Научная статья на тему 'Счастливые часы'

Счастливые часы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / ОБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПОНЯТИЕ СОБЫТИЯ / ЭМОЦИИ / СУБЪЕКТ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медникова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена проблеме восприятия времени сознанием человека, а также репрезентации образов субъективного и объективного времени в английском языке. В процессе речемыслительной деятельности человек сочетает эти два способа видения времени и использует лингвистические средства различных уровней для вербализации возникающих образов и форм их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Счастливые часы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 39 (177).

Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 111-114.

Т. ю. Медникова

СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСЫ

Статья посвящена проблеме восприятия времени сознанием человека, а также репрезентации образов субъективного и объективного времени в английском языке. В процессе речемыслительной деятельности человек сочетает эти два способа видения времени и использует лингвистические средства различных уровней для вербализации возникающих образов и форм их взаимодействия.

Ключевые слова: восприятие времени, объективное время, субъективное время, языковая репрезентация временных отношений, понятие события, эмоции, субъект оценки.

Всем известно, что «счастливые часов не наблюдают», однако немногие задумываются над тем, почему это, собственно, так. Постараемся в этом разобраться, используя те подсказки, которые дает нам язык. Благодаря антропоориентированному характеру лингвистики на данном этапе ее развития, сближающему нашу науку с другими областями гуманитарного знания, мы можем использовать весь ее инструментарий как раз для разрешения подобного философско-психологического вопроса.

Прежде всего, следует разобраться, как это - не наблюдать часов. Те, с кем подобное случалось, вероятно, скажут, что время пролетело, промелькнуло или, наоборот, остановилось. Другие добавят, что они были вне времени, не замечали, что происходит вокруг, возможно, опоздали куда-то (т. е. не оказались в определенном месте в определенное время) и т. д. Очевидно, что на самом деле время не останавливалось и не летело, не меняло скорости, день по-прежнему сменял утро, люди просыпались и отправлялись по своим делам. Однако ход времени по-разному воспринимался сознанием человека и, соответственно, находил различное вербальное выражение. Значит, эти счастливые люди жили в каком-то своем времени? Может ли время быть локальным, то есть «функционировать» подобным образом только в определенном отдельно взятом месте? Может ли время быть неравномерным и менять свой ход в зависимости от внешних обстоятельств? Да, может. Если это субъективное время. Оно принадлежит сознанию индивида и связано со стадиями или событиями его жизни, является продуктом его восприятия и может как замедляться, так и ускоряться в зависимости от различных факторов, влияющих на личность. Так, напри-

мер, время ожидания того или иного события может тянуться бесконечно долго и промелькнуть незаметно; один и тот же промежуток времени может восприниматься по-разному в зависимости от возраста и т. п. Именно поэтому время то «бежит», то «ползет», то «летит», то «застывает».

В. Л. Татко в своей статье «Субъективное время: иллюзии и реальность» отмечает, что «физическое время <...> состоит из равных промежутков, т. е. предполагается, что год (месяц, секунда) во времена распада римской империи равен по протяженности году в любое другое время. И будет равен ему независимо от положения наблюдателя во времени. Субъективное время <...> событийно ориентировано, а значит, свойства его по меньшей мере не всегда совпадают со свойствами физического времени»1. Физическое, или объективное, время непрерывно и равномерно. Оно существует независимо от действий, потребностей, желаний человека и измеряется в общепринятых условных единицах. Такими единицами можно считать года, месяцы, дни и т. д., названия эпох и стадий развития общества. Объективное время - это то, что отмеряет стрелка на часах, это то, чего не наблюдают счастливые, в соответствии и крылатой фразой. У них свои единицы измерения своего субъективного времени. Возможно, то, что голодному покажется вечностью, для них останется мгновением.

Рассмотрим пример того, как субъективное и объективное время могут быть представлены в тексте.

В последующем отрывке описываются переживания мальчика, которого впервые отправили в летний лагерь.

1. From the moment we arrived at the camp, though, I was dreadfully, overwhelmingly home-

sick. I knew that I was going to find it impossible to get through the ten days away; each morning began with a reverse charge call to my mother, during which I would sob pathetically and embarrassingly down the line back home. I was aware that this sort of behaviour was quite unbelievably feeble, and when an older scout was assigned to talk to me in order to discover what was wrong, I told him about the divorce with a shameless eagerness: it was the only explanation I could come up with that would in any way excuse my cissy longing to see my mother and my sister. It did the trick. For the rest of the holiday

I was treated with a reverential pity by the rest of the campers2.

Объективное время эксплицитно репрезентировано в тексте отрывка в указании на длительность каникул - десять дней (the ten days away), а также в упоминании времени суток (each morning). Остальные же элементы отсылают нас к субъективному времени говорящего. Так, нет ни даты, ни времени года, ни времени суток, когда начались эти десять дней, есть лишь тот момент, когда дети приехали в лагерь (the moment we arrived). Подобным же образом отсутствует упоминание о том, во сколько начиналось утро, поскольку для главного героя оно начиналось звонком матери (each morning began with a call). Также неизвестно, когда произошла беседа со старшим скаутом, как долго к мальчику относились с сочувствием и когда закончились десять дней каникул. Все, что имело значение для героя, это то, что остаток времени он провел в более комфортных условиях (for the rest of the holiday). Течение времени для ребенка было замедленным, что имплицитно выражено через описание его ощущений и поведения: ужасной тоски по дому (dreadfully and overwhelmingly homesick), жалостливых всхлипываний (sob pathetically and embarrassingly) и того, как не по-мужски ему хотелось домой к маме и сестре (cissy longing to see my mother and my sister).

Когда речь идет о субъективном времени, длительность временных промежутков не так важна, как его относительность, ориентированность на событие. Последнее выступает как точка отсчета субъективного времени и разделяет его ход на «до» и «после», являясь «моментом наступления перерыва постепенности»3. События становятся своего рода маркерами времени в субъективной системе координат и в языке. При этом они

непосредственно влияют на ощущаемую скорость движения времени, в первую очередь, через вызываемые ими эмоции. Так, например, ожидание приятного свидания способно замедлить ход времени и составить целую вечность, в то время как сама встреча, кажется, пролетает, как один миг. И, абсолютно наоборот, грядущее расставание приближается с космической скоростью, а сама разлука длится, и длится, и нет ей конца.

Таким образом, те счастливые люди, о которых говорила грибоедовская Софья, конечно же, живут, как и все остальные, вовсе не вне времени. Или, лучше сказать, не «вне часов», потому что час - это единица измерения объективного, рационального, абстрактнообобщенного времени. Они просто этих самых часов не наблюдают, их восприятие времени становится субъективным, чувственнонаглядным, эмпирическим, дискретным и время делится на несколько иные промежутки, чем те, о которых говорится в физике.

Следующий пример иллюстрирует дискретность субъективного времени.

Герой рассказывает о том, как он стал футбольным болельщиком, еще учась в начальной школе.

2. In these early stages, my relationship with Arsenal was of an entirely personal nature: the team only existed when I was in the stadium (I can’t remember feeling especially devastated by their poor results away from home).

Субъективное время эксплицитно выражено в тексте посредством придаточного предложения времени. Несмотря на то, что в объективном времени команда, конечно, продолжала тренироваться и проводить матчи, для ребенка это не имело значения. Для него команда существовала, только когда он присутствовал на трибуне (the team only existed when I was in the stadium). В остальное время его даже не огорчали проигрыши в выездных играх. Таким образом, время, в котором существует команда в субъективном восприятии повествователя, дискретно. Оно прерывается каждый раз с финальным свистком судьи и затем продолжает свой ход.

Естественно, нельзя отделить объективное время от субъективного. Оба этих вида временных представлений, разумеется, существуют и актуализируются в сознании людей не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом4. И как бы счастлив ни был человек, рано или поздно он мысленно возвращает-

ся к жизни по часам, к жизни «во времени». В ходе когнитивной и лингвомыслительной деятельности человека образы субъективного и объективного времени взаимодействуют и формируют различные комбинированные временные представления о каждом конкретном моменте. Невозможно представить жизнь без событий - маркеров субъективного времени, - поскольку именно они и являют собой суть всего процесса. События следуют одно за другим и сливаются в один непрерывный и равномерный поток, который и составляет наше представление о времени физическом, объективном.

Рассмотрим, как тесно могут переплетаться представления о субъективном и объективном времени в сознании и, следовательно, в речи человека.

Будучи ребенком, автор повествования очень серьезно относился к посещению футбольных матчей и начинал волноваться задолго до начала игры.

3. Such was my Saturday sickness that I insisted on being inside the stadium shortly after one o’clock, some two hours before the kick-off; this quirk my father bore with patience and good humour, even though it was frequently cold and from 2.15 onwards my distraction was such that all communication was impossible.

Объективное время репрезентировано в данном отрывке эксплицитно с помощью лексических средств. Так, суббота (Saturday) - это общепринятое название одного из дней недели. Однако в субъективном времени - это вовсе не тот день, который следует за пятницей, а день, в который проводятся игры чемпионата Англии по футболу. Далее в тексте упомянуты единицы измерения физического времени - часы, остававшиеся до начала игры (one o’clock, two hours before), которые воспринимаются героем как единый отрезок времени, необходимый ему, чтобы справиться с волнением. Аналогичным образом объективное и субъективное время представлены в указании на следующий момент времени -два часа пятнадцать минут. Дело в том, что, хотя и есть упоминание астрономического времени, единого для всех живущих в одном часовом поясе, для автора, т. е. субъекта оно имеет свое значение. Таково было его волнение, что приблизительно за сорок пять минут до начала игры он уходил в себя, и с ним становилось невозможно общаться (all communication was impossible). И происходило это не

потому, что стрелки на часах заняли нужное положение, а потому что предвкушение важного события достигало высшей точки.

Вернемся, однако, к заглавному вопросу. Почему счастливые люди не наблюдают часов? Мы разобрали, почему им может казаться, что время замедлило или ускорило ход. Мы также выяснили, что необходим некий маркер, некое событие, которое стало бы ориентиром в их субъективном мире и точкой отсчета их субъективного времени. Но что есть событие как таковое, из каких элементов оно состоит и каким критериям должно соответствовать? Существует множество определений события: в теории относительности и теории вероятности, в политологии и юриспруденции. Однако все они представляют собой производные и сохраняют основное семантическое значение, которое, находим, например, в словаре В. И. Даля: «событие - 1. событность кого с кем, чего с чем, пребывание вместе и в одно время; событность происшествий, совместность, по времени, современность. Событные происшествия, современные, в одно время случившиеся. 2. Происшествие, что сбылось»5. Очевидно, что для понятия события ключевым является совпадение во времени и пространстве двух или более элементов. Это могут быть люди, предметы или идеи - главное, чтобы нечто «сбылось», совершилось, чтобы элементы соединились в пространственновременном континууме и оказали некое воздействие друг на друга, что иначе было бы невозможно. Кроме того, актантом события является индивид, выносящий ему оценку, человек или целый социум, для которого оно имеет определенное значение, т. е. субъект оценки. Он может быть как участником события, так и сторонним наблюдателем.

Итак, мы понимаем под событием совпадение в пространстве и времени двух и более участников, способных взаимодействовать друг с другом с последующим произведения значимого результата. Так, когда тлеющие угли и солома оказываются в одном месте в одно время, результатом их взаимодействия становится пламя. Однако это всего лишь явление, поскольку отсутствует субъект оценки. Для того чтобы явление стало событием, надо, чтобы сгорел чей-то дом и было вынесено отрицательное оценочное суждение с довольно сильной эмоциональной составляющей.

Разберем событие и выделим его основные компоненты на следующем примере.

Отец впервые взял сына на матч сборной Англии по футболу, который проходил на стадионе Уэмбли.

4. I was proud of England, delighted that my father was taking me to see them play in a big game under floodlights at Wembley (...).

Итак, пространственно-временные координаты данного события - это стадион Уэмбли во время важного матча (in a big game at Wembley). Участниками события являются автор повествования (I), его отец (my father) и футбольная команда (England). Результатом того, что участники оказались в одном месте в одно время становится радость ребенка -субъекта оценки (proud, delighted).

Счастливые часов не наблюдают, но отсчитывают ход своего субъективного времени от события, которое, вероятно, и сделало их счастливыми. Например, долгожданная встреча, в результате которой они оказались вместе и смогли вдоволь насладиться обществом друг друга. В таком случае участники события одновременно являются и субъектами оценки. Однако остается еще один вопрос: закончилось ли событие?

Способность человека абстрактно мыслить позволяет ему видеть частное в общем и обобщать частности. Так, одно событие можно разбить на более мелкие составляющие или, наоборот, из последовательности отдельных элементов сложить более масштабную картину события. Допустим, люди встретились, поговорили, выпили кофе, сходили в кино - все это события, каждое из которых стало результатом предыдущего. В то же время, можно сказать, что произошло лишь одно событие - двое провели вместе вечер.

Рассмотрим пример подобного событийного множества.

В следующем отрывке герой вспоминает, как изменилась его жизнь после развода родителей. Отец мальчика уехал жить заграницу и перестал водить сына на матчи любимой футбольной команды.

5. By 1970 my father had moved abroad and a new Arsenal routine emerged, one which no longer relied on his more infrequent visits. I was introduced to another, older Arsenal fan at school, known as Rat, by the brother of my

classmate Frog, and the two of us travelled up to Highbury together.

В приведенном фрагменте повествуется о нескольких событиях различного масштаба и уровня. То, что все, касающееся посещения матчей Арсенала в жизни подростка, изменилось коренным образом (a new Arsenal routine emerged) - это, несомненно, событие. Однако оно может быть подразделено на более мелкие события: отъезд отца (my father moved abroad), знакомство с другим фанатом (I was introduced to another, older Arsenal fan) и их совместные походы на стадион (the two of us travelled up to Highbury together). Все это в совокупности и позволило сказать, что произошли изменения в образе жизни (routine).

Диалектика представлений человека о времени заключается в том, что все мы отчетливо понимаем: время, в котором мы живем, не может ни ускориться, ни замедлиться, ни прерваться, однако часто мы ощущаем ход времени совсем иначе. Нам кажется, что не только мы движемся во времени, но и оно движется с нами, опережает нас, отстает или замирает. Однажды разделив время на равные отрезки и условившись, что оно непрерывно, человек не перестает удивляться тому, что отрезки почему-то перестают быть равными, что отсчет времени ведется не с полуночи до полуночи, а от события до события и что время вообще ведет себя абсолютно непредсказуемым образом. Особенно, когда человек счастлив.

Примечания

1 Татко, В. Л. Субъективное время : иллюзия и реальность // IX годичные научные чтения МГСУ. М., 2003. С. 437

2 Здесь и далее английский текст: Homby, N. Fever Pitch/ URL : http://webreading.ru/prose_/ prose_contemporary/nick-hornby-fever-pitch. html.

3 Татко, В. Л. Субъективное время. С. 440

4 См.: Молчанов, Ю. Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 37-93.

5 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL : http://slovardalja.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.