ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 332.14 (470.42) В. В. КУЗНЕЦОВ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕГИОНАХ
Рассматривается социально-экономическое состояние Ульяновской области и перспективы развития.
Ключевые слова: бюджет, занятость, регион, социально-экономическое развитие.
1. Сдвиги в производстве продукции отдел ь- ство автомобилей снизилось почти на 40%, ме-ных отраслей, произошедшие за последние 21 таллорежущих станков - 35,6 раза, цемента - в год в экономике Ульяновской области, показа- 2,7 раза, сборных железобетонных конструкций ны в табл. 1. Из данных таблицы видно, что за - 5,8 раза, шерстяных тканей - 7,6 раза, перевоз-период с 1990 по 2011 гг. по всем основным ви- ка грузов железнодорожным транспортом сни-дам продукции Ульяновской области происхо- зил ось более чем в 2,7 раза, дит снижение объёмов производства: производ-
Таблица 1
Динамика производства основных видов продукции и услуг в Ульяновской области за период с 1980 по 2011 гг. (включены сопоставимые виды продукции
с прошлым периодом их производства) [1]
Наименование 1980 1990 2000 2006 2011 2011 г. к 1990 г4 РЖ
Автомобили грузовые, тыс.ед. 34,4 40,8 22,7 19,8 25,2 11,62
Автомобили легковые, тыс. ед. 51,5 53,5 40,3 28,6 30,3 11,76
Металлорежущие станки, ед. 1814 1 106 103 58 31,0 135,6
Пиломатериалы, тыс. м куб. 500,4 414,5 168,2 129,9 188,2 1 2,2
Цемент, тыс. тонн 2280,0 2458,5 944,7 1606 1602,5 1 2,7
Сборные железобетонные конструкции, тыс. м куб. 634,2 1138,5 242,9 220,1 195,2 1 5,8
Перевозка грузов, млн тонн, в т. ч.:
- железнодорожным транспортом 10,1 10,3 3,0 3,4 3,8 1 2,7
- автомобильным транспортом 34,4 31,2 5,0 4,5 5,6 15,57
Перевозка пассажиров, млн чел., в т. ч.:
- железнодорожным транспортом 5 ? 4,6 3,0 1,8 1,68 12,74
- автомобильным транспортом 159,6 198,2 140,3 1 11,2 91,5 12,17
Ткани шерстяные, млн м кв. 32,8 33,9 3,8 2,4 4,45 1 7,6
Обувь, тыс. пар 6087 6054 350,0 90,4 55,4 1 109
©Кузнецов В. В., 2013
Таблица 2
Структура добавленной стоимости (1991-2010 гг.) и численности занятых в основных отраслях
экономики и в социальной сфере Ульяновской области (1990-2011 гг.) [2]
Отрасли экономики и социальной сферы Добавленная стоимость, млн руб., в т. ч: Измен, доли отрасл., раз, | - рост. | - снижен. Численность занятых, тыс. чел., в т. ч: в 201 1 к 1990 году, %
1991 в 1991 г., % 1996 2000 2004 2010 в 2010 г., % 1990 1996 2000 2004 201 1
Всего 5272 100 14782 32892 68390 174748 100 Т 33,1 650.0 • 630,4 619,3 576.4 * 605,3 93,1
Промышленность 3102 58,8 5562 10493 17160 52396 30,0 |2 раза 256,4 197,7 178 154,1 160,4 62,5
Сельское и лесное хозяйство 1520 28,8 216 9 4610 7758 11026 6,3 14,57 112,1 94,1 98 85,2 83,0 74,0
Строительство 1026 19,4 543 1517 4226 11713 6,7 12,9 82,8 43,1 38 29.8 # 35.0 т 42,3
Транспорт и связь 566.7 # 10,7 1000 3910 8623 24755 14,1 Т 1,32 45,2 46,5 . 40,9 39,3 42.3 / 93,6
Торговля и реализация товаров 412,2 7,8 1577 3880 10320 29233 16,7 Т 2,4 51,1 58.4 0 75 74,4 80,5 157
Жилищное и коммунальное хоз-во 124 2,3 737 1651 3267 5919* 7,2 Т з,1 27,8 29,3 25,4 39,5 41,0* 147
Здравоохранение 133 2,5 120 765 2587 8054 4,6 Т 1,84 35,8 / 41,2 42,6 40, 3 43,4 121
Образование, культура 170 3,2 435 883 2606 7940 4.0 4 Т 1,25 70,6 70,1 61,4 59,3 50.4 * 71,4
Управление 50 0,9 315 821 2718 12681 7 о / » | 8,0 .... 9,4 17,4 24,7 31,6 37,3* 397
* Данные за 2009 г.
Сведения, приведённые в табл.2, показывают, что за период 1990-2011 гг. произошли весьма существенные изменения в структуре производственных отраслей: резко снизилась доля товарного производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства). Из отраслей, производящих товарную продукцию, за этот период в области «ушли» 173,0 тыс. чел. (в основном -это высококвалифицированные работники).
Уменьшилась численность занятых не только в сфере товарного производства, по и в образовании (с 70,6 до 50,4 тыс. чел.). Из данных табл. 2 следует, что промышленность области потеряла своё представительство в ВДС за 1991 - 2009 гг. в два раза, сельское хозяйство - 4,5 и строительство - 2,9 раза. Понятно, что трансформации в экономике сказались на состоянии показателей в социальной сфере. Интенсивно идёт процесс поиска высвобожденными работниками работы и заработной платы в других,
более благополучных регионах страны - с выездом на временное проживание. Статистика такого рода горизонтальной миграции населения не ведётся. В поисках лучшей доли население выезжает и на постоянное жительство. Только с 2005 по 2012 гт. (на начало года), например, Ульяновская область ежегодно теряла по 8,57 тыс. чел. Такие же процессы происходят и в экономике России. Из данных табл.3 видно, что к началу 2010 года по многим направлениям экономической деятельности Россия не вернула свои позиции уровня 1990 года. Наиболее сильно «пострадали» такие виды экономической деятельности, как производство транспортных средств (42,9%), машин и оборудования (43,7%). текстильное и швейное производство (22%). производство кожи и обуви (26,6%). Россия к началу 2010 года в стоимостных показателях «достигла» в целом по обрабатывающим производствам только уровня 70,9% от 1990 г.
Табл и ца 3
Отрасли промышленности в том числе по годам, %:
1992 1995 2000 2005 2009
1. Добыча полезных ископаемых 88,2 70,7 74,3 99,0 102,5
2. Обрабатывающие производства, в т. ч: 81,8 47,5 51,8 67,8 70,9
- металлургическое производство и готовых металлических изделий 82,3 57.6 66.8 т 86,6 84,4
- производство машин и оборудования; 84,4 38,1 32,3 45,3 43,7
- электрооборудование 79,8 37,3 45,3 105,4 95,3
- производство транспортных средств и оборудования 85,3 45,0 53,1 52,2 42,9
- производство пищевых продуктов 80,0 50,2 54,5 73,6 85,9
- текстильное и швейное производство 71,9 22,0 23,4 23,5 22,1
- производство кожи, обуви и др. 78,0 20,8 15,5 21,2 26,6
- производство неметаллических, минеральных продуктов 80,9 46,9 40,3 50,9 49,0
- производство резиновых и пластмассовых изделий 79,5 38,4 52,5 67,4 109,1
3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 95,3 80,2 76,9 86,5 87,0
Индексы производства по видам экономической деятельности в России (1990 = 100 %)
со
о о
ч
Таблица 4
т. <
п
н <<
го о
и)
Консолидированные расходы и бюджеты Ульяновской области за период 2001-2012 гг. (млн руб.)
Статьи доходов Доходы Статьи расходов Расходы
Годы 2001 2005 2010 2012 (пл.) 2001 2005 2010 2012 (пл.)
Доходы консолидированного бюджета Ульяновской области 5936,0 14018 27960 28767,9 -за 2011 г. 5985 13350 27890 27982,8 -за 2011 г.
Всего доходов областного бюджета 3523,6 6665,5 26469 27403,5 Всего расходов 3759,9 6934,5 29376 30625
Налоговые доходы 1517,6 2184,4 15129 20001,2 Управление 93.8 0 524,7 2937 3093,5
Налог НДФЛ 573,8 1443,5 7381,4 6380,4 Нац. экономика 161,6 556,7 4435,8 1738,0
Налог на прибыль 317,9 740.8 0 9310,7 12308.7 Ф ЖКХ 234.4 ё 366,5 536,9 749,3
Акцизы 188,8 1039,8 2877,0 3084,7 Образование 251.7 0 590,2 1792,3 4832,4
Налоги на имущество 183,8 68292 1394,3 1625,8 Культура 49,8 136,6 291,2 362,5
Неналоговые доходы 61,5 239,0 901,0 1191,1 Здравоохранение 705,0 1093,8 2465,8 3497,9
Доходы от имущества 15,0 827,0 119.9 4 99,1 Соц. обслуживание 245,7 464,0 777,4 6681,0
Безвозмездные поступления из бюджета РФ 835,6 2035.6 • 11837,8 - Межбюджетные отчисления в бюдж. МО 819,0 3007,0 9929,2
Поступление налогов в бюджетную систему РФ 256,9 1385,2 — Инвестиции в основной капитал 1471 1338,7
Собственные доходы областного бюджета 67% 69.5 % 55,3 % •
Консолидированные доходы и расходы по области в целом в табл.4 показаны за 2011 год, по причине отсутствия (на момент составления этой таблицы) фактических данных бюджетов муниципальных образований за 2012 год.
А в натуральных показателях но производству продукции основных направлений обрабатывающих производств это выглядит следующим образом. К уровню 1989 г. на начало 2010 года Россия сократила производство:
- металлорежущих станков - в 36 раз; грузовых автомобилей - в 7,6 раза; тракторов - в 30,5 раз; зерноуборочных комбайнов - в 9 раз; поголовья КРС - в 6,1 раза; мяса и молока произведено, соответственно, 69 и 60% к уровню 1990 года.
11. Рассмотрим, что происходит в финансовой сфере?
Из данных, приведённых в табл.4, следует, что бюджетом Ульяновской области на поддержку отраслей реального сектора экономики региона, в 2010 году предусматривалось выделение 4,43 млрд руб., а в 201 1 г. - 1,74 млрд руб.
Газета «Единая Россия» сообщает, что «за последние пять лет объём инвестиций в регионе вырос на 57%. По Приволжскому федеральному округу рост составил 30%, а по России - 19%. Ульяновская область входит в двадцатку регионов России и четвёрку ПФО с самым высоким индексом инвестиций в основной капитал (128,5%). В 2011 году регион привлёк инвестиций на 62 млрд руб., а в 2012 году этот показатель должен достигнуть до 70 млрд руб.» [3].
В табл. 5 приведены данные проф. Н. Кри-чевского по состоянию консолидированного бюджета муниципальных образований по России за 2009 год.
Из этой таблицы следует, что из 2388 млрд руб. местных доходов 59,7% обеспечили федеральные и региональные поступления; налоги на доходы физических лиц обеспечили 20,7%, а муниципальная собственность, включая аренду
имущества для использования малым бизнесом привнесла всего 10,2% доходов местных бюджетов. Н. Кричевский приходит к выводу, что по России в 2009 году по сравнению с 2008 годом муниципальное финансирование ЖКХ сократилось на 7,3%, здравоохранения - на 7,2%.
Сравнительный анализ сальдированного дохода по отдельным отраслям в регионах ПФО, выполненный за 2005 и 2010 годы, и доходы в консолидированных бюджетах в регионах показывают, что рентабельность производства значительно отличается не только по регионам, но и по отраслям (см. табл. 6). При этом анализ показывает, что главную роль в повышении эффективности экономики региона играет отраслевая структура.
Сравнительный анализ доходности отраслей по разным регионам структуры социально-экономических систем регионов Приволжского федерального округа, приведённый в табл. 7. позволяет обосновать необходимость повышения удельного веса обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта (ВРГ1) в регионах.
Выполненный анализ [5] позволяет прийти к следующим выводам:
1) Снижение объёмов производства на предприятиях обрабатывающих производств приводит к уменьшению доходной части бюджетов по всем уровням бюджетной системы, что снижает возможности финансирования социальной сферы в регионе и к снижению и денежной массы на оплату труда и, соответственно, к снижению доходов семей работников, занятых в этих отраслях экономики региона;
Таблица 5
Доходы, расходы местных бюджетов России в 2009 г. (млрд руб.) [4]
Доходы Сумма Расходы Сумма
Налоговые поступления, из них: 719,8 Управление, в том числе: 213,6
- налог на имущество физических лиц 14,2 - заработная плата 144,7
- земельный налог 88,3 ЖКХ 447,2
- отчисления из НДФЛ 494,6 Образование 886,3
Неналоговые доходы, в том числе: 243,5 Культура 95,1
- доходы от муниципального имущества (аренда) 118,8 Здравоохранение и спорт 278,7
- доходы от приватизации муниципального имущества 48,8 Социальная политика 191,9
Межбю джетны е посту п л е I \ и я 1424,7 Прочие расходы 327,5
Всего 2388,0 Всего 2440,3
Собственные доходы: 40 % Дефицит -52,3
Таблица 7
Основные показатели функционирования социально-экономических систем регионов
Приволжского федерального округа за 2007 г.
Таблица 6
Сальдированный доход отраслей и доходы в консолидированных бюджетах регионов ПФО
в 2005 и в 2010 годах (млн руб.)
Доходы Доходность отраслей: 2005 г.- перв. строка, 2010 г.- втор. строка
в ко 11 СОЛ. Сельск. Строи- Добыча Обраб. Произв. Торговля, Транспорт,
Регионы бюджетах хозяйство тельство ископ. произв. эл., ремонт связь
регионов * энерг.,
газа, воды
Приволжский феде- 3721 5831 143736 133936 18707 9755 37436
ральный округ 3230 11561 282788 256428 51605 33752 49932
Ульяновская обл. 14017,7 -326 68 6 1062 -214 50 -174
36123 -718 427 256 1685 718 427 3374
Средние показатели по группам
Средние регионов, в их числе:
Основные показатели показате- регионы регионы регионы
ли с высокой с высокой с высокой
по ПФО долей об- долей долей
рабатыва- добывают,. сел ьхоз.
ют. отрас- производств произ-
лей водства
1. Доля обрабатывающих производств в структуре 24,3 27,5 17,1 21,8
ВРП (%), вт. ч.:
2. Доля сельскохозяйств. производства ОС NJ U) 6,3 10,2 15,6
3. Доля услуг в структуре ВРП 43,1 41,3 37,7 50,3
4. ВДС на душу населения, тыс. руб. 115,6 139,1 107,8 67,7
5. Доходы на душу населения, р\б. / мес. 7156 9769 6192 4498
6. Финансовые результаты, млн руб. 50992 103793 48227 8373
7. Основные фонды на душу населения, тыс. руб. 278700 310700 252300 223600
8. Инвестиции на душу населения, тыс. руб., в т. ч: 24898 29101 20410 18093
- инвестиции в обрабатыв. произ-ва, % 20 22,6 14,8 15,8
9. Источники: - собственные, % от общ. 47,2 51,4 49,7 26,6
- привлеченные, %, в т. ч: 52,8 48,6 50,3 70,4
- из федерального бюджета, % 9,8 5,2 9,6 19,4
- из регионального бюджета 10,3 11,7 5,7 12,6
2) Снижение объёмов реализации продукции приводит к ограничению возможностей предприятий на техническое перевооружение производства, осуществление расширенного воспроизводства и оказание помощи в содержании социальных объектов в муниципальных образованиях;
3) Увеличение производства потребительских товаров в общей товарной массе, в том числе: производства пищевых продуктов, производства собственной сельскохозяйственной продукции, продукции текстильной и швейной промышленности, продукции стройиндустрии и строительного производства, позволяет увеличить доходо-производящую часть ВРП.
III Социальная сфера Ульяновской области по состоянию на 2010 год.
1. Состояние строительства и эксплуатации жилья. Проблема жилья, коммунальных платежей была и остаётся до сегодняшнего дня острейшей проблемой для населения. На начало 201 1 года жилищный фонд Ульяновской области увеличился по сравнению с 1970 годом в 5,5 раза и составил 30,0 млн кв. метров общей площади жилья.
После 90-го года началось снижение объёмов строительства и ввода жилья в эксплуатацию. За 2001-2007 гг. в среднем сдавалось по 260 тыс. кв. метров жилья, что немногим выше среднегодового уровня 1951-1955 гг. Основные объёмы жилищного строительства в области приходятся на 1961-1990 гг. С 2007 года заметно
увеличились среднегодовые темпы строительства и сдачи в эксплуатацию жилья в области (рис. 1). За 2008-2010 гг. в среднем сдавалось в эксплуатацию по 502 тыс. кв. м жилья в год.
С 1993 года началась реформа ЖКХ. Правительством РФ было принято Постановление №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Основной идеологией реформы был принят перевод жилищно-коммунального хозяйства из социальной сферы в сферу производства, строящегося на рыночных отношениях. Государство постепенно стало выводить ЖКХ, как и всю экономику, из сферы своей прямой непосредственной ответственности с одновременной передачей финансирования социальной сферы, в том числе жилищиого хозяйства, на пользователей услуг. Одновременно происходит сокращение бюджетов регионов, в то время как износ жилищно-коммунальной инфраструктуры и сетей составляет 70-80%. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы констатировала, что: «Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также на модернизацию систем водоснабжения и канализации составит 510,47 млрд. рублей. Из федерального бюджета на эти цели ежегодно направлялось порядка 7-10 млрд рублей [6]. Шли поиски источников финансирования реформирования ЖКХ. Академик С. Глазьев пишет: «В ходе встреч с Президентом мы неоднократно ставили вопрос о том, чго для решения сложившихся вопросов ЖКХ государ-
ство должно иметь механизм изъятия сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов в доход бюджета» [7].
Принятием Государственной Думой Закона №189-ФЗ и Жилищным кодексом РФ, принятым 29 декабря 2004 г. Государственной Думой РФ, плательщиком услуг ЖКХ определено Товарищество собственников жилья - ТСЖ, то есть население. В конце 2012 года на бюджеты семей наложились ещё несколько федеральных и региональных доплат к числу действующих оплат за ЖКУ: это введение новых нормативов, второе за год повышение тарифов и ОДН (общедомовые) расходы по Постановлению Правительства РФ №354.
Следует отметить, что Закон №761 от 14.12.2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» оставил ответственность региональных бюджетов на выдачу малоимущим семьям субсидий на оплату услуг ЖКХ.
Но тарифы и стоимость услуг в социальной сфере растут значительно более высокими темпами, чем доходы населения. При этом расходы населения растут значительно быстрее, чем расходы бюджетов других уровней. Сопоставительный анализ соотношения расходов населения и бюджета области на душу населения в настоящее время, например, по здравоохранению составляет 3-4 раза, по образованию - 14-15 раз.
тыс.кв. метров
900
800 -
700
600
500
400
300
200
100
0
I
I
1946-19501951-19551956-19601961-13651966-19701971-19751976-19801981-19851986-19901991-19951996-20002001-20072008-2010
Рис. I. Динамика жилищного строительства в Ульяновской области
Таблица 8
Фактическое потребление основных продуктов питания населением Ульяновской области [8]
Наименование продуктов питания Месячное потребление на душу населения, кг, (яйца - шт.), по годам Утв. Правительством РФ нормы погребл. в 2005 г. Миним. погребл., рекоменд. Прави-тельст. РФ 2.08.2010 Фактич. погребл. в 2010 г. к рекоменд. Прав. РФ 2010 г.
1991 1995 2010
Мясо, мясные продукты 4,9 4,8 4,39 3,33 5,80 0,75
Молоко, молочные продукты 25,5 26,7 16,8 11,2 26,6 0,64
Яйца (млн шт.) 16,1 18,0 12,2 17,9 21,6 0,56
Сахар 2,3 2,3 1,8 1,85 2,00 0.90
Масло растительное 0,5 0,5 0,55 0,7 0,80 0,69
Картофель 8,1 11,3 4,0 11,2 7,90 0,51
Овощи, бахчевые 5,9 7,8 4,2 8,0 19,0 0,22
Хлеб, хлебные продукты 7,2 9,0 6,4 13,3 7,90 0,81
Рыба, рыбные продукты U 0,6 1,4 1,33 1,50 0,93
2. Важнейшим показателем, характеризующим качество жизни, являются доходы населения, что в определённой степени служит базой формирования уровня образования и в значительной степени оказывает воздействие на продолжительность жизни населения. Но динамика среднедушевых доходов не характеризует действительное качество жизни без сопоставления её с уровнем роста цен на потребительские товары и тарифы на жилищно-коммунальные и другие услуги, что определяется реальным доходом населения.
В табл. 8 приведены сведения по динамике расходов населения на питание в натуральных показателях: нет ни одной позиции из основных наименований продуктов питания, где бы происходил рост потребления, за исключением рыбы и рыбных продуктов и растительного масла. При рассмотрении потребления основных продуктов населением Ульяновской области в разные годы необходимо сопоставить все эти убывающие килограммы с данными, которые напечатал журнал «Forbes» от 19.11.2012 года, по размерам финансовых средств, изымаемых из «кармана» населения России небезызвестными нам лицами (перечень этот в журнале далеко не полный).
В 2011 году они «изъяли»:
- Председатель правления группы ВТБ Андрей Костин-30 млн долл.;
- Руководители «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Игорь Сечин - по 25 млн долл.;
- Председатель Сбербанка Герман Греф - 15 млн долл. (при этом у них уменьшилась прибыль и сократились вносимые банком налоги;
- Председатель банка «Москва» - Михаил Кузовлев- 15 млн долл.
Представляют угрозу не только бюджетам населения, но и национальной безопасности коррупционные «изъятия из бюджета» в верхушке власти (Минобороны, Минсельхоз, Мин-регионразвития, Роскосмос, ВАК и др.)!
3. О современных реформах образования много уже говорилось и говорится. Интернет сообщает, что за последние 5 лет по России по причине «их неэффективности» (?) сокращены 10 тыс. общеобразовательных школ.
Государственная статистика показывает (табл. 9), что за последние 20 лет по России сокращены каждый второй детский сад, в Ульяновской области - в два с половиной раза, в области и в целом по России из каждых семи сокращены две общеобразовательные школы.
4. Состояние здравоохранения.
Так же как и численность школ, сокращена численность больниц, поликлиник, численность врачей, особенно в сельских муниципальных образованиях. Выросла общая заболеваемость, особенно болезни нервной, мочеполовой систем, новообразований (табл. 10).
5. Детская беспризорность. Чем можно объяснить, что из года в год растёт число отказни-ков-родителей от своих детей? «С 1994 года по сегодняшний день количество сирот в России удвоилось!» - сообщает Интернет. В послевоенные годы (1945 г.) насчитывалось детей-сирот 600 тыс., а сегодня эта цифра приближается к 800 тысячам.
6. Правонарушения. Количество зарегистрированных преступлений всего за три года, с 1990 гю 1993 год, выросло на 70%, к 2006 году - в 2,1 раза(табл. 11).
Таблица 9
Учреждения образования в России и в Ульяновской области
Регионы Число дошкольных учреждений Государственные и муниципальные общеобр. учреж-я Число начальных профессиональных учреждений
1990 2010 1990/91 2010/11 1990 2010
Россия 87944 45111 67571 48804 4328 2356
Ульяновская обл. 921 386 708 501 38 26
Таблица 10
Обеспеченность населения врачами и больничными койками
Регионы Число больничных коек, тыс. ед. Численность населения на одну больничную койку Численность населения на одного врача
1990 2010 1990 2010 1990 2010
Россия 2037,6 1339,5 72,8 106,7 222,2 199.7 f
Ульяновская обл. 18,1 11,8 78,4 109,1 323,0 276,4
Таблица 11
Число зарегистрированных преступлений России и в Ульяновской области
Регионы Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения Число зарегистрированных убийств и покушений на 100 тыс. чел. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними на 100 тыс.чел.
1990 2010 2000 2010 1990 2000 2010
Россия, тыс. ед. 1243 1839 31829 15563 162,7 195,4 78,5
Ульяновская обл., ед. 970 1370 417 128 886 1533 622
За период 2000-2010 гг. расходы консолидированного бюджета РФ на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (без расходов на оборону) увеличились более чем в 9 раз. Но эти расходы пока не позволили приблизиться к уровню европейских стран по успешному искоренению преступности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Статистический ежегодник. Ульяновская область. 2011, г. Ульяновск, 2012.
2. Статистический ежегодник. Ульяновская область. 2012. С. 26.
3. Уникальный пакет льгот для инвесторов, (www. Ulyanovsk.er.ru)
4. Кричевский, Н. «Царская» проверка // АиФ.-2010.-№33.
5. Регионы с высокой долей товарной массы в ВРП: Республики Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Самарская и Нижегородская об-
ласти; регионы с высокой долей дооывающеи отрасли - Оренбургская, Саратовская области и Республика Удмуртия; регионы с относительно высокой долей сельскохозяйственного производства Кировская, Пензенская, Ульяновская области, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл. (Классификация регионов и расчёты выполнены Кузнецовым В. В. в диссертационном исследовании на соискание степени доктора экономических наук. М. : Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2009 г.)
6. Качаиовский, Ю. Не разбирая дороги // Советская Россия. - 2002. — Ноябрь 19.
7. Последний штурм олигархов. Беседа главного редактора АиФ с д-ром эконом, наук С. Глазьевым // АиФ. - 2002. - № 42.
8. а) Экономическое положение Ульяновской области за 1991-1995 гг. / Ульяновский областной комитет государственной статистики. - Ульяновск, 1996.
б) Социально-экономическое положение Ульяновской области в 2010 г. / Ульяновский областной комитет государственной статистики. -Ульяновск, 201 К
Кузнецов Виталий Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
УДК 332.1 М. В. РЫБКИНА
АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рассматривается ситуация на рынке труда, занятость, безработица и реализация целевых программ содействия занятости населения Чувашской Республики (ЧР).
Ключевые слова: безработица, занятость, регион, рынок труда,
Ситуация на рынке труда в регионах России, всё ещё остаётся сложной и противоречивой. О чём свидетельствуют показатели за истекший год. Но в отдельных регионах отмечена стабилизация и сохранение достигнутых успехов.
По данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики в 2012 году на ситуацию в сфере занятости населения региона благоприятное воздействие оказала положительная динамика экономического роста в республике.
Улучшению ситуации на республиканском рынке труда во многом способствовала эффективная реализация мероприятий государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012-2020 годы, составными частями которой являются Ведомственная целевая программа содействия занятости населения на 201 1-2013 годы и Республиканская целевая программа по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в Чувашской Республике на 2012 год.
В 2012 году на реализацию мероприятий программы за счёт всех источников финансирования направлено 511,2 млн рублей, из которых средства республиканского бюджета Чувашской Республики составили 217,0 млн рублей, или 42,5 процента.
Участниками программных мероприятий в 2012 году стали 85 540 человек, в том числе 85 402 человека - Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чуваш-
© Рыбкина М. В., 2013
ской Республики на 2011-2013 годы, 138 человек - Республиканской целевой программы по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в Чувашской Республике на 2012 год.
За содействием в поиске подходящей работы в 2012 году в органы службы занятости обратились 52 187 человек, из которых 42 847 человек трудоустроены, что составляет 82,1% от численности обратившихся (в 2011 году 74,7% от численности обратившихся).
В числе обратившихся граждан 37,3% составляют работники организаций, уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон; 33,8% - несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, желающие работать в свободное от учёбы время; 4,9% - работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций либо сокращением в них численности или штата работников; 3,3% - выпускники школ и учебных заведений профессионального образования всех уровней, не приступившие к трудовой деятельности; 7,6% - граждане из категории особо нуждающихся в социальной защите (многодетные и одинокие родители; инвалиды; лица, освобождённые из мест лишения свободы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей); 13,1%-другие категории граждан..
В ходе реализации Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики в 2012 году трудоустроены 42 847 человек, что составляет 102,5 % от установленного годового задания, к соответствующему периоду прошлого года - 105,3%.