Терапия стрессовых состояний - сложная задача, включающая в себя позицию человека, его готовность к терапии, в том числе его ответственность за свое здоровье. Эффективность использования некоторых средств борьбы со стрессом зависит от степени осознанности человеком своего здоровья. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны с использованием приемов обратной связи.
УДК 159.9.
Бахбахашвили А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) Плохоцкий А.И. (РАНХиГС, Москва, Россия)
АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАПИТАНА И СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА
В ФИЛЬМЕ «БАГРОВЫЙ ПРИЛИВ» (США, 1995)
Bakhbakhashvili A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia) Plokhotskiy A.I. (RANEPA, Moscow, Russia)
ANALYSIS OF CONFLICT RELATIONS CAPTAIN AND SENIOR ASSISTANT IN THE MOVIE «CRIMSON TIDE» (US, 1995)
Важным элементом анализа служебного конфликта является динамика отношений. При первой встрече у капитана Рамси (К.) и старшего помощника Хантера (СП) ядерной подводной лодки «Алабама» у них сложились вполне дружеские и теплые отношения. Их разговор о хобби впоследствии продолжился ближе к развязке сюжета. В первый день после отбытия они вместе любуются закатом, К. угощает СП своей дорогой сигарой, выказывая тем самым расположение к нему.
«День 1, 21 октября»
В первые дни похода К. использует «пристройку сверху», всячески наставляя на путь истинный СП, так как видит в нем будущего капитана «Алабамы». С самого начала видно, что К. и СП явно используют административно-правовые методы управления, то есть совокупность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организации. Их взаимоотношения построены, в основном, по принципу «приказ старшего по званию - беспрекословное подчинение младшего по званию».
«День 3, 23 октября»
После произошедшего пожара на камбузе, повлекшего за собой первую конфликтную ситуацию между главными персонажами фильма, можно заметить, как явно меняется отношение К. к СП, так как после ликвидации пожара К. дал приказ о запуске учебной тревоги, решение о которой показалось СП необдуманным. Обсуждение этого события с глазу на глаз дает явно понять, что К. четко демонстрирует свою позицию в этом вопросе: есть приказ и ему нужно подчинятся, а не думать! СП же считает: «Главный враг войны -это сама война». Он предпочитает не делать необдуманных поступков. Поэтому с этого момента в их взаимоотношениях наступает раскол. Эта ситуация в дальнейшем изменила ход событий, так как доверие было утеряно.
«День 11, 31 октября»
Напряжение во взаимоотношениях К. и СП усиливается. Происходит еще один конфликт, который в дальнейшем повлечет за собой целую цепь событий.
«День 12, 1 ноября»
Инцидент с вражеской подводной лодкой. Между главными героями нарастают разногласия. К. считает нецелесообразным тратить время на починку средства связи и проверять полученную из штаба информацию. Он впервые срывается на СП и предпринимает попытку снять его с должности за непо-
виновение и отправить его под арест за мятеж, прибегая также к административно-правовым методам управления членами экипажа, которым не очень нравится подчиняться СП. Они, несмотря на доверие к К., были вынуждены слушаться СП. Зафиксировав потерю К. самообладания, СП «властью, данной Уставом ВМС США» освобождает его от обязанностей и принимает командование лодки на себя, становясь при этом «нежеланным» капитаном «Алабамы».
Но, так как на корабле остались люди, верные К., в скором времени часть экипажа, вооружившись, последовала за ним. С этого момента К. и СП уже используют совершенно иной способ управления экипажем. Каждый из них вербует «своих» людей при помощи социально-психологических методов управления через их интересы, слабости, страх.
Далее события развивались очень динамично. Мятеж, смена власти, опять мятеж...
К концу фильма, мы можем наблюдать важное событие, ознаменованное интеракцией, в результате которой произошло следующее: при появлении шанса на восстановление связи со штабом, К. всё-таки дает три минуты СП на проверку данных перед пуском ракет, что в свою очередь говорит об изменении поведения К., так как он проникся той силой, с которой СП пытался не начать атомный холокост.
После восстановления связи и получения информации из штаба, К. признает свою ошибку, и передает командование судном СП.
В конце сюжета военный трибунал отправляет К. в отставку и, учитывая его рекомендации, ставит СП официальным ближайшим кандидатом на должность капитана «Алабамы». СП благодарит отставного К., тем самым их взаимоотношения в фильме завершаются на позитивном уровне.
УДК 159.9.
Бахбахашвили А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) Шелаева М.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦ (О ДИАГНОСТИКЕ ЭМОЦИЙ ПО «ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА»)
Bakhbakhashvili A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia) Shelaeva M.M. (RANEPA, Moscow, Russia)
BRAIN MECHANISMS OF PERCEPTION OF EXPRESSION RECOGNIZING EMOTIONS FROM FACIAL CLUES.
Все отношения между людьми основаны на эмоциях, которые мы передаем друг другу в основном с помощью внешних выражений. Общаясь с человеком, мы прежде всего смотрим на его лицо, бессознательно мы следим за его мимикой. Анализируя мимику, мы можем определить, какие эмоции испытывает человек, а также насколько они сильны. Несмотря на все индивидуальные и культурные различия, мимические проявления у всех нас обусловлены генетически и потому схожи. Но, в процессе развития, под воздействием социума, человек усваивает специфические культурные установки и стереотипы поведения, которые осложняют в дальнейшем восприятие и понимание людьми эмоций друг друга. Поэтому часто человек неверно распознает мимических проявлений эмоций у собеседника, что в свою очередь порождает ошибки в интерпретации поведения партнера.
Одна из наиважнейших особенностей эмоций - её коммуникативная функция. В процессе эволюции период развития у ребенка значительно увеличился, и, чтобы выжить, дитя
должно эмоционально привязаться к матери. Поэтому эмоции и стали тем самым «спасательным кругом», который обеспечил социальную связь, а, вследствие чего, и безопасность.
Выражая какие-либо эмоции, мы становимся более понятными нашему окружению, даем понять, в каком состоянии находимся.
Коммуникативная функция эмоций играет огромную роль в процессе выживания, взросления и адаптации в обществе.
У человека есть базовые универсальные эмоции. И все они имеют свою специфичность.
Во-первых, для выражения определенной эмоции используются определенные мышцы. Наиболее легко распознаются эмоции, связанные с мимическими мышцами. Во-вторых, эмоциональные выражения зависят от межполу-шарной асимметрии. На данный момент у ученых нет единого мнения по этому поводу.
Отключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало разные результаты ученым X. Терциану и К. Цекот-то. Так, при воздействии на правое полушарие наблюдалось эйфорически-маниакальное состояние, а при воздействии на левое полушарие - депрессивно-катастрофическое состояние. При поражении правого полушария у больных наблюдается бестактность, эйфория, дурашливость, неадекватность поведения.
Другие ученые имели иную точку зрения. Они утверждают, что основной причиной такой неравномерности распределения являются специфика в протекании самих эмоций.
В-третьих, в выражении эмоций немалую роль играет голос, именно с его помощью мы задаем темп речи, высоту, тембр и т. п.
Важно отметить, что в мозге человека развилась специализированная нейросистема для интерпретации базовых эмоциональных выражений.
Интерес к внешним чертам лица и его выражениям появился еще в Древней Греции, и перерос в целое учение - физиогномику. В наши дни распознавание эмоций по выражению лица является не менее актуальной проблемой.
Первыми попытались, создать методику для определения навыков распознания эмоции по выражениям лица принадлежат Э. Борингу и Э. Титченеру. Опираясь на схематические рисунки Т. Питерита, они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и получили 360 схем мимического выражения с помощью их различных комбинаций. Однако испытуемые не очень хорошо распознавали эмоции - правильных ответов было от 26 до 57%.
Следующим шагом стала разработка П. Экманом метода FAST (FacialAffectScoringTechnique) в 1970-х годах в Калифорнийском университете. Данный тест состоит из атласа фотоэталонов выражений лиц для каждой из шести основных эмоций (гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости) на трех уровнях лица: для бровей - лба, глаз - век и нижней части лица, при этом учтены и различные положения головы и ориентация взгляда. Задача испытуемого - найти сходство показываемой эмоции с фотоэталоном. Данный метод показан в сериале «Lietome».
Другая методика, направленная на распознание лицевой экспрессии, - CARAT - была разработана Р. Баком в 1972 году. В первом тесте испытуемому показываются слайды с реакциями человека на различные сцены из окружающего мира, и он должен понять, что это за сцена. Во втором - испытуемому нужно определить одну из пяти эмоций людей, изображенных на 30 небольших фрагментах общения представителей различных профессий.
Наконец, В. А. Лабунская модифицировала метод словесного портрета в метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Испытуемому необходимо описать выражения эмоций радости, гнева, отвращения,
страха, удивления и страдания, назвать, на какие особенности и проявления он ориентируется.
Понимание эмоциональных реакций других людей и правильные ответные реакции на них необходимы во множестве профессий, где есть необходимость в общении, понимании и взаимодействии с окружающими людьми.
УДК 159.9
Белавин О. А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТА
Belavin O.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
MODERN APPROACHES TO ENSURE SPECIALISTS' OCCUPATIONAL HEALTH
Согласно публикациям последних лет, значительная часть современной молодёжи недостаточно грамотна в вопросах здоровьесбережения. Необходимость разработки проблемы профессионального здоровья студентов обусловлена потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих необходимым уровнем здоровья и здоровьесберегающей компетенции. При этом необходимо отметить, что существующий опыт деятельности психолого-акмеологических служб слабо используется как работодателями, так и образовательными учреждениями.
Проблемы, касающиеся психологического и профессионального здоровья специалистов, поднимались в трудах В.М. Бехтерева, Ю.В. Варданяна, Э.Ф. Зеера, Е.М. Иванова, В.М. Карвасарского, В.Н. Мясищева, Г.С. Никифорова, А.Г. Маклакова, В.А. Пскунова, В.А. Пономаренко, А.Н. Разумова и др. За рубежом проблема профессионального здоровья поднималась в трудах Дж. Эверли, Дж. Вуда, У. Патрика, Т. Кокса, М. Мэйсик-Фрея и др.
Теперь рассмотрим отечественные и зарубежные подходы к определению психологии профессионального здоровья, и профессионального здоровья.
Согласно определению, предлагаемому Европейской академией психологии профессионального здоровья (European Academy of Occupational Health Psychology), психология профессионального здоровья рассматривается как «вклад прикладной психологии в решение вопросов профессионального здоровья..., изучение психологических, социальных и организационных аспектов динамической взаимосвязи профессиональной деятельности и здоровья» (Cox, 2000). Европейские авторы акцентируют внимание на междисциплинарном характере проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья.
Американское Общество психологии профессионального здоровья (Society of Occupational Health Psychology) рассматривает психологию профессионального здоровья, как научно-практическое направление, включающее в себя междисциплинарное сотрудничество специалистов из различных сфер (включая психологов), целью которого является улучшение качества профессиональной жизни, повышение безопасности труда, здоровья и психологического благополучия специалистов во всех видах профессиональной деятельности (Raymond, 1990).
В отечественной психологии профессионального здоровья распространённой является концепция психологического сопровождения профессиональной деятельности, предложенная Г.С. Никифоровым (2006). Она основана на идее