Научная статья на тему 'Система показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы России'

Система показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА / ЮНИОРНЫЕ КОМПАНИИ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченко А. А.

Рассмотрены проблемы современного состояния, рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) России. Выявлен и проанализирован ряд проблем, препятствующих оптимальному использованию минерально-сырьевого потенциала страны, в том числе связанных с законодательным регулированием недропользования и финансированием геолого-разведочных работ. Обоснована система показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и использование МСБ, меры нормативно-правового и экономического характера по привлечению частных инвестиций в геологоразведку, создания условий для развития сектора юниорных геологических компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы России»

УДК 553 + 346

А.А.ФЕДЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент, [email protected]

Санкт-Петербургский государственный горный институт (техническийуниверситет)

A.A.FEDCHENKO, PhD in econ. sc, associate professor, m in er-spb @yandex. ru Saint Petersburg State Mining Institute {Technical University)

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИИ «

Рассмотрены проблемы современного состояния, рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) России. Выявлен и проанализирован ряд проблем, препятствующих оптимальному использованию минерально-сырьевого потенциала страны, в том числе связанных с законодательным регулированием недропользования и финансированием геолого-разведочных работ. Обоснована система показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и использование МСБ, меры нормативно-правового и экономического характера по привлечению частных инвестиций в геологоразведку, создания условий для развития сектора юниорных геологических компаний.

Ключевые словах минеральные ресурсы, недропользование, геологоразведка, юниор-ные компании, частные инвестиции, законодательное регулирование.

THE SYSTEM OF INDICATORS CONCERNING THE POTENTIAL, RENEWAL AND USE OF MINERAL RESOURCE BASE OF RUSSIA

The problems of rational use of the huge mineral-resource potential of Russia are considered. The causes of insufficient exploration volumes in Russia are analyzed. It is proposed measures of the legal regulations in order to create junior geological companies in Russia and increase private investments to the exploration of deposits.

Key words: mineral resources, subsoil usage, exploration, junior companies, private investments, legal regulations.

Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы России осуществляется в соответствии с законом «О недрах» и другими законодательными актами, принятыми в начале 90-х годов XX в. и заложившими основу для перехода к рыночным отношениям в недропользовании. Основные положения созданной в этой сфере системы состоят в следующем:

• разделение ответственности и финансирования геолого-разведочных работ (ГРР) между государством и недропользователями на разных стадиях изучения недр;

• допуск к ГРР предприятий различных организационно-правовых форм (в том числе и с участием иностранного капитала);

• необходимость получения лицензии на ГРР на конкурсах и аукционах;

• платность при проведении работ на всех стадиях, кроме региональных.

Современное положение геологии в правовом поле остается в законодательных рамках, заложенных в начале 90-х. Институциональная база недропользования уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т. 191

Россия обладает огромным минерально-сырьевым потенциалом и значительной минерально-сырьевой базой по большинству видов полезных ископаемых. По сумме разведанных запасов и локализованных прогнозных ресурсов природного газа, нефти, угля, алмазов, благородных и цветных металлов страна находится среди мировых лидеров. В то же время доля России по объемам добычи и продаж на мировых рынках, прежде всего наиболее ликвидных благородных и цветных металлов, невелика и не соответствует ее минерально-сырьевому потенциалу [1,2]. Доля России в 2007 г. в объемах продаж по свинцу, олову, цинку составила 1,5-2,9%, по меди, серебру, золоту 4,7-6,4 % и только по никелю достигла 19,4 % [4].

Для реализации огромного минерально-сырьевого потенциала недр России была разработана «Долгосрочная программа изучения недр и воспроизводства МСБ России на основе баланса потребления и воспроизводства сырья до 2020 г.», утвержденная Министерством природных ресурсов 16.07.08. Основная цель программы - добиться дальнейшего расширения и качественного улучшения МСБ, сбалансировать воспроизводство и добычу полезных ископаемых в объемах, достаточных для стабильного развития экономики страны. Поставленные в ней задачи по воспроизводству МСБ благородных и цветных металлов выполняются не полностью. Уровень выполнения программы 2009 г. по приросту запасов неудовлетворителен; по рудному золоту 45,7 %, никелю 23%, хромовым рудам 13%, по урану и цинку 0.

В сложившейся и функционирующей в современных условиях системе регулирования и финансирования геолого-разведочного процесса выявился ряд проблем, препятствующих достижению поставленных целей. Важнейшие из них следующие:

• Нечеткое распределение функций и ответственности между государством и горным бизнесом в проведении ГРР на разных стадиях, что привело к необходимости постоянно увеличивать государственное финансирование работ поисковой стадии (на сегодня более 80 % всех бюджетных ассиг-

нований на ГРР), и, как следствие, к недостаточному финансированию общегеологических (региональных) работ и научных исследований. В результате объемы государственного геологического картирования в масштабе 1:200000 с детальностью, позволяющей оценить прогнозный ресурсный потенциал территорий, совершенно недостаточны. При нынешних темпах региональных работ потребуется около 170 лет, чтобы доизучить территорию страны до уровня, отвечающего современным требованиям [3].

• Действующая система государственного регулирования отношений недропользования и допуска организаций к геологическим работам ориентирована на фискальные цели и не стимулирует приток инвестиций в геологоразведку, в первую очередь, в наиболее рисковую поисково-оценочную стадию. Бюджетное задание 2009 г. по платежам за пользование недрами даже в условиях экономического кризиса было перевыполнено (41 млрд руб. при плане 40 млрд руб.), в то же время на финансирование ГРР из федерального бюджета направлено всего 18,9 млрд руб. (на 14 % меньше, чем в 2008 г.). В результате сокращается количество объектов, подготовленных после проведения геолого-съемочных и прогнозно-поисковых работ для выполнения последующих стадий исследований (истощение «поискового задела»).

• Не разработаны критерии и параметры, хараетеризующие состояние и возможности использования МСБ различных видов минерального сырья, а также необходимые для этого показатели видов и физических объемов, финансирования ГРР и количества разведанных запасов.

• Не сформирована система, обеспечивающая непрерывное и достаточное финансирование полного цикла геологических работ от обнаружения перспективных площадей до открытия и начала освоения месторождений и, прежде всего, экономико-правовой механизм, стимулирующий вложение средств частных инвесторов в ГРР поискового этапа. Такой механизм разработан и успешно действует в Канаде, Австралии, США.

_87

Санкт-Петербург. 2011

• Возможности минерально-сырьевого потенциала России используются слабо, а объемы добываемого сырья часто превышают прирост запасов по многим видам полезных ископаемых.

Для рационального экономически эффективного воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы страны, обеспечения устойчивого состояния минерально-сырьевого комплекса, безусловного обеспечения минерально-сырьевой продукцией текущих и долгосрочных внутренних и экспортных потребностей государства необходимо осуществление ряда мер нормативно-правового и экономического характера в этой сфере.

1. Разработка и применение критериев и показателей, характеризующих состояние и использование МСБ различных видов минеральных ресурсов, степень реализации минерально-сырьевого потенциала и связанные с ними показатели, отражающие объемы, результаты и качество геологоразведочных работ на разных стадиях процесса воспроизводства МСБ. В качетве таких показателей могут быть предложены следующие:

• соотношение количества разведанных запасов, прогнозных ресурсов, объемов добычи и экспорта, доля этого вида сырья в мировой торговле;

• соотношение прироста разведанных запасов и объемов добычи различных видов минерального сырья в целом по стране и по отдельным горно-добывающим компаниям;

• количество локализованных и оцененных на стадии поисково-оценочных работ прогнозных ресурсов минерального сырья; количество объектов и площадей, подготовленных для лицензирования и проведения работ разведочной стадии; степень подтверждения прогнозных ресурсов и предварительно-оцененных запасов после проведения разведочных работ;

• восстановление соотношения между количеством перспективных площадей, рекомендуемых после проведения региональных геологических исследований для постановки работ поисковой стадии, числом объектов, на которых проводятся в дальнейшем

поисково-оценочные работы и количеством проявлений, рекомендуемых для выполнения разведки;

• объемы финансирования и количество реально выполненных физических объемов геолого-разведочных работ (площадь геологической съемки масштаба 1:200000, объемы геофизических работ, бурения скважин, учитываемые раздельно по стадиям работ, видам минерального сырья и регионам);

• эффективность ГРР, измеряемая отношением прироста запасов к затратам на ГРР или прироста запасов в тоннах на метр бурения;

• показатель отношения горно-добывающих компаний к геологоразведке, например отношение суммарных ежегодных затрат на воспроизводства МСБ к полученной выручке. Во многих зарубежных компаниях этот показатель достигает 5-6 %;

•объемы добычи и экспорта каждого вида полезных ископаемых, доля страны на мировых рынках минерального сырья как итоговый показатель, характеризующий использование возможностей минерально-сырьевого потенциала страны.

2. Осуществление комплекса мер нормативно-правового характера, стимулирующего привлечение средств в геологоразведку:

• снижение или полное освобождение недропользователей, осуществляющих право пользования недрами с целью геологического изучения за счет собственных средств, от всех видов платежей до получения положительных результатов и взимание недополученных средств в виде налога с компании, разрабатывающей открытое месторождение;

• освобождение от налогов части прибыли добывающих компаний, направленной на ГРР по проектам, утвержденным в территориальных органах Министерства природных ресурсов;

•создание возможностей для геологов частных компаний самостоятельно изучить информацию и подобрать объект для ГРР, использование заявительного принципа (без проведения конкурсов и аукционов) при получении лицензии на проведение поисково-оценочных работ в нераспределенном государственном фонде недр. Аукционы и кон-

ШБЫ01353500. Записки Горного института. Т. 191

курсы проводить только по тем объектам, которые выявлены и подготовлены к лицензированию в результате финансирования ГРР за счет государственного бюджета;

• изменение законодательства с целью создания условий для образования юниор-ных геологических компаний и притока частных инвестиций в наиболее рисковую поисковую стадию геологоразведки, придание полученной в результате ГРР информации статуса объекта интеллектуальной собственности и, прежде всего, предоставление в случае открытия месторождения возможности получения большей части дохода после проведения аукциона на право его

и и гр и

дальнейшей разведки и разработки. Такой организационно-правовой механизм действует в течение нескольких десятилетий в Канаде и успешно обеспечивает привлечение частных инвестиций в поисковые работы и воспроизводство МСБ. В 2007 г. из 780 компаний, выполнявших ГРР на золото, цветные металлы, уран, алмазы, 638 были юниорными (малыми) геологическими компаниями, которые специализируются на работах ранней поисковой стадии и финансируются за счет частных инвестиций. Из общего объема затрат на геологоразведку в Канаде в 2007 г. (2545 млн канадских долларов) на долю юниорных компаний приходилось 1556 млн долларов;

• создание системы информационного геологического обеспечения воспроизводства и использования МСБ страны, системы отчетности государственных геологических предприятий и частных компаний о выполненных ГРР и полученных результатах. Такая информация может представляться в виде годового отчета и должна быть дифференцирована по видам полезных ископаемых, физическим объемам выполненных ГРР (бурение скважин, геофизические исследования, отбор проб и др.), структуре финансовых затрат и сметным расценкам по основным видам работ. Результаты и затраты должны быть представлены в целом по стране и по отдельным регионам. Аналогом такой сводной ежегодной информации о

геологических работах разных стадий, выполняемых различными предприятиями в Канаде, может служить обзор [5].

На основе разработанных критериев и показателей, характеризующих степень геологической изученности территории России, состояния и использования МСБ различных видов минерального сырья, необходимо ежегодное и на длительную перспективу определение оптимальных объемов финансирования и выполнения физических объемов основных видов геолого-разведочных работ, приростов прогнозных ресурсов и запасов с учетом мировой конъюнктуры. Такие расчеты должны быть дифференцированы по видам минерального сырья, по стадиям геологических работ (региональные исследования, поисково-оценочные работы, разведка) и регионам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беиевольский Б. И. Начальный потенциал золотоносности территории России - базовый фактор планирования воспроизводства минерально-сырьевой базы золота // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. № 5.

2. Машковцев Г.А. Современное состояние минерально-сырьевой базы отечественной металлургии // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.

2007. № 5.

3. Орлов В. П. Современные проблемы государственной геологии // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2008. № 6.

А. Рубанов И. Холодный душ для горячего металла // Эксперт. 2008. № 4.

5. Overview of trends in Canadian mineral exploration. Ottawa. 2007.

REFERENCES

1. Benevolsky В J. The initial gold potential of the Russian territory-a base-planning factor for the renewal of the gold resource base// Mineral resources of Russia. Economics and management. 2009. N 5.

2. Machkovsev GA. The present condition of mineral resource of Russian metallurgy // Mineral resources of Russia. Economics and management. 2007. N 5.

3. Orlov VI>. The present problems of state geological survey of Russia // Mineral resources of Russia. Economics and management 2008. N 6.

4. Rybanov I. The cold shower for hot metal // Expert.

2008. N 4.

5. Overview of trends in Canadian mineral exploration. Ottawa. 2007.

Санкт-Петербург. 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.