Научная статья на тему 'Воспроизводственные циклы в экономике региона'

Воспроизводственные циклы в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / REGIONAL ECONOMY / REPRODUCTION CYCLES / REPRODUCTION PROCESS / LAB OUR RESOURCES / INVESTMENTS / INDUSTRIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урусова Ирина Николаевна

Представлены воспроизводственные циклы региональной экономической системы как основа социально-экономического развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Урусова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION CYCLES IN THE ECONOMY OF THE REGION

Reproduction cycles of the regional economic system are the basis of socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Воспроизводственные циклы в экономике региона»

Функциональные элементы, составляющие финансовую стратегию территориального образования, должны быть в обязательном порядке взаимосвязаны и отражать целостность процессов финансового планирования. Это означает, что стратегия не должна состоять из групп процессов, функционально не связанных между собой. В том случае, если финансовая стратегия разбивается на группы несвязанных показателей, то необходимо проанализировать, насколько адекватно стратегия отражает исследуемый процесс. Если принцип адекватности соблюдается, то стратегию целесообразно разбить на несколько стратегических разделов. При дальнейшем исследовании необходимо выделить приоритетные стратегические разделы, которые представляют наибольший интерес, и сосредоточиться на их изучении либо рассматривать разделы отдельно друг от друга, а полученные результаты объединить в единый результат посредством интегрированной финансовой стратегии.

Литература

1. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Модели экономических процессов: теоретические подходы и обоснования // Финансы и кредит. 2011. № 9 (441). С. 2-7.

TOJ1CTOBA МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (maryaleon@yandex.ru).

TOLSTOVA MARYA LEONIDOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Finance, Credit and Statistics chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 332:330:31

И.Н. УРУСОВА

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА*

Ключевые слова: региональная экономика, воспроизводственные циклы, воспроизводственный процесс, трудовые ресурсы, инвестиции, производственные услуги.

Представлены воспроизводственные циклы региональной экономической системы как основа социально-экономического развития экономики.

I.N. URUSOVA

REPRODUCTION CYCLES IN THE ECONOMY OF THE REGION

Key words: regional economy, reproduction cycles, reproduction process, lab our resources, investments, industrial services.

Reproduction cycles of the regional economic system are the basis of socio-economic development of the region.

Регион является подсистемой социально-экономического комплекса страны с особыми формами проявления воспроизводственных циклов и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.

Рассмотрим наиболее характерные для регионов воспроизводственные циклы.

1. Воспроизводство трудовых ресурсов региона - процесс восстановления и развития наиболее активной части населения - трудовых ресурсов региона.

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, из-

’ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-02-2221 За/В).

держки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку людей, лишившихся работы. Противоречивость и сложность ситуации на рынке труда в России проявляется в том, что, с одной стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и мест приложения труда, увеличив возможность самореализации населения в сфере экономики, с другой стороны, институциональные преобразования и кризисные явления в российском обществе привели к значительным потерям живого труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

В 31 регионе России численность зарегистрированных безработных с мая прошлого года выросла более чем в два раза при среднероссийском росте в 1,6 раза. Сильнее пострадали регионы с благополучной докризисной ситуацией на рынке труда. При этом максимальный уровень безработицы в регионах превышает минимальный в 11 раз.

В Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2010 г. на учете в органах службы занятости состояло 21307 безработных граждан, что на 8,5% ниже по сравнению с данными на 1 мая 2009 г., когда в республике был отмечен «пик» безработицы.

Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 13 ноября 2009 г. № 363 утверждена Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 г.

Целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики на основе решения следующих задач:

-повышения конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;

-оказания государственной поддержки организациям республики по сохранению и созданию рабочих мест в условиях спада производства;

-содействия занятости инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности;

- содействия занятости выпускников образовательных учреждений;

- развития системы малого бизнеса путем оказания содействия безработным гражданам в организации самозанятости;

- поддержки занятости в градообразующих организациях и монопрофиль-ных населенных пунктах, работники которых находятся под угрозой увольнения;

-замещения иностранной рабочей силы российскими гражданами.

Для реализации этих задач разработана система мероприятий, определены целевые показатели и ожидаемые результаты реализации Программы. Ожидаемыми результатами реализации Программы являются: обеспечение занятости на общественных и временных работах не менее 18,6 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, а также ищущих работу и безработных граждан; организация опережающего обучения не менее 3514 работников, находящихся под угрозой увольнения, и стажировки не менее 1345 выпускников образовательных учреждений; оказание содействия в трудоустройстве не менее 100 инвалидам, имеющим показания к трудовой деятельности, и в организации самозанятости 2573 безработным гражданам.

Социальная эффективность Программы заключается в недопущении роста регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении выше уровня 2,8% по отношению к численности экономически активного населения, снижении коэффициента напряженности на рынке труда до 3,5 человека в расчете на одну вакансию к концу 2010 г.

Экономическая эффективность Программы выражается в поступлении налогов в бюджеты всех уровней, обусловленных трудоустройством граждан.

На финансирование Программы предполагается направить 530 207,1 тыс. руб., из них по источникам финансирования:

- субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики - 503 686,0 тыс. руб. (95,0%);

- средства республиканского бюджета Чувашской Республики -26 521,1 тыс. руб. (5,0%).

Прогноз экономического развития как Российской Федерации, так и Чувашской Республики на ближайшие годы дает основания говорить о том, что обозначившаяся финансовая стабилизация и начавшийся экономический подъем, а также продолжающаяся структурная перестройка экономики неизбежно повлекут за собой увеличение количества рабочих мест и соответствующие изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. Поэтому сегодня все более актуальным становится проведение такой государственной политики в сфере занятости, которая бы способствовала развитию человеческих ресурсов, кадрового потенциала, отвечала потребностям общества [1. С. 111].

2. Воспроизводство денежно-финансовых ресурсов представляет собой относительно обособленную сферу отношений по поводу формирования, купли, продажи и размещения денежно-финансовых средств, регулирования потоков этих средств в соответствии с изменением спроса и предложения.

Основными источниками формирования денежно-финансовых ресурсов в регионе являются федеральный и местные бюджеты, предприятия и организации различных форм собственности, финансово-кредитные учреждения, население, а также иностранный капитал.

Сальдированный финансовый результат - это один из основных финансовых показателей деятельности организаций, который характеризует эффективность производства, является частью дохода организации и одним из источников доходов государственного бюджета. Как показывают расчеты, темп снижения этого показателя в январе-августе 2009 г. по Российской Федерации составлял 45,3%, а в Чувашской Республике он снизился почти в 5 раз. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. темп снижения данного показателя в Чувашской Республике был в 1,6 раза меньше, чем в Российской Федерации. Однако за восемь месяцев 2009 г. отношение темпов роста сальдированного финансового результата организаций Чувашии и Российской Федерации составило 0,4. Изучение динамики сальдированного финансового результата по видам экономической деятельности республики показало его резкое снижение в промышленном производстве, транспорте и связи. Эти цифры характеризуют влияние финансового кризиса на снижение собственных источников формирования доходов республики.

По остроте бюджетных проблем в первом полугодии 2009 г. Чувашская Республика занимала 39-е место среди субъектов Российской Федерации.

За местными бюджетами закреплены доходы от налогов и сборов по нормативам отчислений:

-земельный налог - 100%;

- налог на имущество физических лиц - 100%;

- налог на доходы физических лиц: по муниципальным районам - 20%; городским округам - 30%; поселениям - 10%;

- единый налог на вмененный доход - 90% по муниципальным районам и городским округам;

- единый сельскохозяйственный налог - 30% по муниципальным районам и поселениям, 60% - городским округам;

- государственная пошлина - 100% по муниципальным районам и городским округам.

Указанные налоги не позволяют формировать местные бюджеты на достаточном уровне. В связи с этим у муниципалитетов отсутствует мотивация к

самостоятельности управления финансовыми ресурсами, наращиванию налоговой базы и оптимизации расходов.

На 1 октября 2009 г. (по сравнению с 1 октября 2008 г.) поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации сократились на 17,2%, составив 3056,1 млрд руб.

Необходимо менять межбюджетные отношения. Система межбюджетных отношений во многих регионах страны складывается так, что доля бюджетов сельских поселений в бюджетах муниципальных районов составляет 14,2% в среднем по стране (в Чувашской Республике - 13,68%). Такое выстраивание межбюджетных отношений абсолютно не способствует развитию сельских территорий. Необходимо формировать межбюджетные отношения сообразно полномочиям, которыми наделены органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Продолжается рост зависимости органов местного самоуправления от финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. По сведениям Счетной палаты РФ, эта зависимость выросла до 90% [1. С. 271].

Как мы видим, роль воспроизводства денежно-финансовых ресурсов в региональном воспроизводственном процессе усиливается. Его основные задачи - осуществление распределительных функций и финансовое обеспечение решения задач комплексного социально-экономического развития; регулирование распределительных отношений между предприятиями, местным бюджетом и банковской системой; повышение эффективности использования денежных и финансовых ресурсов в процессе кредитования и обращения.

3. Инвестиционный цикл воспроизводства представляет собой движение инвестиций, в ходе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода и возмещения вложенных средств. Это движение носит постоянно повторяющийся характер, поскольку доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской деятельности, всякий раз распадается на потребление и накопление, являющееся основой следующего инвестиционного цикла.

Для обеспечения эффективной динамики инновационного цикла необходимо постоянное инвестирование не только процессов создания, но и освоения и разработки нововведений, на всех его стадиях.

В I полугодии 2010 г. в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 14520,1 млн руб. инвестиций, или 106,2% к

I полугодию 2009 г. На строительство, расширение, реконструкцию и техпе-ревооружение жилищ было направлено 5120,4 млн руб. (35,3% от общего объема инвестиций), зданий и сооружений - 6021,2 млн руб. (41,5%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента -

2985.4 млн руб. (20,6%) на возмещение прочих затрат - 393,1 млн руб. (2,7%). Из общего объема инвестиций 6639,3 млн руб. (45,7%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В I полугодии 2010 г. в организации республики от иностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 203,0 млн руб. В то же время объем изъятых (погашенных) иностранных инвестиций в I полугодии 2010 г. составил

108.4 млн руб.

На конец июня 2010 г. организациями республики накоплено инвестиций с начала их вложения (в соответствии с учредительными документами, договорами, контрактами и т.п.) 13,8 млн долл. США и 5067,4 млн руб. В общей сумме накопленных инвестиций взносы в капитал составили 8,3 млн долл. США и 3920,9 млн руб.

Снижение темпов привлечения инвестиций в первую очередь объясняется сокращением инвестиционной активности предприятий в условиях финансового

кризиса, который влечет за собой усиление инфляционных процессов, увеличение издержек и затрат, уменьшение объемов ликвидных активов, возможности пополнения собственных оборотных средств и осуществления капитальных вложений, у предприятий республики сокращаются возможности модернизации, обновления основных фондов и реализации инвестиционных проектов.

4. Воспроизводство производственных услуг. Оказанием производственных услуг заняты отрасли производственной инфраструктуры, к которым относятся транспорт, связь, коммуникационное обслуживание, организации, занимающиеся продвижением товаров и услуг от производителя до потребителя.

Влияние производственной инфраструктуры на экономику региона трудно переоценить. Производственная инфраструктура играет активную роль на всех уровнях регионального хозяйства и является самостоятельным фактором регионального развития. Развитая, мощная инфраструктура - это условие развития и эффективного функционирования производства в регионе. Неразвитость инфраструктуры приводит к значительным потерям [2].

Производственная инфраструктура занимает особое место в экономической системе, поскольку исторически и логически возникает в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобретает более широкие масштабы - вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей. Развитие производственной инфраструктуры зависит от специфики отраслей и регионов и происходит в соответствии с изменениями в сфере материального производства.

Транспортный комплекс Чувашской Республики обеспечивает потребности республики в перевозках пассажиров и грузов, включает многочисленные хозяйствующие субъекты автомобильного, железнодорожного, городского электрического, воздушного и водного транспорта.

Протяженность путей сообщения на начало 2010 г. составляла: 397 км железных дорог общего пользования; 5800,9 км автомобильных дорог (в том числе 329,8 км - федерального значения); 209,7 км троллейбусных контактных линий; 404 км обслуживаемых внутренних судоходных путей.

В республике принята и успешно реализовывается Программа развития транспортного комплекса республики, внедряется электронная система оплаты проезда и учета предоставленных услуг, завершается создание единой диспетчерской службы управления и контроля работы общественного пассажирского транспорта с использованием спутниковой связи.

Перевозки грузов грузовыми автомобилями организаций всех видов деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства) за I полугодие 2010 г. составили 2437,7 тыс. т, грузооборот - 158,9 млн т км, или, соответственно, 87,6% и 105,6% к аналогичному уровню 2009 г.

Сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций транспорта за январь-май 2010 г. получен отрицательный в сумме 71,1 млн руб. (за аналогичный период 2009 г. убыток в сумме 50,5 млн руб.).

11 организациями транспорта за январь-май 2010 г. получена прибыль в объеме 28,5 млн руб., удельный вес прибыльных крупных и средних организаций транспорта составил 33,3% от общего числа организаций (за аналогичный период 2009 г. - 11 организаций в объеме 62,4 млн руб.). 22 крупные и средние организации транспорта, или 66,7% от общего числа организаций, за январь-май 2010 г. получили убыток в объеме 99,6 млн руб. (за аналогичный период 2009 г. убыток 22 организаций составил 112,9 млн руб.). Доля убыточных организаций за январь-май 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. не изменилась, при этом сумма убытка уменьшилась на 13,3 млн руб., или 11,8%. Таким образом, финансово-экономическое положение организаций транспорта в январе-мае 2010 г. по-прежнему остается сложным.

За I полугодие 2010 г. оборот организаций связи составил 3146,0 млн руб. в действующих ценах, или 104,2% к аналогичному уровню 2009 г. Объем платных услуг связи населению составил 2351,9 млн руб., или 96,8% к аналогичному уровню 2009 г. Платные услуги связи населению составляют 18,0% в общем объеме платных услуг населению.

Индекс средних цен (тарифов) на услуги связи в июне 2010 г. составил 108,4% к декабрю предыдущего года.

Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций связи за январь-май 2010 г. составил 144,1 млн руб., что составляет 141,9% к аналогичному уровню 2009 г. Доля убыточных организаций связи в январе-мае 2010 г. составила 14,3% (1 организация) от общего количества организаций (за аналогичный период 2009 г. доля убыточных организаций связи составляла 42,9%), сумма убытка этих организаций - 1,4 млн руб., что составляет 4,0% к аналогичному уровню 2009 г. (35,2 млн руб.). Доля прибыльных организаций связи в январе-мае 2010 г. составила 85,7% (6 организаций) от общего количества организаций (в январе-мае 2009 г. доля прибыльных организаций связи составляла 57,1%), сумма прибыли этих организаций - 145,5 млн руб., или больше на 6,4% по сравнению с аналогичным уровнем 2009 г. (136,7 млн руб.). Из чего можно сделать вывод, в текущем году финансово-экономическое положение организаций связи улучшилось.

Тесная взаимосвязь между отраслями, образующими производственную инфраструктуру региона, и материальным производством ставит проблему определения и поддержания необходимых структурных пропорций их развития. Формирование структурных пропорций в регионе направлено на обеспечение равновесия между реальным сектором и его инфраструктурными отраслями. Согласованность в развитии этих отраслей является чрезвычайно важной задачей, поскольку нарушение структурных пропорций ведет к материальному ущербу и снижает общую эффективность развития региональной экономики. Так, из-за отсутствия дорог и плохого их состояния при перевозке теряется продукция, сокращается срок службы транспортных средств.

Для формирования адекватной системы производственной инфраструктуры региона рыночным отношениям необходимы следующие условия:

1) развитие производственной инфраструктуры региона как единого комплекса;

2) равные экономические и правовые условия функционирования различных форм собственности;

3) наличие «здоровой» конкуренции среди субъектов производственной инфраструктуры региона;

4) развитие производственных услуг, обеспечивающих использование информации и качественное совершенствование производства;

5) наличие правовой базы, координирующей развитие сферы производственной инфраструктуры региона в целом;

6) соблюдение синхронности в развитии субъектов производственной инфраструктуры региона с субъектами реального сектора экономики.

Система производственной инфраструктуры региона, прежде всего, должна способствовать повышению качественных характеристик производства, снижению средних трансакционных издержек, расширению масштаба научно-техни-ческого прогресса и увеличению эффективности межотраслевых связей.

5. Воспроизводство природных ресурсов предполагает вовлечение в хозяйственный оборот и использование природных ресурсов: земельных угодий, лесов, воды, воздуха, недр.

Чувашская Республика располагает значительными запасами разнообразных твердых полезных ископаемых. На 1 января 2010 г. государственным

балансом запасов полезных ископаемых учтено 166 месторождений: глинистых, карбонатных пород, кварцевого песка, гипса, ангидрита, трепела, торфа. Из разведанных месторождений разрабатываются около 40%. Добывается преимущественно строительное и агропромышленное минеральное сырье (пески, глины, карбонатные породы, торф, трепел), а горнотехническое закупается за пределами республики.

В последние годы в Чувашии добыча минерального сырья заметно увеличилась и по некоторым видам превзошла прежний уровень. Если в 90-х годах наблюдалось сокращение добычи (до 1000-1200 тыс.м3), то в последние годы идёт стабильный рост добычи твердых полезных ископаемых: в 2004 г. -1349 тыс.м3, в 2005 г. - 1980 тыс.м3, в 2006 г.- 2256 тыс.м3, в 2007 г. - 2826 тыс.м3, 2008 г. - 3206 тыс. м3. В 2009 г. из-за глобального финансового кризиса и значительного сокращения объемов дорожного и жилищного строительства добыча твердых полезных ископаемых сократилась более чем в 2 раза до уровня 2004 г. - 1327 тыс. м3.

Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 26 августа 2006 г. № 68 «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики» и для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» Минприроды Чувашии ежегодно проводятся конкурсы и аукционы на право пользования недрами с целью дальнейшего увеличения объема добычи твердых полезных ископаемых за счет выявления и вовлечения в разработку новых месторождений строительных песков, карбонатных пород, кирпичных глин и других видов сырья.

Составлена геолого-экономическая карта минерально-сырьевого потенциала недр Чувашской Республики масштаба 1:300 000, которая является продолжением работ по геолого-экономической оценке недр Чувашской Республики относительно твердых полезных ископаемых с целью создания основы для прогнозов развития и использования твердых полезных ископаемых, подготовки и реализации инвестиционных предложений и проектов. Стоимостная оценка ресурсов «неметаллов» в недрах Чувашской Республики оценивается в 1040 млн долл. США, из них 85% - стоимость разведанных запасов. По видам сырья стоимость минерально-сырьевого потенциала распределяется следующим образом: первое место занимают пески (20,4%), второе - гипс и ангидрит (17,2%), третье - глины (17,17%). Далее по значимости следуют горючие сланцы (14,6%), карбонатные породы (12,5%), опал-кристобалитовые породы (10,2%), фосфориты (5,9%), торф (1,6%) и сапропель (0,4%).

Особенности геологического строения территории Чувашской Республики в определенной мере обусловили зависимость ее от поставки некоторых видов твердых полезных ископаемых извне. Однако она может быть уменьшена и по некоторым видам даже полностью ликвидирована за счет большего вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов путем усовершенствования существующих и привлечения новых технологий добычи, переработки и использования минерального сырья с учетом конкретных условий.

В связи с этим приоритетными направлениями являются: поддержание сложившегося баланса запасов и добычи строительных материалов с учетом их оптимального размещения на территории республики; выявление нетрадиционных видов полезных ископаемых (формовочных песков и др.); преодоление кризисных проявлений в минерально-сырьевой индустрии и др.

Завершая характеристику воспроизводственных циклов региона, необходимо отметить, что спецификой их современного состояния являются качественные изменения, способствующие согласованию интересов хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития.

Литература

1. Модернизация экономики - объективная необходимость. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2010. 392 с.

2. Экономика Чувашской Республики: учеб. пособие / под ред. П.П. Куракова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. С. 254-286.

УРУСОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (urusova_irina@mail.ru).

URUSOVA IRINA NICOLAYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, Sub department of regional economy and entrepreneurslip, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.439

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H.B. ФЕДОРОВА

ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНА И МЯСА - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: Чувашская Республика, баланс зерна, баланс мясопродуктов, сельское хозяйство.

Проанализировано состояние развития растениеводства и животноводства на примере Чувашской Республики. Для обеспечения продовольствием по рациональным нормам потребления выполнен расчет потребности в производстве зерна и продукции животноводства.

N.V. FEDOROVA

GRAIN AND MEAT PRODUCTION IS A BASE OF FOOD PROVISION IN THE REGION

Key words: Chuvash Republic, grain balance meat foods market; agriculture.

In the article in was analyzed state value of crop production and animal husbandry the of Chuvash Republic.

There was presented estimation of necessary gross grain crop production and animal produce Should be

supplied in order to comply with recommended human food consumption rates.

Доктрина продовольственной безопасности определила пути инновационного развития АПК, которые можно представить в виде следующих направлений [1]:

1) техническая и технологическая деятельность (техническая модернизация отраслей АПК, переход на ресурсосберегающие технологии);

2) научно-исследовательская деятельность (выведение высокопродуктивных пород животных и урожайных сортов растений, сохранение и повышение плодородия почв; инновационная деятельность);

3) финансовая деятельность (создание условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей; улучшение системы ценообразования и кредитования);

4) инфраструктурная деятельность (развитие пищевой промышленности и глубокой переработки продовольственного сырья; улучшение транспортного обслуживания; улучшение деятельности объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов);

5) внешнеэкономическая деятельность (вступление в ВТО; рационализация соотношения экспорта и импорта сельхозпродукции, сырья и продовольствия и др.);

6) государственное регулирование и рыночное управление (регулирование рынков агропродукции, сырья и продовольствия; устранение диспаритета цен; мотивация трудовой деятельности работников и др.);

7) социально-экономическая деятельность (достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого жителя страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, необходимых для активного и здорового образа жизни; улучшение структуры питания; обеспечение продовольственной независимости страны как цели социально-экономической политики России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.