Научная статья на тему 'Тенденции зарубежного опыта формирования государственной политики стимулирования инвестиций'

Тенденции зарубежного опыта формирования государственной политики стимулирования инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕАЛЬНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ / ИНДЕКСЫ ОЖИДАЕМЫХ И ПРОИЗОШЕДШИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ / STATE INVESTMENT POLICY / STATE INVESTMENTS / CORRELATION BETWEEN INFLATIONARY PROCESSES AND REAL PRODUCTION VOLUME / CONSUMER ASSURES INDEX / INDEXES OF EXPECTED AND CAUSED ECONOMIC CHANGES IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова О. М., Строев П. В.

В статье рассмотрен вопрос о роли государства в выборе инструментов проведения макроэкономической политики. Анализируется международный опыт в установлении тенденций развития государственной политики с целью эффективного управления и стимулирования инвестиций. Сделаны выводы об определяющей роли инноваций в формировании конкурентоспособной позиции государства в мировой экономике, о значении форм и методов политики стимулирования инвестиций в зависимости от характерных особенностей страны, различных внешних и внутренних факторов. Обоснована необходимость инновационной деятельности как катализатора функционирования экономической системы и роста экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of public promoting investments policy trends

The article addressed the issue of governments role in choosing the tools of macroeconomic policy. Analyzed international experience in establishing trends in public policy for the effective management and investment promotion. Draw conclusions about the dominant role of innovation in shaping the competitive position of the state in the world economy, the importance of forms and methods of policies to encourage investment, depending on the characteristics of the country, various internal and external factors. Proved the necessity of innovation as a catalyst for the economic system and economic growth.

Текст научной работы на тему «Тенденции зарубежного опыта формирования государственной политики стимулирования инвестиций»

УДК 33;330

белоусова о. м.

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование» Финансового университета

строев п. в.

аспирант очной формы 2-го года обучения

кафедры «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование» Финансового университета

тенденции зарубежного опыта формирования

государственной политики

Вопрос о выборе инструментов проведения макроэкономической и инвестиционной политики в государстве является достаточно актуальным на современном этапе развития экономики.

Следует отметить, что исторически, по мере развития общества и государства, изменялись и подходы к решению этого вопроса, а вместе с ними подвергались пересмотру и инвестиционные модели. Для понимания возможных вариантов формирования инвестиционной политики важно выявить направления этих изменений в экономике с учетом исторического и институционального аспекта.

Сейчас мы наблюдаем тенденцию, когда политический мейнстрим стоит на точке выбора дальнейшего экономического курса. Выбор механизмов «Вашингтонского консенсуса» еще не означает, что этот механизм будет эффективно функционировать в российских условиях.

Различные концепции и теории макроэкономического регулирования в каждой стране имеют свои особенности развития, с учетом национального менталитета, и являются продуктом развития экономических отношений, общества, промышленности.

Российскую экономическую реальность можно охарактеризовать через совокупность коллективных усилий, где каждый человек - это целеустремленная единица общего. Приватизация и реструктуризация в России привели к повышению показателей ВВП и внешнеторгового оборота, начиная с 1998 г. - это в активе, а в пассиве - это повышение доли экспортноори-ентрированной продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК), рост добывающего сектора, сниже-

стимулирования инвестиций

ние показателей производительности труда, ухудшение параметров социальной политики по широкому спектру (от демографии до состояния рынка труда). В процессе так называемых «преобразований» российское общество так и не адаптировалось к рынку (или его субституту).

Высокие темпы экономического роста в европейских странах определялись высокими темпами норм амортизации. Установленный высокий уровень налогообложения прибылей корпораций не препятствовал накоплению капиталовложений, а наоборот, стимулировал, так как реинвестируемая прибыль на модернизацию и расширение воспроизводства стимулировались налоговыми льготами. Высокий уровень налогообложения прибыли сохранялся в ФРГ - в размере 51%, а во Франции прибыль облагалась налогом на уровне 50%. Применение целенаправленной стимулирующей политики в ФРГ дало ощутимые результаты благодаря привлечению частных инвестиций в приоритетные сферы производства за счет субсидий и налоговых льгот. Причем стимулирующая налоговая политика через определенные периоды (5-8 лет) существенно менялась. В целях ускорения экономического развития были приняты неотложные меры по изысканию инвестиций, путем увеличения доли ВВП на накопление. Инвестиционная политика развитых стран сделала упор на квалифицированную рабочую силу.

Удельный вес совокупных вложений в основной капитал в текущих ценах в ВНП возрастал в ФРГ, Франции и Италии, достигая в разные годы 28-30%. В Японии, например, проводились целенаправленные

государственные мероприятия не только по восстановлению экономики, но и стимулировались инновации в развитие высокотехнологичных отраслей.

В государствах, где действовала командно-административная система хозяйствования (СССР, Китай), преобладала социалистическая экономическая модель. Данная модель представляла собой плановую систему хозяйствования, основной задачей которой являлось устранение социального неравенства и преобладание общественной собственности на средства производства.

Полагаем необходимым отметить, что экономическая система каждого государства имеет свои национальные особенности функционирования, которые определяют развитие собственной национальной модели хозяйствования с учетом исторического и социокультурного опыта. При этом предполагается, что модель рыночного хозяйствования может находиться в равновесном или неравновесном состоянии. Теория социально-экономического равновесия предполагает использование различных форм управления таким равновесием: равновесие спроса и предложения, равновесие совокупных доходов и расходов.

Например, американская модель экономики ориентирована на поощрение предпринимательства и использует монетаристские способы макроэкономического равновесия экономики.

В основном, для экономических систем характерно макроэкономическое неравновесие. В этой связи на первое место в анализе причин неравновесия выходят показатели динамики уровня цен и ставки процента.

Известный экономист Дж. Кейнс во времена Великой депрессии в США полагал, что одной монетаристской политики недостаточно для того, чтобы обеспечить в экономике полную занятость. Признавая несовершенство рынка как регулятора, он утверждал, что государство должно в этот период увеличивать свои расходы или сокращать налоги и что страна будет испытывать трудности доступа к фондам, с помощью которых можно осуществлять экспансию расходов. Согласно кейнсианской теории макроэкономическое равновесие достигается сочетанием регуляторов рынка с государственным регулированием прямого и косвенного воздействия. Особое внимание данная теория уделяет взаимосвязи между совокупным платежеспособным спросом и производимым национальным про-дуктом1.

Баланс совокупного платежеспособного спроса и произведенного национального продукта постоянно изменяется, что и послужило основой для разработки теории регулирования рыночной экономики, в составе которой выделились отдельные теоретические направления. Так, на основе кейнсианской модели были раз-

работаны концепции «большого толчка», «порочного круга нищеты» и др.

При этом классическая экономическая теория выступала за свободу торговли, против каких-либо ограничений продвижения товаров на рынки других стран; она аппелировала к высокой взаимосвязи и высокой эластичности цен, заработной платы, процентных ставок с уровнем развития современной конкуренции. Равновесие между размером сбережений (накоплений) и размером инвестиций достигается через плавающие процентные ставки.

Мировые кризисы в экономике XX в. поставили под сомнение основы классической экономической теории, базовым постулатом которой является невмешательство государства в рынок на основе конкуренции и высокой эластичности цен, зарплаты и занятости. Вопреки этой теории в рыночной экономике сумма инвестиций может быть не только равна или меньше суммы сбережений, но и превышать ее, вызывая кризисные явления2.

На смену классической теории приходит неоклассическая модель экономики, постулатом которой является зависимость между устойчивым равновесием и полной занятостью населения. Модели неоклассиков демонстрируют, что теория экономического роста сводится не только к вопросам экономического роста, но и включает широкий спектр решения экономических и социальных проблем.

Р. Лукас (представитель теории рациональных ожиданий) подвергает критике концепцию циклического развития экономики, предложенную Дж. Кейнсом3. Внимание ученого было перенесено на изменение потребительских предпочтений и инвестиционных ожиданий, с учетом влияния технологического прогресса, не только на традиционные экономические циклы, но и на долговременные хозяйственные сдвиги. Трансформация взглядов стала возможной потому, что в рыночной экономике сложно поддерживать такие пропорции экономики, как доля сбережений в национальном доходе, темп роста национального дохода, от которых, в той или иной степени, и зависит макроэкономическое равновесие.

Э. Прескоттом и Ф. Кидлендом была предложена модель влияния технологических инноваций на обострение и сглаживание циклического характера хозяйственной динамики в индустриально развитых странах. Работы этих экономистов помогли объяснить, почему развивается высокая инфляция, несмотря на то, что заявленной целью монетарной политики государства является стабильность цен. Причина, по мнению исследователей, связана с эффектом ожидания в отношении будущей экономической политики4.

1 См.: Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Перевод с англ. Н. Н. Любимова. М.: Изд-во «Иностранная литература», 1948. С. 103-125.

2 См.: Соколовский В. В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественных монополий. М. : ИЭ РАН, 2001. С. 42.

3 См.: RobertE., Lucas Jr. Studies in Business-Cycle Theory («Исследования по теории делового цикла»). MIT Press, 1981. ISBN 0-262-62044-8. С. 48-87.

4 См.: KydlandF., PrescottE. Rules rather than discretion: The inconsistency of optimal plan // Journal of Political Economy. 1977. V. 85. Р 473-490; KydlandF., PrescottE. Time to build and aggregate fluctuations // Econometrica. 1982. V. 50. Р 1345-1371.

По мнению отечественного ученого М. Туган-Ба-рановского, кризисы вызываются диспропорциями в развитии отраслей. На базе циклической фазы подъема пропорциональность производства оказывается нарушенной и новое равновесие может быть восстановлено только в результате уничтожения части капитала тех отраслей промышленности, которые развивались более быстрыми темпами. Ученый связывает диспропорциональность отраслей с условиями размещения свободного капитала5.

В этой связи интересным направлением в теории макроэкономического равновесия является теория о трансформации экономической системы с использованием моделей инновационной деятельности, выдвинутая российскими учеными В. И. Маевским и Д. С. Львовым. Отечественные ученые полагают, что трансформация экономической системы позволит выйти на новый уровень с использованием следующих моделей инновационной деятельности:

- традиционная модель - когда развитие осуществляется от фундаментальных исследований к прикладным;

- новая интерактивная модель - когда инновационные идеи генерируются на всех этапах инновационного цикла6.

Для того, чтобы ответить на вопрос, какую политику экономического развития целесообразно использовать в той или иной ситуации, нужно определиться с условиям, в которых будет осуществляться данная политика. Продолжая мысль о связи между экономической политикой, стадиями реализации политики экономического роста (частными политиками) и модернизацией, российский академик В. Полтерович выделяет несколько теоретических подходов:

- начальная стадия модернизации (индустриализация);

- стадия инициации экспортно-ориентированного роста;

- стадия стимулирования ускоренного развития;

- стадия развитого рынка.

Результативный аспект выбора политики экономической трансформации зависит от:

- анализа эволюции экономической политики в развитых странах (политика курса на стабилизацию в США времен Великой депрессии и индикативное планирование в Европе);

- различий в экономической политике группы развивающихся стран, с одной стороны, и значительно меньшего числа более успешных экономик - с другой;

- разработки и анализа моделей для выявления свя-

зи между экономической политикой, качеством институтов и уровнем благосостояния в рамках теории эндогенного экономического роста;

- нахождения критических точек в параметрах экономической системы, разделяющих области отрицательного или положительного влияния политики на

^ 7

экономический рост7.

По мнению основателя института земли, а в прошлом инициатора шоковой терапии в странах Центральной и Восточной Европы Дж. Сакса, на современном этапе существуют четыре элемента развития экономик. Первым элементом он обозначил бизнес-среду с созданием условий для ее функционирования. Второй элемент - это стратегия вложений в человеческий капитал. Третий компонент - имманентность стратегии инвестирования с экологическими и географическими изменениями в стране. Четвертый элемент и наиболее важный - наука и технология. Автор подводит итог, что большого успеха добились именно те регионы, которые научились сочетать все указанные элементы8.

Точка зрения Дж. Сакса в целом сводится к вопросу интеграции национальных производственных структур развивающихся стран в глобальную экономику. Тем не менее, по мнению ученых, интеграция должна происходить не на любых условиях, а с учетом имеющегося у страны потенциала.

Особенностью кризисов, которые охватили развитые страны в 2000-2003 гг., явилось то, что они затронули сферу валютных или фондовых ценностей, но не сектора реальной экономики. Эксперты отмечают, что на протяжении XX в. каждый кризис (1929-1932 гг. и 1973-1974 гг.) сопровождался обесцениванием инвестиций - рос спрос на ликвидные активы и падал на капитальные. Здесь можно выделить несколько тенденций. Первая тенденция - разнонаправленное движение динамики цен на основные категории инвестиционных товаров. Другой тенденцией стала утрата связи ценовых колебаний между различными видами инвестиционных активов. Третьей тенденцией является устойчивость западных экономик в условиях скачков цен на энергоносители.

Все это говорит о следующем: экономики развитых стран стали более устойчивы к воздействию извне в силу внедрения технологических новшеств, например, к колебаниям цен на рынках энергоносителей, переход инвесторов к селективной политике, когда предельно допустимый уровень снижения биржевых индексов не опускался ниже 6,5%.

С другой стороны, нельзя не признать, что наряду

5 См.: Туган-БарановскийМ. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на хозяйственную жизнь. СПб., 1984. С. 370; Он же. Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности // Юридический вестник. 1890. № 10. С. 24.; Он же. Основы политической экономии. 4-е изд. Петроград, 1917. С. 50; Рубинштейн А. Группы и их интересы: приглашение к дискуссии // Вопросы экономики. 2006. № 11. С. 79-94.

6 См.: Инновационный путь развития для новой экономики / Рецензенты: академик Д. С. Львов, академик В. И. Маевский, д-р экон. наук А. Я Лившиц.

М.: Наука, 2005. С. 343.

7 См.: Полтерович В., Попов В. Экономическая теория экономической политики // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 6-10.

8 См.: Сакс Дж. Экономические реформы в новых рыночных условиях // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1. С. 14-15.

с мировыми кризисами, связанными с урегулированием рыночных механизмов, имеются примеры кризисов, связанных с государственным вмешательством. Существует мнение, что государственное вмешательство ухудшает положение вследствие инициирования процессов присвоения ренты, отсутствия информации для принятия решений. Кроме того, существует экспертное мнение, что либерализация рынков, снижение налогов и тарифов, ослабление государственного контроля могут приводить как к положительным, так и отрицательным результатам, в зависимости от стадии развития государства9.

Глобализация мировых рынков, переход общества от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, изменения в научно-техническом прогрессе потребовали серьезной перестройки инвестиционной политики промышленно развитых стран в следующих направлениях:

- мобилизация транснациональных капиталов в условиях перехода от устаревших технологий к новым технологиям, основанным на информатизации и новых видах средств связи, поиске форм и способов их интеграции;

- поиск и внедрение капиталосберегающих технологий, которые обеспечивают повышение эффективности производства;

- инвестирование базовых направлений роста эффективности энергопотребления путем оснащения производства энергосберегающими технологиями и техникой.

На наш взгляд, в этом отношении показателен выбор стратегии экономического развития Китая. Не отвергая ни одну из моделей, он нашел свою - стратегию прибрежного развития. Правительство тщательно рассчитало, какие должны быть налоговые преференции, инфраструктура, внутренние трансформации. Это позволило стране, начиная с 1978 г., удваивать доход на душу населения каждые десять лет. Главным в этой стратегии было формирование экспортно-ориентированных отраслей в прибрежных районах, а Шанхай стал зоной прямых иностранных инвестиций. Государственное регулирование рынка и стимулирование иностранных инвестиций привели Китай к среднегодовому росту ВНП 7-9%, увеличению потребительского рынка в 15 раз, среднегодовому объему прироста розничных продаж потребительских товаров на 18-20%.

На первых стадиях своего развития Китай, Япония, Корея в последние годы активно использовали программы прямого кредитования приоритетных отраслей промышленности. В настоящее время эти страны достигли наиболее высоких темпов экономического роста. Для сравнения следует отметить, что на Филиппинах, где финансовая система существенно либерализована и сфера прямой государственной поддержки финансовыми ресурсами крайне ограничена, процесс

развития экономики менее успешен.

Интересен тот факт, что в Корее крупнейшие инвестиционные проекты не редко принимались вопреки рекомендациям МВФ и МБРР. В промышленности Китая в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования, который предоставил предприятиям возможность производить продукцию вне рамок плана. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше цен, установленных государством. Все это способствовало оживлению в инвестиционной сфере и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства.

Обращают на себя внимание меры, принятые правительством Японии по поддержке развития национальной экономики, благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению на мировых рынках цен на сырье и топливо. Такой подход позволил Японии избежать кризисов и обеспечить динамичное развитие экономики.

В последние годы XX столетия в Японии были разработаны и в значительной степени реализованы шесть крупных проектов стимулирования ускорения развития экономики, прежде всего, за счет увеличения инвестиционной активности в реальном секторе. Основой практической реализации этих проектов явились прямые инвестиции и правительственные кредиты.

Японская модель государственной инвестиционной политики основана на отношениях партнерства между государством и инвесторами. При этом государство осуществляет финансирование частных инвестиционных проектов, используя контроль над банковской системой, стимулирует и мобилизует инвестиционные ресурсы, активно использует систему льготного кредитования промышленных корпораций в обмен на четкое выполнение корпорациями принятых на себя обязательств.

Как показало настоящее исследование, сочетание элементов американской и японской моделей присуще тайваньской модели инвестиционной политики. Основная задача государства - поддержка промышленных фирм, работающих на экспорт. При этом критериями централизованной поддержки являются ориентация проектов на стимулирование расширения внутреннего спроса, содействие структурным реформам в национальной экономике, стимулирование целевого импорта и иностранных инвестиций в японскую экономику, а также вложение средств в развитие перспективных технологий и производств. По оценкам западных аналитиков, реализация указанного пакета мер привела к росту внутреннего спроса на 6,9 трлн. иен (около 66 млрд. долл.), что выразилось в количественном увеличении объема ВВП на 1,3% .

9 См.: Polterovich V., Popov V Accumulation of Foreign Exchange Reserves and Long Term Economic Growth. 2002. URL: http: // www.nes.ru/ (дата обращения: 19.09.2011).

В целом законодательные и экономические стимулы в инвестиционной политике стран Запада способствовали подъему депрессивных отраслей, многофункциональному развитию территорий, реконструкции и модернизации крупных производств, решению социально-экономических и экологических проблем.

Рост экономики отмечается и в арабских государствах, несмотря на кризис. Как отмечается в докладе ООН World Economic Situation and Prospects 2010, прирост ВВП в большинстве арабских стран в 2010 г. составил в среднем 3,6 %-6%. Этот факт связан с удорожанием нефти. Спад за время кризиса в западноазиатском регионе составил 1%.

Рекордные темпы экономического роста продемонстрировал Сингапур: за I половину 2010 г. ВВП города-государства вырос на 18,1%, что стало самым высоким показателем за все время. Среди ключевых изменений, проистекающих из бюджета на 2010 г., -меры по стимулированию инвестиций путем введения в действие схемы налогового кредита для стимулирования фирм, совершающих инвестиции, и для повышения производительности и инноваций.

Экономика Сингапура по сравнению с I кварталом 2009 г. выросла на 15,5%. Такой показатель достигнут за счет увеличения выпуска экспортной продукции. Эксперты ( Bloomberg) прогнозировали рост лишь на 13,7%; средний годовой прирост ВВП Сингапура с 1975 г. составляет 7% (данные MoneyWeek). На конец января 2010 г. на Сингапурской бирже торговались бумаги 774 компаний с общей капитализацией в 650 млрд. долл.

Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что в мировой экономике позиции государств определяются новыми условиями конкуренции, их возможностями генерировать знания и превращать эти знания в инновационные продукты. При расчете индексов мировой конкурентоспособности учитывается такой показатель, как индекс растущей конкурентоспособности. Он оценивает способность национальной экономики обеспечить стабильный экономический рост в среднесрочной перспективе.

В процессе проведения социально-экономических преобразований, направленных на создание условий для устойчивого экономического роста, ключевая роль должна отводиться инновационной деятельности. Инвестиционный процесс как катализатор функционирования экономической системы и роста экономики определяет уровень технологической основы и эффективности материального производства.

Одним из первых поднял вопрос о роли инноваций в экономическом развитии Й. Шумпетер. К инновациям он относил первое внедрение изобретения в эконо-

мику. В работах Дж. Хикса, Дж. Робинсона и др. большое внимание уделялось классификации инноваций в зависимости от влияния факторов производства. Под инновациями понимались технологические изменения в производственном процессе, ведущие к снижению издержек производства10.

Нововведения, по мнению Й. Шумпетера, выводят систему из равновесия и приводят ее к буму в сфере капиталовложений. Фаза подъема далее сопровождается рецессией и затем снова возврат к равновесному состоянию за счет бума нововведений11.

В этой связи сошлемся на мнение одного из лучших теоретиков менеджмента П. Друкера, который в книге «Инновации и предпринимательство. Практика и принципы» подчеркивал, что экономические достижения Японии, прежде всего, лежат в сфере социальных инноваций (образование, трудовые отношения и

др)12.

Согласно официальной статистике только 5% результатов НИОКР в России используется в промышленном производстве, в то время как в США около 70%. Государственное финансирование нанотехнологий в мире достигло 5 млрд. долл. и столько же примерно выделяет бизнес. В период с 1997 по 2004 гг. финансирование наноразработок в США увеличилось более чем в 10 раз и составило 1,6 млрд. долл., в ЕС -также более чем в 10 раз - до 1,3 млрд. долл.13.

Как известно, этап индустриальной экономики базировался на традиционных источниках роста - эффективном использовании материальных ресурсов, расширенном воспроизводстве, поддержании платежеспособного спроса. Результаты проведенного исследования дают основания сделать вывод, что для перехода к модели инвестиционно-инновационного роста необходимо, чтобы нормы накопления с 22,3% повысились до 26%. А при выборе модели инновационного развития экономики, для начала целесообразно выявить приоритетные направления государственных инвестиций, определить, на каком базисе будет развиваться экономика.

10 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Перевод с англ. Вступительная статья и общ. ред. И. М . Осадчей. М.: Прогресс, 1986. С. 473.

11 Сорокин Д. Е. Вызовы нового века и стратегический ответ России. М.: Институт экономики РАН, 2001. № 11. с. 51.

12 Drucker Peter Ferdinand. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. С. 432.

13 URL: http://www.perst@isssph.kiae.ru (дата обращения: 20.09.2011).

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационный путь развития для новой экономики / рецензенты: акад. Д. С. Львов, акад. В. И. Маев-ский, д-р экон. наук А. Я Лившиц. - М. : Наука, 2005. - 343 с.

2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / перевод с англ. Н. Н. Любимова. - М. : Изд-во «Иностранная литература», 1948. - c. 103-125.

3. Полтерович В., Попов В. Экономическая теория экономической политики // Вопросы экономики. - 2006.

- № 7. - С. 6-10.

4. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Перевод с англ., вступ. ст. и общ. ред. И. М. Осадчей. - М. : Прогресс, 1986. - 473 c.

5 Рубинштейн А. «Группы и их интересы»: приглашение к дискуссии // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. - С. 79-94.

6. Соколовский В. В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественных монополий. - М. : ИЭ РАН, 2001. - 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сорокин Д. Е. Вызовы нового века и стратегический ответ России. - М. : Институт экономики РАН, 2001.

- № 11. - 51 c.

8. Сакс Дж. Экономические реформы в новых рыночных условиях // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 1. - С. 14-15.

9. Туган-Барановский М. И. Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности // Юридический вестник. - 1890. - № 10. - С. 24.

10. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. - 4-е. изд. - Петроград, 1917. - С. 50.

11. Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на хозяйственную жизнь. - СПб., 1984. - 370 с.

12. Drucker P F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. - М. : Вильямс, 2007. - 432 c.

13. Kydland F., Prescott E. Rules rather than discretion: The inconsistency of optimal plan // Journal of Political Economy. - 1977. - V. 85. - Р 473-490.

14. KydlandF., PrescottE. Time to build and aggregate fluctuations // Econometrica. 1982. V. 50. Р. 1345-1371.

15. Polterovich V., Popov V. Accumulation of Foreign Exchange Reserves and Long Term Economic Growth. 2002. URL: http: // www.nes.ru/ (дата обращения: 19.09.2011).

16. Robert E., Lucas Jr. Studies in Business-Cycle Theory («Исследования по теории делового цикла»). - MIT Press, 1981. - С. 48-87. ISBN 0-262-62044-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.