ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 4 (16)
УДК 159.99
ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ЯЗЫКОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВУЗА
Т.М. Пермякова, М.С. Шевелева
В ходе исследования были выявлены особенности восприятия профессии учителя и преподавателя английского языка выпускниками языковых специальностей вузов. Полученные результаты показывают, что обе профессии являются малопривлекательными, что связано в первую очередь с низкой оплатой труда и высокой интенсивностью деятельности педагогов. Среди мотивов, которые могут привести к выбору данной профессии, преобладают внутренние, связанные с личными качествами и предпочтениями респондентов. Результаты исследования позволяют дать рекомендации по повышению привлекательности педагогической деятельности.
Ключевые слова: восприятие; профессия преподавателя; английский язык; мотивация; выбор профессии.
Увеличивающееся количество научных исследований посвящено разнообразным проблемам среднего и высшего образования, что свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данной проблемной области. При этом следует отметить, что вопросы сферы образования рассматриваются с точки зрения разных дисциплин социально-гуманитарного блока: социологии,
психологии, экономики, педагогики и др. Значительная доля исследований посвящена проблеме улучшения качества и совершенствования системы образования [2, 4, 6]. Авторами описываются разнообразные способы модернизации образования: реорганизация системы на государственном уровне [6], уменьшение количества учащихся на одного учителя [2], повышение заработной платы преподавателей [4]. При этом результаты упомянутых практик не всегда могут быть описаны как положительные. М. Барбер, М. Муршед (2008) высказывают мнение, что улучшение качества обучения напрямую связано с улучшением преподавания, так как «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Авторы приходят к заключению, что в преподавание необходимо привлекать качественные кадры путем повышения статуса профессии преподавателя, как это было сделано в Англии или Южной Корее. Вопрос о привлека-
тельности учительской профессии в целом ставится также в докладе «Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира» [8, 9], в котором подчеркивается важность привлечения наиболее способных выпускников в преподавание не только высокой заработной платой, но и условиями труда. В докладе говорится о необходимости повышения статуса профессии преподавателя для улучшения качества обучения.
В связи с глобализацией всех процессов, в том числе образовательных, обучение иностранному языку (прежде всего английскому) становится чрезвычайно важным как для собственно образовательной деятельности студентов, так и для будущих специалистов — выпускников вузов. Большое внимание в этом процессе оказывается преподавателю иностранного языка, эффективности его работы. Тем не менее, работ, посвященных не собственно методике преподавания иностранного языка, а восприятию профессии преподавателя, оценке его эффективности в зависимости от различных характеристик, крайне мало.
Аналитический обзор литературы и непосредственные наблюдения говорят о том, что студенты соотносят успешность овладения иностранным языком с тем, «какой преподаватель им попался», равно как используют восприятие преподавателя в
Пермякова Татьяна Михайловна —доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков; Пермский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; 614070, Пермь, ул. Студенческая, 38; [email protected].
Шевелева Марина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков; Пермский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; 614070, Пермь, ул. Студенческая, 38; [email protected].
объяснении успешности или неуспешности собственной иноязычной деятельности. Второй предпосылкой исследования становится тот факт, что часто выпускники языковой специальности вуза не идут работать по специальности, не выбирают профессию учителя или преподавателя иностранного языка [5]. Более того, неоднократные наблюдения свидетельствуют о том, что даже если выпускники языковой специальности идут работать в школу или вуз, то этот выбор они комментируют как вынужденный («работаю потому, что не могу устроиться на другую работу»). Помимо этого, общественное мнение во многих странах характеризует профессию учителя / преподавателя как «неблагодарную» [16]. Данное исследование призвано восполнить пробел в проблеме изучения восприятия профессии преподавателя английского языка в школе и/или вузе.
Учитывая вышесказанное, целью исследования является выявление мотивационных факторов выбора профессии преподавателя английского языка при восприятии данной профессии студентами языковой специальности вуза. (По-видимому, отчасти результаты исследования могут отвечать косвенно на вопрос о степени формирования готовности выпускника языковой специальности вуза к профессиональной деятельности.)
Согласно цели исследования рассмотрим в теоретическом обзоре исследования, касающиеся вопросов восприятия профессии — от общих к частным. Заявленная проблема является по сути междисциплинарной и не может быть рассмотрена в рамках какой-либо одной теории. Междисциплинарность проблемы заключается в том, что она попадает не только в спектр изучения вопросов восприятия профессиональной деятельности, восприятия как объекта исследования в общей психологии и психологии профессиональной деятельности (труда), но и в спектр психологических вопросов преподавания иностранного языка, рассмотренных в трудах И.А. Зимней, А.А. Залевской, И.И. Хале-вой и др.
Обнаружен ряд закономерностей в восприятия профессии. Так, постулируются степени сформированное™ профессионального восприятия в зависимости от общего объекта: 1) в зависимости от уровня лингвистической компетенции студентов («мир через язык», способность «видеть» ошибки у своих преподавателей); 2) в зависимости от возраста (В.П. Зинченко, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Ж. Пиаже, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьев); 3) от свойств личности (для переводчиков). Как правило, исследователи постулируют следующую закономерность: на начальном уровне подготовки студенты не демонстрируют профессиональных тенденций в восприятии, не выявляется их профессиональная мотивация, на более старших уровнях обучения студенты характеризуются развитием и первого, и второго. (Последнее заключение повлияло на выборку респондентов в данном исследовании — студентов старших курсов языковой специальности вузов.)
Исследования особенностей восприятия профессиональной деятельности анализируют системы профессионально важных качеств [16]. Например, исследователи лингвистической компетенции как профессинально важного качества для преподавания английского языка рассуждают, какие варианты представленности лингвистической компетенции лучше: носитель языка, билингв, компетенции, близкой к носителю языка, требование обладать компетенцией как минимум на один уровень выше, чем у изучающих. В методической компетенции как важном профессиональном качестве преподавателя противопоставляются владение разнообразными методиками, стилями преподавания и наличие разговорной практики, способности заинтересовать, быть интересным собеседником-коммуникатором [16, 13]. Последнее положение глубоко проанализировано в статье С.Д. Смирнова [7].
Частные аспекты исследований по теме указывают на необходимость соотнесения изучения вопроса о восприятии профессии студентами с вопросом об ожиданиях в процессе обучения и преподавателе как центральной фигуре процесса обучения будущей профессиональной деятельности. Так, результаты исследований могут демонстрировать в восприятии преподавателя английского как иностранного как «узкие» составляющие в лингвистической и коммуникативной компетенциях преподавателя — произношение («акцент», темп речи, беглость, интонация, речь для восприятия на слух), так и «широкие» во владении методическими приемами — умения «дифференцировать оценки», «понимать затруднения студента» и т.п. [18, р. 50-51].
Зависимость восприятия профессиональной деятельности преподавателя от социальной характеристики — пола учащихся — представлена в работе китайских исследователей [11, р. 219]. Авторы отмечают, что студентки склонны оценивать
личностные характеристики преподавателя как более важные, чем студенты. Студентки также выше оценивали такие характеристики преподавателя, как способность мотивировать к изучению английского языка, знакомству с англоязычной культурой. Предсказуемо, что студенты с более высокими достижениями по английскому, склонны воспринимать эффективность преподавателя выше, чем студенты с более низкими достижениями [11, р. 219]. Характерно, что исследования, проведенные в разных странах, доказывают, что ведущим фактором в восприятии становится личность преподавателя («дружелюбность», «открытость», «уважает студентов») [12, р. 33].
Необходимо также учесть, что восприятие любой профессии (в организации, в обществе) предусматривает определенный уровень стереотипи-зации и ее контекстуальное и временное видоизменение [14, р. 1577].
На наш взгляд, необходимо также представить данные исследования восприятия профессии учителя в зависимости от контекстуальной среды (учебного заведения). Анализ А. МакМиллиан (2010) включает изучение зависимости качеств эффективного учителя и образовательных программ вуза, типа организации, психологических черт организационной динамики, членства в профессиональных организациях образования и общественной деятельности. Автором обнаружена сильная зависимость степени удовлетворенности работы учителем от типа организации, организационной динамики и участия в программах дальнейшего профессионального развития в области образования [15, р. 4].
Примыкает к такой области исследований восприятия профессии преподавателя английского языка и изучение подготовки к определенному уровню языковых навыков в ходе учебного курса в вузе (факторы, влияющие на эффективное изучение английского языка), эффективность методик преподавания в вузе (структурирование занятий и время, отведенное на устные виды деятельности учителя / студентов) [17]. Неудивительно, что студенты воспринимают преподавателя английского языка как неэффективного, если последний «доминирует по времени говорения на занятиях», не организует работу в группах, в целом не предоставляет студентам возможности практиковать язык. Любопытно, что в таких случаях студенты склонны оценивать и отбор методических материалов и учебников негативно, а позитивно —
университетскую среду для возможности успешно практиковать иностранный язык [17].
К этому же ряду факторов, детерминирующих восприятие профессии преподавателя английского языка, может относиться личностно предпочитаемый набор профессиональных компетенций — в таком случае образовательная программа может учитывать сложившуюся ценностную систему абитуриентов / студентов будущей специализации [10, р. 79-80].
Изучение восприятия научной составляющей профессиональной деятельности преподавателя на уровне высшего образования представлено в трудах Е.А. Володарской [3]. Автор доказывает, что, несмотря на низкий уровень имиджа науки и мотивации к научной деятельности, повышение исследовательских умений студентов положительно влияет на имидж науки [3, с. 14]. Также представляются важными результаты исследования мотивации выбора профессии педагога
О.Н. Родиной, П.Н. Прудкова: «В условиях, когда внешние факторы отталкивают людей от педагогической деятельности, только упор на внутреннюю мотивацию может несколько исправить положение. Следовательно [используя методику анализа мотивации к педагогической деятельности], можно выделить учащихся с низким уровнем внутренней мотивации и попытаться повысить их мотивацию до такого уровня, чтобы готовность работать педагогом стала малочувствительной к внешним отрицательным воздействиям» [5, с. 75-76].
С целью выявления особенностей восприятия профессии учителя / преподавателя английского языка авторами исследования был проведен опрос студентов 3-го и 4-го курса языковых специальностей Пермского государственного гуманитар-но-педагогического университета и Пермского государственного национального исследовательского университета. В опросе участвовали 102 респондента — студентки в возрасте от 21 до 23 лет. Гендерный состав выборки отражает ситуацию на языковых факультетах, где подавляющее большинство учащихся — женского пола. Данная выборка была сформирована на основании того факта, что именно тем, кто в настоящий момент является студентом старших курсов языковых специальностей, в скором время придется решать вопрос о выборе места работы и, следовательно, оценивать привлекательность преподавательской деятельности в школе или в вузе. Респондентам
было предложено ответить на вопросы анкеты, которые носили открытый и закрытый характер и касались желания или нежелания работать преподавателям английского языка, мотивов подобного выбора, желательной заработной платы. Кроме того, вопросы касались как профессии учителя английского языка в школе, так и преподавателя английского языка в вузе. Полный текст анкеты приведен ниже.
«1. Хотели бы Вы работать учителем английского языка в школе?
Да Нет
2. Почему?
3. Хотели бы Вы работать преподавателем английского языка в вузе?
Да Нет
4. Почему?
5. Какие три ассоциации (прилагательные) связаны для Вас с профессией школьного учителя?
6. Какие три ассоциации (прилагательные) связаны для Вас с профессией преподавателя вуза?
7. Какая начальная зарплата могла бы привлечь Вас к профессии учителя / преподавателя?
- до 10.000 рублей в месяц
- от 10.000 рублей в месяц и выше
- от 20.000 рублей в месяц и выше
- от 30.000 рублей в месяц и выше
- от 40.000 рублей в месяц и выше
- от 50000 рублей в месяц и выше».
В процессе анализа ответов на открытые вопросы были выделены категории, позволившие описать особенности восприятия профессии педагога, преподающего английский язык, выпускниками лингвистической специальности. Анализ ассоциаций проводился на основе учета их частотности.
Результаты опроса показывают, что 66 % опрошенных не хотят работать учителем английского языка в школе. Вопрос о причинах желания или нежелания работать учителем английского языка в школе носил открытый характер, при ответе на него можно было предложить несколько вариантов. Причины, приведённые респондентами, можно разделить на внутренние, касающиеся личности или личных качеств самого респондента, и внешние, непосредственно связанные с профессией учителя английского языка. Так, среди наиболее частотных причин нежелания работать
оказались внешние факторы: низкая заработная плата (28 %), сложность и интенсивность труда учителя (24 %), непривлекательность профессии учителя (20 %) или условий труда (16 %). В качестве наиболее частотной внутренней причины отказа от работы в школе можно назвать отсутствие склонности к работе с детьми (16 %), а также интерес к другой профессии (12 %).
В ответах тех респондентов (34 % от общей выборки), которые находят привлекательной работу учителя английского языка, преобладают внутренние причины выбора профессии: любовь к детям и желание работать с ними (60 %), желание научить детей английскому языку (13 %). Среди внешних привлекательных факторов были упомянуты условия труда (13 %) и возможность развиваться и совершенствоваться, которую дает профессия (10 %).
В ответах на вопрос «Хотели бы вы работать преподавателем английского языка в вузе?» выбор вариантов ответа практически совпадет с подобным вопросом о привлекательности профессии школьного учителя английского языка. 32 % опрошенных хотели бы работать преподавателем английского языка в вузе, а 68 % не рассматривают для себя такую возможность. Причины, приведенные теми респондентами, которые не хотят работать в вузе, также были классифицированы на внутренние и внешние. К первой группе были отнесены следующие: отсутствие необходимых навыков и знаний для работы в вузе (13 %), а ко второй — сложность и интенсивность труда преподавателя (30 %), низкая заработная плата (25 %), непривлекательность профессии преподавателя (25 %), а также необходимость заниматься наукой (10 %).
Та часть опрошенных, которая хотела бы работать в вузе (32 % от общей выборки), приводит следующие аргументы в поддержку своего мнения (все они могут быть отнесены к внешним): работа преподавателя является интересной (64 %), есть возможность заниматься наукой (29 %) и работать со студентами и взрослыми людьми (22 %).
Авторами исследования также был задан вопрос о том, какая начальная заработная плата могла бы привлечь респондентов к профессии учителя / преподавателя, что также является значимым внешним мотивирующим фактором. Результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1. Ответы на вопрос о привлекательной начальной зарплате
Привлекательная начальная зарплата учителя / преподавателя, руб. в месяц В целом по выборке, % Для тех, кто хотел бы работать учителем английского языка в школе, %
до 10.000 0 0
от 10.000 и выше 9 20
от 20.000 и выше 50 60
от 30.000 и выше 22 20
от 40.000 и выше 6 0
от 50000 и выше 13 0
Таким образом, как и более ранние исследования, проведенное авторами анкетирование показывает, что привлекательность профессии учителя / преподавателя может быть охарактеризована как низкая. В качестве аргументов в поддержку такого мнения респонденты чаще всего обращаются к внешним факторам, среди которых наиболее частотными являются низкая оплата труда и сложность преподавательской деятельности. В целом, начальная заработная плата, которая могла бы привлечь выпускников в школы и вузы в качестве учителей английского языка, значительно превышает ту, которая может быть им предложена на сегодняшний день. Новизна исследования также заключается в том, что оно явно показывает, что менее 10% выпускников вузов языковых специальностей оценивают научную деятельность как привлекательную.
Для тех, кто оценивает профессию учителя английского языка положительно, основным мотивом выбора места работы является любовь к детям и желание работать с ними. Можно сказать, что деньги для них — не главный фактор выбора профессии (результаты ответа на вопрос о привлекательной заработной плате смещены вверх таблицы). Таким образом, данное исследование косвенно свидетельствует в поддержку утверждения, что не уровень заработной платы, а внутренняя мотивация является основным фактором, определяющим выбор профессии учителя, в том числе и английского языка. На основании описанных результатов может быть сформулировна рекомендация опираться именно на факторы внутренней мотивации при системе отбора абитуриентов на языковые специальности педагогических вузов. Кроме того, проведенный авторами опрос показывает также гендерную особенность, которая заключается в том, что женщины склонны соотносить восприятие профессии с положительными чертами личности.
В анкете также был использован метод свободных ассоциаций. Респондентам было предложено представить по три ассоциации — прилагательные с понятиями «профессия учителя английского языка в школе» и «профессия преподавателя английского языка в вузе». Далее авторами были отобраны 5 наиболее частотных ассоциаций (табл. 2).
Таблица 2. Наиболее частотные ассоциации к понятиям «профессия преподавателя английского языка в школе» и «профессия преподавателя английского языка в вузе»
Профессия учителя Профессия препода-
английского языка в вателя английского
школе языка в вузе
Малооплачиваемая Уважаемая
Неблагодарная Интересная
Напряженная Творческая
Интересная Сложная
Сложная Напряженная
Ассоциации показывают, что профессия учителя вызывает больше негативных ассоциаций, самые частотные из которых связаны с оплатой труда и социальным восприятием. Ассоциации, связанные с профессией преподавателя вуза, отражают содержание деятельности и положительную социальную оценку. При этом можно вспомнить тот факт, что, несмотря на положительную ассоциативную оценку, менее трети респондентов хотели бы работать преподавателем иностранного языка в вузе. Такое расхождение может быть объяснено возрастными особенностями респондентов и тем, что они в настоящий момент учатся в вузе и, следовательно, могут положительно относиться к своим преподавателям, испытывать чувство благодарности за их труд. Возможно, при опросе тех,
кто закончил вуз 5-7 лет назад, будет получена другая, менее положительная картина.
Интересно, что при описании труда как учителя, так и преподавателя респонденты оценивают условия работы как напряженные, а структуру работы — как сложную, что также может служить сдерживающим фактором при принятии решения о выборе профессии. Рекомендация, которая может быть дана в этом случае, связана с использованием комплекса организационных приемов для снижения напряжённости работы учителя / преподавателя, а именно: уменьшение учебной нагрузки, внедрение института учебных ассистентов, использование компьютерной техники с целью автоматизации отчетности.
Сформулируем выводы. В ходе исследования были выявлены особенности восприятия профессии учителя и преподавателя английского языка выпускниками языковых специальностей. Обе профессии являются малопривлекательными, что связано в первую очередь с низкой оплатой труда и высокой интенсивностью деятельности педагогов. Среди мотивов, которые могут привести к выбору данной профессии, преобладают внутренние, связанные с личными качествами и предпочтениями респондентов. Полагаем, что результаты, полученные в ходе данного исследования, могут представлять интерес как с точки зрения предложенных рекомендаций по повышению привлекательности преподавательской профессии в глазах выпускников, так и в связи с выявлением содержательных особенностей восприятия профессии педагога, которые могут служить основанием для разработки системы диагностики готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Афанасьева ЕЛ. Психологические особенности профессионального восприятия специалистов машиностроительного профиля: автореф.
дис. ... канд. психол. наук. Казань, 1998. 32 с.
2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира//Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
3. Володарская ЕЛ. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов // Психологический журнал. 2009.
Т. 30. С. 14-31.
4. КузъминовЯ.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 5-53.
5. Родина ОН., Прудков П.Н. Изучение мотива-
ции выбора профессии «педагог»: методический аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 3. С. 70-78.
6. Салми Д., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентнопособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25-68.
7. Смирное С.Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №3. С. 5-18.
8. Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира (доклад ОЭСР): пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 74-92.
9. Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира (доклад ОЭСР): пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 5-62.
10. Bhargava A., Pathy М. Perception of Student Teachers about Teaching Competencies // American International Journal of Contemporary Research. 2011. Vol. 1,№1.P. 77-81.
11. Chen Yu.-J., Lin Sh.-Ch. Exploring Characteristics for Effective EFL Teachers From the Perceptions of Junior High School Students in Tainan // STUT Journal of Humanities and Social Sciences. November. 2009. № 2. P. 219-249.
12. Diaz P.M. Students’ Perceptions Towards English Teachers: the Case of the English Language Department. Universidad Veracruzana. December.
2011. URL:
http://cdigital.uv.mx/bitstream/l 23456789/32590/3/ vidalsolange.pdf (date of access: 23.09.2013).
13. Ferguson R.F. Student Perceptions of Teaching Effectiveness. Discussion Brief National Center for Teacher Effectiveness and the Achievement Gap Initiative Harvard University. 2010. URL: http://www.gse.harvard.edu/ncte/news/Using_Stude nt_Perceptions_Ferguson.pdf (date of access:
19.09.2013).
14. Hashim H.M., Embong A.M., Shaari Z.H. Perceptions on Accounting Career: A Study among the Secondary School Students in a Regional Kelantan State // World Academy of Science, Engineering and Technology. 2012. P. 1577-1580.
15. McMillian A.B. Student Perception of Professional Education Organizations. A Senior Thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for graduation in the Honors Program Liberty University Spring. 2010. URL:
http: //digitalcommons. liberty. edu/cgi/viewcontent. с gi?article=l 133&context=honors (date of access:
24.09.2013).
16. Schleicher A. Building a high-quality teaching profession: Lessons from around the world, OECD
Publishing, 2011 / пер. с англ. Н. Микшиной (окончание). Начало см.: Вопросы образования.
2012. № 1. URL:
http://dx.doi.org/10.1787/9789264113046-en (date of access: 23.09.2013).
17. Wilhem КН., Pei В.Ch. University Teachers and Students’ Perceptions Of ELT Methodologies And Their Effectiveness // GEMA Online Journal of
Language Studies. Vol. 8(2). 2008. P. 79-102.
18. Wu K., Ke Ch. Haunting Native Speakerism? Students’ Perceptions toward Native Speaking English Teachers in Taiwan // English Language Teaching. 2009. Vol. 2. URL:
http://www.ccsenetn.org/joumal.html (date of access: 20.09.2013).
PERCEPTION OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING PROFESSION BY UNIVERSITY STUDENTS
Tatyana M. Permyakova, Marina S. Sheveleva
Perm Branch of National Research University «Higher School of Economics»;
38, Studencheskaya str., Perm, 614070, Russia
This paper deals with the perception of English language teaching profession both at school and at university by university students who specialize in languages. Survey results demonstrate that teaching profession can be characterized as unattractive because of low pay and high workload. Internal motivation such as personal qualities and preferences is the only incentive to choose English language teaching profession. These findings enable the authors to give recommendations how to improve the attractiveness of English-language teacher’s work.
Key words: perception; teaching profession; the English language; motivation; choice of profession.