Научная статья на тему 'Методы реконструкций храмовой архитектуры на территории Нагорно-Карабахской республики'

Методы реконструкций храмовой архитектуры на территории Нагорно-Карабахской республики Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / ХРАМ / TEMPLE / НАЦИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / NATIONAL ARCHITECTURE / МОНАСТЫРЬ / MONASTERY / УБРАНСТВО / DECORATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лулукян Назели Суреновна

Основное содержание статьи составляет научный анализ методов и технологий для реконструкции храмов с учетом особенностей проектирования национальной архитектуры на территории Нагорно-Карабахской Республики. Основное внимание в работе автор акцентирует на важности и актуальности данной темы, так как изучение методов реконструкции позволит не только сохранить достояния народного мастерства и передать ее будущим поколениям, но и изучить особенности колорита национальной архитектуры и использовать эти знания в проектировании новых храмов. Исследуя характерные признаки храмовой архитектуры Карабаха, авторы приходят к выводу, что осуществлять реконструкцию можно только с помощью метода реставрации. Одна из главных задач такой реконструкции заключается в следующем: не видоизменять объёмно композиционную концепцию храма, обеспечить восстановление утраченного архитектурно-исторического облика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RECONSTRUCTION OF CHURCH ARCHITECTURE IN THE TERRITORY OF THE NAGORNO-KARABAKH REPUBLIC

The main content of the article is devoted to scientific analysis of the methods and technologies of the reconstruction of temples taking into consideration the peculiarities of designing of national architecture on the territory of the Nagorno-Karabakh Republic. The author of the article mainly focuses on the importance and relevance of this subject since studying of the methods of reconstruction will allow not only to preserve the heritage of the national mastership and transmit it to the next generations, but also to research the peculiarities of the colouring of national architecture, and use this knowledge in designing of new temples. Researching typical features of the temple architecture of the Nagorno-Karabakh Republic, it is possible to make the conclusion that reconstruction could be fulfilled only using the restoration method. One of the main tasks of this reconstruction is the following: not to modify extensionally compositional concept of the temple, and to provide reconstruction of the lost architectural historical appearance.

Текст научной работы на тему «Методы реконструкций храмовой архитектуры на территории Нагорно-Карабахской республики»

УДК 711.417.4.(479.243) DOI: 10.14529/ЬшМ180302

МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИЙ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Н.С. Лулукян

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Основное содержание статьи составляет научный анализ методов и технологий для реконструкции храмов с учетом особенностей проектирования национальной архитектуры на территории Нагорно-Карабахской Республики. Основное внимание в работе автор акцентирует на важности и актуальности данной темы, так как изучение методов реконструкции позволит не только сохранить достояния народного мастерства и передать ее будущим поколениям, но и изучить особенности колорита национальной архитектуры и использовать эти знания в проектировании новых храмов. Исследуя характерные признаки храмовой архитектуры Карабаха, авторы приходят к выводу, что осуществлять реконструкцию можно только с помощью метода реставрации. Одна из главных задач такой реконструкции заключается в следующем: не видоизменять объёмно композиционную концепцию храма, обеспечить восстановление утраченного архитектурно-исторического облика.

Ключевые слова: реконструкция, реставрация, проектирование, храм, национальная архитектура, монастырь, убранство.

На территории Нагорно-Карабахской Республики находится множество храмов, церквей и монастырей. Большое количество храмовой архитектуры на достаточно небольшом территориальном расположении Нагорного Карабаха говорит о том, что храмы, сохранившиеся до нашего времени, являются наследием зодчих армянского народа. Выбор наиболее рациональных, экономически целесообразных и долговечных технологий восстановления и расширения памятников архитектуры является приоритетной задачей исторических городов и республик, таких как Нагорный Карабах. Высокий объем исторических объектов на территории республики, требующих реконструкции, диктует необходимость перехода на более быстрые и надежные технологии восстановления памятников архитектуры. Храмы, возведённые на территории Нагорно-Карабахской республики в ХУШ веке, настолько же уникальные, как и древние, так как они не утратили своего глубокого символического значения, которое присутствует в каждой его части, фрагменте, в каждой архитектурной детали. Храмы и монастыри по-прежнему остаются домом того же самого, не изменившегося с веками, Бога, и своим традиционным видом архитектура подчеркивает неизменность и твердость веры армянского народа. Здание храмовой архитектуры Нагорного Карабаха символически изображает собой, в первую очередь, образ Вселенной. Проект реконструкции храма - это не просто набор чертежей, представленный для каждого памятника архитектуры, это комплексная рабата архитектора, инженера-конструктора, инженера смежных работ; от каждого требуется определенный набор знаний и опыта именно в национальной армянской хромовой архитектуре, так как для людей, исторически проживающих на данной терри-

тории, вера играет очень большую роль в культурном и духовном развитии армянского народа. Во все века в какие бы края не забрасывала судьба армян, они строили свои храмы там, где жили. Это не просто национальная традиция возводить армянские церкви в диаспоре, а скорее духовная потребность народа, для которого Христианство -это цвет кожи. И сегодня, с возрождением веры народа, с тягой армян, проживающих в Нагорном Карабахе, к своим духовным корням, повсеместно реконструируют и возрождают храмовую архитектуру на территории республики. Исторические здания и сооружения храмовой архитектуры являются сложными системами, состоящими из большого количества конструктивных элементов, работающих в условиях изменяющихся напряженно-деформируемых состояний и, к сожалению, множество монастырей подвергаются разрушению, связанному со временем эксплуатации, большим количеством нескончаемых военных действий, территориальной неустойчивостью почвы, которая проявляется в частых землетрясениях. Множество других географических и климатических факторов влияют на архитектуру, и это привело к частичной утере первозданного вида храмов и монастырей. Так как большинство монастырей датируются началом V века, очень важно сохранить первозданный эксклюзивный вид фасадов, тщательно изучить особенности внутренней отделки для восстановления рукописей, многочисленных фресок и мозаик (см. таблицу).

Актуальность данной темы обоснована тем, что сохранение достояния народного зодчества является главной задачей современной фундаментальной архитектурной науки. Изучение методов реконструкции позволит не только сохранить исторические объекты и передать их будущим поко-

Перечень храмов на территории Нагорно-Карабахской республики

№ Название монастыря/храма/церкви Год создания Территориальное расположение

1 Монастырь Амарас IV век район Мартунинский

2 Монастырь Дадиванк IV век Район Шаумяновский

3 Монастырь Гандзасар ХШ век с. Ванклу

4 Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц 1867-1887 года г. Шуша

5 Монастырь Цицернаванк Г^-У1 век с. Цицернаванк Кашатагского района НКР

6 Церковь «Белый Крест» («Спитак Хач») XIV век с. Ванклу

7 Церковь Св. Иоанна Крестителя («Зелёный Час») 1847 год г. Шуша

8 Церковь с. Мирзик - с. Шаумян

лениям, но и изучить конструктивные особенности сооружений, проанализировать функциональное зонирование, организацию внутреннего пространства, колорит, убранство национальной архитектуры и использовать полученные знания в проектировании новых храмов.

Безусловно логично, что строительство армянских храмов на территории республики почти всегда начиналось с крупных городов, таких как Степанакерт или Шуша. Но стоит отметить, что и в относительно небольших городах и даже поселках была возведена храмовая архитектура. Именно поэтому одними из древнейших храмов на территории Нагорного Карабаха являются Монастырь Амарас и Монастырь Дадиванк, которые находятся в Мартунинском и Шаумяновском районах.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря о византийской или тем более русской. Ее характерная черта - конусообразный купол. Материал, из которого проектировали храмы, является также особенностью национальной архитектуры. В большинстве случаев это каменная кладка из туфа, красного или белого цвета. Добываемый материал возили со всех уголков Армянского Нагорья, и поэтому монастыри и храмы, конструкции которых были заложены из этого материала, сохранились на протяжении многих веков. Главная архитектурная особенность Нагорного Карабаха -это гавиты1. Это очень странная конструкция, и она встречается только здесь и на территории Армянского Нагорья.

Самый популярный культовый элемент - это резной каменный крест, который называется «хач-

1 Гавит, жаматун (от арм. дшфр - двор) - нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание. Гавиты служили дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей, местом собраний, иногда в них совершались церковные службы [3].

кар»2. Вокруг любого армянского храма стоят такие хачкары, иногда в больших количествах; очень часто они встречаются на фасадной части монастырей, особенно тех, которые были возведены в IV веке. Именно поэтому реконструкция хачкаров также является неотъемлемой частью проектов для комплексного восстановления архитектуры.

Проанализировав такие методы реконструкции, как модернизация, реновация, реставрация, капитальный ремонт и многие другие современные методы и технологии отросли восстановления исторического облика зданий и сооружений, исследования пришли к выводу, что оптимально приемлемым методом реконструкции для храмов на территории Нагорного Карабаха является реставрация. В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. В современной реставрации различаются 3 основных метода:

1) консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность [4];

2) фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника [9];

3) целостная реставрация, применяемая как исключение сравнительно недавно и осматривающая полное восстановление их облика [8];

Для плодотворного выполнения работ по реставрации храмовой архитектуры Нагорного Кара-

2 Слово «хачкар» образовано из армянских корней «хач» - «крест», и «кар» - «камень». Вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Хачка-ры обычно устанавливаются при монастырях, внутри и на фасадах храмов, на могилах; они традиционно изготавливаются из базальта, который крайне мало подвергаются коррозии, это позволяет стоять хачкарам тысячелетиями. В последнее время изготавливают также из вулканического туфа [1].

Градостроительство и архитектура

Рис. 1. Церковь Цицернаванк южная стена, с. Цицернаванк Кашатагского района, НКР

баха необходимо провести всестороннее исследование архитектуры армянского зодчества. Есть достоверные сведения, что единственная сохранившаяся церковь Св. Георгия Победоносца (рис. 1), сделанная из чистого тесаного камня, была открыта после реставрации в 1999-2000 гг. [6]. Территория монастыря некогда была обнесена стеной, от которой остались в западной части ворота. С юга примыкает несколько сводчатых помещений, на севере монастыря расположено средневековое армянское кладбище. Планировочное решение для монастыря с прилегающей территорией является типологической для храмов, возведённых на территории На-горно-Карабахской Республики.

В основу таких исследований входят натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.). Например, храм Дадиванк (рис. 2) находится на расстоянии 120 км от горной местности, это значит, что при реконструкции или реновации храмовой архитектуры необходимо учитывать его расположение, так как большое влияние на устойчивость архитектурного ансамбля оказывают климатические особенности, влажность воздуха, грунтовые породы почвы в фундаменте и многие другие факторы, которые могут способствовать утере первоначального вида комплекса.

Без учета всех факторов, влияющих на сохранность архитектуры, а также без проведения ряда полевых исследований не представляется возможным какая-либо реконструкция, так как долговечность реставрационных элементов храмовой архитектуры может быть не долговечной. Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального назначения храмовой архитектуры в дальнейшей эксплуата-

Рис. 2. Храмовый комплекс Дадиванк Шаумяновский район, НКР

ции, но в основе реставрационного решения должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий, как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Говоря о таких видах реконструкции можно проанализировать храм Кананч Жам что в переводе с армянского означает «Зелёный Час». Храм расположен в городе Шуша. Армянская церковь Святого Иоанна Крестителя известна в народе как Церковь Кананч Жам - Зеленая церковь, поскольку изначально купол церкви был зеленым, а не серебристым (рис. 3). Можно сделать лишь догадки, по какой

Рис. 3. Церковь Святого Иоанна Крестителя, г. Шуша

причине был выбран именно этот цвет купола, который впоследствии отразился в названии церкви. Но однозначно нельзя не отметить тот факт, что с зеленым куполом храм смотрелся более целостно с окружающим его изобилием зеленого ландшафта и органично вписывался в городскую среду. Церковь была построена в 1847 г. на месте деревянной церкви XVIII века Карабахцоц [2]. Данной церкви присуще простое внутреннее убранство, и оно является типологическим для храмовой архитектуры Нагорного Карабаха. Такое убранство прослеживается во всех храмах и церквях, возведенных в XVIII веке на территории Республики. Но при этом огромная историческая ценность, которую несут в себе данные храмы и которую так тонко и практически без изменений смогли сохранить армянские зодчие после реставрации методом консервации, позволяет дальнейшее изучение и ведение работ по реконструкции храма и храмового комплекса..

Храм был частично разрушен в ходе военных действий, которые происходили на территории Нагорного Карабаха в начале 90-х годов [7]. После этого в начале XXI века были проведены работы по реконструкции методом консервации храма, при котором почти не изменился первозданный вид фасадов, и именно таким образом храм сохранил культурное наследие, но цвет главного купола был изменен с зеленого на серый. Стоит отметить, что для укрепления и сохранения памятника архитектуры армянских зодчих были использованы новейшие достижения строительной механики, и храм восстановили с учетом различных физико-химических методов в том числе.

Основной целью реставрации является укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания, причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рент-генографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. Историческая справка говорит о том, что в прошлом церковном искусстве Нагорного Карабаха в ходе архитектурных изысканий было принято работать по образцам. Такой метод работы предохранял зодчего от грубых строительных и смысловых ошибок, однако не исключалось и творческое переосмысление образца. Новые условия проектирования с учетом особенности местности, личный опыт зодчих и стилистика храмовой архитектуры республики - все это накладывало свой отпечаток, и реконструированный храм становился точной копией старого. Поэтому соблюдение традиций и работа по древним образцам уместны и актуальны и в наше время, а также и в современном строительстве в области реконструкций храмов, что в итоге позволяет на основе

научного анализа развивать церковную архитектуру наиболее плавно. Это удалось воплотить в полной мере при реконструкции церкви Спитак Хач Ванк (Белый крест), который находится южнее города Гадрута, на холме у села Ванк. Официально притвор церкви был реставрирован в 1735 году, о чём есть соответствующие свидетельства, но постройку церкви относят к XIV веку [10]. Работа по реконструкции была сделана настолько аккуратно и детально, что сейчас невозможно отличить, где находится та часть храма, которую когда-то реставрировали. Именно такие показатели работы зодчих свидетельствуют о том, что сохранение наследия, не изменяя облика, является одной из самых приоритетных и первоначальных задач, которые ставит перед собой архитектура во все времена. Сохранение национального достояния, культурных ценностей является одной из самых значимых задач, которые ставит перед собой современная фундаментальная наука в области архитектуры. Особое отношение культуры к своим историческим традициям проявляется в том, что армянская храмовая архитектура должна отвечать требованию жизнеспособности, именно поэтому при малейшей потере своей актуальности и ценности она начинает терять тот особый смысл веры христианского народа, который несет в себе испокон веков. Национальная культура Нагорного Карабаха на протяжении веков демонстрирует уникальную ситуацию: для поддержания работы механизма устойчивого развития культуры ей просто необходимо изучать, анализировать национальное культурное достояние; необходимость создавать и воспринимать новые технологии для восстановления национальной архитектуры требует плодотворного вложения полученных знаний. Таким образом, профессиональная культура формирует «новое» только с расчетом и тщательным изучением уже созданной и веками сохранившейся архитектуры. Сам факт обретения механизмов реконструкции обеспечивает устойчивость культуры и существующих в ней традиций [5].

Литература

1. Асратян, М.М. Очерк армянской архитектуры / М.М. Асратян. - М.: Советский художник, 1985. -152 с.

2. Арутюнян, В.М. Ереван / В.М. Арутюнян, М.М. Асратян, А.А. Меликян. -М., 1968. - 304 с.

3. Асратян, М.М. Арцахская школа армянской архитектуры /М.М. Асратян. - Ереван: Изд. АН Армении, 1992. - 119 с. (на арм. яз. с рус. рез.).

4. Белолюбская, С.В. Православные христианские храмы на территории Якутии: дис. ... канд. архит. / С.В. Белолюбская. - Новосибирск, 2011. - 185 с.

5. Лулукян, Н. С. Сравнительно-типологический анализ армянской храмовой архитектуры (на материалах объектов Нагорного Карабаха) /

Градостроительство и архитектура

Н.С. Лулукян // Дизайн. Искусство. Промышленность. - 2017. - № 4. - С. 89-95.

6. Мкртчян, Ш.М. Историко-архитек-турные памятники Нагорного Карабаха / Ш.М. Мкртчян. - Ереван, 1989.

7. Михайловский, Е.В. Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций) /Е.В. Михайловский. -М., 1971.

8. Ополовников, А.В. Реставрация памятников народного зодчества /А.В. Ополовников. -М., 1974.

9. Консервация и реставрация памятников и исторических зданий: пер. с франц. - М.: Стройиз-дат, 1978. - 319 с.

10. Сагиньян, А. Искусство Армении / А. Са-гиньян // Искусство народов ССР IV-XIII веков. -М., 1973. - Т. II.

Лулукян Назели Суреновна, аспирант, кафедра «Архитектура», Архитектурно-строительный институт, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), n.surenovna@mail.ru

Поступила в редакцию 11 мая 2018 г.

DOI: 10.14529/build180302

METHODS OF RECONSTRUCTION OF CHURCH ARCHITECTURE IN THE TERRITORY OF THE NAGORNO-KARABAKH REPUBLIC

N.S. Lulukyan, n.surenovna@mail.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The main content of the article is devoted to scientific analysis of the methods and technologies of the reconstruction of temples taking into consideration the peculiarities of designing of national architecture on the territory of the Nagorno-Karabakh Republic. The author of the article mainly focuses on the importance and relevance of this subject since studying of the methods of reconstruction will allow not only to preserve the heritage of the national mastership and transmit it to the next generations, but also to research the peculiarities of the colouring of national architecture, and use this knowledge in designing of new temples. Researching typical features of the temple architecture of the Nagorno-Karabakh Republic, it is possible to make the conclusion that reconstruction could be fulfilled only using the restoration method. One of the main tasks of this reconstruction is the following: not to modify extensionally compositional concept of the temple, and to provide reconstruction of the lost architectural historical appearance.

Keywords: reconstruction, restoration, designing, temple, national architecture, monastery, decoration.

References

1. Asratyan M.M. Ocherk armyanskoy arkhitektury [An Outline of Armenian Architecture]. Moscow, Sovetskiy khudozhnik Publ., 1985. 152 p.

2. Arutyunyan V.M., Asratyan M.M., Melikyan A.A. Erevan [Yerevan]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1968. 304 p.

3. Asratyan M.M. Artsakhskaya shkola armyanskoy arkhitektury [Comparative-Typological Analysis of the Armenian Temple Architecture]. Erevan, AN Armenii Publ., 1992. 119 p.

4. Belolyubskaya S.V. Pravoslavnyye khristianskiye khramy na territorii Yakutii. Dis. kand. tekhn. nauk [Orthodox Christian Churches on the Territory of YAkutia. Cand. sci. diss.]. Novosibirsk, 2011. 185 p.

5. Lulukyan N.S. [Comparative-Typological Analysis of the Armenian Temple Architecture (on the Materials of Nagorno-Karabakh Objects)]. Zhurnal: Dizayn. Iskusstvo. Promyshlennost' [Magazine: Design. Art. Promyshlennaya]. Chelyabinsk, Shabalina Natal'ya Mikhaylovna Publ., 2017, no. 4, pp. 89-95 (in Russ.).

6. Mkrtchyan Sh.M. Istoriko-arkhitekturnyye pamyatniki Nagornogo Karabakha [Historical and Architectural Monuments of Nagorno-Karabakh]. Erevan, 1989.

7. Mikhaylovskiy E.V., Restavratsiya pamyatnikov arkhitektury. (Razvitiye teoreticheskikh kontseptsiy) [Restoration of architectural monuments. (Development of theoretical concepts)]. Moscow, 1971.

8. Opolovnikov A.V., Restavratsiya pamyatnikov narodnogo zodchestva [Restoration of Monuments of Folk Architecture]. Moscow, 1974.

9. Konservatsiya i restavratsiya pamyatnikov i istoricheskikh zdaniy, per. s frants [Conservation and Restoration of Monuments and Historic Buildings. Translation from French]. Moscow, 1978.

10. Iskusstvo Narodov SSSR, IVXIII Vekov [Art of the Peoples of the USSR, IV XIII Centuries]. Moscow, Izobrazitel'noye iskusstvo Publ., 1973, vol. II. 441 p.

Received 11 May 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Лулукян, Н.С. Методы реконструкций храмовой архитектуры на территории Нагорно-Карабахской Республики / Н.С. Лулукян // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». - 2018. - Т. 18, № 3. -С. 10-15. Ш1: 10.14529/ЬшШ80302

FOR CITATION

Lulukyan N.S. Methods of Reconstruction of Church Architecture in the Territory of the Nagorno-Karabakh Republic. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture. 2018, vol. 18, no. 3, pp. 10-15. (in Russ.). DOI: 10.14529/build180302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.