Международные финансы
Удк 339.72.053
тенденции развития платежного баланса и международной инвестиционной позиции
стран БРик*
Е. М. ПЕТРИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен E-mail: [email protected] Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова
В статье рассматриваются тенденции развития показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции стран БРИК до и после последнего мирового финансово-экономического кризиса. На примере экономик стран БРИК доказано, что эффективная внешнеэкономическая политика государства, направленная на наращивание и эффективное использование накопленных международных запасов, на сдерживание инфляции, на стимулирование спроса внутри экономики и на наращивание капитальных расходов бюджета, создает хорошие предпосылки для увеличения благосостояния граждан, притока инвестиций в страну и роста внутренней экономики. Сделаны выводы о том, что именно данные инструменты экономической политики позволят оправиться от глобального кризиса, а страны БРИК, их учреждающие, использующие и совершенствующие, будут занимать ведущие позиции в мировой экономике.
Ключевые слова: платежный баланс, международная инвестиционная позиция, страны БРИК, БРИКС, анализ тенденций, инструменты экономической политики.
В связи с необходимостью оценки и анализа эффективности предпринимаемых мер правительствами разных государств по выходу национальных экономик из кризиса возникла необходимость
* Статья подготовлена при государственной финансовой поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс МК-2011) — грант Президента РФ (МК-2393.2011.6).
выявления наиболее действенных инструментов антикризисного регулирования экономики. Определение данных инструментов позволит не только оправиться от глобального кризиса, но и совершенствовать механизмы экономической политики государства в будущем, создавать благоприятные условия развития экономики и повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике.
Проблема удержания достигнутых рубежей макроэкономической стабилизации и снижения торможения экономического роста из-за кризисных явлений в мировой экономике и падения мировых цен на сырьевых рынках приобрела большую актуальность в посткризисный период для большинства развивающихся стран. Серьезные надежды по выходу глобальной экономики из сложившейся ситуации мировая общественность возлагает на страны БРИК1. По мнению ряда экономистов, динамика ВВП стран БРИК будет определяющим фактором для изменений мирового ВВП в 2010—2012 гг., именно от этих четырех государств будет зависеть рост мировой экономики и именно данная четверка стран поможет оправиться мировой экономике от глобального кризиса. Более того, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им транс-
1 Устоявшаяся аббревиатура от названия четырех быстро развивающихся стран мира: Бразилии, России, Индии и Китай (Brazil, Russia, India, China).
формировать экономический рост в политическое влияние, что приведет к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «Большой семерки» (G7 — Group of Seven).
Сокращение «БРИК» было впервые предложено компанией «Голдман-Сакс» (Goldman Sachs Group) в ноябре 2001г.2. В данном документе отмечалось, что к 2050 г. (в случае сохранения темпов развития всей мировой экономики на уровне 2000 г.) суммарно экономики четырех стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай) по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира, входящих в «золотой миллиард» (G7). Было отмечено, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия (соя, железная руда) и Россия (нефть, природный газ) станут доминирующими поставщиками сырья. Именно данные положительные тенденции позволили объединять рассматриваемые страны с точки зрения темпов экономического развития в единый блок под названием БРИК.
Члены группы стран БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
— Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
— Россия — имеет крупнейшие запасы природ-но-минеральных ресурсов;
— Индия — обладает дешевыми интеллектуальными ресурсами;
— Китай — обладает дешевыми трудовыми ресурсами.
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики стран БРИК и которыми обусловлены высокие темпы экономического развития данных стран. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, имеют 40 % мирового населения, их объединенный ВВП (по ППС) составляет более 15 трлн долл. Эти четыре страны входят в состав самых больших и наиболее быстро формирующихся рынков.
С 2011 г. к группе стран БРИК присоединится Южно-Африканская Республика3 (Republic of South Africa), и группа получит наименование БРИКС.
В условиях кризиса эффективность экономической политики государства заключается прежде
2 Wilson D., Purushothaman R. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // Global Economic Economics Paper. № 99, October 01, 2003. Goldman Sachs Group.
3 Южная Африка обладает богатейшими запасами алмазов, золота, платины.
всего в сохранении благосостояния граждан, сдерживании оттока инвестиций из страны и стимулировании роста экономики за счет расширения спроса внутри экономики. Вопросы эффективности экономической политики государства, проверка работоспособности инструментов внешнего и внутреннего регулирования экономики и долгосрочный эффект для экономики от регулирования, а также степень влияния регулирования на уровень благосостояния населения оцениваются, как правило, историками впоследствии (уже после проведения реформ). Время, как говорится, само все расставит на свои места. Однако и в настоящее время имеется возможность проанализировать и оценить действенность проводимых антикризисных мероприятий.
Необходимо напомнить, что инструментом анализа, посредством которого возможно не только сравнивать, но и прогнозировать темпы экономического развития стран (в том числе БРИКС), является макроэкономическая статистика, содержащаяся в отчетах о внешнеэкономической деятельности стран и характеризующая реальное состояние их экономик. Такими отчетами являются платежный баланс и международная инвестиционная позиция стран. В платежном балансе содержится статистика по экспорту, импорту товаров и услуг, внешним заимствованиям, иностранным инвестициям и международным резервам за определенный период времени. Международная инвестиционная позиция стран показывает накопленные объемы внешних финансовых активов и обязательств этих стран на определенный момент времени [1].
Рассмотрим тенденции показателей платежного баланса и международного поведения стран группы БРИК до и после кризиса.
До кризиса 2008 г. платежные балансы у всех стран БРИК демонстрировали устойчивый рост и имели положительное сальдо (рис. 1). Сальдо платежного баланса Бразилии выросло в 39 раз (с 2 млрд долл. в 2000 г. до 87 млрд долл. в 2007 г.). В России наблюдался невысокий рост сальдо платежного баланса, всего в 9 раз (с 16 млрд долл. в 2000 г. до 150 млрд долл. в 2007 г.), в Индии — в 15 раз (с 6 млрд долл. в 2000 г. до 87 млрд долл. в 2007 г.), в Китае наблюдался самый мощный рост сальдо, в 43 раза (с 11 млрд долл. в 2000 г. до 461 млрд долл. в 2007 г.).
Однако кризис отрицательно повлиял на возможность стран зарабатывать за пределами страны и вывозить из страны большее количество товаров, работ, услуг, капиталов, чем ввозить в страну В итоге практически у всех стран БРИК сальдо платежного баланса снизились до рекордных величин, за ис-
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2009 | I Сч ег текущих операций
| < Сч ет оп ераций с капиталом и фи нансовыми инструментами -Са/1ЬДО платежного баланса
а
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2009 | I Сч ет текущих операций
1 Сч ет оп ераций с капиталом н фи нансовыми инструментами -Са/1ЬДО платежного баланса
2000
2001 2002 2003 2004 2005 2006 з Сч ет текущих операций
2007 2003 2009
I СЧ ет оп ераций с капиталом и фи нансовыми инструментами Сальдо платежного баланса
-100
2001 2002 2003 2004 ^ Сч ет текущих операций
2005 2006 2007 2003 2009
Сч ет опер аци й с кап итало м и фи н ан со вым и и н струм ентам и Сальдо платежного баланса
рис. 1. Показатели платежного баланса стран БРИК в 2000—2009 гг., млрд долл. [2]: а — Бразилия; б — Россия; в — Индия; г — Китай
в
г
ключением Китая (у которого небольшое снижение произошло через год после кризиса). В Бразилии и Индии сальдо оставалось положительным и упало до уровня начала 2000-х гг. Россия — единственная страна среди стран БРИК, у которой образовался дефицит платежного баланса в размере около 39 млрд долл. Однако в посткризисный период времени все страны БРИК усилили свои позиции в мировой экономике, что положительно повлияло на их платежный баланс.
Рассмотрим структуру формирования сальдо по счету текущих и капитальных операций платежного баланса каждой из стран БРИК.
В 1990-х гг. динамика счета текущих операций стран БРИК имела разнонаправленные векторы. Россия и Китай имели положительную динамику счета текущих операций платежного баланса. В
России наименьшее сальдо сложилось в кризисный 1998 г., составив, несмотря на плохую конъюнктуру на мировых сырьевых рынках, положительную величину в размере 0,66 млрд долл. В Китае значительный «провал» текущего счета сложился в 1995 г., составив всего 1,6 млрд долл., но заданный темп развития экономики КНР позволил пройти кризис 1997—1998 гг. на фазе «роста», положительное сальдо счета текущих операций превышало в эти годы 33 млрд долл. в год. Бразилия и Индия, наоборот, имели отрицательный баланс счета текущих операций. В Индии самый сильный «провал» также наблюдался в 1998 г. (отрицательное сальдо составило 6,9 млрд долл.), в Бразилии в этот период отрицательное сальдо составило 33,8 млрд долл.
Несмотря на все «провалы» 1990-х гг. во всех странах БРИК в начале века наблюдался рост счета
текущих операций платежного баланса (рис. 2). Однако положительный тренд сохранился и серьезно усилился до кризиса 2008 г. только в Китае и России. Передовые темпы роста показывал китайский внешний сектор: положительное сальдо торгового баланса Китая (2000 г. — 27,5 млрд долл., 2008 г. — 457,7 млрд долл.) было в 2—3 раз больше, чем аналогичное сальдо России (2000 г. — 47,3 млрд долл., 2008 г. — 102 млрд долл.). Рост счета текущих операций платежного баланса обеих стран в первую очередь был обеспечен ростом торгового баланса. В Бразилии положительная динамика сложилась, начиная с 2003 г. и вплоть до кризиса 2008 г. (2003 г. — 4,1 млрд долл., 2007 г. — 1,6 млрд долл.), а Индия, уже начиная с 2005 г. имела отрицательную динамику счета текущих операций (примерно в 10 млрд долл. каждый год).
Положительное сальдо платежного баланса Бразилии до кризиса 2008 г. было обусловлено
ростом положительного сальдо торгового баланса. Так, экспорт товаров в 2007 г. по сравнению с 2003 г. вырос в 2,7 раза, а импорт — в 2,5 раза. Как известно, экономика Бразилии характеризуется крупным и хорошо развитым сельским хозяйством, горнодобывающей промышленностью, обрабатывающей промышленностью и сферой услуг. Поэтому определяющую роль в торговом балансе страны сыграли особенности ее национальной экономики. Бразилия перестала быть страной, продающей преимущественно сырьевые товары. Хотя многие виды традиционной продукции (кофе, какао-бобы, хлопчатник, сахарный тростник, железная руда, бокситы, аппатиты и др.) продолжают фигурировать в списке важных статей бразильского экспорта, главную роль в нем стали играть готовые промышленные изделия и полуфабрикаты, на долю которых приходится порядка 65—70 % совокупного экспорта. Следует заметить, что положительное
-
1-1 г-1 1-1
1 1 1 ■
и _ у
1 _
20С0 2001 2002 200В 2004 2005 2005 2007 2038 2009
Кальдо 6ап анса услуг IС ал ьд о текущих трансф ергов • Сч ет текущих оп ераи и й
□ Сальдо доходов отинЕестиций | | Сальдо торгов ого балгнса
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2009
I Сальдо баланса услуг I Сал ь д о текущих трансф ергов ■ Сч ет текущих операций
Сал ьд о д оход ов от и нв есги ц и й Сальдо торгов ого баланса
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
I Сальдо балансауслуг I Сальдо -текущих трансфертов Сч етте ку щих опер аций
С ал ьд о дох о до в от и н ве ста ци й Сальдо торгового баланса
450 ■
т-ТТгГ Т"! п
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
IСальдо балансауслуг I Сальдо текущих трансфертов • Счеттекущих операции
I Сальдо доходов от инвестиций | Сал ьдо то ргового баланса
Рис. 2. Счет текущих операций платежного баланса стран БРИК в 2000—2009 гг., млрд долл. [2]: а — Бразилия; б — Россия; в — Индия; г — Китай
а
в
сальдо торгового баланса до кризиса покрывало отрицательные сальдо по балансу услуг и доходов, однако после кризиса ситуация ухудшилась (см. рис. 2).
Счет текущих операций России был положительным на протяжении всего рассматриваемого периода в первую очередь благодаря росту торгового баланса (более чем в 3 раза) и из-за улучшения ценовой ситуации на мировых товарных рынках. Экспорт страны вырос в 2008 г. по сравнению с 2000 г. в 4,5 раза (прежде всего за счет отраслей ТЭК), а импорт — в 6,5 раза. Наращение объемов потребления импорта и снижение объемов экспорта, улучшение баланса услуг и инвестиционных доходов привели к сокращению сальдо чистого экспорта товаров и услуг (с 13 до 1 % от ВВП), а также к уменьшению оттока капитала, что позволило нарастить спрос внутри российской экономики (с 87 до 98 % от ВВП). Рост произошел за счет увеличения конечного потребления домашних хозяйств (на 6 % ВВП) и увеличения объема инвестиций в основной капитал (на 5 % ВВП).
Сальдо счета текущих операций Индии (в отличие от остальных стран БРИК) с 2005 г. было отрицательным из-за превышения импорта над экспортом. Несмотря на то что, начиная с 2000 г. отрицательный торговый баланс Индии перекрывался за счет положительного сальдо от текущих трансфертов и экспорта услуг, значительный рост импорта и выплат по привлеченному капиталу в страну не позволил сохранить этот тренд. Так, экспорт (сельскохозяйственные товары, продукция машиностроения, драгоценные камни, хлопчатобумажные ткани и одежда, чай и т.д.) вырос в 3,6 раза в 2007 г. по сравнению с 2000 г., а импорт (нефть, машины и транспортное оборудование, пищевые растительные масла, минеральные удобрения, некоторые виды ювелирных товаров и черные металлы) — в 3,9 раза. За последние годы Индия явилась одним из самых ярких в мире примеров успешного экономического развития. Внутреннее потребление стало одним из основных «двигателей» роста производства в Индии. Рост ВВП в 2003-2004 гг. увеличился до 7 %, в 2005-2006 гг. - до 9,2 %. Однако в 2007-2008 гг. темпы роста индийской экономики снизились до уровня 8,5-6,9 % ВВП из-за сокращения потребительских расходов и роста импорта. Несмотря на бурное развитие в Индии за чертой бедности находится примерно 1/3 населения, что отражается на структуре рынка потребления. Граждане с самым низким уровнем доходов пользуются необходимыми для жизни
предметами потребления, а слои с высоким уровнем доходов достаточно быстро исчерпали емкость потребительского рынка. Стоит отметить что Индия имеет значительное положительное сальдо по счету текущих трансфертов, сопоставимое по объему с торговым балансом других стран БРИК (в 2000 г. - 14 млрд долл. и в 2009 г. - 49 млрд долл.).
Особенностью платежного баланса Китая являются его положительное сальдо и положительные темпы прироста на протяжении всего рассматриваемого периода, что является следствием государственной политики, ориентированной на стимулирование экспорта. Счет текущих операций платежного баланса Китая вырос в 2007 г. по сравнению с 2000 г. в 18,1 раза. Этот рост был обеспечен в первую очередь за счет увеличения торгового баланса: экспорт товаров в 2008 г. вырос по сравнению с 2000 г. в 5,8 раза, а импорт - в 5 раз. Однако, несмотря на столь динамичное развитие, характерная черта современной китайской экономики - это ее зависимость от внешнего рынка. По объему экспорта КНР занимает 1-е место в мире, экспорт дает 80 % валютных доходов государства, и его номенклатура насчитывает более 50 тыс. наименований (самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения). Из всех стран БРИК Китай имеет наивысшие темпы экономического роста, которые обеспечиваются главным образом за счет иностранных инвестиций. Выбранная Китаем в конце 1980-х гг. модель экономического роста основывалась на капитальных инвестициях и интенсивном расширении экспорта готовой продукции. Развитие экспортоориентированного производства привело к тому, что доля частного потребления в Китае стала замещаться чистым экспортом: внутреннее потребление в структуре ВВП в 1980-е гг. составляло 52 %, в 1990-х гг. оно снизилось до 47 % ВВП, в 2005 г. - до 37 %, а в 2008 г. составило 36 %. Также росту чистого экспорта Китая способствовало стабильно растущее положительное сальдо баланса услуг, текущих трансфертов и доходов (см. рис. 2).
В целом счету текущих операций платежных балансов стран БРИК соответствовали следующие тенденции:
- положительная динамика торгового баланса в странах БРИК до и после кризиса 2008 г. (за исключением Индии, в которой дефицит торгового баланса образовался с 2005 г.);
— в данных странах наблюдается повышение роли импорта по сравнению с экспортом;
— отрицательное сальдо баланса услуг у России и Бразилии и положительное у Китая и Индии;
— положительная динамика по счету текущих трансфертов у Индии и Китая, сопоставимая с динамикой торгового баланса остальных стран БРИК;
— отток капитала из стран БРИК (за исключением Китая) в виде процентов за использованный капитал, регистрируемый по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса этих стран.
Таким образом, перед кризисом 2008 г. каждая из стран БРИК имела достаточно сильный текущий платежный баланс.
Далее необходимо рассмотреть капитальные потоки стран БРИК.
Счет капитальных операций платежного баланса большинства стран БРИК до кризиса имел
положительное сальдо (рис. 3): Бразилия (2007 г. — 85,9 млрд долл.), Россия (2007 г. — 71 млрд долл.), Индия (2007 г. — 95,5 млрд долл.) и Китай (2007 г. — 88,8 млрд дол.). Положительный капитальный баланс стран БРИК с середины 2000-х гг. был обеспечен огромным притоком капитала (преимущественно в виде прямых и портфельных инвестиций) и ростом резервных активов стран (в 2007 г. резервы стран составили: у Бразилии — 180 млрд долл., у России — 478 млрд долл., у Индии — 275 млрд долл., у Китая — 1 547 млрд долл.).
Финансовый счет платежного баланса Бразилии с 2004 г. был положительным и увеличился в 2007 г. по сравнению с 2005 г. в 6,7 раза. Рост капитальных потоков в платежном балансе Бразилии и накопление золотовалютных резервов в первую очередь был обеспечен за счет роста фондового рынка Бразилии. Низкая процентная ставка в бразильской экономике (в 2000 г. Центральный банк этой страны понизил основные ставки процента
2Э00 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2С07 2008 2009
IГ ортф ег ь ны е инв ести ц и и IП ря л< ы е и нв есг.1 ц и и ■Финансовый и £т
Прсч не инвестиции IК ап итая ьны е трансф ерты
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
IП ортф ь ны е и нв ести ц и и IП ря м ы е и нв ести ц и и Финансовый «ег
IП рсч не инвесгиц ни IК ап итая ь ны е трансф ерты
200Э 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
IП о ртфел ьн ые и нее сто цн и ] Прямые инейстнции -Финансовый счет
Прочие инвестоции Кап итал ьн ые тр ан сферты
50 ■.........
-. Г
^^ Г Wsi
тВ-Д^и' X fT" fa M ь. an
»1 F-------I il .....1
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
i П о ртфел сн ые и нве сто ци и I Прямые и иве cm ци к - Финансовый счет
I Прочие инвестиции I К?п и тал ьн ье тр ан сферты
Рис. 3. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами стран БРИК в 2000—2009 гг., млрд долл. [2]:
а — Бразилия; б — Россия; в — Индия; г — Китай
а
в
с 45 до 15,25 %) как результат строгой денежной политики 1990-х гг. прошлого века (рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2 % против 1 000 % в 1994 г.) и ее удержания на низком уровне в начале 2000-х гг. стимулировала несоизмеримо большой приток иностранного капитала в Бразилию. Это, в свою очередь стимулировало развитие реального сектора и увеличение объема спекулятивных операций на рынке ценных бумаг. Характерной особенностью фондового рынка Бразилии до настоящего времени является его спекулятивный рост, который в несколько раз обгоняет рост реальных прибылей бразильских корпораций. Индекс фондового рынка Бразилии вырос с 2003 г. с поправкой на инфляцию более чем в 4 раза. В период кризиса 2008 г. бразильский фондовый рынок «упал» меньше, чем фондовые рынки других стран БРИК (в Бразилии он упал на 60 %, в России - на 80 %, в Индия - на 61 %, в Китае - на 72 %. Поэтому на конец 2009 г. бразильский фондовый рынок восстановился гораздо эффективнее по сравнению с рынками стран БРИК (более чем на 90 % от уровня падения). Необходимо отметить, что российский рынок восстановился в переделах 45 %, индийский -50 % (китайский рынок восстановился слабее всех рынков стран БРИК - всего на 1/3) [3].
Россия так же, как и все остальные страны БРИК, имела положительное сальдо по капитальным операциям в платежном балансе перед кризисом 2008 г. В 2006-2007 гг. наблюдался огромный приток инвестиций в страну (94,7 млрд долл.), что позволило сформировать счет операций с капиталом и финансовым инструментами положительным. Приток капитала в страну был обусловлен улучшающимся инвестиционным климатом в стране, а отток - тем, что весь рассматриваемый период как государственный (в начале 2000-х гг.), так и частный секторы российской экономики расходовали значительные валютные ресурсы на погашение долгов перед нерезидентами. Начиная с 2005 г. частному сектору удалось привлечь значительные финансовые ресурсы за счет размещения корпоративных обязательств на международном фондовом рынке и за счет привлечения денег у банков. В итоге объем внешнего долга частного сектора перед кризисом был сопоставим с золотовалютными резервами страны (600 млрд долл.). Опыт стран с развитой и развивающейся экономикой показывает, что именно частный сектор наиболее прагматично относится к валютным ресурсам и способен наиболее эффективно их использовать. Кроме того,
во II половине 2000-х гг. частный сектор становится «валютным донором» государственного сектора, что, в свою очередь, позволило государственным органам накопить значительные фонды и ускорить рост золотовалютных запасов.
Финансовый счет платежного баланса Индии на протяжении всего рассматриваемого периода имеет положительное сальдо, которое выросло в 2007 г. по сравнению с 2000 г. в 9,1 раза. Как и в остальных странах БРИК это связано в основном с притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций в страну. Приток инвестиций обусловлен тем, что промышленная политика Индии является либеральной и носит открытый характер, активно поддерживая частные инвестиции, в том числе иностранные. Несмотря на то, что Индия начала экономические преобразования почти на десять лет позже Китая, в стране набрали быстрые темпы развития компании мирового уровня в технологичных отраслях, таких как программное обеспечение, ИТ-услуги и фармацевтика. Особое внимание в Индии уделяется инфраструктурному сектору, где предпринимаются специальные меры, стимулирующие инвестиции. Индия, так же, как и Бразилия, сильно зависящая от иностранных инвестиций, почувствовала на себе падение на фондовых рынках в период кризиса, которое повлекло за собой замораживание отрасли коллективных инвестиций в стране. Хотя индийский фондовый рынок далек от совершенства, однако он реально помогает развитию частного сектора. В этой связи стоит также отметить, что правительство Индии все меньше и меньше вмешивается в экономику, в отличие от Китая, где правительство все более активно управляет экономикой.
Финансовый счет платежного баланса Китая (так же, как и счет текущих операций) был профицитным. Положительное сальдо финансового счета в первую очередь было сформировано за счет притока прямых иностранным инвестиций. Известно, что китайская экономика характеризуется высокой нормой сбережения, за счет которых обеспечивается рост инвестиций в основной капитал. На протяжении второй половины 1990-х гг. именно внутренние сбережения стали важным двигателем внутреннего спроса в китайской экономике. В новом тысячелетии наряду с внутренними сбережениями важным источником накопления капитала стали иностранные инвестиции. В 20002005 гг. приток прямых иностранных инвестиций в КНР составлял более 20 % от их общего притока в развивающиеся страны. Притоку инвестиций
в промышленное производство способствовали относительно низкий уровень заработной платы и льготные налоговые условия работы предприятий в промышленных зонах, благоприятствующие конкурентоспособности продукции на мировых рынках (в Китай переносилось трудоемкое производство из развитых и развивающихся стран, в которых уровень оплаты труда был выше, а условия для ведения бизнеса были хуже). Сочетание положительного сальдо текущих и капитальных операций в платежном балансе Китая обусловило
800
600
400 ■
200 ■ —
-200
-400
600 ■
-800
¿000 2001 2002 2001 2004 2301 2006 2007 2008
■ I Сч ет текущих операций
■ ■ Сч ет оп «раций < капиталом к фи иансовыми инструментами -Сальдо платежного бпзнсэ
2000
2001 2002 200? 2004 2005 200Б 2007 2008
Сч ет текущих операций ® Сч ет оп «раций < капиталом к фи нансовыми инструментами — Сальдо платежного бпанса
б
рис. 4. Платежный баланс США и стран ЕС в 2000-2009 гг., млрд долл. [2]: а - США; б - ЕС
быстрое увеличение его международных резервов (на конец 2008 г. резервы составили 2 149 млрд долл.), которые росли даже в условиях кризиса (на конец 2010 г. резервы составили 2 847 млрд долл.).
В целом если сравнивать совокупный объем сальдо по текущим и капитальным операциям платежного баланса стран БРИК с ведущими развитыми странами, то можно выявить некоторые закономерности. На конец 2008 г. счет текущих операций стран БРИК составлял около 500 млрд долл., в то время как американская экономика в это время показала глубоко отрицательное сальдо на уровне 700 млрд долл. В Европейском Союзе, так же, как и в США, в это время наблюдалось отрицательное сальдо в 200 млрд долл. Капитальный счет платежного баланса стран БРИК (за счет прямых инвестиций), США (за счет портфельных инвестиций) и ЕС (за счет портфельных и прочих инвестиций) перед кризисом сложился с положительным сальдо. Отрицательное сальдо США и ЕС по текущим операциям компенсировалось за счет привлечения инвестиций в страну из развивающихся стран, что стало возможным в первую очередь благодаря положительному торговому балансу развивающихся стран. На конец посткризисного 2009 г., несмотря на то, что отрицательное сальдо счета текущих операций США, ЕС и положительное сальдо стран БРИК сократилось почти в 2-2,5 раза, США и ЕС все так же продолжают импортировать промышленную продукцию, произведенную в Китае, Индии и Бразилии, а также сырье, добытое в России и Бразилии (рис. 4).
Как отмечалось ранее, данная тенденция нарастает с 2000-х гг. и стала результатом экономической политики, проводимой в этих странах. В предкризисный период стимулирование экономического роста в США происходило через поощрение потребительского спроса всеми способами, в том числе через покупку жилья на основе кредитов даже ненадежным заемщикам. Перегрев финансовой системы США поддерживался большим притоком капитала из развивающихся стран (о чем свидетельствует положительный капитальный счет платежного баланса США), низкими процентными ставками ФРС США и быстрым ростом малонадежных деривативов. Из-за боязни
а
инфляции в условиях избыточной ликвидности ФРС повысила процентную ставку с 1 % годовых в 2004 г. до 5,25 % к середине 2006 г Это привело к неплатежам по закладным, массовым продажам невыкупленных домов, что, в свою очередь, стимулировало снижение цен на жилье и привело к обесценению закладных, под которые выдавались кредиты (на их основе затем были выпущены ипотечные облигации американскими финансовыми институтами).
В результате ипотечные облигации стали обесцениваться, рынок ипотечных облигаций летом 2007 г. начал рушиться, а вслед за ним начали обесцениваться активы банков и фондов в США и во всем мире, имевших в своих портфелях подобные американские облигации. Уже в 2008 г. обанкротился инвестиционный банк Lehman Brothers, а банки Bear Stearns и Merrill Lynch были поглощены другими банками. Это привело к резкому снижению ликвидных средств на финансовом рынке, и банки стали выдавать намного меньше кредитов. Началась цепная реакция, подтвердившая, что кризис на рынке ипотечного кредитования оказался лишь «спусковым крючком» для финансового кризиса в США, а затем и во всем мире.
В 2008 г. глобальный финансовый кризис начал демонстрировать свой разрушительный эффект по всему миру: падали фондовые рынки, рушились или выставлялись на продажу крупные финансовые институты, правительства развитых стран были вынуждены придумывать и внедрять планы спасения для своих финансовых систем. В итоге снизились объемы мировой торговли, сократился приток капиталов в экономики развивающихся стран, крупные компании и банки, понеся громадные убытки, стали избавляться от непрофильных активов в слабых экономиках, наблюдались обесценивание валюты как развитых, так и развивающихся стран, снижение кредитования банковским сектором в различных стран и т. д. Все это нашло отражение в платежных балансах стран4.
В результате кризиса общее сальдо платежного баланса всех стран БРИК (за исключением Китая) значительно снизилось в 2008 г. по сравнению с
2007 г. (сальдо Бразилии снизилось на 96,6 %, Индии — на 94,3 %, России — в 1,2 раза (см. рис. 1). Объем экспорта снизился в 2009 г. по сравнению с
2008 г.: в Китае — на 16,1 %, в Бразилии — на 22,7 %, в Индии — на 15,3 %, в России — на 35,7 %. Объем
4 Более подробно о влиянии мирового финансово-экономического кризиса на платежные балансы ведущих стран мира см. Петрикова Е. М. Влияние глобального финансового рынка на платежный баланс России и ведущих стран мира // Финансы и Кредит. № 35 (419). 2010.
импорта также снизился за этот период: в Китае -на 11,1 %, в Индии - на 15,1 %, в Бразилии - на 26,2 %, в России - на 34,3 %. Отток капитала составил в Бразилии и Индии более 60 %, в Китае - 50 %, в России - в 3 раза. Сокращение международных резервов в России и Индии составило 10 % по сравнению с предкризисным уровнем.
Сокращение объема операций в период кризиса 2008 г., отражаемых в платежных балансах стран БРИК, привело к сокращению объемов активов и обязательств в этих странах. Резкий рост цен на мировом сырьевом рынке и дешевые финансовые ресурсы на мировых финансовых рынках, что наблюдалось до кризиса 2008 г., привели к тому, что значительные доли мирового дохода перераспределились в пользу «сырьевых» стран с положительным торговым балансом (Китай, Россия, Бразилия), а эти доходы, в свою очередь, искали пути размещения на мировых рынках капитала, чем обусловили накопление международных резервов и рост обязательств стран БРИК (рис. 5, 6, 7).
В посткризисный период, несмотря на «бегство» инвесторов в самый острый кризисный период с национальных финансовых рынков стран БРИК, в Бразилии и Индии наблюдался рост обязательств, что определило наращивание отрицательного сальдо чистой международной инвестиционной позиции в этих странах. В России также наблюдалась слабая тенденция наращивания обязательств после кризиса 2008 г., однако использование международных ликвидных активов позволило сохранить положительное сальдо чистой международной инвестиционной позиции страны. Китай - единственная страна из всех стран БРИК, сократившая не только активы, но и обязательства. Это связано с тем, что в посткризисный период благодаря росту стоимости денег на мировых рынках капитала Китай начал более активно перераспределять национальные финансовые ресурсы на мировых рынках капитала, создавая вторую экономику за рубежом. Благодаря этому после кризиса КНР увеличивает доходы от инвестиций за счет реинвестирования капитала за рубеж.
Несмотря на то, что в посткризисный период развития в странах БРИК отрицательные тенденции усилились, а положительные немного ослабли, стоит все же выделить сильные характеристики, наблюдавшиеся в странах БРИК. Из Китая в период кризиса ушли прямые и портфельные инвесторы, однако, даже несмотря на эту тенденцию, Китай продемонстрировал беспрецедентный рост международных резервов в 27 % (рис. 6). В Бразилии, так же, как и в Китае, после кризиса наблюдался
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
IАктив» СШШ0бязаггельс~ва
■Частая международная инвестиционная позиция
а
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
заггельс-ва -Частая международная инвестиционная позиция
в
6000 у-----------------
5 000 -------------------
4 000 -------------------
3 000 -------------------
2 000 ---------------------
'"ллл
"О
шг
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ ■ Акта вы I I Обязательства
- Чистая международная инвестиционная позиция
-4 000 -1--
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 ■ ■ Акти вы ■■■■ О бяз аггел ьства
-Чистая м еждународная инвестиционная позиция
Рис. 5. Чистая международная инвестиционная позиция стран БРИК в 2001—2009 гг., млрд долл. [2] а — Бразилия; б — Россия; в — Индия; г — Китай
рост резервов, правда, немного скромнее, всего 7 % (рис. 6). Стоит также отметить, что бразильская экономика оказалась наиболее предпочтительнее для инвесторов среди стран БРИК, что обусловило рост прямых и портфельных обязательств этой страны после кризиса (рис. 7).
Россия не сильно выделялась из всех рассмотренных стран БРИК, даже несмотря на некоторые отрицательные характеристики, наблюдавшиеся в кризисный период. В течение длительного периода времени перед кризисом Россия была нет-то-экспортером капитала и только перед самым кризисом, с 2007 г. стала его импортером. Именно это помогло в некоторой степени сгладить последствия мирового финансового кризиса для России. Борьба за привлечение капитала в страны БРИК в посткризисный период указывает на желание этих стран использовать иностранный капитал в целях ускоренного экономического развития.
Все рассмотренные тенденции свидетельствуют о том, что экономика стран БРИК перед лицом
мирового финансового кризиса оказалась более устойчивой, чем экономики развитых государств, таких как США и Европейский Союз (см. рис. 4). Главные плюсы динамично развивающихся стран, прежде всего Бразилии, России, Индии и Китая — больший экономический рост, растущее внутреннее потребление, повышенные валютные резервы и более сильные финансовые структуры, не имеющие «зараженных» активов (как в случае с США или ЕС). Чтобы конкурировать, страны БРИК одновременно сделали упор на образование, иностранные инвестиции, внутреннее потребление и предпринимательство.
Очевидны факторы, обусловившие быстроту и глубину спада в странах БРИК после мирового финансового кризиса 2008 г.:
— зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта;
— низкий внутренний спрос и неспособность (или низкая способность) национальной промышленности его обеспечить;
г
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
49 .
36 33
| ¿3 |
2001 2002 2003 2004 2005 2000 2007 2008 2009
1 200 1 ООО 800 600 400 200
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ Пря мые инвестиции за границу □ Проч не инвестиции
□ Портфельные инвестиции
□ Рез ерв ны е акти в ы
■ Прямые инвеста ции за границу □ Прочие инвестиции
С] Портфельные инвестиции □ Резервные акта вы
2С01 2002 2003 2004 2005 20С6 2007 2008 2009
■ Г ря мы е инв ести ц и и з а грани цу □ Проч не инвестиции
■ Портф елыые .1 нв ести ц и и □ Рез ерв ны е акти в ы
4 500 4 000 3 500 3 000 2 ЬОи 2 000 1 500 1 000 500 0
■iffl.fTTl.ini
1 700 г 14У
1 06?
808
1 127
962
т
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ Прямые инвестиции за границу □ Прочие инвестиции
□ Портфельные инвестиции
□ Резервные активы
а
в
г
рис. 6. Активы стран БРИК в 2001-2009 гг., млрд долл. [2]: а - Бразилия; б - Россия; в - Индия; г - Китай
- слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег.
Именно поэтому антикризисная политика стран БРИК строилась преимущественно на поиске инструментов по преодолению негативных тенденций, повышению стабильности и стимулированию экономического развития. Как известно, существуют три классических подхода к преодолению финансовых кризисов в мировой экономике: либеральный, кейнсианский и неоклассический.
Неолиберальный подход сводится к ужесточению бюджетной дисциплины, снижению государственного и корпоративного долга, повышению ставок и уменьшению предложения ликвидности в экономике.
Кейнсианский подход включает мероприятия по увеличению доступности кредитования, «накачке» экономики деньгами, снижению ставок и наращиванию бюджетного дефицита в целях расширения денежного обращения в экономике. Главное в
этом подходе - это восстановление и поддержание экономических связей и уровня потребления на докризисном уровне и сокращение безработицы.
Неоклассический подход сочетает в себе оба предыдущих подхода.
Как правило, принципы неолиберального подхода применяют на первой стадии финансового кризиса, когда в силу появления ценовых «пузырей» разгоняется инфляция и центральные банки стран начинают бороться с ней, повышая ставки и снижая доступность кредитов. На втором этапе, используются кейнсианские принципы, когда начинается снижение цен и возникает кредитный дефицит, центральные банки снижают ставки и расширяют кредитные деньги в экономике, спасая банковский сектор. Стоит заметить, что при быстром развитии кризиса предпочтение отдается кейнсианскому подходу.
В условиях последнего мирового финансового кризиса предпочтение стран в выборе способов преодоления кризиса было отдано активной госу-
800
600
400
200
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ Прямые инвестиции в страну □ Портфельные инвестиции □ Прочие инвестиции
а
2001 2D02 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ Прямые инвестиции в стран/ О Портфельные инвестиции □ Прочее инвестиции
б
200
4 000 3 500 3 000 2 500
I 2 ООО
с
£ 1 500 ' 1000 500 0
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 IП ря г.< ы е и нв ести ц и и в страну □ П оргф ел ь ны е и нв ести ц и и □ Проч и е и нв ести ц и и
в
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ Прямые инвестиции в страну □ Портфельные инвестиции □ Прочие инвестиции
г
Рис. 7. Обязательства стран БРИК в 2001—2009 гг., млрд долл. [2]: а — Бразилия; б — Россия; в — Индия; г — Китай
дарственной помощи в виде крупных финансовых средств для поддержки проблемных секторов экономики. В этой связи правительства стран БРИК при проведении экономической политики были ориентированы на наращивание и эффективное использование накопленных в предкризисный период времени международных резервов, на сдерживание инфляции и на наращивание капитальных расходов бюджета. Именно с помощью дополнительных вливаний со стороны государства экономикам стран БРИК удалось справиться с негативными тенденциями, возникшими на волне мирового кризиса. Факт большей устойчивости экономик стран БРИК по сравнению с США и ЕС очевиден, и это обусловлено в первую очередь контролем государства за экономиками в странах БРИК.
Антикризисная политика правительства Бразилии строилась на экспансивной бюджетной политике, стимулирующей денежно-кредитной политике и сдерживающей валютной политике. Бразилия до кризиса не была сильно интегриро-
вана в мировую финансовую систему, поэтому сразу не почувствовала влияния глобального кризиса, однако ее экономика, ориентированная на экспорт сырья и материалов, оказалась не готова к обвалу мировых товарных рынков. В этой связи бюджетная политика страны включала стимулирование внутреннего потребления путем увеличения уровня оплаты труда бюджетникам, повышения доступности кредитов для бизнеса, повышения капитальных расходов бюджета на реальные проекты и снижения уровня налогообложения для бизнеса. Денежно-кредитная политика центрального банка страны была направлена на понижение уровня инфляции, а валютная политика включала постепенное накопление международных резервов и обесценение национальной денежной единицы в целях повышения конкурентоспособности бразильской продукции и бизнеса на зарубежных рынках.
Антикризисная политика правительства Индии строилась на основе социальной направленности. В ее основу был заложен основополагающий
принцип экономической стратегии, сформулированный еще до кризиса - развитие на базе роста внутреннего спроса. Как известно, доля экспорта составляет только 15 % индийской экономики, поэтому Индия не сильно пострадала от нестабильности на внешних рынках. Антикризисная программа включала комплекс мер по стимулированию спроса внутри экономики, правительство осуществляло инвестирование средств в инфраструктуру (возведение автомобильных и железных дорог, портов, линий электропередач и телекоммуникаций), в основу экономических программ индийской экономики было заложено стимулирование снижения издержек производства, создание новых продуктов, внедрение новой энерго- и ресурсосберегающей технологии и организации труда.
Антикризисная политика правительства Российской Федерации на первом этапе (20082009 гг.), несмотря на наличие модернизационной составляющей, в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциалов. На втором этапе (2009-2010 гг.) действия правительства были направлены на выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, на сохранение и развитие промышленного и технологического потенциалов, на активизацию внутреннего спроса, на развитие конкуренции и на снижение административного давления на бизнес, на повышение устойчивости российской финансовой системы.
Антикризисная политика правительства КНР была направлена на развитие внутреннего рынка и платежеспособного спроса населения в условиях неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры. В центре антикризисной политики Китая находились стимулирование внутреннего спроса как путем стимулирования частного спроса, так и путем наращивания государственных инвестиций в развитие инфраструктурных отраслей, а также повышение конкурентоспособности китайского бизнеса как на внутренних, так и на зарубежных рынках. Власти Китая при проведении антикризисной политики подчеркивали дистанцированность финансовой системы своей страны от мировой, отсутствие внешних долгов, а также то, насколько выгоден для Китая спад цен на сырье. В отличие от США и Европы Китай не предпринимал попыток «вытащить» финансовый сектор. Его антикризисная программа была нацелена на развитие инфраструктуры и повышение уровня жизни населения посредством
стимулирования потребительского спроса внутри страны. «10 приоритетных мер» антикризисной программы включали в себя следующие меры: усиление работы по защите окружающей среды, повышение заработной платы жителям городов и сел, развитие собственных инновационных производств и совершенствование соответствующих структур.
Антикризисные политики развитых стран преимущественно базировались на активной поддержке со стороны государства устойчивости экономики и финансового сектора. Антикризисная политика правительства США не является исключением и реализовывалась в двух направлениях: повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса. Данные направления сводились к выкупу неликвидных банковских активов, национализации некоторых организаций (Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG), а также к росту страхования депозитов в банках и фондах. Для этого в ноябре 2008 г. ФРС объявила о двух новых программах объемом 800 млрд долл. на поддержку ипотеки (600 млрд долл.), а также на поддержку малого бизнеса и потребительского кредитования (200 млрд долл.). Также в феврале 2009 г. по плану финансовой стабилизации объемом более 2,5 трлн долл., помимо выкупа плохих активов у банков и компаний, было выделено около 1 трлн долл. на поддержку потребительского кредита, а также на поддержку 7—9 млн семей с плохими закладными.
Европейские страны для реализации своей антикризисной программы были гораздо более ограничены в средствах. Принятая в ЕС норма, согласно которой бюджетный дефицит не должен превышать 3 % от ВВП, в условиях кризиса, конечно, нарушается, но все же заставляет их отказываться от безоглядных вливаний в банковскую и производственную сферы. В наилучшем положении здесь находятся страны, имевшие на момент наступления кризиса бездефицитный бюджет. Это прежде всего Германия, где был создан специальный фонд для стабилизации финансового рынка (SoFFin), располагающий капиталом в 500 млрд евро, а затем был принят второй антикризисный пакет в 50 млрд евро (1,5 % ВВП), рассчитанный в первую очередь на оказание социальной помощи.
Таким образом, весь комплекс антикризисных мер, предпринимаемых в рамках отдельных государств, условно можно разделить на три основных блока:
— меры по поддержке и стимулированию национальной экономики, прежде всего финансовые вливания в целях рекапитализации банковской системы и реального сектора экономики;
— меры по смягчению социальных последствий кризиса: увеличение пособий по безработице, различного рода льготы и субсидии для нуждающихся и малоимущих, включая снижение налогов, и т. п.;
— меры, ориентированные на подготовку благоприятных условий для послекризисного развития: совершенствование инфраструктуры,
стимулирование разработки энергосберегающих технологий, поиска возобновляемых источников энергии и создания экологически безопасного производства, дополнительное финансирование образования, науки, здравоохранения и т. д.
Антикризисная политика стран БРИК свидетельствует (см. таблицу), что эффективная внешнеэкономическая политика государства,
Положительные и отрицательные стороны антикризисных программ правительств стран БРИк
страна Положительные стороны Отрицательные стороны
Бразилия Страна одной из последних вошла в рецессию и одной из первых вышла из нее. Мировой кризис способствовал снижению темпов роста цен и инфляции в Бразилии с 6,4 % в 2008 г. до 4,5 % в 2009 г. Правительство проводило экспансивную бюджетную политику (снижение ставок на некоторые виды налогов и увеличение темпов затрат на финансирование текущих расходов и инвестиции из бюджета страны, повышение минимального размера оплаты труда и размера оплаты труда государственных служащих). Накопление золотовалютных резервов страны за счет того, что финансовое руководство страны стало проводить политику активной скупки долларов США на внутреннем рынке в целях сдерживания темпов укрепления бразильского реала по отношению к иностранной валюте Недостаточный доступ к кредитам для предпринимателей (даже несмотря на снижение центральным банком страны процентной ставки на 4,00 п. (с 13,75 до 8,75 % в год) и выделение правительством страны около 53 млрд долл. государственному банку BNDES для кредитования предпринимателей. Рост безработицы и социального расслоения в обществе. Значительное сокращение внешнего спроса и цен на экспортные товары на внешнем рынке, спад деловой и экономической активности, что негативно повлияло на объем закупок за рубежом
Россия Социальная поддержка населения, выполнение социальных обязательств государства перед гражданами и поддержание на стабильном уровне показателя доходов и жизни населения. Предоставление льгот и кредитов на покупку автомобилей (позволило расширить потребление внутри страны и аккумулировать в экономике сбережения населения и поддержать национальное автомобилестроение). Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциалов, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес. Повышение устойчивости национальной финансовой системы путем государственной поддержки промышленности и банковского сектора. Сокращение дефицита бюджета за счет сокращения расходов бюджета, оптимизация доходов Высокая волатильность на валютном рынке (как результат мгновенной трансформации предоставляемой государственной поддержки финансовому рынку в спекулятивный капитал). Низкий уровень ликвидности банковской системы. Рост безработицы и социального расслоения в обществе. Рост инфляции и уровня цен
Индия Движение иностранного капитала шло разнонаправленно: портфельные инвестиции быстро уходили из страны, а прямые — показали значительный рост. Снижение ставки по операциям РЕПО с 9 до 7,5 %. Постепенное понижение ставки рефинансирования (которая не превышала 6 %), целенаправленное кредитование банковской системой в первую очередь тех отраслей национального хозяйства, где велики кассовые разрывы: сельское хозяйство, розничная торговля, жилищное строительство. Активное предоставление кредитов мелким и мельчайшим предпринимателям. Установление строгого контроля за расходной частью государственного бюджета, секвестирование отдельных расходных статей, четкое бюджетное планирование, снижение налогового бремени. Инвестиции в инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, линии электропередач и др.). Стимулирование снижения издержек производства, создания новых продуктов, внедрения новой энерго- и ресурсосберегающей технологии Рост инфляции (в предкризисный период она удерживалась на относительно низком уровне в 4 % и увеличилась вдвое к концу 2008 г.). Низкий уровень ликвидности кредитной системы
Окончание таблицы
страна Положительные стороны Отрицательные стороны
Китай Выделение финансового пакета в размере 586 млрд долл. на повышение емкости внутреннего рынка, увеличение внутреннего спроса, улучшение покупательской способности населения, развитие инфраструктуры, ослабление налоговой политики, усиление социальной поддержки и создание новых рабочих мест. Реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов (особенно в области транспортных коммуникаций, энергетики и жилищного строительства). Улучшение пенсионного обеспечения, социальная поддержка населения и повышение уровня жизни населения. Предоставление налоговых льгот и кредитов на покупку автомобилей (привело к значительному росту их продаж в стране, в результате чего на фоне проблем мировой автомобильной индустрии Китай стал крупнейшим автомобильным рынком в мире) Сокращение объемов экспорта (обусловило появление избыточных производственных мощностей в целом ряде отраслей экономики). Безудержное кредитование государственных предприятий (это хорошо для развития инфраструктуры и плохо для развития промышленности). Высокий уровень безработицы, что усиливает социальную напряженность в масштабах всей страны. Вливание крупных денежных масс, сопровождающееся возросшей денежной эмиссией (оказывает сильное давление на экономику в виде увеличения инфляции)
направленная на наращивание и эффективное использование накопленных международных запасов, сдерживание инфляции, стимулирование спроса внутри экономики и наращивание капитальных расходов бюджета, создает хорошие предпосылки для увеличения благосостояния граждан, притока инвестиций в страну и роста внутренней экономики.
Список литературы
1. Петрикова Е. М. Платежный баланс России: учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова. М.: Изд-во Рос. экон. акад. 2007. С. 11.
2. Сайт Международного валютного фонда. URL: http//www.imf.org.
3. Сайт ИА РосБизнесКонсалтинг. URL: http// www.rbc.ru.