Научная статья на тему 'Особенности восприятия времени в нашем сознании'

Особенности восприятия времени в нашем сознании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
920
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / СОЗНАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ВНЕВРЕМЕННОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР / ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мифтахутдинова А.М.

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяется другой, один день следующим, проходят месяцы, года, проходят целые столетия. Но, несмотря на то, что ход времени в окружающем нас мире подчиняется одинаковым законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. В данной статье исследованы особенности восприятия времени человеческим сознанием, которое является оᴛраженᴎем в нашем сознанᴎᴎ ᴨоследоваᴛельносᴛᴎ длᴎᴛельносᴛᴎ движений ᴎзмененᴎй ᴨредмеᴛов; изучена взаимосвязь времени с двᴎженᴎем видоᴎзменянием окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия времени в нашем сознании»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ В НАШЕМ СОЗНАНИИ

© Мифтахутдинова А.М.*

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

г. Чебоксары

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяется другой, один день - следующим, проходят месяцы, года, проходят целые столетия. Но, несмотря на то, что ход времени в окружающем нас мире подчиняется одинаковым законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. В данной статье исследованы особенности восприятия времени человеческим сознанием, которое является отражением в нашем сознании последовательности и длительности движений и изменений предметов; изучена взаимосвязь времени с движением и видоизменянием окружающего мира.

Ключевые слова время, сознание, восприятие, цикличность, вневре-менность, материальный мир, единица времени.

Для выяснения особенностей восприятии времени в сознании человека, необходимо, прежде всего, отметить, что все предметы окружающего нас мира материального находятся в пространстве, занимают в нем определенное место, у них есть своя величина, объем и форма, они расположены определенном расстоянии от нас и, собственно, от остальных предметов. Отражение данных временных свойств в сознании человека называют восприятием времени.

Более того, предметы материального мира находятся в постоянном движении и видоизменяются. Все движения, а также изменения происходят на протяжении какого-то промежутка времени. Отражение в человеческом сознании последовательности и длительности движений и изменений предметов называют восприятием времени.

Материя, из которой состоит окружающий нас мир, всегда существует как в пространстве, так и во времени и представляют собой формы существования материи. Физиологическая основа восприятия времени - это совместная деятельность многих органов чувств и коры больших полушарий мозга. Каким же образом человек воспринимает пространственные свойства предметов? Данные свойства человек, прежде всего, видит. Но дело не только в одном только зрении. На сетчатке нашего глаза шар отражается в виде плоского круга, а куб - в форме квадрата: эти отражения еще не дают вос-

* Старший преподаватель кафедры Права, кандидат философских наук.

приятия их объемности. Точно так же предметы, находящиеся на разном расстоянии, могут иметь равные по размерам изображения на сетчатке. Это не дает точного представления об их величине и расстоянии до них. Более правильные сведения о пространственных свойствах вещей мы получаем благодаря соединению зрительных и мышечно-двигательных ощущений [3, с. 45].

Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что ребенок, у которого еще нет достаточного двигательного опыта, и правильных пространственных представлений. Он может тянуться, стараясь достать очень далекий от него предмет. Слепорожденные, которые после операции стали зрячими, вначале не могут путем зрительного восприятия отличить шар от круга. Только после ощупывания предметов руками они правильно указывают их пространственные свойства [4, с. 161].

Понятие существования является результатом ощущения в самом себе мыслительной деятельности, то есть принятие данных от всех органов чувств и внутреннее их осознание и переработка. Если бы мы не ощущали в себе мыслительного процесса, то мы бы и сам факт отсутствия подобного ощущения установить не могли. Если принять понятие существования как прямой результат мышления, то только сам субъект может с достоверностью сообщить, существует он или нет. Как, например, после глубокого обморока, придя в себя и не сохранив воспоминаний о каких-либо процессах мышления, субъект не может утверждать, что он продолжал существовать в тот момент, когда находился в обморочном состоянии. Но с другой стороны, окружающие субъекты, наблюдавшие со стороны обморок, с полной уверенностью могут утверждать, что во время обморока субъект продолжал существовать по крайней мере физически [4, с. 162].

В целом же, восприятие времени дает человеку представление про длительность, скорость и последовательность явлений действительности. Периодические движения и равномерным образом происходящие изменения в природе, такие, как вращение Земли, смена дня и ночи, смена времен года и т.д., дают возможность точно измерять время (год, месяц, сутки). Для того, чтобы оценивать небольшие промежутки времени (к примеру, час, минуту, секунду) человек пользуется специальными приборами, такими, как часы, где стрелки совершают один и тот же путь с одну и ту же единицу времени [3, с. 48]. Это - объективное измерение времени, оно осуществляется при помощи процессов, совершающихся вне нас, т.е. объективно. Но оценка времени бывает и субъективной, т.е. зависит от представлений и переживаний, которые у нас появляются в течение определенного промежутка времени. Если этих представлений и переживаний мало, нам кажется, что время идет медленно. Оно тянется в одиночестве, когда человек не знает, чем заняться. Наоборот, если мы получаем много впечатлений, например путешествуя или совершая экскурсию, то мы считаем, что время мчится очень быстро [3, с. 49].

Совсем подругому оценивается время не в процессе его непосредственного восприятия, а при воспоминании о нем. Те периоды, которые были насыщены впечатлениями и воспринимались очень короткими, теперь представляются нам весьма продолжительными; время же, проведенное однообразно и тянувшееся долго, при воспоминании кажется быстро промелькнувшим. Таковы особенности субъективной оценки времени. Для развития восприятия времени большое значение имеют не только природные данные, но и учебная и трудовая деятельность человека, его профессия. Для некоторых видов работы нужна особенно хорошая пространственная ориентировка. Этого требует, например, труд водителей транспорта, охотников. Другие профессии требуют точной оценки скорости и продолжительности работы. Есть люди, обладающие сильно развитым «чувством времени», они часто встречаются среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей [2].

Исходя из того, что время, как и другие проявления физического мира, имеет значение только при условии восприятия его мыслящим разумом, то нельзя утверждать, что время может быть идентично, проявляя себя как феномен, чье проявление недоступно человеческому разуму. Так или иначе, мы не можем принять общепринятое мнение об объективности времени, говоря о времени как о феномене, воспринимаемом субъектом. Более того, мы не можем принять и мнение о равномерности течения времени, оставаясь на позициях рассмотрения времени как феномена, воспринимаемого мыслящим субъектом. Пользуясь возможностью провести опрос между субъектами разных возрастов, нам удалось установить ускорение течения времени в восприятии времени; были даже произведены попытки биофизиологического обоснования этого явления. Так, принятый с зарождения человечества образ отсчета времени на основе смены периодов дня и ночи и сезонных изменений климата не имеет ничего общего с тем, как человеческий разум воспринимает время [1, с. 18]. Из этого вытекает серьезное несоответствие между астрономическими промежутками времени, равными между собой, и промежутками времени, как они воспринимаются мыслящим субъектом. Многократное упоминание этого несоответствия встречается повсеместно, от произведений литературы и искуства до банальных разговоров людей разных возрастов, отмечающих чувство обкраденности по отношению к ушедшему времени. Чаще всего это чувство обкраденности относится как раз не к физическим ценностям и достижениям, а именно к области деятельности разума в метафизическом понимании самоосознания и зрелости [3, с. 54].

Необходимо также отметить и ощущение прожитости жизни, а также стремительного ускорения течения времени, что наступает впервые совсем не в пожилые или зрелые годы, а довольнотаки рано. Ознакомление человека с таким явлением, как некогда открытие Фрейдом подсознания, смогло бы облегчить страдание многих индивидуумов от острого ощущения убегающего времени. Во-первых, узаконив этот феномен восприятия времени,

опровергнув постулат равномерности и объективности его восприятия, можно облегчить страдание индивидуумов, полагающих, что эти ощущения являются их личной трагедией и присущи только им и что, более того, чувство об-краденности вытекает из их неверного и неразумного использования времени в душевном плане. Во-вторых, дав субъекту знание об этом метафизическом свойстве времени ускорять свой ход, мы сможем дать ему и возможность рассчитывать свое время более достоверным образом.

Для более полного раскрытия темы восприятии времени в контексте возрастном, следует рассотреть также вопрос способностей нашего восприятия отличать реальность от нереальности. То есть,в данном случае говорится не про простой обман восприятия, таком, как смена кадров в кинопленке, рождающая эффект движения. Здесь, по крайней мере среди цивилизованных людей, не возникает спора насчет объективной реальности и нереальности происходящего на экране. Речь идет о том более сложном обмане восприятия, когда достаточно отдаленные малозначительные события нашей жизни, смешиваясь с воспоминаниями о виденных нами снах, практически становятся неотличимыми от таковых. Именно не значимые события нашей жизни, имевшие реальные последствия и повлиявшие на течение нашей жизни; нет, речь идет о малозначительных событиях, впечатлениях, виденных или не виденных нами предметах. Если покопаться в своих воспоминаниях, мы нередко не сможем провести четкую грань между реально происходившим и приснившимся нам, если речь касается малозначительных переживаний, событий, образов. Осуществлять поиск доказательства реальности или нереальности этих событий мы будем пытаться именно в поиске связи их с другими событиями, которые достоверно известны нашей памяти как реальные [1, с. 19]. Если нам не удается найти такое подтверждение реальности мелких событий, то они так и остаются в статусе полуреальных, полуприснившихся, что, впрочем, нам абсолютно не мешает. Именно на этом примере мы видим, что в нашем сознании нет серьезного различия между реальным и воображаемым. И если бы наши сны следовали непрерывной чередой и подчинялись в целом логике эволюции событий, как в реальной жизни, мы никаким образом не могли бы отличить нашу реальную жизнь от снов. Таким образом, сны - это столь же значимое содержание нашей жизни, как и реальность, и если бы они имели прямое явное продолжение в нашей реальной жизни, они бы могли получить статус, равный статусу реальности [4, с. 167].

Во всяком случае, на примере сна мы можем говорить о механизмах нашего восприятия в чистом виде, когда восприятие направлено внутрь себя, в недра собственного сознания. Действительно, как воспринимается время во сне? Его роль во сне гораздо менее значима, чем в реальной жизни. Нередко нам снится целая жизнь в виде уже существующего предзнания. Мы как бы находимся в реальности, логические связи, приведшие к кото-

рой, полностью сходятся и существуют как бы готовым блоком. Вспоминая во сне истоки ситуации, в которой мы там оказываемся, мы неизменно находим в своей памяти логические подтверждения реальности нашего существования в данный момент сна. То есть, находясь в гуще событий сна, мы часто не подозреваем о нереальности происходящего. Пробуждение часто наступает именно тогда, когда наши попытки припомнить предшествующие события натыкаются на явные противоречия с нашей «реальной» памятью и когда мы силой своей воли пытаемся вмешаться в течение сна и тем самым нарушаем «реальную» логику течения событий во сне, подчиняя его своей воле, тем самым делая его нереальным и его дальнейшее восприятие всерьез невозможным [4, с. 168].

То есть, время во сне легко сжимается и растягивается как относительно себя самого, так и относительно реального времени. Феномен псевдопамяти, существующей во сне, очень интересен. Наше сознание, задав себе вопрос, как оно оказалось в той или иной ситуации сна, услужливо само себе предоставляет объяснение за объяснением, выдавая их из псевдопамяти, где запечатлены события и ощущения, которые связывают нас с нашей реальной жизнью. Но такое осознание происходит не постоянно, а скорее заменяется общим состоянием уверенности в реальности своего нынешнего положения, занимаемого во сне. Как в реальной жизни мы не предаемся постоянным воспоминаниям, как мы оказались в настоящем моменте нашей жизни, а довольствуемся общим ощущением заведомой проверенности логических связей предшествующих событий, так во сне нас не смущают явные, алогичные с точки зрения реальной памяти смещения в обстоятельствах действий - гибриды домов и квартир, разных городов, где мы проживали, смешение стран и времен, где мы находились или которые мы воспринимали в виде изображений или текстов [2]. Не смущает нас и присутствие людей, которых по известным обстоятельствам невозможно было бы совместить во времени и пространстве (иногда нам могут сниться одновременно люди, которые встречались нами в различные периоды жизни, хоть они вполне могли изменяться или же вовсе прекратить существование свое, и не имели возможности в реальной жизни совместиться в пространстве). Во сне мы не задумываемся об этом, увлеченные событиями сна. И в первый момент, когда мы начинаем задумываться, сознание пытается подтвердить и оправдать разногласия сна «псевдопамятью» сна, и лишь уличенное в своей несостоятельности, уступает и позволяет нам проснуться. Переживания во сне нередко могут быть сильнее, чем в реальной жизни, и в момент, в который мы их испытываем, могут восприниматься более реальными, чем те, которые мы на самом деле испытываем [4, с. 172].

В целом, необходимо отметить, что время во сне не течет наоборот, оно не останавливается, оно не замедляется, поскольку этого человек и представить себе не может. Но оно позволяет нам переживать события как бы вне рамок ре-

ального времени, не столько даже возвращаться в прошлое или находиться в будущем, сколько испытывать существование в некоем мире, вообще лишенном времени. Хотя переживания в этом мире сна напоминают реальные и там не происходит вещей, не сонаправленных с термодинамической стрелой времени, но ограничения более гибки, и, вглядываясь в нашу жизнь во снах как в единое глобальное переживание, прерванное периодическим бодорствова-нием, мы можем твердо заявить, что наше существование неразрывно сочетает в себе как реальную жизнь, так и воображаемую, переливающиеся одна в другую, грань между которыми весьма слабо обозначена [1, с. 21].

Подытоживая, отметим, что человеческое сознание, не находя доказательства равномерности течения времени в человеческом восприятии, не может достоверно ощутить и непрерывность его, что прервается снами, которые мало отличимы от действительности. Следовательно, время - это возможно, ни что иное, как плод привычки человека относиться к смене тех или иных событий в одном из реальных вариантов развития человеческой жизни, который не в меньшей мере реален, нежели иные варианты, существующие и проистекающие параллельно.

Список литературы:

1. Бушов Ю.В. Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1. - С. 18-21.

2. Даров В. Тайны восприятия времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://е8о1епср1.пагоЛги/ аШскБ/йтеБ.Ь^.

3. Потапов С.В. Как управлять временем. - Воронеж: Научная Книга, 2012. - 340 с.

4. Тейлор С. Покорение времени. Как время воздействует на нас, а мы на время. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010. - 256 с.

РОЛЬ ВЫСШЕГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНИКОВ)

© Михайлин С.Г.*

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, г. Москва

Данная статья посвящена философскому осмыслению высшего це-леполагания в подготовке социальных изменений. Основное содержа-

* Аспирант кафедры Политологии, социологии и философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.