УДК 37.08 ББК 74Р
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
I Т.М. Пермякова, М.С. Шевелева
Аннотация. В связи с формулированием цели повышения качества образования возникает необходимость в изучении способов привлечения в преподавательскую профессию квалифицированных кадров, мотивов и факторов выбора профессии, удовлетворенности педагогической работой. Данное исследование посвящено выявлению восприятия собственной профессии учителями английского языка в школе в следующих аспектах: социальной привлекательности профессии, экономической составляющей профессии и содержания профессиональной деятельности. Выборка исследования составила 50 учителей английского языка из г. Перми и Пермского края. Результаты показывают, что преподаватели иностранного языка в школе положительно воспринимают собственную профессию в связи с характером и содержанием выполняемой работы, в то время как их восприятие экономической составляющей труда носит негативный характер. В статье также проанализирована зависимость восприятия собственной профессии учителями английского языка от возраста респондентов.
Ключевые слова: восприятие профессии, учитель английского языка 95 в школе, социальная и экономическая привлекательность профессии.
English teachers' perception of their own profession
I T.M. Permyakova, M.S. Sheveleva
Abstract. In order to meet the demands of a high quality educational system in the country it is necessary to examine the ways to attract qualified specialists into teaching profession, to analyze reasons and factors of choosing this profession, the level of job satisfaction. The article deals with the perception of English language teaching profession by secondary school teachers of English on the basis of its social and economicattractiveness as well as nature of work. The participants were 50 secondary school teachers of English from the city of Perm and Perm Kray. Survey results demonstrate that though respondents find the nature of work and English teaching con-
tent appealing, there is a negative perception of economic conditions associated with the teaching profession. The article examines the relationships between perception of English language teaching profession and the age of the respondents.
Keywords: perception of teaching profession, secondary school English teacher, social and economic attractiveness of the profession.
Вопросы изучения восприятия педагогической профессии остро стоят на повестке дня в образовательной сфере в связи с тем, что результаты исследований могут потенциально ответить на вопросы о способах повышения качества образования, привлечения в преподавательскую профессию квалифицированных кадров, мотивах и факторах выбора профессии, удовлетворенности педагогической работой, поиске возможностей профессионального развития, приверженности учебной организации через обеспечение условий труда и административной поддержки и др. Вместе с тем до сих пор широко распространенное общественное мне-__ ние характеризует профессию учите-96 ля как «неблагодарную» [1], «малопривлекательную» [2], а ее выбор как «вынужденный» [3].
В рамках обозначенного проблемного поля представляется закономерным поставить цель выявить особенности восприятия собственной профессии учителями в школе (на примере учителей английского языка) в следующих аспектах: социальной привлекательности профессии, экономической составляющей профессии и содержания профессиональной деятельности.
Восприятие профессии учителя может рассматриваться в рамках социологии: экономической социоло-
гии, социологии образования, социологии профессий [4; 5; 6; 7]. В социально-политических науках данная проблема преимущественно рассматривается сквозь призму анализа системы профессионального языкового образования [8; 9; 10; 11], а также теории и практики профессионального развития [12; 13; 14; 15]. Наиболее широко и глубоко вопрос восприятия профессии представлен в психологических исследованиях: в частности в данном русле изучается восприятие социокультурных факторов формирования профессионального «я» [16], восприятие профессиональной деятельности [17], [18], дискурсивные практики восприятия профессиональной деятельности [19].
Предварительный теоретический обзор исследований показал, что на восприятие профессии оказывает серьезное влияние как динамика социально-экономических факторов (реформа сферы образования, сокращение или, напротив, увеличение финансирования бюджетной сферы, изменение содержание труда в связи с технологическими инновациями и т.п.), так и личностная ориентация субъекта (мотивация выбора, отношение к профессии, ожидания).
Настоящее исследование проводилось в июне 2014 г. в г. Перми, в нем приняло участие 50 учителей английского языка, работающих в
школах Перми и Пермского края, все респонденты были женского пола, что в целом отражает тендерный состав учителей английского языка. Для валидации материала исследования были привлечены статистические данные о численности и составе учителей иностранного языка в муниципальных образовательных учреждениях г. Перми на сентябрь 2013 г., предоставленные Департаментом образования города. Полагаем, что сопоставление результатов ответов респондентов и объективных сведений об учителях иностранного языка помогает четче представить глубину проблемы восприятия школьной профессии учителя английского языка.
Так, подавляющее большинство учителей иностранного языка в школах города Перми занято преподаванием английского языка (80,2%), меньшее — немецкого и французского языков (13,4% и 6,4% соответственно). Однако наибольшее количество вакантных должностей приходится тоже на долю преподавания английского языка — 93% от общего числа вакантных должностей по профилю «учитель иностранного языка», что составляет менее 3% от общего числа должностей. Учителями английского языка в школе работают преимущественно женщины — 98%. Учителя работают в основном на условиях полной занятости — 95%, при этом на условиях внешнего совместительства — только 5% [Прим.: сведения не включают данные о внутреннем совместительстве]. Подавляющее число учителей имеют высшее образование — 93,5%, в том числе педагогическое - 88%. Характеристика квалификации учителя английского
языка следующая: имеющие высшую квалификацию — 20,6%, имеющие первую категорию — 24,5%, имеющие вторую категорию — 12,5%, не имеющие категории — 42,4%. Две другие характеристики профиля учителя — стаж и возраст — взаимосвязаны. Стаж работы менее 2 лет имеют 12,6% учителей, от 2 до 5 лет — 13,6%, от 5 до 10 лет — 11,2%, от 10 до 20 лет — 18%, свыше 20 лет — 44,6%. Находятся в возрасте (на сентябрь 2013 года) моложе 25 лет 13% учителей, от 25 до 35 лет — 24,5%, старше 35 лет — 62,5%, из них пенсионного возраста — 22,5%.
Полагаем, что важными следствиями, вытекающими из статистических данных, для целей нашего исследования будут являться: учет возрастных особенностей восприятия собственной профессии, так как пятая часть всего состава учителей иностранного языка — пенсионного возраста; отсутствие высшей квалификации у большинства учителей, поскольку она присваивается только самым опытным преподавателям с большим стажем; отсутствие учета «скрытой» нагрузки школьного учителя за счет внутреннего совместительства. В дополнении обозначенное небольшое количество вакансий предлагается в крупном городе — полагаем, что в области или крае проблема нехватки кадров, так же, как и уровень их квалификации, стоит гораздо острее.
Данные настоящего исследования собирались через анкетирование, состоящее из двух частей. В первой части респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты, которые носили открытый и закрытый характер и касались желания
97
или нежелания работать преподавателем английского языка, мотивов подобного выбора, желательной заработной платы.
Возрастной состав участников исследования:
• от 20 до 29 лет — 9 человек (18%)
• от 30 до 39лет - 15 человек (30%)
• от 40 до 49 лет — 15 человек (30%)
• от 50 до 59 лет — 10 человек (20%)
• 60 лет и старше — 1 человек (2%)
Абсолютное большинство респондентов имеют высшее образование — 46 человек (92%), 3 человека (6%) получили среднее образование, 1 участник опроса имеет средне-специальное образование.
На вопрос о стаже работы были получены следующие ответы
• менее 2 лет — 3 человека (6%)
• от 2 до 5 лет — 8 человек (16%)
• от 5 до 10 лет — 6 человек (12%)
• от 10 лет до 20 лет — 13 человек (26%)
• больше 20 лет — 20 человек (40%)
Результаты опроса показывают,
что подавляющему количеству респондентов нравится работать в шко-98 ле. Так, положительно ответили на вопрос, «нравится ли вам работать в школе?», 45 учителей (90%), и только 5 человек (10%) отметили, что работать в школе им не нравится.
Следующий вопрос «Почему вам нравится/не нравится работать в школе?» носил открытый характер и давал возможность респондентам назвать несколько причин по своему выбору. Так, те, кому нравится работать в школе учителем английского языка, в качестве наиболее частотной причины называют удовольствие от общения с детьми — 47% всех ответов («интересно учить детей», «дети дарят позитивные эмоции», «люблю работать с детьми», «много общения с детьми»). Второй по частотности ответ связан с характером работы учителя, она «интересная», «творческая», «заставляет развиваться и совершенствоваться», «мне нравится давать детям что-то новое и учиться вместе с ними» — 40% от всех ответов. Третья группа причин связана с содержанием работы учителя английского языка, так как учителям «нравится работать с английским языком» — 24% ответов («мне нравится сам предмет», «я люблю английский язык»). Единичные ответы касались получаемого удовольствия от результатов учеников и хорошего педагогического коллектива.
Те респонденты (10%), кому не нравится работать учителем английского языка в школе, в качестве
Таблица 1
Сравнение текущей и желаемой заработной платы у учителей английского языка в школе
Имеющаяся заработная плата на ставку Желаемая заработная плата на ставку
до 10.000 рублей в месяц 26% (13 человек)
от 10.000 рублей в месяц и выше 52% (26 человек) 2% (1 человек)
от 20.000 рублей в месяц и выше 16% (8 человек) 20% (10 человек)
от 30.000 рублей в месяц и выше 6% (3 человека) 32% (16 человек)
от 40.000 рублей в месяц и выше 20% (10 человек)
от 50000 рублей в месяц и выше 28% (14 человек)
объяснения упомянули высокую нагрузку, низкую заработную плату и состояние стресса.
Также учителям были заданы вопросы: «Сколько Вы сейчас получаете в месяц на ставку?» и «Сколько Вам хотелось бы получать в месяц, работая учителем английского языка в школе на ставку?»
Из приведенной таблицы 1 видно, что подавляющее большинство получает до 20 000 рублей в месяц, в то время как ожидаемый уровень оплаты составляет выше 30 000 рублей в месяц.
В опросе также был использован метод свободных ассоциаций. Респондентам было предложено указать три ассоциации — прилагательные с понятиями «профессия учителя английского языка в школе». В результате анализа авторами были отобраны 5 наиболее частотных ассоциаций (таблица 2). В таблице ассоциации представлены в порядке от наиболее частотных к менее частотным.
В данных таблицы 2 обращает на себя внимание тот факт, что большинство ассоциаций (и наиболее частотные из них) носят явно выраженную положительную окраску и связаны с характером работы: «творческая, интересная, увлекательная». Это наблюдение хорошо соотносится с тем фактом, что подавляющему количеству респондентов нравится работать в школе учителем английско-
го языка. Вместе с тем, в ассоциации показывают воспринимаемую недостаточную оплату труда и общую напряженность деятельности.
Во второй части анкетирования респондентам было предложено оценить ряд утверждений о профессии учителя английского языка по шкале от 1 до 5, где 1 — полностью не согласен, 2 — скорее не согласен, 3 — затрудняюсь ответить, 4 — скорее согласен, 5 — полностью согласен. Утверждения 1, 2, 3, 4 и 12 отражают восприятие социальной привлекательности профессии (восприятие профессии учителя в социуме), утверждения 5, 8, 9, 11 связаны с восприятием экономической составляющей профессии (особенностей труда и его условий), а 6, 7 и 10 говорят о восприятии содержания деятельности учителя иностранного языка. Представленные в исследовании утверждения были отобраны в результате пилотажа как наиболее непротиворечивые и однозначные для восприятия.
Приведенные в таблице 3 результаты шкалирования еще раз убедительно доказывают, что учителям английского языка нравится их работа (4,4 из 5), при этом оценка работы в школе семьей тоже положительная, но в меньшей степени (3,24 из 5 соответственно). В целом профессия школьного учителя английского языка является достаточно уважае-
99
Таблица 2
Наиболее частотные ассоциации к понятию «профессия учителя английского
языка в школе»
_Профессия учителя английского языка в школе
Творческая
Интересная
Малооплачиваемая
Увлекательная
Напряженная
Таблица 3
Результаты обработки шкал, отражающие восприятиесобственной профессии учителями английского языка
№ Утверждение Средняя оценка по выборке SD
1 Мне нравится работать учителем английского языка в школе 4,4 0,75
2 Мои знакомые считают работу учителем английского языка в школе хорошей карьерой 2,76 0,95
3 Моя семья хотела бы, чтобы я работал учителем английского языка в школе 3,24 1,10
4 Профессия школьного учителя английского языка является уважаемой в обществе. 3,28 1,13
5 Школьные учителя английского языка мало зарабатывают 4,08 0,84
6 Профессия учителя английского языка в школе требует постоянного совершенствования 4,82 0,55
7 Профессия учителя английского языка в школе творческая и интересная 4,56 0,78
8 Школьный учитель английского языка может обеспечить себе достойный уровень жизни 2,96 1,18
9 У школьных учителей английского языка гибкий график работы и длинный отпуск 3,18 1,14
10 Учитель английского языка в школе хорошо владеет своим предметом 3,98 0,79
11 У школьного учителя английского языка есть возможность дополнительного заработка 4,16 0,61
12 Тот, кто работает учителем английского языка в школе, просто не смог найти работу лучше. 2,5 0,98
100 мой в обществе (3,28 из 5), в то время как отношение знакомых к выбору данной карьеры может быть охарактеризовано как нейтральное (2,76 из 5). Оценка в шкалировании по первому утверждению свидетельствует о том, что личное восприятие — самое высокое в пределах группы утверждений о социальной привлекательности профессии, и что данное мнение ставится выше мнения семьи и общественного окружения, в частности оценивается вдвое выше мнения знакомых (утверждение 2). Забегая немного вперед, тем не менее, отметим, что низкая оценка утверждения 12 — отрицательное утверждение о
самостоятельности выбора профессии — только подтверждает данные, приведенные выше.
В отношении социально-экономической составляющей восприятия профессии респонденты высказывают мнение, что заработная плата учителя английского языка в школе достаточно низкая (4,08 из 5), но при этом учитель имеет возможность зарабатывать дополнительно (4,16 из 5). Тем не менее, даже в этом случае у респондентов нет полной уверенности, что учитель может обеспечить себе достойный уровень жизни (2,96 из 5).
Оценки в утверждениях 3 и 4 показывают наибольшее стандартное
отклонение, что говорит о необходимости в перспективе рассмотреть критерии расхождения полюсов мнений о профессии в зависимости от семейного статуса и социального окружения. Аналогичным образом требует более подробного анализа расхождение восприятия характера собственной работы по утверждению 9, потому что восприятие «гибкости» рабочего времени зависит не только от характеристик содержания профессиональной деятельности, но от многих личностных факторов (стрессоустойчивость, экс-травертность / интравертность и т.п.) и административно-организационных условий (наличие достаточного кабинетного фонда, составление расписания, заполняемость ставок в школе и т.д.).
Результаты шкалирования показывают высокую оценку содержательного аспекта деятельности педагога, преподающего английский язык в школе: эта деятельность требует постоянного совершенствования (4,82 из 5 — самый высокий результат, полученный в опросе); она также может быть охарактеризована как творческая и интересная (4,56 из 5). Оценки в утверждениях 6 и 7 — максимальны при незначительных показателях стандартного отклонения, что свидетельствует о довольно однородном положительном восприятии содержания педагогической деятельности, увлеченностью работой учителями английского языка.
Обобщая высказанное, результаты шкалирования показывают, что учителя английского языка в школе находят достаточно привлекательным содержание деятельности учителя английского языка, в то время как восприятие экономической со-
ставляющей имеет негативный характер.
Согласно плану исследования, дальнейшим этапом становится рассмотрение зависимости восприятия собственной профессии учителями английского языка от возраста респондентов. Поскольку возрастная группа «60 и старше» включала только одного респондента, то она была включена в категорию «от 50 лет и старше». Аспекты восприятия сгруппированы по тем же трем направлениям, что и в первой части исследования: социальная привлекательность профессии, экономическая составляющая профессии и содержание профессиональной деятельности. Результаты анкетирования приведены в таблице 4.
Проанализируем значения, представленные в таблице 4. Предположение о том, что влияние социальных факторов на восприятие собственной профессии зависит от возраста учителей, находит свое подтверждение. Так, большинство максимальных значений оценок приходится на самый молодой (20-29 лет) 101 и самый старший (50 лет и старше) срезы участников опроса. Далее продемонстрируем, в каком из аспектов анализа можно наблюдать «разрывы» между поколениями и, следовательно, дивергентность восприятия своей профессии, а в каком — сглаженность оценок мнений и, потенциально, кон-вергентность восприятия и межпоко-ленческую преемственность восприятия педагогической профессии.
Совершенно очевидно, что школьные учителя от 50 лет и старше достаточно негативно воспринимают собственную профессию в экономическом аспекте и аспекте социального
Таблица 4
Результаты обработки шкал, отражающие восприятие собственной профессии учителями английского языка в зависимости от возраста респондентов
102
№ Утверждение 20-29 лет N=9 30-39 лет N=15 40-49 лет N=15 50 лет и старше N=11
1 Мне нравится работать учителем английского языка в школе 4,44 4,13 4,40 4,73
2 Мои знакомые считают работу учителем английского языка в школе хорошей карьерой 3,00 3,00 2,67 2,36
3 Моя семья хотела бы, чтобы я работал учителем английского языка в школе 3,56 3,53 2,80 3,18
4 Профессия школьного учителя английского языка является уважаемой в обществе 4,00 3,87 2,93 2,36
5 Школьные учителя английского языка мало зарабатывают 3,78 3,93 4,27 4,27
6 Профессия учителя английского языка в школе требует постоянного совершенствования 4,89 4,93 4,73 4,73
7 Профессия учителя английского языка в школе творческая и интересная 4,56 4,40 4,40 5,00
8 Школьный учитель английского языка может обеспечить себе достойный уровень жизни 3,44 3,20 2,93 2,27
9 У школьных учителей английского языка гибкий график работы и длинный отпуск 3,44 3,00 3,27 3,09
10 Учитель английского языка в школе хорошо владеет своим предметом 4,0 4,00 3,80 4,18
11 У школьного учителя английского языка есть возможность дополнительного заработка 4,56 4,00 4,13 4,09
12 Тот, кто работает учителем английского языка в школе, просто не смог найти работу лучше. 2,22 2,60 2,67 2,36
значения (показатели по утверждениям 2 и 4 — 2,36, по утверждениям 5 и 8 — 4,27 и 2,27 соответственно). Это означает, что данная возрастная группа наиболее недовольна как сложившейся оплатой труда, так и распространенным общественным мнением о труде школьного учителя. Вместе с тем, максимальные среди четырех возрастных срезов значения по утверждениям 1, 7, 10 обнаруживают высокую заинтересованность старшими учителями содержанием своей работы, глубокий личный интерес к ней, осознание необходимости профессионально расти и развиваться.
Напротив, самая молодая группа учителей от 20 до 29 лет лидирует среди четырех представленных возрастных групп в значениях, касающихся условий труда и экономической составляющей работы школьного учителя, в частности в восприятии гибкости рабочего графика и отпуска, возможностей дополнительного заработка, способности найти работу лучше (утверждения 8, 9, 11, 12). Данная группа положительно оценивает социальный статус профессии (утверждение 4 — показатель 4,0) и гораздо менее негативно оценивает уровень заработной платы (утверждение 5 — 3,38).
Две средние возрастные подгруппы — от 30 до 39 лет и от 40 до 49 лет — показывают самые низкие оценки в значимости профессии школьного учителя по мнению семьи и гибкости рабочего графика, одновременно демонстрируя самые высокие оценки по утверждениям 6,11 и 12, связанные с необходимостью постоянно профессионально развиваться, возможностью дополнитель-
ного заработка и профессиональной самоинициативности. Такие противоречивые результаты свидетельствуют о восприятии труда педагога как напряженного, что согласуется с полученными данными в первой части исследования.
Однородность оценок всех возрастных подгрупп относительно положений 1, 6, 7, 10, 11, 12 еще раз подтверждает высокую внутреннюю мотивацию школьных учителей английского языка, самостоятельность выбора работы, при общем мнении, что в социальном восприятии — это не самая удачная карьера.
Сформулируем выводы исследования. Результаты анализа показывают, во-первых, что преподаватели иностранного языка в школе в целом положительно воспринимают собственную профессию, поскольку им нравится характер и содержание выполняемой работы, в то время как восприятие экономической составляющей имеет негативный характер.
Во-вторых, школьные учителя старшей возрастной подгруппы достаточно негативно воспринимают собственную профессию в экономическом аспекте и аспекте социальной значимости собственной работы. В то же время самая молодая подгруппа учителей положительно воспринимает условия труда и экономическую составляющую работы школьного учителя. Средние возрастные группы воспринимают собственную работу в школе как напряженную, хотя и творческую.
В итоге общее восприятие собственной профессии учителями английского языка можно охарактеризовать как восприятие работы по призванию, как выбор, основан-
103
104
ный на внутренней мотивации [3]. Полученные выводы для целей профессионального образования и развития позволяют учитывать такие факторы, как семейный статус, возраст и стаж, рекомендовать подходы по снижению напряженности труда [20] и др.
К ограничениям экстраполяции результатов исследования следует отнести в первую очередь административно-географическую принадлежность выборки (Прим.: полагаем, что наличие объективных данных статистической справки позволяет частично преодолеть данное ограничение), а также временные рамки в применении других методов анализа факторов восприятия профессии. Тем не менее, проведенное исследование и его результаты потенциально важны для целого спектра дальнейших изысканий: исследований удовлетворенности профессией и карьерой учителя, лонгитюдных исследований восприятия профессии в кратко- и среднесрочной перспективах, сопоставлении восприятия профессии учителями и студентами языковой специальности с целью выявления «разрывов» в восприятии, социально-культурных факторов восприятия профессии учителями английского языка в разных странах и др. По-видимому, отдельного исследования заслуживает вопрос о том, как вырабатывается общественное мнение об учителях, какие факторы влияют на его формирование, а также как учителя учитывают общественное мнение в своей работе.
В условиях непрекращающегося и даже постоянно возрастающего спроса на эффективного преподавателя английского языка выявление
причин мотивации к профессиональной деятельности, удовлетворенности работой тесно связано с восприятием собственной профессии. Результаты работы могут иметь значение при разработке программ языкового образования в вузах с тем, чтобы студенты могли осознанно воспринимать условия будущей работы, максимально подходящим образом подготовиться к профессии. Тщательно разрабатываемые программы повышения квалификации учителей иностранного языка также могут учитывать факторы влияния на восприятие собственной профессии.
список источников
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Schleicher, A. Building a High-Quality Teaching Profession: Lessons from around the World, OECD Publishing, 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://dx.doi. org/10.1787/9789264113046-en (пер. с англ. Н. Микшиной). Окончание. Нача-лосм.: Вопросы образования. - 2012. -№ 1 (дата обращения: 18.09.2014).
2. Харченко, В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы [Текст] / В.С. Харченко // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - С. 92-104.
3. Родина, О.Н. Изучение мотивации выбора профессии «педагог»: методический аспект [Текст] / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2006. - № 3. - С. 70-78.
4. Александрова, Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий [Текст] / Т.Л. Александрова // Социологические исследования. - 2000. - № 8. - С. 11-17.
5. Дудина, О.М. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию [Текст] / О.М. Дудина, М.А. Ратникова // Социологические исследования. - 1997. - № 11. - С. 48-54.
6. Колесникова, Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты, исследования и вклад в статусные показатели группы
]ЕК
[Текст] / Е.М. Колесникова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. -2013. - № 1(29). - С.28-34.
7. Лукша, О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий [Текст] / О.В. Лукша // Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В.А. Мансуров. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. - С. 61-79.
8. Саволайнен, Г.С. Сетевой научно-образовательный центр «учитель новой школы» как среда профессионального развития педагога [Текст] / Г.С. Саволайнен // Психология обучения. - 2014. - № 4. -С. 91-100.
9. Фрумина, Е.Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности [Текст] / Е.Л. Фрумина // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключа-рев. - М.: ИС РАН, 2008. - С. 274-292.
10. Bodric, R. Language Pedagogy in an Era of Standards [Text] / R. Bodric // Cambridge ESOL Research Notes. - Issue 33. - August 2008. - P. 25-28.
11. Tercanlioglu, L. Perceptions on School-Based English Teacher Education: A Qualitative Study [Text] / L. Tercanlioglu // The Qualitative Report. - Vol. 9. - Number 4. -December 2004. - P. 673-705.
12. Володина, Г.Е. Университетско-школь-ный кластер-среда развития профессиональный компетенций учителя [Текст] / Г.Е. Володина, А.В. Оболонская, Т.А. Ратт // Вопросы образования. - 2014. - № 1. -С. 46-63.
13. Innovations in the Continuing Professional Development of English Language Teachers / Ed. by David Hayes British Council Innovation series [Text]. - 2014.- 325 p.
14. Lewandowski, K. A Study of the Relationship of Teachers' Self-Efficacy and the Impact of Leadership and Professional Development. A Dissertation Submitted to the Graduate School and Research in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor of Education [Text] / K. Lewandowski. - Indiana University of Pennsylvania, May 2005.
15. Craig, T. Diaries, Theory, Practice and Assessment: the Teacher Educator as
Reflective Practitioner [Text] / T. Craig // Cambridge ESOL Research Notes. - Issue 14. - November 2003. - P. 10-13.
16. Jia, X. Self Perception and Self Representation of English Teachers from a North-Eastern Chinese University [Text] / X. Jia // Intercultural communication Studies XX. -2011. - 2. - pp. 160-176.
17. Frye, B. Preservice Teachers' Self-Perceptions and Attitudes Toward Culturally Responsive Teaching [Text] / B. Frye, L. Button, C. Kelly, G. Button // Journal of Praxis in Multicultural Education. - 2010. -5(1). - P. 6-22.
18. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора [Текст] / Г.В. Иванченко // Мир России. - 2005. -№ 2. - С. 97-125.
19. Johnston, B. Do EFL Teachers Have Careers? [Text] / B. Johnson // TESOL Quarterly. - 1997. - Vol. 31, No. 4. - P. 681712.
20. Пермякова, Т.М. Восприятие профессии преподавателя английского языка студентами языковой специальности вуза [Текст] / Т.М. Пермякова, М.С. Шевелева // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. -2013. - № 4(16). - С. 137-144.
REFERENCES jßg
1. Aleksandrova T.L., Metodologicheskie prob-lemy sociologii professij, Sociologicheskie issledovanija, 2000, No. 8, pp. 11-17. (in Russian)
2. Bodric R., Language Pedagogy in an Era of Standards, Cambridge ESOL Research Notes, Issue 33, August 2008, pp. 25-28.
3. Craig T., Diaries, Theory, Practice and Assessment: the Teacher Educator as Reflective Practitioner, Cambridge ESOL Research Notes, Issue 14, November 2003, pp. 10-13.
4. Dudina O.M., Ratnikova M.A., Professionalnaja mobilnost: kto i kak prinimaet resh-enie smenit' professiju, Sociologicheskie issledovanija, 1997, No. 11, pp. 48-54. (in Russian)
5. Frumina E.L., Nepreryvnoe obrazovanie dlja pedagogov: modeli i osobennosti, Nepre-
]EK
106
ryvnoe obrazovanie v politicheskom i ekonomicheskom kontekstah, Otv. red. G.A. Kljucharev, Moscow, 2008, pp. 274292. (in Russian)
6. Frye B., Button L., Kelly C., Button G., Pre-service Teachers' Self-Perceptions and Attitudes Toward Culturally Responsive Teaching, Journal of Praxis in Multicultural Education, 2010, 5(1), pp. 6-22.
7. Harchenko V.S. Sovmeshhenie raboty i ucheby v vuze: novye praktiki ili novye smysly, Voprosy obrazovanija, 2013, No. 3, pp. 92-104.
8. Innovations in the Continuing Professional Development of English Language Teachers, ed. by David Hayes, British Council Innovation series, 2014, 325 p.
9. Ivanchenko G.V., Na poroge professionalnoj karery: socialnye problemy i lichnostnye strategii vybora, Mir Rossii, 2005, No. 2, pp. 97-125. (in Russian)
10. Jia X., Self Perception and Self Representation of English Teachers from a North-Eastern Chinese University, Intercultural communication Studies XX, 2011, 2, pp. 160-176.
11. Johnston B., Do EFL Teachers Have Careers?, TESOL Quarterly, Vol. 31, No. 4, 1997, pp. 681-712.
12. Kolesnikova E.M., Publichnyj obraz profes-sii uchitelja: opyty, issledovanija i vklad v statusnye pokazateli gruppy, Vestnik Nizhe-gorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevsk-ogo, Ser. Socialnye nauki, 2013, No. 1(29), pp. 28-34. (in Russian)
13. Lewandowski K., A Study of the Relationship of Teachers' Self-Efficacy and the Impact of Leadership and Professional Development,
PhD dissertation (Education), Indiana, Indiana University of Pennsylvania, May 2005.
14. Luksha O.V. Sociologija professionalnyh grupp: opredelenie ponjatij, in: Professional-nye gruppy intelligencii, Otv. red. V.A. Man-surov, Moscow, 2003, pp. 61-79. (in Russian)
15. Permjakova T.M., Sheveleva M.S., Vospri-jatie professii prepodavatelja anglijskogo ja-zyka studentami jazykovoj specialnosti vuza, Vestnik Permskogo universiteta, Ser.: Filosofija. Psihologija. Sociologija, 2013, No. 4(16), pp. 137-144. (in Russian)
16. Rodina O.N., Prudkov P.N., Izuchenie moti-vacii vybora professii "pedagog": metod-icheskij aspect, VestnikMoskovskogo universiteta, Ser. 14. Psihologija, 2006, No. 3, pp. 70-78. (in Russian)
17. Savolajnen G.S., Setevoj nauchno-obrazova-telnyj centr "uchitel novoj shkoly" kak sreda professionalnogo razvitija pedagoga, Psihologija obuchenija, 2014, No. 4, pp. 91100. (in Russian)
18. Schleicher A., Building a High-Quality Teaching Profession: Lessons from around the World, OECD Publishing, 2011, available at: http://dx.doi.org/10.1787/97892641 13 046-en (accessed: 18.09.2014).
19. Tercanlioglu L., Perceptions on School-Based English Teacher Education: A Qualitative Study, The Qualitative Report, Vol. 9, No. 4, December 2004, pp. 673-705.
20. Volodina G.E., Obolonskaja A.V., Ratt T.A., Universitetsko-shkolnyj klaster - sreda razvitija professionalnyh kompetencij uchitelja, Voprosy obrazovanija, 2014, No. 1, pp. 4663. (in Russian)
Пермякова Татьяна Михайловна, доктор филогических наук, профессор, кафедра иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», [email protected]
Permyakova T.M., ScD in Philology, Professor, English Language Department, National Research University "Higher School of Economics", [email protected]
Шевелева Марина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», [email protected]
Sheveleva M.S., PhD in Psychology, Associate Professor, English Language Department,National Research University "Higher School of Economics", [email protected]