Воссоздание архитектурного образа утраченного памятника архитектуры с помощью мультимедийных технологий (на примере храма Рождества Христова на Песках XVII века в г. Санкт-Петербурге)
Бондаренко Ирина Олеговна,
магистр, кафедра «Строительство уникальных зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», ¡ппа5311@.иа
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме - восстановлению утраченных памятников архитектуры с помощью мультимедийных технологий. Виртуальные способы воспроизведения являются достаточно новым направлением в современной реконструкции зданий. На примере храма Рождества Христова на Песках рассматривается проблема целесообразности целостной реконструкции памятников архитектуры. Дано описание объемно-планировочного и конструктивного решения здания. Проанализированы различные способы реконструкции утраченных памятников архитектуры. Выявлены проблемы при проведении строительно-монтажных работ на месте расположения храма. Предложены методы восстановления архитектурного образа утраченной достопримечательности на примере г. Санкт-Петербурга в контексте историко-архитектурной и ландшафтной среды с помощью мультимедийных выставочных технологий. В заключении утверждается, что виртуальные способы восстановления архитектурных памятников помогут сохранить культурное наследие человечества. Ключевые слова: архитектура, реконструкция, памятник архитектуры, мультимедийные технологии, храм, храмовая архитектура
со
ей
119
5
г
5
и
Ы
5
г
о
Сегодня актуальна проблема восстановления архитектурного образа в историческом ландшафте г. Санкт-Петербурга церковь Рождества Христова на Песках, которая была утрачена в 1934 году в ходе масштабного проведения в СССР «пятилетки безверия» в 1932-1937 годах. Проведен анализ целесообразности реконструкции и эстетической ценности храма. В статье рассмотрены предлагаемые способы воспроизведения данной достопримечательности.
Санкт-Петербург и Ленинградская область является сердцем российского туризма и входит в пятерку самых привлекательных туристических мест России. В области сосредоточено большое количество памятников архитектуры и градостроительства разных эпох. Однако многие из них не получают надлежащего ухода и нуждаются в реставрации и ревалоризации. Одним из таких памятников является храм Рождества Христова на Песках.
Градостроительное и архитектурное наследие г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области является уникальным благодаря своей аутентичности. В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве.
По проекту архитектора П. Е. Егорова 18 сентября 1781 г. на главной площади слободы был заложен каменный храм. Он строился в стиле строгого классицизма: с большим куполом, ионическим портиком на фасаде и двумя звонницами по углам. Своим видом здание напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались такие материалы, как камень и дерево. [1]
Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, летом 1934, через несколько месяцев после закрытия, ее разобрали, и на этом месте разбили сквер.
Храм признан объектом культурного наследия - памятником истории и культуры народов Российской Федерации, взят под охрану государства распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране па-
мятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 19 июля 2013 года как исторический участок. Достопримечательное место церковь Рождества Христова на Песках -центр исторического поселения (слободы) строителей Санкт-Петербурга. [2]
Живописный образ сооружения, неповторимый своими объемно-пространственными решениями был гармонично вписан в городской ландшафт. Кроме того, здание было составляющей исторической среды города. В таких исторически значимых городах, как Санкт-Петербург, архитектурно-градостроительная среда органично формируется в течение многих веков. Поэтому потеря архитектурного произведения - неотъемлемой составляющей такой среды - наносит ему огромный, порой непоправимый вред.
Наличие инвентаризационных чертежей, документов, библиографических источников дает возможность говорить о реставрационном воссоздании памятника. Под целостной реконструкцией памятника архитектуры понимают воссоздание его утраченного облика на том же месте, где оно находилось до разрушения. [6]
Воспроизведение памятника является уникальным актом, осуществляется в исключительных случаях, требующих обоснования.
На данный момент производятся работы по восстановлению храма на прежнем месте. Территория ограждена забором. Археологи научно-исследовательского института культурного и природного наследия проводят раскопки на месте храма.
При расчистке фундамента храма обнаружилось, что его остатки уцелели, как и уцелели остатки каменных стен. Проведение таких работ необходимо для того, чтобы определить точное расположение церкви. По данным историков, несмотря на то, что храм был разрушен почти 80 лет назад, обломки хорошо сохранились. После взрыва все просто засыпали грунтом и сверху организовали сквер.
По словам архитектора Рафаэля Даянова, специалисты занимаются проектом уже более пяти лет. За это время были собраны все возможные материалы, выполнен эскизный проект реконструкции храма, который был также согласован с Комитетом по охране памятников.
Воссоздание церкви по фасадам здания -восстановление исторического вида Санкт-Петербурга, - это уникальный проект, так как в истории города подобного еще не было. Оригинальные чертежи храма не сохранились, но осталось подробное описание строения и много фотографий. Специалисты заверяют, что имеющихся данных достаточно для того, чтобы почти в точности возвести храм.
Архитекторы проекта и служители храма считают, что, помимо культурной составляющей,
восстановление достопримечательности также даст мощный импульс возвращению десяти советским улицам их исторического названия «Рождественские», а самой площади «Рождественская», поспособствует восстановлению исторической памяти и справедливости. Так как разрушение церкви по сути являлось актом вандализма. Храм будет вести работу с различными социальными группами - дети, подростки, малоимущие, с ограниченными возможностями, ветераны, блокадники и т.д., что должно привести к снижению социального напряжения в обществе, приобщению к духовным ценностям. [5]
Однако, как показывает опыт, восстановление разрушенных сооружений как в России, так и в мире не всегда дает положительные результаты. Некоторые отстроенные здания остаются лишь макетами и не могут стать достойной заменой оригинальной достопримечательности. Часто во время таких «восстановлений» разрушались остатки аутентичных памятников. Ученые отмечают, что восстановление разрушенных зданий дает отрицательный опыт, поскольку, воспроизводя архитектурный памятник или весь ансамбль, мы «забываем об одной из их основных ценностей - абсолютную неповторимость». Целостное воссоздание утраченных памятников негативно оценил известный искусствовед И. Грабарь. Он отметил, что во время таких «реставраций» было безвозвратно уничтожено более драгоценных остатков старины, чем их погибло во время всех войн, пронеслись над Европой со времен Средневековья.
Так, хотя отстроена историческая часть Варшавы (Старе Място) входит в список ЮНЕСКО, специалисты-архитекторы находят ряд оговорок относительно полного воссоздания утраченных памятников, поскольку они - свидетели прошлого, бесценные исторические объекты, которые необходимо оберегать от любой либо переделок, которые могут исказить их вид и свести на нет их значение.
Неоднозначно высказываются по поводу проведения работ по восстановлению храма и местные жители. Некоторые считают, что сквер, расположенный на старом месте храма, нельзя сокращать в размерах, так как в городе и так нехватка зеленых насаждений, а строительно-монтажные работы невозможны без вырубки деревьев и кустарников, то причинит вред и экологической ситуации. Недовольные местные жители также считают, что функционирование церкви станет причиной возрастания социальной напряженности между православными прихожанами, отдыхающей молодежью, пенсионерами и приверженцами других религиозных убеждений. Кроме того, они считают, что «для отправления религиозных нужд» в округе уже
0 в
£
в
и
*
и ы
S
О
достаточно церквей. Также они опасаются разрушений в соседних домах, на некоторых из которых давно пошли трещины.
Международные организации, в частности ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИКОМ и другие, приняли ряд важных документов, направленных на эффективную охрану и использование культурного наследия человечества. В 2000г. На основе «Венецианской хартии» и ряда других документов принято «Рижскую хартию о подлинности и исторической реконструкции культурного наследия».
В России вопросы, касающиеся памятников архитектуры, регулируются следующими нормами: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Поскольку многие зарубежные и отечественные документы не рекомендуют восстанавливать утраченные памятники, рассмотрим методы восстановления архитектурного образа достопримечательности в историческом ландшафте с помощью мультимедийных выставочных технологий.
Такие технологии широко используются в России и в мире. Например, в Кракове с 2011 г. функционирует Подземный музей Торговой площади города. Здесь сделаны компьютерные модели около 500 экспонатов, которые можно исследовать в 3Р на сенсорном экране в перспективе с разных сторон. Подземный музей создан с использованием мощных современных мультимедийных и выставочных технологий, применяемых в процессе представления изображений, фильмов, звуков и 3Р-анимации, для создания ярких иллюзий средневекового Кракова. На выставке также работают голографиче-ские проекторы, которые применяются преимущественно в процессе трехмерной реконструкции зданий прошлого. Сегодня в России используются передовые технологии по использовании голограмм. В Политехническом музее в Москве есть своя лаборатория голографии на ВДНХ. В Санкт-Петербурге это - Музей оптики, где посетители знакомятся с явлениями интерференции, дифракции или поляризации света. Во многих городах также устраиваются мобильные выставки.
Основными методами, которые можно применить для воспроизведения архитектурного образа утраченного храма Рождества Христова на Песках, являются:
• виртуальный музей;
• художественная проекция;
• голографическое изображение.
Виртуальные музеи - это совокупность визуальных и акустических образов, анимации, текста, графики, алгоритмизированного эстетиче-
ского взаимодеиствия различных приложении и программ, воспроизводящих виртуальную версию несуществующего объекта. Такие «музее» очень распространены в глобальной информа-ционно-коммуникационноИ сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов: виртуальных выставок, коллекции, виртуальных версии несуществующих объектов и тому подобное. Сегодня в Интернете сложились три вида виртуальных музеев:
• виртуальные экспозиционные галереи или отдельные тематические выставки, которые являются цифровыми аналогами реальных экспозиционных залов, коллекции и выставок соответствующего музея;
• виртуальные музеи «второго поколения», созданные совмещением масштабных музеИных коллекции и экспозиционных галереи, объединяющих в себе цифровые изображения реальных памятников, хранящихся и экспонирующихся в сотнях различных музеев, разбросанных по миру;
• музее виртуального искусства (net-art). Net-art-творение - это совокупность визуальных и акустических образов, анимации, текста, графики, алгоритмизированной эстетической взаимодействия различного рода приложении и программ, воплощают авторскиИ замысел.
Имея чертежи церкви, можно сделать ее 3D-реконструкцию. Соответственно, установив на участке расположения церкви небольшои монитор или оборудовав экранами один из выставочных залов, можно обеспечить посетителям возможность совершить виртуальное путешествие вокруг и внутри сооружения. К сожалению, это не позволит воспринимать его в историческом ландшафте, поэтому целесообразно использовать портативные очки виртуальнои реальности. Они дадут возможность наблюдать внешнии объем сооружения в контексте окру-жающеИ среды.
Художественная проекция, по сути - проектирование изображения на объемныИ макет. Например, в аэропорту Парижа установлены объемные стюарды. Это проекция изображения человека на объемную фигуру с контурами человека. Поэтому второИ способ воссоздать памятник - создать легкую инженерную конструкцию, которая будет напоминать своими очертаниями воспроизводимое сооружение. ТакоИ «макет» в натуральную величину можно будет установить на остатки фундаментов, не повредив их. При этом полноценная объемность в сочетании с высокоИ точностью передачи фактуры поверхностеИ проекторами сможет обеспечить полныИ эффект присутствия.
Рис.1. Фотомонтаж совмещения Рождественской церкви с современным видом в масштабе. Фото и коллаж А. Русанов, 2003 г. [4]
Для виртуального изображения можно использовать экран из полиэфира. При помощи процесса так называемой двухосной ориентации полиэфир растягивается в горизонтальном и вертикальном направлениях для создания пленки толщиной 0,1 мм. Такая голографически-проекционная система используется многими музыкальными исполнителями для их шоу. Пластиковая пленка находилась под углом 45° вдоль передней части сцены и отражала на нее излучения от проектора. Создавалось впечатление реального присутствия человека или персонажа. По сути это не голограмма, а виртуальное изображение. [7]
Непосредственно принцип голографии предложил в 1947 г. английский физик Д. Габор, но на то время не было возможности воплотить его в жизнь. Сегодня голограммы незаменимы для изготовления высококачественных репродукций произведений скульптуры, музейных экспонатов и тому подобное. В то же время, возможность создания объемных изображений открывает новые направления в искусстве - изобразительную голографию и оптический дизайн. Голограммы широко используются в сувенирной продукции и как украшения, а также в рекламе и медицине.
Технология голографического изображения ныне быстро развивается. Хотя объемное изображение непосредственно в воздухе без использования каких экранов сегодня невозможно, уже существуют средства для создания полноценного образа в водной среде, с помощью тонких пленок или щитов.
Даже плоский экран дает возможность наблюдать весь объем сооружения в структуре окружающей среды. Ученые из университета Осаки разработали hi-tech голографическую систему, которая позволяет создавать голограмму в облаке водяного пара. А команда медицинских исследователей из Университета Калгари (штат Альберта) потратила шесть лет на разработку системы 4Р-голограмм под названием CAVEman. Изображение проецируется на свободное пространство с трех стен и пола.
Такие голограммы должны помочь врачам лучше увидеть всю картину течения болезни, объединив всю имеющуюся информацию о здоровье пациента в одно целое. Кроме того, это помогает наглядно объяснить пациенту, в чем состоит его проблема [8].
Итак, сделав легкий каркас из двух перпендикулярных экранов, можно создать объемную модель сооружения, которая полностью сможет воспроизвести иллюзию утраченной достопримечательности. Голографическое изображение может воспроизводить точную трехмерную копию оригинального объекта. Такое изображение с множеством ракурсов, меняющихся с изменением точки обзора, достигает удивительной реалистичности.
Выводы
В России и, в частности в Санкт-Петербурге, существует множество разрушенных или близких к уничтожению архитектурных памятников. Необходимо искать новые способы их сохранения и восстановления с целью воспроизведения ценностных аутентичных памятников, в частности их архитектурных образов в историческом ландшафте. Поскольку сейчас интенсивно развиваются мультимедийные выставочные медиа-технологии, целесообразно рассматривать такой способ воспроизведения объектов как один из путей сохранения художественного наследия человечества.
Уничтоженное произведение невозможно воспроизвести без погрешностей, как нельзя воспроизвести прошедшее время с его материальными и духовными атрибутами. Но есть способы «воспроизвести» сооружение, создав вместо оригинальной достопримечательности современную инженерную конструкцию - архитектурную инсталляцию здания, имитирующую те или иные исторические архитектурные формы, макет в натуральную величину. Виртуальные средства и способы не смогут восстановить утраченное сооружение. Однако они смогут сохранить и донести до потомков бесценные образы художественного наследия человечества.
Литература
1. Маслов В. М. Краткое описание Христоро-ждественской церкви на Песках. СПб., 1887.
2. Кузнецова Э. Ф. Архитектор Пётр Егоров. Чебоксары, 1984.
3. Длужневская Г. В. Утраченные храмы Петербурга. — СПб, Издательский Дом «Литера», 2003
4. http://petragrad.spb.rU/site/cherch/rojdestva/g гар1л/19/^ех.1^т1
5. http://www.hram.spb.ru/reconstruction.html
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Целостная_реко нструкция_архитектурных_памятников
О
R >
R п
н
*
7. http://abpg.com.ua/catalog/item/40005-kskluzivnye-specffekty-gologramma.html 3D-голограмма
8. https://gizmod.ru/2007/11/19/caveman_med
itsinskaja_sistema_4d-gologramm/ CAVEman -медицинская система 4D-голограмм
Recreating the architectural image of the lost monument of architecture with multimedia technologies (for example, the Church of the Nativity of Christ on the Peski of the XVII century in St. Petersburg) Bondarenko I.O. Rostov State Technical University
This article is devoted to the actual topic for today - the restoration of lost monuments with multimedia technologies. Virtual ways of reproduction are quite a new direction in the modern reconstruction of buildings. On the example of the Church of the Nativity of Christ on Peski, the problem of the expediency of an integral reconstruction of architectural monuments is considered. A description of the volume-planning and constructive solution of the building is given. Various ways of reconstructing of the lost architectural monuments have been analyzed. Problems were revealed during construction and installation works at the site of the temple. The methods of restoration of the architectural image of the lost sight are suggested on the example of St. Petersburg in the context of the historical, architectural and landscape environment with multimedia exhibition technologies. In conclusion, it is argued that virtual ways of restoring architectural monuments will help to preserve the cultural heritage of mankind.
Keywords: architecture, reconstruction, monument of architecture, multimedia technologies, temple, temple architecture References
1. Maslov V. M. The short description of Hristorozhdestvensky
church on Sands. SPb., 1887.
2. Kuznetsova E.F. Arkhitektor Pyotr Egorov. Cheboksary, 1984.
3. Dluzhnevskaya G. V. The lost temples of St. Petersburg. —
SPb, Litera Publishing House, 2003
4. http://petragrad.spb.ru/site/cherch/rojdestva/graph/19/index.html
5. http://www.hram.spb.ru/reconstruction.html
6.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Tselostnaya_rekonstruktsiya_arkhite kturnykh_pamyatnikov
7. http://abpg.com.ua/catalog/item/40005-kskluzivnye-specffekty-
gologramma.html 3D-ro.norpaMMa
8. https://gizmod.ru/2007/11/19/caveman_
meditsinskaja_sistema_4d-gologramm/CAVEman - the medical system of 4D-holograms