Научная статья на тему 'Восприятие идеи английского «города-сада» Э. Хоуарда испанским архитектором А. Гауди (на примере Парка Гуэль)'

Восприятие идеи английского «города-сада» Э. Хоуарда испанским архитектором А. Гауди (на примере Парка Гуэль) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие идеи английского «города-сада» Э. Хоуарда испанским архитектором А. Гауди (на примере Парка Гуэль)»

Е. В. Калимова

Восприятие идеи английского «города-сада» Э. Хоуарда испанским архитектором А. Гауди (на примере Парка Гуэль)

Антонио Гауди нередко называют самым известным архитектором ХХ века. Его идеи популярны сегодня не только в Европе, но и в Америке, и на Востоке. Его творчество носит противоречивый характер. Оно впитало в себя и крайне мистическую готику и многие национальные стили: платереск, исабеллино и, особенно, испано-мавританский мудехар. Традиционализм и модернизм, любовь ко всему национальному и влияние новых идей ХХ века - все это нашло отражение в работах Гауди. Таким образом, он сотворил совершенно новую архитектуру, создав настолько невероятный, фантасмагорич-ный стиль, что его трудно ограничить каким-либо историческим направлением, скорее, его следует назвать «стилем Гауди».

Одним из лучших примеров этого стиля является Парк Гуэль: уникальное произведение искусства, а точнее, искусств, ибо он соединил в себе скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство и живую природу; воплощение синтеза искусств, наполненного глубоким символическим смыслом. Пластический язык Гауди невероятно сложен, он обращался к самым разнообразным источникам. И в качестве одного из них можно назвать теорию «города-сада» английского социолога Э. Хоуарда.

Идеи Хоуарда получили в начале ХХ века широкое распространение и признание. Под их влиянием были предприняты попытки построить город-сад не только в Англии, но и в Германии (Хеллерау, Мюнхен-Перлах) и во Франции (Шатене-Малабри). Подобный же город-сад решил создать в Испании промышленник Э. Гуэль. Для воплощения этого замысла в жизнь он приобрел участок земли около Барселоны и пригласил в качестве архитектора А. Гауди (их знакомство относится к 1873 году, по заказу Гуэля Гауди построил дом в Барселоне - дворец Гуэль, крипту в колонии, павильоны в Гаррафе и т. д.). Гауди не следовал буквально плану Хоуарда, хотя и использовал некоторые его идеи, такие, например, как площадь в центре города и сеть бульваров.

Надо сразу отметить, что хотя идея создать город-сад рядом с Барселоной провалилась, Гауди построил уникальное в своем роде произведение, которое можно назвать одним из самых удачных примеров синтеза искусств, объединившим живую природу и творения, созданные архитектором. Парк Гуэль представляет собой единство цвета, света, природы, скульптуры и архитектуры, насквозь пронизанное каталонской мифологией и символикой. Во всем здесь присутствует как идея роста, произрастания, перетекания форм из одной в другую, единство органического и неорганического, так и идея связи с культурой и историей Каталонии.

В начале ХХ века широкое распространение и признание получила идея так называемого «города-сада». Одним из ее создателей был английский социолог Э. Хоуард (1850-1928), противопоставивший крупным городам небольшие города - сады, свободно располагающиеся среди природы. В 1898 году в Англии вышла его книга «Города-сады будущего». В ней излагалась концепция городов будущего: планировки, архитектуры, управления, законодательства и так далее. Город мыслился цельным организмом, созданным по единому плану, включающему всестороннее обслуживание населения и обеспечение его работой.

Основная идея Хоуарда заключалась в том, что новые города должны объединить в себе преимущества города и деревни, совместить городской и сельский образ жизни. Такие поселения

должны были строиться на некотором удалении от старых больших городов, а прелести жизни в них должны способствовать оттоку жителей из крупных центров.

Население в 32 тысячи человек при территории в 400 га (30 тысяч - в городе и 2 - в деревнях-пригородах), Хоуард считал идеальным для города-сада. Управляться он должен был советом уполномоченных представителей, из числа жителей, который сдавал бы земельные участки в аренду. По замыслу Хоуарда, город-сад должен окружать зеленый пояс площадью в 2 тысячи га, отведенный под сельскохозяйственные угодья и парки. Он должен снабжать город продуктами сельского хозяйства и служить для него резервуаром чистого воздуха. Этот же пояс предотвращал бы дальнейшее разрастание городской территории. Рост населения должен был вызывать не расширение отдельных поселений, а увеличение их числа. Население центрального «ядра созвездия» могло достигать 58 тысяч человек.

Озеленения должны занимать и значительную часть территории самого города, имеющего, по плану Хоуарда, радиально-кольцевую планировку. «Шесть великолепных бульваров, каждый шириною в 120 футов, пересекают город от центра к периферии, разделяя его на шесть одинаковых частей. В центре находится кругообразная площадь размером около пяти с половиной акров, на которой разбит прекрасный, хорошо орошаемый сад. Вокруг этого сада стоят, окруженные каждый своим особым просторным садом, наиболее важные общественные здания: городские управления, театры, библиотеки, музеи, больницы»1.

К этим строениям должен примыкать, по замыслу автора, общественный парк величиной в 145 акров с просторными площадками для игр и отдыха, легко доступный для всех жителей города. Этот центральный парк окружен сплошной круглой стеклянной аркадой, открывающейся в парк, носящей название Хрустального дворца. Во время дождя эта аркада представляет собой убежище для прогуливающихся по парку жителей. В самом Хрустальном дворце расположены магазины, помимо этого он представляет собой постоянное выставочное помещение.

За Хрустальным дворцом расположены дома жителей (разнообразная архитектура которых только приветствуется), они находятся на аллеях и бульварах города. Согласно Хоуарду, каждая семья, в том числе и семьи рабочих, должна была жить в особом доме. При каждом доме должен быть сад, который отделяется от улицы живой изгородью. Все улицы обсажены деревьями, вдоль тротуаров идут более или менее широкие полосы газонов, отделяющие тротуары от мостовой. В каждом небольшом участке города должна быть площадка для детских игр и скверы для отдыха.

Затем, по радиальной схеме Хоуарда, расположены школы, храмы, причем различных концессий. На внешнем кольце города находятся фабрики и заводы, товарные склады, рынки и тому подобное, причем все эти заводы и склады обращены к круговой железной дороге, опоясывающей весь город и соединенной ветками с проходящей около города железнодорожной линией.

Проект Хоуарда был подкреплен экономическими расчетами, доказывающими не только реальность но и рентабельность его предложений. В 1902 году по инициативе Хоуарда в 50 км от Лондона было начато строительство первого города-сада Лечворс, на 35 тысяч жителей, застроенного одно- и двухэтажными коттеджами. Проект был разработан архитекторами Р. Энвином и Б. Паркером.

«Город-сад стал последней социалистической утопией Х1Х века. В отличие от других утопий, попытки осуществить которые быстро угасли, концепция Хоуарда стала началом международного направления в градостроительной практике, особенно активного в Англии и США»2.

Работая над Парком Гуэль, Гауди значительно трансформировал план Хоуарда, в первую очередь, отказавшись от радиально-кольцевой планировки. В своем проекте архитектор оставил лишь так называемый «зеленый пояс», окружающий Парк, центральную площадь и сеть бульваров, которые должны были отделять общественные здания от частных домов и садов.

Строительные работы начались в начале 1900 года и велись в три этапа. Подготовительная стадия строительства - освоение тер-

ритории - было произведено довольно быстро. В 1902 году были закончены ограждения с семью воротами, павильоны при входе и большая часть виадуков. В 1904 году почти все планировочные работы были завершены. С 1900 по 1903 год были разработаны основные элементы Парка Гуэль: стены и павильоны при входе, от которых поднимается центральная лестница - впечатляющая и многоцветная, украшенная разнообразными пластическими элементами.

Надо сразу отметить, что третий этап строительства не был завершен: шли годы, но барселонцы не торопились раскупать 60 участков, предназначенных под жилые особняки. В то время - в начале века - эта местность считалась чересчур пустынной, удаленной от города, что, по-видимому, и стало причиной полного провала проекта, на который Гуэль возлагал столько надежд. Из задуманных шестидесяти были построены лишь три особняка: здание усадьбы Кан Мунтанер де Дальт, где поселился сам владелец парка; дом адвоката Триас-Доменека, третий же особняк был приобретен самим Гауди в 1906 году. Здесь архитектор жил почти до самой своей смерти. Все три здания сохранились до наших дней. В доме Гуэля сейчас располагается средняя школа; дом Триаса по-прежнему находится в собственности его семьи, а особняк Гауди превращен в Дом-музей великого зодчего.

Крах проекта был обусловлен и тем, что Гуэль, временно приостановивший работы с началом Первой мировой войны, умер незадолго до ее окончания. Другая причина - ограничения, с которыми пришлось столкнуться потенциальным покупателям.

Площадь застраиваемых участков не должна была превышать 1200-1400 квадратных метров. Каждый дом должен был располагаться в глубине участка, будучи отодвинут от дороги на расстояние, равное его высоте, не заслоняя при этом вид на Средиземное море, но в то же время и не загораживая дом, расположенный выше. Стена, отделяющая участки друг от друга, не должна была превышать 80 см. «Покупатель или его наследники ни при каких обстоятельствах не имеют права выделять участки

под фабрики, мастерские, печи для обжига кирпича или пекарни, кузницы, больницы, лечебницы, санатории, гостиницы, постоялые дворы, рестораны, а также заниматься любого рода производством, торговлей или ремеслом»3. Право на строительство всех вышеперечисленных учреждений должно было оставаться за хозяином Парка - Э. Гуэлем. И в этом тоже есть отличие от плана Хоуарда, предполагавшего застройку внешнего кольца своего города - сада частными и государственными предприятиями.

По периметру Парк окружает волнистая стена. При входе, на стене и на двух боковых павильонах разместились небольшие медальоны с названием - "Park Guell". Написание первого из этих слов дало богатую почву для разнообразных трактовок исследователей. По-каталонски парк - "parc", а на кастильском - "parque". Английское же слово было использовано умышленно, дабы подчеркнуть близость творения Гауди прототипам - английским пейзажным садам. Отчасти, это возможно связано и со взглядами Гуэля, который считал, что Англия и Каталония очень похожи и превосходят во всем Кастилию. Уже здесь, при входе, проявляется идея об исключительности Каталонии, пронизывающая весь парковый комплекс и отраженная в каждой его детали.

В центре Парка Гуэль архитектор, следуя идее Хоуарда, решил построить главную площадь, являющуюся, одновременно, крышей «Храма ста колонн». Сам архитектор именовал центральную площадь парка (86х40 м) «греческим театром». Пространство же внизу, среди колонн, Гауди представлял себе как рынок и форум одновременно. Однако этот «театр» имел и особое функциональное значение, играя роль водоочистного сооружения. Здесь в очередной раз реализуется знаменитый творческий принцип Гауди: его колонны - не просто опоры для перекрытия, да и само перекрытие - не просто крыша, но и основание для чего-то другого.

В данном случае крыша является центральным местом всего Парка, к тому же по периметру ее окружает одно из лучших произведений архитектора - так называемая «бесконечная» или «змеевидная» скамья. Ее начали сооружать в 1909 году, и она была

задумана как функциональный объект: длинная скамья одновременно служила ограждением крыши и местом для отдыха, а просторная, засыпанная песком открытая площадка предназначалась для собраний, а также для фильтрования дождевой воды. Форма скамьи выбиралась, прежде всего, с тем расчетом, чтобы обеспечить сток воды и удобные места в сухую погоду.

В плане Гауди было предусмотрено также сооружение здания для привратника, рынка, театра и часовни. На территории парка не должно было быть клиники, ресторанов, кафе, гостиниц и фабрик - словом, всего того, что могло бы доставить неудобства жителям.

Стремясь повсюду сохранить рельеф местности, мастер проектирует изощренную сеть улиц и дорог, предусматривая множество живописных поворотов или, напротив, прямых галерей с рядами опор по сторонам.

Создавая эти галереи, Гауди не только стремился укрепить природные уступы склона горы, но ставил перед собой цель создать по всей территории ансамбля сеть крытых переходов, призванных защитить посетителей во время прогулок от солнца и дождя. Было построено лишь четыре крытых галереи, не соединенных между собой, но образующих единый ансамбль. Как всегда, и в этом архитектурно-пластическом образе Гауди удается тесно переплести формы, созданные человеком, с творениями природы.

Уже в начале 1900-х годов стало очевидно, что проект столкнулся с непреодолимыми трудностями. Парк страдал от отсутствия общественного транспорта, необычных ограничений на строительство и неопределенной экономической ситуации. В скором времени стройка была прервана и отодвинута на неопределенный срок, а потом, в связи с началом войны и смертью владельца, и вовсе прекращена.

Постепенно Парк Гуэль начинает вовлекаться в культурную жизнь Барселоны. В 1907 году в нем организуются благотворительные мероприятия, сбор от которых идет в пользу жертв наводнения. В следующем году он используется для различных торжеств: от

праздника каталонского образования и конгресса альпинистов до спортивного турнира по быстрой ходьбе. В Парке устраиваются соревнования, шествия и вечера танцев. А в 1922 году его приобретает мэрия Барселоны. С этого момента Парк Гуэль - неотъемлемая часть города, один из его символов.

И хотя идея Гуэля построить город-сад близ Барселоны не осуществилась, архитектор Гауди создал великолепный ансамбль, соединив в нем собственные произведения и творения живой природы.

Сравнивая Парк с огромной сценой, Л. Перманьер подчеркивает, что каждый представленный здесь элемент играет свою особенную роль: «Парк Гуэль - настоящий шедевр, несмотря на свой совершенный провал в качестве загородного поместья»4. Другой исследователь, Р. Цербст пишет: «Даже если замысел казался более совершенным, чем его воплощение, Гауди и в реализованном удалось раздвинуть рамки привычных традиций»5.

Парк Гуэль представляет собой единство цвета, света, природы, скульптуры и архитектуры, насквозь пронизанное каталонской мифологией и символикой. Он является не столько архитектурным сооружением, сколько природным организмом, все элементы которого взаимосвязаны. Парк Гуэль можно назвать одним из самых удачных примеров синтеза искусств, объединившим живую природу и произведения, созданные архитектором.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Говард Э. Города-сады будущего. М., 1911. С. 20.

2 Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. 1. М., 2001. С. 106.

3 Хенсберген Г. Гауди - тореадор искусства. М., 2000. С. 236.

4 Permanyer L. Gaudi. Barcelona, 1996. С. 150.

5 Цербст Р. Антонио Гауди. М., 2002. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.