есть дома и сооружения, представляющие собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность [6]. Это позволяет расширить поле исследования, поскольку объектом является не памятник архитектуры, виды и характер работ, на котором строго регламентированы, а большее количество просто ценных исторические зданий. Именно они своей массой формируют образ исторической среды, который ассоциируется с понятием «архитектурное наследие». Понятие подлинности, как категории ценности, было исключено из определения, чтобы придать ему более конкретное значение, поскольку достоверность замысла и ценность не являются характеристикой объекта, а продукт анализа и результат оценки. Для упрощения, в исследовании понятие подлинности интерпретируется как степень сохранения исторической материальной субстанции объекта. Понятие ценное историческое здание, как объект реставрационной деятельности содержит в себе две категории: физическую и ценностно-культурную [1].

Гипотеза. Предельный минимум субъективного1 влияния на памятник одновременно является актуальной задачей. Ценность и сохранность - это основные категории, с помощью которых можно описать объект исследования. Сохранность сооружения является объективным критерием, поскольку мы можем оценить ее относительно эталонного состояния - момента окончания строительства. Для определения показателей сохранности легко можно применить математический аппарат и выразить их количественно. Для описания физических характеристик сооружения, опираясь на основные принципы системного подхода, необходимо зафиксировать составляющие его элементы и их характеристики: расположение, внешняя форма, пространство, конструкции, материалы, инженерные системы и прочее.

Методы исследования. Сейчас важно подчеркнуть, что ценность не является объективной характеристикой

объекта и заключает в себе историческую и художественно эстетическую ценность. Также важным является понятие реабилитации как части реставрационной деятельности, а также структура и функции ее отдельных элементов. В научной литературе пока нет никакого описания реставрационного процесса, что изрядно затрудняет исследование. Необходимо отметить сложности, возникающие в процессе описания предмета исследования - реабилитация, как часть реставрационной деятельности. Зверев, согласно своей концепции, определяет реставрацию как часть научной деятельности потому, что в процессе реставрации памятников прошлого добываются новые настоящие знания характерными только для нее средствами. Реставрационный процесс представлен в виде линейной схемы: Аи - Рк - Р, или в виде треугольника , в основе которого лежит изучение объекта, а его бедрами является реконструкция образа здания - его идеальное состояние и реставрация как физическое воплощение [3].

Основная часть. Деятельность состоит из четырех частей: предмет - мотив - цель - действие. Иначе говоря, эта деятельность имеет форму внутренне, следовательно, и эмоционально признанной потребности, реализация которой субъективирует весь процесс действия. Возможно, именно с этим связана неопределенность в описании различных видов деятельности на историческом здании, которые часто обобщаются термином «реставрация». В литературе мы сталкиваемся с большим количеством определений, описывающих различные виды реставрационной деятельности. Рядом с не до конца определенным, но уже давно знакомыми терминами: реставрация, консервация, реконструкция, ремонт - появляются новые, которые пришли из зарубежной практики: реновация (renovation), реабилитация (rehabilitation), регенерация (regeneration), ревалоризация (revalorization), конверсия (conversion), модернизация (modernization) и тому подобное. И чем сложнее понять новый термин, тем проще замаскировать действия в отношении скрывающихся за ним памятников архитектуры. Сложность заключается в том, что в процессе работы выполняется целый комплекс мероприятий, и выделить действие, которое бы вписывалось в рамки определенного срока, практически очень сложно. Для того, чтобы разобраться в этом многообразии, надо, прежде всего, выделить цель такой деятельности. Обратимся к основному документу, определяющему порядок работы с памятниками: «реставрационные, консервационные и ремонтные работы на памятниках культурного наследия» [5].

Главной целью реставрации памятника является сохранение исторической достоверности (подлинности) -принцип наименьшего вмешательства и изменений -принцип реверсивности, в связи с положениями Международной хартии по охране и реставрации архитектурно-градостроительного наследия, охрана может реа-лизовываться различными способами вмешательств, как: контроль среды, поддержка, ремонт, реставрация, реновация и реабилитация (ревалоризация). Каждое вмешательство содержит решения, выбором и ответственностью связано с наследием, а также с теми составляющими, значение которых сегодня не может быть распознано, но может быть отмечен в будущем. В нашей культурной традиции из всех видов работ задача сохранения наследия наиболее часто сводится к реставрации

и консервации, - совокупности мероприятии, направленных на защиту или укрепление сооружения в его имеющемся виде [2]. Консервация единодушно признается основным видом работ, которые должны проводиться на памятниках. Вообще надо сказать, что большинство реставрационных задач решаются именно способом консервации, а зарубежные специалисты называются консерваторами, а не реставраторам. Реставрация представляет собоИ лишь один из исторических этапов становления общественного отношения к памятникам прошлого. С конца XIX - начала XX в. стало вырабатываться новое отношение, которое сформировалось в понятие "консервация". Но за привычку эта новая форма специфической деятельности9 прежнему называется традиционным словом «реставрация». Этим можно частично объяснить путаницу в современных теоретических определениях целей и задач реставрации. Термин "реставрация" не изменил своего содержания , изменилась лишь ее роль в современном отношении к памятникам прошлого. Реставрация представляет собой один из этапов работ, включенных в процесс консервации. Восполнение потерь составляет основное содержание понятия «реставрация», понимаемого в конкретном смысле этого слова. Объекты культурного наследия требуют, в зависимости от степени сохранения, определенной компенсации утраченного. В одних случаях это вызывается необходимостью конструктивного укрепления, в других случаях необходимость заполнения диктуется эстетическими мотивами. Множество терминов, описывающих работы с объектами культурного наследия на самом деле, можно заменить термином «реставрация» в своем изначальном значении «воссоздание потерь» [7]. В консервации надо различать два вида воздействия на памятник - превентивный, направленный на поддержание текущего состояния объекта, и интервенционный (укрепление) который заключается в непосредственном вмешательстве в его материальную структуру. К задачам подобного рода надо отнести целый комплекс действий, направленных на поддержание текущего состояния здания к которым также можно отнести ремонт и обслуживание. Но, даже в процессе консервации, при укреплении, допускается вмешательство в материальную структуру для придания прочности изделия. Технические операции, нацеленные исключительно на консервацию, могут привести к последствиям, прямо влияющие на художественные качества произведения. Получается, что даже консервация, сохраняя материальную структуру памятника как исторический документ, вовсе не всегда, не автоматически доносит и раскрывает его художественную ценность. В этом заключается внутреннее противоречие в понимании того, что же является предметом реставрационной деятельности: материальная субстанция произведения или культурно-историческая и художественная функции реставрируемого объекта. Реставрация в буквальном значении термина означает восстановление утраченных частей памятника. Следовательно, в процессе консервации действия по укреплению, связанные с введением новых элементов и вмешательством в материальную структуру здания, не составляют ощутимой разницы между консервацией и реставрацией объекта [4].

Любая реставрация - это всегда новое произведение искусства. Даже в процессе консервации неизбежно происходит искажение аутентичной информации. Поэтому, теоретически, в процессе реставрационной дея-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о

СЧ

о ш m

X

<

m О X X

тельности нет принципиальной разницы между процессом консервации и, скажем, реконструкции; имеет значение только уровень интервенции в имеющуюся структуру здания и количество сохраненной материи.

Итак, во-первых, приходится признать неизбежность художественной интерпретации в любых видах реставрационной деятельности. И вместо того, чтобы негативно воспринимать интерпретацию в реставрационном процессе, попытаться ее продуктивно использовать. Во-вторых, нужно стремиться к наиболее полному сохранению всех элементов среды (вплоть до дверных ручек и оконных защелок), чтобы максимально сохранить истинную субстанцию памятки.

Выводы. Консервация не фиксирует объект в застывшие формы, а является средством его нового толкования. Сохранение объекта культуры, его смысла и достоинства - акт интерпретации, селекции и оценки. Здесь нельзя не заметить, что в определенной степени это признавалось уже сто лет назад: и реставрация и консервация всегда что-то меняют, всегда оказываются проявлением интерпретирующей воле архитектора-реставратора. Но в конце XX века акт интерпретации начинает расцениваться не как неизбежная слабость реставрационного вмешательства, а как законная программа действий. Архитектурная практика напрямую и прямо откликается на призывы к большему многообразию. Хотя одновременно и утверждается, что сохранение всего пласта культуры - есть безоговорочная предпосылка культурной преемственности и творчества. В процессе приспособления реставратор должен проявить необходимую творческое воображение, мастерство и художественный вкус, обеспечив гармоничное сочетание новых элементов с сохранившимися частями оригинального здания. Для успеха решающую роль играет культура и профессионализм архитектора, его этические принципы - в частности человеческая и цеховая уважение к архитектору, произведение которого подвергается переработке. С учетом того, что в процессе реставрации, как и в любом другом виде творческой деятельности, важную роль играет автор, надо признать, что качественно реставрация отличается не определениями, которыми описываются те или иные виды реставрационной деятельности, а уровнем мастерства конкретного исполнителя. В рамках научного подхода все виды реставрационной деятельности могут быть дифференцированы лишь количественно, в соответствии с уровнем интервенции в имеющуюся структуру памятника.

Заключение. Большое количество терминов объясняется, с одной стороны, масштабом предстоящих изменений, с другой стороны, тем, что вмешательство в имеющуюся структуру здания выполнено по принципиально разным причинам. Все эти термины являются определениями конкретных подходов и поэтому могут быть включены в общее понятие «восстановление» (refurbishment), которое полностью раскрывается только при обозначении конкретной цели реставрации. Наталья Душкина предлагает подобную иерархию в очередности действий, необходимых для максимального сохранения подлинности памятника и целостности его восприятия, названных по мере роста их деструктивного влияния: поддержка, консервация, укрепление, реставрация, реконструкция. Наиболее полно этот подход от-

ражен в работе Джеймса Дугласа (James Douglas), в которой градация терминов, определяющих виды реставрационной деятельности, представленная в виде графика линейной зависимости между уровнем вмешательства в структуру здания и риском его разрушения. Все виды работ разделены на четыре группы по степени воздействия на памятник от наименее значимого вмешательства (работы по поддержанию состояния) - до наибольшего (реконструкция).

Литература

1. Seregin, S. I. Reasons for strengthening building bases and foundations in the restoration and refurbishment of historical buildings / S. I. Seregin, A. A. Krukova // The World of Science without Borders : Материалы 7-ой Международной научно-практической конференции молодых учёных. Электронный ресурс, Тамбов, 14 февраля 2020 года. - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2020. - P. 228-230. - EDN BSASWQ.

2. Антонова, В. В. Опыт реставрации фасадов зданий - памятников культурного и исторического наследия / В. В. Антонова, А. П. Ерина // Научный журнал. - 2019. - № 8(42). - С. 42-46. - EDN JXEBZJ.

3. Гайратова, С. А. к. Особенности реставрации и реконструкции исторических зданий / С. А. к. Гайратова // Интернаука. - 2021. - № 47-1(223). - С. 6-8. - EDN DPTUPA.

4. Исаев, А. О. Применение технологий информационного моделирования при реставрации исторических зданий / А. О. Исаев, А. В. Гинзбург // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 9(99). - С. 56-58. - EDN NTILLH.

5. Каратайева, Н. Ф. Реставрация декоративного убранства исторических зданий Санкт- Петербурга / Н. Ф. Каратайева // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2018. - № 2(25). - С. 135-142. - EDN XSEWMX.

6. Кузнецова, Н. В. Реставрация архитектурной исторической среды города Тамбова на основе анализа территории кинотеатра "Родина" и бывшего здания военкомата / Н. В. Кузнецова, А. О. Самотойлов // Современная наука: теория, методология, практика : Материалы IV Всероссийской национальной научно-практической конференции, Тамбов, 20-21 апреля 2022 года. -Тамбов: Издательство ИП Чеснокова А.В., 2022. - С. 712. - EDN UPBRQI.

7. Миракян, А. Р. Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий Курской области / А. Р. Миракян // Будущее науки -2022 : Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 21-22 апреля 2022 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 137139. - EDN TSOZGC.

Formation of innovative architectural forms in tourist clusters Balikoev A.A., Gadzhiev U.M.

North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy

JEL classification: L61, L74, R53_

It is necessary to consider a number of issues of the scientific theory of restoration, which are directly related to the problem of adaptation and rehabilitation of buildings. The first of the problems that must be solved is associated with difficulties of a subjective psychological order. Development of a unified and psychologically acceptable professional terminology for all. First of all, it is necessary to reveal the concepts of "valuable historical buildings" and "rehabilitation as one of the types of restoration activities", since they are the object and subject of research.

It is important to understand what is the peculiarity of valuable historical buildings as an object of restoration activity. Today, the main object of restoration activity for an architect-restorer is an architectural monument-an object of cultural heritage of national or local significance, which is listed in the register of immovable monuments. Such a term causes certain problems. Although, formally, the definition is quite consistent with international practice. For example, in the International Existing Building Code, a monument (Historical building) is any building or structure that is listed in the state or National Register of Historic Places, the term has a formal coloring and does not give an idea of the object, since no building is a monument before being listed. There are a large number of definitions of the monument in the literature. Let's try to highlight what the essence of this concept is. A typical example is this definition. Architectural monuments should be considered objects whose authentic form and material substance, in combination with the historical environment, represent historical, scientific, artistic or any other cultural value.

Keywords: cluster, renovation, renovation, architecture, form.

References

1. Seregin, S. I. Reasons for strengthening building bases and foundations in

the restoration and refurbishment of historical buildings / S. I. Seregin, A. A. Krukova // The World of Science without Borders: Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. Electronic resource, Tambov, February 14, 2020. - Tambov: Tambov State Technical University, 2020. - P. 228-230. - EDN BSASWQ.

2. Antonova, V.V., Erina, A.P. Experience in the restoration of facades of

buildings - monuments of cultural and historical heritage / V.V. Antonova, A.P. Erina // Scientific journal. - 2019. - No. 8(42). - S. 42-46. - EDN JXEBZJ.

3. Gairatova, S. A. K. Features of the restoration and reconstruction of

historical buildings / S. A. K. Gairatova // Internauka. - 2021. - No. 47-1 (223). - P. 6-8. - EDNDPTUPA.

4. Isaev, A. O. Application of information modeling technologies in the

restoration of historical buildings / A. O. Isaev, A. V. Ginzburg // Science and business: ways of development. - 2019. - No. 9(99). - S. 56-58. -EDN NTILLH.

5. Karatayeva, N. F. Restoration of the decorative decoration of historical

buildings of St. Petersburg / N. F. Karatayeva // Decorative and applied art and education. - 2018. - No. 2 (25). - S. 135-142. - EDN XSEWMX.

6. Kuznetsova, N. V. Restoration of the architectural historical environment of

the city of Tambov based on the analysis of the territory of the cinema "Rodina" and the former building of the military registration and enlistment office / N. V. Kuznetsova, A. O. Samotoylov // Modern science: theory, methodology, practice: Materials IV All-Russian National Scientific and Practical Conference, Tambov, April 20-21, 2022. -Tambov: Publishing house IP Chesnokov A.V., 2022. - P. 7-12. - EDN UPBRQI.

7. Mirakyan, A. R. The problem of restoration and reconstruction of historical

buildings of the Kursk region / A. R. Mirakyan // The future of science -2022: Collection of scientific articles of the 10th International Youth Scientific Conference, Kursk, April 21-22, 2022. - Kursk: Southwestern State University, 2022. - P. 137-139. - EDN TSOZGC.

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.