должно эмоционально привязаться к матери. Поэтому эмоции и стали тем самым «спасательным кругом», который обеспечил социальную связь, а, вследствие чего, и безопасность.
Выражая какие-либо эмоции, мы становимся более понятными нашему окружению, даем понять, в каком состоянии находимся.
Коммуникативная функция эмоций играет огромную роль в процессе выживания, взросления и адаптации в обществе.
У человека есть базовые универсальные эмоции. И все они имеют свою специфичность.
Во-первых, для выражения определенной эмоции используются определенные мышцы. Наиболее легко распознаются эмоции, связанные с мимическими мышцами. Во-вторых, эмоциональные выражения зависят от межполу-шарной асимметрии. На данный момент у ученых нет единого мнения по этому поводу.
Отключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало разные результаты ученым X. Терциану и К. Цекот-то. Так, при воздействии на правое полушарие наблюдалось эйфорически-маниакальное состояние, а при воздействии на левое полушарие - депрессивно-катастрофическое состояние. При поражении правого полушария у больных наблюдается бестактность, эйфория, дурашливость, неадекватность поведения.
Другие ученые имели иную точку зрения. Они утверждают, что основной причиной такой неравномерности распределения являются специфика в протекании самих эмоций.
В-третьих, в выражении эмоций немалую роль играет голос, именно с его помощью мы задаем темп речи, высоту, тембр и т. п.
Важно отметить, что в мозге человека развилась специализированная нейросистема для интерпретации базовых эмоциональных выражений.
Интерес к внешним чертам лица и его выражениям появился еще в Древней Греции, и перерос в целое учение - физиогномику. В наши дни распознавание эмоций по выражению лица является не менее актуальной проблемой.
Первыми попытались, создать методику для определения навыков распознания эмоции по выражениям лица принадлежат Э. Борингу и Э. Титченеру. Опираясь на схематические рисунки Т. Питерита, они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и получили 360 схем мимического выражения с помощью их различных комбинаций. Однако испытуемые не очень хорошо распознавали эмоции - правильных ответов было от 26 до 57%.
Следующим шагом стала разработка П. Экманом метода FAST (FacialAffectScoringTechnique) в 1970-х годах в Калифорнийском университете. Данный тест состоит из атласа фотоэталонов выражений лиц для каждой из шести основных эмоций (гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости) на трех уровнях лица: для бровей - лба, глаз - век и нижней части лица, при этом учтены и различные положения головы и ориентация взгляда. Задача испытуемого - найти сходство показываемой эмоции с фотоэталоном. Данный метод показан в сериале «Lietome».
Другая методика, направленная на распознание лицевой экспрессии, - CARAT - была разработана Р. Баком в 1972 году. В первом тесте испытуемому показываются слайды с реакциями человека на различные сцены из окружающего мира, и он должен понять, что это за сцена. Во втором - испытуемому нужно определить одну из пяти эмоций людей, изображенных на 30 небольших фрагментах общения представителей различных профессий.
Наконец, В. А. Лабунская модифицировала метод словесного портрета в метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Испытуемому необходимо описать выражения эмоций радости, гнева, отвращения,
страха, удивления и страдания, назвать, на какие особенности и проявления он ориентируется.
Понимание эмоциональных реакций других людей и правильные ответные реакции на них необходимы во множестве профессий, где есть необходимость в общении, понимании и взаимодействии с окружающими людьми.
УДК 159.9
Белавин О. А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТА
Belavin O.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
MODERN APPROACHES TO ENSURE SPECIALISTS' OCCUPATIONAL HEALTH
Согласно публикациям последних лет, значительная часть современной молодёжи недостаточно грамотна в вопросах здоровьесбережения. Необходимость разработки проблемы профессионального здоровья студентов обусловлена потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих необходимым уровнем здоровья и здоровьесберегающей компетенции. При этом необходимо отметить, что существующий опыт деятельности психолого-акмеологических служб слабо используется как работодателями, так и образовательными учреждениями.
Проблемы, касающиеся психологического и профессионального здоровья специалистов, поднимались в трудах В.М. Бехтерева, Ю.В. Варданяна, Э.Ф. Зеера, Е.М. Иванова, В.М. Карвасарского, В.Н. Мясищева, Г.С. Никифорова, А.Г. Маклакова, В.А. Пскунова, В.А. Пономаренко, А.Н. Разумова и др. За рубежом проблема профессионального здоровья поднималась в трудах Дж. Эверли, Дж. Вуда, У. Патрика, Т. Кокса, М. Мэйсик-Фрея и др.
Теперь рассмотрим отечественные и зарубежные подходы к определению психологии профессионального здоровья, и профессионального здоровья.
Согласно определению, предлагаемому Европейской академией психологии профессионального здоровья (European Academy of Occupational Health Psychology), психология профессионального здоровья рассматривается как «вклад прикладной психологии в решение вопросов профессионального здоровья..., изучение психологических, социальных и организационных аспектов динамической взаимосвязи профессиональной деятельности и здоровья» (Cox, 2000). Европейские авторы акцентируют внимание на междисциплинарном характере проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья.
Американское Общество психологии профессионального здоровья (Society of Occupational Health Psychology) рассматривает психологию профессионального здоровья, как научно-практическое направление, включающее в себя междисциплинарное сотрудничество специалистов из различных сфер (включая психологов), целью которого является улучшение качества профессиональной жизни, повышение безопасности труда, здоровья и психологического благополучия специалистов во всех видах профессиональной деятельности (Raymond, 1990).
В отечественной психологии профессионального здоровья распространённой является концепция психологического сопровождения профессиональной деятельности, предложенная Г.С. Никифоровым (2006). Она основана на идее
сквозного психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из неё, на формирование целостного и сбалансированного знания о психологическом обеспечении специалиста на протяжении всего профессионального пути.
Концепция Л.М. Митиной (1998) рассматривает профессиональное здоровье, как многоуровневую систему, состоящую их инструментального, смыслового и прикладного уровней. Основное внимание в рамках данного подхода уделяется самосознанию профессионала и возможности его самоизменения в ходе трудовой деятельности.
В.А. Пономаренко (1986) рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности.
А.Г. Маклаков (1996) считает, что профессиональное здоровье - это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.
Рассматривая человека в качестве субъекта профессиональной деятельности, Е.А. Климов сформулировал следующее определение: профессиональное здоровье - это способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности.
Г.Г. Вербина предлагает психолого-акмеологическую концепцию развития профессионального здоровья специалиста. В рамках этого подхода внимание сосредотачивается на развитии и организации профессионального здоровья при психолого-акмеологическом сопровождении с целью формирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей обучающей среды. Профессиональное здоровье понимается, как система основных психофизиологических функций, личностных качеств деятельностных проявлений, сфор-мированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного развития профессионального здоровья, и одновременно как личностное качество, которое обеспечивает интеграцию всех уровней и модальностей внутренней организации человека как целостности (Вербина, 2011).
Обобщая все вышеперечисленные подходы, можно сказать, что деятельность по развитию и обеспечению профессионального здоровья специалиста требует использования знаний, полученных из психологии здоровья, организационной психологии, психологии труда, социальной психологии, психофизиологии, медицинской психологии, юриспруденции, акмеологии и т.д. Психология профессионального здоровья должна обеспечивать комплексное психологическое и психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалиста, изучать внутренние и внешние факторы формирования, развития и сохранения профессионального здоровья человека.
УДК 159.9.
Богданов Н.А. (МПГУ, Москва, Россия) [email protected] Аниськина А.П. (МГМСУ, Москва, Россия) [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Bogdanov N.A. (MPGU. Moscow, Russia)
Aniskina A.P. (MGMDU. Moscow, Russia)
THE INFORMATION LITERACY AS AN ACMEOLOGICAL FACTOR OF PERSONAL GROWTH
Акмеология является наукой о ценности личности, ее самосовершенствовании и способности высокоэффективно осуществлять свою социальную роль и профессиональную деятельность.
В акмеологическом понимании профессионализм - это свойство развивающейся личности, в котором интегрированы личностные и деятельностные стороны. Очевидно, что для достижения профессиональных вершин, личность должна стремиться к развитию, проявлять творческую активность, самостоятельность, решать непростые задачи, требующие знаний из многих смежных областей.
Как наука о человекознании, акмеология имеет множество межпредметных связей. Это позволяет определять акмеологи-ческие закономерности, решать научные проблемы. Межпредметные связи отличаются содержанием и направленностью, характером и широтой предмета, его ценностными ориента-циями. В настоящее время наметилась тенденция к дифференциации, появились новые самостоятельные научные направления - педагогическая акмеология, медицинская акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др. В рамках медицинской акмеоло-гии особенно активно идет развитие таких направлений как психология личности, генетическая психология, психология развития, социальная и возрастная психология, клиническая психология. Акмеологические исследования личностно-про-фессионального развития в последние годы осуществлялись главным образом на представителях различных профессий. Это позволяет утверждать, что в процессе личностно-профес-сионального развития происходят прогрессивные изменения в структуре личности.
Наши исследования проводились на кафедре биологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Оценивались некоторые ак-меологические особенности развития личности студентов, будущих клинических психологов, с учетом их информационной грамотности. Освоение программ высшего профессионального образования предполагает значительную долю самостоятельной работы с использованием различных приемов и методов работы с информацией. На практике часто выявляется недостаточная подготовка студентов в области информационных знаний и умений. Анализ состояния информационной подготовки студентов факультета клинической психологии медицинского университета позволяет говорить о том, что преподаватели сталкиваются с рядом проблем, имеющими системный характер. Если отдельные действия не вызывают затруднений (например, способность использовать инструменты ИКТ для обнаружения информации, умение собирать и извлекать информацию), то некоторые виды деятельность вызывают значительные трудности. Наиболее характерные среди них следующие: