Научная статья на тему 'Восприятие речи военнослужащих: оценка личностных черт и определение принадлежности к вооруженным силам на основании анализа высотно-мелодических и темпоральных характеристик американской речи'

Восприятие речи военнослужащих: оценка личностных черт и определение принадлежности к вооруженным силам на основании анализа высотно-мелодических и темпоральных характеристик американской речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОФОНЕТИКА / SOCIOPHONETICS / ВОЕННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ / MILITARY ENGLISH / ЮЖНАЯ ОКРАСКА РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ ДОМИНАНТНОСТЬ / SPEECH DOMINANCE / ПРОДУКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / БЕЗЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / МОНОФТОНГИЗАЦИЯ /AI/ И ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД /U/ / ЧОТ / ДИАПАЗОН / ТЕМП / TEMPO / SOUTHERNNESS / STOICISM / /AI/-MONOPHTHONGIZATION AND /U/-FRONTING / F0 / PITCH RANGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Е.Ю.

Статья находится в русле социофонетики американского варианта английского языка. В настоящее время Вооруженные Силы США играют важную роль в мировом военном и политическом сообществе. Хотя члены действующей армии являются представителями всех регионов США и имеют различное социально-экономическое положение, следует отметить идейную сплоченность военного сообщества, объединенного общей целью, а также универсальность, однородность и консерватизм армейского языка, азы которого новобранцы начинают постигать с самого момента вступления в ряды вооруженных сил. Данная работа посвящена описанию недавно проведенного экспериментально-фонетического анализа речи американских военнослужащих, направленного на определение социально значимого соотношения между личностно-речевыми характеристиками (доминантность, продуктивность, безэмоциональность речи и наличие южной окраски) и фонетическими переменными (звуковые особенности южного диалекта, ЧОТ, диапазон, темп). Основную цель работы можно определить как попытку получить статистически значимое доказательство того, что акустические изменения фонетических характеристик речи могут повлечь за собой изменения в восприятии личности говорящего и, как следствие, препятствовать его идентификации как военнослужащего. Исследование проводилось в несколько этапов, включающих аудиторский, электронно-акустический и статистический виды анализа. В роли респондентов выступили 8 военнослужащих из Канзаса в возрасте 24-46 лет, занимающих одинаковое социально-экономическое положение. В качестве звучащего материала были отобраны 38 речевых примеров длительностью звучания 10-20 сек. каждый, представляющие собой отрывки из интервью с говорящими, в которых им предлагалось ответить на повседневные вопросы о себе. На роль аудиторов были приглашены американцы в возрасте 18-53 лет разного социального статуса как имеющие отношение к вооруженным силам, так и являющиеся гражданскими служащими. В ходе подготовки к проведению эксперимента аудиторов проинформировали о том, что в их задачу входит прослушивание речи 38 американцев с последующим ранжированием предложенных им личностно-речевых характеристик и их оценкой по 6-балльной шкале от «1» «совершенно не согласен» до «6» «полностью согласен» в отношении каждого говорящего. Данная информация являлась заведомо неверной, поскольку в эксперименте приняли участие 8 говорящих и анализировались 38 речевых отрывков с видоизмененными голосами. После прослушивания речевого отрывка аудитору предлагался набор личностно-речевых характеристик, связанных, в основном, с профессиональной ориентацией говорящего, конечной целью ранжирования которых было выявление соотношения между акустическими параметрами речи, чертами характера говорящего в определенном социокультурном контексте и его принадлежностью к вооруженным силам. Так, результаты эксперимента выявили взаимозависимость низкой ЧОТ и физической доминантности; ускоренного темпа речи и компетентности; монофтонгизации /aI/, продвижения вперед /u/ и признаков южной окраски речи; широкого диапазона голоса и экспрессивности. В целом, экспериментальные выводы доказывают социальную маркированность исследуемых лингвистических переменных и их значимость для выявления представителей военной среды по их речевым характеристикам, а гармоничное сочетание всех перечисленных переменных в речи говорящего способствуют его восприятию как успешного представителя военной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military speech perception:the analysis of personal identity and the u.s. military membership performed through the investigation of f0, pitch range and temporal characteristics of American speech

The paper is within the domain of American English sociophonetics. Nowadays the U.S. Military service fills an important niche in the world military and political society. Although people in the military come from all over America and have various socio-economic backgrounds, the military is still a group of people sharing a common goal and using conservative, homogeneous and universal language, which new recruits begin to adopt from the moment they enter the service. The paper describes a perception study of speech by the U.S. Military members, which centers on a socially significant correlation between Southernness, speech dominance, efficiency, and stoicism, and the respective phonetic variables: sound peculiarities of the Southern dialect (/aI/-monophthongization, /u/-fronting), F0, pitch range, and tempo. The article focuses on the attempt to get statistically significant evidence that acoustic modifications of phonetic characteristics in speech may provoke unpredictable changes in personality perception and prevent the speaker’s identification as a military person. The study was carried out in three steps: auditory, electro-acoustic and statistic analyses. As interviewees, 8 military males at the age of 24-46 from central Kansas with similar socio-economic background took part in the study. The audio material was presented by 38 speech samples, each between 10-20 seconds long, taken from the interviews with the military males, where they answered questions about their backgrounds. The participants in the study were Americans at the age of 18-53, belonging to different social layers, both military members and civil citizens. The participants were informed that they would be listening to 38 Americans speaking, and their task would be to judge the men on several accounts. On the computer screen after hearing each man speak the participants would see four personal or speech characteristics, based on a person’s occupation, and they were to agree or disagree with the statement on a scale of 1 to 6, ‘1’ being ‘strongly disagree’ and ‘6’ being ‘strongly agree’. The information about 38 speakers was deliberately false, as there were only 8 interviewees and 38 speech samples with acoustically manipulated voices. The idea of the character traits judgment was to show a significant correlation between acoustic parameters of speech, personal characteristics value in a socio-cultural community and a potential military membership. The experimental results show that lower pitch correlates with physical dominance, a faster speech rate with competence, monophthongization of /aI/ and frontness of /u/ with Southernness and wider pitch range with expressiveness. Summing it up, the linguistic variables under analysis are evidently associated with specific social meanings and with the U.S. Military membership, and when all these variables are combined, the speaker seems extremely likely to be in the military.

Текст научной работы на тему «Восприятие речи военнослужащих: оценка личностных черт и определение принадлежности к вооруженным силам на основании анализа высотно-мелодических и темпоральных характеристик американской речи»

УДК 81'34

Е. Ю. Романова

кандидат филологических наук, доцент кафедры фонетики английского языка факультета английского языка МГЛУ; е-таЛ: catrom@rambLer.ru

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ НАОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ВЫСОТНО-МЕЛОДИЧЕСКИХ И ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АМЕРИКАНСКОЙ РЕЧИ

Статья находится в русле социофонетики американского варианта английского языка. В настоящее время Вооруженные Силы США играют важную роль в мировом военном и политическом сообществе. Хотя члены действующей армии являются представителями всех регионов США и имеют различное социально-экономическое положение, следует отметить идейную сплоченность военного сообщества, объединенного общей целью, а также универсальность, однородность и консерватизм армейского языка, азы которого новобранцы начинают постигать с самого момента вступления в ряды вооруженных сил.

Данная работа посвящена описанию недавно проведенного экспериментально-фонетического анализа речи американских военнослужащих, направленного на определение социально значимого соотношения между личностно-речевыми характеристиками (доминантность, продуктивность, безэмоциональность речи и наличие южной окраски) и фонетическими переменными (звуковые особенности южного диалекта, ЧОТ, диапазон, темп). Основную цель работы можно определить как попытку получить статистически значимое доказательство того, что акустические изменения фонетических характеристик речи могут повлечь за собой изменения в восприятии личности говорящего и, как следствие, препятствовать его идентификации как военнослужащего. Исследование проводилось в несколько этапов, включающих аудиторский, электронно-акустический и статистический виды анализа. В роли респондентов выступили 8 военнослужащих из Канзаса в возрасте 24-46 лет, занимающих одинаковое социально-экономическое положение. В качестве звучащего материала были отобраны 38 речевых примеров длительностью звучания 1020 сек. каждый, представляющие собой отрывки из интервью с говорящими, в которых им предлагалось ответить на повседневные вопросы о себе. На роль аудиторов были приглашены американцы в возрасте 18-53 лет разного социального статуса - как имеющие отношение к вооруженным силам, так и являющиеся гражданскими служащими. В ходе подготовки к проведению эксперимента аудиторов проинформировали о том, что в их задачу входит прослушивание речи 38 американцев с последующим ранжированием предложенных им личностно-речевых характеристик и их оценкой по 6-балльной шкале от «1» -«совершенно не согласен» до «6» - «полностью согласен» в отношении каждого говорящего. Данная информация являлась заведомо неверной, поскольку

в эксперименте приняли участие 8 говорящих и анализировались 38 речевых отрывков с видоизмененными голосами. После прослушивания речевого отрывка аудитору предлагался набор личностно-речевых характеристик, связанных, в основном, с профессиональной ориентацией говорящего, конечной целью ранжирования которых было выявление соотношения между акустическими параметрами речи, чертами характера говорящего в определенном социокультурном контексте и его принадлежностью к вооруженным силам.

Так, результаты эксперимента выявили взаимозависимость низкой ЧОТ и физической доминантности; ускоренного темпа речи и компетентности; монофтонгизации /aI/, продвижения вперед /и/ и признаков южной окраски речи; широкого диапазона голоса и экспрессивности. В целом, экспериментальные выводы доказывают социальную маркированность исследуемых лингвистических переменных и их значимость для выявления представителей военной среды по их речевым характеристикам, а гармоничное сочетание всех перечисленных переменных в речи говорящего способствуют его восприятию как успешного представителя военной профессии.

Ключевые слова: социофонетика; военный английский; южная окраска речи; речевая доминантность, продуктивность, безэмоциональность; монофтонгизация /aI/ и продвижение вперед /и/; ЧОТ; диапазон; темп.

Romanova E. Y.

PhD, Associate Professor, Department of English Phonetics, English Language FacuLty, MSLU; e-mail: catrom@rambler.ru

MILITARY SPEECH PERCEPTION: THE ANALYSIS OF PERSONAL IDENTITY AND THE U.S. MILITARY MEMBERSHIP PERFORMED THROUGH THE INVESTIGATION OF F0, PITCH RANGE AND TEMPORAL CHARACTERISTICS OF AMERICAN SPEECH

The paper is within the domain of American English sociophonetics. Nowadays the U.S. Military service fills an important niche in the world military and political society. Although people in the military come from aU over America and have various socio-economic backgrounds, the military is stiH a group of people sharing a common goal and using conservative, homogeneous and universal language, which new recruits begin to adopt from the moment they enter the service. The paper describes a perception study of speech by the U.S. Military members, which centers on a sociaHy significant correlation between Southernness, speech dominance, efficiency, and stoicism, and the respective phonetic variables: sound peculiarities of the Southern dialect (/aI/-monophthongization, /u/-fronting), F0, pitch range, and tempo. The article focuses on the attempt to get statistically significant evidence that acoustic modifications of phonetic characteristics in speech may provoke unpredictable changes in personality perception and prevent the speaker's identification as a military person. The study was carried out in three steps: auditory, electro-acoustic and statistic analyses. As interviewees,

8 miLitary maLes at the age of 24-46 from central. Kansas with simiLar socioeconomic background took part in the study. The audio materiaL was presented by 38 speech sampLes, each between 10-20 seconds Long, taken from the interviews with the miLitary maLes, where they answered questions about their backgrounds. The participants in the study were Americans at the age of 18-53, beLonging to different sociaL Layers, both miLitary members and civiL citizens. The participants were informed that they wouLd be Listening to 38 Americans speaking, and their task wouLd be to judge the men on severaL accounts. On the computer screen after hearing each man speak the participants wouLd see four personaL or speech characteristics, based on a person's occupation, and they were to agree or disagree with the statement on a scaLe of 1 to 6, '1' being 'strongLy disagree' and '6' being 'strongLy agree'. The information about 38 speakers was deLiberateLy faLse, as there were onLy 8 interviewees and 38 speech sampLes with acousticaLLy manipuLated voices. The idea of the character traits judgment was to show a significant correLation between acoustic parameters of speech, personaL characteristics vaLue in a socio-cuLturaL community and a potentiaL miLitary membership.

The experimentaL resuLts show that Lower pitch correLates with physical dominance, a faster speech rate with competence, monophthongization of /aI/ and frontness of /u/ with Southernness and wider pitch range with expressiveness. Summing it up, the Linguistic variabLes under anaLysis are evidentLy associated with specific sociaL meanings and with the U.S. MiLitary membership, and when aLL these variabLes are combined, the speaker seems extremeLy LikeLy to be in the miLitary.

Key words: Sociophonetics; miLitary EngLish; Southernness; speech dominance, efficiency, stoicism; /aI/-monophthongization and /u/-fronting; F0; pitch range; tempo.

Введение

В настоящее время Вооруженные Силы США играют важную роль в мировом военном и политическом сообществе. На сегодняшний день в состав американской армии входит один процент всего американского населения, ее структуре и деятельности посвящены многие картины голливудского кинематографа, а военная политика США регулярно освещается в новостных программах по всему миру. Хотя члены действующей армии являются представителями всех регионов США и занимают разное социально-экономическое положение, следует отметить идейную сплоченность военного сообщества, объединенного общей целью, а также универсальность, однородность и консерватизм армейского языка, азы которого новобранцы начинают постигать с самого момента вступления в ряды вооруженных сил. В результате проводимых опросов населения о возможных различиях военного и гражданского языков

были выявлены следующие лексические и фонетические особенности военного английского [Kirtley 2010; Kirtley 2011]:

1. Использование военного жаргона, сленга и акронимов (аббревиатур, образованных начальными звуками), как правило, для описания понятий и событий, чьи названия в гражданском языке наполнены слишком эмоциональным содержанием. Например, вместо слова «война», имеющего излишне негативную окраску, боевые действия в Афганистане в военной среде именовались акронимом O. E. F. (Operation Enduring Freedom - Операция по Восстановлению Свободы) [Goldinger 1997; Kirtley 2010, с. 79].

2. Наличие южных диалектальных маркеров в речи, одной из причин которых является тот факт, что большое количество военных тренировочных баз, где новобранцы впервые начинают идентифицировать себя как военнослужащие, располагается именно на юге страны. Кроме того, военная политика США в американской прессе и, соответственно, в сознании населения часто ассоциируется с южными регионами страны.

3. Фонетическое своеобразие речи американских военных выражается в понижении общего уровня ЧОТ, отсутствии резких высотных перепадов, достаточно узком голосовом диапазоне, что объясняется преобладанием мужских голосов в данной среде [Kirtley 2010, с. 79].

4. Многие исследователи отмечают так называемое отсутствие интонации в речи военных, т. е. интонационное однообразие и монотонность [Burkhardt, Sendlmeier 2000].

Основная часть (описание эксперимента)

Особый интерес представляют результаты фонетического эксперимента, проведенного американскими исследователями в несколько этапов, включающих аудиторский, электронно-акустический и статистический виды анализа [Kirtley 2011]. Основную цель можно представить не только как выявление языковых и личностных особенностей, присущих представителям военной профессии, но и определение языковых и, в первую очередь, фонетических маркеров, наличие которых в речи говорящего помогает собеседнику идентифицировать его как военнослужащего. В ходе эксперимента была предпринята попытка получить статистически значимое доказательство того, что акустические изменения фонетических

характеристик речи могут повлечь за собой изменения в восприятии самой личности говорящего. Результаты исследования показали взаимосвязь между следующими фонетическими составляющими и личностно-речевыми характеристиками: уровень ЧОТ и физическое превосходство, высокомерие и принадлежность к военной среде; ускоренный темп речи и продуктивность речи, готовность помочь, компетентность и принадлежность к военной среде; величина голосового диапазона и эмоциональность; монофтонгизация /аг/ и продвижение вперед /и/, являющиеся признаками южной окраски речи, лидерские качества и принадлежность к военной среде.

В роли респондентов выступили 8 военнослужащих из Канзаса в возрасте 24-46 лет, занимающих равное социально-экономическое положение. Важно отметить, что все говорящие - выходцы из региона Южный Мидлендс и, соответственно, являются носителями произносительного диалекта Среднего запада, который на сегментном уровне имеет характеристики, схожие с южными диалектами, например, продвинутый вперед /и/ и слияние гласных Л/-/е/. Опираясь на результаты предыдущих исследований, авторы говорят о том, что основная часть представителей военной профессии по происхождению относится именно к жителям юга и среднего запада [КМеу 2011]. В качестве звучащего материала были отобраны 38 речевых примеров длительностью звучания 10-20 сек. каждый, представляющие собой отрывки из интервью с говорящими, в которых им предлагалось ответить на вопросы об их происхождении, детстве, школьных годах и работе. На роль аудиторов были приглашены американцы в возрасте 18-53 лет, представители разного социального статуса, как имеющие отношение к вооруженным силам, так и являющиеся гражданскими служащими. В ходе подготовки к проведению эксперимента аудиторов проинформировали о том, что в их задачу входит прослушивание речи 38 американцев с последующим ранжированием предложенных им личностно-речевых характеристик и их оценкой по 6-балльной шкале от «1» - «совершенно не согласен» до «6» - «полностью согласен» в отношении каждого говорящего. Данная информация являлась заведомо неверной, поскольку в эксперименте приняли участие 8 говорящих и анализировались 38 речевых отрывков с измененными голосами. После прослушивания речевого отрывка аудитору предлагался

набор личностно-речевых характеристик, связанных, в основном, с профессиональной ориентацией говорящего, конечной целью ранжирования которых было выявление соотношения между акустическими параметрами речи, чертами характера говорящего в определенном социокультурном контексте и его принадлежностью к вооруженным силам [Clopper, Pisoni 2004; Eckert 2005]. Весь набор предлагаемых личностно-речевых характеристик условно может быть распределен по четырем группам:

• наличие южной окраски речи (что связано с основным регионом происхождения и места проживания американских военнослужащих);

• доминантность речи;

• продуктивность речи;

• безэмоциональность (нейтральность) речи.

Видоизменение голосов происходило при помощи акустических модификаций следующих фонетических компонентов сегментного и супрасегментного уровней:

• монофтонгизация /ai/ и продвижение вперед /и/ (признаки южной окраски речи);

• понижение / повышение ЧОТ (признаки доминантности речи);

• замедление / ускорение темпа (признаки продуктивности речи);

• расширение / сужение диапазона (признаки эмоциональности речи).

Результаты эксперимента обрабатывались методом математико-статистического анализа при помощи логистической регрессивной модели, широко использующейся для обработки экспериментальных данных в социальных науках и оперирующей следующими числовыми показателями:

1. Коэффициент предварительной оценки (положительный коэффициент выражает положительное соотношение между акустической модификацией фонетического компонента и наличием анализируемой личностно-речевой характеристики у говорящего).

2. Стандартное отклонение выборочного среднего.

3. Р-значение (при его значении менее 0.05 вероятность ошибки минимальна, и положительное соотношение является статистически значимым) [Kirtley 2011].

Наличие южной окраски речи

В рамках предыдущих исследований было выявлено, что основные произносительные особенности южных диалектов включают монофтонгизацию /ai/, озвончение /s/ перед гласными переднего ряда высокого подъема, дифтонгизацию /о/, слияние гласных /i/-/е/ и продвижение вперед /и/ [Clopper, Pisoni 2004; Fridland 2008; Purnell, Idsardi, Baugh 1999; Sumner 2009].

В описываемом эксперименте необходимые акустические изменения были проведены в отношении двух гласных звуков, в результате чего появились искусственно созданные монофтонгизированный /ai/ и продвинутый вперед /и/, характерные для южных диалектов, наличие которых действительно оказало влияние на восприятие речи говорящего как имеющей южную окраску, о чем свидетельствует положительный коэффициент предварительной оценки 1.3238 и р < 0.0001 в таблице 1.

Таблица 1

Модель характеристики личности говорящего с учетом монофтонгизации /а1/ и продвинутости вперед /и/ в речи (южная окраска)

Характери- Предвари- Стандартное Р-значение

стика личности тельная оценка отклонение выборочного среднего (вероятность ошибки)

Южанин 1.3238 0.2552 < 0.0001

Лидер 1.5681 0.4437 < 0.0001

Военнослужа- 0.4771 0.2431 < 0.05

щий

Менее очевидная, но ожидаемая закономерность была выявлена исходя из того, что говорящие, чья речь была определена как имеющая южную окраску, наделялись качествами лидера (коэффициент предварительной оценки 1.5681 и р < 0.0001 см. в таблице 1) и, соответственно, воспринимались как имеющие отношение к вооруженным силам (коэффициент предварительной оценки 0.4771 и р < 0.05 см. в таблице 1). Для последней закономерности характерна большая вероятность ошибки, однако соотношение статистически значимо.

Доминантность речи

Согласно данным перцептивных исследований, общий уровень ЧОТ говорящего может рассматриваться как коррелят доминантности речи. Авторы предыдущих работ отмечают, что мужские голоса с искусственно заниженной ЧОТ воспринимаются как характеризующиеся большей степенью доминантности, чем те же голоса с искусственно завышенной ЧОТ [Puts, Gaulin, Verdolini 2006]. Далее исследователи указывают на то, что подобное соотношение является более значимым для физической доминантности, чем для социальной [Puts, Hodges, Cárdenas, Gaulin 2007]. Однако доминантность - не единственная характеристика, связанная с показателями среднего уровня ЧОТ, который так же часто ассоциируют с мужественностью и сдержанностью [Puts, Gaulin, Verdolini 2006].

Критерий доминантности речи в описываемом нами эксперименте тоже анализировался при помощи акустических манипуляций с показателями ЧОТ. Изначально было выдвинуто предположение, что говорящие, для речи которых характерны более низкие показатели ЧОТ, будут восприниматься как потенциальные лидеры, наделенные такими качествами, как высокомерие, физическое превосходство и, соответственно, имеющие отношение к вооруженным силам. В целом, данное предположение было подтверждено результатами эксперимента, изложенными в таблице 2.

Говорящие с низкими показателями ЧОТ в речи ассоциировались с физически развитыми личностями (коэффициент предварительной оценки 1.7038 и р < 0.0001 представлен в таблице 2), которым многими аудиторами приписывалось также агрессивное поведение. Низкие показатели ЧОТ в речи способствовали восприятию говорящих как высокомерных личностей (коэффициент предварительной оценки 0.8941 и р < 0.01 представлены в таблице 2), что может быть связано с идеей о социальном превосходстве физически развитых мужчин, получивших общественное признание и одобрение благодаря их силе и атлетическому телосложению [Campbell-Kibler 2009]. Соответственно, говорящие с характерной низкой ЧОТ в речи воспринимались аудиторами как имеющие отношение к вооруженным силам (коэффициент предварительной оценки 0.5840 и р < 0.05 представлен в таблице 2).

Однако следует заметить, что соотношение между низкими показателями ЧОТ в речи и наличием лидерских качеств у говорящего не является статистически значимым (р < 0.084), что указывает на прямую взаимозависимость между низкой ЧОТ и физическим превосходством человека и в гораздо меньшей степени - на зависимость социальной значимости от высотных характеристик речи.

Таблица 2

Модель характеристики личности говорящего по критерию доминантности речи с учетом низкой ЧОТ

Характеристи- Предваритель- Стандартное Р-значение

ка личности ная оценка отклонение выборочного среднего (вероятность ошибки)

Физическое 1.7038 0.2731 < 0.0001

превосходство

Высокомерие 0.8941 0.3062 < 0.01

Военнослужащий 0.5840 0.2469 < 0.05

Продуктивность речи

Продуктивность или эффективность речи подразумевает ее быстрый темп, относительно небольшое количество заполненных / незаполненных пауз, четкость и точность формулировки мысли. Количество информации, которое говорящий способен передать за единицу времени, является основным показателем продуктивности речи, что, однако, должно находиться в балансе с четкостью акустических сигналов [Wingfield, Poon, Lombardi, Lowe 1985].

Акустические модификации темпоральных характеристик речи в ходе исследуемого нами эксперимента позволили авторам сделать вывод о продуктивности речи его участников. Предварительные гипотезы в отношении данного критерия изначально рассматривались как реалистичные, поскольку взаимосвязь между темпом речи и ее продуктивностью очевидна. Первоначальная гипотеза строилась на том, что замедленный темп речи будет способствовать восприятию говорящего как недостаточно эффективного и квалифицированного специалиста и, как следствие, не имеющего отношения к вооруженным силам. Следует отметить, что в целом данная гипотеза была подтверждена результатами эксперимента,

изложенными в таблице 3. Важно, что отрицательное значение коэффициента предварительной оценки в данном случае выражает отрицательное соотношение между замедленным темпом речи и вероятностью наличия анализируемой личностно-речевой характеристики у говорящего. Так, замедленный темп речи действительно характеризовал человека как менее работоспособного (коэффициент предварительной оценки -2.6664 и р < 0.0001 в таблице 3), недостаточно компетентного (коэффициент предварительной оценки -2.5970 и р < 0.0001 в таблице 3) и даже как в меньшей степени готового помочь в трудной ситуации (коэффициент предварительной оценки -2.1392 и р < 0.0001 в таблице 3). Ассоциацию быстрого темпа речи мужчин с физической силой, энергией и компетентностью проводят и авторы предыдущих перцептивных исследований [Peng, Zebrowitz, Hoon Koo Lee 1993]. Замедленный темп речи не способствовал восприятию говорящего и как военнослужащего (коэффициент предварительной оценки -1.4932 и р < 0.0001 в таблице 3). Хотя способность к произнесению большего количества слов за единицу времени естественным образом рассматривается как большая продуктивность речи, экспериментальное задание, выполняемое аудиторами, было осложнено невозможностью сравнения темпа речи у разных говорящих. Таким образом, оценка темпа и его сопоставление с продуктивностью речи осуществлялась лишь на основании индивидуальных понятий о стандартной скорости речи.

Таблица 3

Модель характеристики личности говорящего по критерию продуктивности речи с учетом замедленного темпа

Характеристика Предваритель- Стандартное Р-значение

личности ная оценка отклонение выборочного среднего (вероятность ошибки)

Работо- -2.6664 0.3038 < 0.0001

способность

Компетентность -2.5970 0.3821 < 0.0001

Готовность -2.1392 0.3508 < 0.0001

помочь

Военнослужащий -1.4932 0.2539 < 0.0001

Безэмоциональность (нейтральность) речи

Еще до проведения эксперимента исследователи предполагали, что голосовой диапазон тесно взаимосвязан с эмоциональностью речи, а именно, что акустические манипуляции, приводящие к сужению диапазона, будут способствовать восприятию говорящего как человека закрытого и скупого в выражении эмоций. Результаты эксперимента, изложенные в таблице 4, полностью подтвердили данное предположение (коэффициент предварительной оценки 0.6440 и р < 0.05 представлены в таблице 4), а также выводы предыдущих исследователей о том, что для эмоциональной речи характерно расширение голосового диапазона и повышение уровня ЧОТ [ВигкЬаг&, 8епШше1ег 2000]. Соотношение величины диапазона голоса и восприятия говорящего как военнослужащего оказалось статистически не значимым.

Таблица 4

Модель характеристики личности говорящего по критерию безэмоциональности (нейтральности) речи с учетом расширенного диапазона

Характеристика личности Предварительная оценка Стандартное отклонение выборочного среднего Р-значение (вероятность ошибки)

Эмоциональность 0.6440 0.2761 < 0.05

Характеристика личности говорящего с учетом акустических модификаций всех переменных

В качестве заключительного этапа эксперимента, результаты которого представлены в таблице 5, из всего звучащего корпуса авторы выбрали несколько речевых отрывков, где были произведены акустические манипуляции со всеми исследуемыми переменными: монофтонгизация /аг/ и продвижение вперед /и/, понижение уровня ЧОТ, ускорение темпа речи и расширение голосового диапазона. Данные манипуляции должны были способствовать созданию образа говорящего как представителя военной профессии, что и было достигнуто, по мнению большинства аудиторов (коэффициент предварительной оценки 2.2205 и р < 0.0001 в таблице 5). Кроме того, обладатели видоизмененных подобным образом

голосов были охарактеризованы как физически развитые (коэффициент предварительной оценки 2.7491 и р < 0.0001 см. в таблице 5) и готовые помочь в трудной ситуации мужчины (коэффициент предварительной оценки 1.5295 и р < 0.01 см. в таблице 5).

Таблица 5

Модель характеристики личности говорящего с учетом акустических модификаций всех переменных

Характеристика Предваритель- Стандартное Р-значение

личности ная оценка отклонение выборочного среднего (вероятность ошибки)

Военнослужащий 2.2205 0.3425 < 0.0001

Физическое 2.7491 0.4946 < 0.0001

превосходство

Готовность помочь 1.5295 0.4827 < 0.01

Таблица 6

Соотношение речевого критерия и статистически значимой характеристики личности с соответствующим Р-значением

Речевой критерий Характеристика личности Подтверждение Р-значение (вероятность ошибки)

Южная окраска Южанин X < 0.0001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидер X < 0.001

Военно- X < 0.05

служащий

Интелли-

гентность

Доброта

Доминантность Физическое превосходство X < 0.0001

Высокомерие X < 0.01

Военно- X < 0.05

служащий

Лидер

Продуктивность Работоспособность X < 0.0001

Речевой критерий Характеристика личности Подтверждение Р-значение (вероятность ошибки)

Компетентность X < 0.0001

Готовность X < 0.0001

помочь

Военно- X < 0.0001

служащий

Безэмо- Эмоциональ- X < 0.05

циональность (нейтральность) ность

Человечность

Северянин

Военно-

служащий

Все переменные Военнослужащий X < 0.0001

Физическое X < 0.0001

превосходство

Готовность X < 0.01

помочь

Интелли-

гентность

Южанин

Доброта

Заключение (выводы)

Обобщая результаты проведенного эксперимента, представленные в таблице 6, можно говорить о том, что каждая лингвистическая переменная социально значима, в сознании собеседника она находится в тесной связи с восприятием говорящего как личности в целом, способствует выявлению специфических черт его характера, определению его происхождения и социальных категорий [Campbell-Kibler 2007; Campbell-Kibler 2009; Eckert 2003]. Так, описываемый нами эксперимент продемонстрировал взаимозависимость низкой ЧОТ и физической доминантности; ускоренного темпа речи и компетентности; монофтонгизации /ai/, продвижения

вперед /и/ и признаков южной окраски речи; широкого диапазона голоса и экспрессивности. А гармоничное сочетание всех перечисленных переменных в речи говорящего способствуют его восприятию как успешного представителя военной профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Burkhardt, F. and Sendlmeier, W. Verification of Acoustical Correlates of Emotional Speech Using Formant-Synthesis / Proceedings of the ISCA Workshop on Speech and Emotion. 2000. P. 151-156. Campbell-Kibler, K. Accent, (ING), and the Social Logic of Listener Perceptions / American Speech. № 82 (1), 2007. P. 32-64. Campbell-Kibler, K. The Nature of Sociolinguistic Perception / Language

Variation and Change. № 21, 2009. P. 135-156. Clopper, C. G. and Pisoni, D.B. Effects of Talker Variability on Perceptual

Learning of Dialects / Language and Speech. № 47, 2004. P. 207-239. Clopper, C.G. and Pisoni, D.B. Homebodies and Army Brats: Some Effects of Early Linguistic Experience and Residential History on Dialect Categorization / Language Variation and Change. № 16, 2004. P. 31-48. Eckert, P. The Meaning of Style / Texas Linguistic Forum. № 47, 2003. P. 41-53.

Eckert, P. Variation, Convention, and Social Meaning / Paper Presented at the Annual Meeting of the Linguistic Society of America. Oakland, California: Stanford University, 2005. 33 p. Fridland, V. Regional Differences in Perceiving Vowel Tokens on Southerness, Education and Pleasantness Ratings / Language Variation and Change. № 20, 2008. P. 67-83. Goldinger, S.D. Words and Voices: Perception and Production in an Episodic Lexicon / Johnson, K. & Mullennix, J. W. (ed.) Talker Variability in Speech Processing. San Diego: Academic Press, 1997. P. 33-66. Kirtley, J. Making a Soldier out of a Civilian: Linguistic Identity in the U.S. Military / Selected Papers from the Fourteenth College-Wide Conference for Students in Languages, Linguistics, and Literature. 2010. P. 74-80. Kirtley, J. Speech in the U.S. Military: a Sociophonetic Perception Approach to Identity and Meaning (a Thesis). the USA, Hawaii: University of Hawaii at Manoa, 2011. 100 p. Labov, W. The Social Motivation of a Sound Change / Word. № 19, 1963. P. 273-309.

Peng, Ying; Zebrowitz, L.A.; Hoon Koo Lee The Impact of Cultural Background and Cross-Cultural Experience on Impressions of American and

Korean Male Speakers / Journal of Cross-Cultural Psychology. № 24 (2), 1993. P. 203-220.

Purnell, T.; Idsardi, W.; Baugh, J. Perceptual and Phonetic Experiments on American English Dialect Identification / Journal of Language and Social Psychology. № 18, 1999. P. 10-30.

Puts, D.A.; Gaulin, S.J.C.; Verdolini, K. Dominance and the Evolution of Gender Dimorphism in Human Voice Pitch / Evolution and Human Behaviour. № 27 (4), 2006. P. 283-296.

Puts, D.A.; Hodges, C.R.; Cárdenas, R.A.; Gaulin, S.J.C. Men's Voices as Dominance Signals: Vocal Fundamental and Formant Frequencies Influence Dominance Attributions among Men / Evolution and Human Behaviour. № 28 (5), 2007. P. 340-344.

Sumner, M.; Arthur G. Samuel The Effect of Experience on the Perception and Representation of Dialect Variants / Journal of Memory and Language. № 60, 2009. P. 487-501.

Wingfield, A.; Poon, L.W.; Lombardi, L.; Lowe, D. Speed of Processing in Normal Aging: Effects of Speech Rate, Linguistic Structure, and Processing Time / Journal of Gerontology. № 40, 1985. P. 579-585.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.