Е. В. Калимова
Испано-мавританские традиции в творчестве Антонио Гауди
Антонио Гауди нередко называют самым известным архитектором ХХ в. Его идеи популярны сегодня не только в Европе, но в Америке и на Востоке. Его творчество носит противоречивый характер. Оно впитало в себя и крайне мистическую готику, и многие национальные стили (платереск, исабеллино), и, особенно, испано-мавританский мудехар. «Гауди невозможно поместить в рамки одного стиля или исторического отрезка времени, его деятельность носит вневременной характер»1, — считает Х. Бассегода Нонель. Традиционализм и модернизм, любовь ко всему национальному и влияние новых идей ХХ в. — все это нашло отражение в работах Гауди. Он сотворил совершенно новую архитектуру, создав настолько невероятный, фантасмагоричный стиль, что его трудно ограничить каким-либо историческим направлением. Для него тесны рамки и модерна, и символизма, скорее, его следует назвать «стилем Гауди».
В развитии архитектурных форм и орнамента каждая страна опиралась на главные, символически значимые моменты своей истории. Для Испании особенно показательна увлеченность искусством мудехаров, живших на Пиренейском полуострове и создавших чрезвычайно оригинальный стиль, родившийся из соединения восточной и европейской архитектур. «Искусство мудехаров (мусульман) нередко считается началом собственно испанского искусства и, как следствие, признавалось самым точным ориентиром в борьбе против чужих влияний и эклектизма, лишенного всякой исторической основы»2. Поэтому неудивительно, что в начале века существовало мнение, что разработка современного национального искусства невозможна без обращения к искусству мавров, ставшему источником вдохновения для многих скульпторов, живописцев и архитекторов того времени, в том числе и для молодого Гауди, использовавшего его наиболее интенсивно в своем раннем творчестве.
В Барселоне в этом направлении уже работали такие крупные испанские архитекторы как Луис Доменич-и-Монтанер и Хосе Пуиг-
и-Кадафалк, использовавшие элементы испано-мавританской архитектуры в своих постройках, например, в Доме музыки и госпитале Сан-Пабло, доме Альберто Йео-и-Морера и Антонио Аматллера.
Ряд произведений Гауди нередко относят к стилю мудехар за их экзотический вид со множеством арабских мотивов. Таковыми обычно считаются дом Висенс (Барселона), особняк Эль Каприччос (Комиллас) и павильоны загородной усадьбы Гуэля, построенной недалеко от Барселоны. Разнообразные башни и башенки, часто присутствующие в произведениях Гауди, являются одним из элементов, заимствованных из испано-мавританской архитектуры, так же как и плавные линии стен зданий, например, павильонов при входе в Парк Гуэль, напоминающие стены Дома с ракушками в Саламанке. Однако причудливые формы этих зданий не являются точными копиями мусульманских построек. Гауди совмещает декоративные элементы мудехара с собственными решениями, отказавшись от стилистического единства. И в каждый из этих декоративных элементов Гауди вкладывал особый смысл.
Все это нашло отражение уже в первых работах Гауди, таких, например, как дом Висенс, построенный по заказу промышленника Мануэля Висенса Монтанера (1878-1885). В этой первой своей большой работе Гауди использовал элементы архитектурного стиля предыдущих веков мудехар: небольшие башенки, сходные с минаретами, украшали крышу, система кафельного декора напоминала об изящных решетках старых мавританских построек. По углам здания он расположил окна в мавританском стиле, напоминающие по форме минареты.
Фасады здания будто одеты тканью в полоску и клетку. «Кирпич и плитка, без рисунка или с цветочным орнаментом, чередуются друг с другом необыкновенно искусно и говорят о Гауди как о выдающемся колористе»3. Для мавританской архитектуры было характерно использование геометрического орнамента с вплетенными в него каллиграфическими арабскими надписями. Гауди впервые применил в этом здании и часто используемый им в дальнейшем декор в виде надписей на кастильском, каталонском и даже арабском языках. (Использование арабских надписей не может не напомнить о другом памятнике испанской архитектуре — Альгамбре.)
Фриз северо-западной части галереи дома Висенс украшает надпись «О летняя тень», на юго-восточной — слова из детской песни — «Солнце, солнышко, приходи посмотреть на меня», на юго-западной — «Домашний очаг, да здравствует очаг любви». Все эти надписи сделаны на каталонском языке. Позднее архитектор неоднократно будет использовать надписи в своих произведениях, в частности, в здании храма Святого Семейства (Барселона).
Оригинальность взглядов Гауди проявилась и при выборе строительных материалов и полихромии. В строительстве использовались традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы (кирпич, дерево), конструктивные и декоративные элементы — подковообразные и многолопастные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду, цветные изразцы на стенах. В мусульманской архитектуре также широко использовались витражи, резные мраморные решетки на окнах, росписи. Изразцы красного, голубого, желтого, зеленого цветов выделывались шестиугольной формы, и в соединении создавали чрезвычайно изысканный геометрический орнамент коврового стиля. Согласно мавританской традиции, особое значение предавалось цвету.
Орнамент и цвет имели большое значение и для Гауди. Когда архитектору было 26 лет, он записал в дневнике: «Декоративность была, есть и будет цветная. Природа не являет нам ничего монохромного, однородного в отношении цвета. Любой объект в природе окрашен: в растительном мире, в геологии и топографии, в царстве животных — везде есть более или менее явный контраст цветов. И потому мы обязаны во-брать в каждый архитектурный элемент цветовую палитру (частично или целиком), которая, возможно, позднее исчезнет, потому что рука времени позаботится поменять ее на другую, более подходящую»4.
В этом здании Гауди впервые использует в качестве декоративного украшения керамическую плитку с изображенными на ней растительными мотивами, в данном случае бархатцами, а в решетке сада мотив пальмовых ветвей, сплетающихся в прихотливые узоры.
Этот мотив получил дальнейшее развитие в следующем творении Гауди — доме Каприччос, построенном в Комиллас (1883-1885) по заказу дона Максимо Диаса де Кихано. В декорации Каприччос архи-
тектор вновь использовал прием чередования горизонтальных рядов керамической плитки и кирпича. Зато палитра красок стала богаче и интенсивнее. Его главным украшением являются находящиеся на первом этаже у входа четыре колонны с капителями в виде пальмовых листьев, в которых гнездятся голуби.
В Каприччос проявились некоторые особенности, характерные для зрелых работ Гауди. Но и мавританское влияние сказалось здесь более откровенно: например, вертикальная башня, завершаемая «кровелькой» (новаторство архитектора), выполненная в типичном для архитектора стиле, напоминает минарет. Среди декоративных элементов появляются свойственные Гауди параболические арки, своей формой напоминающие перевернутые пчелиные улья. Цветы на изразцовых плитках — подсолнухи — расхожий европейский мотив, но часто повторяющийся, в соответствии с оформительской традицией в арабской архитектуре.
Разнообразие отделки фасадов достигло своего пика при сооружении павильонов Гуэль (1884-1887). В загородном поместье промышленника Эусебио Гуэля Гауди создал грандиозный комплекс с домиком привратника, конюшнями, спортивной площадкой. Сохранилось немногое, но когда территория усадьбы Гуэль вошла в состав Барселонского университета, началась ее реставрация, были восстановлены конюшни и манеж, в здании которых разместился Институт изучения истории архитектуры и реставрации памятников — Кафедра Гауди.
В конце Х1Х в. Испанию раздирают политические разногласия. Каталония, всегда стремившаяся к автономному положению, стала добиваться полной независимости от королевской Кастилии. Во времена Римской империи Каталония была важным торговым районом, в V в. вестготы объявили Барселону столицей своего государства, в Средние века она стала практически независимым государством, формально оставаясь графством, но с собственными законами и языком. Самостоятельность она стала терять после создания испанского государства во главе с Кастилией. В начале XIX в. она превратилась в придаток империи, лишенный своей независимости. В конце века возник не просто интерес к культуре предшествующих эпох: прошлое Каталонии становится своеобразным знаменем, под которым объеди-
няются силы, стремящиеся возродить ее суверенитет. С этой целью ее культура, искусство и история активно изучались и возрождались. В 1876 г. на базе каталонского национализма возникло национальное движение — Общество борцов за независимость (Associacio Catalanista dExcursions Cientifiques), объединившее многих представителей аристократии и интеллигенции. Важной частью программы была идея воскрешения и использования средневековых традиций в литературе и архитектуре, символом же партии стал дракон. Патриотично настроенные каталонцы выступали за независимость страны; в их числе был граф Эусебио Гуэль и сам Гауди. Поэтому многие произведения Гауди несут отпечаток его политических взглядов, отразившихся в его работе в павильонах Гуэль.
Последний раз в этом произведении в творчестве Гауди темой декора выступает интерпретация стиля мудехар: фальшивые арки с чередующимися полосами кладки, резная штукатурка, ковровым орнаментом покрывающая стены, решетки, закрывающие окна. Цоколь сделан из камней, облицовка стен — «чешуя» из терракотовых плит бежевого цвета — резко перебивается оконными проемами из красного кирпича, защищенными либо железными решетками, либо деревянными ставнями. Своды и фонари покрыты керамической плиткой ярких цветов. Часть плиток специально разбита на куски согласно придуманной Гауди технике (тренкадис), нашедшей впоследствии широкое применение в его творчестве.
Однако гораздо интенсивнее звучат новые элементы авторской декоративно-пластической системы. Разнообразие материалов и красок отвечает немыслимому богатству форм. Столовая перекрыта сферическим перегородчатым куполом (в стиле мудехар), над которым возвышается фонарь, в действительности служащий завершением вентиляционной шахты. Форма этого фонаря, с одной стороны, напоминает башенку Эль Каприччос, с другой содержит в себе зерно целой системы форм, которая разовьется в полную силу в особняке Гуэль, домах Батло (Барселона) и Мила (Барселона) и, конечно, в здании храма Святого Семейства.
Внешнее убранство здания отражает декоративный талант Гауди. Поверхность стен подчеркнута игрой формы, текстуры и материала. Даже цементные швы украшены кусочками цветной керамики. А на решетке в саду изображен дракон, закованный в цепи и яростно
пытающийся освободиться. В нем можно найти отголосок древних мифов и намек на современные политические события. В своих произведениях Гауди неоднократно использовал образ дракона, имевший для него особое значение. Вероятно, это связано с тем, что Гауди был склонен, по выражению Х. Бассегоды Нонель, к «символизму слов и их совпадений, магии чисел, звуков и цветов»5. Эти древние чудовища словно живут в его архитектуре, они украшают фонтаны, крыши и стены зданий, стерегут ворота, а интерьер дома Мила ничто иное, как скелет этого сказочного монстра.
В своих произведениях Гауди постоянно и разнообразно использовал различные декоративные элементы, в том числе и заимствованные из испано-мавританской архитектуры, соединяя их с теми деталями, что были рождены его воображением. Внешнее убранство отражает декоративный талант Гауди и его символический дух, так как в каждый из этих декоративных элементов Гауди вкладывал свой определенный смысл. «Гауди — это Микеланджело своей эпохи, гораздо более душераздирающей, сложной и противоречивой, чем ХVI век. Гауди не только творец мифологического универсума, но и прародитель мира современной скульптуры, и вдохновитель большей части "вещественной" живописи. Но помимо его достоинств как творца и архитектора <...> есть таинственная сила и священная мощь его души, воплощенная в работах, подобных которым нет во всем мире»6, — писал Х.-Э. Сирлот.
Своеобразие творчества Гауди заключается в том, что он сумел органично соединить национальные истоки и многие общеевропейские направления (готику, барокко, модерн и др.), создать новые «органические» конструктивные формы, апеллирующие к творениям живой природы, а также разработать систему декоративных элементов и символов, имеющих столь разнообразное и глубокое содержание, что и по сей день они нуждаются в интерпретации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бассегода НонельХ. Гауди. М., 1986. С. 61.
2 Тьебо Ф. Гауди. Творец архитектурной сказки. М., 2003. С. 26.
3 Там же. С. 29.
4 Цит. по: Сирлот Х.-Э. Введение в архитектуру Гауди. Барселона, 2002. С. 21.
5 Бассегода НонельХ. Указ. соч. С. 30.
6 Сирлот Х.-Э. Указ. соч. С.167.