Научная статья на тему 'Восприятие течения времени человеком'

Восприятие течения времени человеком Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1658
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мифтахутдинова А.М.

Данная статья посвящена выявлению параметров и восприятия человеком времени. Отметим, что вопросы восприятия времени уже на протяжении долгого времени интересуют историков, философов, педагогов, психологов, психофизиологов, а также социологов. Исследуя особенности восприятия времени, учеными усматривается его взаимосвязь с такими личностными характеристиками, как психическая зрелость, адаптивность, уровень интеллекта, социальная интегрированность и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие течения времени человеком»

ВОСПРИЯТИЕ ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ

© Мифтахутдинова А.М.*

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

г. Чебоксары

Данная статья посвящена выявлению параметров и восприятия человеком времени. Отметим, что вопросы восприятия времени уже на протяжении долгого времени интересуют историков, философов, педагогов, психологов, психофизиологов, а также социологов. Исследуя особенности восприятия времени, учеными усматривается его взаимосвязь с такими личностными характеристиками, как психическая зрелость, адаптивность, уровень интеллекта, социальная интегрированность и т.п.

Ключевые слова: время, восприятие, течения времени, материальный мир, субъективное время, сознание.

Время существует объективно, одна минута непрерывно сменяет другую - так проходят месяцы, года, века. И даже несмотря на то, что процесс течения времени подчиняется во всем мире одинаковым законам, для каждого человека одинаковый промежуток объективно прошедшего временного промежутка может представляться длиннее или короче, чем он на самом деле был. Для разных людей одинаковый отрезок времени может ознаменовать совершенно разные значения. Для кого-то неделя «тянется», будто месяц, для кого-то неделя «пролетает», как пара дней.

Научное определение можно назвать констатацией факта - мы воспринимаем внутреннюю и внешнюю действительность как определенную последовательность ощущений. Ее же называют ходом времени. Биологическая основа для такой последовательности - ритмическая смена торможения и возбуждения в больших полушариях мозга.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, последовательности и скорости течения явлений действительности [4, с. 87].

На осознание и восприятие времени воздействуют разные факторы. Из легко проверяемых и известных каждому человеку - возраст, степень включенности в определенное дело и эмоции. Известно, что скука тянет время, а увлеченность, напротив, сокращает его. Стрессы будут менять восприятие времени сильней, особенно страх. Но, как доказали исследователи, так происходит не у всех [1, с. 21].

Известно, что восприятие факта времени зависит от разных факторов. Например, в детстве, когда школьники сидят за партой, время тянется медленно, зато во взрослой жизни на что-то никогда не хватает времени. В старости дни вообще пролетают как мгновение? Один вариант объяснения это-

* Кандидат философских наук.

го явления состоит в том, что люди разного возраста имеют разную «меру времени» по сравнению со всей их жизнью. Периоды в первые годы жизни измеряются полугодиями и месяцами, в дальнейшем происходит «растягивание» времени. Время начинает меряться не годами, а десятилетиями. Например, один год для ребенка, которому 5 лет, равный для него одну пятую его жизни, кажется длиннее в 10 раз, нежели один год 50-летнего человека, равный 1/50 его жизни.

Иное объяснение обусловлено фактом, что ход времени с психологической точки зрения замедляется, если человек находится в процессе изучения информации. В детстве человек как губка впитывает знания и ежедневно наполняется впечатлениями. Человек по мере взросления больше действует автоматически, почти не впитывает информацию и меньше познает мир. Поэтому с годами люди ощущают ускорение хода времени. Когда человек ежедневно совершает одинаковые знакомые действия или занимается только одним делом или мечтает об одной идее, то, состарившись, он разведет руками: «Как быстро прошли отведенные мне годы, ведь я много не успел сделать» [1, с. 23].

Почему, когда мы делаем что-то важное или принимаем участие в интересном мероприятии, процесс течения времени пролетает незаметно, но когда чего-то ждем и нервно смотрим на часы, время идет очень долго? В таких случаях мы неправильно оцениваем длительность данного отрезка времени, а говорим о нем по восприятию его «плотности» в каждый краткий момент.

В процессе каких-то увлекательных действий внимание переключается с раздражителя прямо на раздражителя, которых очень много в интересном событии. Эти элементы соединяются в единый комплекс «данный момент», который длится немалый промежуток времени, однако воспринимается как единое целое. А когда внимание не за что не цепляется (например при ожидании), оно фокусируется на течение времени (например, отслеживании стрелок часов), и дробится на небольшие промежутки, однообразность и последовательность которых создает иллюзию «растяжения времени» [2, с. 24].

Существует и обратный эффект при возникновении мыслей о скучных и интересных моментах жизни: ярким событиям приписываем длительное время, поскольку много подробностей вспоминается, а бездействие пролетает, будто миг, поскольку вниманию не за что ухватиться.

Это явление также можно объяснить с физиологической точки зрения. В основе восприятия временных цифр лежит ритмическая смена торможения и возбуждения в больших полушариях мозга. Когда в коре мозга преобладают процессы возбуждения, начинает повышаться обмен веществ, следовательно, и время «летит» быстрее. Однако в случае торможения, напротив, оно «тянется» медленно, потому что обмен веществ тоже замедляется.

Существует ряд профессий, в которых особое внимание уделяется точности восприятия времени. В операторской деятельности от ориентации во

времени зависит жизнь и благополучие людей. Отсутствие быстроты реакций и точности у водителя может привести к ДТП, а у оператора атомной электростанции - к заражению радиацией окружающих территорий. Люди, которые обладают сильно развитым «ощущением времени» часто встречаются среди военных, лекторов, учителей, железнодорожников, спортсменов [8, с. 39].

Если подробно изучать культуру народов Востока и Запада, то можно обнаружить разные модели восприятия времени. Например, на Западе существуют ценности, вроде: планирование, обязательства, созидание, ответственность. Поэтому важно замечать время в будущем и настоящем, воспринимать его крупными интервалами, чтобы правильно им распоряжаться и вовремя реагировать [7, с. 106].

Здесь рассматривают время «вширь» с направлением в будущее. Для менталитета западных государств время имеет самую высокую ценность. Это - ограниченный ресурс. Его «безвозвратно теряют», «упускают», «растрачивают», «убивают» и т.п., упустив, растратив и потеряв вместе с ним множество возможностей и денег. Потому, чтобы не упускать время, надо всегда за ним успевать. Выигрыш во времени - это важнейший фактор конкурентной борьбы. Кто движется медленно, теряют рынок и отстают. В этих государствах не принято опаздывать на деловые переговоры, а также на дружеские встречи. Хорошим тоном здесь является прийти несколько раньше намеченного срока [7, с. 107].

В восточных странах больше ценится радость настоящего момента и жизни в целом, углубленное восприятие, способность к внутреннему поиску духовности, интуитивность. Поэтому здесь важно умение глубоко воспринимать момент «здесь и сейчас», а главное, получать от него удовольствие. Опоздать на 20-40 минут, при возникновении определенных обстоятельств, здесь становится допустимым [7, с. 107].

Отношение ко времени выражается в известной арабской пословице: «Когда Бог создал время, Он создал его достаточно». Вот только в отличии от западных стран, восточные всегда более обращены в прошлое, в традиции, историю. Здесь деловые переговоры занимают больше времени, поскольку их значительная часть связана с выстраиванием доверительных и дружественных отношений, а не с обсуждением определенных целей и задач [7, с. 109].

Также известен феномен изменения показателей масштаба времени при появлении стрессовых ситуациях, когда люди успевают, с одной стороны, в короткий срок принять важное решение и выполнить нужный объем действий (для них время как бы «растягивается»), но с другой стороны, осуществляется переоценка протекающего времени, когда люди не успевают выполнить необходимое - в этом случае время как будто «сжимается».

Можно перечислить и другие факторы, которые влияют на восприятие времени: задача, стоящая перед человеком (чем сложнее она, тем короче ка-

жется длительность), окружающая среда (шум будет ускорять субъективную длительность), концентрация (каждый раз, когда мы думаем о течении времени, оно кажется длиннее) и пр. Доказано, что в момент движения время кажется короче, нежели в покое [2, с. 12].

Первым исследователем серьезной и субъективной оценки времени стал Дж. Маршалл. Эксперименты 1966-1972 годов по воздействию эмоциональных коротких роликов на зрителя добавили существенный вклад в развитие психологии, как науки. Первый ролик Маршалла с хулиганом, трясущим коляску ребенка, длился 42 секунды. Преимущественно женщины воспринимали время, которое было отведено на просмотр, в качестве длительного (полторы - три минуты).

Исследователь демонстрировал десятки роликов разнообразного, но всегда очень эмоционально насыщенного содержания, а затем проводил опрос - сколько времени длился фильм? Результаты суммировались и складываясь в таблицы и превращались в статистические данные.

В конце 80-х годов 20 века исследования повторились группой Элизабет Лофтус. Влияние состояния эмоций на восприятие времени было подтверждено. Также выявлены особенности, которые характерны для женщин и мужчин [2, с. 13].

Эти эксперименты перечеркнули распространенную среди психологов-теоретиков гипотезу Роберта Орнштейна. Одна утверждает, что процесс оценки времени события отталкивается от объема выделенной под событие памяти. Чем больше в памяти информации, тем дольше событие будет переживаться.

Многочисленные эксперименты, а также просто жизненный опыт доказали, что фокусировка внимания значительно действует на восприятие продолжительности времени. Включенность в деятельность сокращает время, необходимое на восприятие. Особенно это проявляется в процессе интеллектуальной творческой работы.

Ученым и писателям знакомо состояние «выпадания» из временного потока. В это время часы пролетают, будто минуты. Более поразительных изменений ощущаемой и воспринимаемой длительности времени могут добиваться люди, практикующие различные формы медитации. Продвинутые специалисты могут растягивать или сжимать каждую минуту в десятки раз. Причем это не просто некое субъективное чувство, как может показаться [2, с. 13].

Приборы фиксируют нестандартные изменения скорости процессов метаболизма в организме. Пульс, частота дыхания мастеров цигун и йогов уменьшаются до минимально фиксируемых величин. Анабиоз лучше изучен, чем способность разгонять метаболизм, превращаясь в размытое пятно для окружающих (или в скользящую тень).

Увы, такие исследования становятся секретными, и нам остается лишь догадываться, каких результатов смогли добиться в закрытых лабораториях. Впрочем, вряд ли меньших, нежели адепты восточных практик.

В целом, ученые долго и безуспешно борются с загадкой восприятия хода времени человеком. Тому виной - механистическая парадигма. Они находятся в поиске некого ритмоводителя, испускающего сигналы и являющегося эталоном. За более, чем 40 лет, нейрохирурги его так и не смогли найти.

Без ощущения времени жизни не было бы. Время - это краеугольный камень мышления и жизни. Последнее опирается на синтез и анализ, а они без сравнения невозможны. Сравнение именно по содержанию возможно как сравнение процессов. Сам процесс - это изменение во времени чего-то. Для мыслящего и живущего существа это различные характеристики некой общности. Счетчика секунд и ритмоводителя никогда не найдут. Да и люди в нем просто не нуждаются. При всей инстинктивности человеческой основы мы - люди - не киборги, подчиняемся нелинейным законам, имеем большую степень свободы, особенно в изменении восприятия собственными органами чувств времени [5, с. 327].

Так, как мы видим и чувствуем время, современная наука не знает. Все попытки адресовать эти вопросы к нейромедиаторам являются попытками отменить причину следствием.

Также стоит отметить, что все события и ситуации в жизни человека, информация о которых им воспринимается, в большинстве случаев мульти-аспектна. Время может варьироваться, начиная от доли секунды и заканчивая несколькими месяцами, в зависимости от нестандартности / стандартности воспринимаемой информации. Это зависит в большей степени от того, насколько при обработке информации замедлятся одномерные функции.

Почему крайне важно ощущать время? Это полезный инструмент выживания, с помощью которого мы можем ранжировать и организовывать собственный опыт. С рефлексами тут сложности нет, ведь если случилось А, случается и В, а вот с более сложными конструкциями дело обстоит несколько сложнее [3, с. 90].

Восприятие времени - это дело субъективное, оно зависит от чувства реальности каждого отдельного человека. Точнее того, что человек счел за реальность. Если она у него угрожающая, то время будет замедляться в субъективном понимании. И тогда можно совершить рывок от опасности, спасая себя. Но это на руку играет не всегда, особенно если человек успел обзавестись фобией. Наттоп проводил эксперимент, в котором участвовали люди, страдающие арахнофобией. Оказалось, что их субъективное время в присутствии паука течет медленнее, нежели тогда, когда они чувствуют себя спокойными [6, с. 82].

Кроме того, время замедляется в случае, если человек испытывает скуку или находится в состоянии депрессии.

С возрастом люди по разному ощущают течение времени. В школьные годы третья четверть и летние каникулы казались бесконечно долгими. Для взрослых это всего «какие-то три месяца».

Во многом тут играет роль количество новизны, которую человек получает в определенный промежуток времени. Если видеть много нового и яркого, мозгу требуется больше ресурсов для переработки информации, и он растягивает наше субъективное время. Когда же во взрослом состоянии мы пользуемся избитыми и наезженными стратегиями, то мозг «сжимает» время, ибо нечего тут думать долго.

Время для человека распределяется на 3 основных периода: прошлое, настоящее и будущее. Каждая часть этого временного континуума может в сознании человека или сжиматься или растягиваться в зависимости от текущей потребности [6, с. 85].

Но, актуально и доступно только «настоящее». Здесь мы можем событиями манипулировать и испытывать эмоции по отношению к ним. Для того, чтобы начать работать или как-то пользоваться ресурсами других временных рамок, сознание перетаскивает картинки или другие образы в рамки «настоящего». Из-за этого перетаскивания и изменения акцентов меняется восприятие тех или иных событий.

И с этим связано несколько эффектов:

1. Обманутые ожидания и парадокс выходных. Люди в этом случае значительно растягивают и раскрашивают будущее, часто при этом сильно урезая настоящее. И когда наступает ожидаемый момент оказывается, что он не совпадает по цвету, запаху, вкусу и т.п. Т.е. придуманное настоящее и реальное кардинально отличаются. Люди могут мечтать, что, вот, будут выходные и тогда я... (далее длинный список дел и приятных вещей), а в субботу-воскресенье оказывается, что невозможно сделать все, а то что сделано не принесло таких приятных ощущений, как хотелось. А раз ничего кардинально нового и яркого не случилось, то и вспоминать особенно нечего. В понедельник кажется, что выходные проскочили, как один миг. Человек чувствует себя обманутым.

2. Парадокс праздника. Когда люди испытывают удовольствие, то их настоящее растягивается и они наслаждаются процессом. Но когда праздник заканчивается, то он в голове «архивируется» и сжимается, оставляя только отдельные значимые события или факты. Если повыкидывать повторяющиеся эпизоды типа «ели-пили-плясали» то оказывается, что в сухом остатке и вспомнить-то нечего. Время праздника субъективно оценивается, как короткое.

3. Социальные сети очень сильно растягивают настоящее, вытесняя будущее и прошлое из восприятия. Человек постоянно получает новые впечатления, но они так многочисленны, что мозг их на каком-то моменте просто отказывается как-то оставлять в своих запасах. (Да! Мозг не может за раз втиснуть в себя больше, чем положено. Потом он просто перестает работать) Они проходят через

сознание без всякой задержки. Для того, чтобы двигаться вперед и что-то планировать,чувствовать, что время используется, нужно, находясь в настоящем, иметь в перспективе будущее. Но так как будущее вытеснено настоящим за границу видимости, то человек может просидеть часы без всякого осознания, что время идет. В итоге люди спохватываются чуть ли не ночью (а то и ночью). Мозг ничего за время пребывания в сети не записал. Время схлопнулось по своему значению практически в 0. Нет записей явных событий в памяти. К этому случаю относится не только пощение котегов в уютненьких, но и любого вида срачи. Люди насыщенно эмоционально выясняют кто неправ в интернете, но по большому счету все заканчивается тем, с чего началось [6, с. 88-89].

На основании этого можно манипулировать восприятием времени. Естественно цели могут быть различными. Для того, чтобы, к примеру, запрограммировать будущее падение правительства, нужно как можно ярче и подробнее расписывать счастливое будущее, которое ждет народ. В итоге, правительство не вынесет конкуренции с фантазией народа о светлом будущем. И даже если людям будет в процессе «очень хорошо», в последствие мало кто будет вспоминать об этом. Не так много событий, которые кардинально отличаются одно от другого [6, с. 89].

Что же касательно полезного применения, то такие манипуляции помогают решать многие проблемы. Это ответ на вопрос о том, зачем вспоминать плохое или какие-то неудачи. Вспоминая, мы вытаскиваем прошлое в наше настоящее и только тогда можем навести в нем порядок.

Таким образом, можно сказать, что, в соответствии со временем (очередностью) информационного участия в развитии процессов социума, человек по своей базовой функции становится новатором, по творческой - последователем, по ролевой - участником, а по болевой функции - свидетелем процессов. Это движение информации, кстати, иллюстрирует превращение оригинальной идеи в социальный стереотип. Подобные процессы не обязательно имеют глобальный масштаб. Часто это могут быть какие-то мелочи, касающиеся словотворчества, новой технологической бытовой выдумки, нового рецепта напитка или блюда, которые, распространяясь через «сарафанное» радио, через полгода-год становятся банальными и привычными.

Список литературы:

1. Букалов А.В. Психоинформационное пространство и структура событий в физическом пространстве-времени. Синхроника // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. - 2002. - № 2. - С. 21-24.

2. Ермак В.Д. Как научиться понимать людей. - М.: Астрель, 2003. -С. 12-13.

3. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

4. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект). Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Наука, 1988.

5. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.

6. Марценюк В.А. Время в психике человека. - Одесса: Астро Принт, 2012. - 187 с.

7. Салимова Д.А., Данилова Ю.Ю. Время и пространство. Теория и опыт исследования. - М.: Флинта, 2009. - 200 с.

8. Шульман Г.А. О творчестве, о функциях, о ТИМах... // Соционика, ментология и психология личности. - 2005. - № 5. - С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.