Научная статья на тему 'Восстание в Вандее (1793-1794): религиозный аспект и образ врага'

Восстание в Вандее (1793-1794): религиозный аспект и образ врага Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3218
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / FRENCH REVOLUTION / ВОССТАНИЕ В ВАНДЕЕ / WAR IN THE VENDéE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ОБРАЗ ВРАГА / ENEMY MAGE / ДРУИДЫ / DRUIDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рождественский Илья Дмитриевич

Статья посвящена анализу причин жестокого подавления восстания в Вандее в 1793-1794 гг. Автор делает попытку объяснить, чем руководствовались республиканские войска, принимая решение о тотальном уничтожении мятежников. В центре внимания особенности мировосприятия революционеров, в том числе сложившийся у них образ вандейцев, одним из ключевых аспектов которого был религиозный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revolt in the Vendée (1973-1974): religious aspect and enemy image

The article analyzes the causes of the brutal suppression of the revolt in the Vendée in 1793-1794. The author attempts to explain what reasons made the Republicans to take the decision of total destruction of the rebels. In the spotlight the specific worldview of the revolutionaries, their image of Vendée rebels, a key aspect of which was religious.

Текст научной работы на тему «Восстание в Вандее (1793-1794): религиозный аспект и образ врага»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. № 2

И.Д. Рождественский

(аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки

исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)*

ВОССТАНИЕ В ВАНДЕЕ (1793-1794):

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ И ОБРАЗ ВРАГА

Статья посвящена анализу причин жестокого подавления восстания в Вандее в 1793—1794 гг. Автор делает попытку объяснить, чем руководствовались республиканские войска, принимая решение о тотальном уничтожении мятежников. В центре внимания — особенности мировосприятия революционеров, в том числе сложившийся у них образ вандей-цев, одним из ключевых аспектов которого был религиозный.

Ключевые слова: Французская революция, восстание в Вандее, религия, образ врага, друиды.

The article analyzes the causes of the brutal suppression of the revolt in the Vendée in 1793—1794. The author attempts to explain what reasons made the Republicans to take the decision of total destruction of the rebels. In the spotlight — the specific worldview of the revolutionaries, their image of Vendée rebels , a key aspect of which was religious.

Key words: French Revolution, War in the Vèndée, religion, enemy mage, Druids.

* * *

Восстание в Вандее выделяется даже среди самых драматичных событий Французской революции XVIII в. Комплекс причин, который привел к тому, что на борьбу с республикой поднялся весь регион; затянувшаяся на долгие годы война, воспоминания о которой стали чертой местного самосознания1; невероятная и подчас трудно объяснимая жестокость войск, отправленных для подавления мятежа в тот момент, когда его опасность была, пожалуй, минимальна, — вот лишь некоторые черты, которые отличают волнения на западе страны от любых других народных движений этого времени.

Местные жители взялись за оружие в марте 1793 г. Историки, пытаясь объяснить, что подтолкнуло вандейцев к такому шагу, на протяжении 200 лет стремились выделить какой-либо фактор, сыгравший ключевую роль. Только на современном этапе исследователи пришли к определенному консенсусу. Выработанный

* Рождественский Илья Дмитриевич, тел.: 8-906-754-62-34; e-mail: akselenc@ gmail.com

1 Martin J.-Cl. La Vendée de la mémoire, 1800-1980. Paris, 1989. P. 227-228.

ими подход учитывает недовольство церковной реформой, вылившееся в стремление защитить своих священников2, возмущение принудительным набором в армию и новым административно-территориальным делением, особый менталитет крестьян. Свою роль также сыграла и тяжелая экономическая ситуация3. К началу 1794 г. активность восставших уже практически свелась к нулю: очаги сопротивления оставались, однако их невозможно сравнить с той ситуацией, которая была еще за несколько месяцев до того. Тем сложнее дать оценку действиям республиканских армий, которые, руководствуясь планом, утвержденным Национальным Конвентом, были отправлены в регион, чтобы опустошить его и лишить мятежников любой возможности вновь оказать сопротивление4.

2 В июне 1790 г. Национальное собрание одобрило введение гражданского устройства духовенства, согласно которому священники, как и все остальные чиновники, должны были приносить клятву Конституции. Попытка поставить отправление культа под контроль государства вызвала раскол среди духовенства: священники, подчинившиеся декрету, стали называться prêtres jureurs (присягнувшие священники); те же кюре, которые выступили против нововведения, получили название prêtres réfractaires, т.е. священники, не подчинившиеся закону о реорганизации церкви. Вслед за клиром раскололось и все общество. Волнения прокатились по многим департаментам, но именно для Вандеи эта реформа стала первым и едва ли не самым важным шагом на пути к большому восстанию. См.: Faugeras M. Droits de l'homme et du citoyen et clergé nantais pendant la Révolution de 1789 // L'eglise catholique et la declaration des droits de l'homme. Angers, 1990. P. 135— 149; Mathiez A. Rome et le clergé français sous la c onstituante. Paris, 1911. P. 357—365; Pierrard P. L'église et la Révolution (1789-1889). Paris, 1988. P. 65-67; Sottocasa V. Protestants et catholiques face à la Révolution dans les montagnes du Languedoc // AHRF. 2009. N 355. См. также: Tortereau, Gergaud, Huet. Mémoire adressé à l'Assemblée nationale, par plusieurs curés du département de la Vfendée. Sables-d'Olonne, 1790.

3 Clénet L.-M. La Contre-Révolution. Paris, 1992; Gérard A. Pourquoi la Vfendée. Paris, 1990; Huguet J. Un cœur d'étoffe rouge: France et Vendée 1793. Le mythe et l'histoire. Paris, 1985; Secher R. La génocide Franco-français: la Vendée-Vengé. Paris, 1986; Sédil-lot R. Le coût de la Terreur. Paris, 1990; Мягкова Е.М. Необъяснимая Вандея: сельский мир на западе Франции в XVII—XVIII вв. М., 2006.

4 Идея расправиться с Вандеей возникла весной 1793 г. Так, в апреле республиканские офицеры впервые прибегли к террору, пытаясь восстановить порядок на охваченных мятежом территориях: восставших могли привязать к дулу пушки и выстрелить из орудия; захваченные разбойники расстреливались на месте; уничтожению подвергались дома и церкви вандейцев (тем не менее подобные действия не носили систематического характера). Тогда же появился план, согласно которому необходимо было сжечь все леса Вандеи и разрушить мельницы. В июле Б. Барер пошел дальше и предложил план тотального уничтожения Вандеи. 1 августа Конвент принял декрет и постановил предать огню леса, разрушить убежища мятежников, уничтожить урожай, увести скот. Имущество восставших переходило в собственность Республики. Вандея должна была стать кладбищем национального масштаба. 16 августа представитель Конвента А. Моморо торжественно провозгласил, что он готов претворить декрет в жизнь. Впрочем, в течение долгого времени это оставалось лишь словами. Вот почему 1 октября того же года Барер вынужден был констатировать, что «необъяснимая Вандея все еще существует».

Правительственные войска генерала Луи Тюрро вошли в историю под названием «адские колонны», что вполне адекватно отражает их методы подавления сопротивления: это была война с мирным населением, когда деревни предавались огню и мечу только потому, что их жители могли симпатизировать восставшим. Невозможно точно сказать, сколько человек погибло в течение первой половины 1794 г., однако представляется, что наиболее достоверной является цифра в 140—190 тысяч5. Жестокость «колонн» не поддается рациональному объяснению еще и потому, что ни одно из многочисленных восстаний времен революции не подавлялось аналогичным образом.

Уникальность «казуса» Вандеи состоит также в том, что в сознании республиканцев в 1791—1794 гг. сложился устойчивый и весьма яркий образ, который позволяет понять, почему подавление мятежа было столь кровавым. Дело в том, что в представлении революционеров Вандея становится сосредоточием зла; лишь уничтожив этот рассадник врагов, можно спасти страну. Этот аспект событий практически не изучен. Исследователи предполагали, что действия республиканских войск могли быть ответом на зверства самих мятежников; следствием революционного образа мысли, пропитанного насилием (впрочем, насилие тогда было в равной степени обращено на всех врагов Республики, хотя Вандея на общем фоне заметно выделяется); стремлением новой власти закрепить за собой монопольное право на применение силы. Была также сделана попытка интерпретировать события на западе Франции с точки зрения отношения к вандейцам как к «низшей расе»6. Однако эти версии не могут быть достаточным объяснением в силу своей неполноты: ни одна из них не дает ответа на вопрос, почему именно в Вандее была применена столь жестокая тактика. В свою очередь идея об особом революционном мировоззрении и об осо-

Стоит также отметить, что к этому моменту существовали и альтернативные идеи. Как пишет известный историк Р. Сешер, звучали предложения заразить население смертельно опасной болезнью, воспользоваться ядом или прибегнуть к взрывчатке. Однако окончательный выбор был сделан в пользу «адских колонн» генерала Л. Тюрро, действия которого были санкционированы членами Конвента в начале февраля 1794 г. — Secher R. Op. cit. P. 136-159.

5 Hussenet J. Comment dénombrer les morts de la Vfendée // La Vendée après la Terreur, la reconstruction. Actes du Colloque tenu à La Roche-Sur-Yon les 25, 26 et 26 avril 1996. Saint-Amand-Montrond, 1997. P. 237-246.

6 Bluche F., Rials S., Tulard J. La Révolution française. Paris, 1989. P. 92-93; Bregeon J.-J. Carrier et la terreur nantaise. Paris, 1987. P. 278; Castelnau J. Histoire de la Terreur. Paris, 1970. P. 224; Godechot J. La Contre-Révolution. Paris, 1961. P. 229; Генифе П. Политика революционного террора, 1789-1794. М., 2003. С. 17-22, 33-34, 174-175; Тэн И. Происхождение современной Франции. Т. 4. СПб., 1907. С. 134-139; Тьер А. История французской революции (1788-1799). Т. 3. СПб., 1874. С. 168-169.

бом месте Вандеи в этом мировоззрении позволяет составить куда более реальную картину.

Можно утверждать, что республиканцы представляли вандей-цев как суеверных, агрессивных и никого не щадивших бунтовщиков: «Орда разбойников, изрыгающая фанатизм, отравляет наши земли и стремится основать там свое логово. Храбрые республиканцы, вы должны подняться и использовать все средства, которые имеются в вашем распоряжении, чтобы их уничтожить. Свобода и равенство в опасности, у вас есть долг, судьба заставляет вас его выполнить. Чего хотят эти монстры? Предать вас огню, восстановить Старый порядок и вместе с ним десятину, барщину, талью, га-бель, подати, право охоты, баналитет, все феодальные налоги, одним словом, все злоупотребления, от которых мы с таким трудом избавились»7. Как полагали многие депутаты Конвента, немалую помощь вандейцам оказали и внешние силы, особую роль среди которых сыграла Англия: «Кто нанес Республике мучительную рану — Вандею, гражданскую войну, питаемую тайными агентами, которые посреди наших департаментов подсчитывают доходы и расходы от войны? Кто наполнил наши земли разбойниками, не-присягнувшими священниками и предателями-эмигрантами? <...> Кто поставлял злодеям в Вандее оружие, порох, пушки, на которых были написаны имена этих корыстных тиранов Европы? Правительство Британии»8. Наконец, восстание на западе Франции предстает как причина всех бед страны: «Именно в Вандее наши враги должны были нанести свой удар. Все свое внимание и заботу вам следует обратить на Вандею; в Вандее вы должны проявить весь национальный пыл и объединить все силы и ресурсы, которые есть в распоряжении Республики. <...> Уничтожьте Вандею, и Лион не устоит, Тулон восстанет против испанцев и англичан, а дух мар-

7 Прокламация депутатов Ж. Ф ле Жена и Г. дю Роше (4 ноября 1793 г.; Archives parlementaires (далее — AP). T. 78. 1911. P. 282). См. также: письмо администрации департамента Атлантическая Луара (31 марта 1793 г.; Ibid. T. 61. 1902. P. 12), письмо комиссара Конвента Ж.-Л. Карра (15 апреля 1793 г.; Ibid. T. 62. 1902. P. 113), доклад Б. Барера от имени Комитета общественного спасения (6 мая 1793 г.; Ibid. T. 64. 1903. P. 219-220), письмо генерала Л. Тюрро (17 августа 1793 г.; Ibid. T. 72. 1907. P. 285-286), выступление члена Комитета общественного просвещения А. Тибодо (1 июля 1794 г.; Ibid. T. 92. 1980. P. 316), письмо общества коммуны Ма-шекуль (15 августа 1794 г.; Ibid. T. 95. 1987. P. 119).

8 Доклад Б. Барера от имени Комитета общественного спасения (21 сентября 1793 г.; AP. T. 74. 1909. P. 599). См. также: выступление депутата Ж.Б. Буае-Фон-фреда (1 мая 1793 г.; Ibid. T. 63. 1903. P. 685); выступления депутатов Л. де Шайи (16 апреля 1793 г.; Ibid. T. 62. 1902. P. 201), Ж. Тальена (23 сентября 1795 г.; Réimpression de l'ancien Moniteur. T. 26. 1862. P. 3-4), генерала Ж. Беруйе (14 октября 1795 г.; Ibid. P. 175), отчет депутата П. Барраса (28 октября 1795 г.; Ibid. P. 282); Boissy-d'Anglas F. Discours prononcé, sur les négociations avec l'Angleterre. Paris, 1793. P. 3-4.

сельцев поднимется до республиканских высот. Наконец, каждый удар, который вы нанесете по Вандее, отзовется в мятежных городах, в департаментах, покоренных федерализмом, на нарушенных границах. Вандея и еще раз Вандея! Это политическая язва, которая разъедает сердце Республики. Сюда-то и следует нанести удар»9.

Однако ключевым аспектом образа вандейцев является своеобразный миф о религии10. Религиозный вопрос в целом сыграл столь важную роль, что долгое время рассматривался исследователями в качестве основной причины восстания. Наиболее влиятельной концепцией в историографии на протяжении всего XIX и начала XX в. была теория, связанная с декретом о гражданском устройстве Церкви: крестьяне встали на защиту своей исконной религии от посягательств революционной Франции. Однако следует отметить, что исследователи не были едины в оценке религиозности вандейцев: некоторые специалисты полагали, что жители департамента фанатично защищали католицизм11; другие же историки отмечали особый характер вандейской веры12, в которой сплелись догматы католицизма и местные суеверия: «Вы назовете это восстанием древних галлов по голосу друидов»13. Эта идея нашла своих сторонников и в XX в. Ее основное положение не претерпело изменений — религиозность крестьян, находящаяся на стыке суеверий и католицизма14. В данном случае оно отражает те

9 Доклад Б. Барера от имени Комитета общественного спасения (1 октября 1793 г.; AP. T. 75. 1909. P. 421). См. также: послание депутата Ш. Барбару (25 июня 1793 г.; Ibid. T. 67. 1905. P. 468), обращение администрации генерального совета департамента Нор (17 июля 1793 г.; Ibid. T. 69. 1906. P. 78), выступление депутата М. Робеспьера (2 августа 1793 г.; Ibid. T. 70. 1906. P. 136), выступление члена Комитета общественного спасения Б. Барера (16 октября 1793 г.; Ibid. T. 76. 1910. P. 643), письмо монтаньяров коммуны Родез (11 декабря 1793 г.; Ibid. T. 81. 1913. P. 312).

10 Миф в данном случае следует понимать с точки зрения, предложенной Р. Бартом: «Миф — это не любое высказывание; только в особых условиях речевое произведение может стать мифом. Но с самого начала необходимо твердо усвоить, что миф — это коммуникативная система, сообщение. Следовательно, миф не может быть вещью, концептом или идеей; он представляет собой один из способов означивания; миф — это форма». — Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1980. С. 72.

11 Barante A.G. Histoire de la Convention nationale. T. 3. Paris, 1851. P. 454—457; Blanc L., Cretineau-Joly J. Les guerres de Vfendée. Paris, 1960. P. 11; Mortimer-Ternaux L. Histoire de la terreur 1792—1794 d'après des documents authentiques et inédits. T. 6. Paris, 1868. P. 254-263; Блан Л. Французская революция. Т. 5. СПб., 1907. С. 138-155; Олар А. Политическая история Французской революции. М., 1938. С. 458-460.

12 Chevalier P.-M.-F. Bretagne et Vendée: Histoire de la Révolution française dans l'Ouest. Paris, 1848. P. 253, 365-366, 372; Guesdon A. Histoire des guerres de la Vendée, depuis 1792 jusqu'en 1796. Paris, 1828. P. 36-40.

13 Кинэ Э. Революция и критика ее. Т. 2. М., 1908. С. 17-18.

14 FournierE. La guerre en Vendée n'aura pas lieu. Paris, 1988. P. 172-173, 184, 214-215; Gaxotte P. La Révolution française. Paris, 1928. P. 286-287.

представления, которые существовали среди республиканцев; которые воспринимали вандейскую религию как ключевой аспект. Фактически религиозная составляющая образа вандейцев стала едва ли не системообразующей при определении места восставших в условной схеме «свой—чужой». Разительное отличие в этом плане вандейцев от остальных жителей Франции привело к тому, что они оказались заклятыми врагами революции, которым не нашлось места в лоне государства и которым было уготовано уничтожение.

Предметом изучения в данном случае является не объективная реальность, а именно система ментальных образов. И особый интерес представляет вопрос эволюции представлений республиканцев: как жители отдаленных районов страны со своими особыми верованиями «превратились» в кровожадных и обремененных фанатичными предрассудками людей, готовых взяться за оружие.

В материалах всех законодательных органов Франции упоминания о тревожной ситуации в Вандее и об особой роли священников начинают появляться лишь в конце 1792 г. Однако в источниках все же можно обнаружить отдельные более ранние сообщения. Это дает основание сделать вывод, что представления об особой вандейской религиозности, по-видимому, сформировались именно в связи с реакцией жителей региона на реформу церкви. По мнению революционеров, священники возглавляли все локальные восстания. Так, например, в 1791 г. они «обманули», «совратили» и заставили взяться за оружие жителей дистрикта Шаллан15. Местное население готово было защитить своих кюре от посягательств со стороны центральной власти. Служители культа, уверены республиканцы, контролировали всю жизнь в департаменте, они умело подогревали крестьянский фанатизм и направляли его в нужное русло. Те же кюре, которые согласились с реформой церкви, оказались в притесненном положении16. Апогеем гротескного описания вандей-ских священников стал доклад, представленный депутатам 9 октября 1791 г. комиссарами ассамблеи Ж. Галуа и А. Жансонне. Из текста следует, что всемогущие кюре воспринимались как люди, которые якобы были в состоянии повлиять на погоду одной лишь молитвой; но главное — в их власти была человеческая душа и ее жизнь в загробном мире17. Мятежные кюре лишили присягнувшее республике духовенство возможности отправлять культ. Отправле-

15 11 мая 1791 г. — La Bouche de fer. 1791. T. 3. № 53. P. 339.

16 Письмо редактору (24 сентября 1791 г.; Journal chretien ou L'ami des moeurs, de la verite et de la paix. Paris, 1791. № 12).

17 Kléber en Vendée (1793—1794), documents publies pour la Société d'histoire contemporaine, par H. Baguenier-Desormeaux. Paris, 1907. P. 49.

ние обрядов чужаками (prtres intrus) было объявлено смертным грехом, и крестьянам было запрещено участвовать в этом осквернении религии18. «Узурпация» культа прошла вполне успешно: «Перед тем как неприсягнувших священников заменили, наиболее экзальтированные из них успели воспользоваться всей своей властью над духовной жизнью прихода, чтобы запугать верующих. Они объявили, что таинства, которые будут осуществлять их преемники, лишены какой-либо ценности»19.

Схожая ситуация сохранилась и в 1792 г. В представлении революционеров, неприсягнувшее духовенство было способно посеять сомнение в каждой семье, отвратить от ценностей революции, в его силах разжечь пламя гражданской войны в регионе, и для этого могли использоваться любые способы убеждения: беседы во время исповеди, молитвы, попытки запугать адскими муками и обещание райских кущ после смерти. Складывается ощущение, что именно священники и все, кто им сочувствует, и были средоточием зла в Вандее20. За такими служителями культа, возмутителями спокойствия, было необходимо неусыпное наблюдение, а по мнению некоторых парламентариев, от них и вовсе следовало очистить Францию21.

Эти сообщения, основывающиеся на публикациях в газетах, на письмах из Вандеи и впечатлениях комиссаров, легли в основу тех представлений республиканцев, которые окончательно оформились к 1793 г., когда начались боевые действия, и сохранялись в течение долгого времени. В Конвенте утвердилось мнение, что именно на священниках лежит ответственность за мятеж22. Создается образ не только подстрекателей и инициаторов, но и предводителей восстания23. В этих условиях кюре становятся врагами Франции: «Во многих департаментах приступили к заключению

18 Ibid. P. 50-53.

19 Vigier F. Les curés Poitevins et la Révolution. Anjou, 1990. P. 134. См. также: Kléber en Vendée... P. 32.

20 Письмо автору журнала от аббата Борегара (11 июля 1792 г.; Journal ecclésiastique, ou Bibliothèque raisonnée des sciences ecclésiastiques. juillet 1792. P. 80-84). См.: Les Annales patriotiques et littéraires de la France, et affaires politiques de l'Europe. N 167. 15.06.1792. P. 734; доклад комиссаров Ксавье Одона и Луазо Гранмезона (13 октября 1792 г.; Réimpression de l'ancien Moniteur. T. 14. Paris, 1858. P. 202).

21 Journal des débats et de la correspondance de la Société des Jacobins. Paris, 1792. N 129. P. 7.

22 Выступление Б. Барера (18 марта 1793 г.; AP. T. 60. 1901. P. 291), гражданина Боннэра (2 мая 1793 г.; Ibid. T. 64. 1903. P. 4-5), отчет представителя Конвента П. Оги (16 мая 1793 г.; Ibid. P. 708); 22 марта 1793 г. (Journal de Lyon, ou Moniteur du département de Rhône-et-Loire. N 61. P. 243).

23 Aulard F.-A. La Société des Jacobins: recueil de documents pour l'histoire du club des Jacobins de Paris. T. 6. 1895. P. 14, 117, 411. Этот же период впоследствии описы-

под стражу людей, подозреваемых в явном сотрудничестве с врагом и в сговоре с эмигрантами и контрреволюционерами. В основном в этом обвиняют священников и монахов»24. С подобной позицией солидарна и администрация Вандеи: «Кровавые священники ввергли вас в нищету. Опасайтесь, если священники, которые вас убивают, говорят вам об упразднении десятины или барщины; если они отправляют вас грабить и убивать, а ваша совесть остается спокойной. <...> Это монстры. Вам говорили, что религия утеряна. Но разве религия требует от вас отбирать чужую собственность? Или убивать ближних?»25. Речь, по мнению республиканцев, идет об «извращенных, жадных до земли и своих бывших владений священниках <...>, язык которых источает смертельный яд фанатизма»26.

Стоит заметить, что «фанатизм» — феномен не вандейский, но общереволюционный, он понимался как своего рода помешательство, ослеплявшее людей: «Повторяю, нам нечего бояться иного фанатизма, кроме фанатизма безнравственных людей, подкупленных иностранными государствами с целью возродить фанатизм и придать нашей революции налет безнравственности, характерный для наших презренных и жестоких врагов»27. Зачастую фанатизм осознавался именно с религиозной точки зрения и противопоставлялся разуму: «Фанатизм — это свирепое и капризное животное, оно бежит от разума; преследуйте его с криками, и оно воз-вратится»28. Однако, как полагают революционеры, фанатизм

вает и генерал Гюго: Hugo J. Mémoires du général Hugo, gouverneur de plusieurs provinces et aide-major-général des armées en Espagne. T. 1. Paris, 1823. P. 163-164.

24 Выступление Б. Барера (29 мая 1793 г.; AP. T. 65. 1904. P. 573); 2 мая 1795 г. (Annales de la religion, ou Mémoires pour servir à l'histoire de l'Eglise de France sur la fin du XVIIIe siècle. T. 1. N 1. Paris, 1795. P. 22); 16 июня 1798 г. (L'Ami des lois. N 268. P. 1074); 29 мая 1794 г. (Le conservateur décadaire des principes républicains et de la morale politique. T. 1. N 3. P. 157).

25 Прокламация администрации департамента Вандея (29 августа 1793 г.; AP. T. 73. 1908. P. 181).

26 Послание администрации Вандеи гражданам департамента (19 сентября 1793 г.; Ibid. T. 74. 1909. P. 396); 13 июня 1796 г. (Annales de la religion, ou Mémoires pour servir à l'histoire de l'Eglise de France sur la fin du XVIIIe siècle. T. 3. N 7. Paris, 1796. P. 155-157); 19 декабря 1795 г. (Journal de la religion et du culte catholique. T. 1. N 12. Paris, 1795. P. 187); 10 октября 1793 г. (La Feuille villageoise. T. 7. N 2. Paris, 1793. P. 35); Annales religieuses, politiques et littéraires. T. 2. N 21. Paris, 1796. P. 370-371; выступление депутата Конвента Луи Фрерона (3 сентября 1794 г.); Aulard F.-A. La Société des Jacobins... T. 6. P. 411; Barère B. Mémoires. T. 2. Paris, 1842. P. 103; Gohier L.J. Le Ministre de la Justice au Peuple Francais. Paris, 1793. P. 5-6.

27 Робеспьер М. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М., 1965. С. 74. См. также: Belle. A. Notice sur Fieschi, suivie de Réflexions sur le fanatisme et la liberté de la presse. Paris, 1835; Clermont-Tonnerre S. Réflexions sur le fanatisme: par un véritable ami de la Révolution française. Paris, 1791. P. 89-101.

28 Робеспьер М. Указ. соч. Т. 3. С. 71.

вандейцев не ограничивался религией. «Вандейцы — это французы, воодушевленные двойным фанатизмом. — религиозным и роялистским»29, — пишет Луи Тюрро. Эта же мысль звучит и в докладе Бертрана Барера от имени Комитета общественного спасения30. Фанатизм, проводниками которого, как уверены республиканцы, являются священники, опьяняет и развращает народный дух: «Но кто мог придать этот импульс жителям деревни? Кто мог внушить им ярость, эту жажду крови? Кто...? Те, кто во все исторические эпохи фигурировал на сцене религиозных войн; те, кого сам д'Эльбе31 считал главным препятствием на пути к восстановлению спокойствия в департаменте; те, кто распалял воображение, кто наполнил его фанатизмом, кто находился во главе ночных паломничеств <...> Воистину фанатизм несет в своей руке пылающий факел, который он может потушить или вновь разжечь по своей воле»32. Фанатизм — это фактически помешательство33. Фанатизм толкает крестьян на «подвиги», заставляет бросаться в гущу битвы, не боясь смерти, не щадя ни себя, ни врагов: «Вандейцы, опьяненные ядом фанатизма, покидали церкви лишь затем, чтобы преследовать противника, пренебречь самыми страшными опасностями,

29 Turreau L.-M. Mémoires pour servir à l'histoire de la guerre de la Vfendée. Paris, 1795. P. 28—29. См. также: Lequinio de Kerblay J.-M. Guerre de la Vfendée et des Chouans. Paris, 1794. P. 10-12.

30 22 июня 1793 г.; AP. T. 67. 1905. P. 66-67. См. также доклад Б. Барера (1 октября 1793 г.; Ibid. T. 75. 1909. P. 420-426).

31 Морис Жозеф Луи д'Эльбе (21 марта 1752 г. — 6 января 1794 г.). Родился во французской семье в Дрездене, в 1777 г. приехал во Францию. Один из предводителей восстания, был тяжело ранен в битве при Шоле, после чего его перевезли в Нуармутье. В начале января 1794 г. он был пленен войсками генерала Тюрро. Казнен 6 января. Документы из личного архива д'Эльбе Тюрро использовал при написании своих мемуаров. Подробнее см.: Michaud L.G. Biographie universelle, ancienne et moderne. T. 13. Paris, 1851. P. 1-3.

32 Savary J.-J.-M. Guerres des vendéens et des chouans contre la République française. Annales des départemens de l'Ouest pendant ces guerres. T. 1. Paris, 1825. P. 39. См. также: 27 июня 1795 г. (Annales de la religion, ou Mémoires pour servir à l'histoire de l'Eglise de France sur la fin du XVIIIe siècle. T. 1. N 9. Paris, 1795. P. 199); 2 ноября 1795г. (Ibid. T. 2. N 2. P. 43-44); 28 июня 1794 г. (Le conservateur... T. 1. № 6. P. 343); Harmand F. Rapport et projet de décret faits au nom du comité de législation, le 3 septembre 1793. Paris, 1793. P. 1-3; Patriote de la Vendée. Au peuple trompé de la Vendée. Paris, 1794. P. 4.

33 См. доклад Б. Барера (18 марта 1793 г.; AP. T. 60. 1901. P. 291), письмо комиссара Колло д'Эрбуа (23 марта 1793 г.; Ibid. P. 461), выступление члена генерального совета департамента Шер (28 апреля 1793 г.; Ibid. T. 63. 1903. P. 549), выступление членов муниципалитета Орлеана (29 апреля 1793 г.; Ibid. P. 573-574), письмо представителя народа при рейнской армии П. Руампа (9 сентября 1793 г.; Ibid. T. 73. 1908. P. 562); обращение коммуны Ле Манна (30 ноября 1793 г.; Ibid. T. 80. 1912. P. 406); обращение коммуны Понтак, департамент Атлантические Пиренеи (25 июля 1794 г.; Ibid. T. 93. 1982. P. 498-499).

уверенные в победе или в том, что после смерти они обретут мученический венец»34.

С началом восстания источники (сообщения в прессе, письма и доклады, свидетельства очевидцев) становятся базой для возникновения определенного образа, который в свою очередь под-питывается сообщениями, поступающими от республиканских офицеров и от комиссаров Конвента. Образ постепенно приобретает все большую четкость: полутона полностью исчезают, священники становятся буквально воплощением всего зла, сосредоточенного на мятежной территории. С этим же связано и все более частое представление вандейской религиозности в гипертрофированном виде. И если, например, доподлинно известно, что символом восстания было священное сердце Христа (Sacré-Cœur)35, то некоторые описания приобретают в сознании республиканцев мистические черты: «Они (вандейцы. — И.Р.) были игрушкой в руках шарлатанов, которые под маской ведьм и колдунов обладали в их воображении абсолютной властью. Их религия — это сплетение грубых суеверий; и они скорее простили бы богохульство», чем шутку о дереве или источнике, которым они поклонялись и перед которыми проводили богослужение еще со времен друидов36. Ван-дейский культ не предполагал шумных многолюдных собраний. Он был исполнен таинственности, отгорожен от глаз посторонних лесом — так же, как и вся Вандея отделена от Франции: «Жители двадцати или двадцати пяти деревень дистриктов Плермель и Понтиви, возглавляемые несколькими фанатичными священниками, собирались в отдаленных церквях или в лесах, чтобы там послушать мессу»37. В некоторых республиканских текстах вместо священников появились персонажи из древности: «Друиды руководили религиозными церемониями: всякий, кто отказывался покориться их решениям, изгонялся»38. Власть друидов уходит своими корнями во тьму веков, что некоторые авторы подтверждали, обращаясь к сочинениям Цезаря: «Нравы древних кельтов, о кото-

34 Turreau L.-M. Op. cit. P. 69. См. также: Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 100, 157, 229; T. 2. P. 142, 265.

35 Biron M.-P. Les messes clandestines pendant la Révolution. Paris, 1989. P. 162—166; Viguerie J. Op. cit. P. 249-250.

36 Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 30. См.: Debidour A. L'Histoire des rapports de l'église et de l'état en France de 1789 a 1870. Paris, 1898. P. 28.

37 Turreau L.-M. Op. cit. P. 17-18. См.: Choudieu R.-P. Mémoires et notes de Chou-dieu représentant du peuple à l'Assemblée législative, à la Convention et aux armées. Paris, 1897. P. 360-361.

38 Turreau L.-M. Op. cit. P. 29. См. также: 13 июня 1796 г. (Annales de la religion, ou Mémoires pour servir à l'histoire de l'Eglise de France sur la fin du XVIIIe siècle. T. 3. N 7. Paris, 1796. P. 155-157); Kléber en Vendée... P. 58.

рых писал Цезарь в своих "Записках о галльской войне"39, можно обнаружить и в Вандее, и в Бретани, где о существовании культа друидов говорит большое число памятников»40.

Друиды — это вполне определенный культурный код, отсылающий французов ко временам глубокого Средневековья41. Стоит обратить внимание на ряд особенностей этого кода, которые республиканцы переносят на современные им события. Так, верования друидов предполагали почитание природы, а также высших сил — духов и богов. Кроме того, друиды говорили о переселении душ: считалось, что в ином мире душа сохраняла свою «идентичность», все свои привычки и страсти42. Важную роль в отправлении культа играла магия, благодаря которой друиды могли не только повелевать погодой, но и врачевать. Впрочем, их магия требовала человеческих жертвоприношений43. Власть друидов над галлами была фактически абсолютной и основывалась, в том числе, на стра-хе44. Со временем образ начинает заимствовать мифические черты: «Эти священники обладали (как и следовало ожидать) даром пророчества. Они также использовали магию»45.

Как полагали республиканцы, вандейские верования связаны с чудесами: «Богоматерь предстала перед человеком, дабы освятить алтарь, возведенный в лесу; сам Сын божий спустился с небес,

39 «Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. Именно они выносят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах — решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто — будет ли это частный человек, или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность». — Цезарь Гай Юлий. Записки о галльской войне. Кн. VI, § XIII.

40 Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 28.

41 PrunierL.-P. La Vendée avant 1793. Légendes et récits. Paris, 1893. P. 9-11.

42 Cabet M. Histoire populaire de la révolution française de 1789 à 1830. T. 1. Paris, 1839. P. 5-6; Vaughan R. Revolution in English History. T. 1. London, 1867. P. 66-71.

43 Annales de la religion. T. 2. N 9. P. 206. Кстати, некоторые авторы, подчеркивая жестокость членов Комитета общественного спасения, называют их настоящими друидами. См., например: NorvinsM. Op. cit. T. 1. P. 224-225.

44 Hugo A. France pittoresque. T. 2. Paris, 1835. P. 22-23; Le Bas P. L'Univers. Histoire et description de tous les peuples. Dictionnaire encyclopédique de la France. T. 6. Paris, 1842. P. 711-715.

45 Turreau L.-M. Op. cit. P. 67-68. См.: Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 83; Choudieu R.-P. Op. cit. P. 360-361.

чтобы помочь при благословении знамени; в другом месте видели озаренных светом ангелов с крыльями, предвещающих победу»46. Чаще всего вандейцам являлись именно ангелы, они выступали в роли предвестников событий или глашатаев Бога. Кроме ангелов Вандею «посещала» Богоматерь в ослепительном сиянии. Что примечательно, иногда она появлялась не одна, а с Христом-младенцем на руках или с Франциском Ассизским, покровителем животных и одним из самых почитаемых католических святых47.

Следующий важный момент — это поклонение источникам и деревьям, проведение перед ними ритуальных обрядов. Чаще всего обряд совершался перед дубами и нередко ночью. Рядом с дубом или даже внутри него можно было узреть и Богоматерь48. Культ дерева являлся бесконечно важным для жителей департамента, ведь именно с деревьями связывались самые разные чудеса. Так, например, офицер-республиканец Жан Савари приводит пример памятника апостолу Петру, сделанного из дерева. Памятник попробовали заменить на аналогичный, но уже из мрамора, что вызвало ропот недовольства среди жителей, поскольку «старый мог творить чудеса, это был покровитель прихода»49.

В определенной мере прослеживается параллель между вандей-скими «чудотворными» дубами и «деревьями свободы» республиканской Франции. Так, по мнению аббата Грегуара, дубы в большей степени, чем остальные виды деревьев, подходят, чтобы использовать их в качестве древа свободы. А символическое значение дубы приобрели еще в античные времена50. Впрочем, для республиканцев дуб в качестве дерева свободы — символ религиозный, политический и нравственный, в то время как для вандейцев он, скорее, чисто религиозный.

Однако, наиболее необычный аспект заключается в другом. Вандейцы якобы верили не просто в загробную жизнь и в рай: «Набат был сигналом к сбору. Крестьяне оставляли плуг, брали хлеб на три-четыре дня и отправлялись в путь; на них были надеты четки, кресты. К кафтанам было приколото "сердце Иисуса" или изображение какого-либо святого. <...> Если они мечтали о смерти, то рассматривали ее как небольшую жертву, дававшую право

46 Ibid. См. также: Annales de la religion. T. 1. N 5. P. 114; Choudieu R.-P. Op. cit. P. 360-361; Kléber en Vendée. P. 40-41, 88; Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 56.

47 Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 57, 71. Kléber en Vendée. P. 40-41.

48 Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 30, 39, 56, 57. Kléber en Vendée. P. 40; Journal chrétien ou L'ami des mœurs, de la vérité et de la paix. Paris, 1791. N 1. P. 6.

49 Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 31. См.: Choudieu R.-P. Op. cit. Paris, 1897. P. 360-361.

50 Grégoire H. Essai historique et patriotique sur les arbres de la liberté. Paris, 1794. P. 2-3, 8-14, 26-43.

попасть в рай»51. Они верили в воскрешение в случае смерти в бою: «Вандейцы долгое время верили, что воскреснут в течение трех дней после смерти. Женщины сохраняли тела своих детей и мужей»52. Упоминание о воскрешении встречается и в материалах Конвента. Член Комитета общественного спасения Бертран Барер, цитируя в своем выступлении письмо из Нанта, говорил, что «священники убедили крестьян: они могут быть застрелены, заколоты шпагой, но воскреснут через три дня. И мы видели, как эти несчастные шли с улыбкой на казнь»53. Мотив воскрешения представляется чрезвычайно важным, поскольку сильнее всего отличает вандейскую религию от христианской традиции, в Новом Завете аналогичные «возвращения» к земной жизни единичны и связаны с именем Иисуса Христа: Лазарь из Вифании, который ожил на четвертый день после смерти (Ин. 11:1-45), и сам сын Божий (1 Кор. 15:6). Также важной частью культа являлась идея о мученическом венце — «palme du martyre», или пальмовой ветви (в данном случае речь идет, скорее, не столько об изображении самой ветви, сколько именно о символе)54. Иначе говоря, мотив смерти за религию и мученичества составляет важную часть образа.

Упомянутый символ — пальмовая ветвь — восходит к временам Священного Писания: пальма в христианстве символизирует победу духа над телом55, упоминание о пальмовых ветвях часто встречается в Acta Martyrum56, а Священная Конгрегация обрядов в 1688 г. пришла к выводу, согласно которому изображение пальмы на могилах в катакомбах является доказательством того, что в данной могиле захоронен мученик57. Кроме того, жители Иерусалима с пальмовыми ветвями в руках приветствовали вход Господень в город (Ин. 12:12).

Миф о вандейской религии — явление крайне сложное. В нем сочетаются особенности отправления культа на западе Франции и представления республиканцев о том, какую веру исповедуют мятежники; священники, пользовавшиеся большим влиянием среди местных жителей, и образ кюре, которые управляли всей жизнью

51 Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 23. См. также: 20 декабря 1793 г. (Le Vieux Cordelier. Paris, 1834. N 4. P. 60).

52 Turreau L.-M. Op. cit. P. 69. См. также: Savary J.-J.-M. Op. cit. T. 1. P. 23.

53 Доклад 6 мая 1793 г.; AP. T. 64. 1903. P. 217.

54 Turreau L.-M. Op. cit. P. 69.

55 Origen. Commentary on the Gospel of John (Book X). § 18.

56 Мученические акты. В узком смысле — официальные судебные записи, сделанные во время процессов над первыми христианами. В более широком смысле под Мученическими актами понимают рассказы о смерти мучеников. Подробнее см.: Bridge J. Acts of the Martyrs // The Catholic Encyclopedia. T. 8. N.-Y., 1910.

57 Hassett M. Palm in Christian Symbolism // Ibid. T. 11. N.-Y. 1911.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в регионе и чья жестокость могла сравниться с кровожадностью друидов; преданность вандейцев своему духовенству и фанатичное стремление восставших, как полагали республиканцы, защищать свои традиции и устои, не щадя ни себя, ни врагов. Подобный миф — составная часть особого образа вандейцев, о некоторых чертах которого было сказано ранее. Республиканцы представляют население Вандеи как суеверных, агрессивных и фанатичных людей, которые к тому же получают помощь от иностранных держав. Аспект фанатизма и религии в данном случае становится ключевым, поскольку мятежники, как полагают республиканцы, изначально берутся за оружие, чтобы защитить свое духовенство. Иными словами, раскол между Вандеей и республиканской Францией, как подчеркивается в источниках, происходит в основном по религиозному вопросу. Особые вандейские верования наделяются мифическими чертами. Таким образом, подчеркивается ина-ковость вандейцев, их чужеродность и враждебность революции, что становится ключевым элементом при формировании образа врага. Представления о религиозной фанатичности вандейцев дают республиканцам основания признать их «чужими» и санкционировать их уничтожение.

Список литературы

1. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1980.

2. Блан Л. Французская революция. СПб., 1907.

3. Генифе П. Политика революционного террора, 1789—1794. М., 2003.

4. Кинэ Э. Революция и критика ее. М., 1908.

5. Мягкова Е.М. Необъяснимая Вандея: сельский мир на западе Франции в XVII-XVIII вв. М., 2006.

6. Олар А. Политическая история Французской революции. М., 1938.

7. Тьер А. История французской революции (1788-1799). СПб., 1874.

8. Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1907.

9. Barante A.G. Histoire de la Convention nationale. Paris, 1851.

10. Blanc L, Cretineau-Joly J. Les guerres de Vendée. Paris, 1960.

11. Bluche F., Rials S., Tulard J. La Révolution française. Paris, 1989.

12. Bregeon J.-J. Carrier et la terreur nantaise. Paris, 1987.

13. Cabet M. Histoire populaire de la révolution française de 1789 à 1830. Paris, 1839.

14. Castelnau J. Histoire de la Terreur. Paris, 1970.

15. Chevalier P.-M.-F. Bretagne et Vendée: Histoire de la Révolution française dans l'Ouest. Paris, 1848.

16. ClénetL.-M. La Contre-Révolution. Paris, 1992.

17. Debidour A. L'Histoire des rapports de l'église et de l'état en France de 1789 a 1870. Paris, 1898.

18. Faugeras M. Droits de l'homme et du citoyen et clergé nantais pendant la Révolution de 1789 // L'eglise catholique et la declaration des droits de l'homme. Angers, 1990.

19. Ferrand J, Lamarque J. Histoire de la Révolution française. Paris, 1845.

2Q. Gaxotte P. La Révolution française. Paris, 1928.

21. Gérard A. Pourquoi la Vendée. Paris, 1990.

22. Godechot J. La Contre-Révolution. Paris, 1961.

23. Guesdon A. Histoire des guerres de la Vendée, depuis 1792 jusqu'en 1796. Paris, 1828.

24. Hugo A. France pittoresque. Paris, 1835.

25. Huguet J. Un cœur d'étoffe rouge: France et Vèndée 1793. Le mythe et l'histoire. Paris, 1985.

26. Hussenet J. Comment dénombrer les morts de la Vendée // La Vendée après la Terreur, la reconstruction. Actes du Colloque tenu à La Roche-Sur-Yon les 25, 26 et 26 avril 1996. Saint-Amand-Montrond, 1997.

27. Le Bas P. L'Univers. Histoire et description de tous les peuples. Dictionnaire encyclopédique de la France. Paris, 1842.

28. Martin J.-Cl. La Vendée de la mémoire, 1800-1980. Paris, 1989.

29. Mathiez A. Rome et le clergé français sous la constituante. Paris, 1911.

3Q. Michaud. L.G. Biographie universelle, ancienne et moderne. Paris, 1851.

31. Mortimer-Ternaux L. Histoire de la terreur 1792-1794 d'après des documents authentiques et inédits. Paris, 1868.

32. PierrardP. L'église et la Révolution (1789-1889). Paris, 1988.

33. Prunier L.-P. La Vendée avant 1793. Légendes et récits. Paris, 1893.

34. Secher R. La génocide Franco-français: la Vendée-Vengé. Paris, 1986.

35. Sédillot R. Le coût de la Terreur. Paris, 1990.

36. Sottocasa V. Protestants et catholiques face à la Révolution dans les montagnes du Languedoc II AHRF. 2009.

37. Vaughan R. Revolution in English History. London, 1867.

38. Vigier F. Les curés Poitevins et la Révolution. Anjou, 1990.

Поступила в редакцию 2 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.