Научная статья на тему 'Восприятие инвалидности народами Среднего Поволжья (XIX В. )'

Восприятие инвалидности народами Среднего Поволжья (XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / DISABLED / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX ВЕКЕ / THE MIDDLE VOLGA REGION IN THE XIX CENTURY / ПОРЧА / КОЛДОВСТВО / WITCHCRAFT / БЕСНОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ О КРЕСТНЫХ / RELIGIOUS VIEW ABOUT GODPARENTS / КРЕЩЕНИЕ / BAPTISM / МОЛИТВЫ / PRAYERS / ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ И ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ / SAFETY AND CLEANING RITUALS / ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАГОВОРЫ / HEALING SPELLS / СВЯТЫЕ МОЩИ И ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ / HOLY RELICS AND MIRACULOUS ICONS / CURSES / DEMONIC POSSESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овсянников Валерий Петрович, Нурова Оксана Геннадьевна

Целью работы является изучение процессов формирования восприятия инвалидности в традиционной культуре Среднего Поволжья. Задачи научной работы: показать специфические обряды и традиции, характеризующие отношение к людям с ограниченными возможностями в регионе; выявить их этнические особенности в XIX веке. Социокультурные процессы, происходящие в современной России, во многом связаны с предшествующими этапами развития страны. Большинство инвалидов России и региона, как и в прошлом, не адаптировано в ценностном и статусно-ролевом отношении к реалиям жизни, что делает актуальным обобщение и использование предшествующего положительного опыта в этой сфере. Данная работа выполнена в русле деятельностного культурологического подхода к анализу инвалидов как феномена культуры. В начале XIX века восприятие людей с отклонениями от нормы формируется на основе религиозно-этнических воззрений каждого из народов Среднего Поволжья. Однако многие традиции еще сохранялись в виде пережитков. В статье дается историко-культурная характеристика стереотипов отношения к инвалидам в некоторых этнических культурах Среднего Поволжья, влияющих на социокультурную интеграцию людей с ограниченными возможностями; исследуется восприятие психического и физического отклонений от нормы народами региона; показываются этно-конфессиональные предрассудки, связанные с исцелением людей с ограниченными возможностями; описываются обычаи в отношении к инвалидам у народов Среднего Поволжья; анализируется влияние семьи на формирование модели инвалидности. Обобщая сказанное, авторы приходят к выводу, традиционный уклад жизни, нередко, обуславливал причины и масштабы инвалидности, региональное восприятие инвалидности в XIX веке было основано на традиционных стереотипах. Суть которых базировалась на религиозно-этнических предрассудках, формирующих в сознании людей восприятие телесной и умственной неполноценности как «нечистой», «бесовской» и в целом фатальной природы. В целом это приводило к негативному отношению к людям с ограниченными возможностями у большинства народов Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTION OF DISABILITY PEOPLES MIDDLE VOLGA REGION (XIX CENTURY)

The aim is to study the processes of formation of perceptual disability in the traditional culture of the Middle Volga. Objectives of research: show specific rituals and traditions that characterize the attitude towards people with disabilities in the region; identify their ethnic features in the XIX century. Sociocultural processes taking place in contemporary Russia, largely due to previous stages of development. Most of Russia and the region's disabled, as in the past, is not adapted in the value and status-role with respect to the realities of life, that makes it relevant to compilation and use of prior positive experience in this area. This work was carried out in line with the activity of cultural approach to the analysis of disabled people as a cultural phenomenon. At the beginning of the XIX century, the perception of people with deviations from the norm is based on religious and ethnic views of each of the peoples of the Middle Volga. However, many traditions are still preserved in the form of vestiges. The article gives a historical and cultural characteristics of the stereotypes attitudes towards disabilities in some ethnic cultures of the Middle Volga region, affecting the sociocultural integration of people with disabilities; Explores the perception peoples of the region to the mental and physical abnormalities; showing ethnic and religious prejudices associated with the healing of people with disabilities; describes practices in relation to persons with disabilities among the peoples of the Middle Volga region; analyzes the influence of the family on the formation model of disability. In summary, the authors conclude, the traditional way of life, not infrequently, was causes the reasons and extent of the disability, the regional perception of disability in the XIX century was based on traditional stereotypes. The essence of which is based on religious and ethnic prejudices that form in people's minds the perception of physical and mental disability as "evil", "devils" and generally fatal nature. Overall, this led to negative attitudes towards people with disabilities the majority of the peoples of the Middle Volga.

Текст научной работы на тему «Восприятие инвалидности народами Среднего Поволжья (XIX В. )»

исторические науки

Овсянников Валерий Петрович, Нурова Оксана Геннадьевна ВОСПРИЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ НАРОДАМИ СРЕДНЕГО ...

УДК 008

ВОСПРИЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ НАРОДАМИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (XIX в.)

© 2016

Овсянников Валерий Петрович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой «Философия,

история и правоведение» Нурова Оксана Геннадьевна, аспирант

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация. Целью работы является изучение процессов формирования восприятия инвалидности в традиционной культуре Среднего Поволжья. Задачи научной работы: показать специфические обряды и традиции, характеризующие отношение к людям с ограниченными возможностями в регионе; выявить их этнические особенности в XIX веке. Социокультурные процессы, происходящие в современной России, во многом связаны с предшествующими этапами развития страны. Большинство инвалидов России и региона, как и в прошлом, не адаптировано в ценностном и статусно-ролевом отношении к реалиям жизни, что делает актуальным обобщение и использование предшествующего положительного опыта в этой сфере. Данная работа выполнена в русле деятельностного культурологического подхода к анализу инвалидов как феномена культуры. В начале XIX века восприятие людей с отклонениями от нормы формируется на основе религиозно-этнических воззрений каждого из народов Среднего Поволжья. Однако многие традиции еще сохранялись в виде пережитков. В статье дается историко-культурная характеристика стереотипов отношения к инвалидам в некоторых этнических культурах Среднего Поволжья, влияющих на социокультурную интеграцию людей с ограниченными возможностями; исследуется восприятие психического и физического отклонений от нормы народами региона; показываются этно-конфессиональные предрассудки, связанные с исцелением людей с ограниченными возможностями; описываются обычаи в отношении к инвалидам у народов Среднего Поволжья; анализируется влияние семьи на формирование модели инвалидности. Обобщая сказанное, авторы приходят к выводу, традиционный уклад жизни, нередко, обуславливал причины и масштабы инвалидности, региональное восприятие инвалидности в XIX веке было основано на традиционных стереотипах. Суть которых базировалась на религиозно-этнических предрассудках, формирующих в сознании людей восприятие телесной и умственной неполноценности как «нечистой», «бесовской» и в целом фатальной природы. В целом это приводило к негативному отношению к людям с ограниченными возможностями у большинства народов Среднего Поволжья.

Ключевые слова: инвалиды, Среднее Поволжье в XIX веке, порча, колдовство, беснование, религиозное воззрение о крестных, крещение, молитвы, предохранительные и очистительные обряды, целительные заговоры, святые мощи и чудотворные иконы.

THE PERCEPTION OF DISABILITY PEOPLES MIDDLE VOLGA REGION (XIX CENTURY)

© 2016

Ovsyannikov Valery Petrovich, doctor of history sciences, professor, head of the chair

«Philosophy, history and law» Nurova Oksana Gennadievna, post-graduate student Volga region state University of service, Togliatti (Russia)

Abstract. The aim is to study the processes of formation of perceptual disability in the traditional culture of the Middle Volga. Objectives of research: show specific rituals and traditions that characterize the attitude towards people with disabilities in the region; identify their ethnic features in the XIX century. Sociocultural processes taking place in contemporary Russia, largely due to previous stages of development. Most of Russia and the region's disabled, as in the past, is not adapted in the value and status-role with respect to the realities of life, that makes it relevant to compilation and use of prior positive experience in this area. This work was carried out in line with the activity of cultural approach to the analysis of disabled people as a cultural phenomenon. At the beginning of the XIX century, the perception of people with deviations from the norm is based on religious and ethnic views of each of the peoples of the Middle Volga. However, many traditions are still preserved in the form of vestiges. The article gives a historical and cultural characteristics of the stereotypes attitudes towards disabilities in some ethnic cultures of the Middle Volga region, affecting the sociocultural integration of people with disabilities; Explores the perception peoples of the region to the mental and physical abnormalities; showing ethnic and religious prejudices associated with the healing of people with disabilities; describes practices in relation to persons with disabilities among the peoples of the Middle Volga region; analyzes the influence of the family on the formation model of disability. In summary, the authors conclude, the traditional way of life, not infrequently, was causes the reasons and extent of the disability, the regional perception of disability in the XIX century was based on traditional stereotypes. The essence of which is based on religious and ethnic prejudices that form in people's minds the perception of physical and mental disability as "evil", "devils" and generally fatal nature. Overall, this led to negative attitudes towards people with disabilities the majority of the peoples of the Middle Volga.

Keywords: the disabled, the middle Volga region in the XIX century, curses, witchcraft, demonic possession, religious view about godparents, baptism, prayers, safety and cleaning rituals, healing spells, Holy relics and miraculous icons.

В культурах народов Среднего Поволжья к XIX в. сформировалось традиционное восприятие людей с ограниченными возможностями. В повседневной культуре региона это восприятие закрепилось в специфических обрядах и традициях. Их исследование носит актуальный характер, так как выявление социокультурных стереотипов лежащих в основе этих культурных форм позволит избавиться от некоторых предрассудков по отношению к инвалидам, бытующим в современном мире.

В начале XIX века восприятие людей с отклонениями от нормы, свойственное для древней Руси, уходит в прошлое [1]. Формируется отношение к инвалидам, основанное на религиозно-этнических воззрениях каждого

из народов Среднего Поволжья. Однако многие традиции еще сохранялись в виде пережитков.

Одним из самых мрачных пережитков был обычай забавляться над слабоумными людьми, делать их объектом унизительных и немилосердных забав. Телесные уродства также становились предметом насмешек и постоянно демонстрировались на ярмарках [2].

Восприятие телесной и психической неполноценности в XIX веке обуславливалось, как правило, сложившимися традиционными стереотипами о причинах возникновения заболевания. Причем различные этносы выдвигали свои, нередко, уникальные варианты. Например, у мордвы было поверье, что психические заболевания

Овсянников Валерий Петрович, Нурова Оксана Геннадьевна | исторические

ВОСПРИЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ НАРОДАМИ СРЕДНЕГО ... науки

насылает колдун. В простонародье говорили: «сажает вилы» [3]. У чувашей образ Николая-чудотворца, явно привнесённый из христианства, трансформировался в «могущественного злого бога, который посылает ушные болезни всех видов» [4].

У восточных славян (в дохристианский период) основной причиной уродства считалась деятельность злобных духов, живущих в природе. Поэтому восприятие инвалидности носило крайне негативный характер, как результат вселения духов. Этим в то время определялась народная практика изгнания злых духов. Суть такого «лечения» заключалась в специфических ритуалах, сопровождающихся заговорами, где присутствовало магическое начало, а духи болезней, зачастую, изображались человекоподобными существами. Наименования болезней, упоминавшихся при заговорах, обычно, брали свое начало от имен злых духов. В ритуалах, направленных на излечение от болезней, должно было проявляться активное сопротивление. Поэтому болезни сплёвывались, смывались, сдувались, сжигались и т.п. В общем виде заговоры и ритуалы исцеления выражали многовековой опыт народной медицины [5].

Понятие о нечистых духах, которых воспринимали, как источник душевных болезней, органически проникает в христианство. После принятия православия на Руси священнослужители взяли обязанность лечить душевнобольных на себя. Практически все психические заболевания у них подходили по категорию беснование, которое в народной среде было больше известно, как кликушество [6]. По воззрениям того времени оно возникало под действием колдовства (порчи). Прочности народных верований о духах порчи способствовало и очевидное сходство психических больных с бесноватыми, отображенными в Евангелии. Христос и апостолы лечили их, изгоняя бесов. Православные священники в России помогали таким больным только особенными молитвами.

Во многих монастырях в XIX веке открывались больницы или дома призрения. Поэтому священнослужителям часто доводилось «лечить» (отчитывать) инвалидов, которые как считалось, больны порчей. Огромная роль в этом «лечении», как мы уже отметили, отводилась молитвам. Повсеместно был распространен обычай «отчитывания» умопомешательства [7]. Следует заметить, что эффективность такого «лечения» была низкой. Поэтому чаще больные обращались за поддержкой к святыням, особое место среди которых занимали святые мощи, а также чудотворные иконы. Образы Божией Матери -Казанской, Смоленской, Владимирской, Иверской имели всеобщую славу среди православных, кроме того в России почитались сотни чудотворных икон местных церквей.

Когда не исцеляли местные святыни, больные стремились в крупные духовные центры, имеющие всенародное признание. К ним относились Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Почаевская лавры, Соловецкий монастырь, Зосимова пустынь и др. Большой популярностью пользовалась Москва, особенно, в исцелении душевнобольных. Московские святыни - Симонов и Страстной монастыри, часовня св. Пантелеймона, всегда были заполнены этой категорией больных [8, с. 113].

Естественно, что православие оказывало воздействие и на целительные заговоры. Под его воздействием преображались тексты большого количества древних заклинаний. Так, имена «чудесных» целителей в языческих заклинаниях, к которым прибегали чтобы изгнать болезнь, сменялись именами Ивана Крестителя, Христа, а также Николая Угодника [9].

Многие народы Среднего Поволжья длительное время испытывали влияние язычества в народной медицине и целительстве. И в XIX веке, например, чуваши и удмурты пытались излечить людей с ограниченными возможностями с помощью обрядов изгнания (выпроваживания) болезней. Этот обряд входил в цикл очисти-86

тельных обрядов и получил название сурен шуккыны у удмуртов, серён (вирём) у чувашей. Его проводили ежегодно всем селом [10]. В день проведения обряда сурен шуккыны удмурты мылись в бане в воде с серебряной монетой, так как такая вода считалась священной. Удмурты запасали ее на целый год и использовали для лечения практически всех болезней. Люди с ограниченными возможностями, способные передвигаться и слышать в ходе этого обряда плясали под музыку, заходили в воду, пытаясь излечиться от своих болезней. С восходом солнца они снимали верхнюю одежду и бросали вверх с криком: «Пусть вся хворь уйдет! Сёрен» [11, с.136]. Чуваши, при аналогичном обряде, уходя оставляли на месте его проведения живую курицу в качестве сидоровой козы, а сами быстро убегали, не оборачиваясь, так как считалось, что отставший вскоре умрет [12, с. 644].

Большое количество случаев рождения «ненормальных» детей спровоцировало появление предохранительных обрядов в традиционном обществе. Для православного человека самым главным обрядом являлось крещение. В народе его считали повторным рождением человека, но уже «по образу и подобию Божьему». Перед крещением новорожденный виделся нечистым, по этому поводу говорили, «не крещеный ребенок - чертенок». Конкретного срока для крещения церковь в то время не устанавливала, но советовала совершать обряд «в ближайшее по рождении время». Отец с матерью и сами незамедлительно следом за рождением начинали приготовления для крещения младенца, так как вера в нечистоту ребенка определяла и принцип заботы о нем [13].

Традиционно в Среднем Поволжье ребенка перед крещением не укладывали в кроватку, не одевали рубашку и крестик, не целовали, а также некоторые даже не прикладывали к груди. Это являлось свидетельством проявления в регионе устойчивого стереотипа о том, что все средства защиты младенца до свершения над ним обряда крещения неэффективны.

Считалось, что при наступлении болезни или инвалидности в этот период ребенку не способны помочь какие-либо обычные методы лечения. Поэтому «лечение» в обязательном порядке включало заговоры адресованные святым, а также молитвы. По поверьям, больного ребенка мог выкрасть черт или же вместо него оставить полено, защекотать мыши-оборотни и т.д. При рождении ребенка с отклонениями от нормы, если позволяли обстоятельства, крестили сразу в день его рождения. Смерть некрещенных детей воспринималась как трагическая участь. Православные верили, что такие дети «после смерти на том свете не увидят света белого», значит им не уготовано увидеться со своими родственниками.

Религиозное воззрение о крестных воспринимало инвалидность, как фактор влияющий на крестников, так как крестник мог унаследовать определенные качества вторых родителей. В связи с этим, старались не звать в крестные людей с ограниченными возможностями [14, с. 694].

Недостаток медицинских знаний в объяснении причин инвалидности, приводил к тому, что общество в XIX веке старалось отгородиться от людей с физическими и умственными недостатками. Это нашло отражение в брачных отношениях и свадебных обрядах.

При выборе невесты и жениха у марийцев, была важна в первую очередь родословная. Присмотрев девушку, интересовались о родителях невесты, их характере, чести, материальном состоянии. Прежде всего, обращали внимание на умственную, а также физическую полноценность невесты, здоровье, трудолюбие, честность. Окончательный выбор невесты происходил на семейном собрании с присутствием родителей жениха, а также ближайших родственников. Домашний совет утверждал кандидатуру свата или же свахи. Инвалидность могла послужить отказом в свадьбе, как для жениха, так и для невесты [15].

исторические науки

Овсянников Валерий Петрович, Нурова Оксана Геннадьевна ВОСПРИЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ НАРОДАМИ СРЕДНЕГО ...

В русских семьях молодые также полностью подчинялись родительской воле. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Женитьбе могло препятствовать только заболевание, в том числе и наступление инвалидности. Сельские жители Среднего Поволжья в XIX веке из чувства своего достоинства старались брать ровню («руби дерево по себе»), так как считали, что «лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться» [16].

Вместе с тем, у народов региона инвалидность традиционно не являлась ограничением при социально-культурной деятельности. Так, например, у чувашей существовала традиция полевого моления - Учук. Женщины пекли для Учук лепешки. Непосредственные действия начинались в полдень. Все шли на святилище, за исключением женщин, маленьких детей, глубоких стариков и старух, а также инвалидов, которые не могли передвигаться. Остальные же люди с ограниченными возможностями могли принимать участи в данной традиции. Одни варили полбенную кашу, другие, пока варилась каша, разгуливали по лугу. После того как каша была готова, все собирались и молились, обращаясь лицом на восток. По окончании молитвы ели кашу. Затем приводили быка и овец для жертвоприношения. Один старик обливал быка ведром сначала на голову, а потом на спину и говорил: «Ради этой благой жертвы, помилуй!» [17]. Следует заметить, что в традиционной чувашской культуре принудительная христианизация спровоцировала процесс формирования религиозного синкретизма и этот ритуал является его свидетельством.

Традиционный уклад жизни, нередко, обуславливал причины и масштабы инвалидности. Например, в русских семьях случаи слепоты были очень редки. В дошедших до наших дней этнографических описаниях русских людей говорится: «С открытым взглядом, ровной, уверенной походкой. У женщин смелый независимый взгляд, черты лица правильные, здоровый вид, как и у мужчин. Слепых и близоруких в селе нет» [18, с. 64]. В силу того же традиционного уклада жизни у мордвы в отличие от русских свирепствовали глазные болезни, особенно среди женщин и детей. К сорока годам многие становились слепыми. Главным пороком этого народа многие этнографы считали - неопрятность в жилищах, пище и одежде. Мылись они не каждый день. Зимой жили в своей избе вместе со свиньями, овцами, курами и собаками, нередко, человек по 30. Окна промерзали насквозь, в результате чего в зимнее время не доставало света. Чтобы согреться топились по-черному [19, с. 705].

Так, социокультурный анализ внешнего вида и физических качеств наших предков во многом дают представление об их взглядах на способы и средства восстановления, сохранения и укрепления здоровья, а также причинах инвалидности.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что, традиционное восприятие инвалидности в этнических культурах Среднего Поволжья XIX века было основано на стереотипах о физических и умственных недостатках, не имеющих ничего общего с реальными причинами заболеваний [20, с. 11]. У большинства народов региона прослеживается тенденция негативного отношения к людям с ограниченными возможностями. Суть которых базировалась на религиозно-этнических предрассудках, формирующих в сознании людей восприятие телесной и умственной неполноценности как «нечистой», «бесовской» и в целом фатальной природы.

4. Кирчанов М.В. Доиндустриальное общество в Чувашии и традиционная идентичность (вторая половина XIX века) // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 1. С. 15-21.

5. Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1903.

— 404 с.

6. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М.: ОГИ, 2002, с. 324-341.

7. Петров А., свящ. Кликуши // Странник. 1866. Октябрь. Отд. V. С. 2.

8. Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни. Новгород, 1900.

9. Безсонов П. Калеки перехожие. Москва. 1863. -260 с.

10. Сироткин Н.И. Чувашский фольклор: очерк устно-поэтического народного творчества. Чебоксары. 1965. С. 12-13.

11. Кондратьева Е.В. Роль общины в проведении очистительного обряда Сурен Шуккыны/Сёрен (удмурты и чуваши) // Вестник удмурского университета. Т. 25, вып. 1. - с. 134-138.

12. Бехтеров В. Вотяки, их история и современное состояние: Бытовые и этнографические очерки, ЫП // Вестник Европы. Спб., 1880. Кн. 8. Т. 4. С. 621-654.

13. Мешкова О.В. Типы благопожеланий в традиционном русском родильно-крестильном обряде // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215). - с. 69-72.

14. Русские / Отв. Ред. В.А. Александров, И.В. Власов, Н.С. Полищук. Москва, 1999. - 824 с.

15. Сепеев Г. А. Марийцы // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки / отв. ред. Р. Г. Кузеев. М.: Наука. 1985. - С. 141-174.

16. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.

17. Магнитский В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.

18. Мурашева С.В. Формирование здорового образа жизни средствами народной педагогики: монография / С.В. Мурашеква. Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2012. -151 с.

19. Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. Спб.: тип. имп. Акад. Наук, 1910. - 848 с.

20. Волкова В.М. Этнические традиции и формообразование одежды как средства социально-бытовой адаптации инвалидов: автореф. дисс... канд. ист. наук: 07.00.07 / НИИ «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунцкамера). Санкт-Петербург, 1996.

- 23 с.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Граборов А.И. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 1961. - 410 с.

2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1880 г., - 171 с.

3. Никонова Л. И. От Адама и Евы — до наших дней: очерки народной медицины мордвы / Л.И. Никонова.

Саранск: Мордов. кн. из-во, 2000. 172 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.