Научная статья на тему 'Восприятие концепции демократии современнымикитайскими мыслителями'

Восприятие концепции демократии современнымикитайскими мыслителями Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
382
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЮЙ КЭПИН / YU KEPING / ВАН ШАОГУАН / WANG SHAOGUANG

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скосырев Владимир Алексеевич

Эпоха пребывания на посту председателя КНР Ху Цзиньтао (2003-2013) характеризуется появлением в Китае идеологического плюрализма определенной степени. На этот период приходится расцвет творчества таких китайских мыслителей, как Юй Кэпин и Ван Шаогуан, рассмотрению работ которых посвящена данная статья. Оба этих автора во многом стоят на разных позициях, но их объединяет общая идея Китай может и должен быть демократичным, и это вовсе не означает, что ему необходимо идти по пути развитых стран Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How Modern Chinese Political Thinkers View Democracy

Chinese politics in Hu Jintao era (2003-2013) is marked with a certain degree of ideological pluralism. This period is a peak of creative work of Yu Keping and Wang Shaoguang the two Chinese public intellectuals the works of which are examined in this article. Their position is different in many aspects, yet one remarkable idea unites them China can be and should be democratic and it does not mean building a Western style democracy. In this research we conclude, that democratic ideas proposed by modern Chinese pro-party intellectuals is in essence a reconsideration of the Chinese political thought of the late XIX early XX century.

Текст научной работы на тему «Восприятие концепции демократии современнымикитайскими мыслителями»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 1

В.А. Скосырев

ВОСПРИЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ СОВРЕМЕННЫМИ КИТАЙСКИМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Эпоха пребывания на посту председателя КНР Ху Цзиньтао (2003-2013) характеризуется появлением в Китае идеологического плюрализма определенной степени. На этот период приходится расцвет творчества таких китайских мыслителей, как Юй Кэпин и Ван Шаогуан, рассмотрению работ которых посвящена данная статья. Оба этих автора во многом стоят на разных позициях, но их объединяет общая идея - Китай может и должен быть демократичным, и это вовсе не означает, что ему необходимо идти по пути развитых стран Запада.

Ключевые слова: Китай, демократия, идеология, Юй Кэпин, Ван Шаогуан.

Демократия и демократизация - это один из самых актуальных и в то же время болезненных вопросов для современного Китая. Эволюция китайской политической системы с начала второй половины XIX в. во многом может быть объяснена через призму борьбы населения страны за демократические преобразования. Под лозунгами демократизации формировались движения широких народных масс, которые впоследствии становились движущий силой исторических перемен, зачастую заканчивавшихся трагедиями и разочарованиями, но неминуемо становившимися переломными моментами социально-политической эволюции Китая и открывавшими новую страницу истории страны. К таким поворотным точкам китайской истории можно отнести создание Китайской Республики в результате Синьхайской революции в 1911 г., движение за новую культуру 1915-1922 гг., движение 4 мая 1919 г., создание КНР в 1949 г., «Стена демократии» на улице Сидань в Пекине 1978-1979 гг., события на площади Тяньаньмэнь 1989 г.

Скосырев Владимир Алексеевич - студент магистратуры кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: Mr.Skosyrev@ gmail.com).

В современном Китае возможность демократизации по западной модели с разделением властей и многопартийностью рассматривается разве что либеральными деятелями и диссидентами. Однако среди сторонников Коммунистической партии Китая встречаются мыслители, которые пытаются нащупать очертания демократии с китайской спецификой и которые предлагают особый путь демократизации для своей страны. К таким мыслителям относятся известные современные китайские политологи Юй Кэпин и Ван Шаогуан.

Расцвет творчества двух указанных политических мыслителей происходил в период пребывания на посту председателя КНР Ху Цзиньтао (2003-2013). Эпоха Ху Цзиньтао характеризуется определенной степенью идеологического плюрализма. Безусловно, дискутировать на политические темы (с долей осторожности) в Китае не воспрещалось и при Цзян Цзэмине и Дэн Сяопине. Однако именно в эпоху Ху Цзиньтао политические дискуссии перестали ограничиваться небольшими кругами интеллигенции и околовластных интеллектуалов. Ознакомиться с различными идеологическими концепциями, рождающимися в интеллектуальных кругах современного Китая, довелось и простым людям, широким читающим массам. В определенный момент у внимательных наблюдателей даже могло сложиться впечатление, что в самой коммунистической партии началось разделение на несколько идейных платформ.

Для кого-то подобный идеологический плюрализм эпохи Ху Цзиньтао мог показаться политической слабостью. Некоторые называют этот период «потерянным десятилетием». Другим подобный плюрализм казался признаком оздоровления китайского общества. Как бы там ни было, с приходом к власти Си Цзиньпина многие политические дискуссии были закрыты. Это видно на примере Юй Кэпина, который в октябре 2015 г. ушел в отставку с поста заместителя директора Бюро переводов ЦК КПК. Власти запретили ему читать лекции на тему свободы слова и судебной независимости1. А интернет-портал, посвященный программе правительственных инноваций, инициатором которой выступил Юй Кэпин, в недавнее время оказался недоступным для интернет-пользователей. Поэтому в данной статье нами будет рассмотрено явление уходящей эпохи. Однако это не делает его менее интересным и актуальным для современного Китая.

1 Chinese author of 'Democracy is a Good Thing' resigns from Communist Party bureau. - China south Morning Post. 28 October, 2015. URL: http://www.scmp.com/ news/china/policies-politics/article/1873493/chinese-author-democracy-good-thing-resigns-communist

Демократия с китайской спецификой в работах Юй Кэпина.

Термин «демократия с китайской спецификой» неразрывно связан с концепцией социализма с китайской спецификой. В эпоху Ху Цзинь-тао взоры целого ряда политических мыслителей в Китае, которых иногда принято называть «интеллектуалами истэблишмента»2, оказались обращены на идею демократизации Китая. «Околовластные интеллектуалы», о которых идет речь, - не новое явление для современного Китая. Данный термин используется для тех лиц в Китае, которые одновременно занимают и высокую чиновничью должность, и в то же время активно занимаются научной деятельностью и публицистикой.

Юй Кэпин является характерным примером китайского «околовластного интеллектуала». С 2003 по 2015 г. Юй Кэпин являлся заместителем директора Бюро переводов ЦК КПК (Central Compilation & Translation Bureau). Вел преподавательскую деятельность в крупнейших высших учебных заведениях страны: Пекинский университет, университет Цинхуа, Китайский народный университет, Пекинский педагогический университет, Нанькайский университет, Фуданьский университет, Шанхайский университет Цзяотун, Чжэцзянский университет, Сямэньский университет, Сычуаньский университет, Цзилиньский университет, Харбинский технологический университет, Государственный университет управления3. Юй Кэпин занимал должность управляющего в Китайском центре правительственных инноваций в Пекинском университете (Center for Chinese Government Innovations at Peking University) и в Центре сравнительной политики и экономики Китая (China Center for Comparative Politics and Economies). Эти научно-исследовательские центры ответственны за изучение тенденций развития мировой социологической науки и политических изменений внутри страны. Юй Кэпин также возглавлял специальную комиссию по изучению марксизма, созданную по распоряжению правительства. С октября 2015 г. Юй Кэпин является начальником исследовательского центра политологии Пекинского университета.

Судя по всему, в данный момент время активной деятельности Юй Кэпина подошло к концу. Мы упомянули об этом выше. Расцвет творческой деятельности данного ученого приходится на эру Ху

2 Hamrin C., Cheek Th. China's Establishment Intellectuals. Armonk; N.Y.: M E Sharpe, 1986.

3 Cheng Li. Introduction // Democracy Is a Good Thing: Essays on Politics, Society, and Culture in Contemporary China. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2009. - P. xxii.

Цзиньтао. В одно время Юй Кэпина даже окрестили «восходящей звездой» нового поколения теоретиков КПК (Ф^Я^Д^)4. Статья, принесшая известность Юй Кэпину, носит характерное название «Демократия - это хорошая вещь»5. Как отмечает сам автор, впервые такое сочетание слов он употребил в 2005 г., когда давал интервью гонконгской газете «Дагун Бао» Если бы сочетание слов

«демократия - это хорошая вещь» прозвучало из уст какого-либо китайского диссидента, это, конечно, не вызвало бы удивления у стороннего наблюдателя. Однако в данном случае эти слова принадлежали китайскому чиновнику и члену коммунистической партии. Данная статья быстро вызвала широкий резонанс со стороны общественности и ученых кругов. В 2007 г. газета «Наньфан жибао» (Ш^НЖ) назвала статью Юй Кэпина одной из самых влиятельных за год. Многие стали рассматривать идеи, предложенные Юй Кэпи-ном, как указатель того направления, в котором следует проводить политические реформы. Однако официальные круги и китайское руководство не выразили определенной позиции по отношению к призывам Юй Кэпина6.

В упомянутой статье Юй Кэпин называет демократию самой лучшей формой правления из всех придуманных на сегодняшний день. Автор признает за демократией целый ряд недостатков, однако, по его мнению, этот инструмент управления становится незаменимым, если уметь им правильно пользоваться. Демократическое правление - это искусство, требующее осторожности и большой политической осведомленности как со стороны властей, так и со стороны населения. По мнению Юй Кэпина, в деле построения сильного современного социалистического государства, демократия является не только хорошей, но и необходимой вещью. Автор приходит к выводу о том, что в Китае следует создать социалистическую демократию с китайской спецификой, т.е. найти такую модель, которая, с одной стороны, вобрала бы в себя политические достижения человеческой цивилизации, и с другой стороны, учитывала бы условия китайской культуры.

4 Ло Сюэхуэй. Юй Кэпин: Миньчжу дэ сысян туйшоу (Юй Кэпин: идеологический проповедник демократии) // China Elections and Governance, 25 декабря 2009 г. URL: http://www.chinaelections.org/article/919/164621.html

5 Юй Кэпин. Миньчжу ши гэ хао дунси: Юй Кэпин Фантаньлу (Демократия - это хорошая вещь). Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2006. С. 1-5.

6 Чэн Ли. Пин Юй Кэпин дэ минчжу сы сян (Оценка демократической идеологии Юй Кэпина) // Жан миньчжу цзаофу чжунго: Юй Кэпин фантаньлу (Обогащение Китая за счет демократии: запись беседы с Юй Кэпином). Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2009. С. 211.

Впоследствии появились и другие работы автора. Большой интерес представляют сборники записей бесед и интервью с китайским политологом «Демократия - это хорошая вещь» 2006 г.7 и «Пусть демократия осчастливит Китай» (" ^й^^ШФЯ") 2009 г.8

Демократические ценности для Юй Кэпина универсальны. Одновременно демократизация не означает вестернизации. Демократической можно считать любую политическую систему, при которой власть и право выбора принадлежат народу. Юй Кэпин подчеркивает потенциальное существование различных форм демократического политического устройства. Демократия в Китае должна строится в соответствии с политическими и культурными традициями страны.

В работах Юй Кэпина демократизация представляется всеохватывающим проектом политических преобразований, которые, по замыслу автора, должны способствовать адаптации Китая в условиях глобализации. Говоря о демократизации, Юй Кэпин не ограничивается проектами введения институциональной демократии внутри партии и на низовом уровне. Автор также уделяет большое внимание развитию гражданского общества, трансформации китайской культуры, экономическим реформам, гармонии между человеком и природой. Иными словами, демократизацией Юй Кэпин называет совокупность политических, экономических и общественных преобразований, способствующих приспособляемости страны в меняющихся глобальных условиях. Китаю необходимо найти такой путь развития, который позволил бы стране выиграть от противоречивого, сложного, но неизбежного процесса глобализации.

Юй Кэпин выделяет три концепции, в соответствии с которыми должна происходить демократизация Китая: «цена демократии» «демократия по нарастающей» и «динами-

ческая стабильность» (^^Шё). «Цена демократии» предполагает максимальную пользу от демократических преобразований при их минимальной себестоимости. «Демократия по нарастающей» означает, что политические преобразования должны проводиться постепенно и в различных измерениях китайской политической системы. Под идеей «динамической стабильности» китайский по-

7 Юй Кэпин. Миньчжу ши гэ хао дунси: Юй Кэпин Фантаньлу (Демократия - это хорошая вещь). Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.

8 Юй Кэпин. Жан миньчжу цзаофу чжунго: Юй Кэпин фантаньлу (Пусть демократия осчастливит Китай: запись беседы с Юй Кэпином). Пекин: Чжунян бяньи чубаньшэ, 2009.

литолог подразумевает, что системные перемены необходимы, и их целью является поддержание порядка путем непрерывной адаптации к меняющимся условиям.

Направления демократических и политических преобразований в работах Юй Кэпина включают в себя развитие гражданского общества и гражданского участия, создание демократических институтов на низовом уровне, демократизацию механизма принятия решений, формирование институтов совещательной демократии, введение деревенского самоуправления и развитие внутрипартийной демократии. Важно отметить, что проекты демократизации Китая, которые предлагает в своих работах Юй Кэпин, не предполагают кардинальных изменений общественно-политической структуры современного Китая. Юй Кэпин обосновывает необходимость видоизменения существующей модели политического развития за счет постепенной придачи ей все большего числа демократических черт и медленного воплощения в жизнь демократических принципов взаимодействия между обществом и государством.

Одновременно нельзя не отметить, что сроки подобных реформ в статьях и книгах Юй Кэпина не указаны. И это понятно, ведь Юй Кэпин в своих работах не предлагает программы политических преобразований для китайского правительства, а лишь высказывает свою точку зрения. В целом можно утверждать, что воззрения Юй Кэпина соотносятся и вытекают из базовых положений Дэн Сяопина9.

Поиск путей строительства подлинной социалистической демократии в работах Ван Шаогуана. Ван Шаогуан - доктор политических наук, профессор. Учился в одной группе с Ли Кэцяном в Пекинском университете. В 1982 г. получил степень бакалавра права, с 1982 по 1984 г. обучался в магистратуре Корнелльского университета (Cornell University) в США. В 1990 г. получил степень доктора политических наук в Корнелльском университете. С 1990 по 2000 г. преподавал на факультете политологии в Йельском университете (Yale University). Сегодня Ван Шаогуан работает в Китайском университете Гонконга, читает лекции в Институте государственного управления университета Цинхуа, является главным редактором журнала China Review. Ван Шаогуан главным образом занимается исследованиями в области политической экономии, сравнительной политики, бюджетно-налоговой политики, изучает вопросы демо-

9 He Li. Chinese Intellectual Discourse on Democracy // Journal of Chinese Political Science/Association of Chinese Political Studies, 2014.

кратизации, а также проблемы политического развития бывших социалистических стран Восточной Азии.

Наравне с Цуй Чжиюанем и Ван Хуэем Ван Шаогуан считается одним из ключевых представителей китайских новых левых. С другой стороны, по мнению известного китайского экономиста Ху Аньгана, отождествлять Ван Шаогуана с китайскими новыми левыми не совсем верно. Ху Аньган считает, что Ван Шаогуан скорее принадлежит к группировке реалистов потому что его теория является не абстрактной, а тесно связанной с китайской практикой. Как пишет Ху Аньган, Ван Шаогуан «не преклоняется перед теоретическими догмами», а проводит конкретный анализ конкретных проблем Китая»10.

Наибольший интерес представляют следующие работы Ху Аньгана: «Четыре лекции о демократии»11, «Путь умиротворения: цели и пути трансформации государства»12, «Разочарование и преодоление»13. Так же, как и Юй Кэпин, Ван Шаогуан отказывается принять тезис о совместимости западной модели демократии с китайским условиями. Более того, западная модель демократии в его работах подвергается яростной критике. То, что существует на Западе, по мнению Ван Шаогуана, - вовсе не демократия, а лишь ее имитация. Китаю же, как утверждает автор, суждено построить подлинную социалистическую демократию.

Ван Шаогуан в своих работах, главным образом, рассуждает об истории и истинном значении демократии. Автор отвергает популярные в наше время концепции парламентаризма, либерализма, плюрализма и конституционализма, утверждая, что все они выхолащивают истинный смысл демократии. Ван Шаогуан критикует систему, основанную на конкурентных выборах. Китайский политолог в своих работах доказывает, что изначально демократия была связана с демархией, т.е. системой случайного отбора представителей. Демархия впоследствии в угоду власть предержащих была за-

10 Ху Аньган. Таньсо аньбан чжи дао (дайсю) (В поисках пути умиротворения (вместо предисловия)) // Аньбан чжи дао гоцзя чжуаньсин дэ мубяо юй туцзин (Путь умиротворения: цели и пути трансформации государства). Пекин: Синьчжи сань лянь шудянь, 2007. С. 1-11.

11 Ван Шаогуан. Миньчжу сы цзян (Четыре лекции о демократии). Пекин: Сянь лянь шудянь, 2008.

12 Ван Шаогуан. Аньбан чжи дао гоцзя чжуаньсин дэ мубяо юй туцзин (Путь умиротворения: цели и пути трансформации государства). Пекин: Синьчжи сань лянь шудянь, 2007.

13 Ван Шаогуан. Цюй мэй юй чаоюэ (Разочарование и преодоление). Пекин: Чжунсинь чубаньшэ, 2010.

менена выборами, что сделало демократию более управляемой. По мнению Ван Шаогуана, в случае с системой выборов народ имеет возможность только косвенно влиять на политические процессы, в то время как он должен оказывать прямое воздействие на процесс принятия решений. Одновременно люди, непосредственно принимающие решения, должны постоянно прислушиваться к общественному мнению. Ван Шаогуан в своих работах выделяет следующие проекты демократизации, которые могут способствовать «выходу за рамки электократии»: электронная демократия, совещательная демократия, претворение в жизнь принципов лотократии, и экономическая демократия.

Ван Шаогуан уделяет большое внимание предпосылкам, которые должны сложиться для успешной демократизации страны. По его мнению, одним из ключевых условий демократизации является существование эффективного правительства и сильного государства. Китайский политолог приходит к такому выводу на основании анализа политических преобразований в развивающихся странах, которые были затронуты «третьей волной демократизации». Переход к демократии оказывался наиболее успешным в странах с устойчивой и развитой государственной структурой.

Ван Шаогуан ставит под вопрос существование прямой взаимосвязи между развитостью гражданского общества и демократичностью страны. Вряд ли можно сказать, что китайский политолог отрицает ту роль, которую гражданское общество играет в процессе демократизации. Ван Шаогуан в большей степени ставит под вопрос корректность самого термина «гражданское общество». В своих работах китайский политолог выдвинул понятие «народное общество», за что Ван Шаогуана критикуют китайские исследователи различных идеологических направлений.

Ван Шаогуан является сторонником существования китайской модели политического развития. Следует отметить, что конкретные проекты демократизации Китая в работах Ван Шаогуана встречаются реже, чем в книгах и публикациях Юй Кэпина. Сложно представить, как сегодня будет выглядеть страна, в которой применялись бы механизмы случайного отбора представителей, некогда существовавшие в человеческой истории. Сложно занять однозначную позицию и в отношении экономической, военной и трудовой демократии, которые описываются в работах автора.

Характерные черты восприятия демократии у китайцев. Концепция демократии начала проникать в Китай в конце XIX -

начале XX в. Можно встретить точку зрения, в соответствии с которой некоторые принципы демократичности можно найти в конфуцианском принципе миньбэнь (йФ). Его суть сводится к тому, что Небо избирает императора - сына неба, который должен править в соответствии с желаниями народа14. Как утверждают некоторые исследователи, конфуцианская идея миньбэнь, хотя и не синонимична концепции демократии, но многие ее положения могут способствовать строительству такого политического строя, при котором граждане обладают должными экономическими и политическими полномочиями15. Мы не согласны с данной позицией, которая характеризуется европоцентризмом. Отождествлять эти совершенно разные понятия невозможно хотя бы потому, что миньбэнь - это продукт китайской культуры, а демократия - результат развития западного общества в эпоху модерна.

Когда Китай открывался внешнему миру в конце XIX - начале XX в. многие китайские мыслители того времени пытались интерпретировать идею демократии и понять ее. Проблемы возникли сразу же при попытке перевода европейских терминов на китайский язык. Об этом пишет в работе «Творчество Янь Фу и проблема перевода» А.А. Крушинский16. Янь Фу был одним из китайских мыслителей той эпохи, которые пытались осмыслить западные идеи. Кроме Янь Фу можно назвать также таких представителей китайской политической мысли, как Лян Шумин, Лян Цичао, Чжан Дунсунь и др. У всех этих мыслителей есть некоторые общие черты восприятия демократии. На основании их работ можно прийти к некоторым выводам о традиционном восприятии демократии в китайской политической культуре:

• традиционная китайская картина мира не легитимирует противоречия, которое было табуировано. Конфуцианская и легистская доктрины делали упор на гармонии и системой стабильности. По этой причине как первые китайские мыслители, переводившие и интерпретировавшие приходившие с Запад идеи и концепции, так и участники демократических движений второй половины XX в., не рассматривали демократию как способ урегулирования противо-

14 Лукин А.В. Приход понятия «демократия» в Китай и его первые интерпретации // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. М.: Вост. лит., 2009. - 502 с. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 274-295.

15 Viren Murthy. The Democratic Potential of Confucian Minben Thought // Asian Philosophy. 2000. Vol. 10. No. 1.

16 Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М.: Наука, 1989.

речий в обществе, возникавших в результате существования различных интересов;

• вместо этого демократия виделась им наилучшей стратегией развития всего общества, которая могла способствовать модернизации Китая. Демократия для китайцев переплетена с идеями национализма. К такому выводу приходят почти все исследователи, затрагивавшие поднимаемую нами проблему. А.В. Лукин в работе «Приход понятия демократии в Китай» отмечает: «Независимо от употребляемого термина, целью введения элементов демократической политической системы для всех без исключения китайских реформаторов было совершенствование китайской системы управления, придание ей большего динамизма, с тем чтобы ликвидировать угрозу со стороны внешнего врага, благодаря чему Китай должен был занять подобающее (т.е. лидирующее) ему место в мировой политике»17. Хао Чан в работе «Лян Цичао переходный период в истории китайской мысли в 1890-1907 гг.» (Liang Ch'i-ch'ao and Intellectual Transition in China 1890-1907) писал: «В отличие от современного западного либерализма, индивидуализм никогда не укоренялся в китайском либерализме. Среди китайских либералов существует тенденция рассматривать демократию больше как неотъемлемую часть современного национального государства, нежели как институт, призванный защищать индивидуальные права и свободы»18. Аналогичные выводы делает в своем исследовании Э. Нэтэн19 и Лэй Гуан20;

• ключом понимания западных идей и концепций для китайских мыслителей стал социал-дарвинизм. В основе китайской картины мира лежит иерархия. Социал-дарвинизм дал китайцам представление о том, что противоречие и борьба за существование в антииерархическом ключе может быть легитимирована. А.А. Крушинский отмечал: «Пропаганда идей эволюционизма, социал-дарвинизма и либерализма в позднецинском Китае означала атаку на фундаментальные посылки и ценности традиционной китайской культуры -концепцию цикличности исторического процесса, идеал бесконфликтности, патернализм как универсальную норму человеческих взаимоотношений. Социал-дарвинизм в особенности чужд принци-

17 Лукин А.В. Указ. соч.

18 Hao Chang. Liang Ch'i-ch'ao and Intellectual Transition in China 1890-1907. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press.

19 Andrew J. Nathan. Chinese Democracy. N. Y.: Alfred A. Knoff, INC., 1985.

20 Lei Guang. Elusive Democracy: Conceptual Change and the Chinese Democracy Movement, 1978-79 to 1989 // Modern China. Vol. 22. No. 4 (Oct., 1996). P. 417-447.

пам традиционной китайской морали, и поэтому анализ китайских проблем в духе социал-дарвинизма, использование последнего для идеологического обоснования необходимости реформ явилось революционным новшеством в условиях тогдашнего Китая»21. В духе социал-дарвинизма интерпретировалась и концепция демократии. Китайские мыслители полагали, что демократия возникла в результате борьбы социально-политических систем; • для китайской политической философии того времени характерна еще одна черта - многие китайские исследователи утверждали, что Китаю следует позаимствовать некоторые элементы западной культуры, а затем приспособить их к китайским условиям. Например, о необходимости совмещения китайских и западных ценностей писал Лян Шумин. Китайский мыслитель отмечал, что западная культура может быть обновлена путем придачи ей некоторых характеристик китайской культурной традиции. В частности, Лян Шумин акцентировал возможность совмещения западного духа конкуренции и некоторых конфуцианских принципов22. Ученик Лян Цичао, известный китайский философ, принадлежавший к поколению тех мыслителей, расцвет интеллектуальной деятельности которых относится ко времени после движения 4 мая 1919 г., Чжан Дунсунь доказывал, что все политические доктрины, будь то социализм или демократия, могут быть улучшены путем их пересмотра и обновления. Являясь сторонником так называемого «демократического ревизионизма», Чжан Дунсунь утверждал, что различные культуры могут быть синтезированы и гармонизированы. Он приветствовал введение в Китае разнообразных западных концепций и обосновывал возможность взаимообогащения различных культур23.

Мы пришли к выводу, что для китайского восприятия демократии, во-первых, характерно неприятие конфликтов интересов. Во-вторых, вместо того, чтобы рассматривать демократию как способ урегулирования конфликтов интересов и идеологий, китайские мыслители видели в демократии возможность достижения стабильности, общественного единства и гармонизации всего социального

21 Крушинский А.А. Социально-философские воззрения Янь Фу (1854-1921) и их интерпретация в КНР. М., 1983.

22 Hung-YokIp. Liang Shuming and the Idea of Democracy in Modern China // Modern China. Vol. 17. No. 4 (Oct. 1991). P. 469-508.

23 Edmund S.K. Fung. Socialism, Capitalism, and Democracy in Republican China: The Political Thought of Zhang Dongsun // Modern China. Vol. 28. No.4 (Oct., 2002). P. 399-431.

организма. Иными словами, демократия была ценна тем, что она вела к усилению государства и модернизации. Наконец, многие мыслители конца XIX - первой половины XX в. обосновывали возможность заимствования и улучшения некоторых элементов западной политической культуры. В какой степени элементы традиционного китайского восприятия демократии проявляются в работах Юй Кэпина и Ван Шаогуана?

Неприятие конфликта интересов в работах Юй Кэпина и Ван Шаогуана проявляется в том, что оба автора выступают за создание совещательных институтов демократии. И Юй Кэпин, и Ван Шаогу-ан подчеркивают важность диалога, обсуждения и согласования. Юй Кэпин утверждает, что необходимость создания органов совещательной демократии диктуется самой логикой политического развития Китая. Ван Шаогуан склонен считать, что группы, обладающие различными интересами, могут прийти к единогласной позиции путем проведения совещаний между представителями этих групп, а не путем голосования. Кстати сказать, что предложения Юй Кэпина по созданию мозговых трестов для демократизации механизма принятия решений отдаленно напоминают предложения Лян Цичао по созданию специальных научных сообществ. Юй Кэпин воспринимает демократию как способ гармонизации отношений в обществе, которое вполне в соответствии с конфуцианской политической традицией рассматривается им как единый организм, каждый член которого должен действовать в интересах большинства. С нашей точки зрения, Юй Кэпин имеет в виду именно это, когда пишет, что «демократия - это хорошая вещь, но не для отдельного человека и не для отдельных чиновников, а для всего государства и всей нации, для широких народных масс». В этом отношении также характерна концепция «динамичной стабильности», пропагандируемая Юй Кэ-пином. В соответствии с ней стабильность в обществе может быть достигнута только за счет ликвидации правительством конфликтов интересов между верхами и низами. Китайский политолог не уделяет столь большого внимания необходимости их урегулирования с помощью демократических механизмов.

В демократии Юй Кэпин и Ван Шаогуан видят возможность усиления и модернизации Китая. Если для китайских мыслителей конца XIX - начала XX в. целью введения элементов демократической политической системы было совершенствование китайской системы управления с тем, чтобы ликвидировать угрозу со стороны внешнего

врага, то Юй Кэпин говорит о необходимости демократизации для успешной адаптации страны в условиях глобализации. С нашей точки зрения, именно по этой причине в своих работах Юй Кэпин затрагивает не столько конкретные вопросы демократии, сколько более широкие вопросы многогранных политических реформ, призванных обеспечить выживание Китая в меняющихся глобальных условиях. В работах Ван Шаогуана та же риторика проявляется в утверждениях автора о необходимости построения подлинной социалистической демократии, которая, несомненно, должна привести к общему усилению страны и «Созданию сильного демократического государства» (именно так звучит название одной из статей Ван Шаогуана). Эту же идею Ван Шаогуан выражает в публикациях, где автор обращает внимание на существование прямой взаимосвязи между степенью демократизации и эффективностью государства.

Если говорить о заимствовании и улучшении элементов западной политической культуры, то в данном случае позиции Юй Кэпина и Ван Шаогуана различны. Основное различие проявляется в оценке той системы, которая сформировалась на Западе. Если Юй Кэпин считает, что западная модель политического устройства является одной из возможных демократических моделей, то Ван Шаогуан не считает западную демократию подлинной демократией, называя ее электократией. Однако данное различие не отменяет того обстоятельства, что оба автора выступают за заимствование и улучшение идеи, зародившейся на Западе. И Юй Кэпин, и Ван Шаогуан выступают за китаизацию демократии. Различно лишь их отношение к исходной демократической модели, существующей на Западе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что и Юй Кэпин, и Ван Шаогуан являются продолжателями той культурно-политической традиции восприятия демократии, которая была заложена в поздне-цинский период под влиянием конфуцианской доктрины. Безусловно, в работах двух авторов присутствуют многочисленные идейные различия. Юй Кэпин - это более центристская фигура на китайской научно-политической арене. Ван Шаогуана, с другой стороны, принято относить к китайским «новым левым». Однако, даже несмотря на эти концептуальные различия, в политической философии Юй Кэпина и Ван Шаогуана присутствуют определенные элементы, связанные с китайским восприятием концепции демократии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Шаогуан. Миньчжу сы цзян (Четыре лекции о демократии). Пекин: Сянь лянь шудянь, 2008.

2. Ван Шаогуан. Аньбан чжи дао гоцзя чжуаньсин дэ мубяо юй туцзин (Путь умиротворения: цели и пути трансформации государства). Пекин: Синьчжи сань лянь шудянь, 2007.

3. Ван Шаогуан. Цюй мэй юй чаоюэ (Разочарование и преодоление). Пекин: Чжунсинь чубаньшэ, 2010.

4. Крушинский А.А. Социально-философские воззрения Янь Фу (1854-1921) и их интерпретация в КНР. М., 1983.

5. Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М.: Наука, 1989.

6. Лукин А.В. Приход понятия «демократия» в Китай и его первые интерпретации // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. М.: Вост. лит., 2009. - 502 с. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 274-295.

7. Ло Сюэхуэй. Юй Кэпин: Миньчжу дэ сысян туйшоу (Юй Кэпин: идеологический проповедник демократии). China Elections and Governance, 25 декабря 2009 г. URL: http:// www.chinaelections.org/article/919/164621.html

8. ХуАньган. Таньсо аньбан чжи дао (дайсю) (В поисках пути умиротворения (вместо предисловия)) // Аньбан чжи дао гоцзя чжуаньсин дэ мубяо юй туцзин (Путь умиротворения: цели и пути трансформации государства). Пекин: Синьчжи сань лянь шудянь, 2007.

9. Чэн Ли. Пин Юй Кэпин дэ минчжу сы сян (Оценка демократической идеологии Юй Кэпина) // Жан миньчжу цзаофу чжунго: Юй Кэпин фантаньлу(Обогощение Китая за счет демократии: запись беседы с Юй Кэпином). Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2009.

10. Юй Кэпин. Миньчжу ши гэ хао дунси: Юй Кэпин фантаньлу (Демократия - это хорошая вещь: запись беседы с Юй Кэпином). Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.

11. Юй Кэпин. Жан миньчжу цзаофу Чжунго: Юй Кэпин фантаньлу (Пусть демократия осчастливит Китай: запись беседы с Юй Кэпином). Пекин: Чжунян бяньи чубаньшэ, 2009.

12. Cheng Li. Introduction // Democracy Is a Good Thing: Essays on Politics, Society, and Culture in Contemporary China. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2009. P. xxii.

13. Chinese author of 'Democracy is a Good Thing' resigns from Communist Party bureau // China south Morning Post. 28 October, 2015. URL: http://www.scmp.com/news/china/policies-politics/article/1873493/chinese-author-democracy-good-thing-resigns-commumst

14. Fung EdmundS.K. Socialism, Capitalism, and Democracy in Republican China: The Political Thought of Zhang Dongsun // Modern China. 2002. Vol. 28. No.4 (Oct.). P. 399-431.

15. Hamrin C., Cheek Th. China's Establishment Intellectuals. Armonk; N.Y.: M E Sharpe, 1986.

16. Hao Chang. Liang Ch'i-ch'ao and Intellectual Transition in China 1890-1907. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press.

17. He Li. Chinese Intellectual Discourse on Democracy // Journal of Chinese Political Science/ Association of Chinese Political Studies, 2014.

18. Hung-Yok Ip. Liang Shuming and the Idea of Democracy in Modern China // Modern China. 1991. Vol. 17. No. 4 (Oct.). P. 469-508.

19. Lei Guang. Elusive Democracy: Conceptual Change and the Chinese Democracy Movement, 1978-79 to 1989 // Modern China. 1996. Vol. 22. No. 4 (Oct.). P. 417-447.

20. Murthy V. The Democratic Potential of Confucian Minben Thought // Asian Philosophy. 2000. Vol. 10. No. 1.

21. Nathan A.J. Chinese Democracy. N.Y.: Alfred A. Knoff, INC., 1985.

Vladimir A. Skosyrev

HOW MODERN CHINESE POLITICAL THINKERS VIEW DEMOCRACY

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 11999

Chinese politics in Hu Jintao era (2003-2013) is marked with a certain degree of ideological pluralism. This period is a peak of creative work of Yu Keping and Wang Shaoguang - the two Chinese public intellectuals the works of which are examined in this article. Their position is different in many aspects, yet one remarkable idea unites them - China can be and should be democratic and it does not mean building a Western style democracy. In this research we conclude, that democratic ideas proposed by modern Chinese pro-party intellectuals is in essence a reconsideration of the Chinese political thought of the late XIX - early XX century.

Key words: China, democracy, ideology, Yu Keping, Wang Shaoguang.

About the author: Vladimir A. Skosyrev - M.A. student, Department of Chinese History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: Mr.Skosyrev@gmail.com).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Cheng Li. Introduction. In: Democracy Is a Good Thing: Essays on Politics, Society, and Culture in Contemporary China. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2009, p. xxii

2. Cheng Li. Pin Yu Kepin de minzhu sixiang (The evaluation of Yu Keping's democratic ideology). In: Rang minzhu zaofu Zhongguo: (Let democracy make China happy). Beijing: Shehui kexue wenxian chubanshe, 2009.

3. Chinese author of'Democracy is a Good Thing' resigns from Communist Party bureau. China south Morning Post. 28 October, 2015. URL: http://www.scmp.com/news/china/policies-politics/article/1873493/chinese-author-democracy-good-thing-resigns-communist

4. Fung Edmund S.K. Socialism, Capitalism, and Democracy in Republican China: The Political Thought of Zhang Dongsun. Modern China, Vol. 28, No.4 (Oct., 2002), pp. 399-431.

5. Hamrin C., Cheek Th. China's Establishment Intellectuals. Armonk, NY: M E Sharpe, 1986.

6. Hao Chang. Liang Ch'i-ch'ao and Intellectual Transition in China 1890-1907. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press.

7. He Li. Chinese Intellectual Discourse on Democracy. Journal of Chinese Political Science/ Association of Chinese Political Studies, 2014.

8. Hung-Yok Ip. Liang Shuming and the Idea of Democracy in Modern China. Modern China, Vol. 17, No. 4 (Oct. 1991), pp. 469-508.

9. Hu Angang. Tansuo anbang zhi dao (daixu) (In search of the way of good governance (Foreword)). In.: Anban zhi dao guojia zhuanxin de mubiao yu tujing (The goals and the way of the transition to the good governance). Beijing: Xinzhi san lian shidian, 2007. P. 1-11.

10. Krushinskii A.A. Sotsial'no-filosofskie vozzreniya Yan'Fu (1854-1921) i ikh interpretatsiya v KNR (Social and philosophical views of Yan Fu (1854-1921) and its interpretation in the PRC). Moscow, 1983.

11. Krushinskii A.A. Tvorchestvo Yan' Fu iproblemaperevoda (Yan Fu's works and the issue of interpretation). Moscow, Science, 1989.

12. Lei Guang. Elusive Democracy: Conceptual Change and the Chinese Democracy Movement, 1978-79 to 1989. Modern China, Vol. 22, No. 4 (Oct., 1996), pp. 417-447.

13. Lukin A.V. Prikhod ponyatiya «demokratiya» v Kitai i ego pervye interpretatsii (The appearance of the concept of democracy in China and its first interpratations). Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: XXXIX nauchnaya konferentsiya. In-t vostokovedeniya RAN (XXXIX science conference, Russian Academy of Sciences, Institute of Oriental Studies). Moscow: Oriental literature, 2009, 502 pp.

14. Lo Xuehui. Yu Keping: Minzhu de sixiang tuishou (Yu Keping: the ideological proponent of democracy). China Elections and Governance, 23.06.2016. URL: http://www.chinaelections. org/article/919/164621.html

15. Murthy V. The Democratic Potential of Confucian Minben Thought. Asian Philosophy, Vol. 10, No. 1, 2000.

16. Nathan Andrew J. Chinese Democracy. New York: Alfred A. Knoff, INC., 1985.

17. Wang Shaoguang. Minzhu sijiang (Four lectures on democracy). Beijing: Xian lian shudian, 2008.

18. Wang Shaoguang. Anban zhi dao guojia zhuanxin de mubiaoyu tujing (The goals and the way of the transition to the good governance). Beijing: Xinzhi san lian shidian, 2007.

19. Wang Shaoguang. Qu mei yu chaoyue (Demystification and Beyond). Beijing: Zhongxin chubanshe, 2010.

20. Yu Keping. Minzhu shiyige hao dongxi: Yu Keping de fantanlu (Democracy is a good thing). Beijing: Shehui kexue wenxian chubanshe, 2006.

21. Yu Keping. Rang minzhu zaofu Zhongguo (Let democracy make China happy). Beijing: Shehui kexue wenxian chubanshe, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.