Научная статья на тему 'Воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ: текущие проблемы и перспективные формы реализации'

Воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ: текущие проблемы и перспективные формы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1883
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минеральные ресурсы / воспроизводство / государство / бизнес / недропользование / mineral resources / replacement / the state / business / subsoil use

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Людмила Викторовна

Рассматриваются современные проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Становится всеболее очевидным, что созданный в советское время потенциал истощается и необходимо принимать меры повозобновлению эффективной работы в направлении его воспроизводства. Решение этой проблемы осложняетсяцелым рядом обстоятельств, прежде всего нечеткостью распределения полномочий между государством и бизнесомв сфере недропользования. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, развитие существующихи разработка новых более эффективных форм взаимодействия государственных и бизнес-структур для достиженияреальных результатов в решении проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPLACEMENT OF THE MINERAL RESOURCE BASE IN THE RF: CURRENT CHALLENGES AND FUTURE FORMS OF IMPLEMENTATION

The article discusses the current issues of replacement of the mineral resource base of Russia. It is becoming increasingly clear that the created during the Soviet period potential of mineral reserves is being exhausted and it is necessary to take measures for resumption of effective work for its replacement. Solving this problem is complicated by a number of circumstances, first of all, unclear division of responsibilities between the state and business in the sphere of subsoil use. It requires further improvement of the legislation, development of the existing and elaboration of new more efficient forms of cooperation between the state and business structures in order to achieve real results in tackling the problem of replacement of the mineral resource base of Russia.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ: текущие проблемы и перспективные формы реализации»

Литература

1. Егоров Ю.А.Серпентинит в защите ядерных реакторов. М., 1973. 543 с.

2. Вайвад А.Я. Магнезиальные вяжущие вещества. Рига: Зинатне, 1971. 329 с.

3. Брэгг У.Л., Кранингбулл Г.Ф. Структура минералов. М.: Мир, 1967. 390 с.

4. Иванова В.П., Касатов Б.К. Термический анализ минералов и горных пород. Л.: Недра, 1974. 399 с.

Сведения об авторах

Гришин Николай Никитович,

д.х.н., Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия, e-mail: grishin@chemy.kolasa net.ru Щербина Нина Федоровна,

Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия, e-mail sherb_nf@chemy.ko1asc.net.ru Кочеткова Татьяна Викторовна,

Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия, e-mail Koche_TV@chemy.kolasc.net.ru

Grishin Nikolay Nikitovich,

Dr.Sc. (Chemistry), I.V. Tananaev Institute of Chemistry and Technology of Rare Elements and Mineral Raw Materials of the KSC of the RAS, Apatity, Russia, e-mail: grishin@chemy.ko1asс.net.ru Sherbina Nina Fedorovna,

I.V. Tananaev Institute of Chemistry and Technology of Rare Elements and Mineral Raw Materials of the KSC of the RAS, Apatity, Russia, e-mail: sherb_nf @chemy. kolasc.net.ru Kochetkova Tatiana Viktorovna,

I.V. Tananaev Institute of Chemistry and Technology of Rare Elements and Mineral Raw Materials of the KSC of the RAS, Apatity, Russia, e-mail: Koche_TV @chemy. kolasc.net.ru

УДК 330.15

ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РФ:

ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Л.В. Иванова

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, Апатиты, Россия Аннотация

Рассматриваются современные проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Становится все более очевидным, что созданный в советское время потенциал истощается и необходимо принимать меры по возобновлению эффективной работы в направлении его воспроизводства. Решение этой проблемы осложняется целым рядом обстоятельств, прежде всего нечеткостью распределения полномочий между государством и бизнесом в сфере недропользования. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, развитие существующих и разработка новых более эффективных форм взаимодействия государственных и бизнес-структур для достижения реальных результатов в решении проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы России.

Ключевые слова:

минеральные ресурсы, воспроизводство, государство, бизнес, недропользование.

REPLACEMENT OF THE MINERAL RESOURCE BASE IN THE RF:

CURRENT CHALLENGES AND FUTURE FORMS OF IMPLEMENTATION

L.V. Ivanova

G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract

The article discusses the current issues of replacement of the mineral resource base of Russia. It is becoming increasingly clear that the created during the Soviet period potential of mineral reserves is being exhausted and it is necessary to take measures for resumption of effective work for its replacement. Solving this problem is complicated by a number of circumstances, first of all, unclear division of responsibilities between the state and business in the sphere of subsoil use. It requires further improvement of the legislation, development of the existing and elaboration of new more efficient forms of cooperation between the state and business structures in order to achieve real results in tackling the problem of replacement of the mineral resource base of Russia.

Keywords:

mineral resources, replacement, the state, business, subsoil use.

69

Минерально-сырьевой комплекс России является основой экономики государства. По запасам, добыче и экспорту целого ряда полезных ископаемых, прежде всего из Арктических регионов, Россия занимает лидирующее место в мире. Рациональное использование ресурсов недр создает предпосылки для развития других отраслей производственной, а также непроизводственной сферы, способствует появлению значительных социально-экономических эффектов для всего общества.

Поисковые и геологоразведочные работы являются фундаментом, на котором базируется воспроизводство минерально-сырьевой базы любого государства. Однако на сегодняшний день их объем в нашей стране явно не обеспечивает в полной мере того уровня воспроизводства, которое адекватно отвечало бы потребностям и перспективам развития экономики России. На протяжении целого ряда лет добыча абсолютного большинства видов минерального сырья в стране обеспечивается в основном созданным ранее резервом запасов. Сокращение числа объектов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы обусловило уменьшение числа участков недр, подготовленных для передачи в недропользование, т.е. поискового задела. Проблема дефицита поискового задела находит широкое отражение в профессиональных дискуссиях. Запасы полезных ископаемых истощаются, снижаются их качественные и экономические характеристики, эффективность механизмов природопользования находится на низком уровне, что порождает сложности в обеспечении эффективного воспроизводства минерально-сырьевого потенциала. В этих условиях все более актуальной становится разработка хорошо отлаженных механизмов изучения и освоения минеральносырьевых ресурсов [1].

Становление режима управления минерально-сырьевым потенциалом в России прошло несколько достаточно противоречивых исторических этапов и насчитывает не одно столетие.

В этом процессе можно выделить три этапа: дореволюционная Россия (1700-1917 гг.), советский период (1918-1991 гг.) и современный (включая переходный) период (1992 г. - по настоящее время).

Начало современного этапа в развитии управления недропользованием характеризуется принятием в 1992 г. закона «О недрах», который был одним из первых отраслевых законов, принятых в условиях рынка.

При плановой экономике геологоразведочная деятельность была сосредоточена на расширенном воспроизводстве минерально-сырьевой базы страны. Это привело к наличию высокого уровня подтвержденных запасов, которые эксплуатируются существующими горнодобывающими предприятиями, и созданию резерва разведанных и подготовленных к промышленному освоению месторождений.

В течение переходного периода к рыночной экономике основные положения стратегии геологической отрасли были изложены в законе «О недрах», согласно которому государство несло ответственность за геологоразведку (на ранних стадиях) совместно с частными компаниями (на более поздних стадиях).

В начале 1990-х гг. в процессе преобразований созданный в 1930-х гг. горно-геологический комплекс, который обеспечивал единое управление изучением и эксплуатацией недр, упразднен. Также прекратил существование связанный с ним механизм воспроизводства минеральных ресурсов.

Федеральные власти передали горный бизнес в частные руки и стали уделять меньше внимания геологии и воспроизводству минерально-сырьевой базы в надежде на то, что компании возьмут на себя всю тяжесть комплексных геологических исследований, которые прежде выполняло государство. Однако в период экономического спада 1990-х гг. добывающие предприятия сосредоточились на приращении добычи, сокращая прочие расходы. Целевые вложения на воспроизводство полезных ископаемых резко сократились, а объемы и качество геологоразведочных работ (ГРР), выполняемых компаниями в соответствии с проектными документами, стало невозможно контролировать.

Большие надежды правительство возлагало на рыночные изменения в системе управления недропользованием, в частности на аукционную продажу лицензионных участков под проведение ГРР. Ныне действующая в России система лицензирования недр хорошо зарекомендовала себя в процессе распределения фонда разведанных и предварительно оцененных месторождений, а также большинства перспективных участков по всем важнейшим, прежде всего экспорто-ориентированным, видам сырья. Однако эта система, основанная на пассивном спросе рынка и на расплывчатом разграничении полномочий между государством и бизнесом, не представляется эффективной в отношении воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ).

До настоящего времени не существует четкого разграничения полномочий между государством и бизнесом в сфере воспроизводства МСБ. Геологические изыскания осуществляются как за счет федерального бюджета, так и за счет недропользователей (на основе лицензий). При этом сегодня в России поисками и разведкой преимущественно занимаются крупные компании. Малый бизнес в основном предоставляет сервисные услуги. Так сложилось после распада СССР, после разрушения государственной геологической службы. За рубежом картина совершенно иная. В области организации и проведения ГРР лидерство принадлежит малым, так называемым юниорным компаниям.

С 1994 г., судя по физическим объемам геологоразведочных работ, отрасль находилась в состоянии стагнации, ожидания разработки государственной политики в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ, которая определила бы направление движения: либо в сторону развития рыночных отношений, либо в сторону возвращения к централизованной системе управления.

70

Возникающие и сохраняющиеся проблемы геологической подвергаются анализу в работах ведущих российских ученых и геологов-практиков [2-4]. Спектр мнений очень широк, различные авторы предлагают различные, иногда не совместимые друг с другом пути решения проблем минерально-ресурсного сектора. Например, некоторые эксперты выступают за необходимость восстановления геологии как сектора национальной экономики, управляемого отдельным министерством и финансируемого из государственного бюджета, как это было в СССР [5].

Однако в практике других государств отдельные министерства геологии являются редким исключением. Как правило, проблемы геологического характера на национальном и региональном уровнях разрешаются соответствующими подразделениями в структуре министерств или ведомств, занимающихся вопросами геологии, горнодобывающей промышленности и связанными с ними видами деятельности. В любом случае полное исключение государства из участия в геологоразведочной деятельности не может служить решением проблемы.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время структура геологической отрасли России по объемам выполняемых работ выглядит следующим образом: государственный сектор (ОАО «Росгеология», федеральные государственные унитарные предприятия, НИИ, учреждения) - 10%; корпоративный сектор - 15%; частный сектор - 75%. Структура затрат на геологоразведочные работы: федеральный бюджет - 10-11%; бюджеты субъектов Федерации - 1%; государственные добывающие компании - 12-13%; частные инвестиции - около 75% [3]. Таким образом, в стране отсутствует единый орган государственного управления в сфере геологического изучения недр. Хотя формально - это Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), фактически оно контролирует ситуацию только в сфере госзаказа, т.е. 10-11% объемов геологоразведочных работ.

Мурманская область - один из наиболее развитых горнорудных районов РФ. На базе разведанных месторождений действуют горно-обогатительные предприятия, являющиеся градообразующими для ряда городов и поселков, в которых проживает треть населения области. Продукция Кольского горнометаллургического комплекса (ГМК) составляет свыше 60% промышленного производства области.

Несмотря на то что предприятия ГМК на ближайшие годы обеспечены минерально-сырьевой базой, в перспективе серьезность проблемы ее истощения будет возрастать. Уже на сегодняшний день наблюдается истощение МСБ горнопромышленного комплекса по традиционным для области видам сырья (медноникелевые, апатитовые и железные руды) и существенное снижение уровней и темпов ее воспроизводства.

Высокорентабельная часть большинства крупных и уникальных месторождений традиционных видов сырья существенно истощена в ходе многолетней интенсивной эксплуатации. В связи с переходом к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых значительно увеличиваются прямые производственные затраты и капитальные вложения, сохраняется тенденция к ухудшению качества добываемых руд и усложняются условия их разработки. Все это ведет к снижению рентабельности производства, удорожанию конечной продукции предприятий и, как следствие, к потере конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках [6].

Поэтому одной из основных задач, связанных с использованием полезных ископаемых на территории области, является геологическое изучение недр и воспроизводство МСБ.

Общероссийская ситуация с финансированием геологоразведочных работ находит свое отражение в регионах, экономика которых базируется на использовании минерально-сырьевых ресурсов. Данные о структуре затрат на ГРР по России в целом в полной мере подтверждаются соответствующими данными по Мурманской области. Динамика структуры затрат на ГРР в регионе представлена в табл.

Динамика структуры затрат на ГРР в Мурманской области, тыс. руб.

Объем финансирования 2010 г. % 2011 г. % 2012 г. % 2013 г.

Федеральный бюджет 51400 10.15 47500 6.42 104100 9.1 -

Региональный бюджет 1750 0.35 - - - - -

Внебюджетные источники (собственные средства недропользователей и инвестиции) 453576 89.5 692 499 93.58 1042078 90.9

Итого 506726 100.00 739999 100.00 1146178 100.00 1062952

В 2010 г. по отношению к работам 2009 г. (546 980 тыс. руб.) стоимость выполненных работ уменьшилась на 40 254 тыс. руб. или на 7.4%; по отношению к работам 2008 г. (1 869 490 тыс. руб.) объем финансирования уменьшился на 1 362 764 тыс. руб., т.е. сократился в 2.7 раза. Причина уменьшения -последствия мирового финансового кризиса.

Геологическое изучение недр и воспроизводство МСБ на территории Мурманской области осуществляется проведением поисковых работ наиболее перспективных с точки зрения инвестиционной привлекательности видов полезных ископаемых (черные, цветные, редкие и благородные металлы, алмазы, апатит). Работы в этом направлении проводятся за счет собственных средств недропользователей и инвестиций. По фактическому объему финансирования в 2013 г. наибольшие затраты на ГРР на черные, цветные и редкие металлы, что составляет 39% от всего объема финансирования. Поскольку недропользователи прежде всего

71

заинтересованы в воспроизводстве своей собственной МСБ, объемы проводимых ГРР зависят от их решений. Например, по данным за 2013 г., планировалось в 2014 г. сократить финансирование ГРР за счет собственных средств предприятий в 2 раза [6].

В современных условиях не вызывает сомнения необходимость взаимодействия государства и бизнеса в сфере недропользования. В определенной мере она сегодня существует, но необходимо дальнейшее развитие государственно-частного партнерства. Специалистами предлагаются, например, такие формы: сосредоточение основных усилий Федерального агентства по недропользованию

на проведении поисковых работ с геолого-экономической оценкой полученных результатов

и широким привлечением горнодобывающих компаний к последующим работам по оценке и разведке выявленных месторождений; либерализация системы лицензирования недр с целью привлечения бизнеса к работам на ранних этапах ГРР [3, 6].

При сложившихся непростых экономических условиях трудно рассчитывать на то, что государство значительно увеличит расходы на начальные этапы геологического изучения недр, поэтому либерализация в сфере недропользования на ранних этапах ГРР, уступка ряда позиций бизнесу с передачей ему обязанностей, полномочий и прав на пользование открытиями представляется разумным шагом на пути решения проблемы воспроизводства МСБ. Безусловно, наиболее эффективно было бы сочетать меры по обоим направлениям.

Отправным пунктом этого процесса должен стать анализ реального состояния МСБ и мониторинг происходящих в ней изменений. Необходимо обоснование внутренних тенденций, сопоставление их с мировыми тенденциями и обоснование сбалансированности состояния трех структурных частей МСБ (разведанной, предварительно оцененной и прогнозной) в зависимости от планируемых объемов добычи. Существующая законодательная база, регламентирующая взаимодействие государства и бизнеса в изучении и освоении минерально-сырьевых ресурсов, помимо закона «О недрах» включает: «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», «Стратегию развития геологической отрасли до 2030 года», «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья». Ее дальнейшее совершенствование также должно стать одним из первых шагов на пути достижения реальных результатов в решении проблемы воспроизводства МСБ России.

Литература

1. Сухорученков А.И., Корнилов Н.П., Евсин В.Г. Проблемы и пути совершенствования законодательной базы в сфере недропользования [Электронный ресурс] // Горный журнал. 2009. № 5. С. 8-12 // Руда и Металлы: сайт. URL: http://www.rudmet.ru/joumal/555/article/6037/ (дата обращения: 02.09.2015).

2. Наталенко А.Е. Взаимодействие государства и бизнеса в изучении и освоении минерально-сырьевых ресурсов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 1. С. 12-16.

3. Орлов В.П. К вопросу о минерально-сырьевой политике и главных проблемах минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 2. С. 4-6.

4. Чернявский А.Г. О необходимости восстановления государственной системы изучения недр // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 4. С. 23 -27.

5. Оганесян Л.В. Главные ориентиры системного геологического изучения недр // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 1. С.48-51.

6. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2013 году [Электронный ресурс] // Министрество природных ресурсов и экологии Мурманской области: офиц. сайт. URL: http://mpr.gov-mшman.m/upload/iЫock/cb5/Доклад%20о%20состоянии%20и%20об%20охране%20окружающей%20среды% 20Мурманской%20области%20в%202014%20году.pdf (дата обращения: 02.09.2015).

Сведения об авторе

Иванова Людмила Викторовна,

к.э.н., Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия, ivanova@iep.kolasc.net.ru Ivanova Ludmila Victorovna,

PhD (Economics), G.P. Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS, Apatity, Russia, ivanova@iep.kolasc.net.ru

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.