Научная статья на тему 'Перспективы экономики России: предпосылки социально-инвестиционного развития'

Перспективы экономики России: предпосылки социально-инвестиционного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погосов Игорь Александрович

В статье рассматриваются возможности продвижения России по пути формирования информационно-индустриального общества на основе развития человеческого потенциала, модернизации основного капитала и повышения технологического уровня производства. Исходя из сложившейся экономической ситуации, нормы накопления и условий, позволяющих более полно использовать образующиеся в стране сбережения, показано, что модернизация экономики, создание предпосылок социально-инновационного развития и основ для формирования нового облика экономики возможны в течение 6-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы экономики России: предпосылки социально-инвестиционного развития»

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

И.А. Погосов

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются возможности продвижения России по пути формирования информационно-индустриального общества на основе развития человеческого потенциала, модернизации основного капитала и повышения технологического уровня производства. Исходя из сложившейся экономической ситуации, нормы накопления и условий, позволяющих более полно использовать образующиеся в стране сбережения, показано, что модернизация экономики, создание предпосылок социально-инновационного развития и основ для формирования нового облика экономики возможны в течение 6-7 лет.

Перспективы экономического развития России могут быть определены и реализованы в рамках общих основных тенденций, складывающихся в современном мире. При этом должны учитываться: уровень развития

человеческого капитала в условиях устойчивого сокращения численности населения и трудовых ресурсов, использование достижений творческой деятельности; накопленный экономический потенциал, состояние экономики России и ее национальные особенности, обусловленные спецификой исторического развития, культуры, менталитета населения и сложившейся в обществе системой ценностей. Низкий уровень человеческого капитала - сегодня главное препятствие для экономического обновления страны. Чтобы обеспечить опережающее развитие человеческого потенциала в соответствии с требованиями времени, следует отказаться от пассивной политики, осуществляемой в зависимости от складывающихся обстоятельств. Необходима стратегия развития человеческого капитала с учетом внутренних и внешних вызовов, опирающаяся на модель социального рыночного хозяйства. Должны быть компенсированы глобальные потери и риски, возникшие в годы реформ, и созданы условия для воспроизводства и наращивания человеческого капитала на качественно новой основе, приспособленной к инновационным и экономическим преобразованиям. Использование человеческого потенциала в условиях сложившегося технологического уклада зависит от общей экономической ситуации в стране, характера воспроизводства, инвестиционных и инновационных процессов, вовлеченности в формирование новой экономики. По всем этим параметрам в России сложилась критическая ситуация, и перспективы развития страны в решающей степени предопределяются тем, в какой мере удастся справиться с назревшими проблемами.

Человеческий капитал и национальное богатство. Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития общества, создали (прежде всего в развитых странах) более благоприятные условия для реализации творческих возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. На основе новых технологий возрастающий объем товаров стал производиться с использованием меньшего количества ресурсов: трудовых, сырьевых и др. Появилась возможность направить высвобождающиеся ресурсы на решение новых

задач, нацеленных не столько на удовлетворение потребностей в жизненно необходимых благах, сколько на повышение качества жизни. На этой основе в развитых странах было практически покончено с проблемой удовлетворения первоочередных жизненных потребностей в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и т. п. Повышение качества жизни и увеличение свободного времени обеспечили возможность более глубокого образования и саморазвития и соответственно рост интеллектуального потенциала, который в свою очередь способствовал ускоренному развитию технологии и росту эффективности труда.

Увеличение роли человеческого капитала в создании национального богатства привело к появлению расширительной концепции последнего, включающей капитал, воспроизводимый человеком, оценку природных ресурсов и человеческий потенциал. Развитие принципиальных подходов к объективной оценке влияния человеческого фактора на масштаб и темпы увеличения национального богатства, воздействия на потребление и накопление имеет серьезное значение для формирования экономической стратегии России.

По экспериментальным расчетам специалистов Института экономики РАН С.Д. Валентея и Л.И. Нестерова на базе исходных данных Всемирного банка, объем национального богатства и его составляющих на душу населения в развитых странах и России характеризуется данными табл. 1.

Таблица 1

Национальное богатство в странах мира на начало ХХ! в.

Страны Объем национального богатства

всего, трлн. долл. в расчете на одного жителя, тыс. долл.

всего человеческий потенциал природные ресурсы воспроизводим ые ресурсы

Страны «Семерки» 275 360 280 10 70

Россия 60 400 200 100 40

Страны «Семерки» по

отношению к России, % 458 90 140 10 175

Человеческий капитал - это совокупность врожденных способностей, уровня общего и специального образования, профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, побуждающих к созданию дохода. Основными сферами, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения и отрасли, непосредственно обеспечивающие условия жизни. Оценка человеческого потенциала как составной части национального богатства выражается в затратах на подготовку работника (в современных условиях 25 лет) в долларах США по паритету покупательной способности.

Высокий уровень национального богатства в передовых странах обусловлен, прежде всего, адекватным развитием человеческого капитала при низком уровне обеспеченности природными ресурсами, что определяет основное направление развития и критериальные подходы к оценке его эффективности. В этой связи меняются приоритеты в экономической и социальной политике. Если в краткосрочной перспективе социальные цели, эффективность, потребление и накопление находятся в определенном противоречии, то с позиций долгосрочной

стратегии расходы на социальное развитие рассматриваются как высокоэффективные вложения в человеческий капитал, являющийся одним из ведущих факторов роста производства. Определение оптимальных соотношений расходов по этим направлениям - одна из наиболее сложных и приоритетных проблем управления социально-экономическим развитием.

Вместе с тем примечательно, что страны «Семерки» превышают по величине человеческого потенциала аналогичные показатели в России в 1,4 раза (образовательный уровень в России примерно на уровне развитых стран), в то время как по накопленным воспроизводимым ресурсам (производственные и непроизводственные фонды и др.) в расчете на человека - в 1,75 раза. Экономическое превосходство развитых стран базируется, таким образом, в большей мере на использовании результатов творческой деятельности человека в производстве, на объеме и качестве воспроизводимых ресурсов, чем на величине человеческого капитала самого по себе. Задача индустриализации с повестки дня не снимается. Развитые страны продолжают наращивать промышленное превосходство, существенно модифицируя его под воздействием новых реалий. Оно является и базой, и условием развития человеческого капитала. Человеческий капитал не оттесняет на второй план основной капитал, они не противостоят, а взаимодействуют и дополняют друг друга. Прогресс общественного развития, выражающийся в формировании информационно-индустриального общества, является синтезом этого взаимодействия. Между индустриальным и постиндустриальным обществом нет четкой границы, одно постепенно перерастает в другое. При этом хотя видовой состав товаров и услуг существенно меняется, общий объем их производства продолжает увеличиваться. Странам, отставшим в развитии, неизбежно придется наращивать объем их выпуска, обеспечивая тот уровень потребления материальных благ и социокультурных услуг, который создает возможности для формирования нового технологического уклада.

Это связано с повышением другой роли человеческого капитала в обществе: накоплением и использованием интеллектуальных продуктов и соответственно большим объемом человеческого потенциала и более высоким его качественным уровнем. Человеческий потенциал оказывает воздействие на выпуск товаров и услуг во многом опосредованно, трансформируясь в интеллектуальные продукты (активы) и высокие технологии. К интеллектуальным продуктам, т. е. достижениям творческой деятельности человека, относятся патенты, лицензии, изобретения, научные открытия, авторское право, ноу-хау, результаты исследовательских, конструкторских и проектных работ, программные продукты, права на дизайн. Важнейшими активами являются организация управления, включая управление знаниями, корпоративная культура, а также рыночные активы, связанные с взаимоотношениями с потребителями и деловыми партнерами (условная стоимость деловой репутации и деловых связей, корпоративные и торговые марки, марки обслуживания, приверженность покупателей, налаженное деловое сотрудничество, благоприятные контракты, франшизные и лицензионные соглашения, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и природными ресурсами).

К этой сфере примыкают культурные ценности, а также такие интеллектуальные услуги, как аудит, консалтинг и т. п.

Интеллектуальные продукты выступают, с одной стороны, как товары, т. е. объект торговли (путем купли-продажи патентов, лицензионных договоров, уступки авторских прав и др.), с другой - как мощный фактор преобразования и развития производственных процессов. Интеллектуальная продукция стала

ведущим фактором научно-технического и экономического прогресса. Характерно, что глобальная конкуренция сочетается со стремлением корпораций и стран держать в своих руках и контролировать производство и использование наиболее важных интеллектуальных продуктов. Их современная политика в этой сфере базируется, прежде всего, на развитии внутрифирменной и национальной базы инноваций.

Продукты творческой деятельности образуют интеллектуальный капитал общества и фирм (невидимые активы, явные и неявные знания). Получая общественное признание и экономическую оценку, они увеличивают рыночную стоимость фирмы по сравнению со стоимостью ее «физических» активов. В последние годы сложилась практика измерения интеллектуального капитала, позволяющая получать такого рода ренту, растет интерес к новой области менеджмента - управлению знаниями: накоплению, сбору и использованию их в развитии фирм.

Количественные и качественные параметры человеческого капитала в России. Величина человеческого капитала страны зависит от двух основных факторов: демографической ситуации (общая численность населения, его

структура, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, определяющие в конечном итоге величину трудовых ресурсов) и качества человеческого капитала (уровень жизни, образование, здоровье, культура и т. п.).

Демографическая ситуация. Россия вступила в полосу длительного демографического кризиса. Численность населения уменьшилась со 148,2 млн. чел. в 1991 г. до 143,1 млн. чел. в 2003 г. С 1992 г. рождаемость в России ниже, чем смертность. Расчеты Госкомстата России (средний вариант) по данным текущей статистики показывают, что к 2025 г. население России уменьшится до 125,7-127,8 млн. чел.

С 2008 г. начнется сокращение численности населения в трудоспособном возрасте: к 2025 г. она составит 73 млн. чел. по сравнению с 87 млн. чел. в 2001 г. (83%). Повысится демографическая нагрузка на трудоспособное население. Сокращение численности населения продолжится и после 2025 г. По прогнозу Госкомстата, численность населения России в 2050 г. (средний вариант) будет равной 101,9107,6 млн. чел. [1, с. 6, 8, 9; 2, с. 23, 48, 49; 3].

В этой связи поиск и реализация мер, направленных на смягчение демографического кризиса, являются одним из важнейших направлений стратегии долгосрочного социально-экономического развития. Необходимо решить несколько основных проблем: увеличение продолжительности жизни, которая непосредственно зависит от повышения уровня и качества жизни; улучшение качества среды обитания, обеспечение профилактики, своевременного диагностирования и лечения заболеваний; снижение алкоголизма, курения, наркомании. Кроме того, в России, как и в других странах, снижение рождаемости связано с процессами формирования индустриального общества, урбанизацией, снижением роли семьи, ориентацией на внесемейные ценности, уменьшением роли церкви. В 90-е годы к этим факторам добавилось воздействие экономического кризиса. Для повышения рождаемости необходима социальная политика, направленная на увеличение реальных доходов населения, социальную защиту семьи, охрану репродуктивного здоровья, материнства и детства.

Качество человеческого капитала. В условиях существенного даже при активной иммиграционной политике сокращения численности населения основным направлением долгосрочного социально-экономического развития является повышение качества человеческого капитала. Динамика качественных

характеристик человеческого капитала зависит, прежде всего, от уровня жизни, развития и использования знаний, образования, профессиональной подготовки, здоровья, доли экономически активного населения и т. п. Способность общества к наращиванию человеческого капитала, эффективным технологическим,

экономическим, социальным, социокультурным и другим преобразованиям становится важнейшим условием его развития. В этом плане социальная политика рассматривается не как социальная помощь, а как важнейшая составная часть экономической стратегии, позволяющая обеспечить, с одной стороны, высокий уровень человеческого потенциала и профессиональную подготовку работников на уровне требований современной технологии, с другой - уровень и качество жизни основной части населения, характерные для так называемого среднего класса.

Несмотря на значимость проблемы и даже ее формальное признание, количественные и качественные параметры человеческого капитала за годы реформ резко ухудшились. За десятилетие (с 1990 по 2000 г.) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) снизился почти на 6%. Для восстановления утраченных позиций потребуется длительный период. По расчетам специалистов ИЭ РАН Н.Г. Гловацкой, С.Г. Лазуренко и В.А. Музычук, в предположении 5процентного ежегодного прироста ВВП уровень ИРЧП 1990 г. будет превышен лишь к 2015 г. [4, с. 101]. Достижение уровня, сложившегося в развитых странах в 1997 г., предполагает, прежде всего, соответствующий рост индекса продолжительности жизни. Расчеты показывают, что ИРЧП для России к 2030 г. составит 0,902, что близко к уровню 1997 г. для таких стран, как Италия, Люксембург, Австрия, Дания [5, с. 15]. Однако к этому времени развитые страны уйдут далеко вперед.

Центральной задачей является повышение реальных доходов населения, прежде всего заработной платы. Необходимое условие ее решения - реализация зависимости индивидуального качества жизни от роста индивидуального человеческого капитала. В настоящее время высокий индивидуальный человеческий потенциал оказывается невостребованным, а в случае его практической реализации не приводит ни к росту уровня жизни, ни к повышению социального статуса человека. Это ведет к утечке квалифицированных специалистов и негативным сдвигам в структуре занятых и безработных. Следует также учитывать, что рост реальных располагаемых доходов населения есть и условие, и следствие повышения эффективности производства. Рост доходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги как главного двигателя развития производства, активизации инвестиций и инноваций, создает условия и стимулы для структурной перестройки экономики, усиливает мотивацию труда, рост его производительности и в конечном итоге способствует повышению эффективности производства и формированию современной социальной структуры общества. Состояние человеческого капитала непосредственно связано с критическим положением важнейших отраслей социальной сферы - жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения. В условиях прогнозируемого значительного уменьшения численности экономически активного населения и ухудшения качественных характеристик человеческого потенциала выходом из создавшейся ситуации могут стать изменение структуры производства и накопления ВВП, ориентация на развитие человеческого капитала, качественное изменение основного капитала, состава производимых товаров и услуг, активная инновационная политика.

Объемы накопления, масштабы и структура воспроизводства основного капитала. В 90-е годы и в начале ХХ! в. масштабы воспроизводимых ресурсов в

России сократились, был нарушен механизм накопления. Производство ВВП на душу населения в стране сопоставимо с соответствующим показателем в Мексике, Турции, Польше и других странах среднего уровня развития. Практически разрушены ведущие отрасли научно-технического прогресса - радиоэлектронная и электротехническая промышленность, приборостроение, квалифицированное станкостроение и др. Сведена на нет научно-техническая составляющая экономического развития. По оценкам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, в России доля прироста ВВП за счет НТП в 1985-1991 гг. составляла примерно 4045%, а в 1992-1998 гг. снизилась почти до нуля.

Стратегическими задачами являются модернизация основного капитала, увеличение объема ВВП, изменение его структуры, рост доли высокотехнологичной продукции, развитие новых видов услуг. Качественные изменения сопряжены с ростом экономического потенциала, который лишь на определенном уровне не только позволяет выделять больше ресурсов на развитие вторичного и третичного секторов, но и начинает нуждаться в них для упрочения и дальнейшего развития. Воспроизводственные процессы необходимо привести в соответствие с имеющимися возможностями.

Изменение структуры использования ВВП как фактор ускорения экономического роста. Движение в этом направлении возможно при условии преодоления негативных изменений в структуре использования ВВП. Доля расходов на конечное потребление возросла в 2002 г. до 68% (1991 г. - 63%), чистого экспорта до 10,6% (0,3%) при резком сокращении расходов на накопление

- с 32% в 1991 г. до 22% в 2001 г. [6, с. 298; 7, с. 11]. Основные направления улучшения ситуации - налаживание инвестиционного процесса, расширение емкости внутреннего рынка, развитие экспорта, прежде всего, продукции обрабатывающей промышленности и наукоемких производств. Главными проблемами остаются источники средств и их использование в соответствии со стратегическими направлениями экономического развития.

Источником средств для инвестиций в основной капитал служат сбережения. В развитых странах норма сбережений и норма накопления, определяемые как отношение к ВВП, примерно соответствуют друг другу. В России в 1990 г. отношение нормы накопления к норме сбережения составляло 0,93, а в 2002 г. - 0,51. Уровень сбережений в стране в 2001 г. составил довольно большую величину - 35%. В то же время валовые накопления были равны лишь 22%, а инвестиции в основной капитал - 18,7% [6, с. 298; 7, с. 11].

Одновременно чрезмерно возросла неинвестиционная нагрузка на экономику: платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга составили 5% ВВП, вывоз капитала (исходя из финансового счета платежного баланса - 15 млрд. долл.) - 5, накопление золотовалютных резервов - 3% ВВП. Соответственно основными направлениями увеличения средств на цели накопления являются рациональное управление внешним долгом, направленное на его уменьшение и снижение расходов по обслуживанию; разработка и реализация мер по сокращению вывоза капитала и привлечению иностранного капитала; ограничение наращивания золотовалютных резервов. Это позволит увеличить норму инвестиций в основной капитал.

Прирост ВВП по отношению к инвестициям соответствующих лет в основной капитал в 1999-2002 гг. равнялся 25-27 коп. на 1 руб. инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в 2001 г. составил 1375 млрд. руб. При использовании в 2001 г. на инвестиционные цели средств, направленных на увеличение золотовалютных запасов, прирост ВВП в 2002 г. мог бы составить 5%,

а с учетом возможного прекращения «бегства» капитала - 6% по сравнению с фактически сложившимися 4,3%. В 2003 г. к числу факторов, ограничивающих накопление, добавилось создание стабилизационного фонда.

Оценка перспектив развития экономики предполагает определение намечаемых для достижения рубежей. Обобщающим индикатором экономического развития, несмотря на присущие ему недостатки, является ВВП. Между тем в условиях снижения численности населения России более приемлем показатель производства ВВП на душу населения. Представляется целесообразным оценить соотношения темпов развития, при которых страна либо сохранит сложившееся отставание от развитых стран, либо увеличит или уменьшит разрыв, иначе говоря, определить критерий оценки возможных темпов развития.

Согласно прогнозу, разработанному ИМЭМО РАН, среднегодовые темпы прироста ВВП в странах, входящих в ОЭСР, в период с 2000 по 2015 г. составят 2-3% [8]. Производство ВВП на душу населения в 2000 г. составило в этих странах 25,7 тыс. долл., а в 2015 г. достигнет 34,6-40,1 тыс. долл. В России в 2000 г. показатель производства ВВП на душу населения равнялся 7,5 тыс. долл., или 29% от уровня стран ОЭСР (отставание - 18,2 тыс. долл.). В предреформенном 1990 г. производство ВВП на душу населения в России составляло 11,5 тыс. долл., а по отношению к странам ОЭСР - 52%.

Чтобы сохранить сложившийся в 2000 г. уровень соотношения (29%), производство ВВП на душу населения в 2015 г. должно увеличиться в 1,3-1,5 раза и составить 10,0-11,6 тыс. долл., а среднегодовые темпы прироста - 2-3%. Однако в абсолютных величинах разрыв в производстве ВВП на душу населения увеличится с 18,2 тыс. долл. до 24,6-28,5 тыс. долл. Для сохранения сложившегося отставания (18,2 тыс. долл.) среднедушевое производство в 2015 г. должно достичь величины 17-20 тыс. долл., или возрасти в 2,3-2,7 раза по сравнению с 2000 г. Его прирост должен составить 7,5-12,5 тыс. долл., а среднегодовые темпы прироста - 5,7-6,7%. Дореформенный уровень при этом может быть достигнут примерно к 2010 г. Таким образом, при среднегодовых 2-3-процентных темпах роста производства в развитых странах только их опережение на 4 проц. п. обеспечивает сохранение сложившегося абсолютного уровня отставания производства ВВП в расчете на одного жителя. Курс на сближение уровня экономического развития России и развитых стран может реализоваться лишь при такой степени опережения показателя России, которая позволяет сокращать разрыв в абсолютной величине производства ВВП на душу населения. Эта задача в принципе разрешима.

За годы экономического оживления в России (1999-2003) прирост ВВП составил 34,4%, или в среднем 6,1% в год. Численность населения России за этот период уменьшалась в среднем за год на 0,5%. Среднегодовой прирост производства ВВП на душу населения, равный примерно 6,5%, обеспечивал сохранение абсолютного уровня отставания. В 2004 г. согласно проекту развития экономики страны, принятому правительством при формировании бюджета, прирост ВВП составит 5,2%. Программой среднесрочного развития России в 20042008 гг., представленной Мин-

экономразвития в правительство в апреле 2003 г. [9], предусмотрено увеличить ВВП в 2008 г. на 5,5-6,3%. Соответственно темпы прироста ВВП на душу населения составят в 2004 г. 5,7%, в 2008 г. - 6,0-6,8%. Эти проектные перспективы - на грани увеличения абсолютного разрыва в душевом производстве ВВП России с развитыми странами. При условии повышения нормы накопления за счет прекращения роста золотовалютных резервов (их величина в настоящее время приемлема), существенного уменьшения оттока капитала за рубеж и привлечения средств за счет

сохранения небольшого дефицита бюджета, используемого на инвестиции, среднегодовые темпы роста можно повысить на 1,5-2,0%. При благоприятных условиях к 2015 г. можно достигнуть уровня ОЭСР, сложившегося в 2000 г. (25,7 тыс. долл.), однако для этого среднедушевое производство в России следует увеличить в 3,4 раза, а среднегодовые темпы прироста должны составить 8,6%. Чтобы выйти на уровень выпуска ВВП в расчете на одного жителя, который сложится в странах ОЭСР в 2015 г., уровень душевого производства ВВП в России, сложившийся в 2000 г., требуется увеличить в 4,6-5,3 раза при среднегодовых темпах прироста 10,7-11,7% .

Учитывая, что в среднесрочной перспективе предстоит решить задачи модернизации устаревшего основного капитала, стратегией этого периода можно считать сохранение и некоторое уменьшение сложившегося абсолютного отставания в производстве ВВП на душу населения. Долгосрочная стратегия должна ориентироваться на сближение уровней производства ВВП России и развитых стран.

Инвестиционные финансовые ресурсы и возможности модернизации и накопления основного капитала как фактора формирования технологической основы информационно-индустриального общества. Продвижение по пути формирования информационно-индустриального общества и этапы реализации стратегии развития зависят от инвестиционных ресурсов и их использования. Объем ВВП в 2002 г. составил 10863,4 млрд. руб., из них на валовое накопление использовано 2287,3 млрд. руб., в том числе основного капитала - 1947,7 млрд. руб. [7, с. 11]. Если экстраполировать эти данные на среднесрочную перспективу исходя из сохранения доли ВВП, направляемой на валовое накопление, и 5-7-процентного среднегодового прироста ВВП, то можно получить ориентировочный объем инвестиций в развитие производства в ценах 2002 г. (табл. 2).

Таблица 2

Расчетный объем инвестиций в развитие производства в 2004-2015 гг., млрд. руб.

Годы Инвестиции при среднегодовых темпах роста ВВП

105% 107%

всего в основной капитал всего в основной капитал

2004-2010 20532 17524 22393 19298

2011-2015 19607 16696 24182 20592

2004-2015 40139 34220 46845 39890

Объем основного капитала в 2002 г. (20 трлн. руб.) был примерно на уровне 1991 г. Снижение инвестиций при практически неизменном физическом объеме основных фондов сопровождалось резким увеличением срока их службы и износа, что представляет большую угрозу для воспроизводственного процесса и чревато развитием техногенных катастроф. Обновление, модернизация основных фондов стало одной из наиболее приоритетных задач. Для модернизации половины имевшихся на конец 2001 г. фондов необходимо примерно 10 трлн. руб. (более 300 млрд. долл.).

Величина инвестиций в основной капитал за 2004-2010 гг. примерно соответствует его наличию в 2002 г. Таким образом, имеющиеся ресурсы позволяют наполовину обновить производственный аппарат и в полтора раза увеличить объем основного капитала. Если удастся приблизить норму накоплений к норме сбережений, величина инвестиций существенно увеличится. Рациональное

* Расчеты основаны на данных, приведенныхМ.Ю. Ксенофонтовым (см. [10, с. 16, 17]).

использование этих средств даст возможность существенно изменить структуру производства. Этот период правомерно рассматривать как этап модернизации экономики.

До 2010 г. возможно решение задачи формирования благоприятного делового и инвестиционного климата, обновления капитала и инфраструктуры, структурной перестройки, повышения доли и конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, ускорения формирования секторов новой экономики, подготовки условий для переключения спроса на отечественные научно-исследовательские разработки и инновации. Одновременно появятся экономические, финансовые, инфраструктурные и институциональные предпосылки для инновационного развития. Прирост ВВП и расходов домашних хозяйств в ценах 2002 г. в расчете на душу населения (с учетом сокращения его численности) за этот период составит 45-66%, что позволит восстановить дореформенный уровень объема ВВП при улучшении его качественного наполнения.

Конечно, расчеты объема инвестиций, приведенные выше, могут быть уточнены на основе более полной информации. Многое будет зависеть от мировой и внутренней экономической конъюнктуры, проводимой социальноэкономической политики. Тем не менее они позволяют оценить 2004-2010 гг. как период возможной технической модернизации производства.

С позиций перехода к информационно-индустриальному обществу этот период следует охарактеризовать как время создания научно-технических, производственных, экономических и социальных предпосылок для социальноинновационного развития и накопления (с приоритетным накоплением человеческого капитала), создания основ для формирования нового облика экономики. Основное внимание должно быть уделено решению социальных проблем, восстановлению и развитию человеческого капитала применительно к требованиям нового качества экономического развития и открывающимся на этой основе возможностям повышения качества жизни.

После 2010 г. экономическая ситуация в стране изменится. Экономика уже не будет отягощена повышенными затратами на решение проблем обновления основного капитала, накопившихся за годы экономического кризиса, который задержал экономическое развитие примерно на 15-20 лет (около 8 лет - период спада и примерно 10 лет восстановления). Существенно уменьшатся угнетающие экономику расходы по погашению и обслуживанию государственного долга. Уменьшится зависимость экономики от конъюнктуры мировых цен на экспортируемые ресурсы.

Финансовые ресурсы страны будут по-прежнему определяться в основном внутренними источниками. Однако развитие новой системы пенсионного обеспечения, создание медицинских, жилищных и других страховых фондов приведут к появлению относительно крупных и долговременных средств стратегических инвесторов. Снижение процентных ставок в сочетании со стабильным развитием экономики создаст условия для увеличения долгосрочных кредитов. В мобилизации средств для инвестиций повысится роль фондового рынка, который, по-видимому, будет носить в основном облигационный характер. Повышение реальных доходов населения и упорядочение прав собственности на землю обеспечат условия для развития такого мощного источника финансирования, как ипотечный кредит. Кроме того, активизация инвестиционного процесса внутри страны в условиях устойчивого экономического роста и расширения внутреннего рынка на основе роста платежеспособного спроса домашних хозяйств приведет к повышению инвестиционного имиджа страны,

притоку иностранного капитала и возвращению в страну «беглых» капиталов. Домашние хозяйства России располагают накопленными валютными сбережениями, составляющими, по некоторым оценкам, примерно 80 млрд. долл. При обеспечении надежности банковской системы, что требует усилий, времени, гарантий сохранности вкладов и привлекательного процента по депозитам и ценным бумагам, можно рассчитывать на привлечение значительной части этих средств. В результате общий объем финансовых ресурсов для инвестиций будет возрастать за счет не только собственных накоплений предприятий, но и привлеченных средств, включая иностранные инвестиции в основной капитал.

На основе возрастающего объема финансовых ресурсов, улучшения делового климата и правовой базы после 2010 г. возможно решение задачи ускоренного

развития отраслей новой экономики и использования их достижений в

традиционных отраслях. Возникнут и могут быть реализованы инновации,

позволяющие создавать новые рынки сбыта наукоемкой и высокотехнологичной продукции и услуг.

В социальной сфере при обеспечении гарантированного социального минимума на основе роста реальных доходов более активно будут решаться вопросы повышения качества жилья, коммунальных услуг и их оплаты, коммерческих принципов в образовании, здравоохранении, культуре, повышения на этой основе качества человеческого капитала. Появятся условия для более деятельного участия в конкуренции на мировых рынках, включая российские инвестиции в других странах, и связанной с этим дальнейшей либерализацией внешнеэкономических связей. В таких условиях возможно рассмотрение вопроса о более либеральном подходе к деятельности зарубежных финансово-кредитных учреждений на российской экономической территории. В зависимости от складывающейся ситуации могут быть определены степень и характер государственного регулирования экономики. Ближайшей задачей явится переход к социальноинновационному пути развития, интеграции достижений научно-технического, экономического и социального прогресса общества.

Для экономического развития решающее значение имеет такая ориентация на распределение экономических ресурсов, которая стимулировала бы вовлечение в производство дополнительных производительных ресурсов по наиболее выгодным для страны направлениям. В этой связи оптимальными следует считать такие меры, в результате которых достижение непосредственных целей отдельных финансово-промышленных групп, отраслей и предприятий в возможно большей мере обеспечивало бы одновременно реализацию общенациональных интересов. Инструментами улучшения ситуации является государственное содействие выравниванию рентабельности с помощью факторов, оказывающих влияние на производство: регулирования цен, налогов и др.

Регулирование структурно-ориентированной инвестиционной политики. Обновление и накопление основного капитала требуют крупных средств, которыми страна не располагает. Структурно-ориентированная инвестиционная политика, нацеленная на переход к накоплению наукоемкого основного капитала, в этих условиях может осуществляться на основе определения приоритетов развития секторов и отраслей экономики и содействия их развитию путем предоставления налоговых льгот, участия государства в финансировании и кредитовании на коммерческих началах. Эти проблемы рассматриваются в рамках ежегодно представляемых проектов социально-экономического развития России на год и трехлетнюю перспективу. Учитывая, что трехлетний период слишком мал,

необходимо наладить разработку перспективных проектов социальноэкономического развития на 10-15 лет с уточнениями их по пятилетиям.

Тенденции экономического развития и структурных изменений в значительной мере связаны с различиями в рентабельности отдельных секторов и отраслей народного хозяйства и со сложившейся системой налогово-бюджетных отношений. Последние формально ставят предприятия всех отраслей в равное положение, но будучи применены к отраслям с различными условиями хозяйствования, дают существенные преимущества одним и создают трудности для других. Уровень рентабельности продукции в России в 2001 г. составил 14,4 %, а активов - 6,1 % при значительной дифференциации по отраслям экономики и промышленности (табл. 3) [6, с. 559; 7, с. 145].

Одним из важнейших направлений, способствующих структурной перестройке экономики, является регулирование цен. Предстоит постепенное формирование соотношения цен, особенно цен на продукцию добывающих и обрабатывающих отраслей, на оплату труда и инвестиционные ресурсы, промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Следует учитывать, что в условиях глобализации экономики и открытости национального рынка переливы капитала и потоки товаров и услуг определяются не классическими законами, сформулированными для национальных экономик, а законами развития глобального рынка. Становление информационно-индустриального общества, невозможно без развития своей обрабатывающей промышленности и отраслей новой экономики.

Кардинальное значение имеет уровень цен на энергоресурсы. Учитывая, что уровень производительности труда в России в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах, рост цен на сырьевые ресурсы до уровня мировых на практике ведет к неконкурентоспособности национального производства. Прямые затраты на продукцию естественных монополий в себестоимости обрабатывающих отраслей составляют 15-35%. Рост цен на энергоносители на 1 % повышает себестоимость на 0,15-0,3%, а увеличение цен на треть сведет к нулю рентабельность в обрабатывающих отраслях и приведет к исчезновению инвестиционного спроса. Этим немедленно воспользуются конкуренты. В то же время низкие цены на энергоресурсы не располагают к ресурсосбережению и повышению эффективности. Ориентировочно пределом роста цен на них является уровень, обеспечивающий возможность развития машиностроения и других отраслей обрабатывающей промышленности. Очевидно, уровень цен должен быть подвижным, т. е. обеспечивать возможность развития экономики и одновременно оказывать экономическое давление на предприятия, вынуждающее их снижать удельные расходы природных ресурсов до уровня, приемлемого для современных технологий.

Таблица 3

Рентабельность продукции и активов и иностранные инвестиции, %

Отрасль Рентабельность (2001 г.) Иностранные инвестиции (2002 г.)

продукции активов всего в том числе прямые

Всего 14,4 6,1 100 100

Промышленность 18,5 8,8 37,1 48,2

Электроэнергетика 15,6 4,4 0,3 1,3

Топливная 35,9 15,0 9,8 16,7

Черная металлургия 12,5 5,5 6,0 0,05

Цветная металлургия 34,4 9,9 6,5 1,6

Химия и нефтехимия 11,0 6,9 1,7 2,6

Машиностроение 11,5 7,6 2,5 6,5

Легкая 5,4 2,6 0,1 0,3

Пищевая 11,5 9,6 6,1 11,0

Сельское хозяйство 9,3 3,1 0,2 0,5

Строительство 9,6 5,1 0,6 2,2

Транспорт 13,6 4,5 0,9 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговля и общественное питание 12,9 6,5 44,5 24,0

Жилищно-коммунальное хозяйство -15,7 -0,2 0,1 0,1

Для стимулирования предпринимательской деятельности и инвестирования в мировой практике широко используется механизм дифференциации налоговых режимов и налоговых льгот. Система налогообложения и налоговых льгот рассматривается как инструмент структурной политики государства, в значительной мере связанный с налогообложением прибыли. Налог на прибыль (корпоративный налог) взимается от величины прибыли, остающейся у предприятий после уплаты всех налогов. Регулируя ставки этого налога, а также используя механизм льгот, инвестиционный налоговый кредит и меры амортизационной политики, органы государственной власти стимулируют (или ограничивают) экономический рост и инвестиционную активность в отраслях и регионах.

Основные направления использования прибыли - инвестиции на развитие производства и расходы на потребление (на выплату дивидендов и т. п.). Следует различать налогообложение прибыли инвестируемой и потребляемой. Инвестируемая прибыль по существу является производственным расходом, как и издержки текущего производства. В этой связи экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы ведения бизнеса, а также расходы на рекламу и имущественное страхование учитываются в расходах предприятия и уменьшают подлежащую налогообложению прибыль. В результате, изменение ставок налога на прибыль практически не сказывается на инвестиционной деятельности, научно-исследовательских разработках и темпах роста экономики, а сам налог становится налогом на доходы собственников, менеджеров и других лиц, получающих средства из прибыли.

Потребляемая прибыль подлежит двойному налогообложению. С предприятия взимается налог в виде отчислений от прибыли и, кроме того, лица, получившие доход (дивиденды, проценты и др.), обязаны платить подоходный налог. Уменьшение дохода, получаемого владельцами для потребительских целей, за определенной гранью приводит их к мысли о целесообразности закрытия предприятия, выводу капитала и к поиску альтернативных направлений его применения. Верхняя планка налогов ограничивается процентами по депозитам в банках. Если отношение рентабельности к инвестированному капиталу ниже банковского процента, собственники капитала будут искать альтернативные способы его применения. В случае, если для расходов из прибыли на развитие производства не установлено никаких льгот по налогам, то отношение рентабельности к инвестированному капиталу за вычетом налогов должно быть выше банковского процента по депозитам.

В России рентабельность активов составляла в 1999 г. - 5,0 %, 2000 г. - 7,6, в 2001 г. - 6,1 % [6, с. 559]. При этом инвестиционные расходы из налоговой базы не исключаются. Средневзвешенные процентные ставки по депозитам и вкладам предприятий по всем срокам привлечения в 2000 г. составили 6,5 %, в декабре 2001 г. - 4,9 , в декабре 2002 г. - 5,8 % (для физических лиц - 4,3 %). Именно эти соотношения определяют ресурсы для инвестирования за счет собственных

средств предприятий. Действующее налоговое законодательство в этих условиях не только не обеспечивает заинтересованность в инвестициях, но и вынуждает выводить капитал из производств за исключением высокорентабельных, поскольку отношение потребляемой прибыли к активам при соблюдении всех законодательных норм меньше уровня процентов по депозитам. Стоит ли в этих условиях удивляться «бегству» капитала. Следует прекратить обложение налогами прибыли, направляемой на инвестиционную деятельность, научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Возможной мерой повышения эффективности налога на прибыль считается дифференциация ставок этого налога в зависимости от приоритетности отраслей производства товаров (работ, услуг), имея в виду установление льгот для развития производств, в которых заинтересовано государство. Ставки налога на прибыль могут различаться по видам хозяйственной деятельности. Формами частичных освобождений являются налоговые льготы, дифференциация налоговых ставок, налоговые отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, налоговые инвестиционные кредиты, ускоренная амортизация, создание свободных от налогов резервных и инвестиционных фондов. Наиболее часто используются в мировой практике льготы в виде полного или частичного освобождения от налога прибыли, дохода или иного объекта налогообложения; уменьшения налоговой ставки; полного или частичного освобождения от налога определенного вида деятельности или дохода от него; переноса убытков на прибыль следующих лет. Распространенной практикой является освобождение от НДС технологического оборудования.

Предоставление льгот сопряжено с рядом негативных последствий. Льготы и изъятия из объектов налогообложения значительно сужают круг налогоплательщиков и налоговую базу, ставят налогоплательщиков в неравные условия и размывают обязательный характер налоговых платежей. Ориентиры определения действительной эффективности предприятий смещаются на установление «особых» отношений с представителями органов государственной власти, нацеленных на получение льгот, - возникает почва для коррупции. Преимущества, однако, перевешивают, и системы льгот и субсидий широко распространены в мировой практике. Основой формирования льгот являются рыночные принципы, а негативные факторы нивелируются с помощью законодательства и различного рода превентивных мер. Дифференцированный поход к налогообложению при необходимости структурной перестройки экономики представляется более оправданным, чем политика равного для всех уменьшения налогообложения, тем более что уровень налоговой нагрузки в России в настоящее время ниже, чем в развитых европейских странах, и находится примерно на уровне США. Характерно, что в 2000-2001 гг., в условиях наиболее благоприятной в связи с сокращением импорта обстановки в стране имели место наиболее высокие темпы роста производства и инвестиций, хотя общий уровень налогов был примерно таким же, как в 2002-2003 гг. Это прошло мимо внимания либеральных экономистов, поскольку не соответствовало их концепциям.

После 2003 г. в России складывается относительно более благоприятная ситуация для усиления регулирующей роли налогов. В 1999-2003 гг. объем налоговых платежей, установленных законодательно, стал больше соответствовать объему фактически собираемых налогов. Кроме того, облегчается ситуация с расходами по погашению и обслуживанию государственного долга, что открывает дорогу реализации мер по реальному снижению налоговой нагрузки и ее дифференциации по отраслям и производствам в соответствии с приоритетами экономического развития.

* * *

Уровень социально-экономического развития России позволяет разрешить задачи развития человеческого капитала общества, наращивания интеллектуального потенциала, модернизации экономики, достижения высокого технологического уровня производства, повышения на основе обновленной производственной базы и социальной ориентации экономики качества жизни, продвижения по пути формирования информационно-индустриального общества.

Основой разработки и реализации стратегии развития России являются складывающиеся в мире основные политические, экономические и социальные тенденции с учетом исторических традиций и национальных особенностей, которые предопределяют направленность на формирование социальноориентированной экономики и повышение роли государства в ее становлении и регулировании.

Экономическое и социальное развитие России, ее геополитические и экономические позиции в мире зависят от того, насколько удастся осуществить модернизацию производства, обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий, рационализировать потребление и сформировать на этой основе конкурентоспособную экономику.

Влияние факторов противоречиво, и всегда можно указать на те или иные негативные побочные действия. Однако в реальной жизни однозначные процессы и явления крайне редки, если вообще существуют. Необходимо определить главное, а оно заключается в работающем производстве: в действии системы прямых и обратных связей по спирали - «реальные доходы - конечный спрос -производство». Решения по отдельным проблемам должны приниматься с учетом долговременных интересов. Это требует изменения характера воспроизводственного процесса, определения направлений и методов реализации мер по корректировке и развитию институциональных основ сложившейся системы хозяйствования, созданию условий для нормального функционирования экономики и обеспечению высоких темпов экономического роста. Требуется также изменение мотивации деятельности предприятий, обеспечение возможностей и заинтересованности предприятий всех форм собственности в развитии производства путем лучшего использования традиционных и вовлечения новых ресурсов за счет как собственных, так и привлеченных средств.

Накопленный опыт свидетельствует также о том, что для условий России, как и развитых европейских стран, более приемлема социально-ориентированная модель рыночной экономики со значительной ролью государства в регулировании экономического развития и в обеспечении равновесия между свободной предпринимательской деятельностью и принципами социальной справедливости. Переход к новому качеству экономического развития России предполагает достижение синергического эффекта основных факторов развития, свойственных современной мировой экономике и обеспечивающих:

- формирование национальной экономики на основе развития человеческого капитала;

- использование достижений науки и техники для освоения более высоких технологий и создания конкурентоспособных производств;

- качественное изменение организации и управления в жизни общества;

- прирост, прежде всего на базе внутренних источников накопления;

- налаживание мирохозяйственных связей, включая вступление в ВТО на приемлемых для России условиях;

- становление российской модели рынка;

- проведение экономической политики, содействующей созданию информационно-индустриального общества.

Экономическое и социальное развитие России, ее геополитические и экономические позиции в мире зависят от того, насколько удастся реализовать изложенный выше сценарий. Если имеющиеся возможности будут использованы, Россия сможет осуществить переход к информационно-индустриальному обществу, создать конкурентоспособную экономику, существенно повысить качество жизни и гарантировать высокий уровень безопасности. При невозможности достижения этих целей неизбежны другие траектории развития с вытекающими из этого последствиями: России придется смириться с ролью индустриальной страны, импортирующей современные высокие технологии из высокоразвитых стран с частичным собственным их производством, и экспортирующей сырьевые ресурсы.

Литература

1. О возможных путях демографического развития России в первой половине XXI века // Вопросы статистики. 2002. № 3.

2. Социальное положение и уровень жизни населения. М.: Госкомстат России, 2002.

3. Статистический бюллетень. 2002. № 1 (85).

4. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004.

5. Кузнецова Е.В., Дмитриева Е.Д. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран // Вопросы статистики. 2000. № 3.

6. Российский статистический ежегодник, 2002. М.: Госкомстат России, 2002.

7. Социально экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 2003.

8. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 года. М.: Издательский Дом «Новый век», 2001.

9. Известия, 2003, 18 апреля.

10. Ксенофонтов М.Ю. Теоретические и прикладные аспекты социально-экономического прогнозирования. М.: ИНП РАН, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.