Научная статья на тему 'Восприятие Вьетнама американским обществом в период второй мировой войны и первые послевоенные годы'

Восприятие Вьетнама американским обществом в период второй мировой войны и первые послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
895
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / РУЗВЕЛЬТ / ROOSEVELT / ТРУМЭН / TRUMAN / ХО ШИ МИН / ВЬЕТМИНЬ / HO CHI MINH / THE VIET MINH / ФРАНЦУЗСКИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / THE FRENCH COLONIAL REGIME / ВЬЕТНАМЦЫ / VIETNAMESE / TRUSTEESHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьёва Тамара Альбертовна

В данной статье рассматриваются вопросы начала включения Вьетнама в орбиту американской политики президентом Ф. Рузвельтом, которая была продолжена Г. Трумэном. Внимание акцентируется на формировании образа этой страны и ее народа в американской военно-политической элите и отношении основателей ДРВ к США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Perception of Vietnam in the American Society during the Second World War and the first postwar years

This article deals with the early inclusion of Vietnam into the orbit of U. S. policy by President F. D. Roosevelt continued by H. Truman. Attention is accented on the formation of the image of this country and its people in the U. S. military and political elite and on the attitude of the DRV founders to the U. S.

Текст научной работы на тему «Восприятие Вьетнама американским обществом в период второй мировой войны и первые послевоенные годы»

Всеобщая история

УДК 94(597)

Т. А. Воробьёва

ВОСПРИЯТИЕ ВЬЕТНАМА АМЕРИКАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ*

В данной статье рассматриваются вопросы начала включения Вьетнама в орбиту американской политики президентом Ф. Рузвельтом, которая была продолжена Г. Трумэном. Внимание акцентируется на формировании образа этой страны и её народа в американской военно-политической элите и отношении основателей ДРВ к США.

This article deals with the early inclusion of Vietnam into the orbit of U. S. policy by President F. D. Roosevelt continued by H. Truman. Attention is accented on the formation of the image of this country and its people in the U. S. military and political elite and on the attitude of the DRV founders to the U. S.

Ключевые слова: опека, Рузвельт, Трумэн, Хо Ши Мин, Вьетминь, французский колониальный режим, вьетнамцы.

Keywords: trusteeship, Roosevelt, Truman, Ho Chi Minh, the Viet Minh, the French colonial regime, the Vietnamese.

Одной из центральных проблем в изучении международных отношений второй половины XX в. является история происхождения холодной войны, при этом внимание всё чаще обращается на факторы, которые прежде не учитывались. К числу таких относится, например, восприятие Вашингтоном и Москвой азиатского национализма и его влияние на американо-советские отношения в первые послевоенные годы. Как отмечает А. Богатуров, США и СССР «не вполне понимали смысл внутренних борений» в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, «усматривали социальное и классовое там, где в первую очередь стоило видеть национальное» [1]. Незнание и непонимание «другого» зачастую становилось основой конфронтационных отношений. В этом плане интерес представляет такая тема, как восприятие Вашингтоном Вьетнама на

* Статья подготовлена в рамках выполнения программы «Государственные задания высшим учебным заведениям на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов в части проведения научно-исследовательских работ» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», рук. В. Т. Юнгблюд

© Воробьёва Т. А., 2012

начальной стадии формирования американской политики в ЮВА [2]. Вспоминая об участии американцев во второй индокитайской войне (19651975), тогдашний министр обороны США Р. Мак-намара писал, что американцы не воспринимали конфликт во Вьетнаме как «национальное движение», «внутринациональную борьбу», считая, что это было «проявлением общей борьбы коммунистов за господство в Азии» [3]. Такое восприятие вьетнамских событий стало формироваться в Вашингтоне уже на ранней стадии борьбы вьетнамского народа за национальную независимость (1945-1954).

Данная проблема в отечественной историографии не была предметом пристального внимания, если не считать диссертаций А. Яковицкого или И. Коноревой [4]. Американский автор Р. Бью-хайт, касаясь отношений Вашингтона и Москвы к Индокитаю, заметил, что «у США и СССР не было стремления к сферам влияния в Индокитае. Иронией является то, что несколько лет спустя США поддержали Францию, а затем туда (т. е. во Вьетнам. - Авт.) устремился и СССР» [5].

Вьетнам, как и вся французская колония Индокитай, находился на периферии международных отношений США. Накануне войны там проживало около 100 американцев, в основном это были миссионеры. Как пишет Марк Брэдли, если Вьетнам не представлял интереса для дипломатов и бизнесменов, то туда охотно ездили журналисты, путешественники, которые и удовлетворяли интерес американского общества к французской колонии. Американцы критически воспринимали французскую политику в Индокитае, но и вьетнамцы не вызывали большого интереса: «пассивные, неэффективные люди» [6]. В орбиту американской политики, по мнению отечественных авторов, Индокитай был включен на рубеже 19491950 гг. До этого проводился курс невмешательства и нейтралитета. На наш взгляд, навряд ли можно безоговорочно согласиться с этим утверждением, так как интерес к Индокитаю в политике США проявился уже в первые годы войны. Так, в августе 1941 г., обсуждая на встрече с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем общие принципы Атлантической хартии, американский президент получил заверения от премьера, что Британия не будет предъявлять территориальных притязаний в отношении Сиама и Индокитая [7]. Индокитайский вопрос стал вторым после китайского по важности на американо-японских переговорах в Вашингтоне в 1941 г., когда Рузвельт предложил японской стороне нейтрали-

зацию Индокитая. По словам С. Того [8], неуступчивость японского правительства в этом вопросе была «причиной жесткой позиции США» и, возможно, «привела к краху переговоров» [9]. У. Черчилль также заметил, что «реакция США на оккупацию Индокитая оказалась более резкой, чем ожидал Токио» [10]. Начавшаяся война с Японией усилила геополитическое значение Вьетнама. В первые месяцы войны проблема Индокитая нашла отражение и в переговорах с французским правительством маршала Пэтэна. Вашингтон дал понять Виши [11], что США заинтересованы в сохранении Францией заморских территорий. В послании государственного секретаря, предназначенном для передачи вишистскому правительству, говорилось, что «слово "Франция" включает в себя французскую колониальную империю», но вступление в войну США ставит перед Виши вопрос о необходимости вести войну против стран «оси» на заморских территориях. Сопротивление французских властей в любой части колониальной империи получит не только моральную, но и физическую поддержку со стороны американского правительства [12]. Однако скоро верх взяли чувства неприязни к французам, которые отказались от активной борьбы против Германии и «сдали» Индокитай Японии, «ставший трамплином для завоевания остальной части ЮВА».

Вместе с тем опросы общественного мнения, проведённые в 1943 г., показали, что американцы по-прежнему слабо представляли, что происходило в Индокитае. Так, 45% респондентов не знали, что страна оккупирована японцами, 22% считали, что «французы обращались с населением довольно мило», 61% от числа опрошенных вообще не имел никакого мнения о французской колониальной политике в Индокитае и только 17% респондентов осудили политику Франции [13].

На особое восприятие Индокитая американской администрацией в годы войны влияние оказали три фактора. Во-первых, «традиционный антиколониализм Рузвельта», который был убеждён, что после войны эпоха колоний закончится [14]. Правда, «антиколониализм» американского президента не помешал ему занять осторожную позицию в отношении судеб Британской империи. Во-вторых, свою роль сыграла личная неприязнь Рузвельта к Ш. Де Голлю. По справедливому замечанию В. Юнгблюда, «личные впечатления политиков самым серьёзным образом влияют на мотивацию их решений» [15]. Как отмечает Т. Смит, «Рузвельт был неумолим в своём недоверии к Де Голлю» [16]. В-третьих, отказавшись от сопротивления фашистской Германии летом 1940 г., Франция, по мнению Вашингтона, «вышла в тираж», «французы вели себя позорно» [17].

В январе 1943 г. на заседании ОКНШ [18] Рузвельт заявил, что «у него серьёзные сомне-

ния по поводу восстановления власти французов в Индокитае» [19]. Затем вопрос о судьбе этой французской колонии был поставлен на конференциях в Касабланке, Каире и Тегеране. В Касабланке Рузвельт сделал замечание Р. Мэрфи (своему представителю в Северной Африке), который без согласования с президентом отправил письмо генералу Жиро с обещанием вернуть Франции её колонии [20]. На Каирской конференции эту проблему президент обсудил с главой Китайской республики Чан Кайши. Оба лидера пришли к взаимопониманию по поводу независимости Индокитая от Франции после войны, кроме того, Рузвельт предложил установить опеку [21]. Затем на встрече с представителями Турции и Египта он опять коснулся вопроса о возможной опеке над Индокитаем [22].

На Тегеранской конференции Рузвельт информировал И. Сталина о позиции Черчилля, который считал, что после войны Франция возродится и вновь станет великой державой, что предполагало сохранение французской империи. Президент возразил британскому премьеру: «Пройдет много лет, прежде чем это случится. Если французы думают, что союзники преподнесут им готовую Францию на блюде, то они ошибаются. Французам придется много поработать, прежде чем Франция действительно станет великой державой». При этом заметил, что «после 100 лет французского правления в Индокитае жители этой страны стали жить хуже, чем прежде» [23]. Советский руководитель согласился с Рузвельтом: «Франция не должна вернуть Индокитай и французы должны заплатить за своё преступное сотрудничество с Германией» [24]. Сталин не возражал и против предложенной в отношении Индокитая опеки сроком на 20-30 лет.

В течение 1943-1944 гг. Рузвельт не раз возвращался к индокитайской проблеме. Так, в беседе с английским послом Галифаксом в январе 1944 г. он критически высказался в адрес французских властей: «Франция доила эту страну в течение 100 лет. Народы Индокитая имеют право на что-то лучшее» [25]. В Вашингтоне понимали, что отрицательное отношение Лондона к опеке над Индокитаем связано, прежде всего, с беспокойством за судьбу Индии и Гонконга. На Ялтинской конференции в беседе со Сталиным 8 февраля Рузвельт вновь завёл речь о том, что под властью Франции «Индокитай не достиг никакого прогресса», поэтому эту колонию следует передать под опеку [26]. Однако идея международной опеки без согласия Лондона становилась чисто декларативной. Сталин, который соглашался с президентом, в это время мало интересовался такими отдалёнными странами, как Вьетнам. На пресс-конференции в феврале 1945 г. Рузвельт пошёл на уступку и предложил Франции роль

попечителя, но при условии, что она признаёт независимость Индокитая как основную цель [27].

Идея не допустить восстановления французской колониальной власти в Индокитае принадлежала Рузвельту, но в американском военно-политическом истэблишменте не все были с этим согласны. Некоторые чиновники из Госдепартамента задавались вопросом, насколько актуально при послевоенном планировании учитывать интересы Вьетнама, а не Франции [28]. Определённые расхождения в позициях проявились, когда встал вопрос об участии деголлевских военных сил в операциях на Тихоокеанском театре военных действий. В феврале 1944 г. Госдепартамент выступил с предложением о желательности использования в антияпонской борьбе в Индокитае не только французских вооружённых сил, но и гражданских, так как французы лучше знали эту страну. На это последовал ответ Рузвельта, что операция должна быть англо-американской и сопровождаться созданием международной комиссии по опеке

[29]. С. Хорнбек считал, что участие французов в военных операциях давало ряд преимуществ, хотя это не означало, что у Франции появится надежда на возвращение Индокитая. «США не ведут войну за возвращение колоний старым державам»

[30]. К. Хэлл в своей записке Рузвельту также указывал, что «хотя это и оправдано с военной точки, но может иметь политические последствия»

[31]. Такой же позиции придерживалось руководство ОКНШ [32]. Но в Госдепартаменте хотели получить более чёткие и конкретные разъяснения в отношении Французского Индокитая [33]. Комитет по проблемам безопасности исходил из того, что «восстановление Франции в качестве великой державы может стать важным фактором в послевоенной американской политике в отношениях с Россией» [34]. Определиться с азиатской политикой предлагал помощник госсекретаря А. Берл: «Либо мы на Дальнем Востоке восстанавливаем западный колониализм, либо позволим народам Азии самим освободиться, если они способны на это» [35]. Коллизия возникла в связи с тем, что Рузвельт рассматривал Индокитай как часть китайского фронта и возлагал надежды на китайские силы в освобождении французской колонии [36]. Де Голль возражал, так как французы не исключали, что Чан Кайши фактически стремился к установлению китайского влияния над регионом [37]. В ноябре 1943 г. исполняющий обязанности госсекретаря Э. Стеттиниус, касаясь вопроса об участии Китая в освобождении Вьетнама, писал Рузвельту: «Франция не права, когда утверждает, что вьетнамцы враждебно относятся к китайцам. Наоборот, они дружелюбны, к тому же в культурном отношении близки друг другу». В ответном послании президент согласился с мнением Стеттиниуса, отметив, что «французские предло-

жения недостаточно обоснованы, чтобы их можно было принять. Окончательно вопрос пусть решает ОКНШ» [38]. Этот обмен посланиями интересен тем, что он демонстрирует слабое знание политической элитой Вашингтона истории взаимоотношений Вьетнама и Китая на протяжении веков. Одновременно президент подозревал, что политика британцев в ЮВА направлена против его линии, так как англичане, в отличие от американцев, включили французов в Юго-восточноазиатское командование, главой которого был лорд Л. Маунт-бэттен. Чтобы предотвратить французское участие в освобождении Индокитая, Рузвельт предложил назначить Ведемейера координатором всех англо-американо-китайских военных операций в Индокитае, против чего возразили Черчилль и Маун-тбэттен. В конечном итоге американскому президенту пришлось согласиться на участие французов в военных операциях против японцев [39], ибо Вашингтону не нужен был «конфликт» с Лондоном из-за Индокитая. Однако, встречаясь в марте 1945 г. с П. Хэрли и Ведемейером, Рузвельт всё же посоветовал им внимательно следить за действиями англичан и французов в этом регионе [40].

Альтернативой французскому режиму во Вьетнаме стала рассматриваться Лига борьбы за независимость (Вьетминь) и её руководитель Хо Ши Мин [41]. Инициаторами установления отношений с вьетнамцами были офицеры из американского Управления стратегических служб (УСС) и его глава У. Донован [42]. Как указывают Р. Бар-нет, Г. Хесс, М. Брэдли, контакты между американскими военными и руководством Вьетминя начались в 1944 г. в Кунмине (город в Южном Китае. - Авт.), когда вьетнамцы спасли американского лётчика, сбитого японцами над Тонкином [43]. Вместе с тем руководство OSS нуждалось не только в организации спасения американских лётчиков, но и в получении разведывательной информации о ситуации во Вьетнаме в связи с тем, что разрабатывалась спецоперация. Хотя о связях американцев с Хо Ши Мином известно не так уж много, тем не менее в работах американских авторов говорится о более ранних американо-вьетнамских контактах. Так, в 1941 г. возникли отношения между Хо Ши Мином и директором бывшего ханойского офиса компании «Стандарт Ойл», в результате чего было достигнуто соглашение о поставках оружия. Правда, вьетнамцы смогли получить только часть, так как этому воспрепятствовали гоминьдановские власти Южного Китая, не заинтересованные в усилении вьетнамской коммунистической группировки [44]. Американцы в основном имели дело с вьетнамскими эмигрантами в Южном Китае и в течение 1942 и 1943 гг. оказывали помощь оружием различным группировкам, в том числе и Вьетминю [45]. В августе 1943 г. к американскому консулу

в Кунмине У. Лэнгдону обратился один из лидеров Вьетминя - Фам Вьет Ту с предложением признать независимость Вьетнама, дать оружие и направить советников для организации антияпонской борьбы вьетнамцев [46]. Просьба была отклонена. Позже, в сентябре 1944 г., когда Фам снова поставил эти вопросы, консул отказался обсуждать политические проблемы, при этом заявил, что американо-французские отношения имеют давнюю традицию и Франция - демократическая страна, на что вьетнамец возразил, что «это не относится к Вьетнаму», так как «никакой демократии в Индокитае не было» [47].

Программа Вьетминя в годы войны сводилась к борьбе против японцев и французов при сотрудничестве со странами антигитлеровской коалиции. Для установления связи с союзниками Хо Ши Мин в 1942 г. отправился в Южный Китай, но был арестован гоминьдановскими властями и выпущен только в 1944 г. [48] Американский посол в Чунцине К. Гаусс информацию о Вьетмине получал через французских или китайских осведомителей, в результате донесения в Вашингтон пестрели такими оценками вьетнамцев, как «не имеют организационных способностей, неинициативны, не в состоянии создать эффективную организацию» [49]. В то же время офицеры УСС, непосредственно контактировавшие с Вьетминем в Тонкине, были «довольны качеством поставляемой информации и организаторскими способностями». Руководство УСС даже направило в Белый дом запрос с предложением оказать Вьетминю помощь оружием, однако Рузвельт советовал ничего не предпринимать в отношении различных вьетнамских групп сопротивления до выяснения ситуации [50]. Кроме того, он исключал участие американцев в любых военных усилиях по освобождению Индокитая, объясняя это тем, что все ресурсы следует сосредоточить в Тихоокеанском регионе [51]. В январе 1945 г. в послании госсекретарю президент сообщал, что он «не хотел бы сейчас впутываться в любое решение индокитайской проблемы, это сделать надо после войны» [52].

Во Вьетнаме национально-патриотические силы надеялись, что основную роль в освобождении Индокитая сыграют американцы. Президент Рузвельт и Хо Ши Мин были едины в своем желании покончить с французским колониальным господством, но понимали это по-разному. Вьетнамский лидер был убежден в том, что США поддержат его борьбу за независимость, в то время как для американского президента важнее было не позволить французам, которые так плохо управляли своей колонией, восстановить свои права, чем вьетнамская независимость [53].

Вопрос об окончательном послевоенном статусе Индокитая Рузвельтом так и не был решён. Вме-

сте с тем в столице Франции уже находилось правительство Де Голля, который в беседе с американским послом Д. Кэффери поставил вопрос по поводу американской позиции в отношении участия французских войск в военных операциях в Индокитае. Генерал недоумевал, почему в Вашингтоне выступали против этого [54]. Однако он лукавил, так как понимал, что Франция сохранит свою колонию, только «если там прольётся французская кровь» [55]. Кроме того, глава французского правительства дал понять, что в послевоенной Европе США будут нуждаться в поддержке Франции, чтобы противостоять русскому влиянию. «Мы не хотим попадать в объятия русских, но я надеюсь, что вы не толкнёте нас к этому» [56].

После смерти Рузвельта новая администрация отказалась от политики «устранения французов из Индокитая любой ценой». Несмотря на то что идея опеки «тихо умерла», администрация Трумэна продолжала чинить препятствия французам, запрещая судам под американским флагом перевозить войска и военную технику [57]. Однако весной 1945 г. создавалось впечатление, что президента Г. Трумэна мало интересовали дела в ЮВА и он был склонен скорее к неопределённости в этом вопросе, чем к обсуждению конкретного решения. Надо учитывать, что вскоре стали появляться первые трещины в ялтинских договорённостях и европейские проблемы, наравне с ближневосточными, всё больше волновали президента. Госдепартамент также не мог определиться. В апреле 1945 г. Трумэну был направлен документ с изложением мнений различных отделов [58]. Так, чиновники из европейского отдела поставили вопрос: «Что важнее для США - вьетнамская независимость или сотрудничество с Францией?» Они считали, что «обижать» Париж из-за какого-то Индокитая не стоит, тем более что со стороны французских правительственных чиновников поступали сигналы о возможном изменении политики в Индокитае после войны. По сообщениям Кэффери должностные лица из французского министерства иностранных дел в разговорах с ним заявляли, что «лучшее средство для сохранения позиций Франции в Индокитае - это политика, которая даст определённые преимущества США и Великобритании», т. е. обеспечит американские и английские интересы в регионе [59]. Члены Комитета по международным делам, наоборот, акцентировали внимание на активном непринятии вьетнамцами французского режима и на взятых американцами обязательствах по Атлантической хартии. Поэтому, надо было «отмежеваться от европейского империализма» и признать международную опеку как наиболее целесообразный способ решения индокитайского вопроса. Рекомендации Дальневосточного отдела оказались са-

мыми радикальными: «Из всех народов Индокитая вьетнамцы самый крупный и цивилизованный народ и способен к самостоятельному управлению». Такая позиция Дальневосточного отдела неудивительна, так как он лучше других был осведомлён о ситуации во Вьетнаме. Из донесений от американцев, работавших в Южном Китае, явствовало, что Хо Ши Мин воспринимался тогда как наиболее эффективный лидер антияпонского движения в Индокитае, причём американцы видели в нём скорее националиста, чем коммуниста [60]. В одной из бесед с американцами Хо и Во Нгуен Зиап [61] сказали им: «Забудьте о коммунистическом жупеле» - и на все вопросы об их политических взглядах отвечали - «после освобождения страны» [62]. Подобную ситуацию мы обнаруживаем и в Китае, где инициаторами переговоров с руководством Китайской компартии выступили именно дипломатические работники, притом связанные с разведкой, которые китайских коммунистов тоже воспринимали как «националистов», «аграрных революционеров».

Летом 1945 г. руководство УСС планировало спецоперацию в северном Вьетнаме под кодовым названием «Олень». Курировал действия американской спецгруппы А. Петти - глава южнокитайского подразделения УСС в Кунмине. В одном из первых документов, отправленных в Вашингтон, Петти сообщал, что «Вьетминь - не коммунистическая организация, объединяет в своих рядах националистов-патриотов». Майор Э. Томас, непосредственно работавший с Хо Ши Мином и Во Нгуен Зиапом, подтверждал эти оценки. Правда, Клод Берубе [63] считает, что Томас знал о коммунистических взглядах вьетнамского лидера. Во время одной из встреч майор спросил Хо Ши Мина, правда ли, что он коммунист, на что тот ответил: «Да, но мы разве не можем быть друзьями» [64]. М. Брэдли также пишет, что «офицеры из разведки знали о коммунистических взглядах и довоенных связях Хо с Москвой, но считали, что они не представляют опасности», при этом некоторые даже утверждали, что вьетнамский лидер ««убеждённый демократ» [65]. По оценке американского исследователя У. Дуикера, Хо Ши Мин позиционировал себя как демократ и патриот, ибо был заинтересован в поддержке США, надеясь, что военная операция американцев предотвратит возвращение Индокитая Франции [66].

Вместе с тем позиция Белого дома летом 1945 г. оставалась двусмысленной. С одной стороны, Парижу дали понять, что США не против возвращения Индокитая Франции, с другой - на Потсдамской конференции, где решался вопрос о принятии капитуляции японской армии в Индокитае, Трумэн согласился на создание китайской и анг-

лийской зон оккупации, что заведомо создавало трудности для вьетнамцев в их стремлении не допустить возвращения французов, и обидел Де Гол-ля, который не был приглашён. Таким образом, Трумэн проигнорировал просьбы вьетнамцев принять участие в оккупации страны и одновременно не воспользовался предоставленным шансом, чтобы включить Индокитай в сферу американского влияния [67]. В августе 1945 г. состоялся визит Де Голля в Вашингтон. В разговоре с ним президент призвал французского лидера либерализовать политику во Вьетнаме и сделать решительный шаг на пути признания независимости [68]. Создавалось впечатление, что в Белом доме не проявляли интереса к определению места Индокитая в послевоенной стратегии США. В то же время руководство УСС, оценив пришедшее к власти после мартовского переворота правительство Бао Дая как прояпонское, стало расширять свои связи с Вьетминем [69].

В середине августа 1945 г. под руководством Вьетминя началось восстание, в результате которого власть перешла в руки народного правительства. В связи с августовскими событиями в Ханой прибыл А. Петти. Согласно инструкции он не должен был вмешиваться в политическую борьбу между вьетнамскими группировками, с одной стороны, и вьетнамо-французскими отношениями - с другой. Однако офицер УСС активно встречался с лидерами Вьетминя, которые использовали его для передачи послания Трумэну с просьбой поддержать независимость и не решать судьбу Вьетнама без участия вьетнамцев [70]. Капитуляция Японии совпала с провозглашением 2 сентября Демократической Республики Вьетнам [71]. На церемонии присутствовали офицеры УСС [72]. Они обратили внимание, что в Декларации о независимости Вьетнама была ссылка на американскую Декларацию независимости 1776 г. [73] Вьетнамцы вышли на улицы Ханоя с плакатами, на которых были фотографии Г. Трумэна, на баннерах слова «Америка поддерживает вьетнамскую независимость» [74]. Но ни одна страна в мире, в том числе и США, осенью 1945 г. не признала независимость ДРВ. Вьетнамская революция не была замечена и в СССР [75].

Справедливости ради надо признать, что в тот период американцам сложно было разобраться в той политической пестроте, которая царила в стране: в антияпонском движении участвовали различные группировки - коммунисты, антикоммунисты, националисты, деголлев-цы, прокитайские, проамериканские и антиамериканские группы, которые после окончания войны продолжили теперь уже борьбу за власть [76]. В середине сентября 1945 г. в Ханой прибыл бригадный генерал У. Галлахер, который несколько раз встречался с президентом ДРВ. Он, как и Петти, поддержал независимость Вьет-

нама во главе с Хо Ши Мином и выступил против передачи страны в управление Франции [77]. Генерал воспринимал Хо как революционера со стажем, «продукт Москвы и коммуниста», но отметил, что главный его девиз: «Независимость или смерть», смог оценить организаторские способности и харизматичность личности [78]. Через два месяца после провозглашения ДРВ появилось досье, составленное УСС на 69 видных вьетнамских деятелей. Любопытно, что «Хо Ши Мин характеризовался как самый образованный и опытный руководитель» [79]. Если непосредственно контактирующие в Ханое американцы из службы разведки позитивно относились к правительству Вьетминя, то в послании Донова-на в Белый дом оценка была более сдержанной. Отмечался «комплекс неполноценности в отношениях с европейцами», «лидеры введены в заблуждение коммунистическими идеями», кажется, что «часто не понимают смысла употребляемых слов - либерализм, демократия», «политически незрелые, легко поддаются внешнему влиянию» [80]. Высказывалось сомнение в том, что Хо Ши Мин и его команда смогут удержать власть в своих руках [81].

Параллельно в Сайгон для ознакомления с обстановкой на юге страны был направлен майор П. Дьюи [82]. В Кохинхине [83] американец столкнулся с серьёзными трудностями в отношениях с англичанами, особенно с британским генералом Д. Грейсом, который ликвидировал органы власти ДРВ и восстанавливал французскую администрацию. В донесении Дьюи сообщал: «В Кохинхине хаос, гражданская война. Мы должны убраться из ЮВА» [84].

Правительство ДРВ фактически контролировало лишь север страны, однако по-прежнему рассчитывало на помощь США в деле признания вьетнамской независимости. Используя присутствовавших в Ханое американцев, Хо Ши Мин отправил ряд писем американскому президенту и госсекретарю Бирнсу, однако напрасно ждал от них ответа, точно так же как и на послание И. Сталину [85]. В это время власти ДРВ решали вопрос о выводе гоминьдановских войск с севера, против чего Китай не возражал, так как для Чан Кайши важнее была ситуация в Маньчжурии, чем присутствие в Индокитае. В связи с этим встал вопрос о переговорах с Парижем. По мнению С. Тоннесона, главную роль в этот период стали играть франко-вьетнамские отношения, а не третьи силы в лице США или СССР [86]. Что касается Советского Союза, то с этим утверждением можно согласиться. Но в Вашингтоне внимательно следили за переговорами, о чём свидетельствуют документы за январь - март 1946 г. Особенно волновали вопросы, связанные с экономическими проблемами [87].

27 февраля 1946 г. Хо Ши Мин отправил ещё одну телеграмму президенту Г. Трумэну, в которой просил поддержать вьетнамскую независимость в соответствии с принципами Атлантической и Сан-францисской деклараций [88]. Нежелание Вашингтона признать независимость ДРВ постепенно приводило к охлаждению в отношениях вьетнамцев к американцам [89]. Можно предположить, что в Вашингтоне не хотели радикально менять свою вьетнамскую политику, так как из посылаемой УСС информации трудно было составить полное представление о том, каковы реальные позиции тех или иных задействованных во вьетнамской политике сил [90]. 6 марта 1946 г. французы подписали соглашение с правительством ДРВ, по которому Вьетнам признавался «свободным государством», но оставался в составе Французского союза [91]. Для администрации Трумэна это был своеобразный компромисс: Франция не «отказывалась» от предоставления независимости стране и одновременно восстанавливала свою власть в колонии.

Отношение Вашингтона к Вьетнаму воспринималось через призму европейских проблем, которые были приоритетными, тем более что Париж пригрозил отказаться от сотрудничества с США в реализации плана Маршалла, если безоговорочно не будет возвращён Франции Индокитай [92]. Подобное поведение Парижа госсекретарь Дин Ачесон определил как «шантаж» [93].

Начавшаяся в конце декабря 1946 г. франко-вьетнамская война внесла новые коррективы в американскую политику. Американскому послу в Париже было поручено «убедить французское правительство в самых доброжелательных чувствах к Франции» [94], в то же время в беседе с премьер-министром Рамадье Кэффери заметил, что «многие французские чиновники придерживаются колониального мировоззрения», в то время как колониализм уходит в прошлое [95]. Вашингтон пытался убедить Париж в преимуществах политики Великобритании, которая пошла на предоставление независимости Индии и Бирме, и опасался, что французская позиция в отношении ДРВ подтолкнёт её руководителей в сторону СССР. В Белом доме, зная о прокоммунистических взглядах лидеров, не исключали, что «на смену французскому колониальному режиму во Вьетнам придёт контроль из Москвы» [96]. В Госдепартаменте серьёзнее стали подозревать Хо Ши Мина в связях с Москвой, хотя пока не были полностью уверены в этом [97]. При этом исходили из того, что не было официального заявления Москвы в поддержку ДРВ, не было чистки во вьетнамской коммунистической партии подобно тем, которые проходили в восточноевропейских. По мере успешной борьбы китайских коммунистов против Чан Кайши в Вашингтоне

всё заметнее был переход от антиколониализма к антикоммунизму. В качестве альтернативы Хо Ши Мину в администрации Трумэна начали рассматривать императора Бао Дая, который с 1948 г. фактически превратился «в пешку в игре между Францией и США» [98]. В 1949 г. состоялся примечательный разговор между Д. Ачесо-ном и главой правительства независимой Индии Дж. Неру. В отличие от госсекретаря Неру видел альтернативу Бао Даю в национальном движении Хо Ши Мина, хотя и знал, что тот коммунист. Он сказал Ачесону, что «французский эксперимент с Бао Даем безнадёжен и обречен на провал. Бао Дай не считается сильной фигурой» и далее добавил: «Не надо опыт Восточной Европы распространять на азиатские страны» [99]. Идея независимости Вьетнама во главе с Бао Даем имела неоднозначное восприятие. С одной стороны, признавалось, что ставка на императора не является гарантией успеха, с другой - отсутствие поддержки уж точно означало провал [100]. В апреле 1949 г. американский консул в Ханое сообщил, что на китайско-вьетнамской границе появились отряды китайских коммунистов [101]. Хо Ши Мин, убедившись в том, что США не собираются оказывать ему поддержку, обратился к КПК и дал понять, что хотел бы встретиться со Сталиным. В феврале 1949 г. он едет в Москву, но результаты поездки в чём-то разочаровали вьетнамского лидера. Сталин был занят европейскими делами и мало знаком с тем, что происходило в Индокитае. При этом немаловажную роль играло настороженное отношение советского руководителя к лидерам национально-освободительного движения в Азии, что выз-

вало некоторое подозрение и в отношении Хо Ши Мина [102].

Победа китайской революции и приход к власти в Пекине КПК приводит к резкому повороту в индокитайской политике США. С 1949 г. сдерживание коммунизма в ЮВА становится стратегией США в холодной войне, и Вьетнам теперь представлял для американцев интерес в плане противостояния Вашингтона и Москвы в этом регионе.

Итак, вовлечение США во вьетнамскую политику и обусловленный этим рост интереса к Вьетнаму были связаны прежде всего с обстоятельствами Второй мировой войны. В годы войны Соединённые Штаты превратились в важнейший актор мировой политики и активно включились в разработку концепции послевоенного мира. Значительное место в ней заняли проблемы колониального мира. Перед Вашингтоном открылась возможность окончательно утвердить принцип «открытых дверей» в мировой экономической системе. Идеологическим обоснованием этого принципа стало признание за народами Азии права на национальную независимость. Вьетнам оказался в центре внимания президента Рузвельта, и его позиция влияла на восприятие вьетнамцев американским обществом. Однако антиколониализм Рузвельта носил абстрактный характер, и поэтому декларативные заявления Вашингтона не стали основой для принятия реальной программы освобождения вьетнамцев от французского колониального режима после войны и не способствовали лучшему пониманию вьетнамцев. В то же время критика колониальной политики Франции вызвала рост симпатий к американцам во вьетнамском обществе. Параллельно формировался новый образ вьетнамца в американском

Члены команды операции «Олень» с лидерами Вьетминя. Стоят: Р. Дефурно (второй слева), затем (слева направо) Хо Ши Мин, Т. Элисон, Во Нгуен Зиап, Г. Прюни и крайний справа П. Хогланд. Сидят (слева): Л. Фогт и А. Сквайер (фотография Р. Дефурно)

восприятии - положительно воспринималось стремление народа к независимости, его бескомпромиссная борьба с завоевателями. Использованный в статье материал свидетельствует о том, что у американцев по отношению к вьетнамцам всё же наблюдалось чувство превосходства и поверхностное знание этой страны.

Второй этап познания Вьетнама приходится на послевоенный период 1945-1949 гг. В эти годы позитивные взаимоотношения строились на общей лексике - свобода, демократия, независимость, но затем эти понятия трансформировались в разных направлениях: у ДРВ они стали связываться с Москвой, а у США - с южновьетнамским режимом. Просчётом во вьетнамской политике Вашингтона явилась неспособность американской политической элиты понять суть азиатского национализма, в основе которого лежали не коммунистические идеи, а стремление к независимости. Как показали события 1960-х гг. (период американо-вьетнамской войны), опыт взаимодействия американцев с вьетнамцами в годы Второй мировой войны и в первые послевоенные не стал импульсом к более глубокому познанию Соединёнными Штатами этого народа, его психологии, национальной специфики.

Примечания

1. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997. С. 94.

2. Bradley M. F. Imagining Vietnam and America: the making of postcolonial Vietnam, 1919-1950. The University of North Carolina Press, 2000.

3. Макнамара P. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. М., 2004. С. 64, 80.

4. Яковицкий А. А. Формирование основ политики США во Вьетнаме в 1945-1954 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2002; Он же. Начало американского вмешательства в конфликт в Индокитае (1949-1950 гг.) К вопросу о развёртывании «холодной войны» в Азии // Проблемы американистики: конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории: материалы ассоциации изучения США / отв. ред. А. С. Маныкин. М., 2011. Вып. 11. С. 199-225; Проден Е. Ю. Начало войны в Индокитае и позиция США: влияние европейского фактора (1945-1949) // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 295. С. 149-152; Конорева И. А. Индокитайский регион во внешней политике СССР (1943-1976): автореф. ... дис. д-ра ист. наук. Курск, 2009.

5. Buhite R. D. Soviet-American Relations in Asia, 1945-1954. Norman, 1981. P. 186.

6. Bradley M. F. Op. cit. Р. 45-46.

7. Smith Т. О. Churchill, America and Vietnam, 19411945. N. Y.; L., 2011. P. 12; Индокитай был французской колонией и объединял три страны - Вьетнам, Камбоджу и Лаос. Однако в дипломатической практике использовалось общее название «Индокитай». В статье в рамках термина «Индокитай» речь пойдёт о Вьетнаме.

8. Того Сигэнори, видный японский дипломат, дважды в годы войны был министром иностранных дел Японии.

9. Того Сигэнори. Воспоминания японского дипломата. М., 1996. С. 258, 289.

10. Черчилль У. Вторая мировая война: в 3 кн. Кн. 2. С. 143.

11. Виши - столица Франции после оккупации Парижа германскими войсками.

12. См.: The Secretary of State to the Ambassador in France (Leahj) // Foreign Relations of the United States (Далее - FRUS): 1942. Vol. II. Wash., 1962. P. 124; Duiker W. J. U.S. Containment Policy and the Conflict in Indochina. Stanford University Press, 1994. P. 10, 11.

13. Опрос проведён в апреле 1943 г. службой по изучению общественного мнения в Принстоне. См. Hess G. R. Franklin Roosevelt and Indochina // The Journal of American History. 1972. Vol. 59, № 2. P. 353.

14. Duiker W. J. U.S. Op. cit. P. 10; Sami Abouzahr untangles US policy towards France at the time of the Marshall Plan and the war in Indochina. URL: www.historytoday.com/.../...

15. Юнгблюд В. Т. Внешнеполитическая мысль США 1939-1945 годов. Киров, 1999. С. 37.

16. Smith Т. О. Op. cit. P. 10, 22.

17. Hess G. R. Op. cit. P. 354.

18. Объединённый Комитет Начальников Штабов (ОКНШ).

19. Hess G. R. Op. cit. P. 355.

20. FRUS. The Conferences at Washington, 1941-1942, and Casablanca, 1943. Wash., 1968. P. 514; Smith Т. О. Op. cit. P. 26. Письмо было отправлено 2 ноября 1942 г.

21. FRUS. The Conferences at Cairo and Tehran, 1943. Wash., 1961. P. 325.

22. Ibid. P. 345.

23. Roosevelt - Stalin Meeting, November 28 // FRUS. The Conferences at Cairo and Tehran, 1943. P. 485.

24. Ibid.

25. Franklin Roosevelt Memorandum to Cordell Hull, January 24, 1944 // from Major Problems in American Foreign Policy, Volume II: Since 1914, 4th edition, edited by Thomas G. Paterson and Dennis Merrill (Lexington, MA: D. C. Heath and Company, 1995). P. 189. URL: https://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/fdrch.htm

26. FRUS. 1945. Conferences at Malta and Yalta. Wash., 1955. P. 770.

27. Franklin Roosevelt on French Rule in Indochina, Press Conference, February 23, 1945. URL: https:// www.mtholyoke.edu/acad/intrel/fdrpc.htm; Franklin Roosevelt Conversation with Charles Taussig on French Rule in Indochina, March 15 // Ibid.

28. Bradley M. F. Op. cit. P. 73.

29. FRUS. 1944. The Near East, South Asia, and Africa, the Far East. Wash., 1965. Vol. V. P. 1206.

30. Smith Т. О. Op. cit. P. 37.

31. FRUS. Conference at Quebec, 1944. Wash., 1972. P. 249.

32. Ibid. P. 253.

33. FRUS. 1944. Vol. VI. P. 524.

34. См.: Smith Т. О. Op. cit. P. 108.

35. FRUS. 1943. China. P. 884; Hess G. R. Op. cit. P. 357.

36. Tonnesson St. Vietman 1946: how the war began. Berkeley and Los Angeles, 2010. P. 14.

37. FRUS. 1944. Vol. VI. Wash., 1967. P. 477, 495.

38. FRUS. 1943. China. P. 885, 886, 887.

39. Buhite R. D. Op. cit. P. 188.

40. FRUS. 1945. Vol. I. P. 916, 917; Buhite R. D. Patrick Hurley and American Foreign Policy. Ithaca, N. Y., 1973. P. 246; В августе 1945 г. Маунбэттен ска-

зал генералу Леклерку: «Если бы был жив Рузвельт, у вас не было бы никаких надежд на возвращение Индокитая, но сейчас, это, возможно, удастся устроить». См.: Верт А. Франция. 1940-1955 годы. С. 288.

41. Хо Ши Мин - руководитель вьетнамских коммунистов. В 1919 г. за его подписью было направлено письмо государственному секретарю Р. Лансингу от группы аннамских патриотов с просьбой поддержать движение за независимость народов Индокитая. См.: Duiker W. J. Op. cit. Р. 18; UCSB Case Method - 19411945 Indochina at the Crossroads. URL: soc.ucsb.edu>projects/casemethod/beamish.html; Anderson D. The Vietnam War. N. Y., 2005. P. 9.

42. OSS - Office of Strategic Services (Управление стратегических служб США).

43. Hess G. R. Op. cit. Р. 367; Barnet R. J. Intervention and Revolution: The United States in the Third World. Cleveland, 1968. P. 183; Bradley M. F. Op. cit. Р. 122.

44. Dommen A. J. The Indochina Experience of the French and the Americans: Nationalism and Communism in Cambodia, Laos and Vietnam. Bloomington, 2001. P. 73. URL: http://books.google.ru/books?id=MauWlUjuWNsC &printsec=frontcover&dq=inauthor:%22Arthur+J.+Dommen% 22&hl; Anderson D. L. The Vietnam War. N. Y., 2005. P. 11.

45. Dommen A. J. Op. cit. Р. 94.

46. Bradley M. F. Op. cit. Р. 120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Ibid. P. 121-122.

48. Некоторые американские авторы упоминают о том, что в американское посольство обратились сторонники Хо Ши Мина с просьбой оказать помощь в его освобождении. Однако посол в Чунцине К. Гаусс отнёсся к просьбе равнодушно. О роли американцев в этом деле мало что известно. См.: Berube C. G. Ho Chi Minh and the OSS. URL: historynet.com>ho-chi-minh-and-the-oss.htm; Bradley M. F. Op. cit.

49. Bradley M. F. Op. cit. P. 91, 96, 75.

50. Duiker W. J. U.S. Op. cit. Р. 14; Smith Т. O. Op. cit. Р. 126; Berube C. G. Ho Chi Minh and the OSS... Op. cit.

51. Dommen A. J. Op. cit. Р. 76.

52. FRUS. 1945. Vol. VI. Wash., 1969. P. 293.

53. Sami Abouzahr untangles US policy towards France at the time of the Marshall Plan and the war in Indochina. URL: www.historytoday.com/.../...-Велико-британия

54. FRUS. 1945. Vol. VI. Wash., 1969. Р. 300.

55. Цит. по: Duiker W. J. Op. cit. Р. 12.

56. FRUS. 1945. Vol. VI. P. 300.

57. The Pentagon Papers, Gravel Edition, Volume 1, Chapter 1, "Background to the Conflict, 1940-50". URL: www.mtholyoke.edu/acad/.../pent1.html

58. Draft Memorandum by G. H. Blakeslee, Department of the State, April 1945 Source: 851G.00/ 4-545, State Department Central Files, National Archives. // UCSB Case Method - 1941-1945 Indochina at the Crossroads // soc.ucsb.edu>projects/casemethod/ beamish.html; Duiker W. J. Op. cit. Р. 23.

59. FRUS. 1945. Vol. IV. Wash., 1968. P. 704.

60. Anderson D. The Vietnam War . Р. 12.

61. Во Нгуен Зиап - командующий вооружёнными силами Вьетминя.

62. Dommen A. J. Op. cit. Р. 97.

63. К. Берубе - преподаватель Военно-морской академии США.

64. Позже на вопросы журналистов о его отношениях с Хо Ши Мином Томас отвечал: «Я дружил с ним. мы оба преследовали одну цель - борьбу с

японцами. Не я должен был выяснять, коммунист он или нет». См.: Berube C. G. Ho Chi Minh and the OSS ... Op. cit

65. Использован материал из книги американского автора М. Брэдли. См.: Bradley M. F. Op. cit. Р. 138, 139, 141 и др.

66. См. Duiker W. J. Op. cit. Р. 31.

67. Ibid. P. 30.

68. Duiker W. J. Op. cit. Р. 36; Buhite R. D. Patrick Hurley and American Foreign Policy. Ithaca; N. Y., 1973. Р. 247.

69. Dommen A. J. Op. cit. Р. 93, 94.

70. Bradley M. F. Op. cit. Р. 126.

71. Использованная в статье американская литература не отвечает на вопрос о степени причастности к августовским событиям находящейся в Северном Вьетнаме американской разведгруппы.

72. Anderson D. The Vietnam War . Р. 12.

73. The Pentagon Papers, Gravel Edition . Op.

cit.

74. Bartholomew-Feis D. R. The OSS and Ho Chi Min. URL: nps.gov>history/history/online_books/oss/ chap9.pdf.

75. Tonnesson St. Vietnam 1946: how the war began ... Р. 22.

76. Верт А. Франция. 1940-1955. М., 1959. С. 290.

77. Barnet R. J. Intervention and Revolution . Р. 183.

78. FRUS. 1946. The Far East. Wash., 1971. P. 17; Bartholomew-Feis D. R. The OSS and Ho Chi Min . Р. 408-411; Более подробно оценки У. Галлахера о ситуации в Ханое и Вьетмине см.: United States - Vietnam Relations, 1945-1967: A Study Prepared by the Department of Defense / I. B. The Character and Power of the Viet Minh. V. 1. Vietnam and the U.S., 1940-1950: Режим доступа: en.wikisource.org>wiki/United_States_-_Vietnam...by

79. Tonnesson St. Vietman 1946: how the war began ... Р. 19.

80. Bradley M. F. Op. cit. Р. 141.

81. Ibid. P. 142; Anderson D. The Vietnam War. Р. 12.

82. Племянник экс-кандидата в президенты Т. Дьюи.

83. Кохинхина - самоназвание южного Вьетнама со столицей в Сайгоне.

84. Bartholomew-Feis D. R. The OSS and Ho Chi Min. Р. 413-414. П. Дьюи был случайно убит во время беспорядков в Сайгоне.

85. Bradley M. F. Op. cit. Р. 237; Duiker W. J. Op. cit. Р. 37.

86. Tonnesson St. Vietnam 1946: how the war began . Р. 18.

87. FRUS. 1946. Vol. VIII. Wash., 1971. P. 15-84.

88. Documents Relating to the Vietnam War. URL: https://www.mtholyoke.edu>acad/intrel/vietdec.htm

89. Bartholomew-Feis D. R. The OSS and Ho Chi Min... Р. 308.

90. А. Доммен в своей работе отрицательно оха-растеризовал роль УСС во Вьетнаме, так как информация ведомства Донована не смогла удовлетворить требования госсекретаря Дж. Грю летом 1945 г. См.: Dommen A. J. The Indochina Experience of the French and the Americans . Op. cit. Р. 166.

91. Президент ДРВ Хо Ши Мин обратился к США, Великобритании и другим странам с просьбой признать независимость страны в рамках независимости, признанной Францией в составе Французского союза: См.: FRUS. 1946. Vol. VIII. P. 36.

92. Sami Abouzahr untangles US policy towards France at the time of the Marshall Plan and the war in Indochina. URL: historytoday.com>sami-abouzahr/ tangled-web...france...

93. America"s Vietnam War in Indochina. URL: www.u-s-history.com/pages/h1888.html

94. См.: United_States-Vietnam_Relations,_1945-1967.

95. FRUS. 1947. Vol. VI. Wash., 1972. P. 73.

96. The Pentagon Papers, Gravel Edition, Volume 1.

97. United_States-Vietnam_Relations,_1945-1967...

98. Кобелев E. Бао Дай, последний император Вьетнама. Исторический очерк // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 3. С. 141; Верт А. Указ. соч. С. 383.

99. Acheson D. Present at the Creation. My years in the State Department. N. Y., 1968. P. 335.

100. См. FRUS. 1947. The Far East and Australasia (in two parts). Wash., 1975. Part. 1. P. 22, 23.

101. Ibid. P. 17.

102. Chen Jian. China's road to the Korean war. N. Y., 1994. P. 104.

УДК 94(437)«19»+94(73)

А. В. Зорин

РАЗВИТИЕ КРИЗИСА ВОКРУГ ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1933-1937 гг.

В СООБЩЕНИЯХ АМЕРИКАНСКИХ ДИПЛОМАТОВ*

В статье прослеживается развитие чехословац-ко-германского конфликта в 1933-1937 гг. на основе анализа сообщений американских дипломатов, анализируется их роль в выработке официальной позиции США.

In the article analyze evolution of the conflict between Germany and Czechoslovakia in 1933-1937 on the basis of U. S. diplomatic reports, their influence on the official policy.

Ключевые слова: история Чехословакии, внешняя политика США, Ф. Д. Рузвельт, дипломатия США.

Keywords: History of Czechoslovakia, U. S. foreign policy, F. D. Roosevelt, U. S. diplomacy.

Вступление в должность президента США Ф. Д. Рузвельта в марте 1933 г. фактически совпало с началом важных изменений в Европе, связанных с приходом к власти в Германии А. Гитлера, одной из целей которого стало расширение территории рейха за счет соседних государств, прежде всего Австрии и Чехословакии.

* Статья подготовлена в рамках выполнения программы «Государственные задания высшим учебным заведениям на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов в части проведения научно-исследовательских работ» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», рук. В. Т. Юнгблюд

© Зорин А. В., 2012

К началу 1930-х гг. Чехословацкая республика, сохранявшая приверженность демократической форме правления, в политическом и экономическом отношении являлась одним из наиболее близких для США государств Центральной и Восточной Европы. Нагнетание напряженности, происходившее по мере утверждения позиций нацистов, не могло не привлекать внимания Вашингтона и заставляло Государственный департамент обращать внимание на чехословацко-германские отношения, постепенно переходившие в стадию международного конфликта.

Уже в 1933-1934 гг. поверенный в делах США в ЧСР Д. Бентон докладывал в Госдепартамент об опасениях чехословацких политиков, высказывавшихся в связи с выходом Германии из Лиги Наций и попыткой нацистского переворота в Австрии [1]. Для ЧСР представляла опасность прежде всего возможность внутренней дестабилизации республики за счет усиления влияния нацистов на многочисленное немецкое население. Многонациональный характер Чехословакии оставался одной из главных проблем Чехословацкой республики на протяжении ее существования. К началу 1930-х гг. немцы, населявшие преимущественно приграничные территории Чехии, составляли более 22% (более 3 млн чел.) населения [2]. Эти области, являвшиеся основными промышленными районами страны, сильно пострадали во время мирового экономического кризиса, что привело к ухудшению социальных условий и росту протестных настроений. Приход к власти Гитлера, пропагандировавшего идеи воссоединения великой немецкой расы, усугубил эти тенденции.

Намереваясь разобраться в сути этой проблемы, в апреле 1934 г. госсекретарь К. Хэлл поручил Бентону собрать информацию о немецкоязычном населении Чехословакии и его отношении к нацизму и Германии [3]. Предприняв поездку по немецким областям, Бентон отметил высокую степень национализма и античешские настроения, в основе которых лежало как восприятие чехов как низшей расы, так и случаи дискриминации немцев со стороны представителей чешского административного аппарата. Сделав вывод о слабости и разобщенности немецких политических сил, он сообщил, что нацистским идеям симпатизировало около трети немцев, хотя большинство сохраняло преданность чехословацкому государству. Упомянув отдельные случаи дискриминации, американский дипломат отмечал, что с точки зрения международного права немецкое население не имело оснований для жалоб [4]. Однако проблема судетских немцев вызывала опасения как возможный дестабилизирующий фактор в Центральной Европе, способный спровоцировать серьезный конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.