Научная статья на тему 'Проблема околосмертного опыта в трансперсональной и материалистической перспективе'

Проблема околосмертного опыта в трансперсональной и материалистической перспективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПСИХИКА / СОЗНАНИЕ / ВРЕМЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема околосмертного опыта в трансперсональной и материалистической перспективе»

ганда ПДД (участие в городском конкурсе «Мы рисуем улицу», открытые классные часы, викторины, спектакли). 4. Создание и работа со школьной агитбригадой, группами юных инспекторов дорожного движения, юных помощников пожарных, а также через такие мероприятия как участие в окружных и городских конкурсах, проведения лекций и викторин, организация спектаклей. 5. Пропаганда и мониторинг правовых знаний учащихся по различным аспектам жизнедеятельности, с использованием постоянных контактов с сотрудниками полиции и комиссией по делам несовершеннолетних.

Таким образом, среду школы можно характеризовать как социокультурную, воспитательную, которая должна быть безопасной и этому процессу должно быть обеспечено позитивное развитие. В течение нескольких лет администрация и педагогический коллектив школы успешно апробировал полученные результаты научной деятельности, что позволило сформировать воспитательную социальную среду общеобразовательной школы, которая обеспечивает безопасную реализацию образовательных услуг всем категориям учащихся и педагогическому персоналу. Эффективность сложившейся системы обеспечивается реализацией следующих факторов: все структурные компоненты образовательного учреждения входят в систему безопасности школы и обусловливают исполнение всех социальнообразовательных функций; постоянный целенаправленный поиск внутренних ресурсов системы обеспечения безопасной образовательной среды школы, стимулирует её развитие с учетом потребностей учебно-воспитательного процесса; модель обеспечения безопасной образовательной среды школы оперативно реагирует на информацию о возможности появления потенциальных рисков и угроз из внешней и из внутренней среды и использует все имеющиеся ресурсы для их устранения или нейтрализации; созданы необходимые социально-педагогические условия для обеспечения безопасной социокультурной, воспитательной среды школы.

Литература

1. Вольхин С.Н., Петров С.В., Петрова М.С. Охрана труда на производстве и в учебном процессе. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 232 с.

2. Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. - М.: Дрофа, 2007. - 146 с.

3. Пилипенко В.Ф. Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Справочник руководителя. - М.: Центр «Школьная книга», 2009. - 210 с.

Ю.М. Сердюков

ПРОБЛЕМА ОКОЛОСМЕРТНОГО ОПЫТА В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ПЕРСПЕКТИВЕ

Ключевые слова: околосмертный опыт, трансперсональная психология, субъективная реальность, психика, сознание, время.

В 1977 году Станислав Гроф вместе с Джоан Галифакс опубликовали в США книгу «Человек перед лицом смерти» [6], которая почти сразу была переведена на ряд евро-

© Сердюков Ю.М., 2013

пейских языков и до сих пор цитируется в психологической и философской литературе. Такой большой и устойчивый интерес был вызван двумя обстоятельствами. Во-первых, описанием терапевтического эффекта психоделических переживаний при подготовке неизлечимых онкологических больных к неизбежной смерти и немедикаментозному купированию у них болевого синдрома, и, во-вторых, выдвижением трансперсональной концепции околосмертного опыта.

Согласно этой концепции, смерть не прекращает существование нашего Я, а переводит его в новое состояние, где сознание освобождается от тела и возвращается к своей изначальной сути - субстанции. Поэтому умирания и смерти бояться не стоит, они не прекращают жизнь, а преобразуют ее в новую, более совершенную форму, когда сознание становится тождественным Вселенной, преодолевает границы личности, материи, пространства и времени, и обретают вечность. Подтверждением этого являются психоделические переживания, которые инициировались у неизлечимых онкологических больных путем ЛСД-терапии. На трансперсональном уровне психоделических переживаний больные испытывали фантастическое состояние блаженства и холистического единства с мирозданием и смерть представлялась им освобождением от тягот земного бытия. По словам авторов книги, субъективная достоверность трансперсонального опыта была настолько сильна и безусловна, что выводила неизлечимых больных из глубокой витальной депрессии, позволяла справиться с болью и спокойно принять смерть. Для умирающих, их врачей, родственников и знакомых, специалистов по танатологии и психологов это было настолько важно, что концепция С. Грофа очень быстро приобрела высокий авторитет и широкую популярность на которые мало повлияло даже запрещение на использование ЛСД и подобных ему препаратов. Вместе с тем, существуют обстоятельства и факты, ставящие под сомнение трансперсональную интерпретацию околосмертного опыта. Они менее известны, чем труды Станислава Грофа, но обладают, на наш взгляд, более высокой степенью достоверности.

1.Понятие околосмертного опыта

Понятие околосмертного опыта - Near Death Experience (NDE) - вошло в научный оборот около сорока лет назад после публикации в 1975 году книги Р. Моуди «Жизнь после жизни» [10], где автор изложил свидетельства около 50 пациентов, переживших клиническую смерть. С тех пор изучение NDE стало весьма популярным и сейчас является предметом многочисленных дискуссий, труднообозримого количества литературы, находится в центре внимания специально созданных для его исследования организаций. К сожалению, большая часть имеющихся на сегодняшний день материалов малоинформативна. В них либо механически умножается количество стереотипных примеров, либо дается этим примерам фантастическое объяснение. Редким исключением является книга Л.М. Литвака «Жизнь после смерти»: предсмертные переживания и природа психоза. Опыт самонаблюдения и психоневрологического исследования» в которой автор - врач, имеющий ученые степени по медицине и психологии, описывает и объясняет собственный околосмертный опыт. Насколько нам известно, сейчас это единственное профессиональное описание околосмертного опыта от «первого лица». Поэтому при описании NDE мы будем следовать преимущественно ее тексту.

Исследования клинической смерти, в которой и существует NDE, начались раньше публикации книги Р. Моуди. В середине 30-х годов XX века их инициировал основатель современной реаниматологии акад. В.А. Неговский, предложивший термин «клиническая смерть» для обозначения такого состояния организма, когда, несмотря на остановку сердца и прекращение дыхания, реанимационными мероприятиями человека

можно вернуть к жизни, поскольку основные функции головного мозга еще не угасли. Поэтому, начиная с 80-х годов XX века, основным признаком биологической смерти принято считать смерть мозга: «жизнь можно считать оконченной, когда мозг, как главный орган, определяющий существование человека, необратимо прекращает свою деятельность» [12, с. 31]. Именно жизнь мозга после остановки сердца и прекращения дыхания является основным признаком клинической смерти, отличающим ее от смерти необратимой - биологической.

Но как долго живет мозг (и, следовательно, - человек!?) без поступления необходимого нервным клеткам кислорода? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, возвратить больного к жизни удается (с последующим восстановлением функций головного мозга) в том случае, если реанимационные мероприятия начнутся не позднее трех-пяти минут после остановки кровообращения. С другой стороны, краткость сроков клинической смерти определяется не только изменениями, происходящими в ходе умирания (сейчас они считаются обратимыми в течение примерно 60 минут), но и специфическими постреанимационными патологическими воздействиями, поскольку именно в ходе реанимационной рециркуляции и реоксигенации происходит гибель ряда образований мозга [7, с. 174-175]. Поэтому мозг живет дольше, чем длится клиническая смерть [12, с. 70]. Он не погибает сразу, необратимые изменения начинаются с самых молодых в филогенетическом отношении структур и постепенно распространяются на все более и более древние образования, приводя, в конечном счете, к окончательной биологической смерти мозга, а вместе с ней - к смерти человека [12, с. 31].

В момент наступления клинической смерти человек отключается от природных и социокультурных регуляторов времени. Он не воспринимает ни солнечного света, ни ритмической организации социума и остается в ситуации абсолютной сенсорной и социальной депривации. Единственной реальностью оказывается замкнутая на себя субъективная реальность, полностью утратившая контакт с «внешней» последовательностью событий.

По свидетельству Л.М. Литвака, основной признак психики в этом состоянии -ее дезинтеграция. Поскольку интеграция более простых психических функций является стойкой, а интеграция высших - подвижной, изменчивой, нестойкой [9, с. 185], то филогенетически более ранняя протопатическая система, обслуживающая аффекты, чувства удовольствия-неудовольствия (в первую очередь боль), вытесняет эпикритическую и гностическую системы, обслуживающие познавательные процессы, почти полностью лишенные аффективной окраски [9, с. 139, 146-147]. В терминальном состоянии сознания (ТСС) «психика несет в себе досоциальные, доличностные, т.е. биологические источники, почти неосознаваемые, проявляющиеся в виде «минимального сознания», опережающего переживания самой простой социальной ситуации» [9, с. 298].

Именно поэтому почти на всем протяжении ТСС преобладают два наиболее древних состояния психики - страх и тревога, которые следуют сразу за полной бессознательностью и проявляются в витальной депрессии, сопровождающей большую часть ТСС и выражающейся в патологических ощущениях сжимания, стеснения, тоски, тревоги, страха, боли и т.п. [9, с. 152-153]. Но негативный эмоциональный фон хоть и доминирует в ТСС, но не является единственным. Завершается череда образов филогенетически не менее древним состоянием радости, сопровождающим полет над горной альпийской долиной в потоке солнечного света под величественную музыку симфонического оркестра [9, с. 86-87].

Рассудочному вербальному мышлению филогенетически предшествуют не только ощущения и бессознательности, витальной депрессии и радости, но и визуальные и

акустические образы ТСС. К этим последним относятся: 1) пустое черное поле зрения, следующее за состоянием полной бессознательности; 2) быстро бегущий серый поток неопределенных впечатлений; и 3) образы, которые впоследствии могут быть связаны в сюжеты. Эти образы существуют преимущественно в сером сумрачном мире, где «даже если события... происходят днем, кажется, что за окном хмуро, идет дождь. Если время действия вечер, то окружающее кажется покрытым туманной пеленой, в нем часто суетятся странные люди-тени, но не слышно их голосов» [9, с. 68]. Именно мысли-образы, визуальное мышление, филогенетически предшествующее вербальному мышлению, мыслям-словам, составляет каркас мыслительных операций в ТСС. Как пишет Л.М. Лит-вак: «На всем протяжении ТСС, до короткого момента перед его концом, исчезает речь, но с середины ТСС и до внутреннего диалога. нечто подобное мышлению сохраняется на «интуитивном» уровне, оно справлялось только с простыми ситуациями, находящимися в поле зрения. Затем - переход на уровень внутренней речи, идущий сначала в виде «танца»» [9, с. 298-299].

Содержание мыслительных операций подчинено аффективным потребностям, мышление ограничивается интуициями отношений, становится из познавательного практическим, но в нем часто сохраняется прошлый, в основном аффективный, опыт, прежде всего чувства связи с близкими и т.д. [9, с. 343, 403 и др.]. Сохранение в ТСС части жизненного опыта, во-первых, делает каждый случай NDE индивидуальным, во-вторых, определяет содержательно-смысловую часть околосмертных переживаний, поскольку они протекают в состоянии строгой сенсорной депривации, при почти полном прекращении экстереоцепции и полном обездвижении [9, с. 335]: субъективная реальность отключается от внешних источников информации и замыкается на себя. Поэтому в NDE «речь идет. уже не столько о различных формах «отражения внешнего мира», не о памяти, внимании, восприятии, мышлении и т.д., сколько о своеобразной переработке субъективно воспринятого и запечатленного» [9, с. 197]. В результате такого самоограничения изменяются не только характер и содержание мыслительных операций, но также системообразующие принципы восприятия - пространство и время, у которых появляются весьма необычные свойства.

В NDE, во-первых, изменяется длительность времени: в небольшом интервале клинической смерти (3-5 минут) умещается огромное количество событий, порой превосходящее всю предшествующую жизнь. Во-вторых, возникает ощущение вечности: длительность событий исчезает и человек погружается в состояние безвременья, где все события существуют одновременно или не существует ничего. В-третьих, время становится обратимым: нарушается последовательность событий, в которой не причина предшествует действию, а действие предшествует причине.

Но как возможны эти фундаментальные временные девиации? Почему субъективная реальность околосмертного опыта организована по иным темпоральным законам, нежели субъективная реальность повседневного бытия? Наверное, потому, что в NDE изменяются основные детерминанты субъективного времени человека.

2. Время в околосмертном опыте

Длительность субъективного времени определяется количеством актов сознания в единицу астрономического времени. Непосредственная оценка длительности представляет собой функцию числа воспринятых в данной ситуации изменений. «Атомами», неделимыми монадами событийно-временного ряда субъективной реальности считаются перцепторные образы, от количества и интенсивности которых зависит восприятие вре-

мени. В обычном состоянии сознания чем больше впечатлений и чем они интенсивней, тем длиннее интервал субъективного времени [3]. Факторами, влияющими на количество актов сознания в единицу астрономического времени и имеющим непосредственное отношение к околосмертному опыту, являются: возраст, обездвижение, сенсорная депри-вация, аффект, измененные состояния сознания.

С возрастом восприятие реальности становится менее острым. Приобретенный опыт и многократная повторяемость стандартных событий делают прежде яркие впечатления неразличимым фоном будней. Снижение двигательной активности и ослабление сенсорного аппарата усиливают этот процесс, превращая часы и минуты бодрствования стариков в неопределенно длительные интервалы. Напротив, лишенные ярких впечатлений дни, недели, месяцы и годы пролетают значительно быстрее, и год у 50-летнего человека проживается в 10 раз быстрее года пятилетнего ребенка. Поскольку интенсивность оживления прошлого также зависит от возраста (чем старее человек, тем интенсивней его воспоминания), то можно утверждать, что в процессе естественного старения и умирания происходит постепенное возникновение в субъективной реальности признаков, присущих околосмертному опыту. Прекращение дыхания и остановка сердца окончательно отрезают сознание от внешнего мира, замыкают его на себя и превращают начавшиеся еще при жизни процессы в единственную реальность.

Утрата ощущений собственного тела, полное обездвижение, дополненные сенсорной депривацией, вызывают изменение длительности времени вплоть до его остановки. Это установлено в результате наблюдений над состоянием космонавтов, находящихся в невесомости [3] и опытов по искусственной сенсорной депривации. В последнем случае совершенно здоровый человек, находящийся в течение нескольких часов в полной изоляции в бассейне с водой, соответствующей температуре человеческого тела и высокой концентрацией соли, теряет ощущение времени [14]. И в состоянии невесомости, и при искусственной сенсорной депривации физиологическая причина влияния обездвижения на восприятие времени состоит в нарушении нормальной деятельности вестибулярного аппарата. Орган вестибулярного аппарата - внутреннее ухо, воспринимающее изменение положения головы и тела в пространстве и направление движения, перестает работать в привычном режиме. Также существенно изменяются (почти прекращаются) импульсы, поступающие в головной мозг от зрительных и тактильных нейронов, обусловливающих вестибулярно-моторные, вестибулярно-сенсорные и вестибулярно-вегетативные рефлексы. Эти обстоятельства вызывают дестабилизацию соответствующих систем мозга и, как следствие, нарушение темпоральности сознания, в более «мягкой» форме наблюдаемой в состоянии сна, когда органы чувств «отдыхают», а тело находится в относительном по-

В состоянии аффекта, особенно в предельно критических ситуациях, время замедляется и буквально за считанные секунды в памяти человека успевают «проноситься» необычайно длинные фрагменты воспоминаний. За мгновение люди могут вновь пережить всю свою жизнь, и одна доля секунды оборачивается для них вечностью [4, 6]. В околосмертном опыте содержание мыслительных операций подчинено аффективным потребностям и аффект, безусловно, играет важную роль в организации субъективного времени после наступления клинической смерти, способствуя превращению считанных минут в вечность.

В измененных состояниях сознания восприятие времени существенно отличается от того, которое принято называть обычным. Например, во сне события могут развиваться с чрезвычайной быстротой и за считанные мгновенья астрономического времени че-

ловек иногда переживает ситуацию, на обычное развитие которой потребовались бы дни, недели, месяцы и даже годы [9, с. 167-168;1]. При гипнозе возможно внушение как ускоренного, так и замедленного течения времени, что, кстати, влечет за собой значительные сдвиги в субъективном состоянии испытуемых [4, с. 202 и др.]. В галлюциногенных состояниях (под действием ЛСД) за несколько минут объективного восприятия времени люди могут субъективно прожить целые жизни, века, тысячелетия и даже эпохи [6, с. 251-252]. Поскольку терминальное состояние сознания в околосмертном опыте представляет собой предельную модификацию ИСС, то признаки измененных состояний сознания, в том числе и замедление времени, также приобретают в нем предельную форму.

И последнее. В КОЕ почти все естественные регуляторы времени, в том числе солнечный свет и сокращения сердечной мышцы, исключаются из восприятия внешнего мира, который полностью исчезает. Околосмертный опыт сопровождают лишь два биоритма, так или иначе связанных с регулированием временных состояний, - электрические импульсы нейронов супрахиазмального ядра и ритмы электрической активности головного мозга. Среди последних в состоянии клинической смерти преобладают два: тета-ритм [12 с. 89], характерный для состояния сильного психологического стресса и являющийся нормой для животных, и дельта-ритм, возникающий при глубоком естественном сне, наркотическом сне и при коме. Могут ли эти биоритмы сохранить в околосмертном опыте восприятие времени, характерное для обычных состояний? Конечно, нет.

З.Выводы

Все названные обстоятельства свидетельствуют о том, что не субстанциальная природа сознания, как утверждает С. Гроф, а жизнь мозга является основным фактором, определяющим бытие субъективной реальности в состоянии клинической смерти. Продолжительность этого бытия невозможно вычислить в единицах астрономического времени по двум причинам. Во-первых, нельзя точно сказать, как долго живет мозг после остановки сердца и прекращения дыхания. Во-вторых, длительность субъективного времени в околосмертном опыте иная, нежели в опыте повседневном. Обездвижение, потеря ощущения собственного тела, аффект и строгая сенсорная депривация замыкают сознание на себя, замедляют течение времени до бесконечности и субъективная реальность покидает привычные пределы темпорального ряда «прошлое-настоящее-будущее». Жизнь субъекта в околосмертном опыте это то, что есть только «здесь и сейчас»: неконтролируемый поток образов и переживаний, состоящий из наиболее сильных и устойчивых впечатлений прошлого, фантастических образований, символов коллективного бессознательного и других феноменов, не поддающихся вербальному и графическому описанию или акустическому воспроизведению.

Литература

1. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. - М.: АСТ, 2003.

2. Биологические ритмы. В 2-х т. - М.: Мир, 1984.

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988.

4. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М.: Наука, 1978.

5. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Издательство Трансперсонального Институ-та,1993.

6. Гроф С., Галифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М.: ИНИОН РАН, 1995.

7. Гурвич А.М. Постреанимационные нарушения сознания и некоторые морально-этические и правовые проблемы реаниматологии/ Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы). - М., ФО СССР, 1990. - С.171-191.

8. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг: философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики. - М.: «Наука», 1971.

9. Литвак Л.М. «Жизнь после смерти»: предсмертные переживания и природа психоза. Опыт самонаблюдения и психоневрологического исследования. Издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. и со вступительной статьей Д.И. Дубровского: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.

10. Моуди Р. Жизнь после жизни. - М.: «София», 2007.

11. Уинфри А.Т. Жизнь по биологическим часам. - М.: Мир, 1990.

12. Уолкер А.Э. Смерть мозга. - М.: Медицина, 1988.

13. Чернышева М.П. Клеточно-молекулярные осцилляторы и восприятие времени// Хронос и Темпус (Природное и социальное время: философский, теоретический и практический аспекты): Сб.научн.трудов/ Под ред. В.С. Чуракова (серия БИБЛИОТЕКА ВРЕМЕНИ. Вып. 6). - Новочеркасск: НОК, 2009. - С.161-173.

14. Lilli J. The deep Self. N.Y.: Warner Books, 1977

Ю.Н. Смирнов

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, особенности, система физического воспитания.

Организация самостоятельной работы студентов вуза является одним из важнейших факторов эффективности модернизации высшего образования. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов изложены в нормативных документах государственного уровня - типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71, Письме Минобразования РФ «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования» от 29.12 2000 №16-52-138 ин /16-13 и Письме Минобразования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 N 14-55-996 ин/15. Актуальность изучения вопросов организации самостоятельной работы будущих специалистов в системе физического воспитания вуза вызвана усилением приобретения студентами знаний, умений и опыта выполнения физических упражнений, а также формирования профессиональных компетенций и личностных качеств.

Явилась организация самостоятельной работы в системе физического воспитания, направленная на формирование профессиональных компетенций будущего бакалавра. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

© Смирнов Ю.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.