восприятие в системе
межличностных отношений студентов
© т. А. прокофьева
© Е. И. Колесникова
В статье исследуется одна из детерминант социометрических предпочтений, которая является источником положительных или отрицательных взаимоотношений внутри группы — степень различий личностных ценностей студентов и особенности восприятия внешне привлекательных и непривлекательных сокурсников на этой основе.
Ключевые слова: восприятие, отношения, личностные ценности, внешняя привлекательность, социометрические предпочтения, студенты.
В науке принято выделять восприятие в качестве обособленного психического познавательного процесса, что значительно сужает границы понимания данного феномена.
На самом деле, многомерность перцептивных явлений неоспорима. Исходя из теоретических положений В. Н. Носуленко, восприятие включает и состояния индивида (установки, эмоции, внимание), и его психические образования (перцептивный опыт, умения, навыки), и свойства личности (перцептивные способности, черты характера и т. д.). Таким образом, восприятие наделяется таким свойством как голографичность или многогранность [1].
Несомненно, восприятие играет важную роль в формировании отношения к кому-либо. Действительно, за этим может стоять множество различных факторов, таких как значимость воспринимаемого объекта, прошлый опыт воспринимающего, его интересы, направленность, личностные качества [8], а так же активность [1, 8], что определяет избирательность [6] перцепции.
Восприятие включено во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира и, следовательно, обуславливается ими. Чтобы дать более глубокое определение этого феномена, его необходимо рассмотреть в системе межличностных отношений.
прокофьева татьяна Алексеевна
студентка факультета психологии самарская
гуманитарная академия
Колесникова Екатерина ивановна
кандидат психологических наук
старший преподаватель кафедры социологии, политологии и права
самарский государственный архитектурно-строительный университет
Говоря о категории «отношение» так же можно отметить многоплановость данного феномена, так как его изучают в различных отраслях психологической науки, каждая из которых наделяет это понятие различными смыслами, это касается социальной психологии, психологии общения, педагогической психологии и др. В самом общем смысле, межличностные отношения — система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [7].
В рамках отечественной психологии в современном его звучании понятие «отношение»впервые было задействовано еще в начале прошлого века и неразрывно связано с работами А. Ф. Лазурского [10], В. М. Бехтерева, В. Н. Мясищева и др. Причем отношение в их работах рассматривалось в том числе и в связи с перцептивными процессами.
Ученик А. Ф. Лазурского, последователь Ленинградской психологической школы, В. Н. Мясищев [8] в рамках теории отношений подчеркивал взаимовлияние психических процессов и отношений личности, отмечал, что изучать психические процессы такие, как память, восприятие, внимание, мышление, неправомерно в отрыве от существующей системы отношений человека. При этом указывал, что феномен отношений выступает в качестве преимущественно сознательной и основанной на опыте, психологической связи человека с различными сторонами объективной действительности, это выражается в его действиях, реакциях и переживаниях, поэтому отношения в его интерпретации приобретают статус движущей силы личности.
В условиях социальной реальности для установления непосредственного отношения между людьми, акт перцепции принимает форму общения, в результате чего появляется представление о личности воспринимаемого субъекта, его оценка и отношение к нему. Считается, что отношение в данном случае может выступать в двух формах:
1) как процесс, то есть под влиянием новых положительных впечатлений о воспринимаемом коммуниканте, отношение может изменяться в лучшую сторону;
2) как статичное образование, здесь отношение сохраняется неизменным в условиях противоречивой информации о воспринимаемом [1].
В процессе жизни люди так или иначе обнаруживают сходство или различия с другими, здесь важную роль играет Я-концепция личности, которая с одной стороны является призмой, через которую осуществляется восприятие, и одновременно матрица, на основе которой строится образ человека. По сути, важную роль в процессе перцепции играют принцип редупликации или сбор индивидуально-психологических свойств и качеств других людей на основе собственных, а так же идентификация, благодаря которой человек может обнаруживать свойства, которыми наделен сам в других. На основе всего этого возникает резонанс личностных особенностей воспринимающего и воспринимаемого — слабость резонанса (совпадение черт) становится условием оценки «такой же, как я», а существенное различие черт — «иной, чем я» [1]. Следовательно, воспринимая собеседника, человек актуализирует множество категорий, связанных между собой системой сложных отношений, причем у каждого набор таких оценок строго индивидуален и зависит от выработанной системы личностных ценностей. Поэтому в процессе общения необходимо учитывать, что каждый человек имеет свою систему ценностей, где одни наиболее приоритетны, другие менее. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Как мы видим, отношение неразрывно связано с общением, в процессе которого общающиеся фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе, расшифровывают цели и мотивы этого поведения. В итоге все эта информация принимается во внимание при формировании отношения к собеседнику [2].
Межличностные отношения могут принимать различный вид, исходя из их содержания: психофизическое отношение, праксиологическое отношение, психофизиологическое и аксиологическое, в основе которого приоритетны личностные ценности взаимодействующих людей [1].
Предположительно, на основе этих видов отношений формируется эмоциональный компонент во взаимоотношениях людей, что предопределяет взаимные социометрические предпочтения по тому или иному задаваемому критерию.
В актах непосредственного общения человеку презентируются, как внутренний мир собеседника, так и его внешность — черты лица и характера, телосложение и темперамент, пол и самоидентификация, возраст и воля, этническая принадлежность и способности, социальные роли, жизненный опыт и ценностные ориентации. Это сложнейшее органическое целое, которое в разных ситуациях и в разные моменты времени по-разному воспринимаются, сохраняя свое единство и уникальность [1]. Так, как же и на основе чего, складывается образ воспринимаемого субъекта при взаимодействии?
К настоящему времени выполнено немало исследований и накоплено огромное количество бесспорных доказательств того, что на самом деле внешность в предпочтениях людей занимает главные позиции. К этому выводу пришли В. Хаустон и Р. Булл [5], когда с помощью опытного гримера «обезобразили»свою ассистентку, «разукрасив» ее лицо шрамами, синяками и родимыми пятнами. Когда она ездила в электричках соседства с ней избегали пассажиры обоего пола. Ведь кажется, что красивые люди обладают определенными желательными качествами, что они счастливее, талантливее, успешнее и т. д.
Но так же известно, что внешняя привлекательность является субъективной характеристикой для каждого человека в отдельности, поэтому вполне возможно зависимость восприятия от степени различий по уровню личностных ценностей испытуемых.
Возникает вопрос: «Являются ли личностные ценности одной из многочисленных детерминант, которые влияют на эмоциональное состояние, а, следовательно, и на социометрические предпочтения студентов?»
Цель данной работы — установить взаимосвязь между восприятием, как некой интегральной характеристикой и сходством личностных ценностей студентов.
Объект исследования — отношения студентов в группе.
Предмет — восприятие, как многомерная характеристика, в системе отношений студентов.
Теоретическая гипотеза
Восприятие студентами друг друга связано со степенью различий их личностных ценностей.
Эмпирическая гипотеза
Чем меньше различий по уровню личностных ценностей студентов, тем чаще они выбирают друг друга, как внешне привлекательных.
Методика
В исследовании приняли участие 5 студенческих групп первого курса технического вуза, всего 102 человека. Продолжительность совместной учебной деятельности студентов (время жизни группы) на момент диагностирования составляло три месяца.
Используемые психодиагностические методики: «Тест личностных ценностей» (ТЛЦ) Л. В. Карпушина, А. В. Капцов, «Социометрия» Дж. Морено.
Для доказательства гипотез применялись статистические методы обработки данных с использованием кластерного анализа, как совокупности статистических процедур, позволяющий на основе ряда показателей, характеризующих объекты, сгруппировать их в классы (группы, кластеры), таким образом, чтобы, входящие в
один класс были более однородными, то есть сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. Так же это метод классификации объектов, суть которых заключается в поиске «расстояний»между объектами по всей совокупности характеристик [3].
Так же производилось вычисление бисериального коэффициента корреляции Пирсона, так как устанавливали взаимосвязь переменных, одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая — в интервальной.
Между всеми членами одного коллектива в ценностной сфере существуют различия, мерой которых может служить евклидовая метрика, являющаяся основой иерархического кластерного анализа. В качестве предположения нами было принято, что мерой сходства или различий в ценностной сфереявляется относительные расстояния в предметно — ценностной сфере между испытуемыми. С точки зрения синергетики, если относительное расстояние с1<0,38 это означает, что испытуемые слишком похожи, а относительное расстояние с1>0,62 — слишком отличаются.
Данный факт подтверждает исследование Е. И. Колесниковой, в котором со студентами первого курса технического вуза проводилась референтометрия. Затем по методике определения относительных расстояний между личностными ценностями студентов, взаимно выбирающих друг друга (взаимно отвергающих не было), было установлено, что в среднем оно равно 0,28. Это свидетельствует о том, что студенты могут интуитивно определять себе подобных в ценностях при относительном различии личностных ценностей в диапазоне 0,12 — 0,35 [9].
Процедура исследования
Методика «Социометрия» Дж. Морено.
В исследовании использовалась непараметрическая форма социометрической процедуры. То есть испытуемым предлагалось выбрать студентов своей группы, исходя из задания: «Выберите внешне привлекательных и выберите внешне непривлекательных», без ограничения числа выборов испытуемого. Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другому человеку группе будет равен (N-1), где N — число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Эта величина полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора.
Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу [9].
Методика «Тест личностных ценностей» [4].
Данная методика направлена на изучение структуры личностных ценностей, которая содержит шкалы жизненных сфер, включающие в себя личностные ценности, в данном исследовании изучались сфера профессии, образования, семьи и увлечений.
Достоинством ТЛЦ является наличие в нем 45 шкал лжи (15 шкал социальной желательности и степени безразличия; 15 шкал противоречивости и 15 шкал вариативности), которые повышают достоверность анализа результатов [4].
Результаты и их обсуждение
Учитывая пол испытуемых, по полученным данным диагностики методик был вычислен бисериальный коэффициент корреляции между относительными расстояниями студентов по уровню их личностных ценностей (ТЛЦ) и результатами их взаимных предпочтений (социометрия) в каждой жизненной сфере (табл. 1,
подчеркнутые результаты — это значимые коэффициенты корреляции по 1;-критерию Стьюдента).
Таблица 1
Взаимосвязь социометрических предпочтений по внешней привлекательности с общностью личностных ценностей студентов
№ группы Пол, взаимно выбравших студентов Коэффициенты ко рреляции в сферах
Профессия Образование Семья Увлечения
1 Юноши-девушки -0.64 -0.83 -0.91 -0,65
Юноши-юноши 0 -0,59 -0.94 0,94
2 Девушки-девушки -0,02 0,13 -0,25 -0,02
3 Юноши-девушки -0,98 -0.88 0,83 -0.97
4 Юноши-девушки -0.92 0,64 0.92 0.88
5 Юноши-девушки 0,53 0,27 0,66 0,59
Левушки-левушки -0.72 -0.02 0.57 -0.71
В каждой сфере прослеживаются следующие взаимосвязи: в профессии по полученным данным было вычислено среднее значение коэффициента корреляции равное -0,86. Это свидетельствует о том, что представители противоположного пола выбирают друг друга, как внешне привлекательных, при наименьших различиях в ценностях данной сферы.
Так же в сфере профессии значимый коэффициент корреляции во взаимоотношениях девушек равен -0,72 (1 = 2,07). В отношениях юношей внешняя привлекательность не связана с общностью их личностных ценностей в профессиональной сфере (г = 0).
В сфере образования установлены связи только во взаимоотношениях девушек и юношей, в среднем коэффициент корреляции равен -0,86, по аналогии со сферой профессии можно говорить о том, что студенты выбирают друг друга на основе общности личностных ценностей сферы образования.
Наиболее проблемными оказались сферы семьи и увлечений, там взаимосвязи принимают нестабильный характер, положительные и отрицательные знаки коэффициентов корреляции сменяют друг друга в разных группах. Для того чтобы уточнить результаты в этих сферах, необходимо увеличивать выборку испытуемых.
Тем не менее, в данном исследовании были подтверждены некоторые важные положения теории отношений, которые развивал В. Н. Мясищев, а так же Д. Майерс. Они утверждали, что взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений и ценностных ориентаций. Родство душ ведет к взаимной симпатии. Кроме того, люди склонны дружить с теми, кому они нравятся [5].
Объяснить механизм влияния этих факторов на наши взаимные симпатии можно при помощи простого принципа: мы любим тех, чье поведение так или иначе вознаграждает нас, или тех, кто ассоциируется у нас с вознаграждениями.
Таким образом, пословица «рыбак рыбака видит издалека» является тождественной полученным результатам исследования.
Но взаимосвязь между сходством ценностных ориентаций и восприятие друг друга, как внешне привлекательных, частично носит прямо пропорциональный характер, то есть студенты так же взаимно выбирают друг друга в случае различия личностных ценностей, в частности, это установлено в сферах семьи и увлечений, что вполне может свидетельствовать о наличии двух различных типах взаимоотношений между людьми.
Как утверждает социолог Р. Уинч, по мере того как отношения развиваются, может возникнуть эффект «дополнения» (противоположности притягиваются), то есть общительные выбирают любителей уединения, любители новизны — тех, кто не любит никаких перемен, склонные к риску — исключительно осмотрительных и т. д. Поэтому факт распределения взаимных выборов студентов по двухмодальному
закону распределения [6], может свидетельствовать о справедливости данного предположения.
На данный момент исследования, выдвигаемая теоретическая гипотеза: восприятие студентами друг друга связано со степенью различий их личностных ценностей, подтвердилась. Эмпирическая гипотеза: чем меньше различий по уровню личностных ценностей студентов, тем чаще они выбирают друг друга, как внешне привлекательных, подтвердилась только в сферах профессии и образования, так как в сферах семьи и увлечений, предположительно, обнаружен другой тип взаимоотношений между студентами.
Исходя их полученных результатов, можно ответить на вопрос, поставленный нами ранее — действительно, личностные ценности, точнее их сходство, является одной из детерминант, которая оказывает влияние на эмоциональное состояние студентов, а, соответственно, и на их предпочтения в группе, которые выражаются в восприятии сокурсников, как внешне привлекательных и непривлекательных.
Выводы
В работе приведены результаты, которые свидетельствуют о наличии обратно пропорциональной взаимосвязи между общностью личностных ценностей студентов и их взаимными предпочтениями, как внешне привлекательных, то есть студенты выбирают друг друга, в том случае, если различия в их ценностях минимальны. При этом такой вид связи стабильно проявляется в сферах профессии и образования.
В сферах семьи и увлечений наряду с обратно пропорциональной связь может принимать одновременно и прямо пропорциональный характер, что так же может свидетельствовать о существовании другого типа взаимоотношений между студентами, в которых основой для взаимных предпочтений будут являться не общность личностных ценностей испытуемых, а их различие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Барабанщиков,В. А.. Системность. Восприятие. Общение/ В. А. Барабанщиков,
B. Н. Носуленко. М. : Институт психологии РАН, 2004.
2. Бодалев,А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. М. : Москов-ский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
3. Бурлачук,Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / JI. Ф. Бурлачук,
C. М. Морозов. СПб. : Питер, 2005.
4. Карпушина,Л. В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению / JI. В. Карпушина, А. В. Капцов. Самара : Содружество, 2007.
5. Майерс,Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2007.
6. Маклаков,А. Общая психология. СПб. : Питер, 2003.
7. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
8. Мясищев,В. Н. Психология отношений. М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
9. Прокофьева, Т. А. Роль личностных ценностей в социометрических предпочтениях студентов / Т. А. Прокофьева,А. В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 122—133.
10. Психологические особенности субъективного отношения личности к природоохранным территориям, http: //bankrabot.com/work/work_31850.html.
THE PERSEPTION IN THE SYSTEM OF STUDENT'S INTERPERSONAL RELATIONS
T. A. Prokofeva E. I. Kolesnikova
The article deals with one of the different determination of sociometric preferences and it is the reason of positive or negative relationships in group that is the degree of differences student's personal values. Other words the student's perception to each other as attractive or unattractive based on similarity of their personal values.
Key words: perception, relations, personal values, attractive appearance, sociometric preferences, students.