ВОСПРИЯТИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Н.М. Старикова, аспирант кафедры живописи Московского педагогического государственного университета, (495)438-16-57
Восприятие художника — целостная структура, состоящая из трех этапов: первый — эмоциональная сфера, второй — образ-представление и третий — образ-воображение. Формирование целостного восприятия является необходимым условием подготовки активной творческой и познавательной личности.
Ключевые слова: восприятие, живопись, творчество, образ, представление, воображение.
APPREHENSION, RECEPTIVITY AND PERCEPTION OF THE ARTISY IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL AND CREATIVE PREPARATION AND TRAINING OF THE STUDENTS OF THE ARTS AND GRAPHICS FACULTIES
Starikova N.M.
Artistic perception of the artist is the complete structure of three stages: 1) emotional sphere, 2) image-representation, 3) imaginative image. The formation of the entire receptivity, susceptibility and perception of the mind of the personality.
Key words: apprehension, receptivity, perception, art, creativity, image, representation, imagination.
Становление и совершенствование живописного мастерства в системе подготовки специалистов в области изобразительного искусства — одна из актуальных проблем современного художественного образования. Исследование формирования целостного восприятия имеет большое значение для совершенствования методики обучения живописи и подготовки студентов художественно-графических факультетов и факультетов дизайна к самостоятельной творческой работе.
Исследованию восприятия посвящены труды ведущих ученых, таких как Р. Арнхейм, В.Д. Глезер, Р. Грегори. Проблема визуального восприятия изначально содержит в себе несколько аспектов, среди которых выделяются физиологический и абстрактный аспект постижения определенной идеи. Восприятие является сложным психологическим актом, посредством которого мы узнаем, усваиваем, дополняем представлениями то, что дано в ощущении. «Восприятие» определяется как способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их в образ. В.С. Кузин, научная деятельность которого была посвящена исследованию художественно-професси-ональной педагогики и психологии, отмечал особое значение процесса восприятия в художественно-творческой деятельности.
В контексте профессионально-творческой подготовки студентов художественно-графических факультетов содержание живописного художественного произведения следует рассматривать, как новое, обобщенное представление, выражающее определенную идею и эмоциональное отношение художника к действительности. Новые представления возникают в процессе психической деятельности человека, в результате
преобразования данных эмоциональных переживаний, памяти, то есть в процессе воображения.
Такие профессиональные качества, как восприятие, воображение, чувственные переживания, прошлый опыт художника и другие, в процессе творческой подготовки имеют прочную взаимосвязь. Но это только констатация факта, для нас важно определить, как соотносятся и функционируют эти психические процессы, выявить их закономерности.
В процессе профессионально-творческой подготовки нам представляется возможным рассмотреть восприятие действительности художником-живо-писцем и построить модель восприятия, состоящую из трех этапов.
Первый этап подготовки включает такие составляющие, как чувство, вдохновение, наитие, настроение. Художники, рассказывая о зарождении идейного замысла своих картин, подчеркивают, что зарождение идеи, ее развитие и, наконец, непреодолимая потребность воплощения в художественном произведении — процесс сложный и длительный, и чаще всего не одна идея, а совокупность многих впечатлений, чувственных переживаний обстоятельств окружающего мира является причиной, побудившей остановится на той или иной теме.
«...Так как под художеством нужно все же понимать познание явлений. оно познает природу, их натуру, характер и т.д. в эстетическом мировоззрении. .Бытие как материальное явление всегда в сознании преломляется в образ» [3, с. 167].
Существенным в восприятии художника является то, что познание, понимание и осмысление явлений окружающего мира связаны с предшествующим опытом и образами памяти.
На втором этапе профессионально-творческой подготовки восприятие рассматривается как образ-представление, включающий в себя данные прошлого опыта, памяти. «Если бы восприятие не опиралось на прошлый опыт, то был бы невозможен сам процесс познания, так как без соотнесения человеком воспринимаемых предметов, явлений, их частей с ранее виденными предметами, явлениями, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого», — пишет В.С. Кузин [1, с. 103]. Таким образом, качественный уровень на втором этапе процесса восприятия зависит не столько от повышенной чувствительности и эмоциональности художника, сколько от их обогащения соответствующими знаниями, благодаря которым окружающий мир воспринимается осмысленно.
На третьем этапе происходит такой процесс преобразования чувственных переживаний и образа-представления, при котором возникает принципиально новый наглядный и конкретный образ.
Умение художника варьировать цветовую гамму, видоизменять пластичность формы и другие стороны объектов в пределах реальности опирается на особенности творческого воображения. Воображение всегда характеризуется определенным отходом от действительности, но в любом случае источником воображения является объективная реальность. Таким образом, третий этап профессионально-творческой подготовки рассматривает процесс восприятия как образ-воображение.
Художники-педагоги выделяют в сфере творческой деятельности традиционные навыки и компетенции. В основе любой деятельности человека лежит совокупность знаний о мире, о себе, о других людях. Концепция образа мира, разработанная выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым, способствует пониманию механизма формирования образов. Именно образ мира, — а не отдельные чувственные впечатления — вносят вклад в формирование образа. По мнению С.Д. Смирнова, образ становится элементом знания не прямо — посредством чувственных переживаний, а под воздействием предварительного знания или действия с помощью какого-либо стимула. Первичное впечатление зависит от стимульного воздействия, заданного в ощущениях. «Субъект не просто осуществляет выбор из имеющихся в наличии стимульных воздействий, а, как правило, активно ищет их. Причем тот стимул, который ищется, уже заранее имеет определенную интерпретацию, значение и эмоционально-личностный смысл» [4, с. 136].
Образ мира художника тесно взаимосвязан со всеми рассмотренными выше этапами процесса восприятия. Мироощущение неотделимо ни от чувственных переживаний, ни от образов, возникающих в сознании художника с помощью операций мышления.
Все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы образующими, представляющими как сознательные, так и бессознательные компоненты. Ученые-педагоги отмечают, что без бессознательных компонентов невозможно творческое восприятие. В процессе профессионально-творческой подготовки студентов особый акцент следует сделать именно на этих компонентах, которые являются тем «эликсиром», о ко-
тором писал А.Н. Леонтьев в исследовании проблем психологии искусства: «Тайна этого эликсира, этого «чуть-чуть» и есть тайна того, что конституирует собственно эстетическую деятельность, с одной стороны, но соответственно и ее продукты — с другой» [2, с. 236]. К таким образующим относятся операции мышления (сравнение, анализ и синтез, категоризация, обобщение, абстрагирование, узнавание), а также фантазия, интуиция и физиологические данные.
Задача педагога донести до студента, что мышление художника осуществляет постоянный анализ визуальных данных, впечатлений, приводит их сравнение, относит к определенной категории, дополняет образами памяти, выделяет главные характерные свойства и особенности, что роль фантазии проявляется в ее способности представить облик возможного, желаемого, должного, будущего, нового.
В данном контексте нужно уделить внимание и интуиции как одному из качеств профессиональной подготовки творческой личности. Процесс восприятия художником действительности невозможен без интуиции. Интуиция неразрывно связана с вдохновением, подъемом духовных и физических сил, одаренностью человека. Интуитивное открытие возникает внезапно, на почве неполноты информации, отсутствия выводов. Интуицию относят к бессознательным факторам, однако внезапность, неожиданность, непроизвольность интуитивного озарения не изолированы от сознательной сферы творческой работы художника. Интуиция — это своеобразный продукт процесса познания, это скачок, подготовленный длительной и кропотливой работой, накопленной информацией и опытом.
Таким образом, восприятие художника—целостная структура, звенья которой находятся между собой в органической связи. Характер какого-нибудь одного элемента данной структуры должен непременно — по закону диалектического взаимодействия системы — сказаться на всех других ее элементах и быть ими «поддержанным», иначе она распадется. Причем постоянное взаимодействие и согласованность элементов модели процесса восприятия обеспечивает не только ее активность, но и сохранность целостности ее как структуры. По мере развития психических функций, обогащения и накопления опыта, знаний происходит усложнение и совершенствование процесса восприятия художником окружающей действительности.
Формирование целостного восприятия является необходимым условием подготовки активной творческой личности. Однако управлять формированием целостного восприятия труднее, чем формировать действия и операции, методика выполнения целостного изображения разработана намного подробнее, чем методика формирования целостного восприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузин В.С. Психология. — М., 1997.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. — М., 1983.
3. Малевич К. Черный квадрат. — СПб., 2008.
4. Смирнов СД. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1985.