Научная статья на тему 'Правовые и экономические условия привлечения инвестиций для финансирования геолого-разведочных работ в России'

Правовые и экономические условия привлечения инвестиций для финансирования геолого-разведочных работ в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА / ЮНИОРНЫЕ КОМПАНИИ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченко А.А., Беляков В.Г.

Рассмотрены проблемы современного, рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Проанализированы причины недостаточного финансирования геолого-разведочных работ поисковой стадии. Обоснованы меры нормативно-правового регулирования по привлечению частных инвестиций в геологоразведку, создания условий для развития сектора юниорных геологических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и экономические условия привлечения инвестиций для финансирования геолого-разведочных работ в России»

УДК 553+346

A.А. ФЕДЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

B.Г. БЕЛЯКОВ, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет

А.А. FEDCHENKO, PhD in the Field of Economics, Associate Professor Saint-Petersburg State Mining Institute (T'¿clinical University) V.G. BELIAKOV, PhD in the Field of Legal Sciences, Associate Professor Saint-Petersburg State University

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ

В РОССИИ

Рассмотрены проблемы современного, рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Проанализированы причины недостаточного финансирования геолого-разведочных работ поисковой стадии. Обоснованы меры нормативно-правового регулирования по привлечению частных инвестиций в геологоразведку, создания условий для развития сектора юниорных геологических компаний.

Ключевые слова: минеральные ресурсы, недропользование, геологоразведка, юниор-ные компании, частные инвестиции, законодательное регулирование.

THE LEGAL AND ECONOMIC CONDITIONS OF ATTRACTION INVESTMENTS TO THE EXPLORATION IN RUSSIA

The problems of rational use of the huge mineral-resource potential of Russia are considered. The causes of insufficient exploration volumes in Russia are analyzed. It is proposed measures of the legal regulations in order to create junior geological companies in Russia and increase private investments to the exploration of deposits.

Key words: mineral resources, subsoil usage, exploration, junior companies, private investments, legal regulations.

В России создана мощная минерально-сырьевая база (МСБ) по многим видам полезных ископаемых. По сумме разведанных запасов и прогнозных ресурсов нефти, природного газа, угля, благородных и цветных металлов РФ находится среди стран-лидеров в мире. Объем производства продукции на предприятиях минерально-сырьевого комплекса в стоимостном выражении составил в 2007 г. 44,2 % промышленной продукции страны, две трети валютных поступлений приходится на сырьевые отрасли.

Для оценки оптимальности использования огромного минерально-сырьевого потенциала страны необходимо сопоставить современное состояние МСБ, возможности ее увеличения за счет геолого-разведочных работ (ГРР), соотношение объемов добычи, прироста запасов и экспорта важнейших видов сырья. По валовой стоимости разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых в недрах страны в ценах мирового рынка около 75 % приходится на топливно-энергетические ресурсы: нефть, природный газ, уголь (табл.1).

_ 99

Санкт-Петербург. 2009

Состояние МСБ нефти, газа и угля на 1.01.07

Вид минерального сырья Запасы, млрд т и трлн м3 Прогнозные ресурсы C3(Pi), млрд т и трлн м3 Добыча в 2007 г., млн т и млрд м3 Экспорт в 2007 г., млн т и млрд м5

А+В+С, С2

Нефть 14,9 (92,4) Нет данных 13,4 (41,0) 491 259

(81,1)

Природный газ 47,8 (85,2) 20,1 (58.6) 30,0 (44,0) 654 202

Уголь 193,0(15,0) 79,1 (3,4) 539,0 (0,2) 309 91,3

Примечание. В скобках указана доля распределительного фонда, %.

Длительный период времени (1993-2004) в связи с недостаточным финансированием и резким снижением объемов выполняемых ГРР объемы добычи нефти и природного газа значительно опережали прирост запасов. С 2005 г. отмечен значительный рост финансирования ГРР в стране, прежде всего за счет увеличения доходов недропользователей и федерального бюджета в условиях роста цен на минеральное сырье на мировых рынках. Суммарные затраты на ГРР за счет всех источников финансирования увеличивались по годам следующим образом, млрд руб.:

2004 58,7, 2005 84,16, 2006 103,7, 2007 159,8 (в том числе из федерального бюджета 19,8 млрд руб.). В результате с

2005 г. прирост разведанных запасов нефти и газа стал опережать объемы добычи. В 2005 г. прирост запасов нефти составил 533 млн т при добыче 466 млн т, в 2006 г. 580 и 479 млн т, в 2007 г. 491 и 550 млн т соответственно [5].

Созданная МСБ нефти и газа достаточна для сохранения страной лидирующих позиций в мире по добыче этих важнейших видов минерального сырья и может быть увеличена за счет расширения ГРР в Восточной Сибири и районах континентального шельфа. Достижению этой цели должна способствовать «Долгосрочная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства сырья до 2020 г.», принятая

Правительством РФ в 2005 г. В то же время необходимо отметить недостаточное развитие угольной отрасли. Годовой объем добычи не соответствует масштабу МСБ угля. Разведанные и предварительно оцененные запасы угля (272,1 млрд т) позволяют увеличить добычу и экспорт в несколько раз, существенно нарастить долю угля в топливно-энергетическом балансе.

Из твердых полезных ископаемых высоколиквидны и наиболее востребованы на мировых рынках благородные и цветные металлы (табл.2).

Доля России на мировых рынках благородных и цветных металлов (кроме никеля) невелика, но может быть значительно увеличена. По сумме разведанных запасов и выявленных ресурсов многих цветных металлов (никель, медь, свинец, олово) Россия входит в число лидирующих стран мира. В 2007 г. и по начало 2008 г. цены на цветные и благородные металлы находились на максимуме. С весны 2008 г. в цветной металлургии под воздействием мирового экономического кризиса начался спад. Цены на цветные металлы за несколько месяцев снизились в 2-3 раза. Исключение составили благородные металлы и прежде всего золото, цена тройской унции которого хотя и испытывала колебания, но снизилась в июне 2008 г. незначительно от 1030 долларов за унцию (максимум) до 870-930 долларов за унцию в начале 2009 г.

Структура мирового рынка благородных и цветных металлов в 2007 г. [4]

Металл Выплавка, млн т Доля России, % Цена, тыс. долларов за тонну Объем рынка, млрд долларов

2007 г. 1975-1988 (средняя) 01.03.09

Медь 15.6 4,7 7,30 3,68 3,44 114

Алюминий 38,0 11,1 2,70 2,23 1,31 101

Золото 0,0025 6,4 25402 20320 30050 64

Никель 1,66 19,4 29,90 13,93 10,10 50

Цинк 10,5 2,9 2,60 1,80 1,12 27

Серебро 0,0205 6,3 465 440 416 10

Свинец 3,55 1.5 2,40 1,03 1,09 9

Олово 0,3 2,1 16,90 9,06 10,90 5

Состояние МСБ золота России на 01.01.07 следующее: разведанные запасы (категории А, В, Cj) 6918 т; предварительно оцененные запасы (категория С2) 2871 т, прогнозные ресурсы 18 тыс.т. В 2006 г. Государственным балансом запасов учитывалось 5827 месторождений золота, из которых россыпных 5425 и коренных 402, в том числе 274 собственно золоторудные и 128 комплексные. Доля запасов собственно золоторудных коренных месторождений достигла 82 % , а доля россыпных снизилась до 18 %. Коренные месторождения золота России характеризуются в целом более значительным содержанием золота в рудах, чем аналогичные зарубежные объекты: среднее содержание золота в российских месторождениях 2,63 г/т, в разрабатываемых 4,08 г/т, тогда как в эксплуатируемых месторождениях ведущих золотодобывающих стран 1,9-3,0 г/т. По сумме разведанных запасов и прогнозных ресурсов золота Россия занимает второе место в мире после ЮАР.

Существенную роль в минерально-сырьевой базе золота России играют крупные, с запасами более 200 т (Олимпиадин-ское, Майское, Куранахская группа) и сверхкрупные с запасами более 1000 т (Наталкин-ское, Сухой Лог, Нежданинское) объекты. Содержание золота в таких объектах, как правило, ниже, чем в небольших месторождениях, часто оно трудноизвлекаемое, а руды содержат большое количество вредных примесей (мышьяка и сурьмы). В то же время высоки перспективы выявления значитель-

ного числа мелких и средних по запасам золоторудных месторождений с высокими содержаниями и легкоизвлекаемым золотом.

В 2007 г. Россия в мировом рейтинге стран-производителей золота занимала пятое место (табл.3). На первое место в мире выдвинулся Китай. Наблюдается отчетливая тенденция падения добычи многолетнего мирового лидера - ЮАР - в связи со снижением содержания золота в руде и ухудшением технико-экономических показателей разработки. Сравнивая уровень добычи золота в России с минерально-сырьевой базой и количеством прогнозных ресурсов этого металла можно сделать вывод о возможности увеличения добычи более чем в 2 раза. Ведущие золотодобывающие компании России «Полюс Золото», «Полиметалл», «Peter Hamro Mining» планируют значительно увеличить добычу в ближайшие годы за счет освоения крупных месторождений: Наталкинского в Магаданской области, Благодатного и Тити-мухта в Красноярском крае, Пионер и Мало-мыр в Амурской области. Однако для увеличения добычи золота в России в масштабах, соответствующих выявленному минерально-сырьевому потенциалу этого металла, усилий только крупных золотодобывающих компаний недостаточно. Существенный прирост запасов золота в 2006-2007 гг. был достигнут этими компаниями в основном при переоценке и доизучении ранее выявленных месторождений или при проведении ГРР вблизи уже действующих золотодобывающих предприятий. Объемы поисковых работ на

________ 101

перспективных площадях с высокой оценкой прогнозных ресурсов, расположенных в сла-боосвоенных и удаленных районах невелики из-за недостаточного финансирования ГРР этой стадии. Большинство золотодобываю-

щих предприятий относится к мелким и не имеют необходимых средств на геологоразведку. Так из 461 предприятия, добывавшего золото в России в 2007 г., 300 имели объем добычи менее 100 кг, а 109 от 100 до 500 кг.

Таблица 3

Динамика добычи золота в основных странах-производителях в 1970-2007 гг., т [1]

Страна 1970 1980 1990 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Китай н/д н/д 99 193 202 206 217 224 247 276

ЮАР 1000 675 605 394 395 376 343 297 296 272

Австралия 19 17 244 285 266 283 258 263 247 248

США 55 30 294 335 299 281 260 262 252 238

СССР, с 1991 г. Россия 208 196 180 165 181 182 182 175 173 169

Перу 4 7 15 134 157 172 173 208 202 167

Индонезия 0,2 2,3 17,6 183 158 164 114 167 116 137

Канада 75 51 168 157 148 140 128 119 104 101

Гана 22 13 17 72 70 69 58 64 70 78

Узбекистан - - - 83 83 80 84 79 75 75

Папуа-Новая Гвинея 0,7 14 34 68 65 69 74 69 60 59

Всего в мире 1432,2 1086,3 1856,2 2621 2588 2592 2470 2522 2479 2444

Решение задачи воспроизводства и рационального использования МСБ золота России невозможно без значительного увеличения ГРР поисковой и поисково-оценочной стадий, создания поискового задела, резкого увеличения количества объектов, подготовленных для выполнения разведочной стадии работ.

В современных условиях в связи с высокими инвестиционными рисками, обусловленными низкой подтверждаемостью прогнозных ресурсов и необходимостью высоких затрат для проведения работ в удаленных неосвоенных районах, отсутствия механизмов стимулирования притока частных инвестиций в ГРР ранних стадий поисковый задел создается преимущественно за счет средств федерального бюджета. Государство вынуждено выделять все больше и больше средств на проведение поисковых ГРР. Динамика увеличения затрат государственного бюджета на финансирование ГРР в России в 2004-2007 гг. следующая, млрд руб.:

Год 2004 2005 2006 2007

Финансирование ГРР,

всего 5,2 10,7 16,4 19,8

В том числе на твердые полезные ископаемые 1,2 3,4 5,2 6,4

Из всего объема федерального финансирования на твердые полезные ископаемые (ТПИ) основная часть (более 60 %) приходится на высоколиквидные виды сырья, прежде всего на золото и алмазы. Так в 2005 г. поисковые работы на ТПИ велись на 264 объектах, из них на 134 целью поисков были благородные металлы и алмазы. В том же году на золото выданы 3000 лицензий на участки недр, в том числе 270 рудных. Средние годовые затраты компаний на ГРР на один участок составили 8,6 млн руб., в то время как затраты государства на начальной поисковой стадии на участок достигали 12,6 млн руб., т.е. владелец лицензии тратил всего 15-20 % финансирования от необходимого [3].

С 2003 по 2005 г. затраты федерального бюджета на ГРР на золото возросли с 345 до 1355 млн руб. Несмотря на столь значительный рост, в относительном выражении затраты на ГРР на драгоценные, цветные металлы и алмазы в России составляют всего 20-30 % соответствующих затрат Канады и Австралии, что недостаточно для реализации возможностей минерально-сырьевого потенциала России. В настоящее время особенно актуальной становится задача форсирования поисковых и поисково-оценочных работ на высоколиквидные виды полезных ископаемых в выявленных перспективных новых минерагенических районах. Стратегическая значимость, масштаб минерально-сырьевого потенциала страны, необходимость увеличения объемов финансирования требуют изменения системы регулирования в области геологоразведки на государственном уровне, направленного, в первую очередь, на стимулирование инвестиций в геологические работы ранних стадий воспроизводства МСБ: поиски и оценку месторождений.

В мировой практике создан и работает в течение нескольких десятилетий экономи-ко-правовой механизм воспроизводства МСБ, основанный на привлечении частных инвестиций в геологоразведку и выделении ГРР ранней поисковой стадии в особый вид

бизнеса. Наиболее успешно процесс воспроизводства МСБ за счет частных инвестиций осуществляется в Канаде, Австралии и США. Канада - одна из ведущих стран по добыче и производству минерального сырья, где геологоразведкой занимаются малые (juniors) и крупные (seniors) компании (рис.1). Малые (юниорные) компании (в отличие от крупных) занимаются только поисковыми, поисково-оценочными работами, но не разведкой и разработкой открытых месторождений. Юниорная компания, получив права на исследование перспективной площади, с помощью небольшого штата высококвалифицированных специалистов проводит геолого-поисковые работы начальной, наиболее рискованной стадии. Эти работы включают геологическое обследование объекта, геофизические и геохимические работы, бурение скважин, В случае успешного открытия коммерческого объекта компания продает права на дальнейшую разведку и разработку месторождения специализированной горно-добывающей компании, полученная при продаже прибыль может во много раз превысить затраты на поиски. Юниорные геологические компании играют важную роль в поисках и оценке месторождений благородных и цветных металлов.

900 л

800 H

700

1997 1998 1999 2000 2001

1

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Ш 2

Рис.1. Количество компаний, занятых поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых в Канаде в 1997-2007 гг. [2]

1 и 2 - крупные и юниорные компании соответственно

В 2007 г. в Канаде действовало 770 геолого-разведочных компаний, из которых 638 относились к юниорным. Затраты на геологоразведку твердых полезных ископаемых в 2007 г. составили 2547,1 млн долларов (здесь и далее - канадские доллары), в том числе расходы юниорных компаний на поисковые геологические работы 1556,7 млн. Затраты одной юниорной компании на ГРР в год в среднем 2,4 млн долларов. Большинство компаний (217) израсходовали от 1 до 5 млн долларов, 115 компаний потратили от 200 до 500 тыс. долларов, а расходы 129 варьировали от 200 тыс. до нескольких десятков тысяч долларов. Свыше 93 % затрат на ГРР в Канаде осуществлялись на перспективных объектах, находящихся вдали от мест расположения действующих рудников, в новых перспективных районах. В распределении затрат по видам работ на поисковой стадии преобладает бурение скважин, в 2006 г. на него приходится 49,6 % всех затрат. Юниорные компании пробурили 2942 тыс.м скважин из всего объема геоло-го-разведочного бурения на твердые полезные ископаемые 4773 тыс.м. Объемы геоло-го-разведочного бурения в Канаде в несколько раз больше, чем в России.

Значительное увеличение финансирования ГРР в Канаде с 2003 г. на благородные и цветные металлы связано с быстрым ростом цен на эти виды сырья на мировых рынках (рис.2). В 2006 г. финансирование ГРР на благородные металлы в Канаде достигло максимума - 725 млн долларов. Юниорный сектор характеризуется эффективной конкурентной средой, высоким уровнем квалификации персонала, непрерывной инновационной активностью фирм и, как следствие, высокой эффективностью ГРР. Юниорные компании ориентируются прежде всего на высоколиквидные виды сырья, и на их долю приходится большая часть открытых месторождений: в Австралии, например, с 1964 по 2004 г. из 147 открытых месторождений золота 96 были обнаружены юниорными компаниями, они же открыли примерно половину месторождений серебра, меди, свинца и цинка. Эффективность ГРР в Канаде подтверждается тем фактом, что при значительных ежегодных объемах добычи количество разведанных и учтенных запасов золота, меди, никеля, цинка и других металлов последние восемь лет остается примерно на одном и том же уровне.

800

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Ш 1 D2 Вз Ü4 05

2004 2005

2006

Рис.2. Распределение затрат на поиски и разведку месторождений в Канаде по видам минерального сырья в 1997-2006 гг. [2]

1 и 2 - благородные и цветные металлы соответственно; 3 - алмазы; 4 - уран; 5 - прочие металлы

Опыт Канады, Австралии показывает, что эффективное воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы может быть организовано на рыночных условиях за счет средств частных инвесторов. Разработанные и апробированные в этих странах механизмы привлечения финансовых средств в геологоразведку могут быть применены и в России. Наиболее актуальна для России проблема формирования и развития юниорных геолого-разведочных компаний, специализирующихся на поисках и оценке месторождений [2]. Увеличение частного финансирования и выполнения значительно больших физических объемов ГРР этих стадий, прежде всего на высоколиквидные виды сырья, на подготовку объектов для разведки и освоения в интересах государства. Чтобы стимулировать развитие юниорных компаний, следует выделить для них ту часть нераспределенного государственного фонда недр, на которой ранее проведенные ГРР региональной и поисковой стадий не привели к появлению участков недр с разведанными запасами, интересных для горно-добывающих компаний. Юниор-ная компания должна получить доступ к геологической информации и возможность свободного выбора объекта для ГРР. Для получения юниорной компанией лицензии следует ввести заявительный принцип, отказавшись от аукционов или конкурсов.

В Канаде средства, направленные на финансирование поисковых ГРР, рассматриваются как плата за пользование недрами. Если ГРР не ведутся, то лицензия отбирается. Такой подход логичен, так как в случае обнаружения месторождения и последующего его освоения налоги, платежи, создание рабочих мест и другие выгоды государства многократно превысят недобор средств на поисковой стадии.

Ключевой проблемой, от которой зависит возможность создания юниорных компаний и приток частных инвестиций в наиболее рисковую поисковую стадию геологоразведки является зафиксированная в законодательстве ряда горно-добывающих стран (Канады, Австралии и др.) в случае открытия месторождения свободная про-

дажа прав на месторождение для дальнейшего его использования, в том числе для проведения работ разведочной стадии, разработки проекта, освоения месторождения. Юниорная компания, вложив в проведение поисковых геофизических, геохимических, буровых работ значительные средства и, приняв на себя очень высокую степень риска этой стадии ГРР, вправе рассчитывать не только на возмещение затрат, но и на получение высокой нормы прибыли. Именно это и привлекает инвесторов к данному виду деятельности.

Российское законодательство о недрах, построенное на иных принципах, такой возможности не предоставляет. В соответствии с действующим законом РФ «О недрах» (в редакции 30.12.08) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами (ст. 1.2).

Участки недр предоставляются в пользование для целей, указанных в законе, в том числе и для геологического изучения, на основании аукциона или конкурса в соответствии с решениями уполномоченных органов государственной власти. Предоставление недр в пользование оформляется особым государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование. Согласно ст. 17.1 закона, право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке

переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законом «О недрах» или иными федеральными законами.

Внесенные в 2007 г. в закон «О недрах» изменения предусматривают возникновение преимущественного права разработки месторождений у пользователя недр, открывшего данное месторождение за счет собственных средств. Это положение подкрепляется выдачей совмещенных лицензий на разведку и добычу месторождений. В этом случае подтверждается право компании, вложившей значительные средства в разведку месторождения не участвовать в аукционе на право его эксплуатации, а получить доход от его использования в приоритетном порядке.

Несмотря на указанные положения, пробелы и отставание нашего законодательства о недрах от потребностей современной рыночной экономики в сфере недропользования очевидны. Главный недостаток состоит в том, что для отношений в этой сфере характерен административно-правовой способ регулирования, в то время как для рыночных отношений приоритетным является частно-правовой способ регулирования.

На наш взгляд, совершенствование организационно-экономического и правового механизмов регулирования недропользования должно идти по нескольким направлениям. Во-первых, государству следует всячески поддерживать малый и средний бизнес в сфере ГРР, в том числе создавая условия для организации компаний по типу юниорных. Для реализации этого подхода необходимо на законодательном уровне закрепить положение, согласно которому результатом деятельности таких компаний являются не только работы (геофизические, геологические, поисковые и т.д.), но и определенная информация о запасах полезных ископаемых, первоначальное право собственности, на которую принадлежит такой компании. Эта информация должна иметь статус объекта интеллектуальной собственности и должна быть предметом свободного обращения на рынке (за исключением слу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чаев, когда месторождение имеет стратегическое или иное важное для государства значение). Такой объект может быть предметом купли-продажи, залога, использоваться в качестве обеспечения при привлечении инвестиций, в том числе венчурного инвестирования.

Во-вторых, необходимо перейти от публично-правового регулирования отношений недропользования к частно-правовому [6]. Развитие законодательства должно идти по пути внедрения договорных начал в сфере недропользования, при которых основанием возникновения прав на использование недр является гражданско-правовой контракт, а не лицензия.

Опосредование недропользования различными гражданско-правовыми договорами откроет возможности для эффективного правового регулирования, позволит выбрать наиболее эффективную модель для участников этих отношений, в том числе и для государства. Можно будет применять такие конструкции как аренда и субаренда участков недр, внесение права недропользования в уставный капитал, предоставление участка недр в доверительное управление. Можно будет снять ограничения, связанные с уступкой (переуступкой) прав третьим лицам.

В-третьих, переход к частно-правовому регулированию таких отношений позволит коренным образом изменить систему лицензирования. Лицензия как документ, удостоверяющий права на конкретный участок недр и определяющий условия пользования недрами, должна уйти в прошлое. Лицензироваться должна деятельность конкретного предприятия (компании), что больше соответствует рыночным отношениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брайко В.Н. Итоги работы золотодобывающей промышленности России в 2007 г. и ее перспективы на ближайшие годы / В.Н.Брайко, В.Н.Иванов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2008. № 3.

2. Володин В. Роль «юниорских» компаний в минерально-сырьевом комплексе Канады // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.2005. № 3.

3. Морозов А.Ф. Геолого-разведочные работы общегеологического и специального назначения, мониторинг состояния недр. Итоги 2006 г. и планы на 2007 г. И Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 3.

4. Рубанов И. Холодный душ для горячего металла // Эксперт. 2008. № 4.

5. Садовник П.В. Основные итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2006 г. и задачи на 2007 г. в части углеводородного сырья и подземных вод //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 3.

6. Теплое О.U. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. № 3.

REFERENCES

1. Braiko V.N., IvanovV.N. The overall performance ofthe Russian gold mining industry in 2007 and its prospects

for the next few years // Mineral resources of Russia. Economics and management. 2008. № 3.

2. Volodin V.V. The role of junior companies in the mineral resource complex of Canada // Mineral resources of Russia. Economics and management. 2005. № 3.

3. Morozov A.F. General and special exploration and subsoil monitoring. The 2006 results and tasks for 2007 // Mineral resources of Russia. Economics and management.

2007. №3.

4. Rybanov I. The cold shower for hot metal // Expert.

2008. № 4.

5. Sadovnik P.V. The main results of activities of the Federal Subsoil Use Agency in the year 2006 and tasks for the year 2007 as regards hydrocarbons and groundwater // Mineral resources of Russia. Economics and management. 2007. № 3.

6. Teplov O.M. Development of subsoil legislation of the Russian Federation // Journal of the Russian legislation. 2003. Ne 3.

__ 107

Санкт-Петербург. 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.