ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Д-р экон. наук Л. Г. Чередниченко
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
Исследуются условия, факторы и резервы активизации экономического роста в России. Обоснованы реалистические меры в области регулирования экономики, адекватные условиям пореформенного развития России.
Общеисторический процесс развития производительных сил обусловливает рост производительности общественного труда, объема общественного продукта, улучшение условий жизни людей. Именно в этом и заключается прогресс в развитии экономических систем. Однако в трансформируемых экономиках, к типу которых относится переходная экономика России, испытывающая значительные деформации ее структуры в связи с разрушением СССР, возможно и депрессивное состояние, причем длительное время. Это не закономерное явление - все зависит от модели и целей осуществляемых преобразований. В связи с тем что в России после известных событий начала 90-х гг. ХХ в. произошел невиданный трансформационный спад, каких не знали самые глубокие циклические кризисы, проблематика экономического роста, его оживления после сокращения объема ВВП более чем в два раза остается одной из самых актуальных задач макрорегулирования экономики. Различных теорий и схем регулирования роста быть не может - логика развития производства в рыночной экономике едина. Отличия теоретических рекомендаций для практики определяются конкретными условиями развития экономики той или иной страны.
Восстановление и обеспечение роста объема производства, преодоление негативных тенденций в экономике и социальной сфере могут быть обеспечены только на основе создания адекватных ситуации условий экономического роста. В таком случае перевод экономики в качественно иное состояние на базе экономического роста позволит преодолеть системную деформацию всех воспроизводственных циклов, увеличить долю инвестиций в структуре ВВП, долю капитальных затрат в структуре расходов бюджетов всех уровней и создать благоприятные условия для экономического роста в перспективе.
Перевод экономики в режим роста невозможно представить как одноактное действие. Это предполагает проведение соответствующих
маневров в регулировании основных макроэкономических пропорций исходя из научных представлений о содержании роста.
Остается в силе научное положение К. Маркса и представителей маржиналистского направления о том, что существуют две формы расширенного воспроизводства: расширенного экстенсивно, проявлением которого служит расширение «поля производства» на основе применения существующих средств производства или их усовершенствования, но при сохранении стабильности основных качественных параметров производства; расширенного интенсивно, базирующегося на качественно новых и более эффективных средствах производства, на внедрении новых технологий, форм и методов организации труда. При этом происходят качественные изменения личного фактора производства - человека, предъявляются высокие требования к его профессиональной подготовке, к инвестициям в человеческий капитал. Вместе с тем усиливается действие такого фактора роста, как производительность труда (интенсивный фактор), обусловленного в основном техническим прогрессом и инвестициями в основной капитал, а также повышением качества (квалификации) рабочей силы.
В настоящее время не отрицается, что интегрирующим фактором роста является научно-технический прогресс, проникающий во все «поры» процесса развития производительных сил. Однако до настоящего времени остается фактом «самостоятельное», в известной степени искусственно разграниченное развитие теории и методологии воспроизводства и экономического роста. При анализе условий и возможностей экономического роста недооценивается единство воспроизводственных условий и факторов экономического роста. Поэтому необходима разработка реалистической концепции экономического роста, соединяющей содержательную (воспроизводственную) и результативно-динамическую составляющие.
В процессе реформ произошло ухудшение положения в реальном секторе экономики, предельно ограничено государственное кредитование предприятий, резкий скачок цен породил трудности с финансовым обеспечением производства и кризис неплатежей. В то же время экономический рост требует повышения конкурентоспособности, расширения сбыта продукции, выхода на мировой рынок. Для этого должное значение следует придавать структурно-технологическим, экономическим, финансовым, демографическим, институциональным факторам экономического роста, возможности использования которых в экономической системе России в современных условиях явно недооцениваются. Имеет место переоценка роли дерегулирования при всей важности отказа от практиковавшейся в советской экономике чрезмерной детализации централизованного планирования экономики, которая не
применяется в условиях товарно-денежных отношений. На основе обобщения опыта трансформируемых хозяйственных систем в Восточной Европе и Китае можно утверждать, что в нашей стране также необходимы меры, направленные на преодоление стагнационных явлений в экономике, на активизацию экономического роста, прежде всего на базе инновационного и инвестиционного процесса, более активного перехода к новым экономическим укладам. Недопустима недооценка многоаспектных количественных зависимостей, качественных взаимосвязей (взаимосвязи спроса, инвестиций, темпов возмещения выбытия основного капитала, налоговой нагрузки и роста производства). Особенно важно учитывать взаимосвязь темпов экономического роста и инвестиций. Названная зависимость подтверждается данными табл. 1.
Очевидно, что прирост основных фондов за каждые пять лет в период с 1900 по 1990 г. был впечатляющим. В их основе лежат производственные инвестиции. Наиболее значительными темпами до 1980-х гг. обеспечивался прирост национального богатства, которое включало наряду с производственными фондами и другие произведенные блага. Вместе с тем больше внимания уделялось эффективному использованию основных фондов, а также несравненно быстрее обеспечивался прирост ВВП, что свидетельствует не только о высоких темпах прироста производительности труда при сравнительно невысоких темпах прироста населения (в том числе трудоспособного), но и о высокой норме прибавочного продукта и относительно высокой доле накопления в структуре ВВП. С точки зрения контроля общества над условиями воспроизводства это была приемлемая политика.
Обращает на себя внимание отсутствие какой бы то ни было динамики в инвестиционном процессе в основные фонды в 1901-1915 гг. Но быстрый рост населения (в 1,28 раза) позволил существенно увеличить объем ВВП (в 3,67 раза). Это также свидетельствует о высокой норме прибавочного продукта при низкой оплате труда.
Невиданный рост основных фондов в 1951-1960 гг. (в 2,52 раза) в условиях прироста населения (на 17,6 млн. человек) позволил увеличить объем ВВП в 2,67 раза, а объем национального богатства -в 2,59 раза.
В 1991-2000 гг. наблюдался не прирост, а сокращение основных фондов. При снижении численности населения на 3 млн. человек объем ВВП был сокращен на 41%. Кроме того, известно состояние глубокого спада, связанного с приватизацией.
Анализ представленных в табл. 1 данных позволяет говорить об отчетливо проявляющейся ведущей роли инвестиций в обеспечении роста ВВП и национального богатства, чем и характеризуется экономический рост.
Т а б л и ц а 1
Динамика основных показателей социально-экономического развития России в течение ХХ в.*
Год Производственные фонды (по полной балансовой стоимости, на начало года) Национальное богатство (по полной балансовой стоимости, на начало года) Валовой внутренний продукт Динамика численности населения ВВП на душу на-селения,
Объем в сопо-ста-ви-мых ценах, млрд. руб. Годовой прирост, % Рост нарастающим итогом, число раз Объем в сопо-ста-ви-мых ценах, млрд. руб. Годовой прирост, % Рост нарастающим итогом, число раз Объем в сопо-ставимых ценах, млрд. руб. Годовой прирост, % Рост нарастающим итогом, число раз Численность на начало года, тыс. чел. Годовой прирост, % Рост на-раст. итогом, число раз руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1900 7,3 248 1,000 6 0,0 1,000 70200 1,00 85,0
1905 7,6 0,0 1,041 262 0,4 1,056 9 0,0 76702 1,8 1,09 117,3
1910 8,0 5,3 1,095 277 4,5 1,116 14 6,6 2,333 83776 1,8 1,193 107,1
1915 7,6 0,0 1,041 273 0,7 1,100 22 10,0 3,666 90262 0,4 1,28 243,0
1920 8,5 4,9 1,164 296 3,1 1,193 20 -4,8 3,333 88247 -1,1 1,257 226,6
1925 10,5 4,0 1,438 369 3,9 1,488 32 14,3 5,333 91042 1,9 1,29 351,0
* Источник: [7. С. 463-479].
О к о н ч а н и е т а б л. i
i 2 3 4 5 6 7 8 9 1G ii 12 13 14
i93G 13,1 4,G i,794 484 6,4 1,951 63 14,5 1G,5GG 97GiG 1,1 1,381 649,4
1935 16,4 4,5 2,246 635 6,G 2,56G 123 13,9 2G,5GG 1G2631 1,1 1,G 11 1156,G
i94G 2G,4 4,6 2,794 868 7,7 3,5GG 219 4,3 36,5GG 11GG98 1,6 1,568 1989,1
1945 22,8 2,2 3,i23 iGi2 2,4 4,G81 276 4,9 46,GGG 1G4918 -G,8 1,49 263G,G
i95G 25,6 2,4 3,5G6 ii9i 5,G 4,9G2 367 1G,5 61,166 iGi438 -G,2 1,444 3617,9
1955 4G,7 9,7 5,575 1929 9,6 7,778 611 1G,7 1G1,833 iG83GG 1,7 1,54 564G,G
i96G 64,7 iG,2 8,863 3G93 8,3 12,471 983 7,1 163,833 119G46 1,3 1,695 8251,3
1965 iG2,7 8,3 456 i 8,G 138G 7,1 i263G9 G,9
i97G 151,4 9,G 2G,74 64i6 7,1 25,87G 19GG 4,9 316,666 i3GG79 G,5 1,853 146G6,5
1975 233,6 8,8 3G,597 9G3G 7,G 36,41G 2419 5,G 4G3,167 i33775 G,6 1,9 18G8G,G
i98G 34G,7 7,9 4i,67i 12283 5,9 49,528 3G37 3,5 5G6,166 138291 G,5 1,969 2196G,9
1985 47 i,2 5,6 64,548 163G2 5,6 65,734 3647 4,4 6G7,833 i42823 G,7 2,G3 2553G,G
i99G 6GG,2 4,4 82,2i9 2G579 4,1 82,979 449G 4,2 748,333 i48G4i G,4 2,1G 3G223,9
1995 622,8 -G,9 85,3i5 198G8 -G,4 79,871 2788 -4,1 464,666 i483G6 G,G 2,11 188GG,G
2GGG 584,G -i,4 8G,GG 19582 -G,6 78,959 2938 5,G 489,833 i455GG -G,6 2,G72 2G199,3
Весьма отчетливо прослеживается также взаимосвязь нормы накопления и темпов экономического роста в народном хозяйстве. Это целесообразно показать на примере СССР, поскольку вся история реформирования экономики России на рыночных началах насчитывает лишь 11 лет (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Динамика нормы накопления в народном хозяйстве СССР*
(в сопоставимых ценах 1973 г.)
Национальный доход, использован-ный на потребление и накопление, млрд. руб. В том числе Норма, % Прирост реальных доходов всего населения, % Среднегодовые темпы прироста, %
потреб-ле-ние, млрд. руб. накопление и прочие расходы, млрд. руб. на-коп-ления потреб-ления нацио-наль-ного дохода валового об-щест-венного продукта
19661970 1230 887 343 27,9 72,1 33 7,8 7,4
19711975 1647 1191 456 27,7 72,3 24 5,7 6,3
19761980 2045 1511 534 26,1 73,9 18 4,3 4,2
19811985 2398 1795 603 25,1 74,6 11 3,6 3,6
* Рассчитано по: [4. С. 380; 5. С. 410, 411].
На иллюстрируемые зависимости имело смысл обратить внимание в связи с тем, что в настоящее время наиболее значительным фактором, сдерживающим рост, является недооценка роли инвестиций. Никогда прежде доля накопления в структуре ВВП не была такой низкой (17-18%), что была способна законсервировать кризисное состояние экономики. Заметим, что отдельные ученые не считают ситуацию в России кризисной, полагая, что она переживает не кризис, а «смутное время», «безвременье», «синдром вживания в катастрофу» [3. С. 127, 134, 136, 139, 147, 192], в связи с чем необходимо подчеркнуть следующее: в стране имеет место не циклический кризис, а крах теории ломки хозяйственной системы. Заметим также, что крах теории дерегулирования выражается в результатах, преодолеть которые с точки зрения теории кризисов сложнее, чем последствия циклического кризиса. Если кризис циклический создает абсолютно все необходимые условия выхода из него, то кризис доктрины реформ весь процесс социально-
экономического развития ведет в тупик. Поэтому необходим научный поиск направлений активизации экономического роста, для чего следует обратиться к используемым во всем мире схемам развития.
Анализ известных схем развития и экономического роста в развитых странах особого оптимизма не вызывает: повсюду условия различны, и схемы, пригодные в одной ситуации, не вполне пригодны для другой, тем более если решаются проблемы реализации стратегий инновационного развития.
По нашим представлениям, стратегия использования зарубежного научно-технического потенциала и перенесения нововведений в экономику России, известная по опыту Японии в послевоенный период и благодаря которой был обеспечен прорыв в развитии, для России сегодня не подходит в силу особенностей политического процесса в мире в конце ХХ - начале ХХ1 вв. Основная причина состоит в криминальной составляющей приватизации, обусловившей инвестиционную пассивность и утечку капитала за рубеж. Не подходит для нее в чистом виде и стратегия заимствования, использование которой имело место в странах, располагающих дешевой рабочей силой, осваивающих выпуск продукции, производившейся ранее в развитых странах, с последующим наращиванием собственного инженерно-технического производства.
Серьезной помехой заимствованию является конкурентная стратегия развитых стран в расчете на сохранение «провинциального» характера экономики России, результативным противодействием чему может быть только динамичный экономический рост. При этом сказываются резкое сокращение в экономике России государственного сектора, невысокая его доля в объеме ВВП (табл. 3), сложившееся соотношение государственной и частной форм собственности. Если при сильном госсекторе такая стратегия, принятая в Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии, дает впечатляющие результаты, то в условиях ослабленного государственного сектора в России она реально невозможна.
Для нашей страны более приемлема стратегия наращивания на основе укрепления государственного сектора в экономике, или, как принято сегодня говорить, создания «критической массы» государственного сектора в экономике. Данная стратегия заключается в использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными инвестициями, технологиями. Приемлемость этой формы обусловлена: а) наличием в экономике совместных предприятий; б) возрастанием внимания к вопросам создания благоприятного климата для иностранных инвестиций; в) либерализацией внешнеэкономических связей и перспективой вступления России в ВТО и в другие международные объединения.
Т а б л и ц а 3
Сравнительная динамика доли занятых в госсекторе экономики в общей численности работников и доли их заработной платы* (в %)
Показатель 2001 2002 2004
Доля занятых в организациях госсектора экономики в общей численности работников, занятых в экономике 23,6 23,6 24
Доля госсектора в фонде начисленной заработной платы работников, занятых в экономике 23,7 24 25
* Источник: План развития государственного и муниципального секторов экономики. Приложение к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год».
Сегодня в России для активного осуществления стратегии наращивания имеется многое: прорывные направления в развитии космоса, авиации, атомной энергетики, в производстве конструкционных материалов, некоторых видов машиностроительной продукции. В условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов такая стратегия могла бы опираться на ограниченный круг высокоэффективных инновационных проектов, связанных с использованием имеющихся заделов.
Целесообразны меры, направленные на активизацию факторов экономического роста и подчиненные стабилизации объемов производства ВВП, постепенному увеличению темпов его прироста, полному восстановлению ранее достигнутых объемов производства, удовлетворяющих требованиям потребления, при одновременной его реструктуризации. Высокие темпы прироста ВВП возможны только на основе увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики не менее чем в 2-3 раза.
Некоторая активизация экономического роста, несомненно, возможна и при сложившихся пропорциях в условиях проведения активной налоговой политики, эффективного использования государственного имущества, исключающего его распродажу по низким ценам в угоду олигархическим образованиям в экономике, приведения в действие стимулов высокоэффективного труда.
Достичь заданных темпов роста можно при условии использования институциональных факторов экономического роста. Особенно актуальны становление эффективной банковской системы, преодоление ее разрушения; декоммерциализация и восстановление основных функций Центрального банка, кредитоспособности коммерческих банков; освобождение российского финансового рынка от спекулятивного воздействия иностранного капитала; применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства; усиление защищенности отечественного финансового рынка от резких колебаний ми-
ровой конъюнктуры; ограничение на вывоз капитала в незаконных формах.
Необходимо радикальное изменение государственного регулирования экономического роста с учетом положений и выводов, полученных на основе анализа реальных процессов в экономике в рамках сформировавшихся во второй половине ХХ в. известных элементов научной теории, которые можно считать элементами и теории экономического роста (факторы производства; структура результатов производства -средства производства для производства средств производства и для производства предметов потребления и услуг; предметы потребления и услуги; элементы стоимостной структуры продукта; элементы воспроизводственной структуры продукта, каковыми являются фонд возмещения выбывающих средств производства, фонд накопления; структура и органическое строение капитала; реализация общественного продукта; мотивация деятельности субъектов экономических отношений; институты и формы регулирования экономики; динамика темпов роста производительности труда и объема ВВП).
В настоящее время в России в основном действуют две группы факторов экономического роста, связанные, с одной стороны, со снятием ограничений планово-распределительной системы, с другой - с использованием мотивационных механизмов рыночной экономики. Названные факторы действуют как способствующие и ограничивающие экономический рост. Их соотношение находится под воздействием конъюнктуры мирового рынка. Однако в создании условий динамичного экономического роста должным образом не учитывается возможность регулирующего воздействия государства на экономический рост.
Основными направлениями создания условий экономического роста должны стать:
- единая структурная, инвестиционная, конкурентная стратегия, разрешающая противоречия классического товарного производства;
- активная инвестиционно-инновационная, селективная конкурентная стратегия, уделяющая особое внимание преодолению отставания отраслей нематериального производства и услуг, в рамках которых создаются предпосылки активизации инновационного процесса, роста доли наукоемкой продукции и услуг в их общем объеме;
- постепенный переход к импортозамещению в традиционных отраслях экономики, сокращение доли экспорта сырьевых и первопере-дельных ресурсов, увеличение доли импорта наукоемких товаров;
- использование мотивационных механизмов, органично связанных с реализацией экономических интересов в условиях опосредования этого процесса инструментами рынка. В мотивационной системе рыночного типа недопустима нынешняя дифференциация в оплате труда,
позволяющая получать за труд примерно одинаковой социально-экономической значимости существенно различающиеся доходы путем их перераспределения.
Решение проблемы преодоления деформации всех воспроизводственных циклов, регрессивных качественных изменений в развитии производительных сил, создания условий возрождения инвестиционного и наукоемкого машиностроения предполагает:
- проведение демографической политики, политики в области образования и здравоохранения, способной придать новое качество человеческому капиталу;
- радикальное обновление всей институциональной системы регулирования экономики, в том числе обслуживающей экспорт и импорт, инвестиционное финансирование и кредитование, внешние и внутренние заимствования, погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга;
- исполнение бюджетов, государственную поддержку конкурентоспособных производств.
Сегодня еще явно недооценивается малое предпринимательство как очень существенный фактор экономического роста. Его преимущества неоспоримы в сферах, где производство не требует высокой концентрации и не должно быть централизованно планируемым, поскольку легко проспосабливается к изменению спроса, в состоянии консолидировать малые трудовые коллективы.
Малый бизнес наиболее адаптирован к возможности интеграции с крупными структурами (промышленность, строительство), а также к условиям аренды производственных помещений, закупки материальных ресурсов и привлечения рабочей силы, к ситуации «ухода» из соответствующих секторов рынка организаций и предприятий государственного сектора.
Использование потенциала малых предприятий должно быть направлено на расширение производства потребительских благ и услуг, требующих небольших инвестиций. Это очень важно с точки зрения маневренности таких предприятий в условиях рынка, их способности к диверсификации производства, что является одним из основных условий качественного экономического роста.
В современных условиях процесс трансформации хозяйственной системы России по времени совпадает с переходом развитых стран к пятому и шестому технологическим укладам. Данное обстоятельство диктует необходимость мобилизации резервов качественного экономического роста в расчете на переход к шестому технологическому укладу, минуя пятый. Для этого следует активно использовать механизмы самофинансирования воспроизводственного процесса на предприятиях
в целях накопления ресурсов для активизации инновационного и инвестиционного процессов. Конечно, это требует снижения налоговой нагрузки на доходы предприятий.
Инновационно-инвестиционная форма экономического роста проявляется в различной степени, в зависимости от качества макрорегулирования экономики. Сегодня эта степень ниже диктуемой условиями российской экономики. Повысить ее можно только путем регулирования социально-экономических процессов.
Остаются значимыми следующие факторы инвестиционного кризиса: высокий уровень инфляции (ниже 10-11% в год уровень инфляции в последние годы не опускался); стремительные темпы роста цен на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с темпами роста цен на продукцию промышленных предприятий; высокое налоговое бремя; низкий уровень рентабельности и убыточность действующих предприятий; крайне ограниченные возможности использования заемных средств; невысокая норма сбережений населения и отсутствие стимулов накопления; медленный рост доходов всех уровней бюджетной системы; массовый вывоз доходов за рубеж; слабое инвестиционное законодательство.
Прогресс в инвестиционной сфере немыслим без роста совокупного спроса, в связи с чем необходимо проводить поэтапное повышение минимальной заработной платы и пенсий, учет объективной обусловленности стоимости товара «рабочая сила» в условиях рынка, снижение налогов, а также предоставлять существенные льготы предприятиям, осуществляющим долгосрочные капиталовложения, и пр. Все это приведет к росту сбережений и инвестиций, создаст благоприятные условия для динамичного развития российской экономики.
В комплексе мер как институционального, так и содержательного порядка должное значение следует придать:
- ограничению утечки капитала в другие страны. Чтобы остановить этот поток, необходимо как минимум усилить жесткий контроль государства за внешнеторговыми операциями (в самом радикальном варианте), вплоть до восстановления государственной монополии на экспорт природных ресурсов, в том числе энергоносителей;
- легализации «теневого» сектора экономики. По разным оценкам, «теневой» сектор экономики образует свыше 30% объема ВВП. Преобладающая часть налично-денежного оборота (рублевого и долларового) фактически находится в «тени», не более 1/3 такого оборота обслуживается кассовыми аппаратами. Колоссальные объемы денежных потоков и доходов скрываются от налогообложения;
- синхронности системных преобразований. При этом важно восстановление некоторых проверенных практикой форм государст-
венного планирования. Важнейшим условием такой синхронности является обеспечение адекватного уровня подготовки управленческих кадров, предполагающего высокий уровень развития науки, образования, нематериального производства в целом;
- соединению экспортно-импортной политики с вывозом капитала в производительной форме;
- недопущению абсолютной монополии негосударственной собственности, поддержанию «критической массы» государственного сектора в экономике, особенно в естественных монополиях, в наукоемких и фондоемких секторах;
- сбалансированному развитию и эффективной интеграции в рамках финансово-промышленных групп государственного и негосударственного секторов;
- предоставлению льгот и преференций мелкому бизнесу, ориентированному на удовлетворение потребностей населения;
- обеспечению реальных приоритетов в бюджетном финансировании и в предоставлении налоговых, таможенных и других льгот инновационно активным структурам.
Все это могло бы способствовать формированию условий интенсификации экономического роста.
Список литературы
1. Воронин Ю. М., Селезнев А. З., Чередниченко Л. Г. Россия: экономический рост. М.: ИД «Финансовый контроль», 2004.
2. Губанов С. Темпы роста и воздействие на них государства // Экономист. 2003. № 6.
3. Львов Д. С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
4. Народное хозяйство СССР в 1980 г. М., 1981.
5. Народное хозяйство СССР в 1985 г. М., 1986.
6. Селезнев А. О макрорегулировании экономики в свете положений теории экономического роста // Экономист. 2002. № 11.
7. Федоренко Н. П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., 2001.