Научная статья на тему 'Анализ современного состояния и пути повышения эффективности процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации'

Анализ современного состояния и пути повышения эффективности процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ / ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлопонина В.С.

Экономическая стабильность и конкурентоспособность Российской Федерации во многом зависит от состояния минерально-сырьевого комплекса, процесс воспроизводства которого требует постоянного государственного контроля и регулирования. Прирост запасов полезных ископаемых обеспечивается за счет проведения геолого-разведочных работ. Недостаточный объем ассигнований, направляемых на поисковые и оценочные работы, негативно сказывается на эффективности функционирования многих отраслей промышленности и экономики страны в целом. По этой причине проблемы геолого-разведочной отрасли требуют особого внимания. Проведен анализ современного состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации, обозначены основные проблемы геолого-разведочной отрасли, определены пути привлечения инвестиций в минерально-сырьевой сектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хлопонина В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния и пути повышения эффективности процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации»

УДК 338.012:553

В.С.ХЛОПОНИНА, аспирант, vh88@yandex.ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

V.S.KHLOPONINA,postgraduate student, vh88@yandex.ru Saint-Petersburg State Mining Technical University

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономическая стабильность и конкурентоспособность Российской Федерации во многом зависит от состояния минерально-сырьевого комплекса, процесс воспроизводства которого требует постоянного государственного контроля и регулирования. Прирост запасов полезных ископаемых обеспечивается за счет проведения геолого-разведочных работ. Недостаточный объем ассигнований, направляемых на поисковые и оценочные работы, негативно сказывается на эффективности функционирования многих отраслей промышленности и экономики страны в целом. По этой причине проблемы геолого-разведочной отрасли требуют особого внимания.

Проведен анализ современного состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации, обозначены основные проблемы геолого-разведочной отрасли, определены пути привлечения инвестиций в минерально-сырьевой сектор.

Ключевые слова: воспроизводство минерально-сырьевой базы, геолого-разведочные работы, инвестиции.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE RUSSIAN MINERAL RESOURCE BASE REPRODUCTION

Economic stability and competitiveness of the Russian Federation in many respects depends on a condition of the mineral resource complex process of reproduction of which demands constant state control and regulation. Mining gain is provided by geological prospecting and exploration. The insufficient volume of the assignments in exploration negatively affects on efficiency functioning of many industries and national economy as a whole. For this reason the problem of geological prospecting and exploration demands special attention and the prime decision.

In the article the analysis of a current state of mineral resource base of the Russian Federation is carried out, the basic problems of prospecting branch are designated, ways of attraction of investments to mineral resource sector are defined.

Key words: the renewal of the mineral resource base, geologic prospecting works, investments.

Россия обладает одним из крупнейших в мире природно-ресурсным потенциалом. Развитие уникальной по своим масштабам и составу минерально-сырьевой базы (МСБ) страны является неотъемлемым условием конкурентоспособности национальной экономики. Геолого-разведочные и добывающие отрасли обеспечивают 30 % ВВП и около 50 % экспортных поставок; за счет минерального сы-

рья и продуктов его переработки обеспечивается 80 % валютных поступлений страны [9].

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 20 тыс. разведанных месторождений, 40 % из которых введено в промышленное освоение; 70 % разведанных запасов полезных ископаемых сосредоточены в крупных и уникальных месторождениях, которые обеспечивают 50 % добычи мине-

216 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.195

рального сырья [2, с. 120]. В мировых разведанных запасах минеральных ресурсов доля России оценивается следующим образом, %:

• энергетические ресурсы (газ 32, нефть 12-13, уголь 12);

• благородные металлы (платина 40, палладий 90);

• редкие и редкоземельные элементы (ниобий 35, тантал 80, иттрий 50, литий 28, бериллий 15, цирконий 12);

• металлы металлургического производства (N1 36, Fe 27, Sn 27, Со 20, Zn 16, РЬ 12).

• агрохимические руды (калийные соли и фосфаты первое и воторое место соответственно).

По разведанным запасам алмазов Российская Федерация находится на первом месте, по золоту - на третьем.

Многие месторождения России неконкурентоспособны (в том числе из-за трудных условий разработки) по сравнению с зарубежными аналогами, воспроизводство запасов значительно отстает от уровня добычи полезных ископаемых вследствие истощения поисково-разведочного задела прошлых лет и недостаточного объема геолого-разведочных работ (ГРР).

По данным Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации за период, с 2004 по 2009 г. за счет внебюджетных источников обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы по 22 видам полезных ископаемых из 59, на которых недропользователями проводились оценочные и разведочные работы. В 2009 г. объемы бюджетного и внебюджетного финансирования ГРР сократилось на 14 и 24 % соответственно. Это, в свою очередь, привело к снижению числа объектов государственного заказа более чем на 20 %: 625 в 2009 г. против 800 в 2008 г. В 2009 г. впервые с 2004 г. уменьшились объемы внебюджетного финансирования ГРР, количество объектов, финансируемых за счет внебюджетных источников, к 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилось на 300 единиц (рис.1, 2).

Объем бюджетного финансирования ГРР в 2010 г. составил 20,2 млрд руб., что практически совпадает с объемами финансирования 2009 г.: 98,9 % в сопоставимых

ю

^

а §200 = 160-

й

§ 801 а

I 401

X

Ц 0 ©

ж 16,4 . 19,8 ж 22 —-Ф -▼-

18,9

и \ \ I I I

2004 2005 2006 2007 2008 2009 Год

Рис. 1. Финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ в 2004-2009 гг. в текущих ценах 1 и 2 - из средств федерального бюджета и внебюджетных

источников соответственно

30000

? -

¿2000"

3

3 -

э 1000"

и

0

Ц1 Щ2

2200 2350 2400

1200

1500

375

703

810

915

800

2100

625

2004

2005 ' 2006 ' 2007 2008 2009Год

Рис.2. Количество объектов финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ в 2004-2009 гг.

1 и 2 - из средств федерального бюджета и внебюджетных источников соответственно

ценах. По словам главы Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) А.А.Ледовских, предполагаемое дальнейшее сокращение бюджетного финансирования ставит под сомнение реализацию задачи обеспечения сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации [1].

В условиях структурной перестройки экономической системы Российской Федерации особое значение для экономики страны приобретает эффективное функционирование горной промышленности, основой устойчивого функционирования которой является геолого-разведочная отрасль. Еще Петр I указом о создании Рудного приказа оценил важность горно-геологического дела, поставив его в ряд важнейших государственных приоритетов. Централизованный характер управления геолого-разведочной отраслью в СССР принес немалые результаты. Достижения того времени до сих пор обеспечивают потребности страны во многих минеральных ресурсах. Однако многочисленные реорганизации отрасли не способствуют ее дальнейшему развитию и

217

Санкт-Петербург. 2012

эффективному функционированию. В настоящее время технические средства не отвечают современным требованиям и не обеспечивают эффективную работу геологов. Из-за снижения престижа геологических профессий обостряются кадровые проблемы. В настоящее время большинство геологических организаций функционирует в форме федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, управление которыми осуществляется при минимальном участии Федерального агентства по недропользованию.

Система государственного управления геологической отраслью на федеральном уровне построена следующим образом:

• Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также мониторинга состояния недр;

• Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы оказывают государственные услуги по геологическому изучению недр, осуществляют управление государственным имуществом, лицензирование недропользования, государственный учет и государственную экспертизу запасов, информации и проектов ГРР;

• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы обеспечивают государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования занимаются управлением фондом недр общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участвуют в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых на своих территориях.

218

Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы координирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций в области изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов.

В сложившейся в настоящее время ситуации государство финансирует преимущественно работы первого этапа процесса геологического изучения недр, т.е. работы общегеологического и минерагенического назначения: комплексное изучение геологического строения территории страны, закономерностей размещения всех видов минерально-сырьевых ресурсов и их прогнозная оценка [5]. Поисковые и разведочные работы ведутся в основном за счет средств частных промышленных компаний. Соотношение участия государства и бизнеса ГРР в денежном выражении составляет в среднем соответственно 1 к 20 для углеводородного сырья и 1 к 5 для твердых полезных ископаемых.

Недостаточный объем ассигнований, направляемых на поисковые и оценочные работы, негативным образом сказывается на процессе воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. Решение проблем геологоразведочной отрасли связано с привлечением к расширению сырьевой базы частного капитала, корректировкой действующей системы управления и организации отрасли. Необходимость создания и развития на территории России минерально-сырьевой базы остродефицитных полезных ископаемых (марганец, хром, титан, уран, свинец, цирконий, бентонит, графит, барит, плавиковый шпат, вол-ластонит)* обусловливает первоочередной характер проведения ГРР на объектах прогнозных ресурсов дефицитных полезных ископаемых и подчеркивает актуальность

* По данным ВСЕГЕИ, в России, отсутствуют месторождения, подготовленные к эксплуатации. Утвержденные по состоянию на 01.01.03 прогнозные ресурсы волластонита по территории РФ составляют 186, 5 млн т, внутренняя потребность российского рынка в рассматриваемом минеральном сырье превышает 65 тыс.т в год, а перспективная потребность находится на уровне 200300 тыс.т в год [2, с. 155].

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.195

внесения изменений в функционирование геолого-разведочного сектора.

В 2010 г. была разработана Стратегия развития геологической отрасли до 2030 г., ключевой задачей реализации которой должно стать повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр. Схематичность и неполноту принятых основ государственной минерально-сырьевой политики, отсутствие законодательно закрепленных гарантий защиты инвестиций, высокие риски при ведении ГРР и высокую неопределенность результатов предполагается преодолеть на путях совершенствования программно-целевого планирования, принципов размещения и исполнения государственного заказа и системы государственного геологического контроля. Особое место отводится процессу уточнения порядка возмещения расходов недропользователей-инвесторов, а также страхованию инвестиционных рисков на стадиях ГРР.

Решая проблему повышения эффективности процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, целесообразно рассмотреть опыт зарубежных стран по привлечению частного капитала в геолого-разведочную отрасль. Мировая практика свидетельствует, что высокие инвестиционные риски, связанные с неопределенностью конечного результата ГРР и длительным производственным циклом, необходимо минимизировать созданием благоприятных инвестиционных условий.

Пример зарубежных стран указывает на результативность таких видов экономических мероприятий по привлечению инвестиций как частичное субсидирование геолого-разведочной деятельности и беспроцентное кредитование частных инвесторов. В США и Канаде для проведения поисковых работ государство предоставляет частным компаниям ссуды в размере до 75 % всех необходимых затрат. Вложенные правительством средства подлежат возмещению только при условии достижения положительных результатов ГРР. Государство также может использовать косвенные методы регулирования, финансируя развитие ин-

фраструктуры труднодоступных районов проведения ГРР.

Чтобы стимулировать деятельность недропользователей по воспроизводству минерально-сырьевой базы, необходимо снизить фискальное давление на инвесторов, изменив налоговую политику. Во многих странах с богатыми минеральными ресурсами (США, Канада, Китай) активно используются разнообразные налоговые льготы и скидки: снижение и дифференциация налогов, скидки на истощение недр, налоговые каникулы, перенос убытков на последующие периоды, уменьшение налогооблагаемой базы, льготные налоговые кредиты. Для остродефицитного сырья следует разработать систему налогообложения, учитывающую размеры компаний-инвесторов, стадию и условия проведения ГРР. По примеру США средства горных предприятий и «сторонних» инвесторов на поиски и разведку месторождений остродефицитного сырья целесообразно не облагать налогом на прибыль. Налоговая нагрузка в силу затратной природы поисковых и разведочных работ должна быть минимальной, основное налоговое бремя необходимо переложить путем корректировок ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на этап эксплуатации месторождения.

Для воспроизводства минерально-сырьевой базы по остродефицитным полезным ископаемым целесообразно создать специальный фонд, формирующийся как за счет государственных средств, так и взносов заинтересованных частных компаний.

Практика крупнейших сырьевых стран свидетельствует о высокой эффективности геолого-поисковых работ юниорных компаний, на долю которых приходится 50 % мировых ГРР на твердые полезные ископаемые [4, с. 3]. Развитие юниорного сектора в России требует специальной государственной политики по созданию условий для свободной продажи прав на пользование недрами. Целью юниорных компаний является поиск месторождения, увеличение его рыночной стоимости и продажа по максимально выгодной цене. В силу того, что указанные компании не ведут добычи и у них отсутст-

Бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры

ГОРНО-ДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ

Частичное субсидирование ГРР

Специальный фонд воспроизводства МСБ по остродефицитным полезным ископаемым

ЮНИОРНЫЕ КОМПАНИИ

Свободная продажа прав пользования недрами

Использование принципов канадской системы недропользования «первый пришел - первый получил» и «работай или потеряй»

Пересмотр существующей системы расчета стартовых платежей

Разработка коэффициентов инвестиционной привлекательности вложений в ГРР по определенному виду остродефицитных полезных ископаемых на конкретном участке работ

Рис.3. Организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации по основным видам остродефицитных полезных ископаемых, дифференцированный по видам привлекаемых инвесторов

вуют собственные средства, привлечение инвестиций в проведение ГРР осуществляется путем выпуска акций. Необходимым условием становления юниорного бизнеса в стране является возможность создания рынка рискового (венчурного) капитала.

Упрощение порядка лицензирования на участки недр, изучение которых ограничилось региональной стадией, либо поисковые работы на которых не дали положительных результатов, повысит конкуренцию в отрасли. Заявительный принцип получения лицензии (принцип канадской системы недропользования «первый пришел - первый получил»), существенное снижение стартовых платежей, сокращение сроков рассмотрения заявки положительным образом скажется на

инвестиционной привлекательности воспроизводства минерально-сырьевой базы остродефицитных полезных ископаемых. В Канаде затраты на ГРР являются роялти за право пользования участком недр. Использование в российской практике принципа «работай или потеряй», заключающийся в аннулировании лицензии компании в случае прекращения ГРР, позволит решить проблему «замораживания» лицензионных участков недр [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особо следует отметить роль доступности архивной геологической информации. По оценкам американских исследователей, достоверная информация позволяет снизить стоимость планируемых ГРР на 40-70 %. С 1 января 2011 г. в Российской Федерации плата

220 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.195

за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, отменена. Для притока инвестиций необходимо также открыть доступ к геологической информации, полученной в ходе деятельности частных компаний, путем введения специальных законодательных актов, регламентирующих представление данных о результатах выполненных работ.

Страхование инвестиций служит гарантией возврата денежных средств инвестора в случае отрицательного результата проведенных ГРР. Разработка механизма распределения материальной ответственности между страховыми компаниями и образование резервного капитала недропользователей за счет средств страхового фонда позволит сократить финансовые риски на стадиях поисков и разведки месторождений остродефицитных полезных ископаемых. Развитие страхового рынка ГРР предполагает создание системы оценки геологических рисков для конкретного месторождения с учетом его экономических, геологических и географических особенностей. Соотношение доходной и рисковой составляющей вложений в ГРР по определенному виду полезных ископаемых на конкретном участке работ целесообразно выразить через коэффициенты инвестиционной привлекательности, которые будут служить предварительным индикатором финансовой устойчивости и эффективности проекта.

Организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации по основным видам остродефицитных полезных ископаемых (рис.3) должен быть направлен на стимулирование ассигнований на ГРР горных предприятий, создание условий для формирования сектора юниорных компаний, а также привлечения средств сторонних инвесторов. В ГРР секторе особая роль в инвестиционной деятельности отводится созданию механизма страхования

ГРР. Обобщение результатов оценки геологических рисков позволит создать систему коэффициентов инвестиционной привлекательности конкретного района работ на определенный вид полезного ископаемого, что обеспечит информационную поддержку инвесторов для принятия решения о целесообразности вложения средств в проект.

Внедрение указанного механизма в действие и его адекватное функционирование в условиях рыночной экономки позволит поднять ГРР на новый уровень, обеспечить как воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации по основным остродефицитным полезным ископаемым, так и общую конкурентоспособность страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ледовских А.А. Основные результаты работ Федерального агентства по недропользованию в 2009 г. и приоритетные задачи на 2010 г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2010. N 3.

2. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации. Том 1: Прогнозно-металлогенический анализ / Науч. ред. О.В.Петров. 2009.

3. Оганесян Л.В. Минерально-сырьевая база и геологическая служба России на пороге XXI века // Нефтегазовый комплекс России: Альманах. М., 1997.

4. Петров О.В. Инновации в воспроизводстве минерально-сырьевой базы России // Российские недра. 2010. № 7(100).

5. Ставский А.П. Альтернативная концепция развития геологоразведочных работ в России / А.П.Ставский, В.Н.Войтенко. М., 2007.

REFERENCES

1. Ledovskih A.A. The basic results of works of Federal agency of subsoil in 2009 and priority problems for 2010//Mineral resources of Russia. Economy and management. 2010. N 3.

2. Mineral resource potential of the Russian Federation bowels. Vol. 1 The forecasting-metallogenic analysis / Science Editor O.V.Petrov. Saint Petersburg., 2009.

3. Oganesyan L. V. Mineral resource base and geological service of Russia on a XXI-st century threshold // Oil and gas complex of Russia. Moscow, 1997.

4. Petrov O.V. Innovations in the reproduction of the mineral resource base of Russia //Russian subsoil. Moscow, 2010. N 7 (100).

5. StawskiA.P., Voitenko V.N. An alternative concept of development of geological exploration in Russia. Moscow, 2007.

Научный руководитель проф. Н.В.Пашкевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.