-т
SCIENCE TIME
ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Джаватова Гигили Абдуджаватовна, Сантуева Элен Зайдхановна, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие творческой и воспроизводящей деятельности. Учебный процесс на уроках русского языка рассматривается через воспроизводящие и творческие работы учеников.
Ключевые слова: творческие работы, сочинения, творческие упражнения, творческий диктант.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.
Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Так, Т. С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы [4]. Некоторые авторы творчеством ученика считают даже подчёркивание суффиксов.
Другие, в частности Н. Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика [2].
Полнее понимают творческую работу Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, И. Я. Лернер, В. Г. Разумовский, В. Е. Мамушин, И. Г. Овчинникова и другие. И. Т. Огородников усматривает элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов [1]. «Творческая деятельность учащихся, - пишет Б. П. Есипов, - не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».
Нет единого мнения в определении сущности такого вида работы, как творческой диктант, который самим названием как бы подчёркивает свою принадлежность к работам творческого характера. Так, Н. С. Поздняков [5] относит к творческим диктантам два вида упражнений: составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление связанных текстов с использованием заранее указанных орфограмм. М. Ф. Ушаков, Т. А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту: на вставку слов и словосочетаний и творческий диктант с заменами. Так, Т. А. Ладыженская относит к творческим диктантам «такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями» [6]. Иногда не совсем правомерно к творческому диктанту относят составление предложений или текстов с заданными словами. Это самостоятельный вид упражнения творческого характера.
Такое расхождение в определении отдельных видов творческих работ, учащихся вполне естественно, так как некоторые из них, действительно, являются переходными от воспроизводящих к творческим и готовят учащихся к работам собственно творческого характера. Но вместе с этим, думается, неправомерно сводить творческие работы, применяемые в практике изучения русского языка в школе, только к сочинениям.
Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые считают главным признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности, которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и т. п.
Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.
Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит
сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.
Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.
В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.
В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного
плана.
В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.
Таким образом, проблеме воспроизводящей и творческой деятельности учащихся находится в стадии разработки новых направлений и методик. Требуется большая работа по апробации предлагаемых систем развития творчества. Необходимо также уточнение основных критериев и оценки творчества, роли учителя в развитии творчества учащихся.
Учебный процесс в школе принято расчленять на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний в общественной практике и в дальнейшей познавательной деятельности. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся.
Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному Остановимся лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания, смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в-третьих анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.
Сообщение учителем научных знаний может быть информационно -объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели
воспроизводить сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (III класс). Учитель предлагает детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.
- Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён существительных.
С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I -ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению.
Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. То, что закрепление знаний, умений и навыков по преимуществу носит воспроизводящий характер, не подлежит сомнению. Вместе с тем надо иметь в виду, что в ходе закрепления и повторения учебного материала, учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение, основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или разграничении по признакам общности или отличия. С целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.
Так, на уроке обобщающего повторения по теме «Падежи имён существительных» учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и предлоги. Предлагаются вопросы:
В форме каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на
один вопрос?
С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?
С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?
Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.
Сказочный герой - герой из сказки, земляничное варенье - варенье из земляники, южный ветер - ветер с юга и т. д.
Нечто подобное мы можем наблюдать и при формировании умений и навыков, когда наряду с совершенствованием умений и навыков по сложившимся образцам и предложенным алгоритмам учащиеся овладевают новыми умениями и навыками, и переносом ранее сложившихся умений в новые условия.
На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии по большинству учебных дисциплин, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, отдельные программированные пособия, произведения художественной литературы, теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники, различные виды периодических изданий.
Определяющее положение учебника в системе учебных пособий объясняется, прежде всего, теми учебно-познавательными функциями, которые исторически связываются с понятием «учебник». Назначение последнего, во-первых, быть источником систематизированных знаний, во-вторых, обеспечивать доступность восприятия систематизированных знаний и условия закрепления их в памяти учащихся, в-третьих, нести дополнительную информацию и знакомить с путями её приобретения, в-четвёртых, осуществлять методическое руководство процессом усвоения, закрепления, практического применения знаний.
Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и воспроизводящей, и творческой. Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как наиболее лёгкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем - пересказ - как действие
SCIENCE TIME
воспроизводяще-творческого характера, которому присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод освоения материала.
Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим работам.
Литература:
1. Есипов Б.П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М., 1961.
2. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
3. Огородников И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока. Народное образование, 1973, № 4.
4. Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе. М., 1960.
5. Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. М., 1955.
6. Ладыженская Т. А. Творческие диктанты. М., 1963.